ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Протасово. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы.

Благовещенская церковь


Церковь. Не действует.  
Престолы:Благовещения Пресвятой Богородицы, Николая Чудотворца, Петра и Павла
Год постройки:1783.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Костромская обл., Нерехтский р-н, с. Протасово

Координаты:57.458049, 40.842263


Добавить фотографию
Сортировка:


Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы - Протасово - Нерехтский район - Костромская область
Вид со стороны бывшей деревни Косодаилово
AndreyD
1 сентября 2012
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы - Протасово - Нерехтский район - Костромская область
Игорь Стрельников
14 августа 2012
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы - Протасово - Нерехтский район - Костромская область
Flash rockin' man
20 сентября 2020
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы - Протасово - Нерехтский район - Костромская область
Игорь Стрельников
14 августа 2012
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы - Протасово - Нерехтский район - Костромская область
Monbes
4 июля 2010
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы - Протасово - Нерехтский район - Костромская область
Monbes
4 июля 2010
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы - Протасово - Нерехтский район - Костромская область
Monbes
4 июля 2010
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы - Протасово - Нерехтский район - Костромская область
Monbes
4 июля 2010
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы - Протасово - Нерехтский район - Костромская область
Flash rockin' man
20 сентября 2020
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы - Протасово - Нерехтский район - Костромская область
Flash rockin' man
20 сентября 2020
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы - Протасово - Нерехтский район - Костромская область
Flash rockin' man
20 сентября 2020
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы - Протасово - Нерехтский район - Костромская область
Flash rockin' man
20 сентября 2020
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы - Протасово - Нерехтский район - Костромская область
Monbes
4 июля 2010
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы - Протасово - Нерехтский район - Костромская область
Ярус звонницы колокольни
Monbes
4 июля 2010
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы - Протасово - Нерехтский район - Костромская область
Северный вход
Monbes
4 июля 2010
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы - Протасово - Нерехтский район - Костромская область
Flash rockin' man
20 сентября 2020
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы - Протасово - Нерехтский район - Костромская область
Flash rockin' man
20 сентября 2020
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы - Протасово - Нерехтский район - Костромская область
oldboy
9 мая 2014
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы - Протасово - Нерехтский район - Костромская область
Проход на колокольню
Monbes
4 июля 2010
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы - Протасово - Нерехтский район - Костромская область
Интерьер трапезной
Monbes
4 июля 2010
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы - Протасово - Нерехтский район - Костромская область
Свод трапезной
Monbes
4 июля 2010
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы - Протасово - Нерехтский район - Костромская область
Настенная роспись. Исцеление бесноватого
Monbes
4 июля 2010
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы - Протасово - Нерехтский район - Костромская область
Иконостас
Monbes
4 июля 2010
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы - Протасово - Нерехтский район - Костромская область
Настенная роспись. Св. Николай приносит утонувшего младенца
Monbes
4 июля 2010
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы - Протасово - Нерехтский район - Костромская область
Роспись свода. Вход Господен в Иерусалим.
Monbes
4 июля 2010
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы - Протасово - Нерехтский район - Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
10 мая 2014
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы - Протасово - Нерехтский район - Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
10 мая 2014
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы - Протасово - Нерехтский район - Костромская область
Ограда, ворота, вид с колокольни
Monbes
4 июля 2010
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы - Протасово - Нерехтский район - Костромская область
Monbes
4 июля 2010
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы - Протасово - Нерехтский район - Костромская область
Flash rockin' man
20 сентября 2020
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы - Протасово - Нерехтский район - Костромская область
Flash rockin' man
20 сентября 2020
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы - Протасово - Нерехтский район - Костромская область
Ограда храма.
Flash rockin' man
20 сентября 2020



Карта и ближайшие объекты





Добавить статью

Статьи


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов,  2 декабря 2011

Благовещенская церковь с. Протасово каменная, с такою же колокольнею и оградой, построена в 1783 г. прихожанами. Кладбище в полуверсте от села, обнесено деревянной оградой. Престолов 3: в летней а) в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, б) во имя святителя Николая Чудотворца; в зимней в) свв. ап. Петра и Павла. Расстояние от Костромы 35 в., от Нерехты 15 в. Ближайшие церкви: Богородицерождественская с. Осокина в 2,5 в., Троицкая с. Есипова и Богородицкая с. Семеновского в 5 в.

Баженов И.В. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Кострома, 1911. стр. 205


Статью добавил(а): Игорь Стрельников,  25 ноября 2012

Один из лучших по сохранности и художественному уровню храмовых комплексов на территории Нерехтского района, включающий, наряду с самой церковью, и ограду с воротами. Расположен посреди села, на площади, некогда обстроенной домами. К юго-западу от церковной территории находится пруд. Известно, что в 1630 г. в селе стояла деревянная Никольская церковь и село в 17 в. принадлежало Ипатьевскому монастырю. В 18 в. село было пожаловано Васильчиковым, где была их родовая усадьба (предок Васильчиковых Нидрос выехал из Цессарии в 1353 г. на службу к черниговскому князю; правнук его, прозванный Васильком, получил фамилию Васильчиков. В конце 18 в. Васильчиковы получили земли в Костромском уезде, и от И.С. Васильчикова пошла костромская ветвь). В усадьбе Протасово в 1861 г. жили В.М. и М.Д. Васильчиковы, костромские чиновники.

Каменная церковь Благовещения с приделами Петра и Павла и Николая Чудотворца являет собой выразительный пример культовой архитектуры региона, сочетающий характерную для допетровского зодчества 17 в. объёмную композицию и наружный декор в стиле барокко. В храме сохранилась настенная живопись нач. 20 в., отражающая этап перехода от позднеакадемической стилистики к модерну. В алтаре на своде на фоне голубого неба со звёздами изображён Христос в сиянии и на облаках с херувимами, на стенах - характерные для алтаря композиции: "Жертвоприношение Авраама", "Тайная вечеря" и "Моление о чаше". На откосах проёмов, ведущих в храм, помещены фигуры Святителей Московских (Филиппа, Ионы, Петра и Алексия).

В основном объёме храма на своде развёрнута композиция "Троица Новозаветная с Собором всех святых". На западной стене центральная композиция "Проповедь Николая Чудотворца" с тремя сценами из его жития и сюжетом из Евангельского цикла. По сторонам от западного входа в храм проиллюстрированы два Евангельских сюжета: "Воскрешение сына Наинской вдовицы" и "Благословение детей". В трёх верхних ярусах также написаны Евангельские события, в нижнем ярусе в клеймах изображены избранные святые. В манере написания сюжетных композиций и ликов просматривается ориентация на образцы церковной живописи круга М.В. Нестерова. Роспись нач. 20 в. на сводах трапезной, выполненная в позднеакадемической манере, неоднократно поновлялась. Она содержит основные сцены из цикла Праздников. Иконостас данного Благовещенского храма, являющийся почти аналогом иконостаса Успенской церкви села Тетеринского, в настоящее время увезён в Нерехту. После кончины последнего настоятеля несколько лет назад церковь не работает. В селе нет ни домов, ни жителей. В 1 км находится жилая деревня Хомутово.


Статью добавил(а): Игорь Стрельников,  1 декабря 2012

Относительно постройки Благовещенской церкви в селе Протасово существует давнее предание, что когда ещё не было данного села Протасово, на горке стояло некое село, а внизу, под горкой, было болото. Однажды одному путнику на этом болоте явилось видение иконы Николая Угодника. Икону принесли в деревянную церковь села, через несколько дней икона пропала, её нашли в том же болоте, а церковь сгорела. Тогда крестьяне решили строить новую церковь. Болото осушили, а на его месте образовался пруд в 3,5 аршина глубиной. Возле этого пруда и стали строить Благовещенский храм. Для фундамента свозили огромные камни со всей округи. Стены сложили из красного кирпича, который делали сами, т.к. глины здесь было много. Колокол для храма привезли из Костромы. От Космынино в Протасово тащили колокол на полозьях всем миром. Говорят, что когда колокол отливали, люди верующие бросали в литьё золотые и серебряные вещи: кольца, броши, цепочки и иконки, поэтому и звон его был слышен за много вёрст вокруг. В ограду церкви был врыт столб, на котором висела кружка. До революции дорога из Иваново в Кострому проходила через Протасово, народу проезжало много, и многие клали деньги в кружку. На эти деньги церковь и существовала.

В 1934 г. с храма снесли колокол весом 400 пудов. Когда его сбрасывали, все жители близлежаших деревень сбежались к храму с плачем и молитвами. В приход Благовещенского храма села Протасово входили деревни: Матвейково, Дуново, Мастерково, Хомутово, Подболотня, Бараново, Якимово, Косодайлово, Радилово, Кодочигово.

В настоящее время храм не работает и нет средств для его существования, но боль в душах местных жителей так и не проходит, их беспокоит вопрос: быть или не Благовещенскому храму? 

По материалам выпуска Нерехтской краеведческой конференции "Страницы истории Нерехтских усадеб", 2009 г.


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Галина Борисовна Климочкина,  6 апреля 2014

Благовещенская церковь с. Протасова каменная, с каменной колокольней и оградой, построена в 1783 г. прихожанами. Кладбище вне церковной ограды, в полуверсте от села, обнесено деревянной оградой, в настоящее время для него отведено новое место на церковной пахотной земле. Престолов три: в летней - в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и во имя св. Николая, в зимней - во имя св. ап. Петра и Павла. Достопримечательностью церкви служит древний образ святит. Николая в серебряно-вызолоченной ризе, стоимостью 550 руб., жертвованный г. Васильчиковой. Капитал церкви 262 руб. 46 коп.

Причт: священник, диакон и псаломщик. Средства содержания его: казенное жалование священнику 108 руб., псаломщику 36 руб., диакон не получает; проценты с капитала в 508 руб. 75 коп.; доход от богослужений и треб 600 руб. Причтовые помещения свои, квартирных не получается. Церковной земли в пользовании причта: луговой 3 десятины, пахотной 30 десятин, планов и межевой книги нет.

Прихожан муж. пола 846, жен. пола 1018, приход сельскохозяйственный с отхожими промыслами. Приходских селений 11, школа одна - земская в д. Хомутове.

«Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии». Справочная книга, Кострома, Губернская типография 1911 г.


Статью добавил(а): Марина Зуйкова,  30 сентября 2020

Один из наиболее выразительных примеров культовой архитектуры региона, сочетающей характерную для допетровского зодчества 17 в. объемную композицию и наружный декор в стиле барокко. Объемно-пространственная композиция симметрична относительно продольной оси. Ее составляют двусветный пятиглавый четверик храма, более низкие и узкие, равные между собой по высоте алтарь со скругленными углами и квадратная в плане трапезная, шатровая колокольня и западный притвор. Композицию дополняют объединенные с трапезной общей кровлей округлые выступы, примыкающие с юга и севера к первому ярусу колокольни. Барабаны храма восьмигранные: центральный световой крупнее глухих угловых. Нижний четверик колокольни несет два равных по ширине восьмигранных яруса, шатер увенчан луковичной главкой.


Фасады церкви отличаются едиными формами декора, повторяющимися в храме, алтаре и трапезной. Симметричные фасады четверика в три оси проемов делятся полным междуэтажным антаблементом с гладким фризом и профилированным карнизом с сухариками и завершены аттиком, отделенным от стены таким же антаблементом. В обоих ярусах храма простенки между проемами обработаны тосканскими пилястрами, а на флангах они сдвоены. Все окна с лучковыми перемычками оформлены рамочными наличниками с ушами, сережками и замками-трилистниками. Над наличниками поднимается накладная доска с лучковым сандриком, а под окнами выложены лежачие прямоугольные филенки. На средней оси фасадов расположен входной проем, акцентированный двухколонным портиком с крутым треугольным фронтоном. В интерколумнии над входом помещена прямоугольная филенка. Аттик разделен филенчатыми лопатками – узкими в средних простенках и очень широкими на флангах – на три прясла, занимаемые фигурными филенками. Междуэтажный антаблемент храма продолжен в качестве венчающего на фасадах апсиды и трапезной. Их стены равномерно расчленены тосканскими пилястрами (сдвоенными на западных флангах трапезной) и прорезаны окнами, аналогичными по форме и декору проемам храма. Нижний ярус колокольни, со всех сторон на большую часть высоты закрытый примыкающими объемами, с запада завершен аттиком с накладным треугольным фронтоном. Второй ярус с цоколем, обработанным крупными прямоугольными филенками, расчленен тосканскими пилястрами. Этот ярус прорезают два арочных окна: в цоколе на южном фасаде и в основной части на западном. Третий ярус оформлен внизу ложной балюстрадой, а выше расположены арочные проемы звона, фланкированные пилястрами. Арки проемов врезаются в основание шатра, который выше прорезан слухами в три ряда. Нижний ряд составляют сдвоенные арочные проемы, объединенные общим треугольным фронтончиком, во втором ряду – такие же одиночные проемы, в третьем – круглые. Притвор с входом на западном фасаде обработан на углах огибающими лопатками. Стены понизу украшены лентами поребрика и прямоугольных впадинок, а профилированный венчающий карниз дополнен сухариками.

Высокое бесстолпное пространство храма перекрыто сомкнутым четырехлотковым сводом с круглым отверстием светового барабана. Три проема ведут в алтарь, перекрытый лотковым сводом. Арочный проем связывает храм с бесстолпной трапезной; ее лотковый свод прорезан распалубками над окнами и входными проемами. В первом ярусе колокольни и в притворе – плоские перекрытия. В северо-восточном углу нижнего яруса устроена внутристенная кирпичная лестница с наружным входом, расположенным на скругленной стене.

В храме сохранилась настенная живопись нач. 20 в., отражающая этап перехода от поднеакадемической стилистики к модерну. В алтаре на своде на фоне голубого неба со звездами изображен Христос-Эммануил в сиянии и на облаках с херувимами, на стенах – традиционные для алтаря композиции: «Жертвоприношение Авраама» на восточной стене, «Тайная вечеря на северной», «Моление о чаше» на южной. На откосах проемов, ведущих в храм, помещены фигуры святителей московских (Филипп, Иона, Петр и Алексей). В основном объеме храма на своде развернута композиция «Троица Новозаветная с собором всех святых». На западной стене центральная композиция – «Проповедь Николая Чудотворца» фланкирована тремя сценами из его жития и одним сюжетом из евангельского цикла. В нижнем ярусе росписи по сторонам от западного входа в храм проиллюстрированы два евангельских сюжета – «Воскрешение сына Наинской вдовицы» и «Благословение детей». На боковых стенах храма клейма расположены в четырех ярусах. В трех верхних проиллюстрированы евангельские события. Особое внимание уделено сценам исцелений. В нижнем ярусе в клеймах арочной формы написаны избранные святые.

В росписи большое внимание уделено эклектичной по составу орнаментике. Здесь присутствуют и усложненного рисунка гризайльный декор под лепку, и полихромные плоскостные лиственно-цветочные композиции. Вероятно, рамы сюжетных клейм и рисунок карниза в основании свода восходят к более ранней росписи 3-й четв. 19 в. В нач. 20 в. орнаментика была прописана, обогащена полихромией и позолотой. Часть орнаментов, как и сюжетные сцены, написаны заново. Цветовое решение росписи построено на сочетании приглушенных холодных серовато-розовых и серовато-голубых тонов. Основные спектральные цвета присутствуют в драпировках и орнаментах. Они также приглушены, взяты не в полную силу. В манере написания сюжетных композиций и ликов присутствует ориентация на образцы церковной живописи круга М.В. Нестерова. Роспись нач. 20 в. на сводах трапезной, выполненная в позднеакадемической манере, неоднократно поновлялась. Она содержит основные сцены из цикла Праздников.

Главный иконостас храма охватывает два престола. Он плоский, на 13 прясел по фасаду (в чиновой части), с заворотами в два прясла на прилегающие стены в трех нижних ярусах. Иконостас пятиярусный, с надставными иконами. В четырех ярусах прясла разделены колоннами с прорезным декором в виде виноградной лозы. В ярусе с праздничными образами прясла разделены консолями, декорированными глухой резьбой. Границы ярусов отмечены антаблементами, раскрепованными над колонками и консолями. Фризы заполнены прорезным орнаментом в виде лиственного плетения, выступающие части фризов украшены резными херувимами. Карнизы декорированы глухой резьбой, рамы вокруг икон прорезные. Скульптурный раздел убранства иконостаса, помимо херувимов, составляют фигуры ангелов, расположенные над сенью северных царских врат, а также ангелы при постаментах двух икон в венчающей части иконостаса. Число и ширина прясел в нижнем ярусе иконостаса отличается от чиновых ярусов в связи с размерами местных икон и проходами в алтари. Накладная резьба в цокольной части яруса и во фризе отличается усложнением рисунка: в травное плетение включено изображение ягодной грозди, отдаленно напоминающее кисть винограда. Тумбовые иконы утрачены, на их месте во время ремонта нач. 20 в. нарисованы кресты. Резьба южных царских врат и их сени содержит мотив травного плетения с волютами. Створ декорирован мотивом виноградной лозы и увенчан изображением короны. Северные царские врата аналогичны вратам южного престола, но их сень заменена в нач. 20 в. Она содержит схематически обозначенный мотив павлиньего пера, характерный для модерна. В подзоре под иконой, расположенной к северу от южных царских врат, прямо на поверхности прясла написаны образа праведных Захарии и Елизаветы, а также образ Димитрия Ростовского – вероятно, они являются ктиторскими. Во втором ярусе иконостаса расположены иконы Праздников, в третьем – Деисус, в четвертом и пятом – пророческий и праотеческий чины. Над венчающим иконостас карнизом установлены надставные иконы. Крест с живописным Распятием прикреплен к щиту овальных очертаний. На поверхности щита размещены 12 круглых клейм со сценами Страстей, фон заполнен накладным прорезным орнаментом. По сторонам креста на постаментах размещены предстоящие Распятию Богоматерь и Иоанн Богослов. Как и остальные 10 надставных икон, они имеют скругленные углы и оформлены выпуклыми прорезными рамами. У части надставных икон сохранились венчающие их резные херувимы с живописными ликами. По составу надставные иконы представляют собор святых разных чинов, своего рода продолжение деисусного чина. Тело иконостаса окрашено в красный цвет, резной декор позолочен. Ближайшим аналогом протасовскому иконостасу является иконостас Успенской церкви села Тетеринского. Оба они представляют архаизирующую линию в иконостасном искусстве кон. 18 в.

Киот у южного клироса относится ко времени ремонта храма в нач. 20 в. Киот у южной стены (с витыми колоннами, килевидным навершием и с ангелами по сторонам навершия) исполнен в сер. 19 в. в стиле псевдобарокко. В прорезной орнаментике навершия присутствуют и рокайльные мотивы (рисунок картуша, трельяжная решетка).

Южный придельный иконостас трапезной сохранил столярную основу и часть декоративного убранства 3-й четв. 19 в. Несмотря на витые колонны, членящие прясла, в стилистике резного декора преобладает эклектика. Иконостас одноярусный, на три прясла по фасаду, с заворотом в одно прясло на прилегающую стену и с четырьмя пряслами на завороте вдоль прохода из трапезной в храм. Колонны иконостаса установлены на постаментах, венчающий антаблемент раскрепован над колоннами. Над царскими вратами антаблемент прерван, карниз очерчивает сень арочной формы. Иконостас окрашен голубой краской, резной декор и колонны позолочены. В храме хранятся фрагменты скульптурного иконостасного убранства 18 в.: два ангела с чашами и коленопреклоненный ангел.

Во всех помещениях церкви полы выложены квадратными чугунными плитами с мотивами розеток и сияния в рельефном рисунке.

Ограда представляет собой невысокую глухую стенку с двускатным верхом, разделенную с внешней стороны лопатками на равные прясла, украшенные фигурными филенками. По ширине лопаток над стенкой поднимаются квадратные столбы со ступенчатым завершением. На северо-восточном углу участка сохранилась круглая глухая башенка ограды. У юго-восточного угла ограду прерывает калитка с решетчатой дверцей.

Ворота имеют довольно необычную сильно вытянутую в линии ограды композицию с тремя арочными проемами, увенчанными луковичными главками на кубических постаментах. Более широкий и высокий средний проем отделен от боковых калиток пилонами с парами тосканских полуколонн и крутыми щипцами в завершении. Проемы калиток фланкированы сдвоенными колоннами. В воротах сохранилась двустворчатая решетка с вертикальными прутьями, дополненными орнаментальными поясами из колец и завитков.

http://svodokn.ru/object/101525517?open=true



Добавить комментарий

Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов)

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.