ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Горналь. Никольский Белогорский монастырь.


Горналь. Никольский Белогорский монастырь
Монастырь. Действует.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:1670.
Ссылки: Ссылка на портале prihod.ru 
Адрес:
Россия, Курская область, Суджанский район, с.Горналь

Координаты: 51.066832, 35.231743





Никольский Белогорский монастырь, строение на территории монастыря<br>, Горналь, Суджанский район, Курская область
строение на территории монастыря
Илга Гондарева
20 июля 2009
Никольский Белогорский монастырь, Жилое здание на территории монастыря<br>, Горналь, Суджанский район, Курская область
Жилое здание на территории монастыря
Илга Гондарева
20 июля 2009
Никольский Белогорский монастырь, Жилое здание на территории монастыря<br>, Горналь, Суджанский район, Курская область
Жилое здание на территории монастыря
Илга Гондарева
20 июля 2009
Никольский Белогорский монастырь, , Горналь, Суджанский район, Курская область
Рассолова Ольга
15 августа 2020
Никольский Белогорский монастырь, Остатки одной из крепостных башенок монастыря<br>, Горналь, Суджанский район, Курская область
Остатки одной из крепостных башенок монастыря
Рассолова Ольга
6 июня 2015
Никольский Белогорский монастырь, , Горналь, Суджанский район, Курская область
Илга Гондарева
8 сентября 2012
Никольский Белогорский монастырь, , Горналь, Суджанский район, Курская область
Илга Гондарева
8 сентября 2012
Никольский Белогорский монастырь, На горе расположен поклонный крест от которого начинается крестный ход в украинское Мирополье. Около креста растут 12 сосен, и одна в стороне.<br>, Горналь, Суджанский район, Курская область
На горе расположен поклонный крест от которого начинается крестный ход в украинское Мирополье. Около креста растут 12 сосен, и одна в стороне.
Илга Гондарева
8 сентября 2012
Никольский Белогорский монастырь, , Горналь, Суджанский район, Курская область
Илга Гондарева
8 сентября 2012
Никольский Белогорский монастырь, колокола<br>, Горналь, Суджанский район, Курская область
колокола
Илга Гондарева
20 июля 2009
Никольский Белогорский монастырь, , Горналь, Суджанский район, Курская область
Рассолова Ольга
1 января 1900



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Богданов
 
Александр БогдановАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  25 января 2011
Белогорская Николаевская пустынь, общежительная, в 4 1/2 верстах от заштатного города Мирополья, в 15 верстах от города Суджи, на высокой горе правого берега реки Пела (Псла). Основана в 1670 году. В 1788 году упразднена и обращена в приходскую церковь; в 1863 году восстановлена. Здесь находится икона Божией Матери, древне-греческой живописи, с Предвечным Младенцем на левой руке, именуемая Пряжевскою, по названию села Пряжева ( близ города Житомира) — по месту явления ( в конце XVII или начале XVIII века) подлинной святой иконы (празднуемой 29 июня и в 10-ю пятницу после Пасхи), доныне хранящейся (в серебряной ризе с драгоценными камнями, пожертвованной в 1864 году императрицей Марией Александровной) в том же селе и ежегодно переносимой с торжественным крестным ходом в город Житомир для пребывания там с июня по август. Хранящаяся в Белогорском монастыре святая икона в день Вознесения переносится с крестным ходом в заштатный город Мирополье, где остается до второго дня праздника Святой Троицы; крестный ход сей установлен в память спасения Государя Императора Александра Николаевича от злодейского покушения на его жизнь 4-го апреля 1866 года; в 1890 году в память спасения Августейшего Семейства 17 октября 1888 года утвержден второй крестный ход с Пряжевской иконой Божией Матери в город Суджу и ближайшие к нему селения; вынос святой иконы из пустыни совершается ежегодно 16 августа, а возвращение оной в пустынь 13 сентября.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».

Юрий Анцух
 
Юрий Анцух  18 сентября 2011

Среди святынь Курской земли особое место занимает Горнальский Свято-Николаевский Белогорский мужской монастырь, расположенный недалеко от г.Суджи. Обитель была учереждена более 325 лет назад, в 1672 году.

Первые монахи – Феодосий, Лаврентий, и старец Нектарий переселились из разоренного татарами Острогожского Дивногорского (Воронежская губерния) монастыря. Вскоре обитель в качестве царских дарений получила земли, мельницу на реке Псел под селом Великие Рыбицы, а также “в церковь Николая чудотворца книги, ризы, сосуды и всякую церковную утварь”. Из Острогожской обители монахи принесли с собой икону Николая чудотворца, во имя которого в 1688 году и была построена небольшая деревянная церковь.

Первым настоятелем обители стал иеромонах Феодосий. Пустынь жила продажей извести. На вырученные деньги воздвигла деревянный храм Преображения Господня, за свою большую величину названный собором. Сохранилось описание этого храма: "...пол каменный из разноцветных плит, иконостас прочной и красивой архитектуры с неглубокой резьбой. В западном притворе иконы ярких и свежих красок. Другой иконостас греческого письма. Главная достопримечательность — икона Богоматери Пряжевская, писанная на полотне и поновленная уже после закрытия монастыря в 1792 году с сохранением в неприкосновенности ликов Богоматери и Младенца тонкой и чистой живописи".

В 1733 году монастырь пришел в ветхость: колокольня упала, в Преображенском храме стало опасно служить. Деревянные строения решили разобрать, а из остатков построить часовню на монастырском кладбище, в ней разместить и старые иконостасы. При игумене Паисии возвели каменный храм во имя Преображения Господня, а так же колокольню и монастырскую стену.

В 1770 году монастырю принадлежало 80 крестьянских дворов, две мельницы. Самый большой доход пустынь получала от известкового и кирпичного заводов, фруктовых садов, бахчи, а также от продажи меда и воска.

В Николин день в монастыре проходила ярмарка.

Экономическая самостоятельность уберегла монастырь от закрытия, не раз предпринимаемого властями. Но в 1785 году монастырь, тем не менее, был закрыт и превращен в приход. От него остался лишь Преображенский храм. Новую церковь святителя Николая, кельи и другие строения разобрали на кирпич.

После закрытия обители, как гласит предание в Преображенском храме стали возгораться свечи перед иконами. Подобное повторялось до тех пор, пока не была обретена в 1792 году Пряжевская икона Божией Матери.

После молитв перед этим чудотворным образом Богородицы исцелился суджанский купец Косма Купреев. Он решил в благодарность Богу восстановить обитель на свои средства. Первыми насельниками монастыря, был сам Косма Иванович с сыновьями Феодором и Владимиром.

При игумене Несторе в обители заложили каменный храм во имя свт. Николая чудотворца, а через четыре года освятили домовой храм Покрова Пресвятой Богородицы. Третья соборная церковь во имя Преображения Господня заложена в 1888 году.

Великий русский писатель Федор Достоевский посещал монастырь в 1878 году. Свои впечатления от бесед с монахами он увековечил в знаменитом романе “Братья Карамазовы”.

Поднявшийся над равниной, на высокий белый пьедестал, величественный монастырский архитектурный ансамбль прекрасно сочетался с живописным ландшафтом. Купола Преображенского собора и Покровского храма, построенные в русско-византийском стиле были видны за десятки километров. В 1905 году в монастыре жили 85 монахов и несколько десятков послушников.

Белогорский Николаевский монастырь был закрыт властью в 1922 году, но монахи продолжали там жить, прячась в меловых пещерах и сохраняя чудотворную Пряжевскую икону Божией Матери. В 1937 году монастырь окончательно закрыли, а монахи были изгнаны, многих из них власть отправила в ссылку. В обители разместили колонию для малолетних преступников, а позже – школу-интернат для детей-сирот.

Митрополит Курский и Рыльский Ювеналий не раз ставил вопрос о передаче Церкви комплекса зданий Горнальского Николаевского мужского монастыря. Первое богослужение в возвращенной обители владыка Ювеналий совершил в день молитвенной памяти святителя Николая 19 декабря 2001 года.

Наместник монастыря игумен Питирим (Плаксин) рассказал, что с момента передачи монастыря проделана большая реставрационная работа, прежде всего, отремонтирована крыша на храмовом комплексе и двух примыкающих к нему крыльях (храм похож на парящую птицу). Закончены работы по обустройству братских и настоятельских келий, заново перекрыта крыша на братском корпусе, на святых вратах, на административном корпусе.

- В Никольском храме, - уточнил отец Питирим, - заменен пол в алтаре. Полностью пришлось перебрать балки, потому что раньше там  была устроена сцена, так как храм служил клубом. Установлен дубовый иконостас, написаны иконы Деисусного чина, два больших киота для чудотворной Пряжевской иконы Божией Матери и Киево-Печерских святых, 84 частицы мощей которых находятся в ковчеге при этом образе.

В 2008 году завершена роспись храма. Работы выполняли известные московские иконописцы-реставраторы Александр Лавданский и Алексей Вронский. Они расписывали трапезную в Коренной пустыни, левый придел Большого Донского собора в Донском монастыре, собор монастыря во имя зачатия прав. Анны Московской. Сейчас они работают над росписью Успенского собора знаменитой Святогорской Лавры.

В 2005 году иконописцы расписали западную стену в нашем храме, свод и стены алтаря, в 2006 появились изображения Пантакратора в центре храма, архангелов и четырех евангелистов, летом 2007 года – двунадесятые праздники на потолочном своде и образа некоторых великих преподобных отцов, особо почитаемых в монашестве, и преподобных отцов из Собора Курских святых. На фасаде храма у нас написаны три иконы – святителя Николая над входом – главная икона Горнальского Свято-Николаевского монастыря, а по бокам от входа – архангел Михаил и архангел Гавриил.

В братском корпусе восстановлены рухнувшие десять лет назад и межэтажные перекрытия, смонтировано отопление, проложены коммуникационные сети. Закончены штукатурные работы в помещениях цокольного этажа, в которых размещена монастырская трапеза.

Братия монастыря состоит из восьми монахов, есть послушники и трудники.

Большую спонсорскую помощь оказывает уроженец этих мест Анатолий Иванович Дзюба. Он построил на своей малой родине в селе Гуево красивый храм во имя Рождества Богородицы – это скит нашего монастыря, с него и началась современная история обители. Анатолий Иванович помог отреставрировать чудотворный Пряжевский образ Божией Матери.

Когда монастырь только открыли, о нем мало кто знал. Сейчас в обитель приезжает все больше и больше паломников из Белгорода, Старого Оскола, Воронежа, Липецка, Москвы. За каждым воскресным и праздничным богослужением в монастырском храме молятся прихожане с Украины. Сотни курян, жителей других российских городов и сел участвуют в нашем уникальном крестном ходе с чудотворной Пряжевской иконой Богородицы за границу России, на Украину. Этот чудотворной образ Богородицы посетил почти все церковные благочиния Курской епархии, а также Белгородскую и Ярославскую области России, Киевскую и Сумскую области Украины, - завершил свой рассказ о сегодняшнем дне возрождаемой древней обители наместник монастыря игумен Питирим (Плаксин).

Ревностные труды по восстановлению и благоукрашению обители были высоко оценены архиепископом Курским и Рыльским Германом. Владыка наградил Знаменской медалью II степени жертвователей монастыря – москвичей Анатолия Ивановича Дзюба и Юрия Федоровича Алексеева, а также Владимира Александровича Облогина и главного бухгалтера монастыря матушку Макарию.

http://www.gornal.prihod.ru/aboutmonastir


Юрий Анцух
 
Юрий Анцух  18 сентября 2011

Чудотворная икона Божьей Матери "Пряжевская" - одна из святынь Курской земли – до советского времени находилась в Белогорской Николаевской пустыни, которая была основана  в 1672 году. В силу политических обстоятельств обитель была закрыта в 1788 году, а Преображенский собор был обращен в приходскую церковь ближайшей свободы Горнали. В бывшем Монастырском храме стали совершаться чудесные явления: несмотря на то, что после богослужения все свечи аккуратно гаси­лись, на утро некоторые из них находили горящими. Это повторялось много раз, пока не обретена была икона Божьей Мате­ри "Пряжевская".

Некоему богобоязненному живописцу Ивану Белому было открыто свыше, чтобы он дос­тал древнюю икону Божьей Матери, писаную на полотне и спрятанную за иконостасом уцелевшей еще монастырской церкви и тща­тельно обновил ее, оставив только непри­косновенно совершенно сохранившиеся лики Приснодевы и Младенца Христа.

О происхождении и существовании это­го образа никто дотоле не знал, но он дей­ствительно обретен там, где указано, и об­новлен так, как повелено было в откровении, - писал в 1862 году игумен Нестор. Иван Бе­лый был болен, но когда он вместе со свя­щенником и дьячком нашел за иконостасом икону и отслужил молебен, то получил исце­ление. С тех пор начали совершаться чудеса.

Где находилась икона после закрытия монастыря большевиками, неизвестно. Только в 1996 году при инвентаризации в Свято-Троицком храме города Суджи на иконе, числящейся в описи "Смоленская", было замечено несовпадение лика и ризы, закрывающей изображение. При обраще­нии к архивным данным подтвердилось, что образ, находящийся под ризой, явля­ется иконой Божьей Матери "Пряжевская".

С 17 октября 1996 года возобновлена традиция крестных ходов с "Пряжевской" чудотворной иконой. С 2002 года возрож­ден Крестный ход в украинское Мирополье. Это, пожалуй, единственный Крестный ход, совершаемый за Государственную границу Российской Федерации.

Молитвы перед образом Пресвятой Богородицы "Пряжевская" особо благодатны в исцелении болезней ног, позвоночника, бесплодии и женских недугов. Облегчают и житейские скорби. Свидетельство тому - современные приношения на иконе.

Газета "Родные Просторы" от 2 сентября 2011года.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.