ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Гатчина. Домовая церковь Павла апостола при бывшем Дворцовом госпитале.

Церковь Павла апостола при Богоугодных Заведениях Императора Павла I.


Гатчина. Домовая церковь Павла апостола при бывшем Дворцовом госпитале
Домовая церковь. Не действует.  
Престолы:Павла апостола
Год постройки:Между 1793 и 1822.
Архитектор:А.Е. Штауберг
Адрес:
Гатчина, ул. Киргетова (б. Мариинская), 1

Координаты: 59.568143, 30.124268



Домовая церковь Павла апостола при бывшем Дворцовом госпитале, Парадная лестница бывшего госпиталя<br>, Гатчина, Гатчинский район, Ленинградская область
Парадная лестница бывшего госпиталя
Виктор Мудров
14 марта 2011
Домовая церковь Павла апостола при бывшем Дворцовом госпитале, Вид со стороны пр. 25 октября<br>, Гатчина, Гатчинский район, Ленинградская область
Вид со стороны пр. 25 октября
Сергей Зубарь
6 апреля 2025
Домовая церковь Павла апостола при бывшем Дворцовом госпитале, Вид с запада<br>, Гатчина, Гатчинский район, Ленинградская область
Вид с запада
Сергей Зубарь
6 апреля 2025
Домовая церковь Павла апостола при бывшем Дворцовом госпитале, , Гатчина, Гатчинский район, Ленинградская область
Altaets
13 октября 2020
Домовая церковь Павла апостола при бывшем Дворцовом госпитале, Главный фасад бывшего госпиталя<br>, Гатчина, Гатчинский район, Ленинградская область
Главный фасад бывшего госпиталя
Виктор Мудров
14 марта 2011
Домовая церковь Павла апостола при бывшем Дворцовом госпитале, , Гатчина, Гатчинский район, Ленинградская область
Андрей Агафонов
1 апреля 1996
Домовая церковь Павла апостола при бывшем Дворцовом госпитале, фото с сайта http://humus.livejournal.com<br>, Гатчина, Гатчинский район, Ленинградская область
фото с сайта http://humus.livejournal.com
Андрей Агафонов
Домовая церковь Павла апостола при бывшем Дворцовом госпитале, Фото из книги  "Святыни Петербургской епархии"<br>, Гатчина, Гатчинский район, Ленинградская область
Фото из книги "Святыни Петербургской епархии"
Андрей Агафонов



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Виктор Мудров  30 июня 2012

Здание госпиталя построено в 1793-95 гг., тогда же была освящена домовая церковь во имя св. Николая. Перестроено в 1820-22 гг. по проекту А.Е. Штауберга, тогда же церковь переосвящена во имя св. апостола Павла. Закрыта в 1924 г. Здание госпиталя на 2011 г. занимает совет депутатов МО "Город Гатчина".

Из издания "Земля Невская Православная" (2006), стр. 52.


Марина Зуйкова  25 ноября 2018

Павловская церковь гатчинского госпиталя находится в каменном здании, в котором, кроме городового госпиталя, находятся еще два, основанные Павлом I, благотворительные заведения: дом бесприютных бедных города Гатчино и дом призрения слепых воспитанников (питомцев) воспитательного дома. Госпиталь, со всеми учреждениями и службами, занимает четвероугольную площадь между Большим проспектом и улицами Багговутовскою, Мариинскою и Госпитальною.

До нынешней церкви существовала здесь церковь св. Николая, находившаяся в верхнем этаже полукаменного здания госпиталя. Об этой церкви, а равно и о госпитале, известно очень мало. По актам, сохранившимся в архиве от 1797– 1798 года, видно, что госпиталь брался строить, в 1792 и 1793 годах, малоохтенский житель Феодот Опорцев, за 16000 р. 65 к. и что храм, вместе с госпиталем, не раз исправлялся. В 1797 г. крестьянин Гавриил Евдокимов Осотин покрыл госпиталь «потаповским» железом, а фронтон над церковию – белым железом. В 1798 г. опять ремонтировалась крыша и, подле фронтонов, пробито 4 слуховые окна. Известно еще, что в 1797 году содержание госпиталя стоило казне 6756 р. 48 к. Первоначальная церковь, как назначенная для молитвы лиц, служащих и призреваемых в госпитале, была домовая. Но так как в Гатчине, кроме придворного, другого храма тогда не было, то здешняя церковь стала посещаться и обывателями города, тем более что находилась в центре Гатчины. Таким образом церковь становилась тесна для молящихся. Было несколько предположений о расширении как церкви, так самого госпиталя. В 20 годах нынешнего столетия, когда перестраивалось здание госпиталя, решили увеличить и госпитальную церковь. Все принадлежности церковные были перенесены в дом призрения слепых и там 30 июня 1821 г. устроена временная церковь. Устроение временной церкви стоило 1635 р. Новую церковь, по плану архитектора Штауберта, вместе с госпиталем взялись строить архитектор Байков и академик Яков Васильев. Работы произведены были следующие:

Второй деревянный этаж госпиталя заменен каменным, для церкви сделана пристройка, стены и потолок выбелены, над алтарем сделан просвет в потолке и над ним – фонарь. В отверстие просвета вставлено большое круглое зеркальное стекло и на нем – Всевидящее Око. Его окружают меньшие стекла, желтые и белые. Как большое стекло, так и малые сделаны были на Императорском стеклянном заводе. Устройство их и постановка на месте стоили 2618 р. 27 к. В средней части храма повешена люстра, пожалованная Императрицей Марией Феодоровной. Иконостас сделан сосновый; престол и жертвенник дубовые. Четыре аналоя, хоругви, две «балясины» для клиросов сделаны, по указаниям Штауберта, охтянином Сергеем Куликовым. Вся столярная, малярная, резная и позолотная работы стоили 2600 р.

В конце 1822 года работы на новой церкви были окончены, а в 1823 году, по предписанию епархиального начальства, благочинный, царскосельской Знаменской церкви священник Петр Николаев, упразднил временную, в доме слепых воспитанников, церковь: антиминс ее возвратил в консисторию, а престол, жертвенник и прочую утварь перенес в новоустроенную госпитальную церковь. Вместо прежнего антиминса выдан новый, освященный митрополитом Серафимом. Ризница частью поновлена, частью приобретена вновь. Церковь освящена в 1823 г., в присутствии самой Императрицы, во имя св. ап. Павла. Вероятно переименование церкви совершилось в память Императора Павла. На обновление церкви и госпиталя в 1823 г. выдано было 59158 р. 60 к. По смете же на перестройку церкви и госпиталя назначено было более 200000 р. В 1822 г. на постройку церкви и госпиталя, из конторы Ее Императорского Величества принято казначеем городового правления, Василием Томиловым, 45340 р. 55 к.

После постройки, госпитальный храм подвергался разным исправлениям. Так в 1824 г. кровельщик Самсонов исправил крышу на госпитале и церкви; в 1844 г. архитектор Байков взялся заменить в церкви ветхий деревянный пол новым плитным. На время этой переделки была устроена походная церковь на куртине против госпиталя. Пол устроен из четырехугольных кусков «лещадной» плиты, на кирпичных сводах. В 1853–1854 годах, после пожара, было обновление икон и других принадлежностей храма; в 1876 г. исправлены окна и в них поставлены решетки. В 1884 году, в течении трех месяцев, была новая ремонтировка церкви, преимущественно по стенам, крыше и потолку. Это сделано усердием Феодора Феодоровича Скворцова и гатчинского купца Корнилия Ф. Крылова.

Церковь, занимая собою пристройку к госпиталю, делит здание госпиталя на две части и снаружи не имеет купола, а только отличается крестом. В нее ведут три входа: главный, с площадки и два изнутри. У боковых входов есть комната, в которой молятся призреваемые. На потолке средней части висит металлическая вызолоченная люстра, пожалованная в 1823 году Императрицей. На двух колоннах утверждены обширные хоры, освещаемые 7 большими окнами. Иконостас, с украшениями из мрамора, устроен мраморщиком Петром Блохиным за 360 р. На створе царских врат – бронзовый, посеребренный крест работы резчика Сергея Куликова. В числе икон иконостаса есть иконы работы Васильева и Шамшева. На большей части икон устроены, в 1879 г., серебряные ризы усердием смотрителя госпиталя коллежского секретаря Феодора Федоровича Скворцова. На боковых стенах иконы Покрова, Скорбящей Божией Матери, Николая и Симеона Богоприимца – работы Постемского в 1883 г.; писаны они на цинке и пожертвованы гатчинским купцом Симеоном Репниковым. Есть несколько икон старинных, пожертвованных прихожанами еще в Никольскую церковь.

Алтарь освещается, кроме окна в потолке, окнами из средней части храма. Солея возвышается на 3 ступени. Запрестольный образ – Воскресения Христова.

Ризница, устроенная еще для Никольской церкви к построению нового храма, была уже так ветха, по отзыву ревизовавшего ее казначея Томилова, что требовала не только значительной починки, но и прибавки вновь. По воле Государыни ризы были исправлены и, кроме того, из придворной церкви были присланы сюда некоторые богослужебные книги и евангелие. Часть облачений была работы самой Императрицы Марии Феодоровны, например две одежды на престол и жертвенник, покровы и воздухи. Из священных сосудов замечательны три сребропозлащенных сосуда для благословения хлебов и – для евхаристии. На большом круглом блюде – вензель Императрицы Марии Феодоровны, с короною, в лавровом венке; сосуд для пшеницы имеет символические фигуры, изящно вычеканенные; на нем – крышка золоченая, с государственным гербом на верху. Все это – дар Императрицы. В 1877 г. присланы были сюда облачения из малинового бархата, сделанные из покрова, бывшего на гробе Великого Князя Сергия Максимилиановича.

Причт госпитальной церкви состоял из священника и двух псаломщиков, или диакона на дьяческой вакансии. С 1800 по 1813 год здесь совсем не было причта и Богослужение совершал придворный причт; исполнение обязанностей церковника часто возлагалось на отставных, неспособных, даже безграмотных инвалидов. Таков был, например, унтер-офицер Конон Савельев, определенный сюда в 1820 году. В 1844 г. дьячок Иван Евдокимов был произведен в диакона и служил до 1852 года, когда перешел во вновь устроенный гатчинский собор; с 1860 года опять был здесь диакон, перешедший от гатчинского собора. Из прежних священников известны: Феодор Антонов, в 1797 г. перешедший в дворцовую церковь, а оттуда 12-го июня 1800 г. уволенный за «нетрезвое поведение». Захария Капицкий, также перешедший к дворцовой церкви. Он пользовался особым уважением царственных лиц и имел сан протоиерея; затем священствовали: Семен Семенов (1824–1827), Василий Кедров, окончивший курс в с.-петербургской духовной академии, бывший после священником гатчинского сиротского института; Григорий Славинский (1827–1849); Владимир Славинский, кандидат с.-петербургской духовной академии, перешедший в 1852 г. к гатчинскому собору, ныне – настоятель и протоиерей; Алексей Горский, перешедший, в 1865 г. в петербургскую Волковскую купеческую богадельню и скончавшийся в конце 70 годов: ныне служит Михаил Николаев Флоринский, окончивший курс в с.-петербургской духовной семинарии.

Содержание госпитальному священнику, начавшееся в 1797 г. со 120 р., возвысилось до 400 р. в год, дьячку от 40 возвысилось до 79 р., пономарю – от 30 до 69 р.

Как мало заботились прежде о положении здешнего причта, подтверждает фраза, сказанная в ответ на ходатайство священника об отводе причетникам квартиры: «но нам хоть в харчевне пусть наймут, да живут; нам до них никакого дела нет». В ответ на такой отзыв одного из смотрителей госпиталя, управляющий Гатчиною генерал-майор Обольянинов предложил городскому правлению «объявить гг. Павлову и Шпицбергу (смотрителям госпиталя), чтобы они чинили всякое справедливое удовлетворение и об оном учинить строжайшее подтверждение».

Причт помещался иногда в самом госпитале, иногда – в флигелях ему принадлежащих, иногда – в частном доме. Священнику выдавались деньги «на фураж» (120–252 р.) и провиант по 6 кулей ржи, 3 куля ячменю, или деньгами от 102 до 109 р. Священнику давалось еще 100 свечей в месяц. С 1823 года священнику положено жалованья 800 р., дьячку 300 и пономарю – 200 р. В 1843 году священнику без провианта, положено жалованье на серебро 229 р., дьячку – 86 р., пономарю – 58 р. В 1872 г. пономарская вакансия упразднена и его жалованье дано дьячку.

Просвирне, в прежние времена, давалось до 50 р. в год и квартира. Иногда ей давалась награда от щедрот Императрицы. Последняя просвирня Параскева Афанасьева, по собственному ее прошению, в 1840 году перешла к гатчинскому собору и с того времени госпитальная церковь приобретает просфоры покупкою.

Должность церковного старосты сперва исправлял инвалидный унтер-офицер, бывший в роде сторожа; в 1822 г. в должность старосты, по предложению директора города Гатчино, избран гатчинский мещанин Михаил Вяткин.

На церковные нужды сперва выдавалось 250 р. асс., а ныне выдается 35 р. 70 к. с. До 1853 и 1854 года церковь, как приходская, состояла в ведении епархиального начальства и содержалась пособием от казны и доходами от богомольцев. Отчеты по свечному доходу отсылались в консисторию. С 1853 г., когда госпитальный приход уменьшили, вследствие образования прихода при Гатчинском соборе, церковь госпитальная, хотя осталась в ведении епархиального начальства, но доходы ее, по ходатайству гатчинского дворцового правления, стали расходоваться на содержание церкви, а в консисторию не отсылались.

С 1869 г. госпитальная церковь вносит все собираемые с епархиального духовенства деньги.

Бывший в 1870 году благочиннический съезд, в видах улучшения быта духовенства местными средствами, хотел, для улучшения быта причта гатчинской соборной церкви, совершенно упразднить причт церкви госпитальной. Но когда потребовалось мнение по этому поводу от госпитального эконома и церковного старосты, они оба высказались, что уничтожение госпитального причта будет в противоречии с Высочайшею волею, некогда утвердившею причт, и что лица, призираемые в госпитале, по своему физическому и нравственному состоянию, нуждаются в постоянном причте, а не в таком, который приходил бы случайно, со стороны; притом они высказывали, что уничтожение госпитального причта не поведет к улучшению быта причта соборного, так как посетители госпитальной церкви суть люди бедные, сами нуждающиеся в пособии. Мнение госпитального причта было уважено благочинническим съездом.

Лица, умершие в госпитале, сперва погребались на общем кладбище, которое находилось в 200 саж. от госпиталя, через Багговутовскую улицу. Но в 1852 г. дворцовым правлением было устроено другое кладбище, за Варшавской железной дорогой, в 2 верстах от госпиталя. То и другое кладбище было передано ведению соборного причта, который один и имел сперва право служить на кладбище панихиды. А так как эта привилегия была стеснительна для лиц, не принадлежащих к соборному приходу, особенно – для разных казенных учреждений, затративших от себя деньги, употребленные, в количестве 11000 р. с. на устройство кладбища, то впоследствии в 1860 г. право служения панихид на кладбище было предоставлено всем городским причтам.

К приходу госпитальной церкви, кроме призреваемых, принадлежат жители павловской инвалидной слободы, основанной в 1831 году Николаем I, в память Павла I. По устроении собора, слобода была отчислена туда и соборный причт исправлял там все требы; но потом, по просьбе самих инвалидов слобода их опять возвращена в духовное ведение госпитального причта.

По исповедным росписям 1884 г., в числе прихожан госпитальной церкви состоит душ мужского пола 302, женского 463.

Священник Михаил Флоринский

Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии. Выпуск 8 (1884)



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.