ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Троицкое. Церковь Троицы Живоначальной.

Церковь Святой Троицы на р.Устье


Троицкое. Церковь Троицы Живоначальной
Церковь. Действует.  
Престолы:Троицы Живоначальной, Михаила Архангела, Модеста, архиепископа Иерусалимского, Алексия, человека Божия, "Живоносный источник" иконы Божией Матери
Архитектурный стиль:Барокко
Год постройки:1780.
Адрес:
Ярославская обл., Угличский район, с.Троицкое

Координаты: 57.297112, 38.463774



Сортировка:




Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  25 января 2015

Троицкое на Устье. Троицкая церковь на Устье зданием каменная, прочная. Престолов в ней четыре: в настоящей холодной церкви главный престол - во имя Живоначальной Троицы; с южной стороны, в приделе ее, престол во имя Живописного Источника Пресвятой Богородицы и св. Алексия, митрополита Московского; в теплой трапезе: на правой стороне - престол во имя Архистратига Михаила; на левой стороне - престол во имя свят. Модеста, архиепископа Иерусалимского.

Церковь построена в 1780 г. тщанием прихожан. Из святынь церкви особым почитанием пользуется икона св. Модеста, архиепископа Иерусалимского. В приходе каменная часовня в дер. Слободе, устроена в 1880 г.

Земли при церкви 30 десятин 1412 кв. саж. Церковный дом для жительства священника. Прихожан в селе Троицком 153 муж. пола и 171 жен., всего в приходе душ 571 муж. и 579 жен. пола. Расстояние приходских деревень от церкви не далее 3 верст.

В селе Троицком церковно-приходская школа, основанная в 1891 г., и церковно-приходское попечительство. Штатный состав причта: священник и псаломщик. Казенного жалованья причту 392 руб., причтового капитала 2 160 руб.

«Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г.


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  30 июня 2024

Все, кто впервые посещает село Троицкое Угличского района Ярославской области, обращают внимание на Свято-Троицкий храм. Любуются его красотой, архитектурной соразмерностью, стройной, устремляющейся ввысь колокольней, увенчанной благословляющим крестом. Однако главной достопримечательностью храма является не его действительно величественный вид, а исполненная драматизма, а нередко и трагизма пятивековая история.

Свято-Троицкий храм занимает особое место среди угличских сельских церквей. На протяжении своего существования он был трижды избавлен от грозившей ему, казалось бы, неминуемой гибели. Пять веков (за исключением непродолжительных периодов) в храме непрерывно совершается богослужение. В то время, когда окрестные церкви были закрыты и превращены в развалины, Свято-Троицкий храм был открыт для верующих даже в годы самых свирепых церковных гонений. В своем первозданном виде (с последней четверти XVIII века) храм целым и невредимым сохранился до наших дней.

Начало существования Свято-Троицкого храма было положено в далеком 1492 году, когда монах Угличского Покрово-Паисиевского монастыря священноинок Преподобный Вассиан построил небольшую церквушку во имя Пресвятыя Троицы посреди одноименной деревянной обители. Обитель и церковь были настолько малы, что, по-видимому, вписывались в площадь, занимаемую ныне Свято-Троицким храмом.

Главной причиной основания Свято-Троицкой обители в данном месте было создание православного форпоста для обращения в христианство расположенной на другом (южном) берегу реки Устье языческой деревни Ямы, населенной финно-угорским племенем Ямь или Емь. Автор этой рукописи неоднократно находил тщательно изготовленные из камня ритуальные фигурки, с помощью которых жители этой деревни надеялись умилостивить своего истукана, уберечь себя от голода и смерти. Есть основания считать, что монахи Свято-Троицкой обители достойно, миролюбивым путем выполнили свой святой долг. Деревня Ямы неоднократно упоминается в церковных документах как приход Троицкой церкви.

Благодаря выгодному географическому положению, Свято-Троицкая обитель быстро богатела, и в 1548 году при царе Иване IV Грозном на месте деревянной была построена круглая кирпичная церковь («Храм Башня»). По-видимому, в этот же период возле церкви возникло село, которое по ее имени стало называться Троицкое. Свято-Троицкая монастырская обитель навсегда исчезла с Угличской земли при весьма трагических обстоятельствах. В 1609 году она была разграблена и сожжена шайкой польско-литовских интервентов. «Иноков, повествует автор «Жития Вассиана», в ней сущих и мирских множество укрывающихся всех.... до трехсот человек побиша мечем и монастырь весь ненавистно разграбиша и соборную церковь всю разграбиша, и святыни всей поругашася, и попраша бесчестно и гробницу Преподобного ободраша, и все церковные иконы и книги и прочия святыни все огнем сожгоша и пусту оставляша».

На страшные кровавые события, произошедшие в Свято-Троицкой обители, дополнительный свет проливает сделанная недавно археологическая находка. Летом 1995 года при отрывке контрольного шурфа на глубине примерно двух метров у основания восточной стены храма было найдено два человеческих захоронения. Эти захоронения совершены на самом престижном месте (за стеной находится алтарь «Храма-Башни») и дают основания считать, что здесь были похоронены высокочтимые церковные лица. На одном из них находился особой формы металлический крест. Не исключено, что это были останки основателя Свято-Троицкой обители Вассиана и его преемника Мартиниана, выброшенные поляками из храма, а затем тайно перехороненные крестьянами.

По-видимому, к этому же времени восходит история Троицкого клада. Настоятель Свято-Троицкой обители, получив извещение о бесчинствовавших в Угличском крае банд оккупантов, по обычаю того времени спрятал монастырскую казну в землю, решив, что после того как опасность минует, откопает спрятанные деньги. Но судьба распорядилась иначе. Откапывать клад было некому: настоятель и знавшие о кладе его ближайшие сподвижники были убиты. Более трех столетий клад пролежал в земле, пока не нашла его весной 1931 года группа троицких школьников, в числе которых был и автор этого очерка. В небольшом глиняном горшочке оказалось большое количество мелких грубо отчеканенных монет (копеек) с изображением всадника, поражающего змея.

Смутное время закончилось сокрушительным поражением польско-литовских интервентов и их позорным изгнанием из пределов Московского государства. Поэт Кукольник писал: «Рука Всевышнего Отечество спасла». Был также спасен и Свято-Троицкий храм. Не поддавшаяся разрушению оккупантов «Храм-Башня» была от реставрирована и превращена в приходскую церковь Пресвятой Троицы. Так Свято-Троицкий храм, впервые за свою историю оказавшийся на грани неизбежной гибели, был спасен. Его существование в селе Троицком было официально зафиксировано при проведении в 1676-1679 годах государственной переписи. В записи уточнялось местонахождение села: при впадении речки Звенихи в реку Устье. В этот период Свято-Троицкий храм входил в Василевский заказ (первичная церковно-административная единица, упраздненная в XVIII веке).

Отреставрированная после окончания Смутного времени церковь Пресвятой Троицы, не меняя своего внешнего вида, просуществовала до последней четверти XVIII века. Однако к этому времени условия ее существования изменились. Число прихожан возросло до 524 человек (260 душ мужского пола и 264 женского, которые уже не могли разместиться в старой церкви). К этому также следует добавить, что старая церковь была «холодной» и зимой не отапливалась, что создавало большие трудности не только священнику, но и прихожанам. Поэтому возникла настоятельная необходимость реконструкции старой церкви. Строительные работы были осуществлены по инициативе и на личные средства троицкой помещицы Анны Ивановны Перхуровой. К сожалению, сельские предания не сохранили никаких сведений ни об этом выдающемся событии в истории Свято-Троицкого храма, ни о его главном действующем лице.

На наше счастье, в Ростовском архиве сохранилась небольшая папка (всего 15 листов), состоящая из подшитых документов, озаглавленная «Дело о постройке каменной церкви в селе Троицком Угличского уезда». Главной целью строительства, как об этом свидетельствуют вышеупомянутые документы, являлось расширение и перестройка Свято-Троицкого храма, придание ему архитектурно-строительной завершенности. В процессе строительных работ старый «Храм-Башня» радикальным изменениям не подвергался и как составная часть (там находился главный престол) был включен в строящуюся церковь. К «Башне» с западной стороны были пристроены обширная зимняя церковь (в прошлом ее нередко называли трапезной) и стройная колокольня. Составные части Свято-Троицкого храма, отстоящие друг от друга, если так можно выразиться, на значительной хронологической дистанции, по замыслу архитектора были гармонично объединены, образовав единый великолепный ансамбль, оформленный в стиле екатерининского классицизма.

Включение в Троицкий храмовый комплекс без каких-либо изменений древней церкви, сооруженной в 1548 году, представляет, по нашему мнению, большой научный интерес для историков архитектуры. Факт этот, до сих пор остающийся неизвестным, следовало бы сделать достоянием широкой общественности. Расширение площади Свято Троицкого храма позволило к престолу Святой Троицы, расположенной в бывшем «Храме Башне», добавить еще два престола в Зимней церкви: Архистратига Михаила и Модеста, Епископа Иерусалимского. В 1875 году был освящен еще один (четвертый) престол во имя иконы Богородицы Живоносный Источник и Святителя Алексия Митрополита Московского.

Обращает на себя внимание, что при выборе престола учитывались и хозяйственные соображения. Престольные праздники Свято Троицкого храма приходились на месяцы, предшествовавшие периоду самых напряженных и ответственных сельскохозяйственных работ, или после их окончания. Троица и Живоносный источник праздновались весной, Михайлов день поздней осенью, а Модестов день зимой.

Документы, хранящиеся в Ростовском архиве, позволили установить точное время строительства зимней церкви и колокольни. Строительные работы развернулись после того, как Ростовская Консистория постановлением от 26 апреля 1784 года дала разрешение на их начало. По окончании строительства А. И. Перхурова направила соответствующее донесение Ростовскому архиепископу, на котором он 29 октября 1787 года написал следующую резолюцию: «Троицкую церковь на новом Святом Антиминосе освятить, при этом пристойную сказать проповедь».

Построенный храм имеет (включая и «Храм-Башню») следующие размеры: длина 38 метров, ширина 15 метров, высота до верхней оконечности креста на колокольне - 30 метров. Установление на строго документированной основе периода проведения работ по расширению и перестройке Свято-Троицкого храма (1784-1787 гг.) позволяют откорректировать и устранить неточности, вкравшиеся в справочные издания. Так, например, в «Историко-статистическом обзоре Ростово-Ярославской епархии» (Ярославль, 1860 год ), составленном А. П. Крыловым, указано, что Троицкая церковь была построена в 1784 году, а в справочнике «Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии» (Ярославль, 1908 год) эта дата смещена на 1780 год.

Сооружение Свято-Троицкого храма оказало положительное воздействие на соседние церковные приходы. По его примеру было завершено сооружение кирпичных церквей в Василеве в 1791 году, в Курышине - в 1805 году, в Ивановском в 1828 году.

Строительные работы, проведенные в 1784-1787 годах с формальной точки зрения являлись перестройкой и расширением древней церкви Святой Троицы. Однако, по существу, это было сооружением новой церкви с большей вместимостью и новым архитектурным обликом. Вместо небольшой, одиноко стоявшей на отшибе села церквушки в виде «Башни» появился красивый высокий вполне современный по тому времени храм. Жизненный путь Свято-Троицкого храма, начавшийся с его вхождения в новое столетие, являлся логическим продолжением на более высоком этапе истории троицкого «Храма-Башни».

К чести строителей новой церкви, нужно отметить, что они произвели ее закладку и строительство в расчете на грядущие века. И прошедшие два столетия подтвердили обоснованность их расчетов. Свято-Троицкий храм и ныне полностью отвечает своему святому предназначению, хотя и требует неотложного капитального ремонта. ХІХ век для Свято-Троицкого храма прошел под знаком украшения его внутреннего убранства, придания храму истинного благолепия. В основе этой работы лежало стремление сделать интерьер храма достойным его внешнего вида, придать украшению не только художественную, но и познавательную ценность.

Среди достопримечательностей Свято-Троицкого храма прежде всего нужно выделить огромный резной позолоченный иконостас, устремляющийся ввысь от пола под купол церкви. По оценке экспертов иконостас и царские во рота «представляют собой произведение изысканной тонкой резьбы по дереву на высоком профессиональном уровне». Особо следует отметить то, что иконы Иисуса Христа, Богородицы и Александра Невского, помещенные в Троиц ком иконостасе, скопированы с образов главного иконостаса Исакиевcкого собора. Резолюция, наложенная 23 мая 1864 года Ярославским и Ростовским архиепископом Лукой на сохранившемся до нашего времени чертеже иконостаса, является отправной точкой для отнесения его сооружения на рубеж 60-70-х годов XIX века.

На протяжении XIX века стены и потолок Свято-Троицкого храма были покрыты масляной живописью, выполненной высококвалифицированными художниками-профессионалами. Установившаяся в храме и заслуживающая похвалы традиция делать на его стенах памятные исторические надписи позволяет определить очередность выполнения живописных работ. На одной из таких надписей читаем: «Украсися сия церковь во имя Святыя и Живоначальной Троицы стенным писанием при державе Благочестивейшего Самодержавнейшего Великого Государя нашего Императора Александра Николаевича... по благословению Высокопреосвященнейшего Нила Архиепископа Ярославского и Ростовского в лето от Рождества Христова 1856 года месяца июля в 5-й день при Священнике Означенной церкви Павле Аврамиеве Делицине и Церковном старосте казенного ведомства села Троицкого крестьянине Василье Алексееве Морозове усердием приходских людей. Теплая же церковь украция живописью коштом помещика Ивана Семеныча Телешова 1857 года февраля 4-го дня». Автор рукописи с гордостью отмечает, что по линии его матери Софии Николаевны Буряковой (урожденной Морозовой) вышеупомянутый церковный староста В. А. Морозов является его (автора) предком.

Особенно сильное впечатление производит настенная живопись зимней церкви, посвященная право славным двунадесятым праздникам. Едва переступив порог входной двери, верующий видит на стенах и потолке картины «Крещение», «Преображение», «Воскресение», «Вознесение» и другие. Большое символическое значение имеет изображение доброго самаритянина, оказавшего помощь ограбленному и избитому разбойниками страннику, тогда как до этого мимо пострадавшего прошли купец и левит (иудейский священнослужитель).

Вторая половина XIX века в истории Свято-Троицкого храма была отмечена еще одним эпохальным для него событием: подъемом на колокольню нового, самого большого колокола весом 197 пудов (свыше 3 тонн). Сельское предание позволяет уточнить дату этого события: 1874 или 1875 год. Колокол, отлитый в Ярославле, на железнодорожной платформе был доставлен в Ростов. Оттуда на специально сооруженной повозке, «на себе», везли колокол крестьяне от одной деревни до другой. В день, назначенный для подъема колокола, священник совершил в церкви торжественное богослужение, а затем освятил колокол, благословил мастера и артель. Женщины по древнему обычаю стали прикреплять к колоколу и канатам красиво вышитые полотенца, платки, а потом и просто большие полотнища новины.

С водружением на колокольню Большого колокола завершилось создание комплекта троицких колоколов. В него входили: Большой («Заглавный») колокол, подвешенный в центре колокольни, Средний в южном пролете, малый в восточном пролете, «Сполошный» (Пожарный) - в западном пролете. Четыре небольших колокола, подвешенные в порядке их веса, были размещены в северном пролете, обращенном в сторону села. Существовал определенный регламент Троицкого звона, основанный на Общецерковном регламенте. Мерными и торжественными ударами Большого колокола верующие оповещались о начале богослужения. По окончании богослужения (обедни, вечерни или заутрени) в такт Большому колоколу раздавался мелодичный перезвон маленьких колоколов. В детстве я неоднократно слышал, как крестьяне при этих радостных звуках шутили: «Хоть пляши под этот перезвон».

Достойным завершением работ, проведенных в XIX веке Троицкой церковной общиной, явилось строительство и открытие в ноября 1891 года церковно-приходской школы, что привело к распространению грамотности среди местного населения и повышению его культурного уровня.

На рубеже ХХ века Свято-Троицкий храм в своем развитии достиг апогея. В 1908 году в Троицком приходе насчитывалось 1150 человек (571 мужчина и 579 женщин), в том числе в селе Троицком 324 (153 мужчины и 171 женщина). Церковный причт состоял из священника и дьякона, которым в год выплачивалось казенное жалование в размере 392 рубля. Свято-Троицкому храму принадлежала пахотная земля и покосы общей площадью 30 десятин и 1412 саженей. На его счету в банке лежал вклад в сумме 2160 рублей.

Представляет интерес происходившая на протяжении столетий трансформация наименования церкви. Она называлась: при основании в 1492 году Свято-Троицкой обители «деревянным храмом во имя Пресвятыя Троицы», в 1676 году в Писцовой книге «Церковь Троицы Живоначальныя», в 1857 году в настенной надписи – «Церковь во имя Святыя и Живоначальныя Троицы», в справочнике, изданном в 1908 году. «Троицкая на Устье церковь», в настоящее время «Церковь Святой Троицы, что на Устье».

Советская власть, установленная после Октябрьской социалистической революции, нанесла Свято-Троицкому храму, как и всей Российской Православной Церкви, ряд страшных и невосполнимых ударов. В 1921-22 годах для оказания помощи голодающему населению Поволжья была реквизирована золотая и серебряная церковная утварь.

В 1935 году горестная и трагическая судьба постигла Троицкие колокола, являвшиеся «красой и гордостью. прихожан. Как большое личное горе восприняли верующие решение властей «обеззвучить» Свято-Троицкий храм. Большинство колоколов, в том числе и «Заглавный», были сброшены с колокольни и при ударе о землю разлетелись на куски. Через несколько дней обломки погрузили на повозку и отправили в Углич. Однако в пути выяснилось, что из-за объявленного карантина въезд в город был закрыт, и обломки колоколов были брошены прямо в поле. Вскоре троицкие мужики и ребята отнесли осколки колоколов в Ильинское и за гроши сдали их в контору «Утильсырье». В былые времена, слушая жизнерадостный перезвон Троицких колоколов, разве мог кто-либо вообразить, что их (колокола) ждет такая трагическая участь.

Вслед за реквизицией церковных ценностей были подвергнуты репрессиям и священнослужители. Священник о. Вениамин (В. Н. Флоридов) и дьякон В. А. Соколов были отправлены в один из лагерей ГУЛАГа, а попадья Е. П. Флоридова подвергнута административной высылке в Среднюю Азию.

В этот критический момент проявил свою неустрашимость и несгибаемую волю крестьянин деревни Высоково Тимофей Петрович Лазариков. Добровольно отправившись в Ярославскую епархию, он там по его настоятельной просьбе был рукоположен троицким священником. Полностью сознавая грозившую ему опасность, он совершил духовный подвиг, достойный древних святителей. Едва начав свою священническую деятельность, о. Тимофей был арестован, подвергнут суду и отправлен вслед за своим предшественником в лагерь, где и находился до ноября 1933 года. В лагере его окружал ореол бескровного мученика, претерпевающего нечеловеческие лишения и трудности во имя православной веры, от которой он никoгдa, ни при каких обстоятельствах не отрекался. Во время нахождения о. Тимофея в лагере троицкие женщины, обратившись с горячими молитвами к Богородице, под руководством Евдокии Павловны Королевой конспиративно организовали сбор сельскохозяйственной продукции. Вырученные от ее продажи деньги были использованы для оплаты начисленных на Свято-Троицкий храм налогов, что лишило местную власть предлога для его закрытия. Впоследствии участницы этой святой акции рассказывали, что сама Божья Матерь укрывала их своим Покровом: проведенная ими работа осталась в тайне от властей, и никто из участниц не был репрессирован.

После возвращения о. Тимофей повторно совершил свой духовный подвиг. Невзирая на открытые угрозы властей, на уговоры и мольбы своих родных, он возобновил богослужение в Свято-Троицком храме и тем отвел от него (храма) угрозу закрытия и разорения. Так, во второй раз за свою историю, храм был спасен от неизбежной гибели. 29 июня 1931 года гигантский пожар, огненным колесом прокатившийся по Троицкому, уничтожил большую часть села. Разбушевавшееся пламя, подгоняемое сильным порывистым ветром, достигло подступов к Свято-Троицкому храму: сгорел ближайший к нему крестьянский дом, загорелся реквизированный властями бывший дом священника. Однако у подножия храма огненная стихия потеряла свою силу и огонь погас. В третий раз Свято-Троицкий храм был спасен. В годы самых свирепых церковных гонений, когда были закрыты и разорены все окрестные церкви (в Улейме, Ильинском, Заозерье, Василеве, Курышине, Ивановском и других селах), в Свято-Троицком храме продолжались богослужения, совершаемые о. Тимофеем. Это было воспринято троицкими прихожанами как дарованное им свыше Божественное чудо.

Отец Тимофей снискал большую любовь и уважение троицких прихожан. Он вел подвижнический образ жизни. В браке не состоял. Был бессеребренником: денег из церковной кассы на свое пропитание не брал, довольствуясь тем, что ему приносили прихожане. С любовью и трогательной заботой о. Тимофей относился к крестьянским детям: наставлял их на добрые де ла, одаривал просвирками, раздавал ребятам принесенные ему прихожанами кусочки хлеба, пирога, сахар и т. п. В годы Великой Отечественной войны о. Тимофей проводил большую повседневную патриотическую и воспитательную работу, призывая крестьян молиться о даровании победы нашему Отечеству, о спасении на фронте их родных и близких. По его призывам прихожане собирали деньги в Фонд Обороны, на строительство танковой колонны им. Дмитрия Пожарского, на авиаэскадрилью им. Александра Невского. Кончину о. Тимофея 29 сентября 1945 года крестьяне восприняли как большое горестное событие. Похороны его состоялись при большом стечении народа. На протяжении 50 лет, истекших со времени кончины о. Тимофея, троицкие прихожане продолжают чтить его память, называя его святым человеком. Подтвердилась народная мудрость: «Не стоит село без праведника». Для священников, которые после о. Тимофея несли благочестивую миссию в Свято-Троицком храме, он остался примером беззаветного служения Богу и людям.

Свято-Троицкий храм является памятником истории и архитектуры, который имеет не только научное, но и познавательное значение, что подтверждается оформленным на него в октябре 1995 года Министерством культуры России Государственным паспортом.

Свято-Троицкий храм один из самых древних сельских храмов Угличского края. Его история воссоздана на основе недавно выявленных, ранее неизвестных историкам материалов, создает возможность в известной мере расширить и углубить научное видение истории многовекового церковного строительства в среднерусской полосе. Особый интерес представляет «Храм Башня» (построенная в 1548 году), включенная в неизменном виде в контур Свято-Троицкого храма при его перестройке в последней четверти XVIII века. Не исключено, что довольно детально разработанные отдельные вопросы истории Свято-Троицкого храма могут быть использованы при подготовке многотомных академических трудов, в том числе и «Православной энциклопедии».

Очерк Виктора Бурякова «Пятивековая история Свято-Троицкого храма» в книге: Летопись Ярославских сел и деревень / Сост. А. Н. Грешневиков. – Рыбинск: Рыбинское подворье, 2004, стр. 92-96.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.