Одно из немногих сохранившихся зданий, помнящее Абакан еще селом – Никольская церковь. Есть упоминание о том, что 28 февраля 1859 года на ее закладку в селе Усть-Абаканское была дана разрешительная грамота епископа Томского Нарфения, посланная Благочинному Градо-минусинскому Спасскому собору. В ней говорилось о строительстве храма во имя святителя Николая Мирликийского. Почему именно в его честь? История сохранила разные объяснения. Например, знаменитый хакасский ученый Н. Катанов писал, что «выше всех святых инородцы почитают угодника Божьего Николая». В исследовании О. Шведовой, Н. Клепче и М. Никоновой приводятся курьезы, связанные с этим: «Его иконы имелись почти во всех хакасских юртах, а в Николин день в церквах всегда бывало многолюдно. Иногда в юртах встречалась чайная этикетка с портретом, который неграмотные люди ошибочно принимали за образ Николая Угодника. Чай сюда поступал из чаеразвесочной фабрики Иркутска, на чайной этикетке имелся портрет хозяина фабрики, внешне походивший на святого».
Церковь строили два года (с 1862-го по 1864-й) на деньги, которые жертвовали прихожане. На нужные работы не всегда удавалось собрать достаточно пожертвований. Историк А. Гладышевский напомнил об одном из таких задокументированных случаев: «Посетивший в 1863 г. с. Усть-Абаканское епископ Никодим совершил молебен с водоосвящением около церкви с северной стороны, в церкви ещё отсутствовал иконостас. В присутствии прихожан Никодим пожурил священника Родиона Пушкарёва за то, что он не просит прихожан о всепоможении на окончательное строительство. Никодим отметил в своём дневнике: “Тут же один инородец, одетый в кафтан с золотым шитьём, сказал: “Жертвую 100 рублей”».
Усть-Абаканское после постройки Никольской церкви стало селом. Первоначально церковь хоть и стояла на каменном фундаменте, но сама была деревянной, крытой тесом, покрашенным в зеленый цвет. Иконостас и иконы для нее были изготовлены в Петербурге, ценные иконы (Спасителя и Божьей Матери) пожертвовал мещанин Лукосовский из Красноярска, а колокола приобрели верующие Кондратий Тотышев и Иван Матараков.
Октябрьская революция и установление советской власти плачевно сказались на судьбе Свято-Никольского храма. В 1930-х годах храм закрыли. Но в период Великой Отечественной войны государство негласно признало величайшее значение Церкви как духовной опоры народа, ведущего борьбу с нацистами не на жизнь, а на смерть. Поэтому в 1944 году в храме возобновились службы на радость и в поддержку тем абаканцам, кто в этом нуждался.
В течение 36-ти последующих лет Свято-Никольский собор был единственным духовным прибежищем для верующих Абакана. Время от времени храм ремонтировался. Так, при частичной реконструкции церкви в 1960-х годах под алтарем была обнаружена могила неизвестного священника. Считается, что это тайное захоронение бесследно пропавшего в 1930-е годы отца Николая. В памяти прихожан он остался стоическим человеком, который бесстрашно противостоял давлению властей закрыть храм. Сейчас во дворе храма стоит мраморный памятник над безымянной могилой. Надпись на нем гласит: «Священство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем».
В 1980-е годы храм претерпел кардинальную реконструкцию. Исторический облик его был сохранен, но здание стало кирпичным. В декабре 1983 года архиепископ Новосибирский Гедеон (Докукин) освятил новый храм. Спустя немногим более 10 лет Свято-Никольский храм получил статус первого собора Абаканско-Кызыльской епархии.
https://vk.com/wall-349256_9089