История создания этого храма-памятника восходит к первой половине прошлого века, когда козловское городское общество составило в январе 1848 года особый приговор. "Содержа в памяти, - писали горожане, - грозное посещение Божие в сентябре и октябре месяцах минувшего (1847) года, поразившее наш город смертоносною язвою холерою, от которого мы сохранились, как твёрдо веруем, одним только всесильным ходатайством и покровительством Преблагословенной Богородицы, - в духе смирения и сокрушения просим Небесную Царицу о Её благопоспешении в преднамеренном нами деле. Да устроится во имя Её нашим городским обществом, а равно и доброхотными дателями храм как памятник Её милосердия и особенного граду нашему покровительства". В том же приговоре жители Козлова постановили воздвигнуть храм в честь Боголюбской иконы Божией Матери, храмовый праздник которой постановлено было отмечать 3 ноября, так как в этот день по прекращении в городе холеры в 1847 году отслужен был благодарный Богу молебен. Через год, в августе 1849 года, совершена была закладка церкви. Однако построение её продвигалось очень медленно: столь обширный замысел требовал очень больших средств, а их, кроме добровольных подаяний, не хватало. Лишь очередная опустошительная эпидемия и новая помощь от Небесной Царицы позволили завершить строительство. Нет ничего удивительного в том, что после того, как очередной всплеск холеры в 1871 году миновала Козлов, на окончание строительства Боголюбского храма стали поступать большие пожертвования. И в 1873 году состоялось его освящение.
Построенный в русско-византийском стиле храм этот до сих пор поражает своими размерами, строгостью линий и точностью пропорций. Церковь была выстроена в распространённом крестово-купольном плане. Автор проекта академик архитектуры К.А. Тон использовал при строительстве элементы конструкций и декора, присущих древнерусскому зодчеству: луковичное пятиглавие, ложные закомары, арочное обрамление порталов. Новый козловский храм имел три престола: Сретения Господня, во имя прп. Сергия Радонежского и главный - во имя Боголюбской иконы Божией Матери. В Боголюбском храме уездного города Козлова хранился список с Боголюбской иконы, находящийся в Москве. В длину она была десять вершков, а в ширину - восемь вершков (40х35 см). Перед стоящей Богородицей были изображены 13 угодников, а между ними четыре святителя - Пётр, Алексей, Иона и Филипп. На левой стороне иконы помещалась надпись: "Царица моя Преблагая, надеждо моя, Богородице, приятилище сирым и странным радость, обидимым покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь, помози мне немощну". Вторая надпись, помещённая справа, гласила: "О святии и великии во иерарсех Петре, Алексее, Ионо и Филиппе! Умолите всего мира Царицу, Владычицу Богородицу, да избавит вашими молитвами царствующий град Москву и вся грады и страны христианския от сея смертоносной язвы, яко истиний Российский заступники". Помещённая в серебряную ризу эта икона была подлинной святыней храма. К её подножию притекали люди и в скорби и в радости не только из Козлова, но и из окрестных сёл и деревень. Позднейшее благоустройство Боголюбского храма легло на плечи членов церковно-приходского попечительства, содержащего, кроме этого, при храме богадельню.
Несколько раз с 1910 по 1912 год церковь горела, но всегда сравнительно быстро восстанавливалась во многом благодаря усилиям приходского попечительства. Долгие годы настоятелем Боголюбской церкви был священник Владимир Земятчинский. Довольно часто, совершая богослужения, он поминал добрым словом первых храмоустроителей, тех людей, которым пришла благочестивая мысль построить его и посвятить всеблагой Заступнице. После революции большевики довольно быстро оценили огромное пространство храма, и вскоре, закрыв церковь, приспособили церковное помещение под склад. Вначале из закрывшейся Вознесенской церкви в Боголюбскую свезли всю церковную утварь, после чего это церковное имущество несколько раз грабили. Затем во время войны в Боголюбском храме разместили склад авиационной части. Огромные моторы самолётов заполнили всё храмовое пространство. День и ночь вручную грузили их, применяя примитивные волокуши. Ворочали на "раз-два", истязая мраморные ступени паперти, от которых вскоре остались лишь воспоминания... В 1949 году церковь ещё стояла с куполами. Однако победа над врагом не принесла ей избавления. В помещении бывшей церкви разместили соляной склад горпищеторга, который просуществовал здесь не одно десятилетие. Соль, сваленная прямо на пол, методично и неумолимо разъедала добротную старинную кладку. Кто знает, любовались ли мы сейчас храмом, если бы не повстречался на её тернистом пути отставной инженер-майор Г.Я. Можеев. Осознавая всю трагичность положения памятника, Григорий Яковлевич вначале в одиночку, а затем с единомышленниками, такими же патриотами, как и он сам, начал борьбу за его спасение. Сотни писем были отправлены им в адрес всевозможных инстанций от обкома партии до Генерального Секретаря. Но власти не спешили с ответом. Разрушение храма продолжалось... Однажды Г.Я. Можеев отважился на решительный шаг. Вырезав ножовкой кирпич из стены "Боголюбки", он спешно отвёз его в Москву заместителю министра Стриганову. Проведённые анализы выявили страшные результаты: засолённость - семь процентов. Даже такой, казалось, низкий уровень считался угрожающим. Далее вновь были многочисленные письма в областное управление культуры... Наконец пришло решение: соль из храма удалить. Началось долгожданное восстановление Боголюбской церкви. - Я предлагал, вспоминал Григорий Яковлевич, "чтобы в ней разместился музей с экспонатами из Храма Христа Спасителя, который был посвящён победе над Наполеоном.
Боголюбская церковь стала этапным творением академика К. Тона: лишь создав наш храм, он приступил к возведению московского памятника. И наша церковь, и храм в Москве - это обетные постройки, то есть они были построены в память о тех или иных исторических событиях по обету или клятве". Однако городские власти вынашивали на этот счёт иные планы: долгое время предполагалось устроить в отреставрированной церкви то дом молодёжи с кафе и танцплощадкой, то зал органной музыки, то установить маятник Фуко... Весьма симптоматично, что не установили. Лишь в 1990 году Боголюбская церковь была возвращена верующим. Первым настоятелем в новой истории стал кандидат богословия, митрофорный протоирей В.Н. Медведев, заложивший духовный фундамент боголюбского прихода. Ныне благодаря усилиям прихожан и настоятеля храма протоирея Анатолия Солопова, он обретает былое великолепие.
Из книги: Белых М. "Сказание о Козловских храмах", Липецк, 2001 г.