К началу ХХ века в Рыбинском уезде насчитывалось не менее пятидесяти часовен. В границах города их было четырнадцать: восемь находились при монастырских подворьях и ещё шесть относились к городским храмам. Одна из часовен в городской черте - Никольская - была построена в 1867 году по проекту ярославского губернского инженера-архитектора, действительного статского советника Иоасафа Филипповича Яровицкого (1832-1887), автора ряда церковных сооружений в Ярославской губернии.
Изображений Никольской часовни сохранилось немного: кроме двух фотографий, она запечатлена на нескольких старых открытках, в основном на общих планах. Издания этих открыток, выпущенных с 1904 по 1916 годы, принадлежат М.А. Кампелю, М. Егорову, В.Н. Макарихину, Товариществу «К.П.», П.А. Столярову.
Построил часовню на личные средства рыбинский купец первой гильдии Иван Иванович Эльтеков (1832-1893) - крупнейший в городе торговец спиртными напитками высокого качества и широкого ассортимента. В Рыбинске ему принадлежало несколько десятков магазинов и лавок, а также восемь жилых зданий в центре города, которые он сдавал в аренду. В собственных домах Эльтеков содержал харчевни и трактиры.
Кроме того, он владел пряничной пекарней, торговал колониальными товарами (чаем, кофе, табаком, специями, сахаром), а также бакалейными и москательными товарами, шёлковыми и шерстяными материями, помадой, духами, посудой, самоварами, овощами и фруктами. В июне 1866 года Иван Иванович обратился в Городскую думу с предложением о строительстве часовни. Он был старостой рыбинского Спасо-Преображенского собора, в состав которого впоследствии новая часовня и вошла. Названа часовня была в честь прославленного во всех концах земли, странах и народах святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского, которому на Руси посвящалось множество монастырей, соборов и церквей. Чаще всего храмы святителю ставились на торговых площадях. Инициаторами возведения этих храмов выступали русские купцы, мореходы и землепроходцы, почитавшие чудотворца Николая покровителем торговли, предпринимательства и всех путешественников. Место для новой часовни в Рыбинске было выбрано людное - на крутом берегу Волги возле переправы рядом с базарной площадью.
Прежде на Волжской набережной, вблизи спуска, примерно на этом же месте, стояла другая часовня, тоже каменная. Она была выстроена на средства Спасо-Преображенского собора в 1812-1815 годы и отмечена на плане города 1817 года. Стояла она не на береговой линии, но «почти тут же», на пересечении улицы Стоялой и Волжской набережной. В Описании города Рыбинска 1836 года протоиерей Матфий Гомилевский (1770-1852) характеризовал её так: «соборная, при волжском перевозе на берегу, устроена с дозволения начальств: духовного и гражданского - для продажи церковных свеч, как гуртовой, так и розничной, потому и значится в Указе под именем свечной лавки».
На плане 1855 года этой старой часовни уже не было. Вероятно, согласно проекту благоустройства территории Волжской набережной, она, как «обветшавшая» и мешавшая проезду гужевого транспорта, ещё с 1850-х годов подлежала сносу. Тем не менее, часовня не была снесена в 1850-е и простояла, видимо, до самого начала строительства новой Никольской. В начале 1860-х годов художник Пётр Петрович Верещагин (1834-1886), будущий академик пейзажной живописи, в период своей учёбы в Академии художеств путешествовал по Волге и посетил Рыбинск. На акварели, выполненной в технике гризайли, он изобразил вид Волжской набережной с часовней в центре композиции.
Поводом, побудившим И.И. Эльтекова к строительству новой часовни, послужило событие, ошеломившее тогда всю Россию: 4 апреля 1866 года на императора Александра II было совершено покушение. В четыре часа дня Александр II прогуливался в Летнем саду в сопровождении племянника и племянницы. Когда прогулка закончилась и император направился к ждавшей его за воротами карете, неизвестный, стоявший в толпе у решётки сада, выстрелил в царя. Император чудом избежал гибели. Кто-то успел ударить стрелявшего по руке, и пуля пролетела мимо. Злоумышленник сначала был зверски избит свидетелями происшествия, а затем арестован и доставлен в Третье отделение. Быстро овладевший собой император отправился в Казанский собор и отслужил благодарственный молебен за счастливое спасение. Потом он вернулся в Зимний дворец, где его ждали испуганные близкие.
Известие о покушении быстро распространилось по столице. «Для жителей всей России случившееся стало настоящим потрясением впервые в отечественной истории кто-то осмелился стрелять в царя! Страна знала дворцовые перевороты, но впервые целью покушения был не захват власти, не попытка изменить династический порядок, а некая абстрактная, плохо сформулированная политическая идея». Началось следствие, личность преступника установили быстро: им оказался 25-летний мелкопоместный дворянин Дмитрий Каракозов, бывший студент, которого выгнали из Казанского университета, а затем из Московского. В Москве он вошёл в подпольную группу «Организация», возглавляемую Николаем Ишутиным, происходившим из потомственных почётных граждан России. Эта тайная группа утверждала в качестве своей конечной цели введение в России социализма путём революции, при этом для достижения цели, по мнению ишутинцев, следовало использовать все средства, в том числе и террор. Каракозов считал царя истинным виновником всех несчастий России и, несмотря на отговоры своих товарищей по тайному обществу, приехал в Петербург с навязчивой идеей убить Александра II.
Установили и личность человека, кторый помешал убийце, а фактически спас жизнь царя, им оказался крестьянин Осип Комиссаров. В благодарность Александр II пожаловал ему дворянское звание и распорядился выдать значительную сумму денег. Судебный процесс по делу Каракозова длился 61 день. Под следствием находилось около двух тысяч из них были осуждены. Большинство осуждённых отправились на каторгу и на поселение, Каракозова и Ишутина приговорили к смертной казни через повешение. Приговор Каракозову привели в исполнение на гласисе Петропавловской крепости в сентябре 1866 года. Ишутин же был помилован, причём объявили ему об этом тогда, когда на шею осуждённого уже была надета петля. Оправиться от случившегося Ишутин не смог: он сошёл с ума в тюрьме Шлиссельбургской крепости. В ограде память о чудесном избавлении императора Александра II была сооружена часовня во имя святого благоверного князя Александра Невского, на фронтоне которой сделалинадпись: «Не прикасайся к Помазаннику Моему». Во многих городах России это событие было отмечено возведением храмов и часовен. Безусловно, случившееся потрясло и купца Эльтекова.
Так, в Рыбинске на самом берегу Волги в память о знаменательном происшествии и чудесном спасении императора появилась эта архитектурная жемчужина имя святителя Николая Чудотворца. Никольская часовня была не просто украшением волжского берега, она стала водными вратами города. С Волги строение выглядело особенно эффектно, приковывая к себе взоры путешествующих на пароходах пассажиров. Здание было выстроено в так называемом «русском стиле». О внешнем и внутреннем его облике известно из единственного сохранившегося письменного свидетельства, записанного в 1879 году дьяконом рыбинского Никольского собора Митрофаном Солонцевым (1834-1900):
«Новая часовня вне и внутри имеет изящный вид и очень пространна. Извне она украшена пилястрами и лепным орнаментом; купол ея покрыт белым железом на четыре ската в виде усеченной пирамиды, над которою высится цилиндр, держащий позлащенную главу с осьмиконечным вызолоченным крестом. Купол при основании его окружен двенадцатью небольшими главами и крестами, водруженными на полуовальных возвышениях, в углублениях коих с лицевой стороны видны священная изображения. Главный вход в часовню с полуденной стороны, таковой же есть и с восточной - постоянно только затворенный; с западной же стороны небольшая дверь ведет в келью свещника; окон пять все большаго размера. Внутри к северной стене, в небольшом от нея отдалении, устроен иконостас, украшенный полуколоннами и резьбою, и весь вызолоченный. В первом ярусе иконостаса помещаются большого размера иконы Господа Вседержителя, Божией Матери - радости всех скорбящих и Св. Благовернаго Князя Александра Невского с Преподобным Иосифом Песнописцем и святителя Николая Чудотворца, а в восточной стороне иконостаса Дверь к свещнику.
Свод часовни украшен живописью, а стены иконами. Особенно замечательна здесь св. икона Преподобнаго Макария Калязинскаго Чудотворца. Она помещается в прекрасной киоти, украшенной художественной резьбою, вызолоченною, имеющей весь простенок размер в ширину между окнами и входом с восточной стороны, а в вышину от полу карнизов. Икона и киот устроены Калязинскими торговцами, приезжающими на лето в Рыбинск, которые каждый раз на 26 Мая (пам. Пр. Макария) поют здесь всенощное бдение, а в самый праздник - молебен с водоосвещением, прося для этого соборное духовенство».
Никольская часовня была закрыта осенью 1926 года, а в январе 1927- го, по акту без права сноса передана под хозяйственные нужды Комхозу. Сохранилась фотооткрытка работы рыбинского фотографа Н.Н. Лежнева, на которой запечатлена Волжская, набережная в период разлива Волги весной 1932 года. На снимке видно, что с часовни уже сняты главки куполов и кресты, с фасадов сбита лепнина, уничтожена живопись на тимпанах. Вскоре здание было переделано до неузнаваемости: выполнена внутренняя перепланировка, надстроен второй этаж, сооружена щитовая пристройка. От наружного и внутреннего великолепия не осталось и следа. Превращённое в кубическое неприглядное сооружение, здание часовни простояло при советской власти несколько десятилетий. Многие годы в нём размещалась профсоюзная библиотека речного порта, а затем водная милиция. О том, что это бывшая часовня, мало кто знал, разве только краеведы и любители истории Рыбинска.
В начале 1970-х годов на одном из совещаний Рыбинского моторостроительного завода собрались все главные специалисты и начальники цехов около ста человек. Директор завода Павел Фёдорович Дерунов (1916-2001) показал присутствующим фотографию Никольской часовни со словами: «Ну как, товарищи, восстановим?». «Да! - все дружно поддержали, разглядывая старую фотографию, - надо восстановить это чудо, Пал Фёдорыч, просто необходимо!» Осуществить задуманное тогда не удалось. Вскоре Дерунов был отозван в Министерство на пост заместителя министра авиационной промышленности СССР. Через некоторое время он вернулся в Рыбинск на прежнюю должность директора завода, но в череде проблем вопрос о восстановлении часовни более уже не вставал.
Решение о возвращении уникальному зданию первоначального облика было принято в 2010 году. Инициатором его стал мэр города Юрий Ласточкин. Возрождение часовни он поставил в список приоритетных задач и собрал для этого авторский коллектив. Под руководством архитектора-реставратора Натальи Николаевны Гончаровой в сжатые сроки были проведены реставрационные работы. Иконописные вставки в нишах фасадов создал известный Ярославский художник Николай Мухин. Открытие и освящение восстановленной Никольской часовни в присутствии множества жителей гостей города состоялось 3 сентября 2011 года.
Статья Алексея Орлеанского «Никольская часовня, как памятник первому российскому теракту» в журнале «Углече Поле», № 1 (24), 2015 г., стр. 62-67.