ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Заозерье. Церковь Казанской иконы Божией Матери.


Заозерье. Церковь Казанской иконы Божией Матери
Церковь. Действует.  
Престолы:Казанской иконы Божией Матери, Николая Чудотворца, Илии Пророка, Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
Архитектурный стиль:Нарышкинский
Год постройки:1730. Колокольня - 1812-1813; трапезная - 1860-1865.
Адрес:
Ярославская область, Угличский район, с. Заозерье.

Координаты: 57.196782, 38.245479
Проезд:Из Москвы (или из Сергиева-Посада) на автобусе "Москва-Углич". Остановка "Заозерье" после села Нагорье. На машине – по Ярославскому шоссе (по трассе М-8) доехать до Сергиева Посада, далее, следуя указателям на Углич, доехать до Нагорья, свернуть на Заозерье. Всего 210 км. Время в дороге – ок. 3 часов.



Сортировка:

Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Заозерье, Угличский район, Ярославская область
Елена Карпова
23 января 2022
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Заозерье, Угличский район, Ярославская область
Елена Карпова
23 января 2022
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Заозерье, Угличский район, Ярославская область
Юрий Моченов
8 апреля 2017
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Заозерье, Угличский район, Ярославская область
Елена Карпова
23 января 2022
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Заозерье, Угличский район, Ярославская область
Елена Карпова
23 января 2022
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Заозерье, Угличский район, Ярославская область
Елена Карпова
23 января 2022
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Заозерье, Угличский район, Ярославская область
KotelnikovR.
24 декабря 2017
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Заозерье, Угличский район, Ярославская область
KotelnikovR.
16 декабря 2017
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Заозерье, Угличский район, Ярославская область
Юрий Моченов
8 апреля 2017
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Заозерье, Угличский район, Ярославская область
KotelnikovR.
11 марта 2017
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Заозерье, Угличский район, Ярославская область
HARD 777 LINER (Flash rockin' man)
10 сентября 2014
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Заозерье, Угличский район, Ярославская область
Илья Смирнов
11 мая 2009
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Заозерье, Угличский район, Ярославская область
Илья Смирнов
11 мая 2009
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Заозерье, Угличский район, Ярославская область
Илья Смирнов
11 мая 2009
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Заозерье, Угличский район, Ярославская область
Илья Смирнов
11 мая 2009
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Заозерье, Угличский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
2 августа 2005
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Заозерье, Угличский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
2 августа 2005
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Заозерье, Угличский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
2 августа 2005
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Заозерье, Угличский район, Ярославская область
KotelnikovR.
24 декабря 2017
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Заозерье, Угличский район, Ярославская область
KotelnikovR.
16 декабря 2017
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Заозерье, Угличский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
9 октября 2011
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Заозерье, Угличский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
9 октября 2011
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Заозерье, Угличский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
9 октября 2011
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Заозерье, Угличский район, Ярославская область
yozik
26 апреля 2008
Церковь Казанской иконы Божией Матери, Придел.<br>, Заозерье, Угличский район, Ярославская область
Придел.
yozik
26 апреля 2008
Церковь Казанской иконы Божией Матери, 1910—1917 год.Направление съемки:юго-запад. с сайта https://pastvu.com/p/167854<br>, Заозерье, Угличский район, Ярославская область
1910—1917 год.Направление съемки:юго-запад. с сайта https://pastvu.com/p/167854
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1917
Церковь Казанской иконы Божией Матери, Известия ИАК 1913 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1<br>, Заозерье, Угличский район, Ярославская область
Известия ИАК 1913 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1
Андрей Агафонов
1913
Церковь Казанской иконы Божией Матери, Фото церкви и церковно-приходской школы в нач. ХХ века.<br>, Заозерье, Угличский район, Ярославская область
Фото церкви и церковно-приходской школы в нач. ХХ века.
Алексей Кротов



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  9 октября 2011

Заозерье – село на территории Угличского района, прежде – Угличского уезда, находится в 50 км к югу от Углича, в верхнем течении реки Устье.
Название происходит от местоположения села за Терпенским озером. Село является одним из древнейших населенных пунктов на территории Ярославской области. Предположительно, существует с XIV - XV веков на древней дороге от Москвы через Переславль-Залесский на Белозерск. Центральный ансамбль села формировался в течение XVIII – XIX веков. Он состоит из Казанской церкви (1730 г.) с престолами Казанской Божией Матери, Чудотворца Николая и Святого Пророка Илии, колокольни с Софийским приделом, часовни, каланчи и четырех домов церковного причта. Вместе с самой площадью и ее обстройкой с западной стороны ансамбль является редчайшим образцом старинного центра русского села, памятником градостроительства и архитектуры.

С сайта Ярославский Край


Т.  18 июня 2013

Колокольня построена в 1812-1813 годах.

В храме находятся частички мощей святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.
Священномученник Василий (Василий Васильевич Крылов) арестован в 1936 году. Скончался в мучениях на Дальнем Востоке в Севвостлаге от туберкулеза и истощения всего организма.
Храм закрывался с 1937 по 1997 год.

Официальный сайт храма http://uglich-zaozerie.cerkov.ru/


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  24 января 2015

В селе Заозерье две церкви: Казанская и Успенская. Казанская церковь зданием каменная, летняя и зимняя – трапеза, о трех престолах: во имя Казанской Божией Матери, во имя св. и чуд. Николая и во имя св. прор. Илии. Построена в 1730 г., трапеза переустроена в 1860-65 гг. иждивением прихожан. Четвертый придел - Софийский под колокольнею устроен в 1770 г. на средства княгини Софьи Семеновны Волконской.

В селе две часовни каменные: в северо-западном углу ограды устроена в 1894 г. и на источнике Плотницы в полуверсте от села, устроена на месте сгоревшей деревянной; В селениях прихода 17 деревянных часовен, устроенных в разное время.

Земли при церкви 34 десятин 999 кв. саж. Церковные дома: три дома двухэтажные, низы каменные, в них живут в верхах три священника, в низах два диакона и псаломщик; особый дом одноэтажный на каменном фундаменте для жительства псаломщика; двухэтажный дом, низ каменный, для церковно-приходской школы с помещениями для учительниц, просвирни и сторожа. Капитала церкви 7112 руб. Прихожан всего 2838 душ муж. пола и 3296 жен. пола.

В приходе второклассная церковно-приходская школа, одноклассная церковно-приходская женская школа, земская школа, церковное попечительство, богадельня – содержится на пожертвования разными лицами; больница - содержится на средства земства, библиотека-читальня. Пожарная дружина с каменным домом и инвентарем, содержащаяся на ассигнованные от губернского земства средства и на частные пожертвования. По штату положено быть: три священника, диакон и три псаломщика; причтового капитала в процентных бумагах 11 245 руб.

«Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  29 сентября 2022

После образования в декабре 1777 года Ярославской губернии село Заозерье вошло в состав одного из её уездов - Угличского. Первые сведения о храме Казанской иконы Божией Матери относятся к 1720-м годам. Именно в это время, по свидетельству Аполлинария Крылова, автора "Историко-статистического обзора Ростово-Ярославской епархии" 1861 г., начато возведение каменного храма. В 1730 году строительство было завершено. Об этом свидетельствует надпись на храмоздательном кресте, находившемся в алтаре Казанской церкви, где в частности говорилось, что сей храм освящён "...1730 годъ сентября месяца в дводесятый день в вотчине стольника Михаила Сергеевича Одоевского", а также было указано, что освящение проведено по указу Правительствующего Синода Переславль-Залесского Никитского монастыря Архимандритом Иларионом.

Первоначально храм был довольно продолговатым и тесным внутри. В таком виде он простоял около 40 лет. Так как село с каждым годом расширялось, а число крестьянских душ также увеличивалось (всего числилось тогда 2083 души мужского пола), то владельцами Заозерья, князьями Одоевскими и Волконскими было принято расширить Казанский храм, что и было сделано в 1770-х годах. Свой настоящий облик Казанская церковь приняла только к концу ХIХ века. когда здание снова было расширено из-за того, что при большом скоплении народа при праздниках была "теснота и духота такая, что свечи гасли". Храм мог вместить в себя до 4000 молящихся одновременно. В трапезной был устроен придел с правой стороны во имя Святителя и Чудотворца Николая (освящён в 1772 году).

4 ноября 1801 года получено благословение Преосвященнейшего Павла, Архиепископа Ярославского и Ростовского на устройство тёплого придела во имя Святого Пророка Илии (освящён в 1805 году). Документы сохранили имя устроителя Ильинского придела. Им был крепостной крестьянин вотчины князя Григория Семёновича Волконского из села Заозерья Степан Андреев, сын Тюльков.

В 1823 году были оштукатурены фасады и окрашена крыша. Во второй половине ХIХ века церковь подверглась масштабной реконструкции. Вновь была увеличена трапезная, над центральной частью которой была возведена круглая световая ротонда, а у колокольни были надстроены два новых яруса. Летняя церковь была расписана в 1853 году, трапезная - в 1876-1877 годах, а также пристроены два крыльца (не сохр.). Главный иконостас был выполнен в 1860 году. В храме (трапезной) было проведено и установлено колориферное и паровое отопление. В 1909 году шпиль колокольни и главы церкви покрыли алюминиевыми листами, которые в то время считались одним из символов прогресса.

По указу от 10 августа 1722 года при церкви Казанской иконы Божией Матери в селе Заозерье, при которой в приходе числилось тогда 342 двора, положено было быть трём священникам, двум дьяконам, трём дьячкам и трём пономарям. Священнослужители проживали в собственных домах на церковной земле. Некоторые влиятельные купцы, бывшие крепостные Салтыковых, такие как Ермолаевы, Чекуновы, Ореховы, Серебряковы, много средств пожертвовали на благолепие храма, а также на приобретение звонницы (мастера отливавшие колокола увековечили их фамилия на колоколах).

Стараниями бывшего церковного старосты Синюхина, купца Большакина, жертвователя Наумова и старосты Обросова приобретены и установлены в 1808 году на колокольне часы с боем, отбивающие каждый час и полчаса. Слышно их было аж за 3 версты. В 1911 году они были заменены на новые. В годы советской власти они были сняты и вывезены в Ярославль. В воскресные и праздничные дни народ созывался к богослужению гулким звоном 477 пудового колокола. Второй полиелейный колокол весом в 229 пудов и 27 фунтов - был отлит на заводе Оловянишникова в Ярославле в 1893 году, третий - 125 пудов, четвёртый - 70 пудов, пятый - 18 пудов, шестой - 12 пудов, три малых от 1 пуда до 20 фунтов.

В 1866 году в селе была открыта первая земская школа в которой обучались до 250 человек обоего пола. В 1896 году в Заозерье была устроена второклассная церковно-приходская школа. В ноябре 1923 года церковной общиной в соответствующий орган новой власти были поданы все необходимые документы для регистрации Заозерской церковной общины. В списках прихожан тогда числилось 913 человек. В те годы храм постоянно подвергался притеснению и поборам. Казанская церковь была закрыта местными властями в 1929 году. Наиболее ценные предметы утвари были вывезены тогда в Углич, да в Ярославль. Некоторые иконы разобрали местные прихожане. Колокола были сброшены и увезены в неизвестном направлении. Храм опустел в одночасье, после чего был закрыт на огромный замок.

С 1937 года в здании бывшей церкви расположилась машинно-тракторная станция, которая просуществовала в стенах старинного храма до конца 1980-х годов. Здесь же была обустроена и кузница. В 1995 году обезображенное здание бышей Казанской церкви было передано РПЦ. Сейчас храм постепенно восстанавливается. В настоящее время службы ведутся в колокольне, которая в народе называется "софийкой". В 1770 году в нижнем ярусе колокольни был построен придел в честь Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Он был построен княгиней Софьей Семёновной Волконской в память о дочери, которая трагически погибла, катаясь на лошади.

В 1812-1813 годах колокольня была перестроена.

С сайтов: https://zaozer-hram.cerkov.ru/ и demetra.yar.ru/uglichskij-raion/pamyatniki-istorii-i-arhitektury/1567-kazanskaya-tserkov-v-zaozere


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  29 июня 2024

«…С отдалённых времён в сёлах строились храмы. В древности – исключительно деревянные, клетского или шатрового типов. В XVIII столетии многие приходские сельские церкви отстраиваются в камне. Это столетие стало периодом расцвета храмового строительства, который охватывает и первые десятилетия XIX века. Именно тогда во многом формируется типичный образ местности – исконные пейзажи с вкраплением пятиглавий и ярусных колоколен. Образ, неотделимый от средней полосы страны, единый, но в каждой местности наделённый своими особенностями.

Строится каменный храм и в селе Заозерье: в 1720-х годах возводится Казанская церковь. Село в тот период ещё не было частью Угличского края – как известно, оно входило в состав Кистемского стана Переславль-Залесского уезда Переславль-Залесской провинции Московской губернии. Поэтому неудивительно, что храм 12 сентября 1730 года освятил архимандрит Никитского монастыря Илларион.

Кистемский стан был одним из крупнейших в средневековом Переславском уезде. Он простирался от Плещеева озера до северного пограничья с Кашинским и Ростовским уездами. Только во время губернской реформы 1777 года часть этого стана входит в состав преобразованного Угличского уезда.

Проследим доступные сведения о ранней истории заозерских храмов. В Писцовых книгах Переславского уезда 1629–1630 годов значится существовавшая в селе церковь Кирилла, архиепископа Александрийского, «древяна клетцки» с папертью и приделом великой Христовой мученицы Параскевы Пятницы. Кроме этого храма было ещё «место церковное, что была церковь Николы чудотворца да в пределех Бориса и Глеба да Петра». Вторая церковь могла быть разрушена в Смутное время и более не восстанавливаться. Всё церковное строение и убранство созданы на средства вотчинников – владельцев села князей Хворостининых. Как можно видеть, посвящения престолов в средневековый период отличались от более поздних.

В Переписных книгах 1677–1678 годов, уже в вотчине князя Юрия Михайловича Одоевского, значатся церкви Пресвятой Богородицы Казанской и Великого Чудотворца Николая. Только при новых владельцах престолы получают привычные посвящения. По всей видимости, в тот период в Заозерье были отдельные деревянные храмы для летних и зимних богослужений.

История Казанской церкви XVIII – начала XX веков целостно представлена в работе священника Михаила Арсеньевича Миролюбова «Летопись села Заозерья», опубликованной в 1913 году. В книге на основе тогда ещё сохранявшихся документов приходского архива и воспоминаний современников немало говорится о состоянии храма в разные периоды, многочисленных перестройках, трудах по украшению местной святыни.

По прошествии более ста лет эта работа остаётся лучшей и наиболее полной из написанных о селе Заозерье. Есть у неё и недостатки, существенные пробелы в сведениях о раннем периоде. В данной статье я не ставлю цель существенно расширить имеющуюся информацию. Её задача в другом – изучение архитектурных особенностей храмов, установление их места в архитектурной летописи Угличского края.

Говоря об основании каменной Казанской церкви, М.А. Миролюбов воспроизводит надпись на храмоздательном кресте. Там говорится об освящении храма в вотчине ближнего стольника князя Михаила Сергеевича Одоевского. За неимением других документов можно предположить, что он и являлся инициатором строительства каменного храма. Далее интересно проследить, кем был владелец вотчины. Но изучая родословное древо князей Одоевских, не находим данного лица. Отчество «Сергеевич» встречается у представителей рода лишь со второй половины XVIII века. Надо полагать, что «Летопись храмоздательнаго креста» была воспроизведена с ошибкой. Далее на странице 44 сообщается, что в надписи значился Михаил Юрьевич Одоевский. Он был реальным историческим лицом, и, более того, его потомками были последующие владельцы Заозерья.

М.Ю. Одоевский в 1682 году был пожалован в комнатные стольники к государю Петру Алексеевичу, сопровождал царя в поездках в Троице-Сергиев монастырь. В 1698 году был пожалован чином поручика Семёновского полка. В 1721 году в чине гвардии подполковника назначен начальником армейской дивизии. Из всего вышеприведённого следует, что помимо знатного происхождения Михаил Юрьевич являлся приближённым и сподвижником Петра I. Именно при участии вотчинника могло быть принято решение о строительстве каменного храма.

Точная хронология возведения Казанской церкви неизвестна, но явно она строилась во второй половине 1720-х годов, когда ослабело действие известного петровского указа 1714 года о запрете каменного строения по всей России, кроме Санкт-Петербурга. Радикальные перемены нового времени не оказали существенного влияния на облик храма – он возводился в русских традициях. Это была типичная пятиглавая церковь с осевой структурой плана. В одну линию были расположены алтарь, храмовая часть, трапезная и паперть с колокольней.

М.А. Миролюбов по этому поводу пишет: «В длину все здание простиралось около 26 саж., а в ширину со стенами 5 саж. (Можно думать, что трапеза была несколько шире). Храм был построен в таком виде: настоящая, трапеза и, несколько отдельно, колокольня. Таково было первоначальное устройство церкви в селе Заозерье. Это была продолговатая снаружи и тесная внутри церковь».

От первоначального здания после многочисленных перестроек XIX века до настоящего времени сохранилась только храмовая часть. Она представляет собой традиционный двухсветный четверик с делением боковых фасадов на три оси и внутренним бесстолпным перекрытием, сомкнутым сводом.

Углы четверика в нижней части обработаны лопатками, а в верхней – парными колонками, поддерживающими многочастный карниз, состоящий из ступенчато выступающих полочек и поребрика. Над карнизом расположен аттик с традиционными тремя кокошниками, имитирующими трёхчастное деление стен. Более того, под средними стыками кокошников карниз раскрепован и имеет опоры в виде верхних частей лопаток. На гладких плоскостях боковых фасадов основными элементами являются узорные наличники, состоящие из тонких боковых колонок и кокошников со сложной композицией из волют. Все прочие элементы – алтарная апсида и завершение – плод поздних перестроек.

Перечисленные детали иллюстрируют двойственный характер архитектуры храма: в нём наблюдалось сочетание традиций зодчества XVII века и стиля «нарышкинское барокко». Первому стилю принадлежала в целом композиция фасадов, завершение кокошниками. Второму – удивительные по красоте наличники. Они включают выполненные из белого камня пояски и капители колонок, завершения сегментов сандриков в виде волют. В их верхней части находятся миниатюрные раковины. Трёхгранные трапециевидные перемычки боковых входов тоже типичны для «нарышкинского барокко».

Конечно, можно было бы провести аналогии с угличскими памятниками. Например, композицией четверика заозерская церковь близка церкви Царевича Димитрия «на крови», похожие детали можно встретить у Спасо-Преображенского собора. Но данный метод не верен: в период строительства храма село Заозерье ещё не имело значительных связей с Угличским краем и Ростовской епархией. Аналогии явно необходимо искать в архитектуре Переславля. И они есть. Можно назвать церковь Введенского монастыря, построенную в 1698–1706 годах.

Обитель была упразднена в 1764 году, в более позднее время это была приходская церковь Рыбной Слободы, стоявшая на берегу Плещеева озера, в месте впадения Трубежа. Храм был разрушен в 1930-х годах, не удалось найти его качественные изображения, но имеющаяся фотография позволяет утверждать, что он имел немало общих черт с Казанской церковью села Заозерье. В первую очередь это композиция храмовой части с кокошниками в завершении и угловыми делениями в виде лопаток и парных колонок. Глядя на неё, можно в значительной степени представить первоначальный облик Казанского храма.

Но данная аналогия недостаточна, чтобы установить прежний облик трапезной и колокольни. В надписи на храмоздательном кресте упоминается только главный престол, а Никольский и Ильинский приделы, по словам М.А. Миролюбова, появились только после 1770 года. Но при этом необходимо понимать, что в трапезной, традиционно являвшейся тёплым храмом, обязательно должен был находиться по крайней мере один придел.

О колокольне М.А. Миролюбов пишет, что «ни плана, или рисунка ея не сохранилось. Сохранился только нижний ярус…, в котором был устроен придел во имя св. мученицы Софии». Но нижний ярус значительно искажён перестройками и полностью утратил изначальную структуру фасадов. Можно предположить, что колокольня была восьмигранная столпообразная, на четырёхгранном основании, например, какой была колокольня Переславского Фёдоровского монастыря (конец XVII века). Но это лишь 2016 условное предположение.

Завершим обзор первоначального облика храма и перейдём к описанию его дальнейшей судьбы, которая оказалась на редкость насыщенной и сложной.

В «Летописи села Заозерья» сообщается, что вновь построенная церковь изначально оказалась малопоместительной и тесной. Многолюдный приход богатого села не мог удовлетворить храм обычного вида. В других сёлах похожие церкви успешно удовлетворяли потребности на протяжении всей последующей истории, но в Заозерье уже на раннем этапе потребовалась перестройка. Она затронула трапезную, к которой были пристроены новые боковые стены, расширившие внутреннее пространство с каждой стороны на 5 аршин (3,5 м). При этом прежние стены были частично разобраны и превращены во внутренние столбы, числом шесть. Последнее позволяет установить, что трапезная могла иметь на боковых фасадах по четыре окна и быть достаточно протяжённой.

Такие перестройки были простым и доступным способом расширить храм, сохранив имевшиеся конструкции. В последующее время их претерпели многие церкви, например, храм села Василёво.

В трапезной были размещены приделы Святителя, Чудотворца Николая и Св. пророка Илии, освящённые в 1772 и 1805 годах.

Одновременно с трапезной перестройки затрагивают и колокольню. В ней в 1770 году был устроен придел «во имя св. мученицы Софии и трех ея дщерей Веры, Надежды и Любви». Он был создан княгиней Софьей Семёновной Волконской в память о дочери Софье, погибшей 28 мая 1769 году во время катания на лошадях.

Придел был размещён на втором этаже нижнего яруса колокольни, в совершенно неприспособленном помещении. Он был низок, тесен, с узким крутым входом по традиционной для колоколен внутристенной лестнице. В 1808 году к колокольне с боковых сторон было пристроено что-то наподобие галереи или крыльца на каменных столбах с деревянными простенками.

Далее, в 1812–1813 годах, перестривается сама колокольня: её верхняя часть разбирается и надстраиваются два новых яруса, увенчанных шпилем. Эта колокольня, оформленная в классическом стиле, хорошо сохранилась до настоящего времени.

При её постройке нижний четверик был завершён треугольными фронтонами. Над ними поставлены два массивных круглых в плане яруса с восьмью арочными проёмами и парными колоннами в простенках. Колонны поддерживают сегменты антаблемента. Между ними в первом ярусе перекинуты полуциркульные фронтоны с сухариками по карнизу. Второй ярус завершён четырьмя фигурными люкарнами и куполом. Над куполом возвышается круглый барабан с тонкими колоннами, в свою очередь завершённый фигурным шпилем.

Облик колокольни необычен для Угличского края. Возможно, аналоги необходимо искать в архитектуре Подмосковья, с которым Заозерье исторически имело хорошие связи. В целом колокольня выполнена в классическом стиле, но органично связанные с общей композицией полукруглые фронтоны и люкарны, возможно, являются отголосками барокко. При сооружении колокольни в изобилии использовался белый камень: из него выполнялись карнизы, замковые камни, детали и средние вставки колонн. Но скрытые под штукатуркой и побелкой, все эти детали имели исключительно конструктивное значение.

Интересна история создания завершения колокольни. Осенью 1813 года подряд на его изготовление взял ярославский мещанин Василий Яковлев Рыбников. 9 сентября он заключил договор со священно- и церковнослужителями села Заозерье, церковным старостою вотчины графини Дарьи Петровны де-Кенсон, деревни Вяльково крестьянином Гаврилом Фёдоровым Толокновым и прочими приходскими людьми, по которому обязался «в оном селе на новопостроенной колоколне зделать по пропорции фонаря главу по примеру Ярославскаго уезда села Курбы, не опуская той фигуры и фасада. При том же стропила, как под главу, так и кумпал и [в] протчих местах поставлять железныя. И все места, где только нужна крыша, без остатку покрыть листовым железом и выкрасить краской, какой им разсудится».

Стоимость работы составляла 1150 рублей. Её следовало выполнять из церковного материала. «Начать работу с 15-го октября сего 1813 года – обрешетить и покрыть. Кумпал и главу собрать на земле. Остальную ж работу, как то поднять главу наверх и покрыть другия места, – все окончить к месяцу июнию будущаго 1814 года».

Поверх окаймлённого колоннами круглого барабана или фонаря следовало установить чашевидную главу с фигурной верхней частью, переходящей в тонкий шпиль, увенчанный небольшим крестом. В качестве образца было выбрано завершение колокольни храмового ансамбля села Курба, которое и было повторено в общих чертах. Подрядчик В.Я. Рыбников в 1790–1810-х годах выполнил множество заказов в Угличском крае: покрывал железом храмы, изготавливал главы.

К 1820-м годам относится следующий этап перестроек Казанской церкви. В 1823 году при старосте Егоре Васильеве Кирине фасады были оштукатурены, окрашена крыша, главы покрыты английской жестью, кресты и яблоки вызолочены. Можно предположить, что именно в тот период объём храмовой части был повышен: над кокошниками надстроен второй аттик с карнизами, прямоугольными нишами и небольшими фронтонами. Тогда же появляются и существующие барабаны. Их восьмигранная форма, очевидно, близка первоначальной в стиле «нарышкинское барокко», но деталировка могла быть упрощена.

В результате этой перестройки изменяется облик храма: он приобретает более вертикальные пропорции, в чём возникла потребность после сооружения новой внушительной колокольни. Оштукатуривание фасадов тоже сказывается на облике церкви. На смену шероховатой фактуре кирпича с известковой обмазкой приходят гладкие плоскости, рельеф декора тоже несколько сглаживается.

Наиболее серьёзные изменения Казанская церковь переживает в середине XIX века: они связаны с перестройкой трапезной.

По словам М.А. Миролюбова, «расширенная в 1770 г. трапеза существовала около 90 лет. Она была низка и темна. 6 столбов, поддерживавших свод, заслоняли и без того неприглядный вид ея. При богослужениях народу скапливалось всегда много; была теснота и духота, так что свечи гасли. Являлась настоятельная нужда в устройстве более просторнаго и светлаго храма».

Избранный в 1854 году церковным старостой угличский купец 2-й гильдии Василий Григорьевич Серебряков решительно берётся за важное дело. Он заказывает проект перестройки всего храма, но в итоге востребованной оказывается только новая трапезная.

Прежняя тёплая церковь полностью разбирается, и на её месте строится новое здание, резко выделяющееся крупными размерами и архитектурой. Новая трапезная имеет прямоугольный, почти квадратный план и следующие размеры: длина – 13 ¾ саженей и ширина – 12-13 саженей (29,3х25,6–28,8 м). Она примыкает к колокольне и охватывает западную треть храмовой части. Углы трапезной срезаны таким образом, что образуют дополнительные грани, на фасадах – центральные ризалиты.

Внутри трапезная, как и следует ожидать, имеет четырёхстолпную структуру: широко расставленные столбы поддерживают технически продуманную систему сводов со скрытыми связями и центральный световой барабан.

Фасады получают эклектичный декор в русско-византийском стиле: пояски, тонкие двойные пилястры, наличники окон и боковых входов с килевидными сандриками. В окнах фигурные кованые решётки. К сожалению, нет никаких сведений об авторе проекта, но это мог быть занимавший в тот период должность ярославский губернский архитектор, который мог выполнить чертежи на основе бытовавших в середине XIX века образцовых проектов церквей, разработанных К.А. Тоном и другими столичными архитекторами. При индивидуальной компоновке трапезная Казанской церкви всецело принадлежит официальному русско-византийскому стилю. Только широкий круглый барабан с уплощённым куполом близок стилистике классицизма, а венчающая его луковичная главка всецело следует местным традициям.

Как старинная храмовая часть и классицистическая колокольня, новая трапезная содержит большой объём белого камня – это и пояски, карнизы, детали наличников, вставки опорных столбов. Дорогостоящий материал значительно повышает прочность декоративных деталей и конструкций.

При сооружении огромной трапезной встречались заметные трудности: в 1859 году староста храма В.Г. Серебряков разорился из-за постигших несчастий, что вызвало остановку работ. Новым старостой в 1862 году был выбран крестьянин Иван Петров Костерёв. Он и продолжил строительство. Наружные работы были завершены в 1866 году, а с 1870 года стала производиться внутренняя отделка.

Перипетии строительства и нереализованные замыслы отражают два чертежа из собрания Угличского музея – «Проект на распространение церкви в селе Заозерье Угличскаго уезда». На них представлен южный фасад трапезной. Там же отмечена произведённая на момент остановки каменная кладка – до уровня перемычек окон.

Можно видеть, что при реализации были упрощены формы наличников и пилястр, вовсе устранён насыщенный декор карнизов и сложные аттики. Непосредственно над выносами карниза из тёсаного белого камня возвышалась крыша, а фигурные аттики, в той или иной степени следуя проекту, были сооружены только над центральными ризалитами. Данные изменения могли быть следствием как сознательного упрощения, так и недостатка средств на сложный декор.

По проекту подвергался перестройке и нижний ярус колокольни – планировалось создание сложной композиции в русско-византийском стиле с насыщенным декором и порталами боковых входов. Но в 1840–1850-х годах к боковым фасадам нижнего яруса были сделаны пристройки с более простыми архитектурными формами, и их в дальнейшем не стали подвергать перестройке. Расширенный Софийский храм под колокольней использовался для зимних богослужений в период перестройки трапезной.

На отмеченных чертежах представлены только боковой фасад трапезной и поперечный разрез – венчающий купол и храмовая часть на одном из проектов дорисованы условными карандашными линиями. По всей видимости, уже тогда были отклонены планы дальнейшей полной перестройки храма.

М.А. Миролюбов по этому поводу писал: «…устраивая новую трапезу, строители едва ли преследовали какую-либо определённую цель. Храм действительно сделался просторнее и светлее. Но при этом опущена весьма существенная задача: красота и благолепие богослужения… Храм страдает отсутствием единства архитектуры, но, в общем, представляет всё-таки красивое и величественное сооружение».

В Угличе в течение нескольких десятилетий XIX века была последовательно полностью перестроена Николосухопрудская церковь 1735-1758 годов. Трудно сказать, существовал ли изначально проект, планировалась ли с первого этапа полная перестройка, но строителям в итоге удалось достичь гармонии и единства. Они представляются удивительными, если знать, что храм строился в три этапа.

Казанская церковь села Заозерье пережила похожую перестройку, но строители в значительно меньшей степени задавались целью объединить разновременные части. Единство в основном достигалось условным сходством деталей, но не общим построением архитектурных масс.

Постройка новой храмовой части завершила бы ансамбль, но в итоге был сохранён старинный объём храма, представляющий для нас большую ценность как один из лучших в Угличском крае памятников «нарышкинского барокко». В результате была создана парадоксальная ситуация, когда зимний храм отличался простором и значительными размерами, а летний, напротив, был мал и тесен. Пытаясь решить проблему, прихожане сделали его тоже отапливаемым, планировали расширить арку между двумя частями храма. В 1879–1880 годах к храмовой части пристроили новый алтарь, взамен прежнего обветшавшего, выполненный в архитектурных формах трапезной.

Ансамбль храма дополняла каменная ограда с железными решётками, воротами и калитками, построенная в 1824 году, перестроенная в 1845 и 1895 годах. Внутреннее убранство составляли чугунные полы, росписи и золочёные иконостасы, многочисленные паникадила и подсвечники. Росписи летнего храма были выполнены в 1853 году, а трапезной – в 1876–1877 годах. Главный предалтарный иконостас был изготовлен в 1860 году угличскими мастерами, а придельные – в 1878–1879 годах.

Конечно, после разрушительного ХХ века можно лишь догадываться, каким было внутреннее убранство храма – в разорённых, обезображенных интерьерах можно встретить лишь незначительные следы прежнего благолепия. Но находящийся в собрании Угличского музея чертёж нового предалтарного иконостаса 1860 года позволяет составить представление о прежнем великолепии. Многоярусный иконостас, покрытый сложной и насыщенной резьбой, – редкость для сельского храма, такой сделал бы честь и городскому собору.

Таковым был во всех отношениях Казанский храм. Башенные часы, традиционно размещавшиеся на колокольне, последовательно установленные системы калориферного и парового отопления – всё это было новинкой, исключительными случаями для Угличского края. В дополнение ко всем усовершенствованиям и новшествам в 1909 году главы церкви и шпиль колокольни были покрыты алюминием. Ныне обыденный металл в XIX столетии являлся одним из символов прогресса, даже соперничал с золотом. Помимо заозерской церкви такая новинка известна только у храма села Воскресенского «в Поречье» – тоже одного из крупнейших и богатейших в Угличском уезде.

Такой была Казанская церковь села Заозерье – многолетние старания прихожан придали ей на редкость необычный облик и значительные размеры. С архитектурной точки зрения лишённый единства и совершенства облик храма оригинален и своеобразен…»

Из статьи Евгения Лиуконена «Два храма из славного прошлого» в журнале «Углече Поле», № 29, 2016, стр. 18-25.


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  29 июня 2024

«…После изложения основной информации о работе живописца проследим историю главного предалтарного иконостаса Казанской церкви села Заозерье. Основным пособием по данному вопросу служит книга священника церкви Михаила Миролюбова «Летопись села Заозерья», опубликованная в 1913 году.

Как следовало из надписи на храмоздательном кресте, «церковь Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии во имя Казанския» была освящена 20 сентября 1730 года архимандритом Переславль-Залесского Никитского монастыря Илларионом.

Ко времени освящения в храме обязательно должны были присутствовать иконостас и вся необходимая утварь. Дальнейшая история церкви, к сожалению, описана лишь в общих чертах. Подробное описание облика и проводимых различных работ относится только к периоду середины XIX начала ХХ веков. В книге нет упоминаний об изготовлении нового предалтарного иконостаса в конце XVIII века, но такие упоминания есть в архивных документах. Например, почти за два года до начала написания икон Сергеем Флегонтовым, 23 октября 1796 года, церковный староста Яков Афанасьев сын Ермаков, управляющие вотчинами князей П.И. Одоевского и Г.С. Волконского Алексей Микулин и бурмистр Яков Иванов, мирские люди, священно- и церковнослужители заключили договор с московскими купцами 3-й гильдии из Панкратовской слободы Иваном Фёдоровым сыном Хрипуновым и Григорием Васильевым сыном Машаровым «в том селе Заозерье в церкви Казанския Божия Матери вызолотить вновь построенной Во оной церкви иконостас самым лутчим золотом».

Из дальнейшей истории храма следует, что изготовленный в конце ХVІІ века иконостас по каким-то причинам просуществовал лишь несколько десятилетий. При старосте церкви угличском купце 2-й гильдии Василии Гавриловиче Серебрякове, занимавшем должность В 1854-1861 годах, был сооружён новый иконостас. В 1860 году угличскими мастерами написаны новые иконы, а старинные поставлены только в нижний местный ярус.

Известно, что иконостас середины ХІХ века был четырёхъярусный, состоявший из пяти рядов, покрытый сплошной позолотой. В нём находились 33 основные иконы, завершением служил Животворящий Крест".

Облик иконостаса известен не только из краткого описания в книге священника Михаила Миролюбова. В фондах Угличского музея находится чертёж, дающий хорошее представление о внешнем виде и художественных особенностях иконостаса. Это был типичный для середины XIX века богато украшенный резьбой колончатый иконостас в стиле барокко с элементами русско-византийского стиля. Барочная стилистика преобладала. и этим он был похож на сохранившиеся до настоящего времени иконостасы угличского Спасо-Преображенского собора и wеркви царевича Димитрия «на крови». Русско-византийский стиль был представлен размещёнными в нескольких местах килевидными арками.

В целом это был традиционный иконостас с каноничным размещением икон в местном, праздничном, деисусном, пророческом и праотеческом рядах, дополнительным завершающим страстным рядом. Количество икон в нём совпадает с прежним иконостасом конца ХVІІІ века, описанным в договоре с Сергеем Флегонтовым, и более того, над деисусным рядом присутствует шесть небольших клейм, несомненно, служивших для размещения образов апостольских и пророческих страданий. Эти обстоятельства показывают, что два иконостаса были аналогичны по структуре и композиции. Таковы основные сведения о предалтарном иконостасе Казанской церкви села Заозерье. При этом без выявления новых сведений невозможно проследить дальнейшую судьбу икон, написанных Сергеем Флегонтовым. Возможно, они на самом деле просуществовали до 1860 года и были заменены новыми. Но также не исключено, что их значительно поновили, переписали.

За прошедшие шестьдесят лет иконы едва ли могли прийти в полную негодность. Но эти обстоятельства не имеют принципиального значения, поскольку все иконостасы и иконы были безвозвратно утрачены в 1930-х годах после закрытия Казанского храма. В любом случае, как и работы в Троицкой церкви села Некоуз, они не сохранились до настоящего времени…»

Из статьи Евгения Лиуконена «Угличский живописец Сергей Флегонтов» в журнале «Углече Поле», № 29, 2016, стр. 48-51.



Комментарии и обсуждение


Неофициальная фотолетопись этого храма и самого села Заозерье есть в интернете по адресу: http://zaozerye1.narod.ru

По благословению владыки Вениамина 30 мая 2013 Крест-мощевик, с частицей мощей Царевича Димитрия, прибыл в село Заозерье Угличского района. В сельском храме Казанской иконы Божией Матери есть придел Царевича Димитрия, но пока он ещё не устроен и Литургия совершалась в храме, который располагается в колокольне.

Источник: сайт Рыбинской епархии http://rybeparhia.ru/news-497.html

18 июня 2013, Т..