ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Свобода. Рождества Пресвятой Богородицы Коренная пустынь.

Курская Коренная пустынь


Свобода. Рождества Пресвятой Богородицы Коренная пустынь
Монастырь. Действует.  (все монастыри в каталоге →)
Престолы:Рождества Пресвятой Богородицы
Год основания:1597.
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
Россия, Курская область, пос. Свобода, ул. Советская, 11

Координаты: 51.97253, 36.31297
Проезд: Добраться до Курской Коренной пустыни можно из Курска — или на электричке до станции Свобода, или с Северного автовокзала города до поселка Свобода. Время в пути — около одного часа. Если вы хотите в тот же день вернуться в Курск, будьте внимательны: из Свободы последний автобус уходит довольно рано ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Добраться до Курской Коренной пустыни можно из Курска — или на электричке до станции Свобода, или с Северного автовокзала города до поселка Свобода. Время в пути — около одного часа. Если вы хотите в тот же день вернуться в Курск, будьте внимательны: из Свободы последний автобус уходит довольно рано, в седьмом часу вечера.
На автомобиле из Курска следует выезжать по ул. Дубровинского. До монастыря от города — около тридцати километров. Поворот к нему следует искать сразу после села Долгого. Коренная пустынь находится несколько в стороне от дороги, поэтому рассчитывать на то, что она будет заметна с трассы, не стоит.




План Рождества Пресвятой Богородицы Коренной пустыни
XXXXX

Храмы и скиты монастыря:

1. Собор Рождества Пресвятой Богородицы
2. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с монашеской трапезной
3. Церковь иконы Божией Матери "Живоносный источник"
4. Поминальная часовня
5. Колокольня
6. Часовня Николая Чудотворца
7. Часовня Серафима Саровского
8. Часовня Казанской иконы Божией Матери
9. Скит Серафима Саровского с храмом-часовней Серафима Саровского

Другие постройки и сооружения:

10. Источник
11. Купальни
12. Надкладезная часовня
13. Галерея-переход
14. Монастырская постройка
15. Лестница
16. Памятник Серафиму Саровскому
17. Игуменский корпус
18. Монастырскмй корпус
19. Больничный корпус
20. Памятник Патриарху Алексию II и митрополиту Лавру
21. Монастырские корпуса
22. Братский корпус
23. Туалеты
24. Ворота
25. Монастырские постройки
26. Трапезная для паломников
27. Хозяйственные постройки
28. Гостиница
29. Монастырский корпус
30. Лестница
31. Ограда
32. Церковная лавка
33. Ворота
34. Фонтан со скульптурной композицией, посвященный обретению иконы "Знамение"
35. Киот для сбора пожертвований



Сортировка:

Рождества Пресвятой Богородицы Коренная пустынь, , Свобода, Золотухинский район, Курская область
Алексей Кротов
23 февраля 2017
Рождества Пресвятой Богородицы Коренная пустынь, , Свобода, Золотухинский район, Курская область
Сергей Зорин
6 июня 2014
Рождества Пресвятой Богородицы Коренная пустынь, , Свобода, Золотухинский район, Курская область
Олег Трегубов
2 февраля 2013
Рождества Пресвятой Богородицы Коренная пустынь, , Свобода, Золотухинский район, Курская область
Д.Ширяев
1 ноября 2011
Рождества Пресвятой Богородицы Коренная пустынь, Собор Рождества Пресвятой Богородицы  (слева) и Церковь Всех Святых  (справа)<br>, Свобода, Золотухинский район, Курская область
Собор Рождества Пресвятой Богородицы (слева) и Церковь Всех Святых (справа)
Аксюхин А.А.
9 августа 2011
Рождества Пресвятой Богородицы Коренная пустынь, Купальни<br>, Свобода, Золотухинский район, Курская область
Купальни
Валерий Чудинов
10 июня 2021
Рождества Пресвятой Богородицы Коренная пустынь, Гостиница<br>, Свобода, Золотухинский район, Курская область
Гостиница
Валерий Чудинов
10 июня 2021
Рождества Пресвятой Богородицы Коренная пустынь, Игуменский корпус<br>, Свобода, Золотухинский район, Курская область
Игуменский корпус
Валерий Чудинов
10 июня 2021
Рождества Пресвятой Богородицы Коренная пустынь, Купальня<br>, Свобода, Золотухинский район, Курская область
Купальня
Валерий Чудинов
10 июня 2021
Рождества Пресвятой Богородицы Коренная пустынь, Братский корпус<br>, Свобода, Золотухинский район, Курская область
Братский корпус
oldboy
11 марта 2018
Рождества Пресвятой Богородицы Коренная пустынь, Игуменский корпус<br>, Свобода, Золотухинский район, Курская область
Игуменский корпус
oldboy
11 марта 2018
Рождества Пресвятой Богородицы Коренная пустынь, , Свобода, Золотухинский район, Курская область
Алексей Кротов
23 февраля 2017
Рождества Пресвятой Богородицы Коренная пустынь, Памятник установлен в октябре 2015<br>, Свобода, Золотухинский район, Курская область
Памятник установлен в октябре 2015
Сергей Меркулов
2 апреля 2016
Рождества Пресвятой Богородицы Коренная пустынь, , Свобода, Золотухинский район, Курская область
Олег В
2 февраля 2013
Рождества Пресвятой Богородицы Коренная пустынь, , Свобода, Золотухинский район, Курская область
Олег В
2 февраля 2013
Рождества Пресвятой Богородицы Коренная пустынь, , Свобода, Золотухинский район, Курская область
Олег Трегубов
19 октября 2011
Рождества Пресвятой Богородицы Коренная пустынь, Купальня<br>, Свобода, Золотухинский район, Курская область
Купальня
Юрий Анцух
28 августа 2010
Рождества Пресвятой Богородицы Коренная пустынь, Купальня<br>, Свобода, Золотухинский район, Курская область
Купальня
Юрий Анцух
28 августа 2010
Рождества Пресвятой Богородицы Коренная пустынь, , Свобода, Золотухинский район, Курская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
16 марта 2009
Рождества Пресвятой Богородицы Коренная пустынь, , Свобода, Золотухинский район, Курская область
Alex
28 июня 2005
Рождества Пресвятой Богородицы Коренная пустынь, , Свобода, Золотухинский район, Курская область
Alex
28 июня 2005
Рождества Пресвятой Богородицы Коренная пустынь, Вид на монастырь от деревни Березовки.<br>, Свобода, Золотухинский район, Курская область
Вид на монастырь от деревни Березовки.
Римма Ильинична (Белова)
15 января 2005
Рождества Пресвятой Богородицы Коренная пустынь, Фото из журнала "Кормчий".<br>, Свобода, Золотухинский район, Курская область
Фото из журнала "Кормчий".
Андрей Агафонов
1907
Рождества Пресвятой Богородицы Коренная пустынь, Фото из журнала "Кормчий".<br>, Свобода, Золотухинский район, Курская область
Фото из журнала "Кормчий".
Андрей Агафонов
1907
Рождества Пресвятой Богородицы Коренная пустынь, Фото из иллюстрированного приложения к газете "Новое Время"<br>, Свобода, Золотухинский район, Курская область
Фото из иллюстрированного приложения к газете "Новое Время"
Андрей Агафонов
1902
Рождества Пресвятой Богородицы Коренная пустынь, http://shpl.dlibrary.org/ru/nodes/161-t-2-srednerusskaya-chernozemnaya-oblast-kurskaya-orlovskaya-tulskaya-ryazanskaya-tambovskaya-voronezhskaya-i-penzenskaya-gub-1902#page/360/mode/grid/zoom/1<br>, Свобода, Золотухинский район, Курская область
http://shpl.dlibrary.org/ru/nodes/161-t-2-srednerusskaya-chernozemnaya-oblast-kurskaya-orlovskaya-tulskaya-ryazanskaya-tambovskaya-voronezhskaya-i-penzenskaya-gub-1902#page/360/mode/grid/zoom/1
Андрей Агафонов
1902
Рождества Пресвятой Богородицы Коренная пустынь, Вид собора с западной стороны. Почтовая карточка из фондов Курского краеведческого музея<br>, Свобода, Золотухинский район, Курская область
Вид собора с западной стороны. Почтовая карточка из фондов Курского краеведческого музея
Алексей Кротов
01.06.1900 - 01.06.1917
Рождества Пресвятой Богородицы Коренная пустынь, http://нэб.рф/catalog/000200_000018_RU_NLR_DIGIT_115456/viewer/<br>, Свобода, Золотухинский район, Курская область
http://нэб.рф/catalog/000200_000018_RU_NLR_DIGIT_115456/viewer/
Андрей Агафонов
1892
Рождества Пресвятой Богородицы Коренная пустынь, Коренная пустынь с восточной стороны. На переднем плане - храм «Живоносного Источника» Матери Божией над колодцем со святым источником. Построен на средства великого русского полководца, генерал-фельдмаршала, графа Бориса Петровича Шереметева в 1713 г. Разрушен в 1933 г. Не уцелели и каменные сходы к кладезной церкви<br>, Свобода, Золотухинский район, Курская область
Коренная пустынь с восточной стороны. На переднем плане - храм «Живоносного Источника» Матери Божией над колодцем со святым источником. Построен на средства великого русского полководца, генерал-фельдмаршала, графа Бориса Петровича Шереметева в 1713 г. Разрушен в 1933 г. Не уцелели и каменные сходы к кладезной церкви
Елена Григорьева
Рождества Пресвятой Богородицы Коренная пустынь, Почтовая открытка, выпущенная в нач. ХХ века.<br>, Свобода, Золотухинский район, Курская область
Почтовая открытка, выпущенная в нач. ХХ века.
Алексей Кротов



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Глен  31 марта 2006
В 1295-м году некий Рыльский охотник на берегу Тускари у корней большого вяза нашёл икону Божьей Матери, лежавшую ликом вниз. Как только охотник поднял икону, там где она лежала, тут же потекла вода источника. Здесь выстроили часовню. Икона хранилась в часовне и охраняла её. Крымские татары не раз пытались поджечь часовню, но та не загоралась. Узнав у священника причину своих неудач, татары вынесли икону и разрубили её на две части, после чего часовня загорелась. Спустя много лет тот священник, вернувшись из татарского плена, нашёл половинки иконы. Когда он составил их вместе, икона срослась так крепко, что место соединения на ней едва различимо. В 1597-м году царь Фёдор Иванович, сын Ивана IV Грозного привозил икону в Москву и, отправив обратно, повелел заложить мужской монастырь. Так началась Коренная пустынь. В 1611-м году её разрушили Крымские татары, а в XVIII-м веке обитель потрясли разорительные реформы Петра I и Екатерины II. Но монастырь всё же рос и богател, умножая братию. Над источником и пнём знаменитого вяза стояла обветшалая деревянная церковь Иконы Богоматери "Живой Источник", которую перестроил в камне фельдмаршал Б.П.Шереметев, возвращавшийся в Москву после Полтавской победы. В XIX-м веке это был один из самых больших и известных монастырей в России. Его развитию способствовала также собственная ярмарка, которая была по размаху второй в России, после Нижегородской. Советская власть обошлась с монастырём жёстче, чем все напасти до этого. Собор был взорван, место паломничества и Святой источник оцеплены нарядами милиции. В 1989-м году остатки монастыря были возвращены Церкви, и началось восстановление обители. К сегодняшнему дню восстановлено очень много.

Александр Богданов
 
Александр БогдановАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  18 марта 2007

Коренная Рождество-Богородицкая пустынь, общежительная, в 27 верстах от Курска, при реке Тускари. Основана в 1597 году, в том месте, где при корне дерева явилась некогда чудотворная икона Знамения Божией Матери, именуемая Коренною или Курскою (см. выше). В смутные времена самозванщины на Руси Коренная пустынь была разрушена до основания. С 1618 по 1764 годы пустынь была приписана к Курскому Знаменскому монастырю. В 1792 году в ней устроено было общежитие. Здесь находится копия с Знаменской иконы Божией Матери, присланная в 1664 году царями Иоанном и Петром Алексеевичами. В церкви Живоносного Источника, сооруженной близ места явления святой иконы, находится посредине квадратный водоем, огражденный железною решеткой, в который протекает вода от места явления. С южной стороны храма пристроена часовня, сооруженная, по преданию, на том самом месте, где явилась святая икона.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  31 марта 2017

Среди древних русских обителей одной из самых известных с давних пор была Курская Коренная Рождества Пресвятой Богородицы мужская пустынь. Над высоким песчаным берегом реки Тускарь, на фоне обширного коренского леса сияют кресты монастырских церквей, белокаменные сходы стройными уступами спускаются к реке и надкладезной церкви Живоносного Источника, чем-то напоминая сходы в пещеры Киево-Печёрской лавры или прибрежные афонские монастыри... "Курскаго уезду Обмяцкаго стану, - пишется в старинной рукописи, - от Московской проезжей дороги разстояниемъ шесть вёрстъ, в Чёрном Коренном лесу, на вышедшемъ съ небольшихъ двухъ логовъ вышнемъ холме, над рекою, прозываемой тускорь, по имянному блаженныя и высокодостойныя памяти благочестиваго и Великаго Государя Царя и Великаго Князя Феодара Иоанновича Самодержца Всероссийскаго указу, лета отъ Рождества Христова 1597, сооружёнъ общежительный монастырь и учреждено игуменство и во ономъ монастыре первый бысть игуменъ Евфимий. Онаго монастыря пространство въ длину трёхаршинныхъ сажней 53, а попереченъ 18" (113х38 м). Сама Царица Небесная указала на это место чудесным явлением Своего Образа на опушке глухого леса, с тех самых пор уже более семи столетий не умолкает здесь молитва.

Начало Курской Коренной пустыни положило чудо обретения в глухом лесу, "в половине песчаной горы" на берегу реки Тускарь небольшого образа Богоматери. Образ этот напоминал известную своими чудотворениями новгородскую икону "Знамение" Божией Матери. Святая икона лежала "прикорени" большого вяза ликом вниз. В таком положении нашёл её один рыльский житель, промышлявший в здешних дубравах охотой на дикого зверя со своими товарищами. Жители этих мест уходили за много вёрст от своих жилищ, чтобы охотой и бортничеством добывать себе средства к существованию, о чём в рукописи сообщается так: "творяху хождения прибытка ради своего, зверей и мёда". Одним из таких промысловиков и был этот благочестивый охотник. Как только он поднял с земли чудный Образ, то, по слову безвестного летописца, на том самом месте "искипе источникъ и потече". Обретение иконы в глухом лесу было для охотников явным чудом Божьим, не меньшим чудом было и то, что именно на месте обретения её и именно в тот самый момент забил столь полноводный и чистый источник...

Благочестивый и богобоязненный царь Феодор Иоаннович по праву считается основателем Курской Коренной Рождества Пресвятой Богородицы мужской пустыни. Заботясь об укреплении южных рубежей державы от набегов татар, государь в числе других южных русских городов, таких как Ливны, Кромы, Воронеж, Белгород, велел отстроить и Курск. Произошло это в 1597 году. В том же году по царскому повелению чудотворный образ Божией Матери Курской был перенесён из пустыни в Москву. Когда икона была уже вблизи первопрестольной, государь встретил её вместе с патриархом Иовом, ближними боярами и войском. После совершения в царских палатах торжественного молебного пения перед святыней царь повелел, чтобы вокруг небольшой по размерам иконы был сделан кипарисовый оклад, а на нём царскими изографами были изготовлены образы Господа Саваофа, Святого Духа и девяти ветхозаветных пророков, которые возвещали бы пришествие в мир Христа Спасителя. Икона была также украшена серебряно-позлащённым окладом, жемчугом и драгоценными каменьями. Супруга государя благоверная царица Ирина Фёдоровна привесила к иконе собственноручно вышитую золотом и серебром пелену, которая была украшена также жемчугом и драгоценными камнями... Украсив икону, государь отпустил её с подобающими почестями из Москвы в Курский край, где повелел построить своим иждивением монастырь с церковью во имя Рождества Пресвятой Богородицы, а первым настоятелем обители стал иерей города Рыльска Георгий, который подобно Боголюбу имел великое усердие к иконе и месту её явления. В монашестве он был наречён Евфимием. Так была основана "пустынька, что на корню" - Курская Коренная Рождество Богородицкая пустынь. Во время Смутного времени икона была вытребована самозванцем в Путивль, а потом перевезена в Москву. А сам монастырь разорили татары в 1611 году. К 1617 году "Пустынь" была вновь отстроена. Повелением царя из рода Романовых Михаила Феодоровича чудотворная икона была перенесена по прошению курских жителей из Москвы в Курск. С тех пор она постоянно пребывала в Курском Знаменском монастыре, посещая летом Коренную пустынь и оставаясь там на некоторое время. Крестные ходы со святыней стали собирать многие тысячи богомольцев. И первый такой крестный ход прошёл уже почти четыреста лет тому назад...

В 1640 году обитель вновь была разорена крымскими татарами. При приближении непрошенных гостей насельники разбежались и попрятались кто куда. Обитель в то время была настолько бедна, что грабителям нечем было в ней поживиться. В злобе они решили сжечь монастырь, начав с церкви Рождества Богородицы. Но сколько бы они не старались, поджечь церковь не смогли. То же самое произошло и с другими монастырскими строениями. Варвары были поражены этим явным чудом заступничества Божией Матери за православные святыни, их внезапно обуял такой неодолимый страх, что они в панике бежали, не причинив обители никакого вреда. После этого события обитель больше долго никто не тревожил. Монастырь жил своей тихой размеренной жизнью. Лишь в начале ХVIII века обитель имел возможность посетить один видный человек. Монастырское предание повествует: "После знаменитой на шведами под Полтавою победы, его светлость граф Б.П. Шереметьев изволил проезжать в Москву мимо Коренной пустыни. И заехав в оную помолиться, усмотрел на столь важном и святом месте деревянную, совсем обветшалую церковь, пожалел о сем и по усердию своему к Пресвятой Богородице, повелел на весь свой кошт построить каменную церковь, под присмотром своих приставников". В алтаре этого храма до самой революции хранилось напрестольное Евангелие в дорогом, богато украшенном окладе, с собственноручной подписью фельдмаршала. От храма наверх поднимались знаменитые величественные крытые каменные "сходы" - памятник трудов настоятеля Коренной пустыни архимандрита Паисия. Сходы состояли из восьми каменных уступов. Когда паломники поднимались наверх или спускались к роднику, то с левой (правой) стороны они видели на стенах сходов четырнадцать больших картин, изображавших наиболее важные моменты из истории иконы и чудеса от неё. Против каждой картины - большое венецианское окно, служащее для освещении изображений. Сами сходы в архитектурном отношении были устроены весьма примечательно: с любого места была хорошо видна середина нижней церкви "Живоносного Источника", и во время праздничных акафистов перед чудотворной иконой сходы становились естественным продолжением храма, вмещая добрых две тысячи богомольцев, которые все могли видеть, что делается внизу, и следить за богослужением.

В центре монастыря возвышается величественный двухпрестольный собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом св. Иоанна Предтечи, законченном постройкой в 1860 году по проекту знаменитого архитектора Константина Тона. Придел в храме был сооружён с правой стороны, а с левой, симметрично ему, была устроена большая и очень красивая сень для чудотворного образа или для его точного списка в зимнее время. Красавец собор был взорван в 1925 году. Вокруг собора расположены игуменские и братские трёхэтажные каменные корпуса. Прямо от собора, немного в гору, на запад ведёт широкая дорожка со ступенями, обсаженная по бокам деревцами, к высокой многоярусной колокольне, выстроенная в том же стиле, что и собор. Под колокольней находятся святые ворота, по стенам украшенные фресковой живописью. После Октябрьской революции новая власть запретила крестные ходы со святыней.

В сентябре 1919 году в Курск вошли части Белой армии во главе с генералом Кутеповым, и уже 31 октября 1919 года Коренская икона Божией Матери покинула Знаменский собор. Красные подходили всё ближе к Курску. По благословению владыки Знаменского монастыря Феофана, святыню в сопровождении монахов перенесли в город Обоянь, а оттуда в Белгород. Далее - Таганрог, Ростов, Ектеринодар, Новороссийск... И наконец, 1 марта 1920 года Курская Коренная Чудотворная икона в сопровождении епископа Феофана и иноков, на пароходе "Святой Николай" покинула берега России и из Новоросийска через Константинополь прибыла в Салоники. Последний раз на русскую землю икона прибыла в сентябре 1920 года, чтобы поддержать последних защитников Крыма. В дальнейшем она разделит судьбу русских изгнанников и станет их Одигитрией и утешением в нелёгких условиях жизни на чужбине... 9 мая 1922 года состоялось изъятие ценностей из Коренной пустыни "в порядке Декрета ВЦИК от 16 февраля 1922 года". Были изъяты напрестольные кресты, ризы с больших и малых икон, лампады, украшения с Евангелий, митры, подсвечники, дарохранительницы... Всего было отобрано сто десять драгоценных предметов общим весом более шести пудов. А в 1923 году обитель была и вовсе закрыта. Знаменитые сходы были разобраны, величественный храм Рождества Пресвятой Богородицы взорван, купол колокольни снесён, а на ней устроена смотровая площадка для отдыхающих в доме отдыха, каковым стала Коренная пустынь. Да и сам посёлок, называвшийся по имени монастыря, переименовали, дав ему глумливое название "Свобода". Богородицкий лес был вырублен, пруды в нём высохли, Тускарь обмелела, потому что выстроенную монахами плотину никто не досматривал и её в половодье прорвало... В 1930-е годы на месте взорванного храма разбили клумбу и "украсили" её гипсовыми изваяниями двух медведей...

29 апреля 1953 года на имя Н.С. Хрущёва поступила докладная записка с предложением разработать план "ликвидации и локализации" святых источников. Через пять лет вышло постановление ЦК КПСС "О мерах по прекращению паломничества к так называемым "святым местам". Уже через полгода территория вокруг источника в Коренной пустыни была огорожена, выставлена милицейская охрана, источник срыт и зацементирован. Будучи не в силах справиться с народным почитанием святыни, несмотря на все репрессивные меры, власти планировали даже измененить русло реки с тем, чтобы под водами реки Тускарь навсегда похоронить место обретения чудотворной иконы и целебный источник. К счастью, этим зловещим планам не суждено было сбыться... Последовательно сменявшие друг друга новые хозяева старого монастыря - от дома отдыха красных кавалеристов до ПТУ - нанесли ему большой урон, но никто не смог уничтожить в народе почитание этого святого места.

7 августа 1989 года исполком областного Совета народных депутатов принял решение о передаче епархиальному управлению "архитектурного комплекса" (вернее того, что от него осталось!) "Курская Коренная Рождество-Богородицкая пустынь". И уже через неделю, 15 августа прошло первое богослужение и рукоположение на месте разрушенного храма Пресвятой Богородицы.

По книге: "Коренная пустынь. Чудесные Знамения в прошлом и настоящем", Курск, 2016 г.


Марина Зуйкова  29 ноября 2019

7 августа 1989 года Коренная пустынь была возвращена Курской епархии. А уже 15 августа состоялась первая служба на месте, где стоял величественный храм обители во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Первый после долгого перерыва крестный ход состоялся 15 июня 1990 года, в девятую пятницу по Пасхе. По своим масштабам он отличался от своих исторических предшественников: его протяженность была всего лишь 300 метров по территории монастыря. Последующие ходы обрели свой прежний исторический масштаб.

В 1990 году в первозданном виде отреставрированы въездные врата обители. В 1991 году восстановлены колокольня над Святыми вратами и монастырская трапезная. За период 1994-97 г.г. были восстановлены уникальная крытая галерея со сходами к источнику и храм Живоносного источника. Обустроен и освящен 19 сентября 1991 года Патриархом Московским и всея Руси Алексием II храм Рождества Пресвятой Богородицы, восстановлен келейный корпус. На новом месте выстроен большой хозяйственный двор монастыря, где устроен скит с домовой церковью преподобного Серафима Саровского. На месте когда-то разрушенного воссоздан главный соборный храм Рождества Пресвятой Богородицы. Проведены работы по благоустройству монастырской территории. Восстановлены галерея (сходов) к источнику и храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник».

24 сентября 2012 года митрополит Курский и Рыльский Герман , архиепископ Берлинско - Германский и Великобританский Марк и епископ Железногорский и Льговский Вениамин совершили чин освящения восстановленного храма во имя иконы Божией Матери «Живоносный источник» и первую божественную литургию в нем. Отличительной и уникальной особенностью храма является фарфоровый иконостас, выполненный екатеринбургскими мастерами.

Главный монастырский храм - Собор Рождества Пресвятой Богородицы – освящен Святейшим патриархом Московским и всея Руси Кириллом 24 сентября 2009 года, правый придел освящен архиерейским чином 22 декабря 2011 года в честь Рождества Иоанна Предтечи. Храм Рождества Пресвятой Богородицы – освящен Святейшим Патриархом Алексием II 19 сентября 1991 года. Храм «Казанской» иконы Божией Матери – освящен архиерейским чином 21 июля 1991 года. Храм иконы Божией Матери «Живоносный источник» - освящен архиерейским чином 24 сентября 2012 года. Храм великомученика Пантелеимона (больничный корпус), храм прп. Серафима Саровского на подворье монастыря. Богослужения ведутся в основном в Соборном храме, а также в престольные праздники и в остальных храмах обители. Не иссякли и святые источники на территории монастыря. Как и прежде, святая вода из живоносных источников Коренной пустыни дает силы и укрепляет в вере православных людей.

https://monasterium.ru/monastyri/monastery/monastyr-kurskaya-korennaya-rozhdestva-presvyatoy-bogoroditsy-muzhskaya-pustyn/

КУ́РСКАЯ КОРЕННА́Я ПУ́СТЫНЬ, муж­ской мо­на­стырь в честь Ро­ж­де­ст­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Рас­по­ло­жен в м. Сво­бо­да Зо­ло­ту­хин­ско­го р-на Кур­ской обл., на пра­вом бе­ре­гу р. Тус­карь.

Ос­но­ван в 1597 по ука­зу ца­ря Фё­до­ра Ива­но­ви­ча на мес­те, где, по пре­да­нию, в 1295 жи­те­лем Рыль­ска у кор­ня де­ре­ва (от­сю­да назв. пус­ты­ни) бы­ла най­де­на ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «Зна­ме­ние». На ме­сте об­ре­те­ния за­бил ис­точ­ник. Ико­на, по­лу­чив­шая назв. ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Зна­ме­ние» Кур­ской Ко­рен­ной, про­сла­ви­лась чу­до­тво­ре­ния­ми и ста­ла очень по­чи­тае­мой. При­ве­зён­ная в 1597 в Мо­ск­ву на по­кло­не­ние она по ука­за­нию ца­ри­цы И. Ф. Го­ду­но­вой была ук­ра­ше­на ри­зой. В это же вре­мя в К. К. п. был по­стро­ен пер­вый со­бор в честь Ро­ж­де­ст­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. В 1598 из-за опас­но­сти на­па­де­ний крым­ских та­тар ико­ну из К. К. п. пе­ре­не­сли в Воз­не­сен­ский со­бор Кур­ска. К. К. п. серь­ёз­но по­стра­да­ла в Смут­ное вре­мя от войск Лже­дмит­рия I (1603) и крым­ских та­тар (1611). На­па­де­ни­ям крым­ских та­тар оби­тель не­од­но­крат­но под­вер­га­лась в 1-й пол. 17 в. С 1618 по 1764 пус­тынь бы­ла при­пи­са­на к Кур­ско­му Зна­мен­ско­му мон., в ко­то­ром с 1618 пре­бы­ва­ла Кур­ская Ко­рен­ная ико­на. С 1618 еже­год­но пе­ред 9-й пят­ни­цей по­сле Пас­хи в К. К. п. из Зна­мен­ско­го мон. с ико­ной со­вер­шал­ся кре­ст­ный ход (за­пе­чат­лён на кар­ти­не И. Е. Ре­пи­на «Кре­ст­ный ход в Кур­ской гу­бер­нии», 1883). В пу­сты­ни ико­на пре­бы­ва­ла до пра­зд­ни­ка Ро­ж­де­ст­ва Бо­го­ро­ди­цы (8 сент. по ст. ст.), ког­да её с кре­ст­ным хо­дом воз­вра­ща­ли в Курск. В 1920 ико­на вы­ве­зе­на из Рос­сии.

Ка­мен­ный ан­самбль К. К. п. воз­во­дил­ся в 18–19 вв. В 1703 по­стро­ен пер­вый ка­мен­ный со­бор Рож­де­ст­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (строи­тель – мо­нах Бо­го­леп Су­хо­чев); в 1708 – ка­мен­ные вра­та с над­врат­ным Пре­об­ра­жен­ским хра­мом; в 1713 – шат­ро­вая цер­ковь в честь ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Жи­во­нос­ный Ис­точ­ник» (на сред­ст­ва гр. Б. П. Ше­ре­ме­те­ва). В 1785 мо­на­стырь об­не­сён ка­мен­ной сте­ной, по­строе­ны ка­мен­ные брат­ские ке­льи с до­мо­вым хра­мом Ар­хан­ге­ла Ми­хаи­ла и Св. Па­ра­ске­вы. В 19 в. со­ору­же­ны: ка­мен­ные 3-этаж­ные ке­льи (1806–1814), 3 гос­ти­ни­цы, цер­ковь в честь Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, тра­пез­ная, ка­мен­ные кры­тые схо­ды-га­ле­реи, спус­кав­шие­ся к бе­ре­гу Тус­ка­ри (на фа­са­дах бы­ли пред­став­ле­ны кар­ти­ны на те­му чу­дес Кур­ской Ко­рен­ной ико­ны). В 1852–60 по про­ек­ту арх. К. А. То­на воз­ве­дён но­вый со­бор Ро­ж­де­ст­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, увен­чан­ный 5 шат­ра­ми. В 1860 со­ору­же­на увен­чан­ная шат­ром 3-ярус­ная ко­ло­коль­ня с ча­са­ми. К 1862 по­стро­ен 3-этаж­ный храм Всех Свя­тых, к 1875 – клад­би­щен­ская цер­ковь в честь Кур­ской Ко­рен­ной ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри (ря­дом рас­по­ла­гал­ся скит).

В мо­на­сты­ре ра­бо­та­ла ико­но­пис­ная мас­тер­ская, дей­ст­во­ва­ли боль­ни­ца и ап­те­ка. В 17 в. – 1878 у его стен со­би­ра­лась Ко­рен­ная яр­мар­ка – од­на из круп­ней­ших в Рос­сии. Для неё в 1792–1812 по ука­зу имп. Ека­те­ри­ны II воз­ве­дён ог­ром­ный гос­ти­ный двор, вме­щав­ший до 50 тыс. чел. (арх. Дж. Ква­рен­ги).

В 1924 мо­на­стырь был за­крыт. В 1924–1926 взо­рван со­бор; раз­ру­ше­ны ко­ло­коль­ня, Свя­тые вра­та, схо­ды, клад­би­щен­ский храм и цер­ковь в честь ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Жи­во­нос­ный Ис­точ­ник». Не­смот­ря на про­ти­во­дей­ст­вие вла­стей, па­лом­ни­че­ст­ва к Свя­то­му ис­точ­ни­ку, где бы­ла об­ре­те­на ико­на, про­дол­жа­лись, по­это­му в 1959 его за­ли­ли бе­то­ном; унич­то­же­но клад­би­ще. Мо­на­стырь воз­ро­ж­дён в 1990. В том же го­ду близ мо­на­сты­ря соз­дан (от­крыт в 1991) Кур­ский об­ла­ст­ной ис­то­ри­ко-куль­тур­ный центр «Ко­рен­ная пус­тынь». В 1994 во­зоб­нов­лён кре­ст­ный ход со спи­ском ико­ны.

В 1990-е гг. вос­ста­нов­ле­ны: над­кла­дез­ная цер­ковь в честь ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Жи­во­нос­ный Ис­точ­ник» (1995), цер­ковь в честь Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, ц. Всех Свя­тых, ко­ло­коль­ня, Свя­тые вра­та, брат­ские кор­пу­са, скит в честь Св. Се­ра­фи­ма Са­ров­ско­го. В 2007 на­ча­та ре­кон­ст­рук­ция со­бо­ра Ро­ж­де­ст­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы.

https://bigenc.ru/fine_art/text/2122888



Комментарии и обсуждение


Духовное торжество Курского края. Традиционный ежегодный крестный ход со списком с чудотворной иконы Божией Матери «Знамение» Курской-Коренной собрал сотни людей. Со святыней они отправились из Знаменского мужского монастыря в Коренную Рождества Пресвятой Богородицы мужскую пустынь. (Видеосюжет на телеканале СОЮЗ http://tv-soyuz.ru/videonews/eparhy/at38064)
11 июля 2013, Т..


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.