Как бы то ни было, уже в 1628 году Городковичи упоминаются в платёжных книгах селом при церкви. Известных же церквей Успения Божьей Матери, сменяющих друг-друга, — четыре. Первая (из известных) деревянная — с 1677 до 1782 года. Вторая — с 1782 до 1841 года. Третья — с 1841 до 1865 года. Четвёртая, каменная, была разрушена в 1970-х гг.
Вот как описывает историю построения последнего храма Иоанн Молчанов в своей книге:«Прежняя деревянная церковь наша, после исправления и украшения, совершённого мной в 1858 году, стала представляться очень благолепной и для такого незначительного села, как Городковичи, была вполне удовлетворительна. Но она построена была, по скудости средств, из очень тонкого и непрочного леса. Это сильно беспокоило преосвященного Гавриила. А посему, вскоре после построения сего храма, он начал помышлять о сооружении нового — каменного. Для этой цели в 1853 году им положено было в Рязанский приказ общественного призрения 3000 руб. для процентного приращения и ещё в 1859 году 1000 руб. Капитал этот, по первоначальному его распоряжению, положен был им на долгое время, именно — до тех пор, пока не составится из процентов его достаточная сумма для сооружения нового каменного храма.
Для приведения в исполнение начатого им благого предприятия, кроме вышеозначенных средств, он предполагал отделять часть своего пенсиона и употребить всё своё имущество, даже до последней рясы. Но сими приготовлениями святитель и покончил при своей жизни. Господь не судил ему видеть исполнение его начинания и давней мысли. Не положив основания храму, 7 апреля 1862 года он, волей Божьей, из уединённой своей обители переселился в обитель Отца Небесного и богоугодное предприятие своё благословил продолжать уже нам, хотя для совершения его оставлены были самые скудные средства: только вышеозначенные 4000 руб. с процентами на них и несколько вещей из незначительного имущества владыки.
Задача, которую мне предстояло теперь разрешить так или иначе, задача, по существу своему чрезвычайно важная и святая, но для осуществления своего требовавшая значительных средств. По тем же средствам, которые предоставлены мне для осуществления её, положительно невозможная. По моему положению, как сельского священника бедного прихода, для меня совершенно непосильная. По моим личным качествам и немощам тоже для меня неподходящая. Сознанию моему, во всей полноте и ясности, представлялись и незнание моё технического искусства, и неопытность по части строительного дела, и неимение советников и помощников в этом деле — ни в причте, ни в среде прихожан. Наводила ужас на меня и предстоящая бесконечная масса забот и хлопот с разными подрядчиками и мастеровыми, требующая тоже знаний их свойств, умения обходиться с ними и наблюдать за всеми их работами по разным их мастерствам. Но моя обязанность — не рассуждать, а безусловно исполнять возложенное на меня дело, за которое я должен дать строгий ответ и здесь, перед судом своей совести, и там, на небесах, перед лицом грозного и нелицеприятного Судьи — Бога».
Строительство церкви было начато проектом в 1861 году.«В 1865 году скоро и успешно совершена была плотническая работа, а за ней безостановочно кровельная и штукатурная внутри церкви. Засим из старой разобранной церкви поставлен иконостас на время. И главный придел в новом храме, во имя Успения Божьей Матери, к освящению был готов, который 26 сентября, в день Иоанна Богослова, с благословения преосвященного Иринарха, был освящён Скопинским протоиереем Иоанном Антизитровым, как ближайшим родственником преосвященного Гавриила. <…>
В 1867 году мы вполне окончили постройку колокольни и соорудили кругом церкви каменную ограду. В 1868 году, к празднику Светлого Христова Воскресения, на бывшем колокольном заводе в с. Ижевском г. Горячева, соорудили большой колокол, весом в 97 пудов, перелив разбитый, пожертвованный преосвященным Гавриилом, с добавлением к нему меди около 30 пудов. В том же 1868 году переделаны были все пять глав на церкви и покрыты вновь белым глянцевым железом, а самые фонари — чёрным железом и разделаны под кирпич. В конце того же года нами заподряжен новый иконостас для всех трёх приделов, корпус коего в 1869 году был отделан и установлен. <…>
Церковь, как по изяществу внешней архитектуры, так и по обширности своей, составляет украшение села и, без сомнения, принадлежит к числу лучших сельских приходских церквей. Кирпич для облицовки стен кладен точками [тычками, то есть торцом], самый красный — с соблюдением возможной чистоты. Орнаменты в окнах и карнизы по стенам сделаны из белого камня. А потому стены хотя до сего времени не оштукатурены, но наружный фасад церкви нимало не теряет от того своей красоты и, по всей вероятности, долго не потребует штукатурки. Кровля на сводах церкви — шатровая на четыре ската, на трапезе — на три ската. Покрыта железом и выкрашена. Вверху её — пять восьмигранных фонарей, с такими же восьмигранными тумбами, которые устроены из дерева и обшиты кругом с наружной стороны — железом и разделаны краской под кирпич. Главы на этих фонарях тоже восьмигранные, репчатые, с восьмиконечными крестами, отделанными белым глянцевым железом по дереву.
Колокольня при церкви каменная, квадратная, 9 аршин в длину и ширину. Пристроена почти вплоть к западной стене церкви, но не соединена с ней, а отделена от неё на полвершка, дабы имела особое давление на фундамент и своей тяжестью не влияла на стены церкви. Впрочем, отделение её от стены церкви, скрытое в уступе стены, так замаскировано, что снаружи сего заметить нельзя. Кладка и облицовка её стен произведена так же, как и в стенах самой церкви, из хорошего, красного кирпича, кладенного точками на лицо. Карнизы, орнаменты над дверями и окнами во всей колокольне, как и на церкви – из белого камня. Вышина стен колокольни 28 аршин. Шпиль на ней готический, восьмигранный, с таким же восьмигранным фонарём, отделан белым, глянцевым железом, — 12 аршин. Глава и восьмиконечный крест, отделанный таким же глянцевым железом, имеют вышины 5 аршин [то есть всего 32 метра высоты]».
https://ok.ru/domfilatova/topic/154978557221801