История его неразрывно связана с историей города. Вместе с городом монастырь переживал эпидемии, пожары, встречал Петра I и Пугачёва. Но никогда не прекращал монастырское богослужение и монастырские работы.
В ведомостях российских монастырей 1739 - 1741 гг. Четверосвятский монастырь описан так: "Астраханской епархии Четверосвятский монастырь подле г. Саратова при реке Волге. В том монастыре: церковь каменная 1, в ней престол 1, деревянного строения; келей настоятельских и брацких 3, длиною на 11, поперёк на 2 саженях, хлебная 1, поварня 1, погреб 1, конюшня 1; а школ и гофшпиталей не имеется. В том монастыре, против древнего установления, надлежит быть игумен, а ныне налицо: игумен, казначей 1, иеромонахов 2, монахов 5, итого монашествующих 9, бельцов: попов 2, дьякон 1, дьячков 2, пономарь 1. За тем монастырём земли пашенной 6 четвертей в полe, а в дву потому ж, сенных покосов на 300 копен, мельница 1, в г. Саратове в рыбном ряду анбар 1, кузниц 3. В тот монастырь окладных денежных и хлебных доходов не сбирается, а неокладных доходов надлежит быть в сборе на год: с мельницы, с анбара и с кузниц и за проданный хлеб и скот 79 рублев 75 коп., хлеба с пашни приплодного 16 четвертей, помольного 4 четверти, и иные доходы на год собираются и употребляются в том монастыре в расходе без остатку". Монастырю принадлежали некоторые угодия, на которые имелись крепости: на сенные покосы 1662 г. сентября в 1 день в урочищах вниз реки Волги, пониже россоши увековской реки; на сенные покосы 1738 г. марта в 20 день в урочищах за рекою Волгою в межах в верхнем конце лощина, и с нижней стороны пожня Саратовской канцелярии рассыльщика Ивана Спирина; 1691 г. апреля в 1 день в урочищах за рекою Волгою в межах подле пожни от реки Волги Семёна Карпова; 1695 г. августа в 5 день в урочищах вверх реки Волги в Курдюмские луга; 1695 г. апреля в 24 день Саратовского Спасо-Преображенского монастыря на огородные места саратовских посадских людей Якова Аксентьева с товарищи; владенный указ, данный 1761 г. сентября 17 дня под N 340 в Саратовской Воеводской канцелярии на увековскую мельницу.
Монастырская опись 1762-1763 гг. значительно выросла по сравнению с предыдущей. "В том монастыре: каменных 1 церковь с приделом, в оной 2 престола; келей каменных 2: первая настоятельская длиной - 8 саж. 2 1/2 аршина, шириной - 4 саж., монашеская - длиной 2 1/2 саж., шириной - 2 саж. и 3 четверти, однопартаментная; две братских кепии - длиной - 10 саж. и шириной - 4 саж. с арш.; кухня; погреба; житница; конюшня; старые кухня и келия. Ограда кругом монастыря вся каменная, высотой 4 арш., толщиной - 5 четв.Около ограды монастырский двор длиной на 25 саж., шириной на 11 саж. На нём построены деревянные избы для приезду архиерейским служителям.Того ж монастыря двор за городом, за Московскими воротами, при часовне, для приезду монашеским людем: длина 14 саж., 2 арш.; ширина 13 саж., 2 арш.; оный двор огорожен тёсом. На дворе деревянные строения. Оного же монастыря, состоящий расстоянием от города Саратова в 7 верстах, двор при р. Увековке. Обширностью оной состоит: длина - 39 саж., ширина 40 саж. На том дворе строения: изба деревянная о двух партаментах, изба хлебная, погребица, кухня, анбар мушной, конюшня, баня. При том же дворе яблонный сад длиной - 22 саж. и шириной на 18 саж. При том саде анбар для хлеба и овин.На р. Увековке при том же дворе мельница и анбар. С мельницы оброку платится ежегодно в казну по 1 р. 75 коп. При той же мельнице изба.Подле монастыря по данной 1695 г. крепости пожалованы вкладные в монастырь для поминовения огородные места, на коих местах поселилось разных чинов жителей самовольно дворов 110.При том монастыре никаких школ, учителей и учеников, также богаделен не имеется. В том монастыре ныне налицо: настоятель архимандрит Макарий, казначей монах Андреям, 4 иеромонаха и 9 монахов. Все оные из великороссиян и находятся в монастырских трудах. Монастырю денежного и хлебного жалованья не определено, а имеют пропитание архимандрит с братиею от своих трудов и от подаяния мирского.
Монастырю принадлежат угодья: вниз р. Волги по нижней россоши Увековки, от Торного буяраку, а на низ по рубеж Увековки речки, а по сторон тое пожни Яблонной буярак, по обе стороны и с лугами, на которой становится сена на 50 копен, т.е. 2 стога; за р. Волгою, в межах подле пашни от р. Волги Семёна Карпова, а от степи по степной ерик, а вверх по Дубовую Гриву, а на низ по озеро Буде, на коем становится сена на 50 копен, т.е. 2 стога; за р. Волгою, в межах в верхнем конце лощина, а с нижнею сторону пожня Саратовской канцелярии рассыльщика Ив. Спирина, а промежу сухой ерик, а по правую сторону озеро до речки Мечетной, а по левую сторону пожнях саратовского посадского Андрея Украинцова, а промежу пожень Суха Грива, на коем становится сена на 50 копен, т.е. 2 стога; вверх р. Волги в Курдюмских лугах, от мирских лугов стоят ветельники к ерику которой течёт из озера, и где было мирское стойло и зимовая изба, и на тех ветельниках положена грань к степи прямо до кочкарного ерика, и на том кочкарном ерике на ветле положена грань прямо до степи, а от тех граней вверх по р. Волге под Медведсковую речку, а на Медведсковой речке на дубу положена грань, а от той грани до Чердым реки прямо до степи, на коем становится сена на 200 копен, т.е. 8 стогов, а егда бывает в сухменные годы, то становится менее того.
При помянутом же дворе на р. Увековке хлеба немолоченного, ржи да пшеницы небольших 2 одонья, овса и ячменю небольших 2 же одонья. Вокруг оного гумна с одной стороны от мельницы по речке Увековке саженая ольховая и ветловая роща, а с другой стороны городьба плетневая, длина гумна на 57 саж., ширина против овина на 36 саж.; молоченого хлеба: гороху 5 четвертей, семя конопляного 1 осмина, проса 2 четверти. Оной хлеб сеется для монастырского обиходу поблизости двора вверх по речке Увековке на поросшей степной земле, в дачах Саратовского округа по дозволению градских жителей, и ныне посеяно ржи 6 четвертей. Меж двора и сада саженая карабучевая небольшая роща.При монастыре содержится скот: лошадей - 15 голов, рогатого скота - 12 голов, овец - 35 голов".
Таким образом, Саратовский Спасо-Преображенский монастырь в XVII в. отличался небольшим числом насельников, которые содержали себя сами, своим трудом, без помощи от казны. Угодия составляли сенокосы, которые прежде, чем что-то с них получить, необходимо было обработать. Нас не должно обманывать кажущееся большое количество монастырских построек. В основной массе они были небольших размеров, деревянные, крытые соломой и к 1764 г. пришли в крайнюю ветхость. И тем не менее монастырь не был упразднён по штатам 1764 г. "Он был оставлен заштатным, на своём собственном содержании, с семью братиею". Монастырь так и оставался заштатным до 1816 г.
Сохранились некоторые сведения о настоятелях монастыря, очень скудные и неполные. "Строителем монастыря значится Паисий Дубенский, поэтому и сам монастырь часто называли Дубенским - 1695 год". В 1810 г. настоятелем Спасо-Преображенского монастыря стал игумен Савва, который был вызван епископом Пензенским и Саратовским из Московского Законо-Спасского училищного монастыря для спасения близкой к разрушению обители. Именно на плечи Саввы легло тяжелейшее время истории Спасо-Преображенского монастыря. В 1811 г. при сильном ветре монастырь практически полностью сгорел. На этот период он заключал в себе каменную церковь с двумя престолами, деревянный дом для приезда епархиального архиерея, деревянное здание духовного правления, настоятельскую и братские келий, братскую трапезную, два погреба, каретный сарай, деревянную конюшню, другие хозяйственные постройки, которые благодаря стараниям нового игумена только-только приняли божеский вид. Сверх семибратнего числа монашествующих на содержании монастыря находилось до 15 человек духовных и военнослужащих, большею частью немощных.
Пожар уничтожил все постройки. Оставшиеся каменные стены растрескались, такой силы был пожар. Средств на восстановление обители в Саратове не нашлось. Настоятель игумен Савва в том же году поехал в Петербург. Там он обратился к обер-прокурору Св. Синода князю Александру Николаевичу Голицыну с просьбой о помощи. Александр I, выслушав доклад обер-прокурора, повелел составить план строительства и смету расходов, причём исключить всякую роскошь и лишние издержки. Все расходы должны были быть отнесены на счёт казны. По составленной смете требовалось вложить 184 тыс. 779 руб., но впоследствии было ещё выделено 47 тыс. 545 руб. на исправление недостатков.
В начало строительства внесла свои коррективы Отечественная война 1812 г. Только в 1814 г. по одобренным императором планам было начато воссоздание обители.
Для постройки монастыря в 1811 г. саратовским губернатором Алексеем Давыдовичем Панчулидзевым из числа выгонной земли было отведено 11 дес. 2300 саж. верстах в трёх к северу от города. Строительство началось 22 июля 1814 г. под руководством губернского архитектора Суранова. В 1816 г. для исправления ошибок из Петербурга был прислан каменных дел мастер Дюзуве-Берри. Но и он не смог поправить положение. В 1819 г. было поручено уже архимандриту (с 1816 г.) Савве взять на свою ответственность окончание постройки монастыря, о чём регулярно отчитываться перед саратовским гражданским начальством. Архимандрит взялся за строительство со всей своей энергией. Меньше чем за 2 года Савва 4 раза ездил в Петербург по делам постройки. В 1821 г. строительство было закончено, но переехать братия ещё не смогла: исправлялись недоделки, готовилась к освящению соборная церковь.
Во время строительства были возведены:
Соборная церковь длиной - 17, шириной - 16 и высотой - 26 саж. с четырьмя куполами, трёхпрестольная: первый - во имя Преображения Господня, второй - во имя Тихвинской иконы Божьей Матери и третий - во имя св. благоверного Великого князя Александра Невского.
Два корпуса длиной - 20 саж. и шириной - 5, имеющие в себе настоятельские покои, кельи для братии, кухню и трапезную.
Два корпуса по 7 саж., помещающие в себя погреба, конюшню, каретный сарай и т.д.
Монастырь обведён каменной оградой. В восточной стороне ограды - часовня и караульня. С западной стороны монастыря учреждено кладбище.
В 1818 г. по предписанию Правительствующего Сената присоединено к вышеозначенным 11 дес. 2300 саж. ещё 22 дес. и 2046 саж., в том числе 14 дес. 721 саж. леса, украсившего вид монастыря.
В 1816 г. 16 мая именным Высочайшим указом Саратовский монастырь из заштатного возведён в штатный 2-го класса, с переведением на него штата и окладов Полтавского Вознесенского второклассного мужского монастыря, обращённого в архиерейский дом. 18 мая 1822 г. монастырь освящён преосвященным Амвросием, епископом Пензенским и Саратовским. Оставшаяся на прежнем месте монастыря каменная церковь во имя Преображения Господня с придельным храмом во имя святых Петра, Алексия, Ионы и Филиппа обращена в приходскую церковь.
Шло время, монастырь обстраивался. В 1826 г. была построена каменная тёплая церковь во имя св. великомучеников Дмитрия и Екатерины длиной 9 1/2саж., шириной 5 саж. А в 1829 г. на средства помещика Петра Григорьевича Железнова с западной стороны к ней была приделана небольшая церковь во имя св. великомученицы Параскевы. Кроме этого, была воздвигнута церковь на монастырском кладбище, а при большой Московской дороге устроена часовня и колодец для проезжающих. Для приходящих в монастырь богомольцев рядом с оградой монастыря был построен гостиный двор. Таким образом, насельники монастыря заботились о совершенно чужих им людях, создавая им все условия для богослужения, а также для временного проживания при монастыре.
В 1903 г. в монастыре была заложена пятиэтажная колокольня-усыпальница со шпилем. Средства на её постройку - 50000 руб. - пожертвовали потомственные почётные граждане братья Иоаким и Пётр Александровичи Никитины с условием, чтобы под главным храмом была построена нижняя церковь и усыпальница, которая всецело принадлежала бы им и их семейству. Условие было выполнено, в нижнем этаже был построен храм во имя мученицы Иулании (память жены Иоакима Никитина) и святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа. Церковь освящена епископом Гермогеном в 1904 г. В верхнем этаже построена церковь во имя праведных Иоакима и Анны, которая была освящена епископом Дамианом 21 октября 1917 г. За устроение церкви-колокольни её создатели были награждены орденом Св. Анны 3-й степени.
В 1912 г. монастырская часовня была переделана в церковь во имя Знамения Божьей Матери. И, наконец, в 1907 г., усердием иеромонаха Иоасафа при участии благодетелей, была устроена при больничном корпусе деревянная церковь во имя Успения Божьей Матери. Церковь освящена в 1908 г. епископом Гармогеном и при церкви устроена школа для мальчиков-сирот.
Спасо-Преображенский монастырь владел некоторыми земельными угодиями, часть из которых сдавалась в аренду, а часть обрабатывалась своими средствами. Так, Высочайшим указом от 18 декабря 1797 г. монастырю были отведены рыбные ловли на левой стороне Волги на протяжении 7 1/2, вёрст. Указом Правительствующего Сената от 11 марта 1803 г. они были закреплены за монастырём навечно. Указом Сената от 1 августа 1801 г. монастырю отмежёвано сенокосное займище при селе Чардым Саратовского уезда с лесом и хворостняком в количестве 337 дес. 1329 саж. 27 июня 1807 г. по указу Сената монастырю отмежёвано 73 дес. пахотной и сенокосной земли при селе Увек Саратовского уезда. На ней построена водяная мельница. При селе Нечаевке по указу Сената от 11 июня 1846 г. монастырю приписана лесная дача площадью 50 дес. 1487 саж.
Монастырь имел своё подворье в Саратове на Горянской площади. На средства купца Пулькина деревянная часовня подворья в 1827 г. была переделана в каменную церковь во имя Воздвижения Честного Креста.
Возраст монашествующих в 1860 г. составил от 39 до 74 лет. Все 10 грамотные. По национальности 8 русских, один малорос и один перс. Все русские - выходцы из духовного сословия. Послушники от 25 до 85 лет, все грамотные. По социальному положению - 9 из духовного сословия, 3 из мещанского. Характерно, что к концу XIX в. социальный состав насельников изменился коренным образом. Так, в 1898 г. монашествующих было 9, от 30 до 80 лет. Из них только трое духовного звания, один бывший писарь военного попка и 5 крестьян. Резко снизился возраст послушников - от 16 до 29 лет. Из 16 человек - 7 крестьян.
В 1905 г. из монашествующих только настоятель, наместник, духовник и казначей монастыря были выходцы из духовенства. Из остальных 16 - 2 мещанского и 14 крестьянского звания. То же и среди послушников. Из 52 человек - 1 дворянского, 1 духовного, 7 мещанского и 43 крестьянского звания.
https://elsso.ru/cont/cul/81.html