Среди древних русских обителей одной из самых известных с давних пор была Курская Коренная Рождества Пресвятой Богородицы мужская пустынь. Над высоким песчаным берегом реки Тускарь, на фоне обширного коренского леса сияют кресты монастырских церквей, белокаменные сходы стройными уступами спускаются к реке и надкладезной церкви Живоносного Источника, чем-то напоминая сходы в пещеры Киево-Печёрской лавры или прибрежные афонские монастыри... "Курскаго уезду Обмяцкаго стану, - пишется в старинной рукописи, - от Московской проезжей дороги разстояниемъ шесть вёрстъ, в Чёрном Коренном лесу, на вышедшемъ съ небольшихъ двухъ логовъ вышнемъ холме, над рекою, прозываемой тускорь, по имянному блаженныя и высокодостойныя памяти благочестиваго и Великаго Государя Царя и Великаго Князя Феодара Иоанновича Самодержца Всероссийскаго указу, лета отъ Рождества Христова 1597, сооружёнъ общежительный монастырь и учреждено игуменство и во ономъ монастыре первый бысть игуменъ Евфимий. Онаго монастыря пространство въ длину трёхаршинныхъ сажней 53, а попереченъ 18" (113х38 м). Сама Царица Небесная указала на это место чудесным явлением Своего Образа на опушке глухого леса, с тех самых пор уже более семи столетий не умолкает здесь молитва.
Начало Курской Коренной пустыни положило чудо обретения в глухом лесу, "в половине песчаной горы" на берегу реки Тускарь небольшого образа Богоматери. Образ этот напоминал известную своими чудотворениями новгородскую икону "Знамение" Божией Матери. Святая икона лежала "прикорени" большого вяза ликом вниз. В таком положении нашёл её один рыльский житель, промышлявший в здешних дубравах охотой на дикого зверя со своими товарищами. Жители этих мест уходили за много вёрст от своих жилищ, чтобы охотой и бортничеством добывать себе средства к существованию, о чём в рукописи сообщается так: "творяху хождения прибытка ради своего, зверей и мёда". Одним из таких промысловиков и был этот благочестивый охотник. Как только он поднял с земли чудный Образ, то, по слову безвестного летописца, на том самом месте "искипе источникъ и потече". Обретение иконы в глухом лесу было для охотников явным чудом Божьим, не меньшим чудом было и то, что именно на месте обретения её и именно в тот самый момент забил столь полноводный и чистый источник...
Благочестивый и богобоязненный царь Феодор Иоаннович по праву считается основателем Курской Коренной Рождества Пресвятой Богородицы мужской пустыни. Заботясь об укреплении южных рубежей державы от набегов татар, государь в числе других южных русских городов, таких как Ливны, Кромы, Воронеж, Белгород, велел отстроить и Курск. Произошло это в 1597 году. В том же году по царскому повелению чудотворный образ Божией Матери Курской был перенесён из пустыни в Москву. Когда икона была уже вблизи первопрестольной, государь встретил её вместе с патриархом Иовом, ближними боярами и войском. После совершения в царских палатах торжественного молебного пения перед святыней царь повелел, чтобы вокруг небольшой по размерам иконы был сделан кипарисовый оклад, а на нём царскими изографами были изготовлены образы Господа Саваофа, Святого Духа и девяти ветхозаветных пророков, которые возвещали бы пришествие в мир Христа Спасителя. Икона была также украшена серебряно-позлащённым окладом, жемчугом и драгоценными каменьями. Супруга государя благоверная царица Ирина Фёдоровна привесила к иконе собственноручно вышитую золотом и серебром пелену, которая была украшена также жемчугом и драгоценными камнями... Украсив икону, государь отпустил её с подобающими почестями из Москвы в Курский край, где повелел построить своим иждивением монастырь с церковью во имя Рождества Пресвятой Богородицы, а первым настоятелем обители стал иерей города Рыльска Георгий, который подобно Боголюбу имел великое усердие к иконе и месту её явления. В монашестве он был наречён Евфимием. Так была основана "пустынька, что на корню" - Курская Коренная Рождество Богородицкая пустынь. Во время Смутного времени икона была вытребована самозванцем в Путивль, а потом перевезена в Москву. А сам монастырь разорили татары в 1611 году. К 1617 году "Пустынь" была вновь отстроена. Повелением царя из рода Романовых Михаила Феодоровича чудотворная икона была перенесена по прошению курских жителей из Москвы в Курск. С тех пор она постоянно пребывала в Курском Знаменском монастыре, посещая летом Коренную пустынь и оставаясь там на некоторое время. Крестные ходы со святыней стали собирать многие тысячи богомольцев. И первый такой крестный ход прошёл уже почти четыреста лет тому назад...
В 1640 году обитель вновь была разорена крымскими татарами. При приближении непрошенных гостей насельники разбежались и попрятались кто куда. Обитель в то время была настолько бедна, что грабителям нечем было в ней поживиться. В злобе они решили сжечь монастырь, начав с церкви Рождества Богородицы. Но сколько бы они не старались, поджечь церковь не смогли. То же самое произошло и с другими монастырскими строениями. Варвары были поражены этим явным чудом заступничества Божией Матери за православные святыни, их внезапно обуял такой неодолимый страх, что они в панике бежали, не причинив обители никакого вреда. После этого события обитель больше долго никто не тревожил. Монастырь жил своей тихой размеренной жизнью. Лишь в начале ХVIII века обитель имел возможность посетить один видный человек. Монастырское предание повествует: "После знаменитой на шведами под Полтавою победы, его светлость граф Б.П. Шереметьев изволил проезжать в Москву мимо Коренной пустыни. И заехав в оную помолиться, усмотрел на столь важном и святом месте деревянную, совсем обветшалую церковь, пожалел о сем и по усердию своему к Пресвятой Богородице, повелел на весь свой кошт построить каменную церковь, под присмотром своих приставников". В алтаре этого храма до самой революции хранилось напрестольное Евангелие в дорогом, богато украшенном окладе, с собственноручной подписью фельдмаршала. От храма наверх поднимались знаменитые величественные крытые каменные "сходы" - памятник трудов настоятеля Коренной пустыни архимандрита Паисия. Сходы состояли из восьми каменных уступов. Когда паломники поднимались наверх или спускались к роднику, то с левой (правой) стороны они видели на стенах сходов четырнадцать больших картин, изображавших наиболее важные моменты из истории иконы и чудеса от неё. Против каждой картины - большое венецианское окно, служащее для освещении изображений. Сами сходы в архитектурном отношении были устроены весьма примечательно: с любого места была хорошо видна середина нижней церкви "Живоносного Источника", и во время праздничных акафистов перед чудотворной иконой сходы становились естественным продолжением храма, вмещая добрых две тысячи богомольцев, которые все могли видеть, что делается внизу, и следить за богослужением.
В центре монастыря возвышается величественный двухпрестольный собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом св. Иоанна Предтечи, законченном постройкой в 1860 году по проекту знаменитого архитектора Константина Тона. Придел в храме был сооружён с правой стороны, а с левой, симметрично ему, была устроена большая и очень красивая сень для чудотворного образа или для его точного списка в зимнее время. Красавец собор был взорван в 1925 году. Вокруг собора расположены игуменские и братские трёхэтажные каменные корпуса. Прямо от собора, немного в гору, на запад ведёт широкая дорожка со ступенями, обсаженная по бокам деревцами, к высокой многоярусной колокольне, выстроенная в том же стиле, что и собор. Под колокольней находятся святые ворота, по стенам украшенные фресковой живописью. После Октябрьской революции новая власть запретила крестные ходы со святыней.
В сентябре 1919 году в Курск вошли части Белой армии во главе с генералом Кутеповым, и уже 31 октября 1919 года Коренская икона Божией Матери покинула Знаменский собор. Красные подходили всё ближе к Курску. По благословению владыки Знаменского монастыря Феофана, святыню в сопровождении монахов перенесли в город Обоянь, а оттуда в Белгород. Далее - Таганрог, Ростов, Ектеринодар, Новороссийск... И наконец, 1 марта 1920 года Курская Коренная Чудотворная икона в сопровождении епископа Феофана и иноков, на пароходе "Святой Николай" покинула берега России и из Новоросийска через Константинополь прибыла в Салоники. Последний раз на русскую землю икона прибыла в сентябре 1920 года, чтобы поддержать последних защитников Крыма. В дальнейшем она разделит судьбу русских изгнанников и станет их Одигитрией и утешением в нелёгких условиях жизни на чужбине... 9 мая 1922 года состоялось изъятие ценностей из Коренной пустыни "в порядке Декрета ВЦИК от 16 февраля 1922 года". Были изъяты напрестольные кресты, ризы с больших и малых икон, лампады, украшения с Евангелий, митры, подсвечники, дарохранительницы... Всего было отобрано сто десять драгоценных предметов общим весом более шести пудов. А в 1923 году обитель была и вовсе закрыта. Знаменитые сходы были разобраны, величественный храм Рождества Пресвятой Богородицы взорван, купол колокольни снесён, а на ней устроена смотровая площадка для отдыхающих в доме отдыха, каковым стала Коренная пустынь. Да и сам посёлок, называвшийся по имени монастыря, переименовали, дав ему глумливое название "Свобода". Богородицкий лес был вырублен, пруды в нём высохли, Тускарь обмелела, потому что выстроенную монахами плотину никто не досматривал и её в половодье прорвало... В 1930-е годы на месте взорванного храма разбили клумбу и "украсили" её гипсовыми изваяниями двух медведей...
29 апреля 1953 года на имя Н.С. Хрущёва поступила докладная записка с предложением разработать план "ликвидации и локализации" святых источников. Через пять лет вышло постановление ЦК КПСС "О мерах по прекращению паломничества к так называемым "святым местам". Уже через полгода территория вокруг источника в Коренной пустыни была огорожена, выставлена милицейская охрана, источник срыт и зацементирован. Будучи не в силах справиться с народным почитанием святыни, несмотря на все репрессивные меры, власти планировали даже измененить русло реки с тем, чтобы под водами реки Тускарь навсегда похоронить место обретения чудотворной иконы и целебный источник. К счастью, этим зловещим планам не суждено было сбыться... Последовательно сменявшие друг друга новые хозяева старого монастыря - от дома отдыха красных кавалеристов до ПТУ - нанесли ему большой урон, но никто не смог уничтожить в народе почитание этого святого места.
7 августа 1989 года исполком областного Совета народных депутатов принял решение о передаче епархиальному управлению "архитектурного комплекса" (вернее того, что от него осталось!) "Курская Коренная Рождество-Богородицкая пустынь". И уже через неделю, 15 августа прошло первое богослужение и рукоположение на месте разрушенного храма Пресвятой Богородицы.
По книге: "Коренная пустынь. Чудесные Знамения в прошлом и настоящем", Курск, 2016 г.