ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Варзуга. Церковь Николая Чудотворца.


Варзуга. Церковь Николая Чудотворца
Деревянная церковь. Не действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Николая Чудотворца
Год постройки:1705.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Мурманская обл., Терский р-н., с. Варзуга

Координаты: 66.400251, 36.589354





Церковь Николая Чудотворца, Вид с запада<br>, Варзуга, Терский район, Мурманская область
Вид с запада
Игорь Демин
20 июля 2004
Церковь Николая Чудотворца, Вид с северо-запада<br>, Варзуга, Терский район, Мурманская область
Вид с северо-запада
Игорь Демин
20 июля 2004
Церковь Николая Чудотворца, Вид с востока<br>, Варзуга, Терский район, Мурманская область
Вид с востока
Игорь Демин
20 июля 2004
Церковь Николая Чудотворца, фото с сайта trifon.dobrohot.org<br>, Варзуга, Терский район, Мурманская область
фото с сайта trifon.dobrohot.org
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1913



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Игорь Демин  30 мая 2007

Первой приходской церковью Варзуги, «состоявшей под владением монастыря», как пишет архимандрит Досифей в своем «Описании Соловецкого монастыря» 1836 года, стал храм во имя Святого Чудотворца Николая с приделом Успения Пресвятой Богородицы. Местный краевед И.Ф. Ушаков пишет, что Никольская церковь была первым православным храмом на Кольском полуострове. Нынешнее здание церкви построено, предположительно, в XVIII веке.

В советское время храм был закрыт, с него снесены все семь глав. С 30-х годов ХХ века он используется как колхозный магазин, причем вход в него прорублен через алтарь. В память о храме с западной стороны установлена икона св. Николая. По имени этого храма часть села, расположенная на левом берегу реки Варзуги, называется Никольской.


Азарова Ольга
 
Азарова ОльгаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  10 декабря 2014

Церковь святителя Николая в Варзугском приходе

Церковь святителя Николая в селе Варзуга входит в число храмов некогда большого Петропавловского Варзугского прихода, расположенного по обоим берегам реки с тем же именем. Сегодня это Терский район Мурманской области, протянувшейся вдоль берега Белого моря на Кольском полуострове. Другой вариант названия района - «Турий», бытовал в древности и обозначал весь полуостров. Первые славянские поселения здесь отмечены еще в XII веке. По большей части среди жителей были выходцы из новгородских и ростово-суздальских земель. В XIV-XV веках в этой богатой местности уже появились владения влиятельных новгородских бояр. В 1471 году все здешние земли переходят под власть великого князя московского – Ивана III Васильевича. С 1486 года на Терских землях обширные угодья принадлежали Соловецкому монастырю, немного позднее – Антониево-Сийскому и Спасо-Прилуцкому монастырям. До 1682 года территория входила в состав Новгородской епархии, затем Холмогорской и Важеской.

Село Варзуга уже в XV-XVI веках считалось одним их крупнейших на «Турьем берегу». По Описи 1563 года оно раскинулось по обе стороны реки и имело три деревянных храма: святителя Николая и апостолов Петра и Павла на левом берегу – в большей части села; и Успения Пресвятой Богородицы на правом Пречистенском (или Успенском) берегу реки Варзуги [1]. Успенский храм, наиболее знаменитый, существовал и ранее: первое свидетельство о нем датировано 1491 годом. Об этом можно судить на основе тарханной грамоты архиепископа Новгородского Геннадия от данного года об освобождении от архиепископских сборов Варзугской церкви, принадлежащей Соловецкому монастырю. Предание гласит, что эта грамота относится именно к Успенской церкви, хотя существует мнение, что имелся в виду Никольский храм с приделом Успения Пресвятой Богородицы [2]. В 1575 году все эти храмы упоминаются как заброшенные: «…волость Варзуга над рекою над Варзугою, а в волости церковь Никола чудотворец, да церковь теплая с трапезою Петра и Павла, стоят без пенья... Да за рекою за Варзугою от Умскои стороны церковь с трапезою Успенье Пречистые стоит без пенья» [3]. Причиной такого запустения стал опричный карательный поход 1565 года, получивший название «Басаргин правеж». Лишь на рубеже XVI-XVII веков в приходе были возведены еще два храма. В 1597 году - «лета 7105 мца апреля в 10 день» – Афанасьевский и, немного позднее, - Зосимо-Савватиевский (об этом говорится в грамоте преосв. Афанасия, архиепископа Холмогорского и Важеского, от 1683 года на построение нового Афанасиевского храма взамен ветхого) [4]. В XIX столетии при храмах существовали две колокольни.

Из пяти храмов до нашего времени в разной степени сохранности уцелело четыре (храм во имя свв. Зосимы и Савватия Соловецких был разобран около 1877 года). Они составляют Успенский и Никольский храмовые комплексы. Из двух колоколен осталась только одна – при Успенском храме 1674 года. Остальные три храма неоднократно перестраивались. Существующий ныне храм св. Афанасия Великого, входящий в Успенский храмовый комплекс, датируется 1877 годом, а Петропавловский (Никольский комплекс) – 1864 годом (до этого храм был освящен в 1757 году, но сгорел в 1853 г.).

Церковь во имя святителя Николая с приделом Илии пророка, как это уже было сказано, впервые упоминается в 1491 году, когда ее «возобновили» на месте еще более древней иноки Соловецкого монастыря. На протяжении XVI столетия церковь неоднократно фигурировала в писцовых книгах (1563 и 1575 год, см. выше). В этот период при ней, по всей вероятности, существовал придел во имя Успения Пресвятой Богородицы [5]. Пока не найдены сведения о ее облике и возобновлениях до конца XVII века. Как бы то ни было, существующий ныне храм был вновь выстроен в 1705 году на средства местных жителей и освящен 28 и 29 июня (придел) по ст. ст. [6]. Новый храм представлял собой четырехугольный сруб, крытый на четыре ската и увенчанный пятью главками (не сохранились). Одна главка венчала придел. В 1851 году к храму пристроили галерею с западной стороны сруба. При храмах святителя Николая и апостолов Петра и Павла в 1885 году на месте ветхой возвели колокольню, которая не сохранилась до нашего времени [7].

Ее небольшой подбор состоял из семи старинных колоколов XVII-XVIII веков. Так, в 1694 (7202) году небольшой колокол пожертвовал житель Каргополя: «202 году купил сей колокол Варзугской волости церковь Петра и Павла и Николая Чудотворца на церковныя деньги каргопол Иван Андреев сын Попов, весу 25 п. 11 ф.» [6]. Еще один колокол весом в 13 пудов, согласно надписи на нем, был отлит в 1755 году: «лит сей колокол к церкви Николая Чудотворца в Варзугу – 1755 г. Лил мастер Иван Христофоров» [6]. Наиболее интересен третий из них весом в 125 пудов. Из надписи на нем мы узнаем, что изготовившие его мастера принадлежали к известной в конце XVII века семье литейщиков Лодыгиных: «лили сей колокол мастера Яков да Иван Лодыгины» [6]. Дата отливки колокола неизвестна, но на основе данных о деятельности мастеров из этой семьи, его можно датировать концом XVII – началом XVIII столетия.

Иван Лодыгин был братом Михаила Матвеевича Лодыгина. О нем известно немногое. В 1680-е - 1690-е годы он работал на московском Пушечном дворе. На сегодняшний день имеются сведения о четырнадцати его колоколах, отлитых с 1685 по 1693 год. Из них сохранились шесть. Колокола эти следующие: 1. Колокол для звонницы Антониево-Сийского монастыря (1685 год, судьба неизвестна); 2. Колокол Николо-Дворищенского собора в Новгороде Великом (1686 год, находится перед звонницей собора Святой Софии); 3. Колокол весом в 60 пудов для Орловской Всесвятской церкви (Орловская волость Великоустюжского уезда Вологодской губернии, ныне урочище Всехсвятский луг на полуострове между Югом и Лузой, Орловское с/п, Великоустюгский район Вологодской области) - 1686 год, не сохранился; 4. Колокол для колокольни Новодевичьего монастыря (1688 год, находится на колокольне монастыря); 5. Колокол для Николо-Пешношского монастыря (1688 год. До 1905 года находился на колокольне Петропавловского собора в Санкт-Петербурге, а сейчас хранится в собрании Артиллерийского музея); 6. Колокол для Вознесенского монастыря в Московском Кремле (1688 год, не сохранился); 7. Колокол для храма св. Сергия Радонежского а Крапивниках (1689 год, не сохранился); 8. Колокол для храма святителя Николая в Хамовниках (1689 год, находится на колокольне храма); 9. Колокол для храма св. Харитона Исповедника в Харитоньевском переулке в Москве (1689 год, находится на колокольне церкви Спаса на Песках недалеко от Арбата); 10. Колокол для храма Параскевы Пятницы, что в Охотном ряду (1690 год, находится в экспозиции МГОМЗ «Коломенское»). 11. Колокол Зеленецкого монастыря в Великом Новгороде (1690 год, не сохранился); 12. Колокол для подбора Спасо-Преображенского собора в Нижнем Новгороде (1691 год, не сохранился); 13. Колокол на колокольню собора Рождества Пресвятой Богородицы в Устюжне Вологодской области (1691 год, колокол уничтожен в 1936 году вместе с колокольней); 14. При сопоставлении косвенных данных, можно предположить , что Михаил Ладыгин изготовил большой 3555-пудовый колокол для Троице-Сергиева монастыря в 1693 году, но эти данные нуждаются в уточнении (колокол перелит в 1748 году). Некоторые мотивы декора этих колоколов (например, фигуры ангелов с гроздьями фруктов; головы птиц – возможно, орлов; львиные головы с крыльями – явные прообразы евангелистов), и характер их исполнения позволяют утверждать, что Михаил Лодыгин какое-то время работал с другим прославленным московским литейщиком – Федором Моториным [8].

Иван Матвеевич Лодыгин тоже работал на Пушечном дворе в Москве (он упоминается в списках мастеров двора в 1707 году, где ошибочно значится как "Иван, Михайлов сын Лодыгин") [9]. Этот литейщик известен нам всего по двум работам. Кроме Варзуги, он работал также в Нижнем Новгороде. В 1716 году он перелил поврежденный 200-пудовый благовестник для колокольни Спасо-Преображенского собора. Имя Иван Матвеевича «Иван, Матвеев сын» также было в надписи на колоколе Благовещенского собора Нижегородского Кремля, отлитого в 1699 году и весившего 100 пудов 28 фунтов [10]. В 1669 году своей матерью - женой Матвея Емельяновича Лодыгина он был отдан "в обучение" Федору Моторину на Пушечный двор. В 1711 году в ведомости Приказа также артиллерии фигурировало имя литейщика [11]. Что же касается второго мастера, упомянутого в надписи на колоколе Никольского храма в Варзуге, то это пока единственное свидетельство о Якове Лодыгине, и мы не можем судить, кем он доводился Михаилу и Ивану Лодыгиным. К сожалению, этот уникальный колокол не сохранился, и у нас нет возможности для его более подробного изучения.

Судьба храмов Варзугского прихода в ХХ столетии была печальной. Из четырех церквей в настоящее время отреставрирована только одна - Успенская. Оба храма Никольской стороны стоят без главок в весьма плачевном состоянии, хотя в Петропавловской церкви проводятся богослужения по праздничным дням. Церковь же святителя Николая до настоящего времени используется как магазин, в который входят через алтарь.

Библиография:

[1] Ушаков И.Ф. Памятник русского деревянного зодчества XVII века - Успенская церковь в селе Варзуге. Мурманск, 1974. С.: 18.

[2] Ушаков И.Ф. Избранные произведения. Мурманск, 1998. Т. 3. С.: 205. Цит. по материалу: (http://www.archmuseum.ru/?p=517#_edn3)

[3] Сборник грамот коллегии экономии. Пг., 1922. Т. 2. № 105. С.: 3; «Сотная» из писцовых книг Василия Агалина и подьячего Степана Федорова на Варзужскую волость. 1575 год 6 мая // Сборник материалов по истории Кольского полуострова: Материалы Комиссии экспедиционных исследований, Сер. Северная, Л., 1930. Вып. 28. С.: 30-38.

[4] Харузин Н.П. Русские лопари. Приложение 2 // Императорское Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии. М., 1890. С.: 446.

[5] Досифей (Немчинов), архим. Географическое, историческое и статистическое описание ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря. М., 1836. Т. 1. С.: 418. Цит. по: http://www.kandalaksha.org/interesno/1085-varzuga-kolybel-kolskogo-kraya.html

[6] Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Архангельск, 1896 год. Вып. III. С.: 250, 252-253.

[7] Известия императорской Археологической комиссии. Спб., Т. 1. С.: 79 (Варзугский приход Кольского уезда Архангельской губернии. Николаевская деревянная церковь).

[8] Азарова О.В. Михаил Ладыгин // История колоколов. Сайт http://zvon.ru

[9] Материалы для истории артиллерийского управления в России: Приказ артиллерии (1701-1720 гг.) // сост. Н.Е. Бранденбург. Спб., 1876. Прилож. XI. «Список мастеровым на Москве, 1707 года, состоящим в ведении приказа артиллерии». С.: 451.

[10] Добровольский М.В. Путеводитель по святыням и церковным достопамятностям города Нижний Новгород. Нижний Новгород, 1912. С.: 150-155

[11] Костина И.Д. Колокола XIV-XIX веков: Каталог собрания Государственного историко-культурного заповедника "Московский Кремль". М., 2015. С.: 91, 100.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.