В 2001 году на праздник Воздвиженья Животворящего Креста был исполнен, данный отцом Александром Богу, обет. При множестве икон, хоругвей, с чтением Евангелия, акафиста святому великомученику Николаю Второму, кропя святой водой, на Михеевой горе был поставлен Крест. На следующий год была изготовлена святая икона воскресшего Господа Иисуса Христа с большим киотом. И опять был крестный ход, теперь уже 17 июля, в день убийства Царственных мучеников. Сейчас на Сухаревской (Михеевой) горе, в том месте, где стоит Крест и икона воскресшего Господа Иисуса Христа, заканчивается строительство храмового комплекса «Новый Иерусалим».
Заветной мечтой и неизбывным желанием каждого православного - это посетить Святую землю Господню в Иерусалиме. Москва, ставшая в духовном мире Третьим Римом, явила всем в 17-м веке Новый Иерусалим с главным собором – храмом Гроба Господня на холме в излучине Истры. И хотя масштабы его уменьшены по сравнению с настоящим Иерусалимом, образ Святой земли – в каждом архитектурном строении, в библейских названиях окружающей флоры. По устным преданиям, передававшимся из поколения в поколение, на Михеевой горе, получившей название Голгофа, в стародавние времена в селении Сухарево Валуйского района существовал духовный град Иерусалим. Мало кому известно, что есть на нашей земле-матушке такой комплекс, как Новый Иерусалим села Сухарево Валуйского района Белгородской области.
Местные жители из уст в уста передают легенду о том, что в давние времена здесь действительно существовал Новый Иерусалим. Память об этом в топографических названиях. Есть рядом с селом бугор пророка Михея, или гора Голгофа, есть Масличная (Елеонская) гора, родник Иакова. «Вот с этого Обетного Креста начиналось строительство Нового Иерусалима, – пояснила монахиня Алексия в обительном граде. Поставили его на Голгофе 13 лет назад. Тогда народ шёл сюда крестным ходом. Основное же строительство началось в 2008 году. Теперь здесь многое напоминает об Иерусалиме. Все строения выполнены из дерева. Есть здесь Гроб Господен с Кувуклией, Камень повития, сень самодержавная.
По версии священника Введенского храма Александра Маньшина (позже, после принятия схимы, наречённого Феодором), в древние времена ученики и последователи апостола Андрея Первозванного основали тут селение. Здешние места напомнили им Святую землю, откуда они пришли. Селение назвали Сихем, или Сихарь. (По Новому Завету в этом городе Спаситель беседовал с самарянской женщиной у колодца Иакова). Отсюда якобы и нынешнее название села – Сухарево. «Место здесь удивительное, – произносит матушка Алексия. – На этом холме ощущается необычайная благодать. Люди приходили сюда молиться за много лет до постройки нового храма. Они ощущают лёгкость, их душа наполняется радостью есть святые источники».
«Рисунок плиты Гроба Господня вскоре после установки в Кувуклии вдруг изменился. И теперь некоторые из прихожан, глядя на эту плиту, видят на ней тело Спасителя, – сообщила матушка Алексия. – А цветы, которыми украшаем часовню, меняют свой цвет. Недавно белые хризантемы вдруг стали розовыми. Два года назад над храмом Иоанна Предтечи и Кувуклией появилось небесное свечение в виде благословляющей руки». По словам монахини, Камень помазания (повития) сейчас изрезан трещиной, как и тот, что находится в Иерусалиме. Между тем, когда его устанавливали, он был целым. А два года назад на праздник Рождества он начал благоухать и источать миро. Мироточат и некоторые иконы в храме Иоанна Предтечи. А лик иконы Скорбящей Божьей Матери в одной из часовен вдруг поднимает прикрытые глаза на человека, творящего молитву.
Трудами иеросхимонаха Феодора, ревнителя благочестия, талантливого иконописца – резчика по дереву, архитектора, которому судил Бог быть храмоздателем, вырос на Святой горе храмовый комплекс, названный обителью Воскресения Христова, – Новый Иерусалим села Сухарево. А начиналось все с постановки на сухаревской Голгофе обетного креста в 2001 году на праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня. Как свидетельствуют очевидцы, в этот день был совершен крестный ход на свою святую гору Голгофу. Читали акафист, поднявшись на гору, страстотерпцу царю Николаю II и Святое Евангелие. Окропляли все святой водой. «Множеством икон, хоругвями и пением освящалась вся Русь», – запечатлел позже отец Феодор в своей исторической записке. Так в день Воздвижения была обретена великая святыня – Державный Крест Христов. «И этот день определил – быть обители Воскресения Христова под куполом неба» (о. Феодор). Уже на следующий год была изготовлена святая икона – часовня Воскресшего Господа Иисуса Христа с киотом.
Духовный мир истории и реальности, по-особому, как елей, воспринимая рассказ схимонахини Алексии, с 1994 года нашедшей здесь приют и душевное успокоение. Май 2008 года. Начало строительства обители Воскресения Христова. Среди возведенных из дерева иерусалимских святынь – часовни в честь Святой Марии Магдалины, удостоившейся первой увидеть Иисуса Христа воскресшим, а также жен-мироносиц, Голгофа, камень Помазания, Кувуклия с Гробом Господним. В центре обители – храм Иоанна Предтечи. «Все это строится на пожертвования добрых людей», – говорит монахиня сведущая в вопросах православия. И поведала о произошедшем два года назад необычном явлении: над храмом Иоанна Предтечи и Кувуклией ближе к вечеру появилось небесное свечение в виде благословляющей руки.
И это, пояснила схимонахиня, не единственное явление, подтверждающее святость этого места и богоугодных дел на этой земле.
Старинные иконы после реставрации настоятеля обители Воскресения Христова иеросхимонаха Феодора возвращали к истокам, говорили на своем, особом языке о Божьих заповедях, канонах праведной жизни. Из истории известно, что в Подмосковье патриарх Никон задался целью и претворил ее, построив Новоиерусалимский монастырь по прообразу сооружений Святой земли. Сухаревский отец Феодор уподобился Соломону, возведя обитель из чистого дерева. Благословляя на строительство, старец схимитрополит Ювеналий дал наставление «строить, как Соломон, деревянным».
В августе 2011 года Господь вознаградил иеросхимонаха Феодора поездкой на Святую землю Иерусалима, где он прошел весь земной путь Спасителя от Вифлеема до Гроба Господня. Во время поездки состоялась необыкновенная встреча о. Феодора со святейшим Патриархом Иерусалимским и Палестинским Феофилом III. Патриарх с огромным вниманием выслушал рассказ о создании в российской глубинке святого града со всеми святынями Иерусалима, ему также был подарен альбом с фотографиями строящейся обители. Батюшка с большим волнением и трепетом готовился к этой поездке, он написал собственноручно икону Матери Божьей «Державная» и, как символ русской земли, вручил ее Феофилу.
Патриарх с теплом и отеческой любовью благословил отца Феодора, наградив его серебряной Иерусалимской медалью и Иерусалимским наперсным крестом. Закончив свою речь, он сказал о том, что православный народ Израиля и России молитвенно и духовно должен быть вместе, так как земля Израиля полита кровью Спасителя, а российская – кровью его святых. Батюшке были пожертвованы частицы великих святынь, одной из которых является частица основания креста Голгофы, на которой был распят Иисус Христос. По окончании строительства часовни Голгофы в Новом Иерусалиме села Сухарево частица будет находиться в этой часовне, и каждый посещающий обитель сможет прикоснуться к святыне, свидетельствующей о страданиях Иисуса Христа.
Автор: Жарикова Евгения Викторовна, 7 февраля 2024 г., https://apni.ru/article/8421-istoriya-sozdaniya-grada-spasitelnogo-ierusal