Церковь Рождества Богородицы в селе Осокино - характерный для региона пример церкви,выстроенной в несколько запоздалых для своего времени формах раннего классицизма с элементами барокко в наружном убранстве; отличается художественной цельностью и хорошим уровнем исполнения декоративных элементов. Храм расположен на небольшой возвышенности, на северной окраине ныне нежилого села; к западу от храма находится пруд. Согласно сведениям Д.Ф.Белорукова - известного краеведа и писателя, село Осокино с деревней Поповкой, когда-то принадлежали Ф.И.Плещееву, который был воеводой во Пскове, но в 1609 г. перешёл на сторону "Тушинского вора". В 1613 г. Плещеев вернулся вновь на службу к Московскому Государю, но вотчину у него отобрали, и Осокино было отдано костромскому боярскому сыну по фамилии Витовтов. Существующая же церковь Рождества Богородицы с приделами Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца была построена около 1808 года. Композиция церкви складывается из пятиглавого четверика храма, болеее низких, равных друг другу по высоте, прямоугольных в плане алтаря и трапезной, и стройной трёхъярусной колокольни. Алтарь уже четверика, поперечно вытянутая трапезная значительно шире. Основные объёмы - четверик, алтарь и трапезная - имеют плавно скругленные и раскрепованные углы. Глухие барабаны храма восьмигранные. Колокольня состоит из равных по ширине ярусов - четвериков, благодаря чему отличается столпообразным характером. Её композицию венчает восьмигранный барабан с луковичной главкой. Симметрию общей продольно - осевой композиции слегка нарушает низкая палатка, примыкающая к юго - западному углу между трапезной и колокольней.
В советское время были утрачены главки барабанов у храма, иконостасы и значительная часть настенной живописи в интерьере. На стенах храма фрагментарно сохранилась масляная настенная живопись, исполненная в 1910-х гг. и являющаяся провинциальным подражанием стилю модерн. В целом она ориентирована на образцы церковной живописи круга М.В.Нестерова. Так,в алтаре над окном написана сцена "Явление Христа ученикам на пути в Эммаус". В основном же объёме храма, на западной стене в верхнем ярусе росписи, в трёх больших клеймах представлены Евангельские композиции: "Богоявление", "Нагорная проповедь"(?) и "Благовещение". На боковых стенах шесть клейм иллюстрируют Заповеди блаженства - они расположены в нижнем ярусе росписи, над оконными и дверными проёмами. Многочисленные клейма с образами святых расположены в откосах окон и дверей, а также в простенках. Фоны между клеймами заполнены характерной для времени и стиля растительной орнаментикой и крестами. В сводах оконных проёмов написаны херувимы. Судя по хорошо сохранившейся живописной композиции в алтаре, мастер осокинской росписи хорошо владел рисунком академического типа. В храме также сохранились лепные антаблементы, относящиеся к первоначальному оформлению интерьера в стиле раннего классицизма, исполненные в 1-й четв. 19 в.; нижний проходит в средней части стен, верхний - в основании свода. Их фризы содержат характерный для времени и стиля лепной орнамент в виде бегущей волны.
По материалам: "Памятники архитектуры Костромской области", 11 выпуск, стр.244-245; Д.Ф. Белоруков, стр.268.