Свято-Троицкий храм является памятником архитектуры XIX века. Он расположен в центре города. Церковь была закончена строительством в 1811 г., в ту пору, когда классический стиль в русской архитектуре уже вступил в последнюю фазу своего развития. В этом памятнике формы классической архитектуры были поданы своеобразно, в сочетании с предшествующим стилем барокко. Ко всему, по народной традиции храм был украшен цветными керамическими и лепными деталями, которые придавали ему нарядный и даже изысканный облик. К сожалению, к концу XX века декор был утрачен.
План здания крестообразный, с трапезной - притвором. На этом притворе возведена двухъярусная колокольня; первый ее этаж восьмигранный, а второй - круглый. Такой прием известен в архитектуре классицизма, но по традициям этого стиля поверхности стен обычно не содержат обильных украшений. Здесь же керамические цветные розетки сплошными полосами опоясывали нижние ярусы колокольни, изящные пилястры были каннелированы и также украшены красивыми розетками. Живописный лепной орнамент покрывал круглые поверхности колокольни. Главный подкупольный барабан был декорирован таким же способом. В целом архитектурный облик этого здания создавался не только объемами и масштабной соразмерностью, но и обильным применением цветных декоративных элементов. Все это напоминало мотивы народного искусства - цветную керамику, вышивку, ткачество и другие его виды. В 1994 году в силу разрушения лепных деталей, не поддающихся восстановлению, было решено их удалить и нанести новый слой штукатурки. В планах прихода восстановить первозданный внешний облик церковного здания.
История Троицкого прихода уходит корнями в древность. Тем не менее, известно, что во время основания г. Суджи (1664 г.) Троицкой церкви не существовало. Как узнаем из описи г. Суджи, составленной стольником и воеводою Герасимом Семеновичем Рагозиным, в местности, занимаемой ныне приходом Троице-Вознесенской церкви, находилась только одна Вознесенская церковь, выстроенная за стенами города на посаде или в слободе. В эту церковь жалована была царем Алексеем Михайловичем на содержание причта подцерковная земля, находившаяся в общем владении с причтом Архангело-Михайловской церкви и причтом Преображенской церкви; первоначально этой земли жалуемо было 60 четвертей и сенных покосов на 500 копен; а затем, в царствование Федора Ивановича, это количество земли в 1679 г. было увеличено еще на 200 четвертей. В этот счет входила только удобная земля. К концу XIX века, благодаря захвату посторонних лиц, жалованной земли для Троицкой церкви имелось с остальными тремя церквами 1147 десятин 1862 саж.
Первым священником в Вознесенской церкви был Иван Захарьев, он же Терлецкий, один из трех сыновей Захария Григорьевича Терлецкого, пришедшего в Суджу из польского местечка Омбишева.
Вознесенская церковь была деревянная, небольшая, с узкими окнами, колокольня стояла отдельно и была деревянная. По своему устройству Вознесенская церковь походила на церкви того времени, в ней в западной части, возле паперти, находился «бабинец» - отделение, занимаемое женщинами-старухами, в бабинце около стены были лавочки, на которых сидели во время долгих богослужений. В самой церкви стены были расписаны изображениями из истории Ветхого Завета. Иконостас был трехъярусный, грубой резной работы. Живопись также была груба. Клиросы обставлены иконами в киотах.
Что же касается, собственно говоря, Троицкой церкви, то она по времени своего основания гораздо позже Вознесенской: тем не менее, она уже является существующею в 1701 г., как это видно из одной старинной описи г.Суджи. Но, нужно думать, что она основана несколько ранее этого времени.
По обветшалости церкви и по бедности прихожан, не могущих ее поддерживать, решено было, по указанию епархиальной власти, присоединить Троицкую церковь к Вознесенской, из двух церквей, таким образом, составилась одна под общим именем Троице-Вознесенской.
В прежнее время церкви утверждались на деревянных столбах и имели деревянную крышу; через эти два обстоятельства церкви не могли долго существовать в прежнем виде, по причине ветхости должны были или ремонтироваться или же вновь перестраиваться. Этому закону времени надлежала неминуемо и Троице-Вознесенская церковь - в 1778 г. она настолько была ветха, что прихожане порешили вместо нее выстроить новую каменную церковь, при этом им пришлось склонить на свою сторону прихожан Архангело-Михайловскои церкви соединиться в один приход и общими средствами выстроить одну большую каменную церковь, в которой в числе других престолов был бы устроен престол во имя Архангела Михаила; на такое предложение прихожане Архангело-Михайловскои церкви по причине начавшегося разрушения своей церкви должны были согласиться.
Епархиальное начальство вполне удовлетворило просьбу прихожан обоих церквей и, таким образом, была заложена одна большая каменная церковь с главным приделом во имя Живоначальныя Троицы и боковыми приделами: южным правым во имя Вознесения Господа нашего Иисуса Христа и северным левым - во имя Архангела Михаила. Постройка этой церкви окончилась в 1812 г., и в этом году была освящена; колокольня по обычаю того времени выстроена была отдельно.
Но по соединении Архангельской церкви с Троице-Вознесенскою и земля подцерковная Архангельской церкви соединена была с землею Вознесенской церкви. Таким образом, при Троице-Вознесенской церкви образовался многолюдный приход, причем духовенство пользовалось, по сравнению с другими приходами, большими земельными угодьями. При Успенской же церкви и приход был небольшой, а земельных угодий совсем не было, приход жил бедно. По этим причинам духовенство Успенской церкви совместно с прихожанами стало ходатайствовать пред епархиальным начальством о причислении земли Архангельского прихода к Успенской церкви. Ходатайство это имело положительный результат, и в 1831 г. земля Архангельской церкви была присоединена к Успенской церкви. Вскоре после этого прихожане задумали расширить свой храм устройством еще двух приделов, в правой стороне - во имя Святителя Митрофана, а в левой - во имя Сретения Господня.
Из донесения Курского губернского архитектора Воронова Курскому губернатору Бибикову Н.П. об окончании строительства в 1857 г. ряда церковных и гражданских зданий указано, что «...окончена пристройка к Троице-Вознесенской церкви в г. Судже на средства прихожан двух теплых приделов. 25 сентября 1857 года архиепископом Курским и Белгородским Сергием освящены антиминсы, бывшие на престолах этих приделов» (Госуд. Архив Курской обл., фонд 483, оп.1, дело 4, №5).
Таким образом, Троицкая церковь стала пятипрестольной и оставалась таковой вплоть до 1919 г. В клировых ведомостях за вышеуказанный год (фонд 217, №1, дело 4185, арх. №5) указаны следующие приделы: Троицкий, Вознесенский, Тихвинский, Сретенский, Митрофановский. Здесь же содержатся сведения о том, что по штату при ней были положены два священника, дьякон и два псаломщика. Домов и других принадлежащих зданий в начале советского периода уже не было. В этом году была отобрана и церковная земля.
Один из священников, служивших в храме во время революции - протоиерей Михаил Иванович Малеванный - похоронен в 1922 г. у южной стороны церкви. Имя еще одного священника Троицкого храма известно из «Книги памяти жертв политических репрессий» (изд. Курск, 1996г. с. 226). Это Сергеев Дмитрий Васильевич, родившийся в 1857 г. в с.Стаканово Щигровского района. Арестован 27 августа, расстрелян 3 ноября 1937 г. Реабилитирован 13 июня 1989 г.
Во время страданий за веру и разорения Домов Божьих Троицкий храм эта участь постигла 8 мая 1940 г. В Курском государственном архиве хранится дело №202 о закрытии, основанном на решении исполкома «в связи с распадом церковного совета и не совершениями богослужений». Но в конце дела приложено прошение церковного старосты Ефросиний Андриановны Найденко с подписью членов приходского совета о нарушениях со стороны «Заготзерно» договора о совместном использовании здания церкви и незаконном занятии левого предела храма зерном, где совершалось богослужение. Таким образом, постоянные обращения верующих в прокуратуру говорили об обратном.
Возобновление церковной жизни произошло с началом Великой Отечественной войны. 7 декабря 1941 г. состоялось собрание, где отец Иоанн Переверзев, бывший клириком здесь до закрытия, сообщил, что Горуправление разрешило открыть храм и начать ремонт по восстановлению. В протоколе общего собрания прихожан Троицкой церкви г.Суджи, состоявшегося 9 августа 1942 г., содержится письменное свидетельство о пребывании в этом храме чудотворной иконы: «собрание обсудило вопрос о чтимой иконе Божией Матери «Пряжевская», в прежнее время имевшей местопребывание в Белогорской Пустыни, а в начале революции перенесенной в г.Суджу, сохраненной до сего времени и находящейся в нашем храме, и постановило просить Преосвященнейшего Епископа Курского и Белгородского дать благословение остаться иконе в нашем храме и городе». Так, чаяниями и заботой прихожан в Судже на протяжении многих лет пребывала чудотворная святыня. Удивительным образом она сохранилась здесь и во время оккупации, хотя храм, в котором она находилась, пережил трагические события: в феврале 1943 г. через г.Суджу началось движение отступающих немецких войск. О. Иоанну Переверзеву - настоятелю храма — было приказано очистить место для размещения раненых. Позже, в докладной записке Архиепископу Питириму он сообщал: «Через час времени храм был заполнен массой раненых мадьяр. На полах была послана солома, около стен поставлено несколько печей. Несколько раз мы с членами приходского Совета просили солдат быть осторожными и предупреждали об опасности возникновения пожара. Однако случившееся несчастье не оказалось возможным предотвратить. В одну ночь храм загорелся. Пожар быстро распространялся, тушить было некому и нечем. Огнем уничтожены ценный иконостас, престол, жертвенник, сосуды, книги, священнические одежды и прочее. Утварь мною была вынесена еще до пожара. 2 марта при отступлении последних частей немцы подожгли крышу храма и колокольню. Во время пожара слышны были многочисленные взрывы снарядов. Таким образом, прежде величественный храм, отрада и утешение верующих православных людей, стоит теперь в жалком и неприглядном виде без крыши, окон, остались только стены».
В своем письме священник умолчал о человеческих жертвах этого пожарища. Между тем, пожилые жители хорошо помнят, как раненых венгров заперли и подожгли в храме. Горевших заживо мадьяр, пытавшихся вырваться из огненного ада, хладнокровно расстреливали. Старики вспоминают, что едкий дым тянулся из окон три дня, а на церковном полу плотно лежали обугленные кости. И на месте бывшего алтаря они лежали, и около храма тоже... После войны об этой истории старались не вспоминать - не свои ведь погибли, а враги, которых прикопали тут же, по всему церковному двору. Не раз впоследствии на венгерские останки наталкивались при проведении хозяйственных земляных работ, да так и оставляли.
Вернулись к кровавым суджанским событиям 43-го года спустя десятки лет. По благословению Архиепископа Курского и Рыльского Иувеналия в 1999-2000 г.г. под руководством областного патриотического клуба «Поиск» и финансовой поддержке международной ассоциации «Военные мемориалы» курскими, Курчатовскими, черемисиновскими подростками-поисковиками были подняты на территории храма более 350-ти останков. Среди больших костей были обнаружены и маленькие. Что за дети погребены у церковных стен, еще предстоит исторически установить. Перезахоронение состоялось 7 июня 2000 г. Отпевание по православному чину совершил Владыка Ювеналий. Детские останки захоронены отдельно слева у алтаря. Мадьярская могила находится за церковной оградой с западной стороны. Памятный знак установлен на средства Венгрии. Ухаживает за мемориалом Троицкий приход.
Дата похорон совпала с днем крестного хода с Чудотворной Пряжевской иконой, которая уцелела в страшном пожаре. Находившаяся ранее в Николо-Белогорском монастыре, носимая каждый год Крестным ходом в Мирополье, Суджу и окрестные села, она славилась чудесами и исцелениями. В советское время традиция Крестных ходов, естественно, прекратилась. На долгое время святыня оказалась в забытьи у народного почитания. И только 26 октября 1996 г. с благословения и с участием Архиепископа Ювеналия состоялся Крестный ход с иконой в бывший Белогорский Горнальский монастырь — прежнее место ее пребывания.
Послевоенная история храма - это непрерывное, трудоемкое восстановление здания церкви. Убытки от пожара оказались невосполнимыми. Лишь через три года была возведена новая кровля. 11 июня 1946 г. Архиепископом Курским и Белгородским Питиримом храм был освящен (кроме Сретенского и Митрофановского придела) и признан соборным. В 1956 г. Троицкую церковь посетил Архиепископ Иннокентий.
Все время течение ремонтных работ осуществлялось под чутким руководством правящих Архиереев.
http://sudganskoe-1.cerkov.ru/