ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Полевской. Церковь Троицы Живоначальной.


Полевской. Церковь Троицы Живоначальной
Церковь. Действует.  
Престолы:Троицы Живоначальной, Спаса Преображения, Воздвижения Креста Господня
Архитектурный стиль:Классицизм
Год постройки:Между 1811 и 1816.
Архитектор:А. Бутырин (крепостной)
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
Россия, Свердловская область, г. Полевской, пос. Северский, ул. Майская, д. 1

Координаты: 56.490845, 60.227405



Сортировка:

Церковь Троицы Живоначальной, , Полевской, Полевской (Полевской ГО), Свердловская область
Anna Kudryavtseva
18 февраля 2012
Церковь Троицы Живоначальной, , Полевской, Полевской (Полевской ГО), Свердловская область
Андрей Балакин
10 октября 2007
Церковь Троицы Живоначальной, Южный фасад<br>, Полевской, Полевской (Полевской ГО), Свердловская область
Южный фасад
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
10 октября 2020
Церковь Троицы Живоначальной, Северный фасад<br>, Полевской, Полевской (Полевской ГО), Свердловская область
Северный фасад
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
10 октября 2020
Церковь Троицы Живоначальной, Вид с северо-востока<br>, Полевской, Полевской (Полевской ГО), Свердловская область
Вид с северо-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
10 октября 2020
Церковь Троицы Живоначальной, Вид с северо-востока<br>, Полевской, Полевской (Полевской ГО), Свердловская область
Вид с северо-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
10 октября 2020
Церковь Троицы Живоначальной, , Полевской, Полевской (Полевской ГО), Свердловская область
Антон Фадеев
26 мая 2018
Церковь Троицы Живоначальной, , Полевской, Полевской (Полевской ГО), Свердловская область
Anna Kudryavtseva
8 августа 2017
Церковь Троицы Живоначальной, , Полевской, Полевской (Полевской ГО), Свердловская область
Дмитрий Панов
19 сентября 2014
Церковь Троицы Живоначальной, , Полевской, Полевской (Полевской ГО), Свердловская область
Дмитрий Панов
19 сентября 2014
Церковь Троицы Живоначальной, , Полевской, Полевской (Полевской ГО), Свердловская область
Дмитрий Панов
19 сентября 2014
Церковь Троицы Живоначальной, , Полевской, Полевской (Полевской ГО), Свердловская область
Anna Kudryavtseva
18 февраля 2012
Церковь Троицы Живоначальной, , Полевской, Полевской (Полевской ГО), Свердловская область
Андрей Балакин
12 декабря 2006
Церковь Троицы Живоначальной, , Полевской, Полевской (Полевской ГО), Свердловская область
Андрей Балакин
2 февраля 2005
Церковь Троицы Живоначальной, , Полевской, Полевской (Полевской ГО), Свердловская область
Anna Kudryavtseva
8 августа 2017
Церковь Троицы Живоначальной, Свод храма<br>, Полевской, Полевской (Полевской ГО), Свердловская область
Свод храма
artysta343
6 октября 2017
Церковь Троицы Живоначальной, , Полевской, Полевской (Полевской ГО), Свердловская область
artysta343
6 октября 2017
Церковь Троицы Живоначальной, Церковь Троицы Живоначальной<br>, Полевской, Полевской (Полевской ГО), Свердловская область
Церковь Троицы Живоначальной
Сергей Ковров
1 июня 1917
Церковь Троицы Живоначальной, Фото XIX века с сайта храма<br>, Полевской, Полевской (Полевской ГО), Свердловская область
Фото XIX века с сайта храма
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
??
Церковь Троицы Живоначальной, Фото начала ХХ века из фондов Свердловского областного краеведческого музея имени О.Е. Клера. Автор Дмитрий Павлович Соломирский<br>, Полевской, Полевской (Полевской ГО), Свердловская область
Фото начала ХХ века из фондов Свердловского областного краеведческого музея имени О.Е. Клера. Автор Дмитрий Павлович Соломирский
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Каменный трехпрестольный храм в честь Святой Живоначальной Троицы был построен на главной площади Полевского завода в первой половине XIX века. Величественное церковное здание притягивало взгляд. С 1932-го по 1991-й годы богослужения в храме не проводились. Богоборческие времена остались в прошлом, и ныне храм вновь стал духовным центром для жителей северной части промышленного города Полевской.

Источник информации - http://www.ekaterinburg-eparhia.ru/temples/ regionaltemples/revdinskoe/at851


Т.  6 ноября 2014

В этом году приход храма в честь Живоначальной Троицы в уральском городе Полевском отмечает 260-летний юбилей. В 1754-м, одновременно с возникновением Северского железоделательного завода, была заложена и церковь с отдельно стоящей колокольней. Построен деревянный храм был всего лишь за один год на средства самих прихожан. Он просуществовал около 50 лет, когда на его месте была возведена нынешняя каменная церковь.

Видеосюжет на телеканале СОЮЗ http://tv-soyuz.ru/news/vedetsya-vosstanovlenie-svyato-troitskogo-hrama-v-uralskom-gorode-polevskom 


Сергей Ковров   17 июля 2018

Первая деревянная церковь, во имя Живоначальныя Троицы, заложена 12 июня 1754 года по благословению Митрополита Тобольского и Сибиского Сильвестра. Освящена по благословенной грамоте того же Митрополита 20 августа 1755 года. Эта церковь, построенная прихожанами на свои средства, в 1825 году за ветхостью была разобрана: на месте престола поставлен мраморный памятник.

Существующее ныне каменное здание бывшего храма заложили 2 июля 1811 года «по благословению Преосвященнаго Иустина, освящено 14 (ст.ст.) июля 1816 года  вышеназванным Владыкою». Сводчатые купола опирались на шестигранные барабаны с узкими декоративными оконцами. Колоннада с узорчатыми антаблементами вверху и пилястрами внизу каждого столпа  придавала храму парадный вид. Шлемообразные маковки поддерживали кресты. Под одной из них, наиболее высокой, размещалась звонница. Эта башенка была трёхъярусной. Выкружки, капители, сандрики, аркатуры, фронтоны и другие архитектурные элементы украшали наружные фасады храма. Привлекали восхищённые взгляды и внутренние интерьеры — мозаикой, фресками, росписями.

Так как население заводской слободки и ближайших к ней поселений увеличивалось, а проживали в них, в основном, люди православные, то в 1872 году прихожане решили расширить храм во всю длину вершины холма приделами и согласились жертвовать по 2 копейки с заработанного рубля на их постройку. Через четыре года, по благословению архиепископа Антония, состоялось их заложение: «праваго — в честь Преображения Господня и леваго — в честь Воздвижения Честнаго Животворящего Креста. Освящение приделов 5 и 6 сентября 1887 года совершил Преосвященный Нафанаил». А ещё пять лет спустя, с разрешения епископа Афанасия, началась реконструкция главного храма. Она была закончена только в 1902 году заменой малого и довольно ветхого иконостаса. Он «не смотрелся» рядом с нарядными придельными иконостасами — двухъярусными, с позолоченной резьбой, окрашенными белою краской.

В 1915 году в трёхпрестольной Свято-Троицкой церкви несли службу два священника с жалованием из заводской казны по 270 рублей в год каждый, дьякон (144 рубля), два псаломщика (по 48 рублей). У церкви имелось 25 десятин покосных угодий, три жилых дома (в одном из сохранившихся ныне расположено управление заводского ОРСа). Приход состоял из 4 270 человек обоего пола, а доход — 2278 рублей в год. К храму относились и две часовни — северская и кособродская.

В 1930-х годах под девизом: «Религия — опиум для народа» началась травля не только священнослужителей, но и паствы, закрытия и разрушения культовых святынь. Лозунг: «Борьба с религией — борьба за социализм» был реализован и в Полевском районе. Весной 1932 года «Лена-банк» выделяет Северскому металлургическому заводу средства на переустройство её под клуб. Конструкторское бюро СМЗ разрабатывает проект, по которому в здании появляются зрительный зал на 160 и балкон на 77 мест, кинобудка, читальня, кружковые, артистическая и оркестрантская комнаты, котельное и угольное помещения для собственного водяного отопления. Над зрительным залом были переделаны перекрытия, разобрана звонница, сняты колокола и главки вместе с крестами, а над барабанами, некогда поддерживающими купола, появились радиомачты от Радиолюбительской станции…

Начиная с 1949 года, клуб им. И. В. Сталина претерпел особенно много изменений. У первой северской церкви центральным входом оставался один — восточный, у новой же — и с востока, и с юга, и с севера, который становится «парадным». В центре нового пристроя теперь размещаются два гардероба, касса с залом, вестибюль. Перед вестибюлем — шикарный портик, каменные ступеньки, новая колоннада. Остальные входы — запасные.

В 1956—1960 гг. клуб перепланируется под детский сектор Дворца культуры северских металлургов. От улицы Пролетарской до клуба и соседней с ним школы рабочей молодёжи прокладываются инженерные сети — теплотрасса, водопровод, канализация. Деревянные лестницы и ограждения заменяются на металлические. С 1961 года клуб становится городским Дворцом пионеров и школьников. В связи с этим в нём реконструируются гардероб, сцена, буфет, механическая мастерская, киноаппаратная, в которую приобрели передвижную киноустановку. Затем в 1973 году клуб пионеров был переоборудован под музей СТЗ.

http://sv-3.prihod.ru/istoriya-prixoda-2/

В 1991 году часть храма была передана верующим, а в 1996 году и вовсе всё здание храма было передано православному приходу. 25 сентября 1991 года южный придел был освящен Высокопреосвященнейшим архиепископом Мелхиседеком (Лебедевым) в честь Пресвятой Троицы, а 13 июля 2001 года центральный придел освящен Высокопреосвященнейшим архиепископом Викентием (Морарем) в честь Воздвижения Креста Господня.

http://www.ekaterinburg-eparhia.ru/building/chrames/186/


Елена Григорьева
 

Свято-Троицкому храму уже два века. В 1754 году одновременно с возникновением Северского железоделательного завода был заложен и деревянный храм с отдельно стоящей колокольней, которая простояла дольше, чем деревянный храм. И уже через год, в 1755 году, при соборном служении священства храм был освящен в честь Святой Троицы. Деревянный храм просуществовал более 50 лет.

2 июля 1811 г. ныне существующий Свято-Троицкий храм был заложен рядом с деревянным. Он был однопрестольным. Удивительно, что расчёты и вся архитектура храма выполнялись обыкновенным крепостным Александром Бутыриным. Он был крепостным у Турчаниновых, занимался самообразованием и смог рассчитать внушительное для того времени строение. Храм был построен достаточно быстро, за пять лет. В 1816 г. он был освящен. Храм был теплый, он отапливался печами. Деревянный храм по благословению владыки был постепенно разобран, распилен на дрова, употребленных на выпечку просфор и отопление храма. В конце XIX века храм был расширен двумя боковыми приделами во всю длину храма. Строительство и освящение центральной части храма состоялось при настоятеле священнике Петре Полянском.

Сейчас ведется большая работа по восстановлению храма. Для начала нужна капитальная перестройка крыши, потому что практически вся геометрия крыши нарушена: конек поднялся на 1,5 метра, и из-за этого закрыты два окна у центрального купола. В будущем планируется восстановить четыре боковых купола с крестами в знак того, что центральный купол - это образ Христа, и четыре купола - это как четыре апостола-евангелиста. Эти купола будут окрашены в зеленый цвет, символизирующий Троицу.

И. Кожевников «Дорога, ведущая к Богу» (беседа с настоятелем Свято-Троицкого храма об истории строительства и восстановления храма, к 195-летию со дня его освящения, Полевской, 2011 г.), «Рабочая правда». - Полевской, 2011. - 3 авг. (№ 31).


Елена Григорьева
 

История второго храма в Полевском, Свято-Троицкого, тесно связана с историей уральской металлургии. Пуск Северского железоделательного завода, состоящего из домны и кричной фабрики, состоялся в 1739 г. Через 20 лет после построения завода северские жители решили за свой счет воздвигнуть церковь. 14 января 1754 г. митрополит Сильвестр Тобольский и Сибирский благословил это строительство. Храм в честь Святой Троицы был заложен 12 июня 1754 г. Строительство его длилось всего один год. Грамота на освящение, подписанная тем же преосвященным 14 мая 1755 г., благословляет протоиерея Кочнева «… оную вновь построенную св. церковь соборне освятить». С момента освящения храма Северский завод становится полноценным селом.

Через 55 лет заводовладелица Фелицата Степановна Турчанинова обратилась к преосвященному Иустину Пермскому и Екатеринбургскому с просьбой позволить в Северском заводе вместо обветшалой деревянной церкви по приложенному плану выстроить новую каменную церковь. Архитектурный проект будущей церкви разработал крепостной Турчаниновых Александр Бутырин.

Закладка нового храма состоялась 2 июля 1811 г. священником Екатерининского собора, членом духовного правления протоиереем Иоанном Сильвестровым. В мае 1816 г. Турчанинова вновь просила того же владыку Иустина о выдаче для освящения церкви святого антиминса. Резолюция на это прошение была наложена следующая: «Госпожу Ф.С. Турчанинову уведомить, что мы сами будемъ освящать храмъ въ Северскомъ заводе, почему и изготовить грамоту на освящение».

14 июля 1816 г. преосвященный Иустин «освятилъ выстроенную вместо деревянной каменную во имя святыя Живоначальныя Троицы церковь».

Деревянный старый храм прослужил северчанам без малого 50 лет, но только в 1825 г. «по разрешению епархиальнаго начальства ветхая церковь была разломана... съ приличною освященному храму осторожностью и благочинием». Все было распилено на дрова для топки нового храма и печения просфор.

Однако новый однопрестольный храм оказался слишком маленьким по размерам. Со временем, когда число жителей увеличилось, он уже не мог вместить всех молящихся. В 1872 г. северские прихожане стали просить разрешения у епархиальнаго начальства расширить церковь во всю ее длину двумя приделами. На их постройку они согласились жертвовать 2% с каждого заработанного рубля.

12 сентября 1876 г. по благословению архиепископа Пермского Антония (Смолина) состоялось заложение приделов: правого – в честь Преображения Господня, а левого – в честь Воздвижения Честнаго Креста Господня.

После завершения строительства 5 и 6 сентября 1887 г. преосвященный Нафанаил (Леандров), епископ Екатеринбургский, с собором пастырей ближайших приходов совершил освящение нового трехпрестольного храма.

Ольга Максимова, http://semantic.uraic.ru/post/postbrowse.aspx?f=p&o1=4019&q=true&project=1


Елена Григорьева
 

Раскроем «План… железоделаемому северскаго заводу… строениям» за 1761 год. На нём, под начальными литерами, прочтём: «1). церковь во имя Святыя Троицы. 2). колоколня…». Оба объекта располагались южнее нынешнего, ближе к берегу пруда, на месте нахождения памятника северчанам, погибшим в гражданскую войну. Колокольня стояла рядом с церковью и севернее от неё. На одноимённом «Плане…» за 1807 год она уже отсутствовала. О первом культовом здании северских мастеровых кое–что можно прочесть в документальном сборнике «Приходы и церкви Екатеринбургской епархии» (Екатеринбург, 1902), «Справочной книжке Екатеринбургской епархии на 1915 год» (Екатеринбург, 1915) и другой религиозно – краеведческой литературе, имеющейся в государственном архиве Свердловской области (ГАСО) или в областной публичной библиотеке им. В.Г. Белинского.

Со страниц сборника узнаём, что «… Первая деревянная церковь, во имя Живоначальныя Троицы, заложена 12 июня 1754 г., по благословению Митрополита Тобольского и Сибирского Сильвестра; освящена, по благословенной грамоте того же Митрополита, 20 августа 1755 г. Эта церковь, построенная прихожанами на свои средства, в 1825 г. за ветхостью, была разобрана: на месте престола поставлен мраморный памятник».

Существующее ныне каменное здание бывшего храма, заложили 2 июля 1811 г., «по благословению Преосвященнаго Иустина, освящено 14 июля 1816 г. вышеназванным Владыкою». (Здесь и далее дореволюционные даты приводятся в старом стиле).

Деталям, общей архитектуре и оформлению храмов издавна придавалось большое значение, как мощному средству воздействия на верующих. Не была исключением и северская церковь. Сводчатые купола опирались на шестигранные барабаны с узкими декоративными оконцами. Колоннада с узорчатыми антаблементами вверху и пилястрами внизу каждого столпа, придавала храму парадный вид. Шлемообразные маковки поддерживали кресты. Под одной из них, наиболее высокой, размещалась звонница. Эта башенка была трёхярусной. Выкружки, капители, сандрики, аркатуры, фронтоны и другие архитектурные элементы украшали наружные фасады храма. Привлекали восхищённые взгляды и внутренние интерьеры – мозаикой, фресками, росписями.

Много лет назад от одного из старожилов – северчан услышал я не то легенду, не то быль. Будто бы, когда к храму доставили самый большой и самый тяжёлый колокол, возник вопрос: как поднять его на колокольню, не разбирая стен и потолка? И будто бы священник выкатил бочку вина в награду тому, кто подскажет самое разумное решение. Разные варианты услышал он из уст прихожан, пока не выступил вперёд один из мужиков и сказал: «Я попробую». «Один?!» - изумились люди. – Каким образом?». «Это моё дело» - только и ответил мастеровой и попросил до утра никому не подниматься на холм, на вершине которого возвышался храм. А утром поплыл от Свято – Троицкой церкви до самой Раскуихи мелодичный перезвон и слышался в нём набатный голос вчерашнего «новичка», хотя стены и потолок остались нетронутыми. А вино мужики пили сообща. Может, и байка это…

Так как население заводской слободки и ближайших к ней поселений увеличивалось, а проживали в них, в основном, люди православные, то в 1872 г. прихожане решили расширить храм во всю длину вершины холма приделами и согласились жертвовать по 2 копейки с заработанного рубля на их постройку.

Через четыре года, по благословению архиепископа Антония, состоялось их заложение: «праваго – в честь Преображения Господня и леваго - в честь Воздвижения Честнаго Животворящего Креста. Освящение приделов 5 и 6 сентября 1887 г. совершил Преосвященный Нафанаил». А ещё пять лет спустя, с разрешения епископа Афанасия, началась реконструкция главного храма. Она была закончена только в 1902 году заменой малого и довольно ветхого иконостаса. Он «не смотрелся» рядом с нарядными придельными иконостасами – двухярусными, с позолочённой резьбой, окрашенными белою краской. При реконструкции использовались и современные достижения градостроительства. 22 апреля 1915 года горный инженер, управляющий Северского завода И.И. Чиканцев представил строительному отделению Пермского губернского правления проект устройства железобетонных потолков в приделах храма, и 25 июня того же года проект был утверждён.

В 1915 году в трёхпрестольной Свято-Троицкой церкви несли службу два священника с жалованием из заводской казны по 270 рублей в год каждый, дьякон (144 руб.), два псаломщика (по 48 руб.). У церкви имелось 25 десятин покосных угодий, три жилых дома (в одном из сохранившихся ныне расположено управление заводского ОРСа). Приход состоял из 4270 человек обоего пола, а доход – 2 278 рублей в год.

В 1930-х г.г., под девизом: «Религия – опиум для народа», началась травля не только священнослужителей, но и паствы, закрытия и разрушения культовых святынь. Лозунг: «Борьба с религией – борьба за социализм», был реализован и в Полевском районе. Старожилы города хорошо помнят прекраснейший и величественнейший храм Вознесения Господня, что стоял рядом с первой полевской больницей, в здании которой ныне размещены городская типография и редакция газеты «Рабочая правда».

Повезло ли тем культовым зданиям, что не подверглись уничтожению? Найдём ответ на этот вопрос, рассмотрев судьбу Свято – Троицкой церкви.

Весной 1932 года «Лена - банк» выделяет Северскому металлургическому заводу средства на переустройство её под клуб. Конструкторское бюро СМЗ (В.В. Хильтерхаус, Н.М. Безукладников и другие) разрабатывает проект, по которому в здании появляются зрительный зал на 160 и балкон – на 77 мест, кинобудка, читальня, кружковые, артистическая и оркестрантская комнаты, котельное и угольное помещения для собственного водяного отопления. Над зрительным залом были переделаны перекрытия, разобрана звонница, сняты колокола и главки вместе с крестами, а над барабанами, некогда поддерживающими купола, появились радиомачты от радиолюбительской станции.

Начиная с 1949 года, клуб им. И.В. Сталина претерпел особенно много изменений. У первой северской церкви центральным входом оставался один – восточный, у новой же – и с востока, и с юга, и с севера, который становится «парадным». В центре нового пристроя теперь размещаются два гардероба, касса с залом, вестибюль. Перед вестибюлем – шикарный портик, каменные ступеньки, новая колоннада. Остальные входы – запасные.

Как свидетельствуют чертежи, хранящиеся в техническом архиве завода, расширение клуба продолжалось и в следующие годы. Например, в обе стороны ещё на 24 метра «растянули» пристрой. На этих дополнительных площадях разместили библиотеку, читальный зал, кружки изобразительного искусства, балетный, «Умелые руки», кабинет председателя правления клуба. Были увеличены размеры балкона; в зрительном зале потолок заменили на подвесной; удалили сгнившие балки чердачного перекрытия; художественно – эстетически оформили элементы центрального входа – парапеты, оконные переплёты и коробки, перила; в зрительном зале появились стол для президиума, трибуна. В 1955 году число посадочных мест в партере достигло 205, на балконе – 100. Чертежи на эти работы выполнили главным образом А.Н. Безукладников и Г. Довженко.

В 1956-1960 г.г. клуб перепланируется под детский сектор Дворца культуры северских металлургов. От улицы Пролетарской до клуба и соседней с ним школой рабочей молодёжи прокладываются инженерные сети – теплотрасса, водопровод, канализация. Деревянные лестницы и ограждения заменяются на металлические. Появляются новые столярные изделия, например, балясины, нарисованные свердловским художником Елисеевым, приглашённым для оформления интерьеров нового Дворца культуры. За счёт расширения библиотеки несколько уменьшилось число мест в зрительном зале и на балконе. Заодно меняется в лучшую сторону и облик водной станции на берегу пруда.

Чтобы отдых детей в клубе был интересным и разнообразным, немало «поломали головы» над последующими проектами и другие заводские конструкторы – Р. Пилюгина, Н. Мишутина, А. Симонов, З. Комарова, Н. Чекменёва, Ю. Тетерин… С 1961 года клуб становится городским Дворцом пионеров и школьников. В связи с этим в нём реконструируются гардероб, сцена, буфет, механическая мастерская, киноаппаратная, в которую приобрели передвижную киноустановку. Из значительных работ в последующие годы, можно назвать выполненные в 1966 г. – подачу электропитания от новой трансформаторной подстанции, возведение тамбура с выходом наружу из кинобудки, увеличение уклона кровли над пристроями северной части Дворца.

Здание бывшего храма всё больше превращалось из памятника старины в современную постройку, особенно внутри. Похоже, нас старались отвадить даже от мысли, что, сохраняя архитектурное наследие для нынешнего и будущих поколений, мы сохраняем память о минувших поколениях, раскрываем истоки культуры и быта государства.

На Северском трубном заводе возникали новые современные цеха, по всему Отечеству ширилась слава о его коллективе. Всё чаще ветераны труда С.П. Кузнецов, Ф.А Ялунин, И.М. Нестеров и другие заводили разговоры о создании музея предприятия. Но мечта их осуществилась не скоро. Только в октябре 1973 года в проектном отделе завода, руководимом А.Н. Безукладниковым, в секторе Н. Чекменёвой, родился чертёж «Дворец пионеров. План комнат краеведческого музея…», а позже появились и другие. Воплощать их в витрины, стенды, экспонаты довелось В.С. Цуканову, Е.И. Бубнову, Е.М. Кожевникову и многим энтузиастам заводского Совета ветеранов труда. С тех пор знакомство с предприятием у большинства поступающих на него, начиналось с посещения производственно-технического музея.

С середины 1980-х г.г. о религии заговорили открыто и повсеместно. В городах верующим стали возвращать и восстанавливать культовые здания. То же произошло и в Полевском. Никакие советские законы не смогли за семь десятков лет изменить духовные помыслы верующих. Они передавались от поколения к поколению, поддерживая надежду, что когда-нибудь да восторжествует свет разума над мглой несправедливости.

На сегодняшний день два зала из трёх, после нелицеприятных устных и печатных споров, были возвращены пастве возрождающейся Свято-Троицкой церкви. Экспонатам музея, по всей вероятности, вскоре предстоит переезд в один из жилых домов по улице Пролетарской. Много перемен было в 180-летней биографии храма. Очень бы хотелось увидеть его в первозданном виде, тем более, что первые попытки к его реставрации уже предпринимаются.

Примечание: 18 июня 1991 г. из этого здания был вывезен последний экспонат и оно сразу же полностью было передано верующим. А музей был создан на территории предприятия, рядом с интереснейшим памятником древней архитектуры середины XIX в. - домной. Ныне он совместно с домной и наружными крупными экспонатами представляет из себя большой музейный комплекс "Северская домна", заставляющий восхищаться им как соотечественников, так и иностранных посетителей.

Алексей Кожевников «Утраченные святыни Северского завода», г. Полевской, http://uraloved.ru/istoriya/svyatini-severskogo



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.