Его высокоблагословению каргопольской Свято-Духовской церкви священнику Феодору Успенскому Хергазерскаго погоста священника Михаила Кенозерскаго.
Сим имею честь известить Вас, что деревянная в нашем Хергозерском погосте во имя св. Живоначальныя Троицы с пределом преп[одобного] о[тца] Макария, Желтоводского и Унже[н]ского чудотворца, церковь по формулярам значится построенною в 1653 году. Письменной грамоты на построение ее при церкви не имеется, равно и других записей, кроме двух деревянных крестов, хранящихся в св[ятых] олтарях издревле, из которых на одном написано: «Освятися олтарь Господа и Бога Спаса нашего Иисуса Христа и водружен бысть крест сий в церкви Живоначальныя Троицы Отца и Сына и св. Духа лета 7161 (1653) года месяца декабря в 16 день при благоверном царе и великом князе Алексие Михайловиче и при Патриархе Никоне, Московском и всея Русии, и при митрополите Макарии, Великаго Новаграда и Великих Лук». На втором: «Освятися олтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и водружен бысть крест сий в церкви преподобнаго и богоноснаго отца нашего Макария, Желтоводскаго и Унженскаго чудотворца, 7161 (1653) году месяца июня в 13-й день на память св. мученицы Акилины и св. отца Трифиллия, епископа Лескусийскаго, при благоверном царе и великом князе Алексие Михайловиче всея России, и при Святейшем Патриархе Московском и всея Русии Никоне, и при Преосвящ[енном] митрополите Макарии, Великаго Новаграда и Великих Лук».
Св[ященник] М[ихаил] Кеноз[ерский]. Сентября 6 дня 1853 г.
Отдел письменных источников ГИМ, фонд 450 (собр. Е. В. Барсова), дело № 698 — «Сведения о приходах каргопольских»
Крупнейшим религиозным центром Лекшмозерья была Макарьевская Хергозерская мужская пустынь, основанная в 1630-е годы монахами Александро-Ошевенского монастыря Сергием и Логгином. Обитель посвящена преподобному Макарию Желтоводскому и Унженскому, устроителю Свято-Троицкого Макарьево-Желтоводского монастыря на берегу реки Волги. После разорения монастыря монголо-татарами в 1439 году, Макарий ушел в костромские земли, где основал на реке Унже новую обитель. Прожив долгую жизнь в монашестве, святой скончался в 1444 году.
О возникновении Макарьевской Хергозерской пустыни сохранились местные легенды: «Святой Макарий Унженский – нижегородского монастыря монах, и считается, что он был проходом здесь, шел на Соловки... ему эти места понравились, и по его настоянию был основан здесь монастырь». Ещё одна версия возникновения пустыни связана с чудесным явлением иконы преподобного Макария на берегу Хергозера. Пустынь располагалась на полуострове, омываемом водами Хергозера. Однако сохранились устные истории о том, что ранее пустынь находилась на острове, а перешеек, соединяющий обитель с материковой частью, имеет искусственное происхождение.
В 1653 году была построена и освящена деревянная церковь Св. Живоначальной Троицы с приделом Преподобного Макария Желтоводского и Унженского Чудотворца. Через пять лет воздвигнут и освящён деревянный храм во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы с приделом Святого Николая Чудотворца. Спустя еще два года построен третий храм во имя Трех Святителей Московских. В 1769 году числились только Троицкая церковь и Введенская с приделами во имя Николая Чудотворца, в честь московских святителей Петра, Алексея и Ионы и во имя Александра Свирского.
В 1782–1790 годах на месте сгоревшей Введенской церкви был построен теплый одноглавый каменный Введенский храм с приделом во имя Николая Чудотворца. В 1857 году деревянный Троицкий храм сгорел «со всею утварью и иконами» и в 1865–1872 годах был построен новый пятиглавый каменный собор во имя Св. Животворящей Троицы, в котором помимо главного – Троицкого – было еще два престола: справа – во имя Св. мучеников Бориса и Глеба, слева – во имя преподобного Макария Желтоводского и Унженского. С южной стороны от храма была поставлена каменная восьмиугольная колокольня высотой не более 17 метров. Южнее храмов, под большим деревянным навесом находился деревянный крест.
На рубеже XIX–XX веков строения Макарьевской пустыни окружала деревянная стена с башнями. Внутри ограды монастыря были построены «холодные чуланы», сдававшиеся за плату паломникам. За монастырской оградой располагались дома священников и псаломщика.
В Хергозерской пустыни хранилась чудотворная икона Макария Желтоводского и Унженского, о чудесах которой было составлено специальное произведение – «Сказание о преславных чудесех чудотворнаго образа преподобнаго и богоноснаго отца нашего Макария Желтоводскаго и Унженскаго чудотворца, в Каргопольских пределех, в Хергозерской пустыни обретающегося», в котором были описаны исцеления от болезней и события, связанные с хозяйственной жизнью населения: Макарий посылал дождь во время засухи, заповедовал больным пить целебную воду из Хергозера, лечиться растущей по его берегам травой, посылал навстречу богомольцам лошадь.
Несмотря на упразднение в 1764 году и преобразование в Хергозерский приход, пустынь и в XIX веке сохраняла статус духовно-религиозного центра. В Каргополье преподобный Макарий Унженский и Желтоводский был одним из самых почитаемых святых. Из всех окружавших обитель деревень были проложены дороги или тропинки.
«Макарьев» день (25 июля) – был одним из самых значимых праздников Каргополья. В этот день в Хергозерском приходе традиционно собиралась знаменитая Макарьевская ярмарка. Паломники несли «Макарию» различные приношения, включая скот, деньги от продажи которого шли на обустройство церквей. С целью душевного и телесного очищения верующие оползали святое озеро Херго на коленях. В монастырь пригоняли домашних животных, чтобы искупать их в Хергозере. Последний подвижник Макария – «Филюшки с Почозера» (Филипп Антонович Ликотов), в середине XX века в «Макарьев день» принимал «заветы» и ходил к «дальнему Макарию».
Стараниями Николая Яковлевича Ушакова, внука священника Хергозерского прихода Дмитрия Лебедева, и отца Виктора Пантина, при поддержке Кенозерского национального парка и многих благотворителей возрождается Макарьевская обитель. Вновь проходят православные службы в Троицком храме, возрождаются традиции паломничества из Санкт-Петербурга, Архангельска, Каргополя, Няндомы. Монастырь, основанный в XVII веке, продолжает оставаться духовным центром территории.
http://www.kenozero.ru/o-parke/kulturnoe-nasledie/istoriya-kenozerya/makarevskaya-khergozerskaya-muzhskaya-pustyn/