Если взять самую популярную открытку с изображением Рыбинска, или поискать в интернете фотографии с видами города, или просто пройтись по его центральным, некогда купеческим улицам, то в большинстве случаев нашему взору предстанет Спасо-Преображенский собор.
Великолепный архитектурный ансамбль из трёх построек, навсегда запечатлевшийся в сознании рыбинцев и приезжих как единое сооружение, стоит практически на берегу Волги и вместе с тем - в центре Рыбинска. К его постройке долго шли, а через несколько десятков лет он был закрыт. С него сбрасывали колокола, а уникальный часовой механизм служит рыбинцам до сих пор. Его перестраивали под различные госучреждения, а он через 70 лет молчания вернулся верующим. Собор - неизменное украшение и символ города с многовековой непростой судьбой.
Говоря о первом каменном храме Рыбной слободы (будущего Рыбинска), исследователи отсылают нас к середине XVII века. Его появление связано с именем известного строителя Ростова Великого митрополита Ионы Сысоевича. Именно он дал благословение на строительство в Рыбной слободе пятиглавой каменной церкви Преображения. Исследователи полагают, что она была возведена ярославскими мастерами, поскольку внешним обликом и великолепием напоминала лучшие Ярославские храмы, не повторяя, однако, ни один из них. Церковь эту построили примерно в 1660 году на месте первоначального и, по всей видимости, деревянного храма.
Когда в 1777 году Рыбная слобода стала городом, Преображенская церковь получила статус городского собора. Так начинается история рыбинского Спасо-Преображенского собора. Статус города определил появление не только собора, но и плана регулярной застройки. Историк Георгий Вагнер отмечал: «Наследие культовой архитектуры было столь богато, что далеко не во всех городах тогда возводились соборы. <...> Зато почти непременным стало сооружение новых городских колоколен со шпилем». Не стал исключением и Рыбинск. Колокольня считалась начальной точкой города, от которой зависело местоположение других построек.
Как указывает в своей книге «Храмы и культовые сооружения Рыбинска» Александр Михайлов, искусствоведы уверенно приписывают авторство рыбинской колокольни талантливому костромскому архитектору-самоучке Степану Воротилову. Утверждение это опирается на анализ характерных особенностей колокольни. Но Михайлов тут же оговаривается: вызывает смущение тот факт, что годы постройки колокольни с 1796-го по 1804-й, а Воротилова к этому времени уже не было в живых. Однако первое упоминание о начале заготовки «потребных к строительству материалов» для новой соборной колокольни и новой Вознесенской церкви на Георгиевском кладбище, которое было приписано к собору, впервые встречается в документах 1789 года. Михайлов предполагает, что в то же время составлены и проекты обеих возводимых в Рыбинске построек и их автором был Степан Воротилов. После его смерти в 1792 году строителем упомянутых выше храмов стал работавший с ним каменщик Семён Карпов. В договоре между Карповым и соборным протоиереем Михаилом Сосниным, мастер обязуется строить «по данному от них плану и фасаду во всём безо всякой отмены».
Строительство колокольни началось в мае 1796 года и продолжалось по мере поступления денежных средств. Первостепенным источником служили сборы в Петровскую и Спасскую ярмарки, а также плата местных купцов за аренду кладовых собора, где хранилась казённая соль. Большую долю составляли добровольные пожертвования, сумма которых варьировалась от 20 до 450 рублей в месяц. Чтобы рассчитаться с подрядчиками, брали в долг у рыбинских купцов Лаврентия Попова и Ивана Меньшакова.
Для снабжения стройки необходимыми материалами был придуман простой, но эффективный ход. Закупка и производство значительной их части происходила у местных купцов. Таким образом, деньги, вложенные в строительство колокольни, были одновременно и инвестициями в развитие местных производителей и позволяли открывать новые рабочие места. С этой же целью было решено не строить специальный церковный кирпичный завод, а давать заказы имеющимся частным.
Кладочные работы завершили в строительный сезон 1802 года. Следуя традициям тех лет, за один сезон, длившийся с мая по сентябрь, выстраивали только один ярус. Толщина стен колокольни составляла от 1,1 до 2,25 метра. Несущие угловые устои колокольни внутри были сделаны пустотелыми, с круглыми шахтами для винтовых лестниц, ведущих наверх. Правда, на практике для звонарей хватило и одной лестницы. Уже через два года. летом, на ярус звона были подняты и установлены колокола со старой колокольни. В исторических документах значится высота колокольни 44 сажени, то есть 93,7 метра.
Внешний облик колокольни сохранился и поныне. Она состоит из пяти ярусов, украшенных 52 колоннами. Их венчают пышные межъярусные карнизы с раскреповкой, в которых чувствуются отголоски стиля барокко. Завершается колокольня восьмигранным куполом, несущим на себе золочёный шпиль с восьмиконечным крестом. Первоначально механизм часов был установлен на открытую площадку четвёртого яруса. Однако служили они ненадёжно - с остановками и в 1878 году были и ремонтами демонтированы. Спустя 18 лет на пятом ярусе колокольни построена деревянная подкупольная палатка, в которую установлены новые башенные часы. Они и по сей день сообщают время всему Рыбинску.
Шло время, ширился Рыбинск, росло число его жителей, а соответственно, и прихожан. С течением лет пришло понимание, что главный собор уже не в силах вместить всех желающих, да к тому же пригоден для использования только в тёплое время года, поскольку его отопление зимой не предусматривалось. Впервые вопрос о строительстве в Рыбинске нового собора был поднят в 1812 году архиепископом Ярославским и Ростовским Антонием. Как пишет в своей книге Александр Михайлов, тему обсуждали на заседании городской Думы 14 мая 1812 года по представлению настоятеля собора протоиерея Матфея Гомилевского. Однако начатую работу прервало вторжение наполеоновских войск в Россию. Хотя Гомилевский успел заказать планы и фасады нового собора. Причём на тот момент церковь располагала достаточными средствами для начала строительства.
Опасаясь, что эти деньги будут изъяты Синодом, как случалось ранее, протоиерей Матфей вновь обратился в городскую думу В 1816 году. Власти постановили начать стройку, однако старый собор при этом не разрушать, а новый воздвигать неподалёку - между ним и колокольней или справа от них, со стороны улицы. Но строительство вновь отложили. По одним сведениям, из-за отсутствия средств, по из-за использования церковных денег местными купцами и мещанами. Ежегодно вплоть до 1822 года они брали из церковной казны некие суммы с возвращением шести процентов. По замечанию Гомилевского, слова которого приводит Михайлов, решимость общества относительно строительства собора иссякла.
И всё же следует отдать должное настойчивости и уверенности протоиерея. Он вновь и вновь возвращался к разговору о необходимости в городе нового собора. Так было в 1820 году, но планы потерпели крах из-за смены архиепископов на Ярославской кафедре не принимали документы на рассмотрение строительства. Спустя ещё пять лет были составлены окончательные проекты собора, утверждено строительство тёплой и холодной церквей и разборка стоявшего рядом, со стороны набережной, Никольского собора. В это же время Совет Министров принимает решение, согласно которому все архитектурные проекты должны утверждаться в Строительном комитете МВД в Санкт-Петербурге. И конечно, оказалось, что рыбинские проекты не соответствуют новым правилам и требуют доработки. К этой проблеме протоиерей Матфей Гомилевский возвращался ещё в 1828 году, но тогда городская Дума и духовное начальство не смогли прийти к единому мнению относительно места постройки.
Положить начало строительству удалось уже зятю Гомилевского, протоиерею Алексею Ненарокомову в 1838 году. К тому времени пересмотренный не раз проект собора представлял собой предложение от братьев Давида и Петра Висконти, дополненный и изменённый под влиянием общественности и ярославского губернского архитектора Петра Панькова и отправленный на согласование в столицу. В результате появился обновлённый проект, который предусматривал появление колонн и высокого цоколя из дикого камня. Выходило, что новое, солидное в размерах здание не вписывается ни в одно из предложенных ранее для постройки мест. Следовательно, самым верным решением оставался снос старого храма. Дело пошло значительно быстрее: в июне 1838 года приступили к разборке, а 8 сентября уже заложили основание собора.
Естественно, что из столицы в Рыбинск вернулся доработанный, а говоря откровенно, совершенно новый проект храма. Под ним стояли подписи четырёх архитекторов - Петра Висконти, Ивана и Людвига Шарлеманей, но первый росчерк принадлежал Аврааму Мельникову. Мельников в те годы был не просто знаменитой, а значительной фигурой. Это его архитектурные идеи воплощены в храмах Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Пскова, Минска, Кишинёва. Площадь у Потёмкинской лестницы в Одессе, Демидовский лицей, соборная колокольня Ярославля также проекты Мельникова. Описывая рыбинский храм, исследователи говорят об умелом сочетании арсенала архитектурных приёмов, чтобы скупыми средствами создать подлинную гармонию. Мощный объём Храма кажется спокойным и лёгким за счёт того, что его массив разбит вертикалями выступов. Высокие колонны нарядного коринфского ордера контрастируют с гладью стен, зрительно поддерживают тяжесть куполов, возносящихся в небо. Всё это вкупе создаёт впечатление величавого спокойствия.
Однако и вернувшийся в Рыбинск проект собора не был совершенен. Столичные архитекторы не учли имевшейся колокольни и предложили использовать барабанные угловые главы для размещения колоколов. Этот аспект заставил строителей открыть световые барабаны и включить их в общую роспись собора, хотя через несколько лет их пришлось закрыть из-за сырости и скапливающегося конденсата. Кроме того, холодный экономический расчёт заставил уменьшить размеры собора на три сажени в длине и высоте.
Надо отметить, что все годы, пока шли обсуждения строительства нового собора, формировался и умножался бюджет этого мероприятия. Например, решающую роль сыграло завещание купца первой гильдии Михаила Вязмина, в середине 1830-х годов оставившего на строительство четыре билета по 10 тысяч рублей ассигнациями каждый. Крупные пожертвования сделал рыбинский благотворитель купец Иван Миклютин. Значительные суммы переводили купеческие династии города. И, кстати, традиция поддерживать денежными вложениями надлежащее состояние собора сохранилась на долгие годы и была распространена не только среди купцов, но и среди других жителей Рыбинска.
Подрядчиком строительства выступил крестьянин Ярославского уезда деревни Глухово Лаврентий Волков. Кладочные работы по возведению стен, сводов, барабанов глав были закончены в 1842 году, через три года были завершены и основные работы по строительству собора, а к 1851 году закончено оформление интерьеров. Несомненным достоинством нового собора стало то, что в зимнее время он отапливался при помощи четырёх духовых печей, а также имел специальную дренажную систему для сбора конденсата на окнах.
29 июня 1851 года архиепископ Евгений Казанцев освятил новый храм. Собор имел три престола: главный в честь Преображения Господня, правый придельный - в честь пророка Илии и апостолов Петра и Павла, левый придельный - в честь иконы Богоматери «Знамение» и благоверного князя Михаила Тверского.
По первому замыслу предполагалось строительство Спасо-Преображенского собора как отдельного здания. Но на заключительном этапе стройки возникла идея соединить собор с колокольней при помощи крытой галереи. Её возвели на фундаменте из дикого тёсаного камня длиной 17 и шириной 10 метров. Отапливалась галерея двумя печами. Нарядный внешний облик позволял современникам сравнивать её с «разукрашенным пряником» - шесть коринфских колонн и небольшой аттик, дополненные обильной лепниной, два крыльца из белого тёсаного камня при боковых выходах оформляли каждый из её фасадов. Парадный вход в галерею был организован под колокольней и представлял собой площадку. выстланную чугунными плитами, с тремя ступенями и массивными чугунными дверями. Сам собор выстроен как пятиглавый центрально-купольный храм, согласно распространённой в период классицизма форме. Так в начале 50-х годов ХІХ века архитектурная жемчужина Рыбинска обрела ту форму, в которой её привыкли видеть наши современники. В 1909 году Спасо-Преображенский собор получил статус кафедрального.
Отдельного описания заслуживает интерьер собора, поражающий воображение даже искушённых людей ХХІ века. Расскажем лишь о малой, но выдающейся части внутреннего убранства, в полной мере описанного в книге «Храмы и культовые сооружения Рыбинска». В первую очередь обращали внимание белые, блестящие как настоящий мрамор стены храма. Чтобы добиться такого эффекта, потребовалось свыше 80 тонн алебастра, в том числе особого гжельского, более двух лет кропотливой работы и тяжёлый ручной труд. Выдающимся был внутренний карниз, оформленный лепными кронштейнами и розетками с ликами ангелов. Он отделял белые стены собора от покрытых живописью сводов. К слову, значительная часть интерьера также была украшена лепниной.
Важной частью оформления интерьера являлась живопись, не сохранившаяся до наших дней. По свидетельствам очевидцев, на настенных картинах были изображены не только священные лица и события, но и правдиво прописана окружающая природа. Живописное оформление храма, в числе которого иконы для новых иконостасов, принадлежало руке подрядчика Владимирской губернии Вязниковского уезда вотчины господина Бутурлина села Палеха крестьянина Михаила Софронова.
Композиционным центром служил грандиозный четырёхъярусный иконостас. Главным акцентом выступавшей вперёд средней части иконостаса был портик из витых спаренных колонн, обрамлявший царские врата. За древность и стиль особенно ценилась храмовая икона Преображения. Хотя в целом, по мнению современников, иконостасу не хватало внешней лёгкости. Возможно, такое впечатление складывалось из-за скудного освещения.
Во всех трёх алтарях над святыми престолами были устроены резные позолоченные сени на колоннах. Перед клиросом главного алтаря стоял массивный деревянный крест, особо почитаемый жителями города. В храме же находилось кресло, преподнесённое рыбинцами Екатерине ІІ во время её визита в 1767 году. История гласит, будто сама императрица пожелала, чтобы кресло постоянно находилось в соборе.
Прочее убранство храма блистало золотом и серебром. Историки отмечают художественную ценность и других предметов, находившихся в алтарях собора и его ризнице. Многое было преподнесено в дар церкви рыбинскими купцами после окончания строительства. Особую ценность имели комплекты напрестольных священных сосудов.
Перемены, наступившие в стране с Октябрьской революцией 1917 года, коренным образом изменили и жизнь церковных приходов, и уклад самой Церкви, и судьбу храмов. Так, Александр Михайлов в своей книге пишет, что осенью 1929 года в Рыбинске обнаружилась нехватка мест для хранения зерна, конфискованного у согнанных в колхозы крестьян. Прежние амбары оказались ветхими и потому непригодными. Тогда от сотрудников конторы речного пароходства поступило предложение устроить зернохранилище в здании Спасо-Преображенского собора. В декабре имущество церкви было изъято, деревянные предметы направлены в исправительный дом в качестве поделочного материала для заключённых. Прихожанам осталось шесть икон да пять саженей дров. В это же время с колокольни были сброшены и уничтожены семь колоколов и шпиль с венчающим крестом. Только наличие действующих часов спасло от разрушения часовые колокола, сохранившиеся в южном пролёте яруса до наших дней.
На предмет дальнейшего использования здания прорабатывались самые разные варианты - от открытия в бывшем храме столовой и универмага до переоборудования его в речной вокзал. В 1931 годы начались работы по разбору куполов с тем, чтобы устроить обыкновенную крышу, под которой впоследствии и стоял храм.
В 1938 году собор едва не повторил судьбу своего предшественника. Власти задумали строительство моста, который бы соединил правый и левый берега Рыбинска. Интереса церковь как историческое сооружение, с их точки зрения, не представляла, и проект будущего моста предусматривал установку его опор прямо на месте собора. Кстати, колокольня осталась бы нетронутой - на неё имелась охранная грамота. Храм был обречён на уничтожение, и уже начались земляные работы по подготовке котлованов для мостовых опор. Уцелело культовое сооружение благодаря, как это ни странно звучит, Великой Отечественной войне. Начавшаяся война заставила руководство страны пересмотреть первоочередные планы и направить силы на другие объекты. Проект моста, а с ним и разборка собора были отложены в сторону. В военные годы здание собора превратили в общежитие завода дорожных машин. Для проживания были приспособлены даже чердачные помещения, а на фасаде появились дополнительные окна.
После войны соборную галерею заняла контора межрайонного аптекоуправления, колокольня была поставлена на охрану как памятник архитектуры. Несколько раз менялось ведомство, на балансе которого она находилась, но статус её сохранялся, а в 1960 году колокольню объявили памятником федерального значения, которым она остаётся и в наши дни.
К идее соединить рыбинские берега вернулись только в середине 1950-х гг. Тогда оказалось, что мост может быть перенесён вниз по течению Волги и разбор собора не требуется. Здание передали в аренду организации подсобно-вспомогательных цехов мостотряда No 6 с условием окраски фасада. Но вопрос об использовании бывшего храма остался. Возникло предложение организовать в нём драматический театр на 600 мест, были даже выделены средства в размере 200 тысяч рублей на проектирование. Однако театр построили позже - в начале 1960-х гг., и неподалёку от собора.
В 1977 году отмечали 200-летие Рыбинска. Под знаменательную дату по инициативе рыбинского отделения ВООПиК организована реставрация собора: восстановлен купол и позолоченный шпиль колокольни, барабаны и главы на храме, уникальные башенные часы, сделан косметический ремонт. В здание въезжает филиал Государственного архива Ярославской области. Высокое помещение делят на два этажа с помощью мощных бетонных перекрытий. На первом находится множество кабинетов, спецархив, часть сотрудников и приёмная. На втором этаже разместили документы, галерею отдали под библиотеку архива.
В 1979 году колокольня была передана на баланс музея, который планировал открыть в ней экспозицию по истории архитектуры Рыбинска, а наверху - смотровую площадку. Уже был составлен проект и заключен договор с реставраторами, но недостаток финансирования привёл к затягиванию начала работ, а в начале 90-х музей и вовсе решил отказаться от здания. К тому времени весь ремонт собора сводился к косметическому, но из-за денежных трудностей и его делали некачественно.
Восстановление архитектурного ансамбля и возвращение его к религиозной жизни началось с идеи вернуть звон на главную колокольню города. В 1992 году Ассоциация колокольного искусства России предложила, а Администрация города поддержала обследование сохранившихся четырёх часовых колоколов. В дополнение к ним на кафедре литейного производства Рыбинской авиационной технической академии были отлиты ещё три небольших колокола. Первый звон совершили в том же году известные звонари звонницы Успенского собора Ростова Великого Сергей Мальцев и Александр Герасимов.
Через четыре года соборная колокольня перешла в руки законного владельца - Ярославской епархии Русской Православной Церкви. К тому времени в Рыбинске уже существовала приходская община собора с настоятелем иереем Григорием Гогишвили. Своими силами они оборудовали в первом ярусе помещение, где начались богослужения. Через несколько лет началась работа по восстановлению исторического набора колоколов. Новые 10 «звонарей» отлиты на тутаевском колокололитейном заводе ООО «Италмас» по уникальной технологии ХVIII века и к празднику Рождества Христова 2011 года заняли свои места.
Непосредственно епархии собор передан только на пороге нового тысячелетия. Его состояние на тот момент требовало серьёзного ремонта и вмешательства реставраторов: был необходим капитальный ремонт стен и глав, полная замена кровли и разборка межэтажных перекрытий. Из-за бесчисленных перестроек был утрачен исторический интерьер, даже старинные фотографии сохранили изображения лишь отдельных его фрагментов. Комплексная реставрация собора началась в 2003 году по инициативе губернатора Анатолия Лисицына и при поддержке столичного предпринимателя и мецената Виктора Тырышкина.
Торжественное освящение возрождённого храма было совершено 12 июня 2007 года. Собору вернулось его историческое лицо, внутреннее содержание и истинное предназначение. Сегодня он является главным храмом Рыбинской епархии, а его реставрация продолжается.
Статья Елены Бойковой «Жемчужина Рыбинска» в журнале «Углече Поле», № 1 (24), 2015 г., стр. 51-60.