Судьбы бывшего Троицкого, а сегодня собора Софии, Премудрости Божией, и Софийского, а ныне Никольского храма неразрывно связаны, и не только близостью названий. Оба были крупнейшими и важнейшими церквями своего родного города. Софийский храм тоже отличался весьма внушительными размерами, будучи пятиглавым зданием в "теремном" стиле и обладая пятью престолами. Его колокольня также не сохранилась, а прежде она возвышалась над Лаишевым на три десятка метров. Оба храма были закрыты советскими властями примерно в одно и тоже время, однако восстановление фасадов и внутренних интерьеров Никольского собора затянулось надолго и по сей день далеко до полного завершения. Прежний Софийский собор 1767 года постройки значительно старше нынешнего. Минуя стадию деревянного зодчества, он сразу строился из камня, на века, а важным поводом к его возведению был ожидаемый тогда приезд императрицы Екатерины II. Лаишев обрёл статус уездного города, и поэтому в 1780 году церковь была преобразована в собор. Однако в архитектуре нет ничего вечного, миновало почти столетие, и здание заметно поизносилось и обветшало. К 1853 году оно было полностью разобрано, и на его месте спустя 17 лет на казённые средства был построен новый каменный собор, освящённый прежним именем.
Главной святыней храма в народе считалась икона Божией Матери "Казанская" в богатом окладе. По воспоминаниям очевидцев, она была "в ризе, украшенной жемчугом и драгоценными камнями, и на ней чеканные письмена". В центральном объёме собора размещались приделы Святой Екатерины и Пророка Илии, а в трапезной - Святителя Николая Чудотворца и Казанской иконы Божией Матери. Трапезная поначалу была холодной, и в ходе ремонта 1899 года её соединили с основным помещением здания, которое теперь полностью отапливалось в зимнее время установленной в подвалах собора парой мощных тепловых калориферов. Также у собора имелись три приписных часовни, сложенные из камня: возведённая на южной стороне в 1735 году одним из богомольцев над гробницей схимонаха Варсонофия; часовня как молитвенный дом (1875) в честь 25-летней годовщины правления императора Александра II; кладбищенская часовня-усыпальница. К началу ХХ века приход собора включал в себя свяше полутысячи дворов, где жило 2700 человек. Численность его резко сократилась сразу после прихода в Лаишево советской власти. Жертвой её стал последний настоятель храма Леонид Евстафьевич Скворцов (1878-1918). Он был обвинён в сотрудничестве с белогвардейцами и расстрелян прямо в алтаре.
Спустя четверть века после закрытия собора и снятия колоколов в его здании был оборудован кинотеатр "Заря" (1956). Зрительный зал устроили в трапезной, а в предалтарном помещении соорудили буфет и туалеты. К тому времени на храме варварски уничтожили барабаны, главы и верхние ярусы колокольни. Лишь в сентябре 2013 года собор возвратили верующим, вновь освятили и открыли для богослужений. Сегодня здесь ведутся реставрационные работы. Задача строителей и реставраторов - возвратить собору утраченный прежний вид и сделать его ещё краше и выразительней. Изначально это было довольно массивное здание, включавшее в себя четверик, три полуциркульных, то есть полукруглых апсиды, одноэтажную трапезную и колокольню. Окнам трапезной была придана форма арок, а нижнего яруса колокольни и апсид - прямоугольная. В декоративном оформлении храма делался явный акцент на зодчество русских теремов ХVII века, об этом говорят, например, ряды кокошников. Особая достопримечательность собора - уникальные росписи внутренних интерьеров, среди которых были работы талантливого мордовского художника и скульптора Степана Дмитриевича Эрьзи. Удивительно, но из всех стеновых росписей собора уцелели именно его работы, сделанные по собственным эскизам на четырёх столпах второго яруса храма. На них, в частности, изображены 16 фигур христианских святых.
Из журнала: "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск № 271, ООО "Де Агостини", 2017