«…Помимо Казанской церкви в Заозерье был и второй храм – церковь Успения Пресвятой Богородицы на кладбище, построенная после создания в 1824 году нового кладбища за границами села. В отличие от Казанской церкви, Успенская не сохранилась до настоящего времени – лишь остов высокой колокольни трагично напоминает о погибшем уникальном памятнике архитектуры.
Строительство храма было начато в 1829 году по благословению архиепископа Ярославского и Ростовского Авраама и завершено в 1837 году. Помимо главного престола кладбищенская церковь имела два придела: 1) во имя Преподобного Сергия Радонежского, 2) во имя Великомученика Георгия Победоносца и святителя Димитрия Ростовского. Освящение произошло 5 сентября 1837 года.
Храм не сохранился, но его облик известен по нескольким источникам. Есть карандашный рисунок Н.М. Лебедевой, выполненный в 1950 году, незадолго до разрушения. Есть три фотографии примерно того же времени. И главное – в собрании Угличского музея находится чертёж (фасад и план), по которому храм, несомненно, и был построен.
Все перечисленные источники наглядно свидетельствуют, что Успенская кладбищенская церковь отличалась весьма необычной для Угличского края архитектурой.
В нашей местности традиционное храмовое зодчество в духе XVII века и «нарышкинского барокко» продержалось, длительно эволюционируя, вплоть до начала XIX века. В последующие три–четыре десятилетия было построено немало храмов в стиле классицизма. Одной из наиболее интересных была Успенская церковь села Заозерье. В чём заключались её особенности?
При анализе перечисленных выше изобразительных материалов в первую очередь становится заметным значительное сходство с одноимённым собором города Мышкина, построенным в 1805–1820 годах. Присутствует почти идентичная композиция. Сложный монолитный объём, включающий четырёхстолпную храмовую часть с боковыми овальными выступами и четырёхколонными портиками, полуротондой алтаря и завершением в виде крупного центрального купола и малых угловых. С запада храмовая часть переходит в небольшую трапезную с арочной нишей и тройными «италианскими» окнами на боковых фасадах. Трапезная переходит в паперть, состоящую из трёх смежных объёмов, завершённую высокой четырёхгранной колокольней. Западный вход в храм, как и боковые, обработан торжественным четырёхколонным портиком.
Как известно, мышкинский Успенский собор был построен по проекту московского архитектора австрийского происхождения Иоганнеса Манфрини. Данное обстоятельство необычно для провинции, но не вызывает удивления – мышкинские купцы вели торговые дела в столицах и вполне могли приобрести понравившийся проект. Так и появился в небольшом уездном городке величественный храм – один из крупнейших и красивейших на Верхней Волге.
Можно предположить, что предприимчивые жители Заозерья, строя кладбищенскую церковь, пожелали скопировать облик мышкинского собора и повторили с уменьшением размеров и отдельными изменениями плана. Вероятно, проектирование местного храма произошло при участии губернского архитектора П.Я. Панькова, который и переработал столичный проект.
Произведённые изменения коснулись нескольких мест. Можно отметить, что для устройства двух приделов были увеличены боковые выступы. У мышкинского собора их значение минимально – их образуют ризалиты с портиками и круглые угловые башни, служащие основаниями малых куполов. У заозерской церкви они были дальше отнесены от храмовой части и приобретали значение самостоятельных объёмов, овальных в плане. У церкви также были заметно усилены опорные столбы, а полуротонда алтаря, напротив, уменьшена. Восточный фасад в результате получил традиционную композицию из трёх выступающих апсид, сочетающихся со сложными живописными формами храма.
Иначе было трактовано завершение: угловые купола и венчание среднего были трактованы как традиционные барабаны с луковичными главами. В ротонде среднего купола только проёмы по сторонам света были сквозными, остальные тройные окна являлись условной имитацией. На проекте также обозначен третий придел, планировавшийся в трапезной. Он должен был размещаться на хорах, поддерживаемых четырьмя колоннами. Неизвестно, была ли эта интересная деталь реализована при строительстве.
Колокольня мышкинского собора была изменена перестройками. Колокольня заозерской кладбищенской церкви, вероятно, имела формы, восходившие к оригинальному проекту. Она двухъярусная, обработанная колонными портиками. Между ярусами введён аттик с трёхчастными арками. Завершением служил дополнительный полуярус с угловыми чашами, куполом и шпилем.
Несмотря на перечисленные отличия, в общей композиции двух храмов присутствовало значительное сходство. В той или иной степени дублировались почти все архитектурные детали: элементы портиков, обычные, круглые и тройные окна, арочные ниши, круглые филёнки. При этом необходимо отметить, что все индивидуальные черты заозерского храма были выполнены в соответствии с проектом, которому он досконально следовал. К сожалению, на данном проекте отсутствуют какие-либо подписи, но по характеру бумаги и техническим особенностям он всецело соответствует времени строительства храма.
Мышкинский собор и заозерская кладбищенская церковь являются яркими и своеобразными памятниками классицизма, редкими для провинции. Стилистически и композиционно они напоминают столичные разработки рубежа XVIII–XIX веков. В качестве примера можно назвать проект В.И. Баженова, реализованный в Предтеченской церкви города Белозерска (1810 г.).
Это храм более сложной композиции, с живописным ритмом объёмов. Общими чертами являются овальные боковые выступы храмовой части с четырёхколонными портиками и ротонда завершения с куполом и тройными окнами. Поиск аналогий можно продолжить – очевидно, общие повторяющиеся элементы можно обнаружить в работах многих столичных архитекторов.
Успенская кладбищенская церковь вплоть до конца своего существования хорошо сохраняла изначальный облик, в течение XIX – начала XX веков подвергалась лишь незначительным изменениям. Так, в 1895 году деревянные лестницы трёх входов в храм были заменены каменными. В 1911 году установлены железные перила и выполнена цементная пропитка. На рубеже XIX–XX веков сооружена каменная ограда с воротами и калитками, железные решётки для которой были частично взяты от прежней ограды Казанской церкви. В 1904 году установлены новые боковые главы и шпиль колокольни. Причём последний заменён главой в форме вазы.
Об Успенском храме М.А. Миролюбов писал: «Кладбищенский храм устраивался на средства и пожертвования прихожан, весьма красив по внешней архитектуре, но мало приспособлен для практических целей. Так, например, в нём совершается богослужение только летом, остаётся он без богослужения во всю зиму и приспособить его для зимних служб является задачей весьма не лёгкой».
Таким образом, к началу ХХ века в Заозерье был сформирован великолепный храмовый ансамбль, включавший две церкви. Значительные по размерам храмы имели росписи и резные золочёные иконостасы. Их окружали каменные ограды. Облик церквей был типичен скорее для города, чем для села. Чего стоили часы на колокольне и значительные колокола! Большой колокол Казанского храма весил 477 пудов, а кладбищенской церкви – 200 пудов. В Угличе лишь немногие храмы имели столь крупные колокола, а башенные часы, в XVII–XVIII веках имевшие достаточно широкое распространение, к концу XIX сходят на нет. В Заозерье взамен прежних часов 1808 года в 1911 году приобретаются новые, с боем и более совершенным механизмом.
Благоустроенное кладбище с ровными дорожками, обсаженными деревьями и технические новинки в виде алюминиевых глав и парового отопления довершали великолепие храмового ансамбля, который бы сделал честь многим уездным городам.
Казалось бы, заозерцы сделали всё для украшения своего села, многие годы их благочестивые труды служили бы общей пользе. Но… Трагические перипетии истории Отечества коснулись и процветавшего села. Нетрудно догадаться, что в период массированных антирелигиозных кампаний храмы были закрыты, подверглись разорению и разрушению. Кто бы мог в начале ХХ века представить, что на смену сверкающим роскошью высокохудожественным интерьерам придёт полное запустение. Погибнут росписи, иконостасы с многочисленными иконами. Не будет даже полов… Голый кирпич и разруха. Многолетние общие дела пойдут прахом.
Обезглавленная и разорённая Казанская церковь выстояла, пережила трагические годы. Успенский кладбищенский храм был цел ещё в 1950 году, о чём свидетельствует отмеченный выше рисунок. Но затем был разобран на кирпич. Лишь обезглавленная, лишённая портиков внушительная колокольня напоминает о существовании одного из наиболее интересных памятников эпохи классицизма в Угличском крае.
В наше время Казанская церковь возвращена верующим и постепенно восстанавливается. Отрадно видеть золочёные главы и шпиль, фигурные покрытия кровель, возвращающуюся белизну фасадов.
Один из наиболее своеобразных и значительных храмов Угличского края обретает будущее и достойный вид. Достойный древней истории и славного прошлого села Заозерья. Память о прошлом – это залог успешного будущего. Без исторических корней невозможно успешное созидание, чему на многих примерах нас учит великая и трагическая история…»
Из статьи Евгения Лиуконена «Два храма из славного прошлого» в журнале «Углече Поле», № 29, 2016, стр. 18-25.