ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Прокопье. Церковь Вознесения Господня.

Вознесенская церковь


Прокопье. Церковь Вознесения Господня
Церковь. Не действует.  
Престолы:Вознесения Господня, Прокопия Устюжского
Архитектурные стили:Барокко, Вятская школа, Классицизм
Год постройки:Между 1767 и 1773. Каменный восьмерик и купол - 1838, трапезная перестроена в 1911-1913.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Кировская обл., Белохолуницкий р-н, с. Прокопье

Координаты: 58.91161, 50.599798
Проезд:Трасса Р-243 Киров-Белая Холуница. Переехав мост через р. Белая Холуница, не пропустите указатель левого поворота на Прокопье. От поворота около 11 км. Всего от Кирова порядка 80км.



Сортировка:

Церковь Вознесения Господня, , Прокопье, Белохолуницкий район, Кировская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
24 февраля 2018
Церковь Вознесения Господня, , Прокопье, Белохолуницкий район, Кировская область
А.Токарев
1 мая 2013
Церковь Вознесения Господня, Вид с юго-запада<br>, Прокопье, Белохолуницкий район, Кировская область
Вид с юго-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
10 марта 2024
Церковь Вознесения Господня, Вид с северо-запада.<br>, Прокопье, Белохолуницкий район, Кировская область
Вид с северо-запада.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
10 марта 2024
Церковь Вознесения Господня, , Прокопье, Белохолуницкий район, Кировская область
Andrey PAG
28 июня 2017
Церковь Вознесения Господня, , Прокопье, Белохолуницкий район, Кировская область
А.Токарев
1 мая 2013
Церковь Вознесения Господня, , Прокопье, Белохолуницкий район, Кировская область
А.Токарев
1 мая 2013
Церковь Вознесения Господня, , Прокопье, Белохолуницкий район, Кировская область
Андрей Блинов
19 сентября 2007
Церковь Вознесения Господня, , Прокопье, Белохолуницкий район, Кировская область
Андрей Блинов
19 сентября 2007
Церковь Вознесения Господня, Кирпичный декор<br>, Прокопье, Белохолуницкий район, Кировская область
Кирпичный декор
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
3 июля 2014
Церковь Вознесения Господня, Вид на холодный храм<br>, Прокопье, Белохолуницкий район, Кировская область
Вид на холодный храм
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
3 июля 2014
Церковь Вознесения Господня, В холодном храме<br>, Прокопье, Белохолуницкий район, Кировская область
В холодном храме
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
3 июля 2014
Церковь Вознесения Господня, Южная стена трапезной<br>, Прокопье, Белохолуницкий район, Кировская область
Южная стена трапезной
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
3 июля 2014
Церковь Вознесения Господня, Северная стена трапезной<br>, Прокопье, Белохолуницкий район, Кировская область
Северная стена трапезной
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
3 июля 2014
Церковь Вознесения Господня, правый (южный) придел<br>, Прокопье, Белохолуницкий район, Кировская область
правый (южный) придел
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
3 июля 2014
Церковь Вознесения Господня, , Прокопье, Белохолуницкий район, Кировская область
А.Токарев
1 мая 2013
Церковь Вознесения Господня, , Прокопье, Белохолуницкий район, Кировская область
А.Токарев
1 мая 2013
Церковь Вознесения Господня, , Прокопье, Белохолуницкий район, Кировская область
А.Токарев
1 мая 2013
Церковь Вознесения Господня, , Прокопье, Белохолуницкий район, Кировская область
А.Токарев
1 мая 2013
Церковь Вознесения Господня, , Прокопье, Белохолуницкий район, Кировская область
А.Токарев
1 мая 2013
Церковь Вознесения Господня, , Прокопье, Белохолуницкий район, Кировская область
Андрей Блинов
19 сентября 2007
Церковь Вознесения Господня, В алтаре<br>, Прокопье, Белохолуницкий район, Кировская область
В алтаре
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
3 июля 2014
Церковь Вознесения Господня, с сайта https://ok.ru/belokholun/topic/151553193857228<br>, Прокопье, Белохолуницкий район, Кировская область
с сайта https://ok.ru/belokholun/topic/151553193857228
Вадим кр
16 февраля 1910
Церковь Вознесения Господня, "Известия ИАК" № 48, 1913г. Хранение: http://www.library.chersonesos.org<br>, Прокопье, Белохолуницкий район, Кировская область
"Известия ИАК" № 48, 1913г. Хранение: http://www.library.chersonesos.org
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Богданов
 
Александр БогдановАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  19 августа 2011

Церковь Вознесения 1767-1773; 1802-1807; 1838; 1911-1913 гг.

Поставлена на обособленном, возвышенном и хорошо обозреваемом участке центральной части села, у дороги, ведущей в сторону Сырьян. Кирпичные стены сохранили следы известковой обмазки. Верхние ярусы колокольни и венчание церкви с кровлей и крестом утрачены. Храмозданная грамота на построение Вознесенской церкви с зимним приделом в честь Прокопия Устюжского была получена от Вятского епископа Варфоломея в марте 1767 года. Осенью 1768 года теплый храм уже освятили, и в нем началась служба. Летняя церковь была окончательно отстроена, оформлена иконостасом и освящена 5 мая 1773 года. Следующий строительный этап, который приходится на первое десятилетие XIX века, отмечен возведением колокольни и связанных с нею палаток, пристроенных к западной части церкви. Значительные изменения претерпел внешний облик памятника после того, как в конце 1830-х годов деревянный «осьмерик», который изначально размещался на четверике собственно храма, был заменен на кирпичный. В 1862 году церковь была покрыта кровельным железом, сменившим тесовые крыши.

Сохранившиеся фрагменты масляной живописи в интерьере старой части трапезной, выполненной в 1890-х годах, принадлежат кисти И. Симонова. Существующую в настоящее время уравновешенную осевую планировочную структуру, состоящую из собственно храма типа восьмерик на четверике с пятигранной апсидой и обширной трапезной с двумя приделами, охватывающими боковые стены четверика, памятник приобрел при реконструкции, которая произошла в начале 1910-х годов по проекту И. А. Чарушина. Основание колокольни,ориентированной прежде по оси теплого придела, оказалось теперь смещенным в южном направлении и является доминирующим пятном замысловатого блока помещений западной части церкви. Габариты здания в плане: длина - 36,8 м, ширина по трапезной - 21,0 м.

Оригинальная типология холодного храма с восьмериком в виде третьего светового уровня - одна из немногих в области. Обращают на себя внимание небольшие размеры четверика (7,8 на 8,2 м) и рационально тонкие стены небольшой апсиды, которые заужают даже проемы диаконских и пономарских врат. Исключительная самобытность церкви в ее первоначальном асимметричном варианте состояла в устройстве трапезной, северная стена которой упиралась в западный фасад четверика так, что снаружи оставалось место для отдельного входа в летний храм. Придельная апсида с укороченной диагональной гранью, заходящая на южный фасад четверика, и смещенная теплая часть храма создавали причудливую планировочную композицию.

Пространство собственно храма перекрыто восьмилотковым сводом, прорезанным круглыми люкарнами и световым кольцом в вершине. Переход от четверика осуществляется с помощью тромпов. Основание под восьмерик устроено с небольшим консольным выносом в интерьер. Три арочных прохода ведут в апсиду, коробовый свод которой переходит в лотковый у восточных стен. Объем трапезной, объединенной при помощи широких подпружных арок, перекрыт Коробовыми и цилиндрическим сводами. Группа помещений притворов-палаток имеет подобные перекрытия.

Разобранная в 1940-е годы пятиярусная колокольня, в архитектуре которой отразились черты раннего провинциального классицизма, отличалась стройностью и нехарактерной компоновкой столпа. Над кровлей трапезной поднимался четверик с диагональными гранями. Он служил постаментом для трех верхних ярусов, которые состояли из восьмериков и зрительно представляли собой единый вертикальный объем. Наиболее облегченный из них средний ярус звона имел зауженные диагональные арочные проемы.

Верхний восьмерик, прорезанный четырьмя осевыми арками, нес шпилевидное завершение на кирпичном пьедестале. Средний глухой ярус выделялся только небольшими круглыми окнами. При обработке фасадов были использованы двусторонние раскрепованные лопатки и многопрофильные карнизы с сухариками. Проемы были окантованы рамками с замковыми камнями.

В 1887 году при составлении метрики Вознесенской церкви священник П. Чемоданов так охарактеризовал иконостас холодного храма: «... не особенно древнего устройства... гладкий, только между образами сделаны колонки с резьбою рококо и позолотою, фон иконостаса - белый. Иконостас четырехъярусный. Царские двери резные, верх - полукружием». Прилагаемое к метрике фотографическое изображение двух нижних ярусов иконостаса позволяет датировать его временем освящения церкви, что не исключает его переоформления в более поздние годы с сохранением особенностей первоначального замысла. На изображении хорошо просматриваются пилястры коринфского ордера, покрытые глухой резьбой с мотивами растительного орнамента - ромашками, плавно вьющимися листьями и стеблями. Форма виноградной грозди встречается только в декоре царских врат, исполненном в невысоком рельефе. Крепованные импосты над пилястрами и сложный картуш, вписанный в композицию царских врат, дополнены головками херувимов. Иконы вставлены в резные рамки, состоящие из мелких бусин и растительных вставок между ними. Праздничные иконы помещены в фигурные киоты с вогнутыми углами. «Тайная вечеря» над царскими вратами вписана в сложное барочное обрамление, заполняющее тимпан полуглавия по центру праздничного ряда. В основе композиция иконостаса Вознесенской церкви сохраняет традиционную конструктивно-статическую систему построения тябловых алтарных преград XVII века.

В 1911 году духовная консистория дважды обращалась в Императорскую археологическую комиссию с просьбой о разрешении произвести реконструкцию трапезной части Вознесенской церкви по проекту И. А. Чарушина. Поводом к тому послужила не только потребность в увеличении площади молельного зала, но и неудовлетворительное техническое состояние каменных конструкций здания. В своде трапезной появились трещины, а несущая способность устоев основания колокольни в результате проверки временем оказалась недостаточно надежной при восприятии и распределении нагрузки. Появилась опасность обрушения колокольни, чему способствовало и отсутствие ветровой защиты, возникшей в результате вырубки деревьев на территории вокруг храма.

При обсуждении были отмечены «своеобразность и красота» южного придела и особенно портала, специфика фасадного декора, придающего «жизнь и уютность» зданию, обсуждены возможность и способы укрепления колокольни и свода трапезной. В результате было позволено выполнить расширение трапезной, пристроив новый левый придел симметрично и по образцу сохраненного правого. Предлагавшийся И. А. Чарушиным верхний уровень освещения в виде надстройки с окнами и полная перестройка трапезной не получили одобрения.

Не совсем обычна и стилевая трактовка церкви. В ее облике, характерном в целом для вятской архитектуры переходного этапа 30-60-х годов XVIII века, отличающейся от приемов более раннего периода коренным изменением фасадных схем и декора, «проступили симптомы новой декоративной волны». Это выразилось в появлении плавной дуги в очертании верха обычного «ушастого» рамочного наличника с передачей того же мотива на сандрик как намек на будущие надоконные бровки «вятского барокко». Кроме того, верхний пояс сандриков обогатился декоративной полоской розеточек, а над его концами появились декоративные «кувшины». Особенно выразительно восточное окно апсиды. На его сандрике имеется высокий многоугольный кокошник, обломы которого также окантованы полосой розеток. По всем остальным признакам Вознесенская церковь хорошо вписывается в декоративную схему своего времени: каннелированные, спаренные на углах пилястры, карнизы с крупными сухариками-кронштейнами, развитый цокольный поясок. В аналогичной манере был выполнен декор и нового северного придела. Почти не выделяются по оформлению грани восьмерика, сдержанный классицистический декор которого хорошо увязан с общим лейтмотивом церкви. Здесь применены широкие, сдвоенные на углах лопатки и плоский подоконный балясник. Арочные перемычки проемов восьмерика служат прологом люкарн, с которыми в свою очередь были увязаны круглые проемы колокольни. Световой восьмеричок, завершающий храмовую композицию, имеет зауженные диагональные грани и широкий венчающий карниз.

По материалам:

• Берова И. В. Зарождение научной реставрации в Вятке // История и культура Волто-Вятского края. Тезисы докладов.- Киров, 1994. - С.459
• Берова И. В. Расцвет «вятского барокко» и зарождение классицизма // Вятская земля в прошлом и настоящем. Тезисы докладов. - Киров, 1989. - С. 40
• Берова И. В. Стилевые особенности вятских иконостасов в XVIII веке // Религия и церковь в культурно-историческом развитии Русского Севера. Материалы Международной научной конференции. Т.2. - Киров, 1996. - С.225-226
• ВЕВ. -Вятка, 1873.- 1 марта(№5). - С. 161
• Вятская епархия. ГАКО. Ф.237. Оп.76. Д.758(1798 г.)
• ГАКО. Ф.237. Оп.82. Д.315 (1773 г.)
• ГАКО. Ф.237. Оп.138. Д. 1437 (1802 г.)
• ГАКО. Ф.237. Оп. 140. Д. 1126 (1838 г.)
• ГАКО. Ф.269. Оп. 1. Д.З (1823-1831) Книга записей прихода и расхода денег Вознесенской церкви села Прокопьевского
• ГАКО. Ф.269. Оп. 1. Д. 12 (1873) Указы Вятской духовной консистории и рапорт священнослужителя обустройстве нового иконостаса вхра-ме села Прокопьевского
• ГАКО. Ф.619. Оп.2. Д.436(1839 г.) Об освидетельствовании осьмериков на колокольне села Прокопьевского
• ГАКО. Ф. 1401. Оп. 1. Д.5 (1908 г.) Шабалин В. И. Указ. соч. ЛЛ.465-466
• ИИАК Вып.44. - Спб., 1912.- С.31-32
• ИИАК. Вып. 48. - Спб., 1913. - С.87-88
• ИИМК Р1. Д.20 (1911 г.) О расширении церкви в селе Прокопье Слободского уезда Вятской губернии
• Каптиков А. Ю. Каменное зодчество Русского Севера, Вятки и Урала XVIII в. Проблема региональных школ. - Свердловск, 1990. -С.101,105,115
• Каптиков А. Ю. Региональное многообразие архитектуры русского барокко. - М., 1986. - С.35
• РГИА. Ф.799. Оп.ЗЗ. Д.317. Л.96
• Тинский А. Г. Памятники культовой архитектуры... С.81
• ЭЗВ. Т.4. История. - Киров, 1995. - С. 152
• ЭЗВ. Т.5. Архитектура. - Киров, 1996. - С. 104,106.
Из книги «Памятники архитектуры и градостроительства Кировской области». Выпуск 3. Белохолуницкий и Богородский районы. Е. Л. Скопин


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  4 июня 2014

Вознесенская церковь каменная, построена в 1763 г. расстоянием от г. Вятки в 64 верстах, от уездного города в 32 верстах, от благочиния в 70 верстах. Часовни деревянные: Городиловская и Задоринская. Причта по штату положено: священник и псаломщик; квартиры для причта казенные. Земли: усадебной 3 десятины, пахотной 31 десятина 260 сажень, сенокосной 4 десятин 490 сажень. Братский денежный доход: священника 417 руб., псаломщика 139 руб. Руги собирается на причт до 50 пуд. ржи и 80 пуд. овса и ячменя. Прихожан: православных русских 1062 муж. пола, 1159 жен. пола, приход состоит из 41 селения, расстоянием до 10 в.

Село расположено в болотистой сырой местности, окруженной с трех сторон лесами; реки близ села нет; водою жители пользуются из колодцев. В селе церковно-приходская школа, а близ деревни Анохино, в 6 верстах от села, земское училище. Занятие прихожан - земледелие и кустарные ремесла.

В. И. Шабалин «Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание. Вятка, 1912 г.».


Дмитрий Лоптев
 
Дмитрий ЛоптевАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  19 января 2015

Престолы: Холодный храм во имя Вознесения Господня, осв. в 1773г., теплый храм - придел в честь Святого Прокопия Великоустюжского, осв. в 1768г.

Данные по: "Разрушенные храмовые постройки Кировской области. Справочник. Часть 1", 2012г. Редактор В.А. Бердинских, составитель А.О. Кайсин.


Вадим кр
 
Вадим кр  11 октября 2022

На обособленном, возвышенном и хорошо обозреваемом участке, в центре села Прокопье, у дороги, ведущей в сторону Сырьян, стоит церковь Вознесения.Необходимость её строительства возникла по причине того, что прежняя деревянная церковь, построенная в 1666 году, по небрежности притча сгорела дотла из-за неосторожной топки печей. Спасти удалось только сундук с деньгами в сумме 200 рублей. Обозленные прихожане выпороли отца Василия плетьми и решили возводить храм на свои собственные деньги. Хотя приход был небольшим (72 двора в селе и окрестных деревнях и починках), помимо традиционных крестьянских занятий прокопьевцы имели дополнительный заработок. В середине XVIII века через село проходил северный тракт на Ношульскую пристань (Ношуль — село в Прилузском районе Республике Коми на берегу речки Ношулька, впадающей в реку Лузу ниже села). Селяне участвовали в извозе хлебных караванов, стекавшихся сюда со всех уездов Вятской земли, и строительстве барок на реке Лузе в зимнее время для транспортировки зерна в Архангельск.

Из поколения в поколение передавалась легенда, по которой по первоначальному замыслу местом постройки был избран бугор, через дорогу от кладбища. Прихожане свезли туда брёвна, назначили день заклада сруба. Но утром к удивлению всех бревна оказались ниже (где сейчас стоит церковь). Днём якобы брёвна свезли обратно, но каково было удивление селян, утром снова обнаружили их на прежнем месте. Тогда собрали большой сход всех окрестных деревень, привезли из Вагино священника, отслужили молебен и решили строить церковь в каменном исполнении, на том месте, которое указал сам Господь Бог. Храмозданная грамота на построение в селе Сырьянском (с. Прокопьево) церкви во имя Вознесения Господня с приделом в честь святого Прокопия Устюжского была получена от Вятского епископа Варфоломея Любарского 12 марта 1767 года. Кирпич и известковый раствор для строительства готовили на месте. Металл на тяги купили на ярмарках в Ирбите и Кунгуре. Для изготовления иконостаса наняли резчиков.

К осени 1768 г. устройство теплого придела в храме было закончено, в нем начались службы. Летняя церковь была окончательно отстроена, оформлена иконостасом и освящена 5 мая 1773 года. Оригинальная типология холодного храма с восьмериком в виде третьего светового уровня – одна из немногих в области. От первоначальной постройки остался двусветный четверик, завершающий его восьмерик, перекрытый куполом с люкарнами. Сохранившиеся фрагменты масляной живописи в интерьере старой части трапезной принадлежат кисти И.Симонова. В 1887 году при составлении метрики Вознесенской церкви священник П. Чемоданов так охарактеризовал иконостас холодного храма: «… не особенно древнего устройства… гладкий, только между образами сделаны колонки с резьбою рококо и позолотою, фон иконостаса – белый. Иконостас четырёхъярусный. Царские двери резные, верх – полукружием». Иконы были вставлены в резные рамки, состоящие из мелких бусин и растительных вставок между ними. Прилагаемое к метрике фотографическое изображение двух нижних ярусов иконостаса позволяет датировать его временем освящения церкви, что не исключает его переоформления в более поздние годы с сохранением особенностей первоначального замысла.

От многолетнего строительства прихожане обнищали, подати не платили по 2-3 года, поэтому на сходе решили каменную колокольню строить позднее. Появление нового каменного храма имело положительную сторону - приход стал расти за счет притока населения в основном из Вятского уезда. По переписной ведомости 1805 года здесь числилось уже 130 дворов, в которых проживало лиц мужского пола 432 и 413 женщин всех возрастов. Это позволило снова «на свой кошт» в 1807 году заменить прежнюю деревянную колокольню на четырехярусную каменную. Колокольня построили над кровлей трапезной. Наиболее облегченный средний ярус звона имел зауженные арочные проёмы. В её архитектуре нашли отражение черты раннего провинциального классицизма, отличающиеся стройностью и нехарактерной компоновкой столпа. Верхний восьмерик, прорезанный четырьмя осевыми арками, нёс шпилевидное завершение на кирпичном пьедестале. Через три года на колокольню подняли колокола. С западной стороны церкви пристроили палатки. В 1832 году церковь была покрыта железом, сменившим тесовые крыши.В 1878 год отмечен открытием в селе церковно-приходской школы, священником служил Павел Чемоданов.

В 1911 году духовная консистория дважды обращалась в Императорскую археологическую комиссию с просьбой о разрешении произвести реконструкцию трапезной части Вознесенской церкви. Поводом к тому послужила не только потребность в увеличении площади молельного зала, но и неудовлетворительное техническое состояние каменных конструкций здания. Появилась опасность обрушения колокольни, чему способствовало неправильное распределение нагрузки при её строительстве и отсутствие ветровой защиты, возникшей в результате вырубки деревьев на территории вокруг храма. Реконструкция храма по проекту Ивана Аполлоновича Чарушина была произведена в начале 1910-х годов. Габариты здания в плане: длина 36,8 м, ширина по трапезной – 21,0 м.

По данным 1912 года приход Воскресенской церкви насчитывал 41 селение, расположенное на расстоянии до 10 верст. Православных русских 1062 мужского пола и 1159 женского. Занятие прихожан - земледелие и кустарные ремесла. В сельском храме служил священник Николай Анисимов и диакон Владимир Суворов.

В 1930-х годах Вознесенский храм был закрыт. В 1940-е годы разобрали многоярусную колокольню в стиле классицизма. Один из кировский краеведов, исследовав документальные источники, предполагает, что село Прокопье образовалось от слияния трех населенных пунктов – деревень Прокопьево (Аксеновская, Истоминская), Прокопьево (Селифоновцы Задоринцы (-ская)) и Прокопьево (Кули, Вознесенское). Это подтверждается конфигурацией села, состоящего ранее из трёх улиц, идущих к северу, юго-западу и к югу от церкви.

Датой основания населенного пункта считается 1606 год – в архивах Вятского Успенского монастыря хранится благословенная грамота на основание в Прокопьевском погосте церкви во имя Прокопия юродивого – Устюжского чудотворца. Службы в этом деревянном храме проходили с 1608 по 1666 год, пока он не сгорел от «огненного запаления» (от удара молнии). Скорее всего, что основателями села были выходцы с земель Великого Устюга. Это подтверждается списком жителей 1678 года. Среди 17 дворов, 6 принадлежали церковнослужителям, а в 7 проживали устюжане. В фондах Белохолуницкого краеведческого музея хранятся Метрические книги Вознесенской церкви села Прокопье за 1853-1883 и 1896-1898 годы.

https://ok.ru/belokholun/topic/151553193857228



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.