Раскроем «План… железоделаемому северскаго заводу… строениям» за 1761 год. На нём, под начальными литерами, прочтём: «1). церковь во имя Святыя Троицы. 2). колоколня…». Оба объекта располагались южнее нынешнего, ближе к берегу пруда, на месте нахождения памятника северчанам, погибшим в гражданскую войну. Колокольня стояла рядом с церковью и севернее от неё. На одноимённом «Плане…» за 1807 год она уже отсутствовала. О первом культовом здании северских мастеровых кое–что можно прочесть в документальном сборнике «Приходы и церкви Екатеринбургской епархии» (Екатеринбург, 1902), «Справочной книжке Екатеринбургской епархии на 1915 год» (Екатеринбург, 1915) и другой религиозно – краеведческой литературе, имеющейся в государственном архиве Свердловской области (ГАСО) или в областной публичной библиотеке им. В.Г. Белинского.
Со страниц сборника узнаём, что «… Первая деревянная церковь, во имя Живоначальныя Троицы, заложена 12 июня 1754 г., по благословению Митрополита Тобольского и Сибирского Сильвестра; освящена, по благословенной грамоте того же Митрополита, 20 августа 1755 г. Эта церковь, построенная прихожанами на свои средства, в 1825 г. за ветхостью, была разобрана: на месте престола поставлен мраморный памятник».
Существующее ныне каменное здание бывшего храма, заложили 2 июля 1811 г., «по благословению Преосвященнаго Иустина, освящено 14 июля 1816 г. вышеназванным Владыкою». (Здесь и далее дореволюционные даты приводятся в старом стиле).
Деталям, общей архитектуре и оформлению храмов издавна придавалось большое значение, как мощному средству воздействия на верующих. Не была исключением и северская церковь. Сводчатые купола опирались на шестигранные барабаны с узкими декоративными оконцами. Колоннада с узорчатыми антаблементами вверху и пилястрами внизу каждого столпа, придавала храму парадный вид. Шлемообразные маковки поддерживали кресты. Под одной из них, наиболее высокой, размещалась звонница. Эта башенка была трёхярусной. Выкружки, капители, сандрики, аркатуры, фронтоны и другие архитектурные элементы украшали наружные фасады храма. Привлекали восхищённые взгляды и внутренние интерьеры – мозаикой, фресками, росписями.
Много лет назад от одного из старожилов – северчан услышал я не то легенду, не то быль. Будто бы, когда к храму доставили самый большой и самый тяжёлый колокол, возник вопрос: как поднять его на колокольню, не разбирая стен и потолка? И будто бы священник выкатил бочку вина в награду тому, кто подскажет самое разумное решение. Разные варианты услышал он из уст прихожан, пока не выступил вперёд один из мужиков и сказал: «Я попробую». «Один?!» - изумились люди. – Каким образом?». «Это моё дело» - только и ответил мастеровой и попросил до утра никому не подниматься на холм, на вершине которого возвышался храм. А утром поплыл от Свято – Троицкой церкви до самой Раскуихи мелодичный перезвон и слышался в нём набатный голос вчерашнего «новичка», хотя стены и потолок остались нетронутыми. А вино мужики пили сообща. Может, и байка это…
Так как население заводской слободки и ближайших к ней поселений увеличивалось, а проживали в них, в основном, люди православные, то в 1872 г. прихожане решили расширить храм во всю длину вершины холма приделами и согласились жертвовать по 2 копейки с заработанного рубля на их постройку.
Через четыре года, по благословению архиепископа Антония, состоялось их заложение: «праваго – в честь Преображения Господня и леваго - в честь Воздвижения Честнаго Животворящего Креста. Освящение приделов 5 и 6 сентября 1887 г. совершил Преосвященный Нафанаил». А ещё пять лет спустя, с разрешения епископа Афанасия, началась реконструкция главного храма. Она была закончена только в 1902 году заменой малого и довольно ветхого иконостаса. Он «не смотрелся» рядом с нарядными придельными иконостасами – двухярусными, с позолочённой резьбой, окрашенными белою краской. При реконструкции использовались и современные достижения градостроительства. 22 апреля 1915 года горный инженер, управляющий Северского завода И.И. Чиканцев представил строительному отделению Пермского губернского правления проект устройства железобетонных потолков в приделах храма, и 25 июня того же года проект был утверждён.
В 1915 году в трёхпрестольной Свято-Троицкой церкви несли службу два священника с жалованием из заводской казны по 270 рублей в год каждый, дьякон (144 руб.), два псаломщика (по 48 руб.). У церкви имелось 25 десятин покосных угодий, три жилых дома (в одном из сохранившихся ныне расположено управление заводского ОРСа). Приход состоял из 4270 человек обоего пола, а доход – 2 278 рублей в год.
В 1930-х г.г., под девизом: «Религия – опиум для народа», началась травля не только священнослужителей, но и паствы, закрытия и разрушения культовых святынь. Лозунг: «Борьба с религией – борьба за социализм», был реализован и в Полевском районе. Старожилы города хорошо помнят прекраснейший и величественнейший храм Вознесения Господня, что стоял рядом с первой полевской больницей, в здании которой ныне размещены городская типография и редакция газеты «Рабочая правда».
Повезло ли тем культовым зданиям, что не подверглись уничтожению? Найдём ответ на этот вопрос, рассмотрев судьбу Свято – Троицкой церкви.
Весной 1932 года «Лена - банк» выделяет Северскому металлургическому заводу средства на переустройство её под клуб. Конструкторское бюро СМЗ (В.В. Хильтерхаус, Н.М. Безукладников и другие) разрабатывает проект, по которому в здании появляются зрительный зал на 160 и балкон – на 77 мест, кинобудка, читальня, кружковые, артистическая и оркестрантская комнаты, котельное и угольное помещения для собственного водяного отопления. Над зрительным залом были переделаны перекрытия, разобрана звонница, сняты колокола и главки вместе с крестами, а над барабанами, некогда поддерживающими купола, появились радиомачты от радиолюбительской станции.
Начиная с 1949 года, клуб им. И.В. Сталина претерпел особенно много изменений. У первой северской церкви центральным входом оставался один – восточный, у новой же – и с востока, и с юга, и с севера, который становится «парадным». В центре нового пристроя теперь размещаются два гардероба, касса с залом, вестибюль. Перед вестибюлем – шикарный портик, каменные ступеньки, новая колоннада. Остальные входы – запасные.
Как свидетельствуют чертежи, хранящиеся в техническом архиве завода, расширение клуба продолжалось и в следующие годы. Например, в обе стороны ещё на 24 метра «растянули» пристрой. На этих дополнительных площадях разместили библиотеку, читальный зал, кружки изобразительного искусства, балетный, «Умелые руки», кабинет председателя правления клуба. Были увеличены размеры балкона; в зрительном зале потолок заменили на подвесной; удалили сгнившие балки чердачного перекрытия; художественно – эстетически оформили элементы центрального входа – парапеты, оконные переплёты и коробки, перила; в зрительном зале появились стол для президиума, трибуна. В 1955 году число посадочных мест в партере достигло 205, на балконе – 100. Чертежи на эти работы выполнили главным образом А.Н. Безукладников и Г. Довженко.
В 1956-1960 г.г. клуб перепланируется под детский сектор Дворца культуры северских металлургов. От улицы Пролетарской до клуба и соседней с ним школой рабочей молодёжи прокладываются инженерные сети – теплотрасса, водопровод, канализация. Деревянные лестницы и ограждения заменяются на металлические. Появляются новые столярные изделия, например, балясины, нарисованные свердловским художником Елисеевым, приглашённым для оформления интерьеров нового Дворца культуры. За счёт расширения библиотеки несколько уменьшилось число мест в зрительном зале и на балконе. Заодно меняется в лучшую сторону и облик водной станции на берегу пруда.
Чтобы отдых детей в клубе был интересным и разнообразным, немало «поломали головы» над последующими проектами и другие заводские конструкторы – Р. Пилюгина, Н. Мишутина, А. Симонов, З. Комарова, Н. Чекменёва, Ю. Тетерин… С 1961 года клуб становится городским Дворцом пионеров и школьников. В связи с этим в нём реконструируются гардероб, сцена, буфет, механическая мастерская, киноаппаратная, в которую приобрели передвижную киноустановку. Из значительных работ в последующие годы, можно назвать выполненные в 1966 г. – подачу электропитания от новой трансформаторной подстанции, возведение тамбура с выходом наружу из кинобудки, увеличение уклона кровли над пристроями северной части Дворца.
Здание бывшего храма всё больше превращалось из памятника старины в современную постройку, особенно внутри. Похоже, нас старались отвадить даже от мысли, что, сохраняя архитектурное наследие для нынешнего и будущих поколений, мы сохраняем память о минувших поколениях, раскрываем истоки культуры и быта государства.
На Северском трубном заводе возникали новые современные цеха, по всему Отечеству ширилась слава о его коллективе. Всё чаще ветераны труда С.П. Кузнецов, Ф.А Ялунин, И.М. Нестеров и другие заводили разговоры о создании музея предприятия. Но мечта их осуществилась не скоро. Только в октябре 1973 года в проектном отделе завода, руководимом А.Н. Безукладниковым, в секторе Н. Чекменёвой, родился чертёж «Дворец пионеров. План комнат краеведческого музея…», а позже появились и другие. Воплощать их в витрины, стенды, экспонаты довелось В.С. Цуканову, Е.И. Бубнову, Е.М. Кожевникову и многим энтузиастам заводского Совета ветеранов труда. С тех пор знакомство с предприятием у большинства поступающих на него, начиналось с посещения производственно-технического музея.
С середины 1980-х г.г. о религии заговорили открыто и повсеместно. В городах верующим стали возвращать и восстанавливать культовые здания. То же произошло и в Полевском. Никакие советские законы не смогли за семь десятков лет изменить духовные помыслы верующих. Они передавались от поколения к поколению, поддерживая надежду, что когда-нибудь да восторжествует свет разума над мглой несправедливости.
На сегодняшний день два зала из трёх, после нелицеприятных устных и печатных споров, были возвращены пастве возрождающейся Свято-Троицкой церкви. Экспонатам музея, по всей вероятности, вскоре предстоит переезд в один из жилых домов по улице Пролетарской. Много перемен было в 180-летней биографии храма. Очень бы хотелось увидеть его в первозданном виде, тем более, что первые попытки к его реставрации уже предпринимаются.
Примечание: 18 июня 1991 г. из этого здания был вывезен последний экспонат и оно сразу же полностью было передано верующим. А музей был создан на территории предприятия, рядом с интереснейшим памятником древней архитектуры середины XIX в. - домной. Ныне он совместно с домной и наружными крупными экспонатами представляет из себя большой музейный комплекс "Северская домна", заставляющий восхищаться им как соотечественников, так и иностранных посетителей.
Алексей Кожевников «Утраченные святыни Северского завода», г. Полевской, http://uraloved.ru/istoriya/svyatini-severskogo