ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Варзуга. Храмовый комплекс Пречистенской (Успенской) стороны.


Варзуга. Храмовый комплекс Пречистенской (Успенской) стороны
Деревянный храмовый комплекс. Действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Год постройки:Дата постройки неизвестна.
Адрес:
Мурманская область, Терский район, с. Варзуга

Координаты: 66.394951, 36.589429
Проезд:От Кандалакши через Умбу на Варзугу примерно 250 км





Сортировка:

Храмовый комплекс Пречистенской (Успенской) стороны, Панорама Пречистенской стороны<br>, Варзуга, Терский район, Мурманская область
Панорама Пречистенской стороны
Валерий ДолженкоАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
10 июня 2024
Храмовый комплекс Пречистенской (Успенской) стороны, Вид от школы<br>, Варзуга, Терский район, Мурманская область
Вид от школы
Валерий ДолженкоАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
10 июня 2024
Храмовый комплекс Пречистенской (Успенской) стороны, , Варзуга, Терский район, Мурманская область
Евгений Шелковников
13 сентября 2016
Храмовый комплекс Пречистенской (Успенской) стороны, , Варзуга, Терский район, Мурманская область
Евгений Шелковников
13 сентября 2016
Храмовый комплекс Пречистенской (Успенской) стороны, Вид противоположного берега реки Варзуги<br>, Варзуга, Терский район, Мурманская область
Вид противоположного берега реки Варзуги
Игорь Демин
18 июля 2004
Храмовый комплекс Пречистенской (Успенской) стороны, , Варзуга, Терский район, Мурманская область
Сергей Чернов
30 августа 2023
Храмовый комплекс Пречистенской (Успенской) стороны, , Варзуга, Терский район, Мурманская область
Вадим Павлов
6 июля 2022
Храмовый комплекс Пречистенской (Успенской) стороны, , Варзуга, Терский район, Мурманская область
Вадим Павлов
6 июля 2022
Храмовый комплекс Пречистенской (Успенской) стороны, , Варзуга, Терский район, Мурманская область
Вадим Павлов
6 июля 2022
Храмовый комплекс Пречистенской (Успенской) стороны, , Варзуга, Терский район, Мурманская область
Сергей Чернов
17 сентября 2021
Храмовый комплекс Пречистенской (Успенской) стороны, , Варзуга, Терский район, Мурманская область
Алексей Полудницын
16 августа 2020
Храмовый комплекс Пречистенской (Успенской) стороны, , Варзуга, Терский район, Мурманская область
Алексей Полудницын
16 августа 2020
Храмовый комплекс Пречистенской (Успенской) стороны, , Варзуга, Терский район, Мурманская область
Сергей и Маша ПоповыАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
8 сентября 2009
Храмовый комплекс Пречистенской (Успенской) стороны, , Варзуга, Терский район, Мурманская область
Сергей и Маша ПоповыАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
8 сентября 2009
Храмовый комплекс Пречистенской (Успенской) стороны, , Варзуга, Терский район, Мурманская область
Сергей и Маша ПоповыАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
8 сентября 2009
Храмовый комплекс Пречистенской (Успенской) стороны, , Варзуга, Терский район, Мурманская область
Сергей и Маша ПоповыАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
8 сентября 2009
Храмовый комплекс Пречистенской (Успенской) стороны, Вид с запада. Слева - Успенская церковь, справа - Афанасьевская церковь<br>, Варзуга, Терский район, Мурманская область
Вид с запада. Слева - Успенская церковь, справа - Афанасьевская церковь
Игорь Демин
10 июля 2004
Храмовый комплекс Пречистенской (Успенской) стороны, , Варзуга, Терский район, Мурманская область
Сергей и Маша ПоповыАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
8 сентября 2009
Храмовый комплекс Пречистенской (Успенской) стороны, , Варзуга, Терский район, Мурманская область
Сергей и Маша ПоповыАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
8 сентября 2009
Храмовый комплекс Пречистенской (Успенской) стороны, Икона написана в технике финифти. Автор кандалакшская художница Нина Снигур.<br>, Варзуга, Терский район, Мурманская область
Икона написана в технике финифти. Автор кандалакшская художница Нина Снигур.
Евгений ВишневскийАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
20 июля 2009
Храмовый комплекс Пречистенской (Успенской) стороны, Источник: Соболев Н. Н. "Русская народная резьба по дереву". Москва-Ленинград, 1934<br>, Варзуга, Терский район, Мурманская область
Источник: Соболев Н. Н. "Русская народная резьба по дереву". Москва-Ленинград, 1934
Лобготт Пипзам
Храмовый комплекс Пречистенской (Успенской) стороны, Фото 1900-х гг. Из собрания Мурманского областного краеведческого музея.<br>, Варзуга, Терский район, Мурманская область
Фото 1900-х гг. Из собрания Мурманского областного краеведческого музея.
Алексей Кротов
Храмовый комплекс Пречистенской (Успенской) стороны, , Варзуга, Терский район, Мурманская область
Дмитрий Островский
27 сентября 2002



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Сергей и Маша Поповы
 
Сергей и Маша ПоповыАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 7 октября 2012

Варзугский Петропавловский приход в настоящее время состоит из одного села Варзуги, расположенного по обоим берегам реки Варзуги, в 23 верстах от впадения ее в Кандалакшскую губу, в 18-ти от села Кузомени с одной стороны и в 27-35 от Кашкаранского прихода с другой, в 500-х от г. Колы и в 1040 от г. Архангельска. Жителей в нем к 1896 г. состояло 396 м. п. и 426 ж. п., дворов 146.

Означенный состав прихода окончательно определился только с 12 декабря 1890 г. До сего же времени половина (меньшая) с. Варзуги, находящаяся  на правом берегу реки, где имеется Успенская церковь, вместе с дер. Кашкаранской и Сальницкой составляли особый Варзугско-Успенский приход. Затем, по указу Св. Синода от 12 дек. 1890 за № 4529. Успенская половина с. Варзуги присоединена к Петропавловской и образован из них один Варзугско-Петропавловский приход; а из деревень Кашкаранца и Сальницы, приписанных к бывшему Варзугско-Успенскому приходу, и из Оленицы, входившей в состав Варзугско-Петропавловского прихода, учрежден особый Кашкаранский приход. Затем, в состав Варзугских - Петропавловского и Успенского приходов входили до 1844 г. вышеописанные Тетринский и Чапомский приходы и до 1881 г. - Кузоменский.

Приходское предание считает из бывших двух Варзугских приходов древнейшим приход Успенский, но и Петропавловский, по крайней мере, уже, в конце XVII ст. следует признать существовавшим самостоятельно, что видно из надписи на колоколе: «202 г., купил сей колокол Варзугской волости в церковь, верховных апостол Петра и Павла и св. Николая Чудотворца на церковные деньги каргополец Иван Андреев сын Попов, весу 25 п. 11 ф.»; а также - на напрестольном деревянном кресте, «лета 7205 маия в 24 день положил сей крест каргополец Андрей Евсигниев сын Попов, да сын его, Иван Андреев».

Источник: Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. - Архангельск, 1896. Вып. III: Уезды Онежский, Кемский и Кольский


Марина Зуйкова 3 февраля 2019

Варзуга — древнейшее русское поселение на Кольском полуострове. Первое упоминание о жителях Терского берега в первой Новгородской летописи относится к 1216 году. Первые русские поселения на Терском берегу появились в середине XV века. Это были выходцы из Новгородской земли, которые избрали место на 30 верст отстоящее от устья реки Варзуги, впадающей в Белое море.

В конце XV века Варзуга была уже довольно крупным селением. Основным источником доходов местного населения были продажа семги, вылавливаемой в реке Варзуге, а также добыча жемчуга и раковин, водившихся как в Варзуге, так и в других реках. Кроме того, большое значение имел также "торосовый" промысел (бой тюленя) и рыбный промысел на побережье Кольского полуострова и вдоль побережий Ледовитого океана. Богатые варзужские жители вели крупную торговлю на Двине и в Москве, что требовало знания грамоты. Поэтому среди варзужан было много грамотных людей, о чем свидетельствуют записи в документах XVI века. Суровая жизнь поморов была полна тяжестей и лишений, которые более всего располагают душу человека к Богу. Поморы были глубоко религиозными людьми.

Огромным бедствием для Варзуги стал опричный погром 1568 года. По жалобе двинских богачей, обвинивших варзужан в строптивости и отказе платить дань, царь Иоанн Грозный послал на Терский берег отряд служилых людей во главе с Басаргой Леонтьевым. Царские слуги начисто разорили Варзугу. Часть варзужан бежали от зверств карателей на Мурманский берег и в другие места. От голода и болезней, последовавших за разорением села, погибло много ни в чем не повинных жителей. Волость надолго запустела. В 1575 году правительственные власти с трудом сыскали часть разбежавшихся жителей и вернули их в свои дворы, а взамен погибших на их участки поселили новых людей.

Первыми, кто пришел на помощь жителям, были монахи Соловецкого, а затем и Николо-Карельского, Троице-Сергиева, Антониево-Сийского монастырей, которые впоследствии имели в Варзуге свои подворья. В благодарность за помощь крестьяне жертвовали монастырям различное домашнее имущество, скот, деньги, земли. Об этом свидетельствуют вкладные книги монастырей.

В XVI-XVII веках на Руси строится огромное количество часовен, колоколен, церквей и церковных построек. Инициатива строительства храмов чаще исходила от самих верующих. Рубить церковь поручалось далеко не всякому плотнику. Для этого отбирались люди "негреховного поведения, единобрачные, а не двоеженцы".

Почти все поморы хорошо владели топором. Они сами рубили избы: крыши крылись тесом, в окна вставлялась прозрачная слюда; крыльцо, наличники окон, а также домашнюю утварь украшали деревянной резьбой. По описи 1563 года, в Варзуге было 3 церкви: две из них на левом берегу реки в большей части села - в честь Николы-чудотворца и в честь апостолов Петра и Павла, а третья - на противоположном берегу в честь Успения Богородицы. Мореходы особо чтили Николая Угодника, обращаясь к нему с молитвой во время штормов и бедствий на море. В его честь построено множество церквей в Поморье: "От Холмогор до Колы - 33 Николы". Молитвы, обращенные к апостолам Петру и Павлу, способствовали успеху промыслов и торговли. Пресвятой Богородице православный народ молился как Заступнице перед Господом, сострадательнице горестям и несчастьям. И сегодня она дарует молитвенникам душевный покой, исцеление от недугов и скорбей. Прихожане этих церквей сами заботились о ремонте и обеспечении храмов всем необходимым. Существовал обычай, по которому выручка от рыбы, пойманной в храмовый праздник, шла на нужды церкви.

В более поздних описях села Варзуги отмечены еще две церкви: Афанасьевская и Зосимо-Савватиевская. Неизвестно, что случилось с Успенской церковью, упомянутой в описи 1563 года, но в начале 70-х годов XVII века вместо нее сооружается новая Успенская церковь, стоящая и поныне. Надпись на кресте, укрепленном на южной стене церкви, гласит: "Освятися алтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и водружен бысть крест сий в церкви Успения Богородицы в лето 1674 месяца августа в 4 день при Благоверном царе и Великом князе Алексии Михайловиче всея Великия и Малыя и Белыя Русии самодержце меж патриаршеств и при митрополите Иоакиме Великого Новаграда и великих Лук".

В 1854 году в приходе Успенской церкви числилось 159 дворов, из них 54 в самой Варзуге, а остальные за ее пределами. Известно имя строителя церкви - это местный крестьянин Климент Кириллович Федоров.

Несомненно, Успенская церковь является творением большого мастера. Издали она кажется удивительно стройной и совершенной. Силуэт ее как бы органически сливается с окружающей местностью. Обращает на себя внимание исключительно удачная пропорциональность всех ее частей и элементов. С близкого же расстояния церковь выглядит величественной и торжественной. Высота основного объема Успенской церкви 13 метров, а высота всей остальной надстройки - 21 метр. Такое соотношение размеров называется "золотым сечением". Сверху здание церкви имеет вид равноконечного креста. Свободная площадь, отведенная для молящихся, составляет 70 квадратных метров.

Красота постройки достигалась не только изящностью форм, но и внешним декоративным убранством - наличием большого числа резных деталей: крылечных столбиков, оконных наличников, бочечных причелин и коньков, узорных концов пластинчатой кровли, кружевным обрамлением верхней и нижней части купола. Все детали были выполнены из дерева различных оттенков: от серебристо-белых и золотистых до красно-бурых и темных. Для обеспечения долговечности использовалась наиболее стойкая древесина - сосна. Между бревнами выкладывалась двойная прокладка из бересты. Благодаря этому в неотапливаемой церкви в любую погоду было сухо и на стенах не появлялось ни плесени, ни пятен. Круто покатые поверхности кровель - у главки, шатра, бочек - сверху донизу обеспечивали быстрый сток влаги. Иконостас Успенской церкви, согласно надписи на доске, прикрепленной у входа в алтарь, был освящен 3 августа 1677 года, спустя 3 года после окончания строительства церкви. Он включал 84 иконы.

Успенская церковь впитала строительный опыт многих поколений русских людей. В ее конструкции все технически целесообразно. Церковь высотой в 34 метра возводилась без каких-либо механизмов, без единого гвоздя или скрепляющей скобы. Это, по образному выражению - "песня древнего топора". Благодаря мастерству и мудрости наших предков, а также Божьей милостью, церковь сохранилась до наших дней, но, к сожалению, не в своем первозданном виде. Позднейшие переделки (1847-1848гг., 1860г., 1867г.) значительно исказили ее внешний и внутренний облик. В 1894 году был произведен последний крупный ремонт церкви, о котором сохранилась надпись на щите, прибитом к основанию креста внутри главки. Летом 1913 года церковь была заново окрашена. Несмотря на все изменения, Успенская церковь не утратила художественной цельности, стройности, простоты и торжественности, и считается лучшей среди деревянных одноглавых шатровых церквей Русского Севера.

После революции 1917 года на Кольском Севере не осталось практически ни одного храма. На Терском берегу сохранилась лишь Успенская церковь.

В 1960 году Успенскую церковь посетила группа работников государственного Эрмитажа, которые констатировали необходимость профилактического ремонта церкви, произвели опись имеющегося имущества и часть икон отправили на реставрацию. В 1961 году мурманский архитектор Н.П. Быстряков по имеющимся описаниям изготовил точный макет Успенской церкви в том виде, в каком она была построена в XVII веке. Этот макет хранится в Мурманском областном краеведческом музее. Церковь, признанная памятником русского деревянного зодчества XVII века, в 1973 году была реставрирована. В ходе этой последней реставрации была обновлена вся ее верхняя часть.

В 1996 году храм был возвращен Русской Православной Церкви, и в нем было возобновлено богослужение. Однако состояние Успенской церкви требует ремонта и реставрации. В настоящее время православный приход села Варзуги имеет в Успенской церкви главный престол.

Состояние храма плачевное: требуют срочного ремонта кровля и стены здания, на окнах отсутствуют решетки, отсутствует сигнализация, необходимые для обеспечения сохранности имущества церкви и икон, из которых более пятидесяти нуждаются в реставрации. Часть икон, принадлежащих Успенской церкви, уже отреставрированы и находятся в областном краеведческом музее, который готов передать иконы в церковь при наличии условий, обеспечивающих их сохранность.

Кроме Успенской церкви, в состав церковного комплекса Пречистенской стороны села входит зимняя церковь святителя Афанасия Великого, архиепископа Александрийского (здание постройки 1852 года). В этом месте, согласно летописи за 1473 год, находился храм, построенный соловецкими монахами. Второй придел этой церкви освящен в честь преподобных Зосимы и Савватия, соловецких чудотворцев. К престольному празднику Успения Богородицы освящена колокольня Пречистенского комплекса со звонницей из семи колоколов.

Никольский комплекс села состоит из церкви святых первоверховных апостолов Петра и Павла (зимняя, с 1938г. использовалась как склад, в 1998г. возвращена верующим), и семиглавого собора Николая Чудотворца с двумя приделами: святого пророка Божия Илии и преподобного Сергия Радонежского. Это здание и поныне используется под магазин. Колокольня этого комплекса разрушена.

В зону пасторского окормления иеромонаха Митрофана входят также села Кузомень и Кашкаранцы. В селе Кузомень церковь святого великомученика Димитрия Солунского разрушена, планируется ее строительство. В селе Кашкаранцы в церкви Тихвинской иконы Божией Матери находится клуб. У алтаря церкви восстановлена могила преподобных Астерия, Авксентия и Тарасия Кашкаранских, местночтимых святых со служением панихид. Кроме того, на берегу Белого моря восстановлена могила и часовня преподобного Безымянного инока Кашкаранского (все почитаются по резолюции преосвященного Парфения, епископа Архангельского и Холмогорского на докладе консистории в 1862 году).

Ирина Поливцева (использованы материалы очерка И.Ф. Ушакова "Успенская церковь в селе Варзуга", Мурманское книжное издательство, 1974 год)

http://trifon.dobrohot.org/xramyi-kolskogo-severa/varzuga-pravoslavnaya.html


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 4 августа 2025

«…Интересный вариант смешанной композиции (сочетание линейного и парного типов) - село Варзуга (Кировский район Мурманской области). Основанное еще новгородскими людьми и ставшее со временем одним из крупных и богатых сел Севера, Варзуга разместилась в большом удалении от морского побережья (22 км), на берегах реки того же названия. Это вызвано было, во-первых, стремлением укрыться от иноземных набегов за порогами нижнего течения Варзуги и, во-вторых, тем, что здесь, в излучине реки, образовались хорошие заливные луга, защищенные от ветров высокими грядами (кейвами) коренных берегов. Порядки домов расположились на обоих берегах: два порядка (большая часть села с лучшей, южной, ориентацией) - на левом берегу и один - на правом.

Здесь, в Варзуге, представлен нечастый случай образования двух приходов в одном селе. Правобережный Успенский приход состоял из известной шатровой Успенской церкви (1674 г.), сменившей более древнее сооружение, одноглавой Никольской (ХІХ в.) и колокольни (XVIII в., не сохранилась). В 1578 г. на левом берегу был образован Петропавловский приход также из двух церквей и колокольни. Оба храмовых комплекса, образуя парную композицию, стояли почти напротив друг друга, зрительно связывая две части села. Одновременно каждый общественный центр организовывал жилое пространство на своем берегу.

Успенская церковь, как наиболее высокая и выразительная по силуэту, играла ведущую роль при двустороннем линейном восприятии села с реки и с сухопутной дороги от морского побережья (от деревень Усть-Варзуга и Кузомень). Несмотря на потери, и сегодня село Варзуга производит впечатление цельной, ясной и гармоничной композиции, где все размеры сооружений соответствуют зрительным расстояниям между ними…»

Источник: Ансамбль в народном зодчестве русского Севера (пространственная организация, композиционные приёмы, восприятие) / Ю. С. Ушаков. — Л.: Стройиздат, Ленинградское отделение, 1982, стр. 77-79

Ансамбль в народном зодчестве русского Севера - Ушаков Ю.С. - 1982



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.