Выразительный пример довольно крупной сельской приходской церкви, в архитектуре которой черты барокко и классицизма сочетаются с традиционным для региона типом пятиглавого храма. Церковь расположена на высоком месте у пруда на краю села и служит высотным ориентиром в широком, слегка всхолмленном ландшафте. Село Сараево в 17 в. входило в вотчину И.Я. Мансурова, в 1610 г. возглавлявшего галичское народное ополчение. В сер. 19 в. село с окрестными деревнями принадлежало М.С. Борщову. Существующий каменный Воскресенский храм с приделами Рождества Богоматери и Николая Чудотворца был освящен в 1795 г. В нач. 19 в. с запада к нему была пристроена колокольня, с трех сторон окруженная папертью. К настоящему времени утрачены луковичные чешуйчатые главы храма и шпиль колокольни, частично обрушены своды трапезной и перекрытия паперти, разрушена часть западной стены паперти, не сохранилось убранство интерьеров. Стены здания сложены из кирпича и оштукатурены; фрагментарно уцелела двухцветная, типичная для классицизма окраска стен светлой охрой с побеленными деталями.
Объемная композиция церкви симметрична относительно продольной оси. К трехсветному четверику храма, имеющему в верхней части скругленные углы и завершенному четыерхскатной кровлей с пятью гранеными барабанами (центральный световой), с востока примыкает слегка зауженный прямоугольный в плане алтарь со скругленными углами – его высота равна нижнему ярусу храма. Ту же высоту имеют трапезная и паперть, боковые фасады которых поддерживают фасадные линии четверика. Трехъярусная колокольня, оказавшаяся внутри паперти, состоит из стройных, уменьшающихся по площади четвериков, прорезанных арками, и завершена четырехдольным яйцевидным куполом с люкарнами, на котором установлен небольшой четырехгранный фонарь, служивший основанием шпиля.
Все объемы здания связаны низким профилированным цоколем и хорошо прорисованным трехчастным антаблементом, дополненным в карнизе мелкими сухариками – в храмовом четверике он отделяет нижний ярус от верхних, а в остальных частях служит венчанием стены. В первоначальном объеме антаблемент раскрепован над пилястрами, одинарными в междуоконных простенках и сдвоенными на углах и в алтарной части. Такой же антаблемент завершает фасады высокого четверика, имеющего трехосевую композицию. На боковых фасадах храма в двух нижних ярусах помещены крупные окна с лучковыми перемычками (на средней оси находятся входы), окна третьего света – круглые. Простенки украшены пилястрами с профилированными базами и капителями. В верхней части четверика пилястры объединяют два яруса проемов и фланкируют выпуски скругленных углов. Окна первого и второго света заключены в свойственные барокко рамочные наличники с ушами и сережками, небольшими замками в перемычке и профилированными лучковыми сандриками. Окна третьего света обведены плоскими рамками. Круглые окна и пилястры помещены также на восточной и западной стенах четверика (с запада окна ложные). Грани подглавных барабанов украшены прямоугольными нишками и завершены профилированными карнизами. В центральном барабане по странам света прорезаны арочные окошки. Пять окон алтаря (три с восточной стороны и по одному на боковых стенах) и окна трапезной (по три с боковых фасадах) декорированы аналогично нижним проемам храма.
В отличие от барочного декора храма и трапезной убранство колокольни и паперти выдержано в формах классицизма. Стены паперти членятся трехчетвертными колоннами, на западных углах парными. Антаблемент, имеющий деревянный архитрав, не раскрепован, а его карниз декорирован мелкими сухариками и крупными плоскими зубцами-дентикулами. Окна с пологими перемычками, помещенные между колоннами, заключены в рамочные наличники с треугольными сандриками и подоконными досками с лежачими филенками. Арка западного входа в колокольню фланкирована двумя трехчетвертными тосканскими колоннами, поставленными с выпуском углов и несущими дорический ан-таблемент. Аналогичным образом украшен и средний ярус колокольни, где над антаблементом возвышаются треугольные фронтоны. Арки верхнего яруса оформлены пилястровыми портиками. Круглые проемы люкарн в основании кровли украшены фигурными фронтонами. Фонарик в завершении прорезан арочными окнами, а его углы подчеркнуты диагонально поставленными пилястрами, крепующими профилированный карниз.
Высокий и светлый четверик храма перекрыт четырехлотковым сводом с квадратным со срезанными углами отверстием светового барабана в шелыге. Три арки, средняя из которых более широкая и высокая, ведут в алтарь, завершенный коробовым сводом с граненой конхой и распалубками над окнами. Трапезная, соединенная с храмом широкой аркой, перекрыта сомкнутым сводом с небольшими распалубками над проемами. В восточной стене южнее прохода в трапезную находится глубокая ниша-сейф с металлической кованой створкой. Паперть изначально имела плоское деревянное перекрытие, а нижний ярус колокольни завершен крестовым сводом.
Библиография: Беляев И. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб., 1863. С. 166; Известия императорской археологической комиссии (ИИАК). СПб., 1909. Вып. 31. С. 231; Баженов И.В. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Кострома, 1911. С. 206; Белоруков Д.Ф. Деревни, села и города Костромского края. Кострома, 2000. С. 268; Памятники архитектуры Костромской облас-ти. Вып. 11: Нерехта и Нерехтский район. Кострома, 2009. С. 258-260.
http://svodokn.ru/object/101514527?open=true