ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Саратов. Спасо-Преображенский мужской монастырь.


Саратов. Спасо-Преображенский мужской монастырь
Монастырь. Действует.  (все монастыри в каталоге →)
Престолы:Спаса Преображения
Год основания:1822. Перенесён из центра города, где существовал с кон. 17 в.
Архитектор:Л.И. Руска и В.И. Суранов (1814-1822); В.А. Канарейкин (ограда 1902-1917)
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Россия, Саратовская область, город Саратов, проспект 50 Лет Октября, дом № 5

Координаты: 51.557631, 45.992575
Проезд:трамвай № 3, троллейбус № № 5, 10, автобус № № 6,11, 12, 18, 50, 53 до остановки "Стрелка".



Храмы монастыря:



Спасо-Преображенский мужской монастырь, Братский корпус.<br>, Саратов, Саратов, город, Саратовская область
Братский корпус.
Алексей Александров
2 апреля 2022
Спасо-Преображенский мужской монастырь, Вид изнутри на вход и надвратный храм.<br>, Саратов, Саратов, город, Саратовская область
Вид изнутри на вход и надвратный храм.
Алексей Александров
2 апреля 2022
Спасо-Преображенский мужской монастырь, Остатки монастырского некрополя.<br>, Саратов, Саратов, город, Саратовская область
Остатки монастырского некрополя.
Алексей Александров
2 апреля 2022
Спасо-Преображенский мужской монастырь, Монастырские врата.<br>, Саратов, Саратов, город, Саратовская область
Монастырские врата.
Алексей Александров
20 апреля 2013
Спасо-Преображенский мужской монастырь, слева на право. Церковь Иконы Божией Матери Знамение,Церковь Екатерины Великомученицы,Собор Преображения Господня,Церковь Иоакима и Анны. фото 1904—1914 год с http://oldsaratov.ru/photo/10514<br>, Саратов, Саратов, город, Саратовская область
слева на право. Церковь Иконы Божией Матери Знамение,Церковь Екатерины Великомученицы,Собор Преображения Господня,Церковь Иоакима и Анны. фото 1904—1914 год с http://oldsaratov.ru/photo/10514
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1914
Спасо-Преображенский мужской монастырь, 1903—1904 год открытка с сайта http://oldsaratov.ru/photo/1659<br>, Саратов, Саратов, город, Саратовская область
1903—1904 год открытка с сайта http://oldsaratov.ru/photo/1659
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1904
Спасо-Преображенский мужской монастырь, 1900—1903 год.  с сайта http://oldsaratov.ru/photo/4541<br>, Саратов, Саратов, город, Саратовская область
1900—1903 год. с сайта http://oldsaratov.ru/photo/4541
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1903
Спасо-Преображенский мужской монастырь, Утраченный собор. Рис. из журнала "Всемирная Иллюстрация".<br>, Саратов, Саратов, город, Саратовская область
Утраченный собор. Рис. из журнала "Всемирная Иллюстрация".
Андрей Агафонов
1 января 1891
Спасо-Преображенский мужской монастырь, В центре Собор Преображения Господня.
1891 год Фотограф Финогеев Д.Г, с сайта http://oldsaratov.ru/<br>, Саратов, Саратов, город, Саратовская область
В центре Собор Преображения Господня. 1891 год Фотограф Финогеев Д.Г, с сайта http://oldsaratov.ru/
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1891



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Алексей Александров  28 февраля 2012

В 1994 году в сохранившемся храмовом здании монастыря была обустроена церковь. 1 сентября 1994 года престол храма освятил Преосвященный Нектарий (Коробов), епископ Саратовский и Вольский. 19 августа 1997 года за алтарем храма был освящен поклонный Крест в память иноков Спасо-Преображенской обители и всех православных христиан, погребенных на уничтоженном в годы Советской власти кладбище монастыря.
В 2007 году в храме велись ремонтные работы: заменена кровля, очищена штукатурка, демонтированы перегородки внутри храма. Ремонтные работы были продолжены в 2008 году.

До 19 августа 2009 года на территории Спасо-Преображенского монастыря размещается Саратовский военный институт биологической и химической безопасности МО РФ (СВИБХБ). Распоряжением Правительства РФ № 1593-р от 24 сентября 2010 г. комплекс зданий бывшего Спасо-Преображенского мужского монастыря г. Саратова передан Саратовской епархии.

22 марта 2011 года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил благословить открытие Спасо-Преображенского мужского монастыря города Саратова и назначить игумена Пимена (Хеладзе) на должность наместника обители.

По материалам Информационно-аналитического портала Саратовской митрополии "Православие и современность"


Марина Зуйкова  23 мая 2016

Наиболее ранние упоминания о саратовском монастыре относятся к середине XVII века. К 1632 году московские Чудов и Новоспасский монастыри имели в распоряжении (вероятно, дарованные ещё Василием Шуйским) рыбные ловли в районе Саратова. Отправленная заведовать ими братия поселилась в районе современной музейной площади возле Казанской церкви. У подножия Соколовой горы находились рыбные склады и, предположительно, небольшая церковь. Одновременно на юге современного города в Увеке существовала обитель во имя святых Петра, Алексея, Ионы и Филиппа. Оба монастыря сгорели в 1693 году и были объединены на базе сохранившихся построек под Соколовой горой в Богородицкий монастырь, год спустя переименованный в Четырёхсвятский. С 1761 года монастырь стал называться Спасским, в 1764 году получил современное название. У горы монастырь простоял до опустошительного пожара 1811 года. На тот момент он имел заштатный статус, ограда была частично каменная, частично деревянная. Церковь была одна, каменная, во имя Преображения Господня. Также на территории находились деревянный дом для приезда Епархиального Архиерея, келья настоятеля, деревянное здание духовного правления, деревянный флигель для братских келий, две хозяйственные постройки, трапезная, два погреба, каретный сарай и деревянная конюшня с сушилкой. Все постройки были ветхими, но стараниями игумена Саввы поддерживались в рабочем состоянии. После пожара будущее монастыря оказалось под вопросом, уцелевшая Преображенская церковь была восстановлена и обращена в приходскую (разрушена при советской власти, ныне окрестности спорткомплекса "Звёздный").

С фактическим расформированием монастыря Архимандрит монастыря Савва лично отправился в Петербург ходатайствовать о выделении средств на возрождение обители, однако министерство внутренних дел трижды отказывало выделить весьма крупную необходимую сумму. В итоге средства удалось получить у комиссии духовных училищ. Монастырь был основан заново за чертой города у подножия Лысой (Алтынной) горы, проекты построек и смета были составлены Луиджи Руской, начавшееся 22 июля 1814 года строительство поручили сначала губернскому архитектору Суранову, а затем приглашённому мастеру строительства из камня Дю-зуве-Берри. Из-за допущенных ошибок возведение монастырских зданий затягивалось и в 1819 году было передано под ответственность настоятелю. Основные работы были завершены к июню 1821 года, а в мае 1822 года Преосвященный Епископ Пензенский и Саратовский Амвросий освятил соборный храм монастыря, получившего статус штатного второго класса. Всего в монастыре было построено шесть храмов. Уже упомянутый соборный был крупнейшим из них. Величественное каменное здание в византийском стиле имело четыре башни вокруг центрального купола, в двух из которых (западные) были оборудованы звонницы. Внутри собор был полностью расписан, помимо главного престола в честь Преображения Господня имел приделы Тихвинской иконы Божией Матери и Александра Невского. Одновременно с собором была освящёна вторая монастырская церковь во имя Великомучеников Димитрия и Екатерины с приделом во имя Мученицы Параскевы. Пятиэтажная колокольня-усыпальница была заложена 13 июля 1903 года и возведена за год на средства саратовских циркачей Никитиных по проекту архитекторов В.Н. Карпенко и П.М. Зыбина. В нижнем этаже 23 июля 1904 года Епископом Гермогеном был освящён храм во имя мученицы Иулиании и святителей Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, здесь же были похоронены Иоаким и Иулиания Никитины. Храм верхнего этажа был освящён Преосвященным Епископом Дамианом 21 октября 1917 года во имя праведных Иоакима и Анны.

Церковь во имя Знамения Божией Матери была устроена в 1912 году тщанием А. И. Квасниковой на месте часовни у святого источника, где 40 лет молился схимонах Парфений. Ещё один храм был освящён Архиерейским чином 31 августа 1908 года при монастырских школе и приюте. К западу от главного храма находились два каменных двухэтажных жилых корпуса, рядом находились погреб, амбар, каретный сарай, конюшня, ледник и прочие хозяйственные постройки. Каменная ограда возводилась под руководством В.А. Канарейкина с 1902 по 1917 год, но так и не была полностью закончена. Монастырь владел богатыми земельными угодиями, дачами в Увеке, участком леса и сенокосами, рыбными ловлями, Курдюмским и Чардымским займищами. Помимо этого из казны предусматривалось штатное содержание. Библиотека обители насчитывала более 200 книг, в том числе очень старых (начиная с XVII века), самое древнее напрестольное Евангелие датировалось 1667 годом. Монастырское кладбище располагалось напротив входа в главный храм, недалеко от него за оградой находилась каменная часовня монастыря. Также на территории над колодцем стояла деревянная часовня. 15 февраля 1918 года при монастыре было учреждено братство, задачей которого (помимо духовно-просветительской) была защита обители в начавшиеся трудные времена при новом социально-политическом режиме.

Большевики уже с первых месяцев после прихода к власти начали планомерное разорение монастыря. Угодия были частично национализированы, а работа на сохранившихся всячески целенаправленно нарушалась. 10 мая 1918 года был реквизирован весь хозяйственный инвентарь, в ночь на 20 мая был безнаказанно ограблен соборный храм. Ежедневные богослужения продолжались до конца 1920-х годов, однако постепенно обнищавший монастырь был полностью ликвидирован, и с начала 1930-х годов начался поэтапный снос его построек. На месте главного храма в 1954 году разместился воинский плац военно-химического училища, которому была передана бывшая монастырская территория. На месте кладбища был оборудован училищный стадион.

В 1993 году при училище в здании единственного сохранившегося храма Дмитрия и Екатерины был открыт первый воинский храм в постсоветской России, освящённый 1 сентября 1994 года Преосвященным Епископом Нектарием во имя святого великомученика Димитрия Солунского. В память об иноках монастыря и всех погребённых на его утраченном кладбище за алтарём 19 августа 1997 года установили Поклонный Крест. Следующим этапом возрождения монастыря стало возведение на храме колокольни. В 2009 году Саратовский военный институт биологической и химической безопасности был расформирован, вся его территория перешла к епархии.

22 марта 2011 года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил благословить новое открытие Спасо-Преображенского мужского монастыря и назначить игумена Пимена (Хеладзе) на должность наместника. В настоящее время территория бывшего училища открыта, попасть на неё можно свободно через проходную, где продолжают нести вахту военнослужащие. Храму великомученика Дмитрия передан в дар ковчег с частичками мощей святого, а также Луки Войно-Ясенецкого.

Источник: "Из истории саратовских церквей", www.eparhia-saratov.ru, http://saratovregion.ucoz.ru/saratov/churches/spaso-preobr_m.htm


Марина Зуйкова  15 января 2017

Основан около 1680 года в городе, при подошве горы Соколовой. В 1764 году, при секуляризационной реформе, был оставлен на своем содержании. В обители имелся каменный храм в честь Преображения Господня с приделом во имя святителей Петра, Алексея, Ионы и Филиппа. В 1811 году обитель сгорела и в 1814 году бала вновь заложена на новом месте, за городом. Оставшаяся на прежнем месте монастыря каменная церковь Преображения была обращена в приходскую. В 1816 году именным Высочайшим указом монастырь из заштатного был возведен в штатный 2-го класса. В 1820 году постройка монастыря была окончена. 18 мая 1822 года освящен епископом Пензенским Амвросием.

Главным храмом обители стал собор в честь Преображения Господня с двумя приделами - во имя благоверного Александра Невского и в честь Казанской иконы Божией Матери. Для жительства настоятеля и братии были построены два каменные корпуса, каждый в два этажа длиною 20, шириною 5,5 саженей. Монастырь был обнесен со всех сторон каменной оградой. За западной стороной ограды было устроено кладбище, обнесенное также во всю длину второй каменной оградой. Монастырю принадлежали различные угодья, рыбные ловли, сверх чего монастырь получал штатного содержания от казны 1249 рублей 37 копеек.

Преображенскому монастырю принадлежала деревянная часовня на Горянской (Михаило-Архангельской) площади, на месте, которое в 1762 году было за городским валом в лесу. В часовне находился большой деревянный крест, перед которым совершались панихиды. Рядом с часовней стояла церковь и постоялые избы для "приезду монастырским людям." Позднее часовня и церковь были разобраны и проданы, и в 1860 году на их месте была построена церковь в честь Страстей Господних (Киновия).

В 1904 году при главной церкви монастыря была построена колокольня, возведенная архитекторами В.Н. Карпенко и П.М. Зыбиным на средства братьев Никитиных, основателей русского цирка. В её нижнем этаже была устроена церковь во имя мученицы Иулиании. В 1912 году в обители была также устроена церковь в честь Знаменской иконы Божией Матери.

К концу синодального периода в монастыре было пять храмов: вдобавок к соборному, колоколенному и Знаменскому были храм во имя великомученицы Екатерины с приделом во имя мученицы Параскевы и деревянная церковь в честь Успения Божией Матери, при больничном корпусе, при которой была школа для мальчиков-сирот. В ведении обители также было Свято-Троицкое общежительного подворье в городе Хвалынске.

После установления большевистской власти монастырь закрылся. В 1920-х годах был сломан монастырский Преображенский собор. В начале 1930-х годов монастырские постройки были частично разобраны, была снесена и колокольня. Монастырское кладбище было уничтожено. Из храмов сохранился лишь один, освященный в 1994 году во имя великомученика Димитрия Солунского. 9 августа 1997 года за алтарем храма был освящен поклонный крест в память иноков Спасо-Преображенской обители и всех православных христиан, погребенных на уничтоженном монастырском кладбище.

До 19 августа 2009 года на территории монастыря размещается Саратовский военный институт биологической и химической безопасности МО РФ (СВИБХБ). Распоряжением правительства России № 1593-р от 24 сентября 2010 года комплекс зданий бывшего Спасо-Преображенского мужского монастыря был передан Саратовской епархии.

22 марта 2011 года Священный Синод Русской Православной Церкви благословил возрождение Саратовского Преображенского мужского монастыря.

https://drevo-info.ru/articles/24320.html


Марина Зуйкова  13 мая 2020

История его неразрывно связана с историей города. Вместе с городом монастырь переживал эпидемии, пожары, встречал Петра I и Пугачёва. Но никогда не прекращал монастырское богослужение и монастырские работы.

В ведомостях российских монастырей 1739 - 1741 гг. Четверосвятский монастырь описан так: "Астраханской епархии Четверосвятский монастырь подле г. Саратова при реке Волге. В том монастыре: церковь каменная 1, в ней престол 1, деревянного строения; келей настоятельских и брацких 3, длиною на 11, поперёк на 2 саженях, хлебная 1, поварня 1, погреб 1, конюшня 1; а школ и гофшпиталей не имеется. В том монастыре, против древнего установления, надлежит быть игумен, а ныне налицо: игумен, казначей 1, иеромонахов 2, монахов 5, итого монашествующих 9, бельцов: попов 2, дьякон 1, дьячков 2, пономарь 1. За тем монастырём земли пашенной 6 четвертей в полe, а в дву потому ж, сенных покосов на 300 копен, мельница 1, в г. Саратове в рыбном ряду анбар 1, кузниц 3. В тот монастырь окладных денежных и хлебных доходов не сбирается, а неокладных доходов надлежит быть в сборе на год: с мельницы, с анбара и с кузниц и за проданный хлеб и скот 79 рублев 75 коп., хлеба с пашни приплодного 16 четвертей, помольного 4 четверти, и иные доходы на год собираются и употребляются в том монастыре в расходе без остатку". Монастырю принадлежали некоторые угодия, на которые имелись крепости: на сенные покосы 1662 г. сентября в 1 день в урочищах вниз реки Волги, пониже россоши увековской реки; на сенные покосы 1738 г. марта в 20 день в урочищах за рекою Волгою в межах в верхнем конце лощина, и с нижней стороны пожня Саратовской канцелярии рассыльщика Ивана Спирина; 1691 г. апреля в 1 день в урочищах за рекою Волгою в межах подле пожни от реки Волги Семёна Карпова; 1695 г. августа в 5 день в урочищах вверх реки Волги в Курдюмские луга; 1695 г. апреля в 24 день Саратовского Спасо-Преображенского монастыря на огородные места саратовских посадских людей Якова Аксентьева с товарищи; владенный указ, данный 1761 г. сентября 17 дня под N 340 в Саратовской Воеводской канцелярии на увековскую мельницу.

Монастырская опись 1762-1763 гг. значительно выросла по сравнению с предыдущей. "В том монастыре: каменных 1 церковь с приделом, в оной 2 престола; келей каменных 2: первая настоятельская длиной - 8 саж. 2 1/2 аршина, шириной - 4 саж., монашеская - длиной 2 1/2 саж., шириной - 2 саж. и 3 четверти, однопартаментная; две братских кепии - длиной - 10 саж. и шириной - 4 саж. с арш.; кухня; погреба; житница; конюшня; старые кухня и келия. Ограда кругом монастыря вся каменная, высотой 4 арш., толщиной - 5 четв.Около ограды монастырский двор длиной на 25 саж., шириной на 11 саж. На нём построены деревянные избы для приезду архиерейским служителям.Того ж монастыря двор за городом, за Московскими воротами, при часовне, для приезду монашеским людем: длина 14 саж., 2 арш.; ширина 13 саж., 2 арш.; оный двор огорожен тёсом. На дворе деревянные строения. Оного же монастыря, состоящий расстоянием от города Саратова в 7 верстах, двор при р. Увековке. Обширностью оной состоит: длина - 39 саж., ширина 40 саж. На том дворе строения: изба деревянная о двух партаментах, изба хлебная, погребица, кухня, анбар мушной, конюшня, баня. При том же дворе яблонный сад длиной - 22 саж. и шириной на 18 саж. При том саде анбар для хлеба и овин.На р. Увековке при том же дворе мельница и анбар. С мельницы оброку платится ежегодно в казну по 1 р. 75 коп. При той же мельнице изба.Подле монастыря по данной 1695 г. крепости пожалованы вкладные в монастырь для поминовения огородные места, на коих местах поселилось разных чинов жителей самовольно дворов 110.При том монастыре никаких школ, учителей и учеников, также богаделен не имеется. В том монастыре ныне налицо: настоятель архимандрит Макарий, казначей монах Андреям, 4 иеромонаха и 9 монахов. Все оные из великороссиян и находятся в монастырских трудах. Монастырю денежного и хлебного жалованья не определено, а имеют пропитание архимандрит с братиею от своих трудов и от подаяния мирского.

Монастырю принадлежат угодья: вниз р. Волги по нижней россоши Увековки, от Торного буяраку, а на низ по рубеж Увековки речки, а по сторон тое пожни Яблонной буярак, по обе стороны и с лугами, на которой становится сена на 50 копен, т.е. 2 стога; за р. Волгою, в межах подле пашни от р. Волги Семёна Карпова, а от степи по степной ерик, а вверх по Дубовую Гриву, а на низ по озеро Буде, на коем становится сена на 50 копен, т.е. 2 стога; за р. Волгою, в межах в верхнем конце лощина, а с нижнею сторону пожня Саратовской канцелярии рассыльщика Ив. Спирина, а промежу сухой ерик, а по правую сторону озеро до речки Мечетной, а по левую сторону пожнях саратовского посадского Андрея Украинцова, а промежу пожень Суха Грива, на коем становится сена на 50 копен, т.е. 2 стога; вверх р. Волги в Курдюмских лугах, от мирских лугов стоят ветельники к ерику которой течёт из озера, и где было мирское стойло и зимовая изба, и на тех ветельниках положена грань к степи прямо до кочкарного ерика, и на том кочкарном ерике на ветле положена грань прямо до степи, а от тех граней вверх по р. Волге под Медведсковую речку, а на Медведсковой речке на дубу положена грань, а от той грани до Чердым реки прямо до степи, на коем становится сена на 200 копен, т.е. 8 стогов, а егда бывает в сухменные годы, то становится менее того.

При помянутом же дворе на р. Увековке хлеба немолоченного, ржи да пшеницы небольших 2 одонья, овса и ячменю небольших 2 же одонья. Вокруг оного гумна с одной стороны от мельницы по речке Увековке саженая ольховая и ветловая роща, а с другой стороны городьба плетневая, длина гумна на 57 саж., ширина против овина на 36 саж.; молоченого хлеба: гороху 5 четвертей, семя конопляного 1 осмина, проса 2 четверти. Оной хлеб сеется для монастырского обиходу поблизости двора вверх по речке Увековке на поросшей степной земле, в дачах Саратовского округа по дозволению градских жителей, и ныне посеяно ржи 6 четвертей. Меж двора и сада саженая карабучевая небольшая роща.При монастыре содержится скот: лошадей - 15 голов, рогатого скота - 12 голов, овец - 35 голов".

Таким образом, Саратовский Спасо-Преображенский монастырь в XVII в. отличался небольшим числом насельников, которые содержали себя сами, своим трудом, без помощи от казны. Угодия составляли сенокосы, которые прежде, чем что-то с них получить, необходимо было обработать. Нас не должно обманывать кажущееся большое количество монастырских построек. В основной массе они были небольших размеров, деревянные, крытые соломой и к 1764 г. пришли в крайнюю ветхость. И тем не менее монастырь не был упразднён по штатам 1764 г. "Он был оставлен заштатным, на своём собственном содержании, с семью братиею". Монастырь так и оставался заштатным до 1816 г.

Сохранились некоторые сведения о настоятелях монастыря, очень скудные и неполные. "Строителем монастыря значится Паисий Дубенский, поэтому и сам монастырь часто называли Дубенским - 1695 год". В 1810 г. настоятелем Спасо-Преображенского монастыря стал игумен Савва, который был вызван епископом Пензенским и Саратовским из Московского Законо-Спасского училищного монастыря для спасения близкой к разрушению обители. Именно на плечи Саввы легло тяжелейшее время истории Спасо-Преображенского монастыря. В 1811 г. при сильном ветре монастырь практически полностью сгорел. На этот период он заключал в себе каменную церковь с двумя престолами, деревянный дом для приезда епархиального архиерея, деревянное здание духовного правления, настоятельскую и братские келий, братскую трапезную, два погреба, каретный сарай, деревянную конюшню, другие хозяйственные постройки, которые благодаря стараниям нового игумена только-только приняли божеский вид. Сверх семибратнего числа монашествующих на содержании монастыря находилось до 15 человек духовных и военнослужащих, большею частью немощных.

Пожар уничтожил все постройки. Оставшиеся каменные стены растрескались, такой силы был пожар. Средств на восстановление обители в Саратове не нашлось. Настоятель игумен Савва в том же году поехал в Петербург. Там он обратился к обер-прокурору Св. Синода князю Александру Николаевичу Голицыну с просьбой о помощи. Александр I, выслушав доклад обер-прокурора, повелел составить план строительства и смету расходов, причём исключить всякую роскошь и лишние издержки. Все расходы должны были быть отнесены на счёт казны. По составленной смете требовалось вложить 184 тыс. 779 руб., но впоследствии было ещё выделено 47 тыс. 545 руб. на исправление недостатков.

В начало строительства внесла свои коррективы Отечественная война 1812 г. Только в 1814 г. по одобренным императором планам было начато воссоздание обители.

Для постройки монастыря в 1811 г. саратовским губернатором Алексеем Давыдовичем Панчулидзевым из числа выгонной земли было отведено 11 дес. 2300 саж. верстах в трёх к северу от города. Строительство началось 22 июля 1814 г. под руководством губернского архитектора Суранова. В 1816 г. для исправления ошибок из Петербурга был прислан каменных дел мастер Дюзуве-Берри. Но и он не смог поправить положение. В 1819 г. было поручено уже архимандриту (с 1816 г.) Савве взять на свою ответственность окончание постройки монастыря, о чём регулярно отчитываться перед саратовским гражданским начальством. Архимандрит взялся за строительство со всей своей энергией. Меньше чем за 2 года Савва 4 раза ездил в Петербург по делам постройки. В 1821 г. строительство было закончено, но переехать братия ещё не смогла: исправлялись недоделки, готовилась к освящению соборная церковь.

Во время строительства были возведены:

Соборная церковь длиной - 17, шириной - 16 и высотой - 26 саж. с четырьмя куполами, трёхпрестольная: первый - во имя Преображения Господня, второй - во имя Тихвинской иконы Божьей Матери и третий - во имя св. благоверного Великого князя Александра Невского.

Два корпуса длиной - 20 саж. и шириной - 5, имеющие в себе настоятельские покои, кельи для братии, кухню и трапезную.

Два корпуса по 7 саж., помещающие в себя погреба, конюшню, каретный сарай и т.д.

Монастырь обведён каменной оградой. В восточной стороне ограды - часовня и караульня. С западной стороны монастыря учреждено кладбище.

В 1818 г. по предписанию Правительствующего Сената присоединено к вышеозначенным 11 дес. 2300 саж. ещё 22 дес. и 2046 саж., в том числе 14 дес. 721 саж. леса, украсившего вид монастыря.

В 1816 г. 16 мая именным Высочайшим указом Саратовский монастырь из заштатного возведён в штатный 2-го класса, с переведением на него штата и окладов Полтавского Вознесенского второклассного мужского монастыря, обращённого в архиерейский дом. 18 мая 1822 г. монастырь освящён преосвященным Амвросием, епископом Пензенским и Саратовским. Оставшаяся на прежнем месте монастыря каменная церковь во имя Преображения Господня с придельным храмом во имя святых Петра, Алексия, Ионы и Филиппа обращена в приходскую церковь.

Шло время, монастырь обстраивался. В 1826 г. была построена каменная тёплая церковь во имя св. великомучеников Дмитрия и Екатерины длиной 9 1/2саж., шириной 5 саж. А в 1829 г. на средства помещика Петра Григорьевича Железнова с западной стороны к ней была приделана небольшая церковь во имя св. великомученицы Параскевы. Кроме этого, была воздвигнута церковь на монастырском кладбище, а при большой Московской дороге устроена часовня и колодец для проезжающих. Для приходящих в монастырь богомольцев рядом с оградой монастыря был построен гостиный двор. Таким образом, насельники монастыря заботились о совершенно чужих им людях, создавая им все условия для богослужения, а также для временного проживания при монастыре.

В 1903 г. в монастыре была заложена пятиэтажная колокольня-усыпальница со шпилем. Средства на её постройку - 50000 руб. - пожертвовали потомственные почётные граждане братья Иоаким и Пётр Александровичи Никитины с условием, чтобы под главным храмом была построена нижняя церковь и усыпальница, которая всецело принадлежала бы им и их семейству. Условие было выполнено, в нижнем этаже был построен храм во имя мученицы Иулании (память жены Иоакима Никитина) и святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа. Церковь освящена епископом Гермогеном в 1904 г. В верхнем этаже построена церковь во имя праведных Иоакима и Анны, которая была освящена епископом Дамианом 21 октября 1917 г. За устроение церкви-колокольни её создатели были награждены орденом Св. Анны 3-й степени.

В 1912 г. монастырская часовня была переделана в церковь во имя Знамения Божьей Матери. И, наконец, в 1907 г., усердием иеромонаха Иоасафа при участии благодетелей, была устроена при больничном корпусе деревянная церковь во имя Успения Божьей Матери. Церковь освящена в 1908 г. епископом Гармогеном и при церкви устроена школа для мальчиков-сирот.

Спасо-Преображенский монастырь владел некоторыми земельными угодиями, часть из которых сдавалась в аренду, а часть обрабатывалась своими средствами. Так, Высочайшим указом от 18 декабря 1797 г. монастырю были отведены рыбные ловли на левой стороне Волги на протяжении 7 1/2, вёрст. Указом Правительствующего Сената от 11 марта 1803 г. они были закреплены за монастырём навечно. Указом Сената от 1 августа 1801 г. монастырю отмежёвано сенокосное займище при селе Чардым Саратовского уезда с лесом и хворостняком в количестве 337 дес. 1329 саж. 27 июня 1807 г. по указу Сената монастырю отмежёвано 73 дес. пахотной и сенокосной земли при селе Увек Саратовского уезда. На ней построена водяная мельница. При селе Нечаевке по указу Сената от 11 июня 1846 г. монастырю приписана лесная дача площадью 50 дес. 1487 саж.

Монастырь имел своё подворье в Саратове на Горянской площади. На средства купца Пулькина деревянная часовня подворья в 1827 г. была переделана в каменную церковь во имя Воздвижения Честного Креста.

Возраст монашествующих в 1860 г. составил от 39 до 74 лет. Все 10 грамотные. По национальности 8 русских, один малорос и один перс. Все русские - выходцы из духовного сословия. Послушники от 25 до 85 лет, все грамотные. По социальному положению - 9 из духовного сословия, 3 из мещанского. Характерно, что к концу XIX в. социальный состав насельников изменился коренным образом. Так, в 1898 г. монашествующих было 9, от 30 до 80 лет. Из них только трое духовного звания, один бывший писарь военного попка и 5 крестьян. Резко снизился возраст послушников - от 16 до 29 лет. Из 16 человек - 7 крестьян.

В 1905 г. из монашествующих только настоятель, наместник, духовник и казначей монастыря были выходцы из духовенства. Из остальных 16 - 2 мещанского и 14 крестьянского звания. То же и среди послушников. Из 52 человек - 1 дворянского, 1 духовного, 7 мещанского и 43 крестьянского звания.

https://elsso.ru/cont/cul/81.html


Марина Зуйкова  22 марта 2023

Епископ Петровский Дамиан (Говоров) в 1918 году в книге, посвященной истории монастыря, пишет:

"В монастыре шесть храмов:

1) Соборный храм в честь Преображения Господня представляет собою величественный вид Византийского стиля; имеет по углам четыре башни, на двух западных башнях висят колокола, с четырех сторон фронтоны с колоннами на северном и южном. Внутри Собор прекрасно расписан живописью и орнаментами с изречениями из Священного Писания и молитвословий. В нем два придела — в честь Тихвинской иконы Божией Матери, празднуемой 26 июня, и во имя св. Александра Невского — 30 августа. Соборный храм — это один из лучших и больших храмов в г. Саратове. Главный престол освящен Преосвященным Епископом Амвросием 18 мая 1822 года. В записях монастырских имеется следующая памятка: Саратовский помещик надворный советник Устинов из своего усердия для славы Божией поднялся собственным коштом написать 44 иконы в 3-х иконостасах и святых Евангелистов под средним куполом храма.

2) Храм во имя св. Великомученика Димитрия и Великомученицы Екатерины с приделом во имя св. Мученицы Параскевы. Здесь богослужение совершается зимою, построен одновременно с Собором, т. е. в 1822 году. Храмовые праздники: 26 октября, 24 ноября и 14 октября.

Из церковных строений особенно выдается колокольня-усыпальница, пятиэтажная, со шпилем, устроенная усердием и на средства потомственных почетных граждан братьев Иоакима и Петра Александровичей Никитиных, которые пожертвовали по 25 тысяч рублей, с тем непременным условием, чтобы построена была под главным храмом нижняя церковь и усыпальница, которая всецело принадлежала бы братьям Никитиным и семейству. История устройства этой колокольни такова. — Земля под постройку церкви-колокольни и странноприимного дома была отдана Спасо-Преображенскому монастырю постановлением Саратовской Городской Думы от 23 октября 1902 года, в количестве 2379 квадратных сажен, но не в собственность, а только в пользование, до тех пор, пока на ней будут находиться храм и странноприимный дом, под условием, чтобы ничем другим не занималось. План и смета колокольни были выработаны архитекторами Зыбиным и Карпенко. Закладка колокольни последовала 13 июля 1903 года, после Божественной литургии в монастыре, отслуженной Епископом Гермогеном в сослужении протоиереев Алексея Урбанова, Александра Белова и игумена Исидора с монастырской братиею.

В колокольне два храма:

3) В нижнем этаже, где усыпальница жертвователя Иоакима Александровича Никитина, храм во имя мученицы Иулиании (память жены жертвователя) и святителей Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа. Здесь усыпальница Иоакима и Иулиании Никитиных. Храм этот окончен и освящен епископом Гермогеном 23 июля 1904 года. Храмовый праздник 21 декабря.

4) Церковь в верхнем этаже во имя праведных Иоакима и Анны — 21 ноября. Освящена Преосвященным Епископом Дамианом 21 октября 1917 года, в полугодовой день кончины создателя храма Иоакима Александровича Никитина. За устроение церкви-колокольни создатели награждены были орденом Святой Анны 3-й степени.

И наконец:

5) Церковь во имя Знамения Божией Матери, устроенная в 1912 г. Раньше была здесь часовня, устроенная вместе с монастырем. Здесь схимонах Парфений, отличавшийся духовною жизнью, молился 40 лет, перебирая четками. Проезжающие останавливались, ставили свечи пред иконой Знамения и пили воду из источника, который был в самой часовне. Два больших дерева подле часовни — его посадки. Гражданка города Саратова Александра Ивановна Квасникова устроила престол, освящен был он Епископом Дионисием. Здесь Квасникова каждую пятницу молилась, иеромонах служил Литургию и акафист Знамению Божией Матери.

6) Деревянная церковь, устроенная при школе. Эта церковь устроена усердием иеромонаха Спасо-Преображенского монастыря Иоасафом, при помощи благодетелей в 1907 году, освящена Епископом Гермогеном 31 августа 1908 года.

https://spmmsar.ru/50.html



Комментарии и обсуждение


До недавнего времени на территории, занимаемой сейчас Спасо-Преображенским монастырем, располагался Саратовский военный институт химической защиты. Вход на эту территорию, которая в те времена была закрытой, осуществлялся через контрольно-пропускной пункт со стороны проспекта 50-Лет Октября. После возврата территории епархии вход в монастырь перенесли на довольно значительное расстояние, на перпендикулярно расположенную улицу Волгоградскую, справа от бывшего КПП. Координаты нового входа в монастырь:  51.557631, 45.992575.

22 апреля 2013, Алексей Александров.