ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Сараево. Церковь Воскресения Христова.

Воскресенская церковь


Церковь. Не действует.  
Престолы:Воскресения Христова, Николая Чудотворца, Рождества Пресвятой Богородицы
Год постройки:1795.
Адрес:
Костромская обл., Нерехтский р-н, с. Сараево

Координаты:57.422322, 40.853157


Добавить фотографию
Церковь Воскресения Христова - Сараево - Нерехтский район - Костромская область
Monbes
4 июля 2010
Церковь Воскресения Христова - Сараево - Нерехтский район - Костромская область
Monbes
4 июля 2010
Церковь Воскресения Христова - Сараево - Нерехтский район - Костромская область
Monbes
4 июля 2010
Церковь Воскресения Христова - Сараево - Нерехтский район - Костромская область
Колокольня
Monbes
4 июля 2010
Церковь Воскресения Христова - Сараево - Нерехтский район - Костромская область
Вход
Monbes
4 июля 2010
Церковь Воскресения Христова - Сараево - Нерехтский район - Костромская область
В трапезной
Monbes
4 июля 2010
Церковь Воскресения Христова - Сараево - Нерехтский район - Костромская область
Alex Yurko
1 октября 2020



Карта и ближайшие объекты





Добавить статью

Статьи


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов,  2 декабря 2011

Воскресенская церковь с. Сараево каменная, с такою же колокольнею, построена в 1795 г. на средства прихожан. Церковь обнесена каменной оградой, внутри коей приходское кладбище. Престолов 3: а) в холодной в честь Воскресения Христова, в теплой б) правый во имя святителя Николая Чудотворца и в) левый в честь Рождества Божией Матери. Расстояние от Костромы 38 в., от Нерехты 17 в. Ближайшие церкви: Богородицерождественская с. Осокина в 1,5 в. и Знаменская с. Михеевского в 5 в.

Баженов И.В. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Кострома, 1911. стр. 206


Статью добавил(а): Игорь Стрельников,  2 января 2013

Церковь Воскресения в селе Сараево Хомутовской сельской администрации - выразительный пример довольно крупной сельской приходской церкви конца 18 - нач. 19 веков. В архитектуре храма просматривается традиционное сочетание черт барокко и классицизма со свойственным для региона типом пятиглавого храма. Церковь расположена на высоком месте у пруда на краю села и служит высотным ориентиром в широком, слегка всхолмленном ландшафте. Село Сараево в старину называлось Мансуровым, по фамилии вотчинника И.Я. Мансурова. В 1610 г. И.Я. Мансуров возглавлял Галичское ополчение, которое примкнуло к Нижегородскому ополчению Минина и Пожарского, шедшему для освобождения Москвы от интервентов. Потом селом владел сын И.Я. Мансурова - Пётр Иванович Мансуров, который был русским послом в Крыму, а позже служил в Вятке воеводой. В сер. 19 в. село Сараево с деревнями Горки, Прислон, Афонасово, Рылово принадлежало М.С. Борщову, сыну генерала С.С. Борщова, участника войны 1812 г. В советское время в Сараево находилась центральная усадьба совхоза "Красная заря".

Существующий каменный Воскресенский храм с приделами Рождества Богородицы и Николая Чудотворца был освящён в 1795 г. В нач. 19 в. с запада к нему была пристроена колокольня, с трёх сторон окружённая папертью. К трёхсветному четверику храма, имеющему в верхней части скруглённые углы и завершённому четырёхскатной кровлей с пятью гранёными барабанами(центральный световой), с востока примыкает слегка зауженный прямоугольный в плане алтарь со скруглёнными углами - его высота равна нижнему ярусу храма. Ту же высоту имеют трапезная и паперть, боковые фасады которых поддерживают фасадные линии четверика. Трёхъярусная колокольня, оказывающаяся внутри паперти, состоит из стройных, уменьшающихся по площади четвериков, прорезанных арками, и завершена четырёхдольным яйцевидным куполом с люкарнами, на котором установлен небольшой четырёхгранный фонарь, служивший основанием шпиля. К настоящему времени утрачены луковичные чешуйчатые главы храма и шпиль колокольни, частично обрушены своды трапезной и перекрытия паперти, разрушена часть западной стены паперти, не сохранилось убранство интерьеров. Кирпичные стены церкви оштукатурены, фрагментарно уцелела двухцветная, типичная для классицизма окраска стен светлой охрой с побелёнными деталями.

По материалам: "Памятники архитектуры Костромской области", выпуск 11, стр. 258-260; "Деревни, сёла и города Костромского края", стр. 268


Статью добавил(а): Марина Зуйкова,  30 сентября 2020

Выразительный пример довольно крупной сельской приходской церкви, в архитектуре которой черты барокко и классицизма сочетаются с традиционным для региона типом пятиглавого храма. Церковь расположена на высоком месте у пруда на краю села и служит высотным ориентиром в широком, слегка всхолмленном ландшафте. Село Сараево в 17 в. входило в вотчину И.Я. Мансурова, в 1610 г. возглавлявшего галичское народное ополчение. В сер. 19 в. село с окрестными деревнями принадлежало М.С. Борщову. Существующий каменный Воскресенский храм с приделами Рождества Богоматери и Николая Чудотворца был освящен в 1795 г. В нач. 19 в. с запада к нему была пристроена колокольня, с трех сторон окруженная папертью. К настоящему времени утрачены луковичные чешуйчатые главы храма и шпиль колокольни, частично обрушены своды трапезной и перекрытия паперти, разрушена часть западной стены паперти, не сохранилось убранство интерьеров. Стены здания сложены из кирпича и оштукатурены; фрагментарно уцелела двухцветная, типичная для классицизма окраска стен светлой охрой с побеленными деталями.


Объемная композиция церкви симметрична относительно продольной оси. К трехсветному четверику храма, имеющему в верхней части скругленные углы и завершенному четыерхскатной кровлей с пятью гранеными барабанами (центральный световой), с востока примыкает слегка зауженный прямоугольный в плане алтарь со скругленными углами – его высота равна нижнему ярусу храма. Ту же высоту имеют трапезная и паперть, боковые фасады которых поддерживают фасадные линии четверика. Трехъярусная колокольня, оказавшаяся внутри паперти, состоит из стройных, уменьшающихся по площади четвериков, прорезанных арками, и завершена четырехдольным яйцевидным куполом с люкарнами, на котором установлен небольшой четырехгранный фонарь, служивший основанием шпиля.

Все объемы здания связаны низким профилированным цоколем и хорошо прорисованным трехчастным антаблементом, дополненным в карнизе мелкими сухариками – в храмовом четверике он отделяет нижний ярус от верхних, а в остальных частях служит венчанием стены. В первоначальном объеме антаблемент раскрепован над пилястрами, одинарными в междуоконных простенках и сдвоенными на углах и в алтарной части. Такой же антаблемент завершает фасады высокого четверика, имеющего трехосевую композицию. На боковых фасадах храма в двух нижних ярусах помещены крупные окна с лучковыми перемычками (на средней оси находятся входы), окна третьего света – круглые. Простенки украшены пилястрами с профилированными базами и капителями. В верхней части четверика пилястры объединяют два яруса проемов и фланкируют выпуски скругленных углов. Окна первого и второго света заключены в свойственные барокко рамочные наличники с ушами и сережками, небольшими замками в перемычке и профилированными лучковыми сандриками. Окна третьего света обведены плоскими рамками. Круглые окна и пилястры помещены также на восточной и западной стенах четверика (с запада окна ложные). Грани подглавных барабанов украшены прямоугольными нишками и завершены профилированными карнизами. В центральном барабане по странам света прорезаны арочные окошки. Пять окон алтаря (три с восточной стороны и по одному на боковых стенах) и окна трапезной (по три с боковых фасадах) декорированы аналогично нижним проемам храма.

В отличие от барочного декора храма и трапезной убранство колокольни и паперти выдержано в формах классицизма. Стены паперти членятся трехчетвертными колоннами, на западных углах парными. Антаблемент, имеющий деревянный архитрав, не раскрепован, а его карниз декорирован мелкими сухариками и крупными плоскими зубцами-дентикулами. Окна с пологими перемычками, помещенные между колоннами, заключены в рамочные наличники с треугольными сандриками и подоконными досками с лежачими филенками. Арка западного входа в колокольню фланкирована двумя трехчетвертными тосканскими колоннами, поставленными с выпуском углов и несущими дорический ан-таблемент. Аналогичным образом украшен и средний ярус колокольни, где над антаблементом возвышаются треугольные фронтоны. Арки верхнего яруса оформлены пилястровыми портиками. Круглые проемы люкарн в основании кровли украшены фигурными фронтонами. Фонарик в завершении прорезан арочными окнами, а его углы подчеркнуты диагонально поставленными пилястрами, крепующими профилированный карниз.

Высокий и светлый четверик храма перекрыт четырехлотковым сводом с квадратным со срезанными углами отверстием светового барабана в шелыге. Три арки, средняя из которых более широкая и высокая, ведут в алтарь, завершенный коробовым сводом с граненой конхой и распалубками над окнами. Трапезная, соединенная с храмом широкой аркой, перекрыта сомкнутым сводом с небольшими распалубками над проемами. В восточной стене южнее прохода в трапезную находится глубокая ниша-сейф с металлической кованой створкой. Паперть изначально имела плоское деревянное перекрытие, а нижний ярус колокольни завершен крестовым сводом.

Библиография: Беляев И. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб., 1863. С. 166; Известия императорской археологической комиссии (ИИАК). СПб., 1909. Вып. 31. С. 231; Баженов И.В. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Кострома, 1911. С. 206; Белоруков Д.Ф. Деревни, села и города Костромского края. Кострома, 2000. С. 268; Памятники архитектуры Костромской облас-ти. Вып. 11: Нерехта и Нерехтский район. Кострома, 2009. С. 258-260.

http://svodokn.ru/object/101514527?open=true



Добавить комментарий

Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов)

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.