Семиярка – один из старейших населенных пунктов Прииртышья. В дореволюционный период станица Семиярская состояла из собственно станичного поселения, в административное подчинение которому входили казачьи поселки: Черный, Лебяжий, Подпускной, Кривинский. В станице имелось почтово-телеграфное отделение. Семиярская входила в состав Семипалатинского уезда Семипалатинской области. В настоящее время Семиярка – одно из сел Бескарагайского района Восточно-Казахстанской области.
В 1825 году усердием и трудами казаков 7-го полка Сибирского линейного войска в станице Семиярской была построена каменная (кирпичная) церковь Всемилостивого Спаса (в честь празднования Происхождения (изнесения) Честных Древ Креста Господня – 1-го Спаса – 14 августа н.с.). Сохранились сведения, что в начале XX века причт храма состоял из священника Николая Быстрова и псаломщика Николая Кондрацкого. В дальнейшем Николаю Быстрову суждено будет сыграть заметную роль в истории обновленчества в крае. В середине 30-х гг. XX века он уже в сане протоиерея занимает важную должность настоятеля Градо-Устькаменогорского Покровского собора, а также и благочинного обновленческой группы приходов. В период его настоятельства община обновленцев из-за своей малочисленности не в силах была содержать здание большого собора. Поэтому обновленцы передали Покровский собор местным властям, получив взамен приспособленное, небольшого размера помещение, впоследствии также закрытое. Интересно, что одним из первых настоятелей Усть-Каменогорского Покровского молитвенного дома, открытого в 1945 году, был брат Николая Быстрова – митрофорный протоиерей Григорий Быстров. После установления советской власти в крае Спасская церковь станицы Семиярской продолжала оставаться действующей до 1929 года, когда она была закрыта одновременно с несколькими десятками церквей на территории современной области.
В истории Семиярской церкви остаётся много белых пятен. Сохранившиеся руины на берегу Иртыша, автором пока лишь условно отнесены к остаткам церковного здания. В пользу этой версии говорят как объем строения, так и наличие сохранившихся фрагментов декоративного убранства оконных проемов. Кроме этого, здание вытянуто по оси восток-запад и зрительно разделяется на присущие церковным постройкам части. Дореволюционные фотографии церкви не обнаружены. Создание реконструкции также затруднено малой изученностью объекта, а так же значительными искажениями своего первоначального облика, полученными в советский период. Ситуация осложнена также и тем, что здание в позднейшее время оказалось брошенным и превращено в руины.
Данная статья является фрагментом книги: Ларионов М.М. Православное зодчество Восточного Казахстана. Усть-Каменогорск: Издательство Восточно-Казахстанского Фонда поддержки культуры и искусства, 2007.
Комментарии и обсуждение
Со слов моего деда, Сменцовского Павла Ивановича, одним из последних дьяков был его отец, Сменцовский Иван Николаевич. С его же слов, первый этаж церкви был кирпичным, после разрушения из этого кирпича было построено помещение жив. школы, а вот свод был деревянным, рублен из кругляка. Впоследствии из него было построено здание школы в два этажа. В результате проведённых испытаний атомной бомбы на семипалатинском полигоне, второй этаж был разрушен... В одноэтажном виде здание этой школы просуществовала вплоть до развала СССР, а потом было продано частному лицу и разобрано.