ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Суджа. Церковь Троицы Живоначальной и Вознесения Господня.

Троицкая церковь


Суджа. Церковь Троицы Живоначальной и Вознесения Господня
Церковь. Действует.  
Престолы:Вознесения Господня, Троицы Живоначальной
Год постройки:1812.
Адрес:
Курская обл., Суджанский р-н, г. Суджа, ул. Карла Либкнехта, д. 9

Координаты: 51.193765, 35.269252



Сортировка:

Церковь Троицы Живоначальной и Вознесения Господня, , Суджа, Суджанский район, Курская область
Илга Гондарева
23 сентября 2012
Церковь Троицы Живоначальной и Вознесения Господня, , Суджа, Суджанский район, Курская область
Илга Гондарева
8 сентября 2012
Церковь Троицы Живоначальной и Вознесения Господня, Вид со стороны улицы Карла Либкнехта<br>, Суджа, Суджанский район, Курская область
Вид со стороны улицы Карла Либкнехта
Артем Родионов
5 января 2009
Церковь Троицы Живоначальной и Вознесения Господня, Вид со стороны переулка Карла Маркса<br>, Суджа, Суджанский район, Курская область
Вид со стороны переулка Карла Маркса
Артем Родионов
5 января 2009
Церковь Троицы Живоначальной и Вознесения Господня, Ночная подсветка Церкви<br>, Суджа, Суджанский район, Курская область
Ночная подсветка Церкви
Артем Родионов
5 января 2009
Церковь Троицы Живоначальной и Вознесения Господня, , Суджа, Суджанский район, Курская область
МОРПЕХ879
25 июля 2022
Церковь Троицы Живоначальной и Вознесения Господня, , Суджа, Суджанский район, Курская область
МОРПЕХ879
25 июля 2022
Церковь Троицы Живоначальной и Вознесения Господня, , Суджа, Суджанский район, Курская область
Сергей Сол
2 ноября 2019
Церковь Троицы Живоначальной и Вознесения Господня, , Суджа, Суджанский район, Курская область
Илга Гондарева
8 сентября 2012
Церковь Троицы Живоначальной и Вознесения Господня, , Суджа, Суджанский район, Курская область
Илга Гондарева
8 сентября 2012
Церковь Троицы Живоначальной и Вознесения Господня, , Суджа, Суджанский район, Курская область
Илга Гондарева
8 сентября 2012
Церковь Троицы Живоначальной и Вознесения Господня, , Суджа, Суджанский район, Курская область
Илга Гондарева
8 сентября 2012
Церковь Троицы Живоначальной и Вознесения Господня, Фото храма в послевоенные годы. 1954 г.<br>, Суджа, Суджанский район, Курская область
Фото храма в послевоенные годы. 1954 г.
Евгений Т.
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Илга Гондарева
 
Илга Гондарева  16 апреля 2011

Суджанское чудо

Пряжевская икона Божией Матери несколько лет назад обретена вновь в Троицком храме Суджи. Суджанскому художнику Ивану Белому во сне явилась Пресвятая Богородица и повелела образ обновить. Только Лика Пречистой не коснулся художник, не дерзнул... С тех давних пор перед образом сами собой зажигаются лампады, свечи, люди исцеляются от смертельных недугов.

В недоброй памяти 1937 году, когда закрыли Белогорский монастырь в Горнале, приехали в Суджу монахи с Пряжевским образом на руках. В эту ночь монахам, расположившимся на ночлег в нашем городе, явилась Сама Царица Небесная в сопровождении Святителя Николая, - настоятель Свято-Троицкого храма священник Евгений Шестопалов с благоговением возжигает свечи перед Пряжевской иконой. Пресвятая Богородица сказала, что Ее поместили в место разврата и запустения (Успенский собор в скором времени был превращен в Дом культуры) и повелела инокам нести Ее икону туда, где Ее встретит старец Симеон... Наутро монахи проснулись и стали расспрашивать местных жителей, где живет тот старец Симеон, к которому нужно нести чудотворный образ. Но никто не мог ничего сказать. Бродя по улицам города, изгнанники остановились около нашей Троицой церкви. Со стороны алтаря, на апсиде, они увидели икону Сретения Господня, на которой старец Симеон Богоприимец берет из рук Девы Марии Богомладенца Христа. И тогда монахов осенило, что Богородица повелела им поместить икону именно здесь, в этом храме, где был престол в честь праздника Сретения. А закрашенная уже в наши дни икона Сретения на апсиде храма теперь сама вдруг начинает проявляться из-под слоя штукатурки. И в этом мы видим Божий Промысел. Пряжевская икона пришла к нам через гонения, через пожар сорок третьего (настоятель отец Иоанн Переверзев тогда спас ее), и теперь она в нашей Троицкой церкви. Это тем более знаменательно, что Церковь чтит Пряжевский образ на третий день после праздника Святой Троицы. Молитва перед Пряжевской иконой особенно помогает в болезнях позвоночника и ног, в женских болезнях, перед родами. Рядом с ней - образ Святителя и Чудотворца Николая. Время от времени по нему медленно стекает вниз крупная капля густого, желтоватого мира. Как будто бы прямо с Небес на грешную землю!

http://www.cofe.ru/blagovest/article.asp?heading=30&article=5906


Илга Гондарева
 
Илга Гондарева  22 сентября 2012

Свято-Троицкому храму в городе Судже 200 лет (1811 год). Сам город маленький – меньше восьми тысяч жителей, а храм большой: от пола до купола 23 метра, а общая площадь его помещений – около 500 квадратных метров. При советской власти в храме был склад конторы "Заготзерно".
Отец Евгений принял храм в страшном запустении: "Представляете, на колокольне деревья росли!" Затеял капитальный ремонт. И когда на церковном дворе копали траншею для водопровода, то буквально в трех метрах от сторожки, в которой поселился отец Евгений с матушкой Ксенией и детьми, обнаружили в земле человеческие останки.

Эхо войны. Храм горел всю ночь. Жители окрестных улиц слышали предсмертные стоны и крики сотен раненых венгров, которых гитлеровцы затолкали в Троицкую церковь, да сами, как утверждают теперь, подожгли, наглухо заперев все выходы. Немцы отступали поспешно, им было не до раненых союзников-мадьяров.

Свято-Троицкий храм города Суджи с 1943 года буквально стоял на костях. До самого недавнего времени в алтаре, под престолом, Православные находили гильзы, человеческие ребра и позвонки, пока не получили из Минобороны Венгерской Республики разрешение на эксгумацию останков. Похоронили несколько сот скелетов тут же, возле храма, в братской могиле под крестом. Жестокая смерть примирила их с русской землей, на которую непрошенными гостями они пришли убивать...

http://www.cofe.ru/blagovest/article.asp?heading=30&article=5906.


Марина Зуйкова  23 декабря 2018

Свято-Троицкий храм является памятником архитектуры XIX века. Он расположен в центре города. Церковь была закончена строительством в 1811 г., в ту пору, когда классический стиль в русской архитектуре уже вступил в последнюю фазу своего развития. В этом памятнике формы классической архитектуры были поданы своеобразно, в сочетании с предшествующим стилем барокко. Ко всему, по народной традиции храм был украшен цветными керамическими и лепными деталями, которые придавали ему нарядный и даже изысканный облик. К сожалению, к концу XX века декор был утрачен.

План здания крестообразный, с трапезной - притвором. На этом притворе возведена двухъярусная колокольня; первый ее этаж восьмигранный, а второй - круглый. Такой прием известен в архитектуре классицизма, но по традициям этого стиля поверхности стен обычно не содержат обильных украшений. Здесь же керамические цветные розетки сплошными полосами опоясывали нижние ярусы колокольни, изящные пилястры были каннелированы и также украшены красивыми розетками. Живописный лепной орнамент покрывал круглые поверхности колокольни. Главный подкупольный барабан был декорирован таким же способом. В целом архитектурный облик этого здания создавался не только объемами и масштабной соразмерностью, но и обильным применением цветных декоративных элементов. Все это напоминало мотивы народного искусства - цветную керамику, вышивку, ткачество и другие его виды. В 1994 году в силу разрушения лепных деталей, не поддающихся восстановлению, было решено их удалить и нанести новый слой штукатурки. В планах прихода восстановить первозданный внешний облик церковного здания.

История Троицкого прихода уходит корнями в древность. Тем не менее, известно, что во время основания г. Суджи (1664 г.) Троицкой церкви не существовало. Как узнаем из описи г. Суджи, составленной стольником и воеводою Герасимом Семеновичем Рагозиным, в местности, занимаемой ныне приходом Троице-Вознесенской церкви, находилась только одна Вознесенская церковь, выстроенная за стенами города на посаде или в слободе. В эту церковь жалована была царем Алексеем Михайловичем на содержание причта подцерковная земля, находившаяся в общем владении с причтом Архангело-Михайловской церкви и причтом Преображенской церкви; первоначально этой земли жалуемо было 60 четвертей и сенных покосов на 500 копен; а затем, в царствование Федора Ивановича, это количество земли в 1679 г. было увеличено еще на 200 четвертей. В этот счет входила только удобная земля. К концу XIX века, благодаря захвату посторонних лиц, жалованной земли для Троицкой церкви имелось с остальными тремя церквами 1147 десятин 1862 саж.

Первым священником в Вознесенской церкви был Иван Захарьев, он же Терлецкий, один из трех сыновей Захария Григорьевича Терлецкого, пришедшего в Суджу из польского местечка Омбишева.

Вознесенская церковь была деревянная, небольшая, с узкими окнами, колокольня стояла отдельно и была деревянная. По своему устройству Вознесенская церковь походила на церкви того времени, в ней в западной части, возле паперти, находился «бабинец» - отделение, занимаемое женщинами-старухами, в бабинце около стены были лавочки, на которых сидели во время долгих богослужений. В самой церкви стены были расписаны изображениями из истории Ветхого Завета. Иконостас был трехъярусный, грубой резной работы. Живопись также была груба. Клиросы обставлены иконами в киотах.

Что же касается, собственно говоря, Троицкой церкви, то она по времени своего основания гораздо позже Вознесенской: тем не менее, она уже является существующею в 1701 г., как это видно из одной старинной описи г.Суджи. Но, нужно думать, что она основана несколько ранее этого времени.

По обветшалости церкви и по бедности прихожан, не могущих ее поддерживать, решено было, по указанию епархиальной власти, присоединить Троицкую церковь к Вознесенской, из двух церквей, таким образом, составилась одна под общим именем Троице-Вознесенской.

В прежнее время церкви утверждались на деревянных столбах и имели деревянную крышу; через эти два обстоятельства церкви не могли долго существовать в прежнем виде, по причине ветхости должны были или ремонтироваться или же вновь перестраиваться. Этому закону времени надлежала неминуемо и Троице-Вознесенская церковь - в 1778 г. она настолько была ветха, что прихожане порешили вместо нее выстроить новую каменную церковь, при этом им пришлось склонить на свою сторону прихожан Архангело-Михайловскои церкви соединиться в один приход и общими средствами выстроить одну большую каменную церковь, в которой в числе других престолов был бы устроен престол во имя Архангела Михаила; на такое предложение прихожане Архангело-Михайловскои церкви по причине начавшегося разрушения своей церкви должны были согласиться.

Епархиальное начальство вполне удовлетворило просьбу прихожан обоих церквей и, таким образом, была заложена одна большая каменная церковь с главным приделом во имя Живоначальныя Троицы и боковыми приделами: южным правым во имя Вознесения Господа нашего Иисуса Христа и северным левым - во имя Архангела Михаила. Постройка этой церкви окончилась в 1812 г., и в этом году была освящена; колокольня по обычаю того времени выстроена была отдельно.

Но по соединении Архангельской церкви с Троице-Вознесенскою и земля подцерковная Архангельской церкви соединена была с землею Вознесенской церкви. Таким образом, при Троице-Вознесенской церкви образовался многолюдный приход, причем духовенство пользовалось, по сравнению с другими приходами, большими земельными угодьями. При Успенской же церкви и приход был небольшой, а земельных угодий совсем не было, приход жил бедно. По этим причинам духовенство Успенской церкви совместно с прихожанами стало ходатайствовать пред епархиальным начальством о причислении земли Архангельского прихода к Успенской церкви. Ходатайство это имело положительный результат, и в 1831 г. земля Архангельской церкви была присоединена к Успенской церкви. Вскоре после этого прихожане задумали расширить свой храм устройством еще двух приделов, в правой стороне - во имя Святителя Митрофана, а в левой - во имя Сретения Господня.

Из донесения Курского губернского архитектора Воронова Курскому губернатору Бибикову Н.П. об окончании строительства в 1857 г. ряда церковных и гражданских зданий указано, что «...окончена пристройка к Троице-Вознесенской церкви в г. Судже на средства прихожан двух теплых приделов. 25 сентября 1857 года архиепископом Курским и Белгородским Сергием освящены антиминсы, бывшие на престолах этих приделов» (Госуд. Архив Курской обл., фонд 483, оп.1, дело 4, №5).

Таким образом, Троицкая церковь стала пятипрестольной и оставалась таковой вплоть до 1919 г. В клировых ведомостях за вышеуказанный год (фонд 217, №1, дело 4185, арх. №5) указаны следующие приделы: Троицкий, Вознесенский, Тихвинский, Сретенский, Митрофановский. Здесь же содержатся сведения о том, что по штату при ней были положены два священника, дьякон и два псаломщика. Домов и других принадлежащих зданий в начале советского периода уже не было. В этом году была отобрана и церковная земля.

Один из священников, служивших в храме во время революции - протоиерей Михаил Иванович Малеванный - похоронен в 1922 г. у южной стороны церкви. Имя еще одного священника Троицкого храма известно из «Книги памяти жертв политических репрессий» (изд. Курск, 1996г. с. 226). Это Сергеев Дмитрий Васильевич, родившийся в 1857 г. в с.Стаканово Щигровского района. Арестован 27 августа, расстрелян 3 ноября 1937 г. Реабилитирован 13 июня 1989 г.

Во время страданий за веру и разорения Домов Божьих Троицкий храм эта участь постигла 8 мая 1940 г. В Курском государственном архиве хранится дело №202 о закрытии, основанном на решении исполкома «в связи с распадом церковного совета и не совершениями богослужений». Но в конце дела приложено прошение церковного старосты Ефросиний Андриановны Найденко с подписью членов приходского совета о нарушениях со стороны «Заготзерно» договора о совместном использовании здания церкви и незаконном занятии левого предела храма зерном, где совершалось богослужение. Таким образом, постоянные обращения верующих в прокуратуру говорили об обратном.

Возобновление церковной жизни произошло с началом Великой Отечественной войны. 7 декабря 1941 г. состоялось собрание, где отец Иоанн Переверзев, бывший клириком здесь до закрытия, сообщил, что Горуправление разрешило открыть храм и начать ремонт по восстановлению. В протоколе общего собрания прихожан Троицкой церкви г.Суджи, состоявшегося 9 августа 1942 г., содержится письменное свидетельство о пребывании в этом храме чудотворной иконы: «собрание обсудило вопрос о чтимой иконе Божией Матери «Пряжевская», в прежнее время имевшей местопребывание в Белогорской Пустыни, а в начале революции перенесенной в г.Суджу, сохраненной до сего времени и находящейся в нашем храме, и постановило просить Преосвященнейшего Епископа Курского и Белгородского дать благословение остаться иконе в нашем храме и городе». Так, чаяниями и заботой прихожан в Судже на протяжении многих лет пребывала чудотворная святыня. Удивительным образом она сохранилась здесь и во время оккупации, хотя храм, в котором она находилась, пережил трагические события: в феврале 1943 г. через г.Суджу началось движение отступающих немецких войск. О. Иоанну Переверзеву - настоятелю храма — было приказано очистить место для размещения раненых. Позже, в докладной записке Архиепископу Питириму он сообщал: «Через час времени храм был заполнен массой раненых мадьяр. На полах была послана солома, около стен поставлено несколько печей. Несколько раз мы с членами приходского Совета просили солдат быть осторожными и предупреждали об опасности возникновения пожара. Однако случившееся несчастье не оказалось возможным предотвратить. В одну ночь храм загорелся. Пожар быстро распространялся, тушить было некому и нечем. Огнем уничтожены ценный иконостас, престол, жертвенник, сосуды, книги, священнические одежды и прочее. Утварь мною была вынесена еще до пожара. 2 марта при отступлении последних частей немцы подожгли крышу храма и колокольню. Во время пожара слышны были многочисленные взрывы снарядов. Таким образом, прежде величественный храм, отрада и утешение верующих православных людей, стоит теперь в жалком и неприглядном виде без крыши, окон, остались только стены».

В своем письме священник умолчал о человеческих жертвах этого пожарища. Между тем, пожилые жители хорошо помнят, как раненых венгров заперли и подожгли в храме. Горевших заживо мадьяр, пытавшихся вырваться из огненного ада, хладнокровно расстреливали. Старики вспоминают, что едкий дым тянулся из окон три дня, а на церковном полу плотно лежали обугленные кости. И на месте бывшего алтаря они лежали, и около храма тоже... После войны об этой истории старались не вспоминать - не свои ведь погибли, а враги, которых прикопали тут же, по всему церковному двору. Не раз впоследствии на венгерские останки наталкивались при проведении хозяйственных земляных работ, да так и оставляли.

Вернулись к кровавым суджанским событиям 43-го года спустя десятки лет. По благословению Архиепископа Курского и Рыльского Иувеналия в 1999-2000 г.г. под руководством областного патриотического клуба «Поиск» и финансовой поддержке международной ассоциации «Военные мемориалы» курскими, Курчатовскими, черемисиновскими подростками-поисковиками были подняты на территории храма более 350-ти останков. Среди больших костей были обнаружены и маленькие. Что за дети погребены у церковных стен, еще предстоит исторически установить. Перезахоронение состоялось 7 июня 2000 г. Отпевание по православному чину совершил Владыка Ювеналий. Детские останки захоронены отдельно слева у алтаря. Мадьярская могила находится за церковной оградой с западной стороны. Памятный знак установлен на средства Венгрии. Ухаживает за мемориалом Троицкий приход.

Дата похорон совпала с днем крестного хода с Чудотворной Пряжевской иконой, которая уцелела в страшном пожаре. Находившаяся ранее в Николо-Белогорском монастыре, носимая каждый год Крестным ходом в Мирополье, Суджу и окрестные села, она славилась чудесами и исцелениями. В советское время традиция Крестных ходов, естественно, прекратилась. На долгое время святыня оказалась в забытьи у народного почитания. И только 26 октября 1996 г. с благословения и с участием Архиепископа Ювеналия состоялся Крестный ход с иконой в бывший Белогорский Горнальский монастырь — прежнее место ее пребывания.

Послевоенная история храма - это непрерывное, трудоемкое восстановление здания церкви. Убытки от пожара оказались невосполнимыми. Лишь через три года была возведена новая кровля. 11 июня 1946 г. Архиепископом Курским и Белгородским Питиримом храм был освящен (кроме Сретенского и Митрофановского придела) и признан соборным. В 1956 г. Троицкую церковь посетил Архиепископ Иннокентий.

Все время течение ремонтных работ осуществлялось под чутким руководством правящих Архиереев.

http://sudganskoe-1.cerkov.ru/



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.