Каменная церковь, которая сохранилась до наших дней при въезде в Щёлково. была заложена 21 мая 1830 года, и в том же году само здание церкви вместе с трапезой было закончено и оштукатурено. А в 1832 году была достроена колокольня с папертью и вся церковь покрыта железом. Окончательно строительство и убранство Никольского храма было закончено только в 1835 году, это здание по большей части сохранилось до настоящих времён. Церковь была построена в стиле ампир и изначально содержала только одни престол во имя Святителя Николая Чудотворца. Бесстолпный четверик храма перекрыт полусферическим куполом на массивном световом барабане. После пристройки ещё двух пределов добавились две малые главки над северной и южной апсидами, которые совместно с центральной создают необычное для эпохи классицизма трёхглавие. Храм завершает обширная трапезная и стройная трёхъярусная колокольня.
В период с 1860 по 1870 год при попечительстве купца Василия Прохоровича Мурашева при церкви Николая Чудотворца на недолгое время открылось церковно-приходское училище. В 1872 году обучение в нём было возобновлено. Классы помещались в доме, специально выстроенном для школы на средства местного платочного фабриканта Ивана Ивановича Краузе. Закон Божий преподавал местный священник по фамилии Березкин. В 1873 году земством сюда был назначен учитель Воскресенский, а в 1874 году на должность помощника учителя поступил некто Чистов. Училище в Жегалове было довольно крупным по своим меркам: в 1873-1874 учебном году здесь учились 57 мальчиков и 11 девочек. В 1890 году попечителем Жегаловского училища был крестьянин Матвей Слатинцев. Законоучителем состоял местный священник Федор Богословский, а светские науки преподавал учитель Геннадий Ширский. С 1899 по 1904 год попечительство над училищем перешло к сыну М.А. Слатинцева, — Николаю Матвеевичу Слатинцеву. В 1899 году Закон Божий преподавал здесь священник Сергей Друганов, а светские науки — учителя Екатерина Сперанская и Александр Белорастов. После 1900-го г. в училище учительствовала Клавдия Семеновна Фрязинова, дочь священника в той же церкви, Фрязинова Семена Алексеевича. После 1905 года попечителем Жегаловского училища стал Эдуард Артурович Рабенек (1857—1937), который в 1906 году при помощи земства построил неподалеку дом, где проживали учителя.
Вплоть до середины 1870-х годов сравнительно маленький жегаловский храм обычно разделялся на зиму (с Покрова до Пасхи) на две равные части: в одной из них происходило Богослужение, другая же часть закрывалась за недостатком молящихся и средств для отопления и освящения храма. Естественно, это бедственное положение приводило к медленному, но верному разрушению храма. Но в конце XIX века ситуация меняется в основном из-за развития фабрики товарищества Рабенек и проведения железной дороги, с конечным остановочным пунктом в местечке Щёлково. В приход жегаловской церкви помимо деревень Хотово, Шолохово и Серково входит и стремительно растущая Мещанская слобода и тяготеющая к ней деревня Щёлково, она уже перестает вмещать всех молящихся.
В 1891 году администрация фабрики товарищества Рабенек и прихожане из местечка Щелково потребовали от церковного старосты Матвея Андреевича Слотинцева расширить Никольскую церковь, обещая материальную помощь. И только по их настоятельным просьбам храм был расширен почти вдвое, так что вплоть до начала XX века при двух причтах он совершенно удовлетворял приход даже в самые большие праздники. Были устроены приделы Смоленской Божией Матери и Святого Дмитрия Солунского. Позднее, в 1893-94 годах, был поставлен новый иконостас. В 1919 году была образована религиозная община Никольского храма. 15 января 1819 года граждане села Жегалова заключили соглашение с Осеевским волостным советом в лице его полномочного представителя члена Исполкома Ивана Машинкова, приняв от него в бессрочное и бесплатное пользование храм с богослужебными предметами. Подписали это соглашение более 80 прихожан Никольской церкви: 15 человек из деревени Шолохово, 24 человека — из села Жегалова, в том числе церковный староста Василий Кузьмин, 33 человека из сельца Серково и 16 человек — из деревни Хотово. В состав церковного совета Жегаловского храма в 1918 году вошли, кроме священника Викентия (так в документе, в других источниках - Василия) Ивановича Воздвиженского, Игнатьев А. Н., Белов П. Ф., Грузлов Д. И., Баринов Д. И.
В 1922 году представители власти изъяли из церкви 28 серебряных предметов:6 риз, 4 из которых было с жемчугом и бриллиантами, 6 лампад, 4 оклада с Евангелия, 4 напрестольных креста, 3 дарохранительницы, 3 кадила и ещё ряд священных сосудов. Осенью 1924 года произошла кража. Из храма было украдено было несколько напрестольных крестов, один из которых, чеканный, 1774 года, и несколько дарохранительниц. Однако почти вещи были разысканы и возвращены в храм, хоть и в изломанном виде.
1 июля 1925 года религиозная община Никольского храма подписала договор с помощником начальника милиции Московского уезда товарищем Смирновым и населением о передаче Николаевской церкви села Жегалово. В числе церковной тридцатки подписались жители села Жегалово и деревень Хотово и Серково. В списке членов православного религиозного общества Никольского храма селе Жегалово насчитывалось 53 человека. Причт Никольской церкви состоял из священника - Воздвиженского Василия Ивановича, дьякона – Костина Никиты Евдокимовича и псаломщика — Фролова Николая Фокиевич. В исполнительный совета религиозного общества помимо церковнослужителей этой церкви вошли 6 крестьян: Белов Николай Иванович, Игнатьев Александр Никитыч, Кобозев Пётр Демидович, Хрусталёв Сергей Иванович, Грызлов Павел Фёдорович, Баринов Дмитрий Иванович.
По описи имущества на колокольне храма находилось восемь колоколов, самый большой из которых весил 341 пуд. Согласно описи 1925 г., престолы и жертвенники в центральном алтаре святителя и чудотворца Николая, правом алтаре Смоленской Божией Матери и левом алтаре мученика Дмитрия Солунского были дубовыми, а многоярусные иконостасы - резными деревянными вызолоченными. Помимо множества икон, в храме было 5 комплектов хоругвей, 10 Евангелий, 5 напрестольных крестов, 5 дарохранительниц, наборы вызолоченных священных сосудов, паникадил, подсвечников, лампад и облачений. В храме хранилось 14 богослужебных книг, а на колокольне висело 8 медных колоколов, самый большой из которых весил 341 пуд, а средний — в 133 пудов.
Церковная община жегаловского храма была перерегистрирована 19 апреля 1930 года под названием «Никольское села Жегалова православное религиозное общество». В собрании учредителей участвовало 30 человек из села Жегалова, деревень Серково, Хотово, Шолохово и города Щелково района Старой и Новой фабрик (бывшей Рабенек и бывшей Синицына). 28 августа 1933 года состоялись перевыборы церковной дватцатки, на которых председателем по-прежнему был выбран Юзов Н. А., а церковным старостой — Кабанов Я. Ф.Проверка церковного имущества, проведённая в декабре 1939 года, обнаружила недостачу в 1635 рублей. Недостачу община возместить не смогла и церковь была закрыта в следующем, 1940 году. Но через два года, в 1942 году храм снова был открыт для верующих.
В 1945-1946 годах обновлялась церковная роспись храма. Руководителем работ был известный художник, выпускник ВХУТЕМАСа Антон Николаевич Чирков (1902-1946). Ими были написаны фигуры четырех евангелистов на парусах храма, в правом приделе - апостолов Петра и Павла, а в куполе - фрески на сюжеты "Преображения" и "Иордани", однако до наших дней дошли только эскизы к отдельным композициям. В 1946 году, в период работы над росписями, художник скоропостижно скончался от сердечного приступа и был похоронен у церковных стен.
С сайта: https://trojza.blogspot.com/2014/09/Подмосковный краевед/Село Жегалово и Никольский храм в ХVIII - I пол. ХХ века