ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Попово. Иродионо-Илоезерская пустынь. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

Богородицерождественская Междуозерская церковь


Попово. Иродионо-Илоезерская пустынь. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Церковь. Действует.  
Престолы:Рождества Пресвятой Богородицы, Похвалы Пресвятой Богородицы, Иродиона Илоезерского
Год постройки:1813.
Адрес:
Вологодская обл., Белозерский район, Гулинское с/п, дер.Попова

Координаты: 59.775089, 37.854283
Проезд:С трассы Череповец - Белозерск до дер. Попова



Иродионо-Илоезерская пустынь. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Автор фотографии Силина А.А.<br>, Попово, Белозерский район, Вологодская область
Автор фотографии Силина А.А.
Алёна Александровна Силина
9 ноября 2024
Иродионо-Илоезерская пустынь. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Попово, Белозерский район, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Елена Швецова
16 июня 2014
Иродионо-Илоезерская пустынь. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Вид на Церковь со стороны озера<br>, Попово, Белозерский район, Вологодская область
Вид на Церковь со стороны озера
Yoti
26 июня 2010
Иродионо-Илоезерская пустынь. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Вид на церковь со стороны дер.Попова<br>, Попово, Белозерский район, Вологодская область
Вид на церковь со стороны дер.Попова
Yoti
26 июня 2010
Иродионо-Илоезерская пустынь. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Попово, Белозерский район, Вологодская область
Yoti
26 июня 2010
Иродионо-Илоезерская пустынь. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Попово, Белозерский район, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Елена Швецова
16 июня 2014
Иродионо-Илоезерская пустынь. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Попово, Белозерский район, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Елена Швецова
16 июня 2014
Иродионо-Илоезерская пустынь. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Попово, Белозерский район, Вологодская область
Yoti
26 июня 2010
Иродионо-Илоезерская пустынь. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Попово, Белозерский район, Вологодская область
Yoti
26 июня 2010



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Елена Швецова
 
Елена ШвецоваАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  5 ноября 2016

Старинная церковь, освященная в честь Рождества Пресвятой Богородицы, располагается рядом с деревней Попово. Строительство каменного комплекса датируется началом девятнадцатого века, первое богослужение упоминается 1813 годом. В архитектурном облике преобладают черты классицизма. Центральный объем возведен формой классического двухэтажного четверика. Глава была одна, на небольшом центрическом барабанчике вторичного типа, установленном на массивном сферическом куполе. С восточного торца располагается полукруглая апсида с конусной конхой. С западного торца располагается прямоугольная трапезная, весьма обширная (утрачена в советские годы), оканчивающаяся трехъярусной колокольней. В наружной отделке из кладочного декора представлены: широкий карниз, классический фронтон над центральным входом, украшенный фризом. Внутренняя отделка практически не уцелела, есть несколько едва различимых фрагментов фресок.

В настоящее время церковь Рождества Пресвятой Богородицы пустует и сильно обветшала. Восстановительные работы в скором времени не предполагаются.

http://www.2rf.ru/rest/10045#descr; http://parishes.mrezha.ru/; http://mavicc.livejournal.com/1122.html Исчезнувшие монастыри Белозерья; http://seredina77.livejournal.com/22344.html "О бывшей Иродионо-Илоезерской пустыни и её храме"


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  1 июня 2019

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Ухтубуже – кирпичный храм в д. Попово, построенный в 1912-1914 гг., но из-за начавшихся войны и революции так и не освященный.

Сохранившаяся до наших дней каменная Богородице-Рождественская церковь построена на месте более древней деревянной, которая впервые упоминается в «Дозорной книге города Унжи» за 1617 год: «…Верховски ж волости погост Ухтомской на реке Унже а на погосте храм во имя Рожество Пречистые деревянной клетцкий да другой тёплой во имя Рожества Иоана Предтечи а во храме образы книги и свечи колокола строение мирское…». В церковных документах за 1628 г. «церковь пречисты Богородицы» упоминается уже в «Верховской волости в Ухтубуже». В Богородицком приходе на 1617 г. насчитывалось 8 деревень и 6 починков (всего 46 дворов).

На рубеже XVIII и XIX вв. деревянный храм в Ухтубуже обветшал и было принято решение о постройке новой каменой церкви. Заботы о ее строительстве легли на священника Ивана Данилова, диакона Никифора Иванова и дьячка Федора Иванова. В 1806 г. строительные работы были завершены и в том же году новый каменный четырехпрестольный храм с колокольней в Ухтубуже был освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы. На первом этаже находились престолы «во славу Богоявления Господня на Иордане» (в холодной), в честь Рождества Иоанна Предтечи и во имя преподобного Макария Унженского (в теплой). На втором этаже находился престол «в честь Божией Матери, празднования Ея Рождества».

С 1871 г. священником в селе Ухтубуж служил Иоанн Никитич Птицын. После его смерти с 27 января 1880 г. настоятелем Богородицкой церкви был Павел Григорьевич Шелутинский, усилиями которого в 1891 г. начала действовать церковная школа грамоты.

С 1890 г. для Богородицкого прихода остро встала проблема сохранности церковного здания. Расположенное вблизи речного берега, оно дважды подвергалось удару молнии. К 1908 г. на стенах церкви стали появляться трещины, к церкви постепенно приближался оползень, колокольня отклонилась в сторону запада. В 1906 г. церковным старостой избрали богатого лесопромышленника, сына купца Сергея Александровича Калинина, который предложил построить в селе Ухтубуж новый храм, исполнив тем самым завещание своих родителей.

1 ноября 1912 г. умер священник Павел Шелутинский. На его место был назначен Николай Алексеевич Птицын, который отдавал много сил строительству новой церкви. В 1914 г. возведение церковного здания было завершено, но остальные работы приостановлены в связи с начавшейся войной. Вспыхнувшая Октябрьская революция 1917 г. окончательно похоронила надежду прихожан села Ухтубуж на достройку храма. Службы по-прежнему проводились в «белой» церкви.

Священник Николай Птицын открыто выступал против порядков новых властей, но церковные земли и храмовые ценности были изъяты в пользу волисполкома. С 1935 г. началось массовое снятие колоколов с колоколен мантуровских церквей. По воспоминаниям старожилов, «белая церковь» была разобрана на кирпич в послевоенное время – в 1946-1947 гг. «Красный храм» (новый), так и не был освящен. Многие годы здание использовалось как колхозная мастерская.

17 июня 1991 г. удар молнии воспламенил верхнюю часть купола колокольни. Прибывшие пожарные вылили воду и уехали, не до конца затушив пожар. Ночью произошло обрушение колокольни, после чего пожар прекратился. В таком виде храм Рождества Пресвятой Богородицы стоит и поныне.

http://www.bankgorodov.ru/sight/cerkov-rozhdestva-presvyatoy-bogorodicy-popovo


Иродионова Илоезерская Богородице-Рождественская пустынь была основана в XVI в. преподобным Иродионом Илоезерским. Располагалась она на территории Белозерского уезда Новгородской губернии, в 42 верстах к югу от Белозерска, в лесу на острове Илоозера (ныне — деревня Попово Белозерского района).

Преподобный Иродион купил остров на Илоозере у его владельца крестьянина Онисима. На острове подвижник во исполнение явленного ему откровения Божия построил деревянную церковь Рождества Богородицы с теплой трапезой. Подвизался здесь старец Иродион недолго, с 1537 год по 1541 год. Еще при жизни святого в пустыни жил иеромонах Исаия, который и причастил преподобного Иродиона перед смертью. По блаженной кончине схимника погребли в часовне, близ устроенной им церкви Рождества Богородицы. Все строения в пустыни были деревянные.

После польско-литовского разорения Илоезерская обитель пришла в запустение, старцы из-за скудости жития разбрелись. К церкви стали приходить мирские люди, которые прежде посещали храм Всемилостивого Спаса в Иловском приходе. В связи с отсутствием иноков, церковь Рождества Богородицы с колокольней на время перешла в ведение прихожан-мирян. Богослужения здесь стали совершать немонашествующие, белые священники.

Согласно Писцовой Белозерской книги 1626-1627 годов, в пустыни обитали пономарь да нищие. Жили они в трех кельях, стоящих рядом с церковью. Питались от церкви Божией. Священник был немонашествующий, жил в деревне Окуловской, звали его Калинник. В середине XVII века в пустыни началось возобновление монашеской жизни. В то время она являлась приписной к Кирилло-Белозерскому монастырю. В обители образовалась монашеская община во главе с иеромонахом Исидором, который был ее строителем с 1652 по 1664 год.

В 1654 году насельники пустыни получили грамоту от царя и великого князя Алексея Михаловича на владение островом, лесом и рыбной ловлей в прилегающих водах. Озеро же здесь было рыбное, простиралось в длину до 3 верст, в ширину до 1 версты, глубиной — 2-3 сажени.

После смерти строителя обители в 1664 году в пустынь был прислан с осмотром из Кирилло-Белозерского монастыря Иван Ржевский, который, по благословлению архимандрита Никиты, составил опись монастырского имущества, и оставил ее старцу пустыни Афанасью Дементьеву, который и стал ее новым строителем.

В то время над мощами преподобного Иродиона Илоезерского стояла деревянная церковь Похвалы Пречистой Богородицы. Церковь была девяти стен, с алтарем. Скругление алтарной апсиды достигалось постановкой пяти стен под тупым углом друг к другу, остальные четыре стены формировали основной объем храма. Церковь и паперть были покрыты тесом, при этом тес стен паперти был уложен под углом. Кверху форма сруба раширялась, повал (башная над основным объемом храма) состояла из восьми стен, верх был оформлен шатром. Главка покрыта осиновой чешуей, крест главы обит белым железом.

В иконостасе с правой стороны располагались иконы Живоначальной Троицы, Похвалы Пречистой Богородицы, образ преподобных Кирилла Новоезерского и Родиона Илоского (таково написание имени святого в отписной книге церковного и монастырского имущества Илоезерской пустыни 1664 года) в молении в облаке Пречистой Богородицы. Перед образом Похвалы Богородицы на подсвечнике из белого железа стояла деревянная свеча, на которой по вохре были нарисованы разные травы.

Имеющийся здесь образ преподобного Иродиона Илоезерского был написан на вохре (неяркая желтая краска различных оттенков). К венцу иконы была приделана серебряная позолоченная подвеска. У почитаемого образа в привесе имелись приношения жертвователей: 14 серебряных крестиков, серебряное кольцо, восемь серебряных копеек, алтын 2 деньги.

На левой стороне иконостаса размещались иконы святителя Николая чудотворца в житии, великомученицы Параскевы Пятницы в житии. Пелены на иконах были лазуревого цвета. Облачение на престоле в алтаре было также лазуревым. За престолом размещался образ Пречистой Богородицы «Одигитрия» (писан на золоте), на полях которого были изображены с одной стороны евангелист Лука и преподобная Ксения, с другой — святитель Николай Чудотворец и преподобный Иродион Илоезерский. За престолом также стоял большой крест, на празелени, на обеих сторонах которого были изображены Господь Вседержитель, Богородица, Иоанн Предтеча со святыми. На престоле лежал осеняльный крест с изображением распятия Христа и медный крест, предназначенный для водоосвящения.

Между Царских врат и северных дверей размещался образ Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина». Перед ней стоял деревянный подсвечник с деревяной свечой, на которой по вохре были писаны травы. В тяблах (деревянных брусьях в иконостасе, на которые устанавливаются иконы) размещалось 13 писанных на вохре образов праздников и деисус. По тяблам были написаны травы разными красками.

В иконостасе имелось 5 образов старого деисуса: апостол Петр, святитель Николай Чудотворец, преподобный Симеон Столпник, святитель Василий Великий, архиепископ Кесарийский, преподобный Даниил Столпник. В дополнительном ряду икон малого размера, расположенном под Праздничным рядом, имелся образ Господа Вседержителя с резным золоченым венцом, в серебряном чеканном окладе. Также был образ Пречистой Богородицы «Умиление» с резным золоченым венцом, обложенный чеканным серебром; образ Господа Саваофа на празелене; Деисус на трех досках, по левкасу золочен травами — Спас, Пречистая Богородица, Иоанн Предтеча; образ преподобного Иродиона на вохре; на золоте образ Ярославских чудотворцев Феодора, Давида и Константина; образ Благовещения Пресвятой Богородицы, Воскресения Христова со святыми на празелени; образ Пречистой Богородицы «Казанской»; образ святителя Николая Чудотворца и великомученика Георгия Победоносца со святыми на вохре; образ на празелени великомучениц Параскевы, Екатерины и Варвары в молении пред Спасом. В тябле перед Спасовым образом висело медное паникадило на 12 свечей.

Над гробницей преподобного Иродиона вместо раки была установлена деревянная, крашеная празеленью (зеленым цветом) решетка. На гробнице святого имелся его образ на празелене. На гробнице лежал покров из зеленой шелковой ткани, на которой золотом был вышит крест. У гробницы во главе стояла луженая медная лампада на железной треноге.

Царские врата, сень и столбцы были окрашены зеленым цветом. На Царских вратах были изображения Благовещения Пресвятой Богородицы и евангелистов. На сенях — образ Господа Саваофа и Тайная вечеря, на столпах — святители и архидиаконы. Завеса была холщевой. На северных дверях были изображены «Недра Авраамли», Адамово преступление, евангельская притча «О богатом и Лазаре».

Из церковной утвари в описи перечислены: медное кадило, деревянные служебные сосуды, оловянная лжица, звездица, железное копие, три покровца лазуревого цвета.

Напротив церкви на двух столбах стояла некрытая деревянная колокольня с тремя колоколами. В монастыре было пять братских келлий и одна строительная келья. У келии располагался дровяник и монастырская лодка для рыбной ловли. В обители в то время жили старец Афанасий, старец Матфей и старец Нифонт.

В 1705 году в результате пожара сгорел деревянный храм Похвалы Богородицы. В том же году на его месте был выстроен новый. В переписной книге Белозерского уезда за 1710 год в Междуозерье на погосте значится две церкви: церковь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом великомученицы Параскевы Пятницы и церковь Похвалы Пресвятой Богородицы, в которой находились мощи преподобного Иродиона.

Согласно данным Зверинского В.В. и епископа Амвросия (Орнатского), Илоезерская пустынь была упразднена в 1764 году, во время секуляризационной реформы. В конце XVIII века в приходе был построен кирпичный придельный храм в честь преподобного Иродиона Илоезерского. В 1813 году на месте двух обветшавших деревянных церквей здесь была построена каменная трехпрестольная церковь, главный престол которой был освящен во имя Рождества Пресвятой Богородицы (холодный храм), престолы в теплом храме были освящены во имя Похвалы Богородицы и преподобного Иродиона Илоезерского. Мощи святого Иродиона почивали под спудом данной церкви.

В описании Богородице-Рождественского Междуозерского прихода 1865 года говорится, что доход церковь получает от продажи свечей, сборов кошельковых, кружечных, от богомольцев и продажи хлеба. Основным занятиями и промыслами прихожан были землепашество и рыбная ловля на озёрах Озадском и Илозере. Сам приход территориально располагался на просёлочной дороге, на расстоянии 30 вёрст от большой почтовой дороги и от уездного города. В приходе было 2 каменных здания: церковь и дом. В приход входило 12 селений, состоявших из 45-ти дворов. Самыми ближайшими к Богородицерождественской церкви были селения: Якунина, Трунина и Карпова при озере Илозере: Орлова, Лундина, Терешкова при озере Озадском; Малышкино и Березняк на возвышенных местах, окруженных со всех сторон лесом. Прихожан в то время было 339 человек, из которых 153 мужчин и 186 женщин.

В советское время приход захватили раскольники-обновленцы, что привело к понижению посещаемости храма верующими, в результате чего приходская община стала испытывать серьезные материальные трудности. Из-за этого она не смогла выполнить требования сельской администрации о срочном ремонте в храме, предъявленное ей в 1935 году. 14 марта 1936 года под предлогом невыполнения ремонта церковь была закрыта властями. Храм стали использовать под хозяйственные нужды. Затем он долго стоял заброшенным.

В настоящее время на месте бывшей Илоезерской Иродионовой пустыни возрождается мужской монастырь. В ноябре 2022 года на восстанавливаемый храм Рождества Пресвятой Богородицы был установлен новый купол с крестом. 22 июня 2023 года на колокольню Богородице-Рождественского храма был установлен новый купол с крестом.

Источник: Сайт Комиссии по канонизации подвижников благочестия Череповецкой епархии, https://kanonizacia.cerkov.ru/irodiono-iloezerskaya-bogorodicerozhdestvenskaya-pustyn/?ysclid=m23b64lt47959766939



Комментарии и обсуждение


Церковь находилась в Междуозерском Родионовском погосте, расположенном на оз. Родионовском или Илозере. В старину на этом месте располагалась Иродионова Илоезерская Богородицерождественская пустынь. В церкви находились мощи св. угодника Иродиона Илозерского Чудотворца.

Источник Орищенко Ирина Абдуллаевна

В настоящее время церковь заброшена, высокий берег Родионовского озера размывается, что грозит полным обрушением церкви.

27 апреля 2012, Yoti.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.