ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Спас-на-Сози. Церковь Спаса Преображения на Спасском погосте.


Спас-на-Сози. Церковь Спаса Преображения на Спасском погосте
Церковь. Не действует.  
Престолы:Спаса Преображения, Казанской иконы Божией Матери, Матфея апостола
Архитектурный стиль:Классицизм
Год постройки:1833.
Ссылки: Ссылка на портале prihod.ru 
Адрес:
Тверская обл., Калининский р-н, с. Спас-на-Сози

Координаты: 56.96637, 36.655701



Церковь Спаса Преображения на Спасском погосте, , Спас-на-Сози, Калининский район, Тверская область
МОРПЕХ879
23 сентября 2017
Церковь Спаса Преображения на Спасском погосте, , Спас-на-Сози, Калининский район, Тверская область
МОРПЕХ879
23 сентября 2017
Церковь Спаса Преображения на Спасском погосте, , Спас-на-Сози, Калининский район, Тверская область
МОРПЕХ879
23 сентября 2017
Церковь Спаса Преображения на Спасском погосте, , Спас-на-Сози, Калининский район, Тверская область
МОРПЕХ879
23 сентября 2017
Церковь Спаса Преображения на Спасском погосте, , Спас-на-Сози, Калининский район, Тверская область
oldboy
26 июня 2004
Церковь Спаса Преображения на Спасском погосте, , Спас-на-Сози, Калининский район, Тверская область
МОРПЕХ879
23 сентября 2017
Церковь Спаса Преображения на Спасском погосте, , Спас-на-Сози, Калининский район, Тверская область
МОРПЕХ879
23 сентября 2017
Церковь Спаса Преображения на Спасском погосте, , Спас-на-Сози, Калининский район, Тверская область
МОРПЕХ879
23 сентября 2017
Церковь Спаса Преображения на Спасском погосте, , Спас-на-Сози, Калининский район, Тверская область
МОРПЕХ879
23 сентября 2017
Церковь Спаса Преображения на Спасском погосте, , Спас-на-Сози, Калининский район, Тверская область
МОРПЕХ879
23 сентября 2017
Церковь Спаса Преображения на Спасском погосте, , Спас-на-Сози, Калининский район, Тверская область
МОРПЕХ879
23 сентября 2017
Церковь Спаса Преображения на Спасском погосте, , Спас-на-Сози, Калининский район, Тверская область
МОРПЕХ879
23 сентября 2017



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Т.  26 ноября 2012

1) КАМЕННАЯ.

Стоит на южной окраине села, на кладбище. В 14-15 вв. здесь находился монастырь Спасский на Сози (или на Зьзях), приписанный к тверскому Отрочу монастырю. К началу 19 в. на погосте Спасском, что на Сози, существовало две деревянные церкви - Преображения (позднее Вознесения) 1728-32 гг. (перевезена в 1975 г. в Музей деревянного зодчества в Василеве под Торжком) и Николая Чудотворца 1796 г. (разобрана в1865 г.). Сохранившаяся церковь сооружена на средства помещика коллежского советника П.М. Азанчевского в1832-1833 гг. по проекту губернского архит. И.Ф. Львова. Строительство вел местный крестьянин подрядчик Сила Васильев. Главный престол и южный придел апостола Матфея освятили в 1835 г., северный Казанский придел - в 1838 г. В 1843 г. возведена двухъярусная колокольня (очевидно, в соответствии с первоначальным проектом) также на средства П.М. Азанчевского. В 1866-68 гг. тем же подрядчиком вместо прежней трапезной выстроена новая, более обширная, с двумя приделами того же наименования, а колокольня надстроена третьим ярусом. Под зданием был устроен сводчатый подвал: усыпальница под храмом служила для погребения представителей рода Азанчевских, а под трапезной - для других помещиков этого прихода. В 1950-е гг. собственно храм, венчавшийся одной главой, был полностью разрушен. Здание кирпичное, оштукатуренное, с белокаменными цоколем и деталями. Характерный для тверского региона пример сельской культовой архитектуры в стиле позднего классицизма. В настоящее время от церкви сохранились трапезная с двумя крупными приделами, имеющими полукруглые апсиды, и стройная столпообразная колокольня, состоящая из трех ярусов-четвериков. Приделы закрывают часть южного и северного фасадов первого яруса колокольни, а их апсиды примыкают к сохранившимся фрагментам стен храмового четверика. Колокольню венчает купольная кровля с луковичной главкой. Фасады приделов следуют традициям позднего классицизма, хотя в их декоре заметны и мотивы эклектики. Стены расчленены филенчатыми пилястрами и прямоугольными окнами с профилированными наличниками. Последние дополнены широкими обрамлениями, превосходящими по высоте сами проемы. Стену завершает профилированный карниз с мутулами. Лаконичный наружный облик колокольни характерен для ампирной архитектуры. Гладкие стены прорезаны проемами без наличников. Над западным входом с металлической одностворчатой дверью расположено полукруглое окно с кованой решеткой веерного рисунка. Арочные окна второго и третьего ярусов акцентированы архивольтами.
Бесстолпные помещения трапезной и приделов, разделенные подпружными арками, перекрыты крестовыми сводами. Западные компартименты приделов, а также нижний ярус колокольни и два помещения по сторонам завершены коробовыми сводами. Южное помещение имеет вход с улицы и в нем расположена деревянная лестница на ярус звона. До кон. 20 в. В интерьере сохранялась масляная живопись 2-й пол. 19 - нач. 20 в., выполненная в упрощенной академической манере. Расположение росписей соответствует формам трех крестовых сводов: их ребра отмечены широкими полосами песочного цвета, образующими рамы, где располагаются надписи, а композиции занимают поверхность распалубок. Состав росписей следует посвящению престолов храма: на центральном своде располагались сюжеты христологического цикла ("Воскресение Христово", "Нагорная проповедь" и сцены исцелений), южный свод занимали композиции из жития Божьей Матери ("Введение во храм", "Благовестие праведной Анне", "Рождество Богородицы", "Благовещение"), северный - из жития святителя Николая ("Крещение святителя Николая", "Приведение святителя Николая к научению грамоте", "Спасение утопающих"). В простенках между окон на голубом фоне помещались фигуры святых, цокольная часть стен выделена оливковым тоном, стены алтарей - розовым, в центре арок помещены медальоны с херувимами.

Материалы по истории.., с. 95; Добровольский, с. 420; Нарский, 2003; ГАТО. Ф. 160. Оп. 10. Д. 3295, 3310, 3311; Ф. 466. Оп. 1. Д. 76065.

(По материалам книги Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. ин-т искусствознания Федерального агенства по культуре и кинематографии. - М.: Наука, 1997 - . - (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: в 6 ч. Ч. 2 / [отв. ред. Г.К. Смирнов]. - 2006.)

2)  ДЕРЕВЯННАЯ.

ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ погоста Спас на Сози Калининского районана , памятник деревянного зодчества, срублена в 1732 из сосновых бревен, относится к типу "клетских" церквей: 2-светный основной объем с подвалами и 2-скатной тесовой кровлей увенчан главой на рубленом восьмерике и шейке, с запада к нему примыкает равновеликая в плане трапезная, с востока - тесанная, граненая апсида с повалами, рубленная в "лапу" и покрытая на 5 скатов. Трапезная покрыта высокой 2-скатной кровлей и имеет повал только с запада. Открытая, рубленая галерея установлена на кронштейнах-выпусках с фигурно отесанными торцами и охватывает церковь с запада и севера. В интерьере стены гладко тесаны. В 1975 году церковь перевезена, а Архитектурно-этнографический музей под открытым небом (в д. Василево Торжокского р-на). Реставрирована в 1975-77.

«Тщанием прихожан и на их собственный кошт» сооружена была в 1732 г. («близ старой церкви») деревянная Преображенская (впоследствии – Вознесенская) церковь в погосте Спасском, что на Сози Корчевского уезда [1] (ныне – д. Спас на Сози Калининского района). Здесь, в лесном уединении и близости от Оршинских болот («в 20 верстах к северо-западу от Корчевы, при реке Сози») в давние времена стоял мужской монастырь «Спасский в Зьзяхъ»; в период 1361–1437 гг. он был приписным к Отрочу монастырю [2].
В 1796 г. штат служителей церкви составляли: священник Дометий Игнатьев, дьячок Иван Яковлев и пономарь Андрей Васильев; приход насчитывал 69 дворов («в них душ мужского пола – 287») [3]. Крытая тесом однопрестольная Преображенская церковь с колокольней была «основана на каменных плитах», деревянная крыша стояла на сосновых стропилах, а единственную главу завершал «железный четырехконечный крест с сиянием». В интерьере был установлен пятиярусный деревянный иконостас [4].
В 1832–1835 гг. иждивением П.М. Азанчевского в Спасском погосте была построена новая каменная церковь («в 22 саженях от деревянной») во имя Преображения Господня с приделом, посвященным святому апостолу Матфею [5]. От каменной церкви до наших дней сохранились пребывающие в запустении и одиночестве трехъярусная колокольня (третий ярус на ней «надстроен» в 1870 г.) и трапезная с двумя теплыми приделами (Казанским и Никольским, появившимися в 1868 и 1870 гг.) [6]. В 1893 г. деревянная церковь (после «возобновления» 1889 г.) была освящена в честь Вознесения Господня [6, 7].
В ХХ в. за долгие годы полного забвения эта замечательная постройка пришла в ветхое состояние. В частности, к 1970 г. (тогда Вознесенская церковь в д. Спас на Сози Рождественского сельсовета находилась в ведении совхоза «Оршинский» [8,9]) сквозь прогнившую крышу внутрь «попадали дождь и снег»; «от деревянной галереи осталось лишь несколько половиц с западной стороны…» [10]. Неудовлетворительное состояние памятника отмечалось и в материалах его обследования специалистами [8].
К счастью, в середине 1970-х гг. были выделены средства на реставрацию церкви [9], предприняты срочные меры для ее спасения: церковь была разобрана и перевезена в д. Василёво, что в 5 км к северу от Торжка [9,11]. В этом удивительно красивом месте на правом берегу Тверцы находится архитектурно-этнографический музей под открытым небом. Он создан с целью бережного сохранения и пропаганды памятников деревянного зодчества [9] и включает более десяти ценных экспонатов, вывезенных из различных районов области (церковь Знамения из с. Пылево Весьегонского района, пожарное депо из д. Лаптиха Бежецкого района, часовни, амбары, мельницы, другие сооружения). Уютно расположилась на поляне и церковь Вознесения Господня из погоста Спас на Сози. Эта постройка клетского типа представляет собой высокий четверик (с двухскатной кровлей, увенчанной барабаном на небольшом восьмерике, с луковичной главкой и крестом) с примыкающими к нему: с запада – трапезной (также перекрытой на два ската), с востока – пятигранной апсидой. С северной и западной стороны церкви воссозданы крытые галереи с резными фигурными консолями. Церковь Вознесения является объектом культурного наследия федерального значения (архитектурным памятником ХVIII в.) [11] и продолжает радовать нас стройностью пропорций и великолепием, весьма органично вписываясь в живописный пейзаж старинного парка бывшей усадьбы Львовых.

Андрей Ростиславович Нарский.

Литература.
1. ГАТО. Ф.160, оп.10, д.3257 (1732 г.).
2. Материалы для истории Тверской епархии [прибавление к Тверским епархиальным ведомостям]. – Тверь, 1898. – п. 102.
3. ГАТО. Ф.160, оп.10, д.3270 (1796 г.).
4. ГАТО. Ф.160, оп.10, д.3311, лл.44–48 (1846 г.).
5. ГАТО. Ф.160, оп.10, д.3295 (1832–1835 гг.).
6. Нарский А.Р. Церкви села Спас на Сози // Тверской мiрянинъ. – 2003. – 15 мая. – № 8 (96). – С.6.
7. ГАТО. Ф.160, оп.1, д.16017, лл.439–444об. (1900 г.).
8. ГАТО. Ф.Р-2893, оп.2, д.2161, лл.2об.–3 (1970 г.).
9. Обзор памятников истории и культуры Калининской области / Инф. письмо. – Калинин, 1981. – С. 6,11.
10. Комогоров П. Спас на Сози // Калининская правда. – 1971. – 10 января. – С. 4.
11. Сводный список памятников истории и культуры Калининской области, состоящих под государственной охраной. – Калинин, 1986. – С. 75. – п. 2355.

(По материалам сайта СТЕЗЯ - Миссионерский отдел Тверской епархии. и Василёво - Архитектурно-этнографический музей)

Источник: сайт «Православные храмы Тверской земли»  http://hram-tver.narod.ru/kalinin/spasnasozikalin.html



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.