Один из наиболее выразительных примеров культовой архитектуры региона, сочетающей характерную для допетровского зодчества 17 в. объемную композицию и наружный декор в стиле барокко. Объемно-пространственная композиция симметрична относительно продольной оси. Ее составляют двусветный пятиглавый четверик храма, более низкие и узкие, равные между собой по высоте алтарь со скругленными углами и квадратная в плане трапезная, шатровая колокольня и западный притвор. Композицию дополняют объединенные с трапезной общей кровлей округлые выступы, примыкающие с юга и севера к первому ярусу колокольни. Барабаны храма восьмигранные: центральный световой крупнее глухих угловых. Нижний четверик колокольни несет два равных по ширине восьмигранных яруса, шатер увенчан луковичной главкой.
Фасады церкви отличаются едиными формами декора, повторяющимися в храме, алтаре и трапезной. Симметричные фасады четверика в три оси проемов делятся полным междуэтажным антаблементом с гладким фризом и профилированным карнизом с сухариками и завершены аттиком, отделенным от стены таким же антаблементом. В обоих ярусах храма простенки между проемами обработаны тосканскими пилястрами, а на флангах они сдвоены. Все окна с лучковыми перемычками оформлены рамочными наличниками с ушами, сережками и замками-трилистниками. Над наличниками поднимается накладная доска с лучковым сандриком, а под окнами выложены лежачие прямоугольные филенки. На средней оси фасадов расположен входной проем, акцентированный двухколонным портиком с крутым треугольным фронтоном. В интерколумнии над входом помещена прямоугольная филенка. Аттик разделен филенчатыми лопатками – узкими в средних простенках и очень широкими на флангах – на три прясла, занимаемые фигурными филенками. Междуэтажный антаблемент храма продолжен в качестве венчающего на фасадах апсиды и трапезной. Их стены равномерно расчленены тосканскими пилястрами (сдвоенными на западных флангах трапезной) и прорезаны окнами, аналогичными по форме и декору проемам храма. Нижний ярус колокольни, со всех сторон на большую часть высоты закрытый примыкающими объемами, с запада завершен аттиком с накладным треугольным фронтоном. Второй ярус с цоколем, обработанным крупными прямоугольными филенками, расчленен тосканскими пилястрами. Этот ярус прорезают два арочных окна: в цоколе на южном фасаде и в основной части на западном. Третий ярус оформлен внизу ложной балюстрадой, а выше расположены арочные проемы звона, фланкированные пилястрами. Арки проемов врезаются в основание шатра, который выше прорезан слухами в три ряда. Нижний ряд составляют сдвоенные арочные проемы, объединенные общим треугольным фронтончиком, во втором ряду – такие же одиночные проемы, в третьем – круглые. Притвор с входом на западном фасаде обработан на углах огибающими лопатками. Стены понизу украшены лентами поребрика и прямоугольных впадинок, а профилированный венчающий карниз дополнен сухариками.
Высокое бесстолпное пространство храма перекрыто сомкнутым четырехлотковым сводом с круглым отверстием светового барабана. Три проема ведут в алтарь, перекрытый лотковым сводом. Арочный проем связывает храм с бесстолпной трапезной; ее лотковый свод прорезан распалубками над окнами и входными проемами. В первом ярусе колокольни и в притворе – плоские перекрытия. В северо-восточном углу нижнего яруса устроена внутристенная кирпичная лестница с наружным входом, расположенным на скругленной стене.
В храме сохранилась настенная живопись нач. 20 в., отражающая этап перехода от поднеакадемической стилистики к модерну. В алтаре на своде на фоне голубого неба со звездами изображен Христос-Эммануил в сиянии и на облаках с херувимами, на стенах – традиционные для алтаря композиции: «Жертвоприношение Авраама» на восточной стене, «Тайная вечеря на северной», «Моление о чаше» на южной. На откосах проемов, ведущих в храм, помещены фигуры святителей московских (Филипп, Иона, Петр и Алексей). В основном объеме храма на своде развернута композиция «Троица Новозаветная с собором всех святых». На западной стене центральная композиция – «Проповедь Николая Чудотворца» фланкирована тремя сценами из его жития и одним сюжетом из евангельского цикла. В нижнем ярусе росписи по сторонам от западного входа в храм проиллюстрированы два евангельских сюжета – «Воскрешение сына Наинской вдовицы» и «Благословение детей». На боковых стенах храма клейма расположены в четырех ярусах. В трех верхних проиллюстрированы евангельские события. Особое внимание уделено сценам исцелений. В нижнем ярусе в клеймах арочной формы написаны избранные святые.
В росписи большое внимание уделено эклектичной по составу орнаментике. Здесь присутствуют и усложненного рисунка гризайльный декор под лепку, и полихромные плоскостные лиственно-цветочные композиции. Вероятно, рамы сюжетных клейм и рисунок карниза в основании свода восходят к более ранней росписи 3-й четв. 19 в. В нач. 20 в. орнаментика была прописана, обогащена полихромией и позолотой. Часть орнаментов, как и сюжетные сцены, написаны заново. Цветовое решение росписи построено на сочетании приглушенных холодных серовато-розовых и серовато-голубых тонов. Основные спектральные цвета присутствуют в драпировках и орнаментах. Они также приглушены, взяты не в полную силу. В манере написания сюжетных композиций и ликов присутствует ориентация на образцы церковной живописи круга М.В. Нестерова. Роспись нач. 20 в. на сводах трапезной, выполненная в позднеакадемической манере, неоднократно поновлялась. Она содержит основные сцены из цикла Праздников.
Главный иконостас храма охватывает два престола. Он плоский, на 13 прясел по фасаду (в чиновой части), с заворотами в два прясла на прилегающие стены в трех нижних ярусах. Иконостас пятиярусный, с надставными иконами. В четырех ярусах прясла разделены колоннами с прорезным декором в виде виноградной лозы. В ярусе с праздничными образами прясла разделены консолями, декорированными глухой резьбой. Границы ярусов отмечены антаблементами, раскрепованными над колонками и консолями. Фризы заполнены прорезным орнаментом в виде лиственного плетения, выступающие части фризов украшены резными херувимами. Карнизы декорированы глухой резьбой, рамы вокруг икон прорезные. Скульптурный раздел убранства иконостаса, помимо херувимов, составляют фигуры ангелов, расположенные над сенью северных царских врат, а также ангелы при постаментах двух икон в венчающей части иконостаса. Число и ширина прясел в нижнем ярусе иконостаса отличается от чиновых ярусов в связи с размерами местных икон и проходами в алтари. Накладная резьба в цокольной части яруса и во фризе отличается усложнением рисунка: в травное плетение включено изображение ягодной грозди, отдаленно напоминающее кисть винограда. Тумбовые иконы утрачены, на их месте во время ремонта нач. 20 в. нарисованы кресты. Резьба южных царских врат и их сени содержит мотив травного плетения с волютами. Створ декорирован мотивом виноградной лозы и увенчан изображением короны. Северные царские врата аналогичны вратам южного престола, но их сень заменена в нач. 20 в. Она содержит схематически обозначенный мотив павлиньего пера, характерный для модерна. В подзоре под иконой, расположенной к северу от южных царских врат, прямо на поверхности прясла написаны образа праведных Захарии и Елизаветы, а также образ Димитрия Ростовского – вероятно, они являются ктиторскими. Во втором ярусе иконостаса расположены иконы Праздников, в третьем – Деисус, в четвертом и пятом – пророческий и праотеческий чины. Над венчающим иконостас карнизом установлены надставные иконы. Крест с живописным Распятием прикреплен к щиту овальных очертаний. На поверхности щита размещены 12 круглых клейм со сценами Страстей, фон заполнен накладным прорезным орнаментом. По сторонам креста на постаментах размещены предстоящие Распятию Богоматерь и Иоанн Богослов. Как и остальные 10 надставных икон, они имеют скругленные углы и оформлены выпуклыми прорезными рамами. У части надставных икон сохранились венчающие их резные херувимы с живописными ликами. По составу надставные иконы представляют собор святых разных чинов, своего рода продолжение деисусного чина. Тело иконостаса окрашено в красный цвет, резной декор позолочен. Ближайшим аналогом протасовскому иконостасу является иконостас Успенской церкви села Тетеринского. Оба они представляют архаизирующую линию в иконостасном искусстве кон. 18 в.
Киот у южного клироса относится ко времени ремонта храма в нач. 20 в. Киот у южной стены (с витыми колоннами, килевидным навершием и с ангелами по сторонам навершия) исполнен в сер. 19 в. в стиле псевдобарокко. В прорезной орнаментике навершия присутствуют и рокайльные мотивы (рисунок картуша, трельяжная решетка).
Южный придельный иконостас трапезной сохранил столярную основу и часть декоративного убранства 3-й четв. 19 в. Несмотря на витые колонны, членящие прясла, в стилистике резного декора преобладает эклектика. Иконостас одноярусный, на три прясла по фасаду, с заворотом в одно прясло на прилегающую стену и с четырьмя пряслами на завороте вдоль прохода из трапезной в храм. Колонны иконостаса установлены на постаментах, венчающий антаблемент раскрепован над колоннами. Над царскими вратами антаблемент прерван, карниз очерчивает сень арочной формы. Иконостас окрашен голубой краской, резной декор и колонны позолочены. В храме хранятся фрагменты скульптурного иконостасного убранства 18 в.: два ангела с чашами и коленопреклоненный ангел.
Во всех помещениях церкви полы выложены квадратными чугунными плитами с мотивами розеток и сияния в рельефном рисунке.
Ограда представляет собой невысокую глухую стенку с двускатным верхом, разделенную с внешней стороны лопатками на равные прясла, украшенные фигурными филенками. По ширине лопаток над стенкой поднимаются квадратные столбы со ступенчатым завершением. На северо-восточном углу участка сохранилась круглая глухая башенка ограды. У юго-восточного угла ограду прерывает калитка с решетчатой дверцей.
Ворота имеют довольно необычную сильно вытянутую в линии ограды композицию с тремя арочными проемами, увенчанными луковичными главками на кубических постаментах. Более широкий и высокий средний проем отделен от боковых калиток пилонами с парами тосканских полуколонн и крутыми щипцами в завершении. Проемы калиток фланкированы сдвоенными колоннами. В воротах сохранилась двустворчатая решетка с вертикальными прутьями, дополненными орнаментальными поясами из колец и завитков.
http://svodokn.ru/object/101525517?open=true