ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Улкен-Бокен (Большая Буконь). Миссионерская церковь Николая Чудотворца.

Никольская церковь


Улкен-Бокен (Большая Буконь). Миссионерская церковь Николая Чудотворца
Деревянная церковь. Не действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Николая Чудотворца
Год постройки:1907.
Адрес:
Республика Казахстан, Восточно-Казахстанская область, Кокпектинский район, с. Улкен-Бокен (б. Большая Буконь)

Координаты: 48.782209, 82.69034 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.

Проезд:Проезд по шоссе от районного центра - с. Кокпекты или от с. Самарское



Миссионерская церковь Николая Чудотворца, Дореволюционное фото из фондов Омского государственного историко-краеведческого музея<br>, Улкен-Бокен (Большая Буконь), Абайская область, Казахстан
Дореволюционное фото из фондов Омского государственного историко-краеведческого музея
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
1 января 1917
Миссионерская церковь Николая Чудотворца, Церковь в посёлке Буконском<br>, Улкен-Бокен (Большая Буконь), Абайская область, Казахстан
Церковь в посёлке Буконском
Нуви
17 января 1862



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Ларионов Иустин   2 октября 2010

Улкен-Бокен (Большая Буконь) Буконский стан Киргизской Духовной Миссии Никольская церковь (1907 г.)

«Во второй половине 1881 года указом Святейшего Синода Русской Православной церкви, данным на имя преосвященного Петра, епископа Томского и Семипалатинского, разрешено было открытие Киргизской Миссии в Семипалатинской области с подчинением ее начальнику Алтайской миссии. Первым миссионером в сентябре 1882 года был назначен священник Филарет Алексеевич Синьковский». «Для первоначального местопребывания миссии был определен город Усть-Каменогорск, куда отец Филарет прибыл 10 октября 1882 года… В марте… 1883 года Киргизский миссионерский стан был переведен в Семипалатинск, где отцу миссионеру было поручено настоятельство в тюремной церкви. (Тюремная церковь в честь Иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» была построена в 1871 году на казенные средства и частные пожертвования – авт.). С открытием миссии в 1881 году Святейшим Синодом имелось в виду образовать среди степи такой поселок, который был бы населен исключительно новоокрещенными киргизами (казахами – авт.) и который бы вместе с тем служил резиденцией для миссионера…Совершая поездки по казачьим поселениям, расположенным по течению рек Нарыма, Бухтармы и Иртыша, отец Филарет прибыло в поселок Буконский, который по религиозному складу жителей, примеру их доброй христианской жизни для будущих прозелитов, а также по близости киргизских кочевий представлял собой наиболее подходящее место для стана. И в конце того же года в поселке Буконском был открыт первый постоянный стан Киргизской миссии».

«Неустанные труды отца Филарета в деле проповедания слова Божия, в построении храмов, в заботах о религиозно-нравственном просвещении вверенной ему паствы не могли остаться не замеченными. По определению Святейшего Синода в марте 1889 года отец Филарет Синьковский был возведен в сан протоиерея, 12 июля того же года назначен вторым помощником начальника Алтайской и Киргизской миссии Томской епархии. В 1890 году отец Филарет принимает монашество с именем Владимир, и, согласно Указу Синода от 1 сентября возводится в сан игумена, а в мае следующего года – в сан архимандрита. 18 августа 1891 года основатель Киргизской миссии был хиротонисан в Петербурге в Александро-Невской лавре в епископа Бийского, викария Томской епархии. После преосвященного Владимира дело, им начатое… продолжил священник Ефрем Елисеев, по происхождению своему из крещеных татар. 25 июля 1892 года он прибыл в Буконь…». «6 октября 1896 года состоялось открытие новокрещенского поселка в Буконском стане Киргизской миссии… Новообразованный поселок назван Преображенским… Наследники золотопромышленников Касаткиных, имевших прииски в верховьях Букони, для основания поселка пожертвовали икону Преображения Господня…

В 1898 году, 3 мая, в селе Преображенском в присутствии начальника Киргизской миссии архимандрита Сергия (Петрова), совершилась закладка нового храма… Храм был воздвигнут за считанные месяцы. 20 октября того же года архимандритом Сергием в сослужении Буконского миссионера священника Ефрема Елисеева и прочих священнослужителей, при большом стечении богомольцем храм села Преображенского был торжественно освящен во имя Святого Великомученика Пантелеимона. Близ храма к этому времени были построены часовня, школа, квартира миссионера и другие миссионерские здания. Новоустроенный Преображенский Пантелеимоновский храм был выстроен из дерева, на каменном фундаменте, и окружен прекрасным садом.

В статье «Старинные церкви Семипалатинской области», помещенной в Записках Семипалатинского подотдела Западно-Сибирского отдела Российского Императорского географического общества за 1915 год, автором которой является священник-исследователь края Борис Георгиевич Герасимов, помещен список церквей области, в который вошли и храмы поселков Буконского и Преображенского. Но датировка их строительства не совпадает с данными материалов собранных современным известным исследователем Верой Королевой, фрагменты труда которой – «Киргизская Духовная Миссия. Страницы истории» собственно и составляет данную статью. По Герасимову оба храма были построены в 1907 году. Впрочем, не исключена возможность обновления этих церквей в начале XX века. В 1914 году на должности миссионера находился священник Александр Волков, обязанности псаломщика отправлял Федор Иванов.

Никольский храм в Большой Букони и Пантелеимоновский храм в Преображенском были закрыты и разорены в советский период. В Преображенском, во дворе новой школы, до сих пор сохраняется здание старой миссионерской школы, где разместился небольшой музей. Все остальные миссионерские постройки, включая церковь, утрачены. В Большой Букони сохранились руины Никольской церкви, затерявшиеся среди зелени окружающего ее парка. Остались лишь деревянные стены, лишенные, как и в большинстве случаев, своих прежних завершений, с пустыми глазницами окон. О том, что Большая Буконь прежде была казачьим поселком Кокпектинской станицы, напоминают сохранившиеся добротные, украшенные наличниками со ставнями дома. 

Данная статья является фрагментом книги: Ларионов М.М. Православное зодчество Восточного Казахстана. Усть-Каменогорск: Издательство Восточно-Казахстанского Фонда поддержки культуры и искусства, 2007.



Комментарии и обсуждение


Сейчас уже почти всё развалено.
25 марта 2011.