ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Макарий, урочище. Макариева Хергозерская пустынь. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы.


Макарий, урочище. Макариева Хергозерская пустынь. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Введения во храм Пресвятой Богородицы
Год постройки:Между 1786 и 1790.
Год утраты:Не установлен.
Адрес:
Архангельская область, Каргопольский район, урочище Макарий (полуостров на Хергозере)

Координаты: 61.84147, 38.25361 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.






Макариева Хергозерская пустынь. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, Церкви Макарьевского монастыря (Николо-Введенский храм справа), фото Н.Н. Померанцева 1958 г., из архива ВХНРЦ<br>, Макарий, урочище, Каргопольский район, Архангельская область
Церкви Макарьевского монастыря (Николо-Введенский храм справа), фото Н.Н. Померанцева 1958 г., из архива ВХНРЦ
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
1 мая 1958



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  17 июля 2020

Одна из интереснейших тем традиционной русской архитектуры, это влияние самобытной деревянной архитектуры на каменную. В этой статье мы разберем этот вопрос на примере одной из интереснейших церквей Каргополья, к сожалению не сохранившейся до наших дней. Это Николо-Введенский храм Макарьевской Хергозерской пустыни, или, по-местному, просто «Макария». Первые каменные храмы Каргополья стали строить, конечно же, в Каргополе - крупнейшем населенном пункте и центре уезда. Это не удивительно: строительство каменных храмов требовало больших финансовых затрат а так же квалифицированных специалистов, которых на севере было немного. К тому же возникали сложности с доставкой кирпича в труднодоступные районы. Так что в глухих лесах, на берегах рек и озер, в то время, воздвигались исключительно деревянные церкви и часовни. Леса было много, да и специалистов- плотников хватало. Строительство Николо-Введенского храма было, скорее всего, одним из первых исключений из правила.

Основание монастыря

Макарьевский Хергозерский монастырь был основан монахами Александро- Ошевенского монастыря Сергием и Логгином в 1640 г. Само же Хергозеро, названо так потому, что благодаря далеко выступающему полуострову на котором стоит монастырь, противоположному мысу и четырем заливам оно отдаленно похоже на букву «х». Самые первые монастырские храмы, конечно же, были деревянными: летняя Троицкая и зимняя Введенская. Первой в 1653 г. была построена церковь во имя Живоначальной Троицы с Макарьевским приделом (сгорела в 1857 г.) Церковь Введения Богородицы появилась в 1658 г. Она имела нижний придел Николая Чудотворца и два верхних: в честь московских святителей Петра, Алексея и Ионы и в честь Александра Свирского. В 1764 г. монастырь был упразднен, и на его месте возникла деревня Макарьевская. Ближе к концу XVIIв. все монастырские строения, включая две церкви и колокольню, находились в очень ветхом состоянии.

Николо-Введенский храм и его архитектурные особенности

Усилиями прихода, в 1786-1790 гг. в бывшем монастыре был построен первый каменный храм- тот самый, Николо- Введенский. Количество приделов, в новом храме, уменьшили до двух. Он был простого архитектурного решения, маленький, компактный, уютный. Состоял он всего из трех основных частей: кафоликон, к которому с восточной части был пристроен двухчастный алтарь с двумя одинаковыми крупными полукруглыми апсидами, с западной стороны к кафоликону примыкал небольшой притвор. Позднее к притвору пристроили теплое крыльцо (изначально оно было открытым).

Алтарь и притвор, были примерно одинаковые по ширине и высоте, таким образом создавая очень уравновешенную композицию. Кафоликон был вытянут в плане по оси север-юг. Этот прием является одним из характерных черт каменных храмов Каргополья (подобные пропорции кафоликона имеют, например, церкви Введения Пресвятой Богородицы во Храм и Николая Чудотворца в Каргополе). В северо-западном углу кафоликона располагалась большая 2х2,5 м печь. Храм имел очень небольшую высоту: высота кафоликона около 8,5 м, а общая высота до подкрестного шара была около 13 м. Такие небольшие размеры объяснялись тем, что храм был зимний (теплый).

В 1970-х гг. Николо-Введенский храм был единственный раз обмерен архитекторами (коротко об этом можно прочитать в книге Г.В.Алферовой "Каргополь и Каргополье"). К тому времени крыши у здания уже не было, но строение ещё сохраняло свой архитектурный облик и специалисты смогли его сфотографировать, обмерить и начертить план.

Существуют фотографии более раннего периода, которые были сделаны до разрушения кровли. Несколько фотографий было сделано Н.Н. Померанцевым в 1958 г., и еще несколько в начале 1960-х гг. А.Б. Виноградовым. Как мы видим из фотографий, основной объем храма был перекрыт обычной четырехскатной крышей, которой во время обмеров уже не существовало. В книге Г.В. Алферовой "Каргополь и Каргополье" представлен любопытнейший рисунок на этот счет. На рисунке кафоликон перекрыт деревянной кубоватой кровлей, применяемой в основном на деревянных церквах, и сделано предположение:" Он, видимо, имел деревянное завершение четверика, которое, однако, не удалось зафиксировать до его разрушения". Остается только догадываться, почему было сделано такое предположение. Конечно же рисунок очень интересен, но маловероятен с логической точки зрения:

1. Печи, если они были, во всех деревянных храмах всегда устраивались в трапезной (очень редко в алтаре). Таким образом дымоход проходил сквозь "простую" крышу. Вывод дымохода через кубоватую, и любую другую "сложную" крышу четверика, никогда не делался. Конечно возможен вариант строительства печи через какое-то время после возведения храма. Как мы видим на одной из фотографий ближнее к притвору окно северного фасада заложено (как раз там где была печь). Было ли оно заложено позднее, в связи со строительством печи, или же сразу было выполнено в виде декоративного наличника на стене. Этот вопрос остается загадкой. Однако второй вариант более вероятен, ведь церковь изначально строили как зимнюю.
2. Все кубоватые храмы имеют совершенно другую пропорцию четверика: более вытянутую в верх. На невысоком четверике Николо-Введенского храма кубоватое покрытие совершенно не смотрится (нарушаются основные пропорции, куб "давит" на четверик). Таким образом вариант с кубоватой кровлей кажется маловероятным.

Еще один интересный вопрос - внутреннее перекрытие кафоликона. Фотографий в интерьере Николо-Введенского храма сделано не было. Но можно, с достаточной долей вероятности, предположить что в храме был сомкнутый кирпичный свод с небольшой прямоугольной площадкой по центру. Этот вид свода наиболее прост в выполнении, и подобным способом перекрыты многие каргопольские храмы. В интерьере прямоугольная площадка свода, скорее всего, была декорирована, и к ней крепилось паникадило. Сверху на нее опирался небольшой деревянный барабан.
Интересным моментом также является двухчастный алтарь и его перекрытие. Известно, что в ХVIII в. и ранее храмы, в т.ч. кирпичные, строили «по образцам», существовавшим в натуре. Но в Каргополе нет и не было каменных храмов с подобным алтарём. Так что мы имеем дело с очень интересным явлением - копированием в камне схемы деревянного храма с двухчастным алтарем. Деревянных же храмов с подобным решением алтарной части в Каргополье и Поонежье множество: Никольская церковь в с. Бережная Дуброва (1678 г.), Воздвижения Креста Господня (1708 г.) в с. Шилекса, Входа Господня в Иерусалим (1753-1757 гг.) в с.Верховье (Верхняя Мудьюга), Троицкая церковь в с. Елгомское (1714 г.) и Троицкая церковь в с. Пабережское, Преображенская церковь в Суденьге (1759 г.) и другие.

Но при строительстве Николо- Введенского храма образом, скорее всего, был предшественник: старый деревянный Введенский храм, имеющий также два престола (и соотв. двухчастный алтарь) на втором уровне.

На фотографии А.Б. Виноградова хорошо видны бочечные завершения двух апсид. Покрытие алтарных прирубов системой бочек -отличительная черта каргопольского зодчества ХVIII в. Такие завершения апсид можно встретить на многих из указанных выше деревянных, и даже не нескольких каменных храмах. Бочками завершены алтари двух каменных церквей Каргополя: Иоана Предтечи, выстроенный на Соборной площади в 1740-1752 гг., и церкви Вознесения Господня, построенной в 1734-1751 гг.

Криволинейную форму «бочки» выложить из кирпичей достаточно сложно, поэтому зодчие, применяли привычную им бревенчатую конструкцию бочки. Вот и на старом фотоснимке Макарьевского храма видно, что бочки были срублены «в реж». Тема бочек в Никольско-Введенском храме перекликалась с завершением наличников над окнами. Пример подобного решения можно встретить на Успенском Соборе Александро-Ошевенского монастыря.

Как мы видим, несохранившийся Никольско-Введенский храм был чрезвычайно интересен, и обладал целым рядом уникальных особенностей. Он совместил в себе материал и формы каменного и деревянного зодчества, черты провинциальной и городской архитектуры Каргополья. Осталось только вкратце затронуть его печальную судьбу.

XX в. и настоящее время

После коллективизации макарьевские угодья отдали думинскому колхозу. После этого приехал из Москвы какой-то представившийся уполномоченным мужчина, взял в сельсовете лошадь и вывез всю золоченую церковную утварь (иконы, позолоченные чаши, серебряные ложечки). Позже оказалось, что это был вор. Потом приехали двое с Гужово, колокола опускать стали, да уронили - край отломился. Иконы содрали, а остатки - решётку алтарей - бросили в скотник. Божественные книги кидали в озеро. Они не тонули - как чайки по озеру долго плавали... После войны в Николо-Введенской церкви жили лесорубы - вблизи велись лесозаготовки, - в результате она приобрела внутри вид сарая. В начале 1970-х гг. ее и колокольню разобрали на кирпичи. Ныне на месте Николо- Введенского храма, заросший холм; на нем валяются деревянные кружала.

В настоящее время предпринимаются первые попытки возрождения Макарьевской пустыни по инициативе потомка коренных макарьевцев, старосты прихода с. Орлово Николая Яковлевича Ушакова и духовника приходов с. Орлово и Лекшмозеро о. Виктора Пантина.

https://muvz.livejournal.com/5527.html



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.