В 10 верстах от города Романова расположено старинное село Борисоглеб. По преданию, его основали выходцы из Борисоглебской слободы, что была напротив Романова. Отсюда пошло и название села. Находится оно на горе, с двух сторон его протекают небольшие речки: Каменка и Ломинка. Место открытое и живописное. Главным зрительным центром села, да и всей округи в радиусе 15-20 км является каменная церковь, сохранившаяся до наших дней. Вот об истории этой церкви я и хочу рассказать, опираясь на материалы краеведческой литературы, местного архива, воспоминания жителей села и служителей культа, личные впечатления.
Современная церковь Смоленской Божьей Матери была построена на месте двух деревянных церквей - одной разрушенной, а другой обветшавшей от времени. Это уже не первый случай, когда в селах до построения каменной церкви были сразу две деревянные. О времени их строительства сведений не сохранилось, но я выяснила, что ранее их прихожане были в ведении Ярославского Спасского монастыря, т. к. в XVI веке село принадлежало ему, а позже, в XVIII веке, крестьяне из монастырских перешли в казенное ведомство. В XVI-XVІІ веках Спасский монастырь был крупнейшим землевладельцем. В 1569 году ему принадлежало 239 деревень, 6 сел и 11 пустыней. Он занимал III место на Руси по числу принадлежащих ему крестьянских дворов - 3719.
Каменный храм был построен на средства прихожан, причем главным строителем называется помещик сельца Кощеева Платон Захарович Лотов. Храм строился с 1806 года крепостными крестьянами Алексеем и Григорием Михайловыми. Церковь представляет образец культовой сельской архитектуры XIX в. с традиционным планом, декором, конструкциями. Ее строительство совпало с периодом, когда в Романово-Борисоглебском уезде было возведено 80% всех существующих культовых построек в сельской местности.
Из 24 храмов, в это время, например, были построены Троицкая церковь в селе Никольском (1806 г.), церковь Благовещенья в селе Пшеничище (1802 г.) и в селе Пищалёве (1806 г.), церковь Введения в селе Новом (1801 г.) и селе Калове (1809 г.), Казанская в селе Петропавловском, церковь Вознесения в селе Алексейцеве (1805 г.). Таким образом, церковь села Борисоглеб заняла достойное место в ряду других храмов, активное строительство которых свидетельствует об экономическом развитии сел до уровня, когда прихожане могут позволить себе строительство каменных храмов.
Церковь с кладбищем обнесены с 4 сторон земляным валом. С юга устроены каменные святые ворота. Церковь иконы Смоленской Божьей Матери имела три престола:
- летний, в честь Смоленской Божьей Матери,
- в зимнем храме по правую сторону во имя святых благоверных князей Бориса и Глеба, первых святых на Руси,
- по левую сторону во имя Святителя и Чудотворца Николая, очень почитаемого на Руси.
Колокольня сначала была отделена от церкви, а потом, в 1852 году, иждивением прихожан и старанием церковного старосты связана с церковью, построением паперти и возвышена на один ярус. К особо чтимым иконам принадлежал Нерукотворный Образ Спасителя.
В 1880 году церковь посетил Преосвященный Ионафан. Он прибыл в 9-м часу утра и был встречен прихожанами, число которых составляло 350 душ мужского пола.
В материалах епархиальных ведомостей, освещающих этот приезд, мы находим следующие материалы о церкви. Иконостас холодной церкви темно-зеленый трехъярусный, стены окрашены в светло-голубой цвет, по местам покрыты живописью. Два иконостаса теплой церкви едва приличны, а своды и стены найдены потемневшими. Архипастырь приказал перекрасить всю трапезу нынешней же осенью. «Мне неприятно видеть такую черноту в храме Божьем».
Библиотека церковная оказалась скудною: древностей нет, журналов не выписывается. Кстати, о библиотеке в ведомости церкви говорится, что в 1915 году она содержала 55 томов.
Церковь имела пахотные и сенокосные угодья, а также земли, занятые лесом и кустарником. 1 десятина в 1898 году была отдана под церковно-приходскую школу, в 1915 году в ней обучались 20 мальчиков и 20 девочек, на содержание выделялось 30 рублей в год. Для священника и псаломщика в 1865-1910 гг. были построены деревянные дома.
Смоленская церковь была религиозным центром большой округи. В приход входило много деревень. В 1908 г.: Борисоглеб, Данилково, Дятлево, Тарасово, Пожарово, Каменка, Алексино, Нижние и Верхние Козловки, Гавриловское, Заполки, Петрецово, Суропцево, Рубцово, Саустино, Филипповское, Новлики, Денисьевское - 18 деревень. Прихожан было: 355 мужчин и 433 женщины. В 1915 году - 20 деревень, число прихожан составляет: 387 мужчин и 472 женщины.
В 1929 году, уже при Советской власти, число деревень в приходе даже увеличивается, т. к. закрываются храмы в соседних селах. Приходят люди из Чагина, Букина, Дуброва, Таронина, Мишаева, Терина, Гузцева, Выринина, но при этом число прихожан резко уменьшается до 439. В ноябре 1933 года район деятельности служителей культа ограничен деревнями Петрецово, Саустино, Пожарово, Филипповское, Терино, Заполки и селом Борисоглеб. На карте современного Тутаевского района большинства деревень уже давно нет, на их месте распаханное поле, но их названия еще хранятся в памяти людской.
Храм в Борисоглебе был закрыт в 1943 году, когда религиозная община уже ничего не могла изменить в судьбе храма. Часто менялись священники. С 1913 года священником был Василий Георгиевич Введенский (родившийся в 1858 году и до этого бывший заведующим и законоучителем Потыкинской церковно-приходской школы). С 1923 года служил Павел Алексеевич Попов, до этого состоявший псаломщиком (с 1914 года). С 1931 года Иван Константинович Казанский, как сказано в документах по найму, добровольно, а более из-за куcкa хлеба. С 1933 года - Дмитрий Данилович Сайганов. С 1935 года Сергей Иванович Казанский, который в 1940 году был арестован во второй раз.
Ремонт храма был возложен на религиозную общину, а средств не было. Поэтому в июне 1935 года в РИК была направлена просьба отсрочить ремонт молитвенного здания на 1 год. Отказ. А ремонта требовала колокольня, на западной стороне которой образовалась трещина, т. к. при снятии колоколов разломали окно, решетку и пол. Самый большой колокол в 52 пуда был разбит. Из 5 маленьких сохранился только один. Вероятно, его оставили как набатный колокол на случай пожара. Сейчас попасть в колокольню невозможно, все лестницы, ведущие наверх, разобраны. Поэтому звонят с земли. Голос колокола сиротливо звучит перед началом службы. Но это добрый знак, т. к. с 1994 года хоть медленно, но храм восстанавливается. Не осталось следов сушилки, которая располагалась в паперти. В зимнем храме сделан ремонт, устроены 2 придела: в честь Смоленской Иконы Божьей Матери и святых князей Бориса и Глеба. По выходным и церковным праздникам идет служба. Правда, священник - отец Павел (Юхно) приезжает из Ярославля, т. к. для его семьи в Борисоглебе нет жилья, да и местные жители относятся настороженно. Прихожан очень немного. Отец Павел служит с лета 2000 года.
Летний храм пока закрыт, восстановительные работы затрудняет отсутствие средств. Здесь неплохо сохранился огромный резной деревянный иконостас. Правда, иконы уже утрачены. В 1929 году их насчитывалось 182, а сейчас сохранилась только одна. Наиболее ценные были вывезены при закрытии в Воскресенский собор и Покровскую церковь. А остальные погублены птицами. Когда были выбиты стекла, они поселились в церкви. Их помет разъел все краски. Сохранились витые кованые цепи, на которых висело огромное паникадило люстра, да на куполе остатки фресок. Но хочется верить, что когда-нибудь храм будет выглядеть таким же великолепным, как на старой фотографии, которая бережно хранится.
И еще одно вселяет уверенность, что храм селу нужен. Люди тянутся к своим корням, стремятся больше узнать о своих предках. На старинном кладбище около церкви со свежими цветами стоят старинные кресты, а возле могил появляются плиты со словами: «Здесь похоронены наши предки».
Очерк Юлии Гладкой «Церковь Смоленской Божьей Матери села Борисоглеб» в книге: Летопись Ярославских сел и деревень / Сост. А. Н. Грешневиков. – Рыбинск: Рыбинское подворье, 2004, стр. 101-102.
Летопись Ярославских сёл и деревень.pdf