Задуманный в начале ХХ века на окраине местечка Щёлково, величественный Троицкий собор спустя десятилетия оказался в самом центре главного города Щёлковского района. История Троицкого храма начинается незадолго до Октябрьского переворота, в правление Императора Николая II. Он строился в сравнительно спокойное время и стал храмом-памятником в честь рождения долгожданного Наследника Царского престола - Цесаревича Алексия. Освящение главного престола совершилось 13 ноября (26 ноября н.с.) 1916 года, всего за несколько месяцев до Февральской революции и за год до Октябрьской, в связи с этими событиями остальные престолы так и не были освящены. Во время лихолетья в 1929 году богослужебная жизнь Троицкого собора оборвалась, просуществовав лишь 13 лет, точно так же, как оборвалась земная жизнь страстотерпца Цесаревича Алексия в тринадцатилетнем возрасте.
Возрождённый Троицкий собор стал символом города Щёлково, который за короткий исторический срок прошёл путь от небольшой слободы до районного центра. Но поначалу Щёлково было деревней, первое письменное упоминание о которой содержится в грамоте, датируемой 1521-1522 годами. Согласно этому документу, деревня Щёлково по завещанию перешла во владение Троице-Сергиевому монастырю "на поминок душе Ивана Федорова сына Хомутова и по всем его роду". В 1584 году деревня Щёлково значится в числе селений, входящих в обширное имение села Гребнева, принадлежащего окольничему Богдану Яковлевичу Бельскому. В последующие годы селом Гребнево владели князья Трубецкие (1623-1781), Бибиковы (1781-1811), Голицыны (1811-1844). 8 декабря 1769 года, после указа, разрешающего крестьянам заниматься промышленной деятельностью, 15 гребневских крепостных первыми в России получили право на производство "разных шёлковых материй и платков". Так население начинает заниматься промышленностью, происходит бурное развитие шелкоткацкого производства. На Щёлковской земле появляются многочисленные фабрики, мануфактуры, суконные и шелкоткацкие предприятия. Для населения многих сёл и деревень промышленный труд стал главным источником существования. Со временем сформировались центры, вокруг которых сосредотачивалась промышленность, но наиболее значительным из них становится Мещанская слобода, в 1925 году получившая статус города Щёлково. Центром религиозной жизни становится Никольская церковь села Жегалово. Но вскоре в связи с быстрым ростом населения слободы был поднят вопрос о строительстве нового храма.
В 1909 году был организован Строительный комитет, состоявший из 17 человек, председателем которого стал владелец щёлковской суконной фабрики Александр Иванович Синицын. В число членов Строительного комитета 9 февраля 1909 года был включён священник Николай Любимов из Никольского храма села Жегалово. Началом истории Троицкого собора можно считать 31 августа 1909 года, когда жители быстро разраставшейся Щёлковской слободы обратились с прошением к митрополиту Московскому и Коломенскому Владимиру (Богоявленскому), члену Правительствующего Синода, испрашивая благословения на постройку у себя нового каменного храма во имя Святой Троицы и разрешения выделиться из прихода села Жегалово, отстоявшем от слободы в трёх километрах, и в случае непогоды дорога к нему была затруднена, "почему многие остаются без удовлетворения религиозных потребностей". Причиной создания нового храма также могла послужить нестабильная обстановка, увеличение беспорядков после первых революционных событий 1905-1907 годов и общее падение нравственности среди населения Мещанской слободы, о чём красноречиво свидетельствует то, что инициатором строительства стал полицейский урядник Павел Васильевич Стрижев. Необходимость строительства храма в прошении к Владыке обосновывалась и таким образом: "В наш век безверия отсутствие храма и священника в нашем торгово-фабричном районе пагубно отзывается на нравственной стороне населения, да кроме того, мы окружены раскольниками. Всё это побудило нас иметь у себя опору и утешение в храме Божием".
В дальнейшем комитет по постройке храма во имя Святой Троицы в селе Щёлково обратился к благочинному 3 округа Богородского уезда священнику Владимиру Разумовскому с заявлением, в котором обосновывал необходимость строительства именно нового храма, а не расширение старого в Жегалове. В прошении подчёркивалось, что из-за быстрорастущего населения местечко Щёлково возможно вскоре переименуют в посад, "а посад без церкви - всё равно что семья без родителей". 4 октября 1909 года в Щёлкове в связи с началом сооружения храма и окончанием земляных работ была совершена торжественная служба. Вот как писал об этом 7 ноября 1909 года журнал "Московские церковные ведомости": "4 октября 1909 г. в местечке Щелково Богородского уезда с торжественностью было совершено молебствие перед началом работы по сооружению храма. Местечко Щелково заселено торговым и фабричным людом. По окончании земляных работ, после литургии был совершен крестный ход из с. Хомутова. К 12 часам прибыл крестный ход в Щелково, на место работ храма. В совершении молебствия участвовали священники с. Жегалова о. Воздвиженский, бывший благочинный прот. Розанов, с. Комягина благочинный о. Разумовский, который перед началом молебствия произнес слово. На торжество собралась масса богомольцев, не только местных жителей, но и окружных селений. Среди этой массы заметны были и старообрядцы. Членами комитета избраны: инициатор построения храма полицейский урядник Стрижев, гг. Скоробогатов, Кулаков, Матвейцев, Анисимов, Букалов, Мишин, Макаров".
Местное население, фабричные рабочие приняли участие в создании храма добровольными пожертвованиями на его строительство. Сохранившийся "Общий подписной лист" включает имена около 50-ти жертвователей. Среди них все члены Строительного комитета и первым в списке стоит имя Александра Ивановича Синицына, отдавшего под строительство собора 1600 кв. сажень (0,72 гектара) собственной земли. Вклады остальных обозначены суммами от 1000 до 5000 рублей. Члены Строительного комитета не только сами вносили свою лепту, но и собирали денежные средства среди знакомых. Некоторые готовы были помочь материалами, например чугуном и камнем, а также работой - столярной и плотницкой. Всего же сумма собранных денег на октябрь 1909 года составила 35 тысяч 227 рублей. Проект собора разрабатывал московский архитектор Сергей Михайлович Гончаров (1862-1935), дальний родственник Н. Н. Гончаровой, жены А. С. Пушкина, потомок знаменитого парусного купца-фабриканта А. А. Гончарова, устроителя многих храмов, в том числе на Щёлковской земле - Спасского храма в селе Каблуково (1785). Сергей Михайлович Гончаров окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, его имя входит в книгу "100 архитекторов московского модерна". Троицкий собор - это единственное храмовое детище, из других работ архитектора известны московские особняки и доходные дома. В Москве С. М. Гончаров построил дом для брата А. И. Синицына - Фёдора Ивановича, с чем, вероятно, и связано его приглашение в Щёлково для создания проекта храма. Согласно решением архитектурным проектам храмовое здание должно было сочетать в себе характерные черты средневековой западной архитектуры.
Строительное отделение Московского губернского правления, куда обращалась Московская Духовная Консистория с просьбой рассмотреть проект церкви, созданного Гончаровым, не сразу утвердила его. Отказ обосновывался тем, что проект был составлен "в стиле, схожем более с готическим или романским стилем, приличным только для лютеранских храмов или других иностранных исповеданий". Утверждение получил лишь четвёртый, изменённый и согласованный со Строительным отделением, проект Гончарова. В дальнейшем, из-за близкого расположения частных домов, Строительным отделением был найден также неудачный участок, на котором предполагалось возвести храм. Не утверждался проект и из-за ряда технических погрешностей. Представители Строительного комитета и благочинный Богородского уезда весной 1910 года неоднократно осматривали участок строительства и доказывали возможность его возведения на старом месте. На положительное решение повлияло профессиональное исследование грунта. Только 16 июля 1910 года проект был утверждён Строительным отделением.
В 1912 году произошло важное событие в истории храма. 31 мая перед Государем Николаем II, находившимся тогда в Москве, предстала делегация из Щёлкова. В её составе были председатель комитета по постройке храма фабрикант А. И. Синицын, а также жители слободы - Иван Кулаков, Пётр Матвейцев, Михаил Юсов и почётный гражданин Алексей Селезнёв. На встрече присутствовал и московский архитектор Сергей Михайлович Гончаров. Делегация ходатайствовала перед Императором Николаем, чтобы он разрешил наименовать строящуюся в Щёлкове церковь "В память рождения Наследника Цесаревича Алексия". Делегаты преподнесли в дар Цесаревичу Алексию икону и заявили, что один из престолов строящегося храма будет освящён в честь святителя Алексия, митрополита Московского, чьё имя носит Наследник Цесаревич. По прошествии полутора месяцев в Щёлково пришло уведомление из канцелярии Московского губернатора: "Комитету по постройке храма во имя Св. Троицы в местечке Щёлково. Государь Император в 31 день мая сего года при представлении Его Величеству депутации от Комитета по постройке храма во имя Св. Троицы в местечке Щёлково, Богородского уезда, Всемилостивейше соизволил на присвоение строящемуся храму наименования "В память рождения Наследника Цесаревича". О вышеизложенном счастлив объявить Комитету по постройке храма...". Таким образом, Троицкий собор - единственный храм в России, посвящённый страстотерпцу Цесаревичу Алексию, возведённый и освящённый ещё при жизни самого человека.
В 1914 году возведение нового храма было в разгаре и в состав Строительного комитета были введены новые члены, отличившиеся при строительстве крестьяне Алексей Шаханов и Андрей Зенин, а также полицейский надзиратель Михаил Кузьмин. В октябре 1915 года была завершена постройка каменного здания храма и началась его внутренняя отделка и электрификация. С северной стороны от храма в 1915-1916 годах был воздвигнут кирпичный двухэтажный дом причта. В 1916 году собор, воздвигнутый во имя Пресвятой Троицы и в память рождения Наследника Цесаревича Алексия, был готов к освящению. 13 (26) ноября 1916 года состоялось освящение главного престола, его совершил преосвященный Модест (Никитин), еписоп Верейский. На освящение заблаговременно был приглашён Московский губернатор. Об этом торжественном событии было доложено митрополиту Московскому Макарию и доведено до сведения его Императорского Величества Николая II, который начертал на деле знак рассмотрения. Собор состоял из нижнего и верхнего храмов, верхний имел три алтаря: главный - во имя Святой Троицы, правый - во имя Успения Пресвятой Богородицы и левый - в честь святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси. Нижний храм был посвящён мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии. Выбор посвящения приделов делался обычно храмоздателями. Так, к примеру посвящение нижнего храма собора возможно связано с именем жены фабриканта Синицына, главного жертвователя храма. Старожилы рассказывают, что она долгие часы молилась в этом подземном храме с маленьким окошечком. В этом приделе она и была похоронена, а затем после закрытия храма её прах упокоился на Жегаловском кладбище.
Из описей церковного имущества, составленных при советской власти в 1917-1918 годах, можно узнать о некоторых подробностях внутреннего убранства храма. В нём было три дубовых иконостаса. В алтаре - престолы из белого мрамора, жертвенники деревянные. Церковные принадлежности и священные сосуды, в основном, посеребренные. На колокольне размещалась группа колоколов: самый большой весил 53 пуда и 2 фунта. Храм освещали три паникадила. Кроме икон, помещённых в иконостасе, в церкви было ещё около сорока пожертвованных икон, размещённых в отдельных киотах и на стенах храма. Первоначально богослужения в Троицком соборе совершались священником Никольского храма села Жегалово Николаем Любимовым, который был включён в состав Строительного комитета. Осенью 1917 года первым настоятелем собора стал священник Константин Голубев - сын Богородского протоирея, принявшего мученическую кончину в 1918 году. По штату в Троицком соборе было положено два священника, диакон и два псаломщика. Богослужения в соборе Пресвятой Троицы совершались до 1929 года, затем его закрыли и переоборудовали в городской театр. Отличная акустика способствовала организации в нём концертов, в которых выступали такие легенды русской оперы, как А. Нежданова и Л. Собинов. Позже театр был преобразован в клуб, но впоследствии и он был закрыт.
Во время Великой Отечественной войны в соборе организовали литейный цех Опытного завода химического машиностроения, здесь изготавливали гранаты-лимонки. Купол и два верхних яруса колокольни были разобраны. Подземная церковь оказалась засыпанной отходами литья, внутри верхнего храма была установлена металлическая эстакада передвижного крана. Сохранившийся план из инвестаризационного бюро датируется 1965 годом. Из него видно, как собор с восточной и южной стороны окружён заводскими корпусами, построенными вплотную к его стенам в 1940-х годах. Здание приходского дома было приспособлено под жильё. Когда появился НИИХИММАШ, здание перешло в его ведение и продолжало использоваться в качестве литейного цеха. Позднее руководство НИИХИММАШа решило оборудовать в здании храма физкультурно-оздоровительный центр, но этот проект осуществить не удалось. В восьмидесятые годы, после открытия нового моста через р. Клязьму, главной артерией города стал Пролетарский проспект. Щелковчане проезжали мимо руин тёмно-красного кирпича, и не все знали, что когда-то здесь был Троицкий собор, и в те времена не могли знать, что он будет восстановлен.
Из книги: Кравцова М., Потапов Н., Трапезникова М. "Троицкий собор города Щёлково". Издательство "Отчий светильник". Щёлково, 2016 г.