ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль


Тамбич-Лахта. Часовня Пречистой Богородицы.


Деревянная часовня. Не действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Год постройки:1804.
Адрес:
Архангельская область, Плесецкий район, д. Тамбич-Лахта

Координаты:62.032521, 38.086907


Добавить фотографию
Часовня Пречистой Богородицы - Тамбич-Лахта - Плесецкий район - Архангельская область
Вид с северо-запада
Артем Родионов
18 августа 2010
Часовня Пречистой Богородицы - Тамбич-Лахта - Плесецкий район - Архангельская область
Вид с северо-востока
Артем Родионов
18 августа 2010
Часовня Пречистой Богородицы - Тамбич-Лахта - Плесецкий район - Архангельская область
Артем Родионов
18 августа 2010
Часовня Пречистой Богородицы - Тамбич-Лахта - Плесецкий район - Архангельская область
Юрий Менделеев
13 июля 2008
Часовня Пречистой Богородицы - Тамбич-Лахта - Плесецкий район - Архангельская область
Евгений Шелковников
23 сентября 2011
Часовня Пречистой Богородицы - Тамбич-Лахта - Плесецкий район - Архангельская область
Купол и колокольня часовни. Вид с севера
Артем Родионов
18 августа 2010
Часовня Пречистой Богородицы - Тамбич-Лахта - Плесецкий район - Архангельская область
Евгений Шелковников
23 сентября 2011
Часовня Пречистой Богородицы - Тамбич-Лахта - Плесецкий район - Архангельская область
HD Евгений Шелковников
23 сентября 2011
Часовня Пречистой Богородицы - Тамбич-Лахта - Плесецкий район - Архангельская область
HD Евгений Шелковников
23 сентября 2011
Часовня Пречистой Богородицы - Тамбич-Лахта - Плесецкий район - Архангельская область
Евгений Шелковников
23 сентября 2011




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Т.,  1 июля 2014

Деревня Тамбич-Лахта находится в конце залива Тамбич-лахта в южной части Долгого озера. Южнее деревни – часовня Пресвятой Богородицы с "небом", 1804 г., cвященная роща. Деревня в XIX в. именовалась Тамецкая лахта. В 1843 г. в одиннадцати крестьянских хозяйствах числилось 96 чел. Сейчас в Тамбич-Лахте стоит несколько домов, часть из них полуразрушена. В целых избах живут только во время сенокоса.

Часовню построили местные крестьяне без разрешения духовных властей. Часовня находится в Священной роще, примерно в 1 км от деревни. Высокие сосны стоят близко к часовне. Звонница стремится ввысь вслед за соснами, ее столбы подчеркивают взлет часовни, а сама площадка звонницы еще приподнята над опорным четвериком.

"Небо" в часовне предположительно создано во время ремонта в 1883 г., о чем есть запись на косяке двери. Сохранилось полностью. Состоит из 15 граней и четырех парусов. На гранях - четыре архангела, евангелисты, распятие с престоящими и святые Андрей Критский и Федор Стратилат. На парусах - трубящие ангелы. В медальоне - Вседержитель. Специалисты предполагают, что Андрей Критский и Федор Стратилат были духовными покровителями крестьян деревни. Еще одно предположение специалистов: это "небо" расписывали те же иконописцы, что расписали "небо" в Немяте (а возможно и в Рыжково). И называют даже, что это артель Катиновых: отец и два сына. Сейчас часовня, особенно колокольня, требует хорошего ремонта.

Священная роща выделяется издалека и доминирует над заливом Тамбич-лахта. Тропа к ней начинается за деревней, уходит влево, в кустах переходит через ручей и затем направляется к роще. Дорога в деревню – по озеру.

Источник: сайт kenozerjelive.ru


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич,  12 апреля 2017

Деревня Тамбич-Лахта расположена на мысе в южной части залива Тамбичлахта при озере Долгое, в семи километрах от деревни Вершинино. В 19 в. она именовалась Тамецкая Лахта.

В 1804 г. крестьяне деревни построили новую часовню Рождества Богородицы без разрешения духовных властей. Поставили её в полукилометре от деревни в священной роще, вблизи дороги, связывающей между собой окрестные селения. Существующий архитектурный облик Рождественская часовня получила после перестройки в 1883 г. (надпись о ремонте сохранилась над входной дверью в часовню). Обновленный вид значительно отличается от первоначального, в 1804 г. Компактная продольная композиция здания складывалась из клети и открытой паперти, объединенных двускатной крышей и поставленных на общий подклет. Обшивка фасадов отсутствовала. Молельное помещение освещалось двумя косящатыми окнами, а плоский потолок был ниже на два венца.

В настоящее время часовня представляет собой прямоугольный в плане объем на низком подклете, перекрытый двухскатной крышей. Продольно-осевая композиция здания включает квадратное в плане молельное помещение, притвор с колокольней наверху и каркасное крыльцо. Все части здания объединены профилированной тесовой обшивкой фасадов «в рустик». Крупная, обитая лемехом глава на широкой шее поставлена вплотную к колокольне. Западный фасад часовни решен в лучших традициях деревянной архитектуры Севера. Двухъярусный восьмерик колокольни поставлен на четверик и перекрыт низким плоским куполом по девяти круглым стойкам звонницы. В южной и северной стенах молитвенного помещения по два раздельных окна, обрамленных простыми наличниками. Фасады декорированы полихромной окраской голубого, зеленого и белого цветов и накладными «сухариками» на подшивке фронтонов.

Молитвенное помещение перекрыто каркасным граненым «небом» с сюжетными росписями. Стены внутри отесаны «в круглый угол» и окрашены в белый цвет. Восточная стена была скрыта каркасным иконостасом. Дверной проем в помещение оформлен тремя косяками, соединенными « в ус», вершник зафиксирован заплечиками. Притвор внутри обшит тесом, на северной стороне от входа лестница, ведущая на колокольню. Двери в притвор столярные, створчатые, с филенками. Крыльцо каркасное, обшито в виде тамбура.

15-гранный комплекс каркасного «неба» в молельном помещении включает изображения архангелов, евангелистов, Распятия с предстоящими, преподобного Андрея Критского и мученика Феодора Стратилата. Время создания – последняя четверть 19 в. Роспись выполнена в традициях поздней академической живописи. Конструкция потолка сделана с очень высоким подъемом граней к центральному кругу. Комплекс сохранился в полном составе. Размер четверика «в свету»: 445х485 см.

Новый иконостас появился в часовне одновременно с сооружением «неба», т.е. около 1883 г. Иконостас двухъярусной конструкции с заворотами на северную и южную стены. Иконы первого яруса разделены круглыми колоннами на базах. В основании – подзоры с простыми филенками. Конструкция окрашена в желтый, синий и красный цвета.

Размеры в плане: 4,5 х 7,9 м, высота со звонницей до креста 11 м.

Заручевская Е., Шаповалова Л., Кольцова Т. // Небеса и окрестности Кенозерья : расписные потолки, иконы, деревенские часовни и церкви, составляющие историко-культурный ландшафт Национального парка «Кенозерский». - М., 2009. С. 312-339.


Статью добавил(а): Николай,  17 марта 2020

Деревня расположена на мысе в южной части залива Тамбич-Лахта при озере Долгое, в семи километрах от деревни Вершинино. В XIX веке она именовалась Тамецкая Лахта. В 1843 году в селении имелось одиннадцать дворов, в которых проживало девяносто шесть человек. (1).

В 1804 году крестьяне Тамецкой Лахты построили новую часовню Рождества Богородицы без разрешения духовных властей. Привлечённый к ответу часовенный староста Осип Дмитриев объяснил в Кенозерском волостном правлении, что больному крестьянину Ивану Евдокимову во сне неоднократно велено было построить часовню Рождества Богородицы. Иван обещал «и сделался здрав». Часовню строили всем деревенским обществом. (2).

Поставили её в полукилометре от деревни в священной роще, вблизи дороги, связывающей между собой окрестные селения. Часовня представляет собой прямоугольный в плане объём на низком подклете, перекрытый двухскатной крышей. Продольно-осевая композиция здания включает квадратное в плане молельное помещение, притвор с колокольней наверху и каркасное крыльцо. Все части здания объединены профилированной тесовой обшивкой фасадов «в рустик». Крупная, обитая лемехом глава на широкой шее поставлена вплотную к колокольне. Западный фасад часовни решён в лучших традициях деревянной архитектуры Севера. Ярусы скатных кровель крыльца и притвора уводят взгляд вверх, к колокольне и луковичной главе с крестом, венчающей всю часовню. Двухъярусный восьмерик колокольни поставлен на четверик и перекрыт низким плоским куполом по девяти круглым стойкам звонницы. В южной и северной стенах молитвенного помещения по два раздельных, а не сдвоенных окна, обрамлённых простыми наличниками. Фасады декорированы полихромной окраской голубого, зелёного и белого цветов и накладными «сухариками» на подшивке фронтонов.

Молитвенное помещение перекрыто каркасным гранёным «небом» с сюжетными росписями. Стены внутри отёсаны «в круглый угол» и окрашены в белый цвет. Восточная стена скрыта каркасным иконостасом. Дверной проём в помещение оформлен тремя косяками, соединёнными «в ус», вершник зафиксирован заплечиками. Притвор внутри обшит тёсом, на северной стороне от входа лестница, ведущая на колокольню. Двери в притвор столярные, створчатые, с филёнками. Крыльцо каркасное, обшито в виде тамбура.

Описанный архитектурный облик Рождественская часовня получила после перестройки в 1883 году (надпись о ремонте сохранилась над входной дверью в часовню). Обновлённый вид значительно отличается от первоначального – в 1804 году компактная продольная композиция здания складывалась из клети и открытой паперти, объединённых двухскатной крышей и поставленных на общий подклет. Обшивка фасадов отсутствовала. Молитвенное помещение освещалось двумя косящатыми окнами, а плоский потолок был ниже на два венца.

Реставрационные работы на памятнике не проводились. 2014 году силами волонтеров проекта «Часовенный рай» на ней проведены противоаварийные работы. Размеры в плане: 4,5×7,9 м.

Расписное "небо" в часовне во имя Рождества Богородицы деревни Тамбич-Лахта. Время создания: последняя четверть XIX века. 15-гранный комплекс включает изображение архангелов, евангелистов, Распятия с предстоящими, преподобного Андрея Критского и мученика Феодора Стратилата. Комплекс сохранился в полном составе. Дерево, холст, масло. Размер четверика "в свету": 445Х485 см. При входе из притвора в часовню на дверном косяке можно увидеть дату "1883". Она, вероятно, соответствует времени последнего ремонта в интерьере храма, когда были расписаны "небеса", а также возведена и окрашена рама иконостаса.

Конструкция потолка сделана с очень высоким подъемом граней к центральному кругу. Композиция "неба" сложная, складывается из 15 радиальных граней, включающих изображения четырех архангелов, евангелистов и "Распятия с предстоящими святыми" (на пяти гранях). Только в этой часовне в программу росписи включены фигуры мученика Феодора Стратилата и преподобного Андрея Критского. Скорее всего, эти святые - покровители заказчиков и устроителей часовни, крестьян деревни Тамбич-Лахта. Их фигуры размещены на двух гранях, направленных к западной стене. Детально и тщательно проработана символика атрибутов святых: икона Спасителя - у преподобного Андрея Критского, мученический крест - у мученика Феодора Стратилата, символы страстей Христовых (петух на столбе, копье и трость) - у архангела Уриила, цветочная весть - у архангела Гавриила. Евангелисты изображены сидящими в небольших разворотах на стульях с высокими спинками. В руках - перья, книги, рядом на столе - чернильницы, раскрытые Евангелия с текстом.На угловых треугольных гранях изображены трубящие ангелы.

Цветовая композиция "неба", разнообразная и многоплановая, основана на единстве живописного построения граней: постепенного перехода от света в тень. От Вседержителя, изображенного в центральном круге, исходит яркий свет. Автор "неба" трактует его как солнечный. Это впечатление создается благодаря окраске верхней части всех радиальных граней в желтый цвет. Далее следует круг, образованный четырнадцатью херувимами и фигурой Саваофа, изображенными на серовато-стальных облаках. Еще ниже - широкая полоса голубого цвета с изображениями основных персонажей композиции. И, наконец, в основании каждой радиальной грани есть позем в виде гористого пейзажа, решенного в коричневато-охристых тонах. Роспись на потолке выполнена в традициях поздней академической живописи. Она является прямым аналогом "небу" в Немяте и создана теми же мастерами.

В музейном собрании Кенозерского национального парка хранятся две иконы из местного ряда иконостаса в Тамбич-Лахте, созданные северными мастерами в начале ХIХ века: «Зосима и Савватий Соловецкие с монастырем» и «Святитель Николай в житии». На этих иконах можно видеть формальные признаки, свойственные старообрядческой иконописной традиции: акцентирование восьмиконечных крестов, характерное написание имени Христа («IС ХС»), двуперстное благословение. На иконе Зосимы и Савватия прославленные соловецкие чудотворцы поддерживают обитель, которая изображена в «дореформенном» виде, с древней трехшатровой звонницей, измененной только в ХVIII веке. Имя «Савватий» написано лишь с одной буквой «в», что также было принято до ХVIII столетия. Время, когда создавались эти иконы, было благосклонно к старообрядцам. На рубеже XVIII и XIX веков последовал целый ряд распоряжений и указов, разрешавших им строить моленные и исполнять обряды. В Олонецкой губернии по заказам старообрядцев работало много иконописцев. Кенозерье находилось на пути между знаменитой Выговской старообрядческой пустынью и Чаженьгским скитом.

1. НАРК. Ф. 25, оп. 16, д. 52 / 20, л. 256 об., 1843 г.
2. НАРК. Ф. 25, оп. 16, д. 14 / 15, л. 5 – 5 об.,1805 г.

Из книги: Небеса и окрестности Кенозерья. Расписные потолки, иконы, деревенские часовни и церкви, составляющие историко-культурный ландшафт Национального парка «Кенозерский». М.: Программа «Первая публикация», 2009. С. 312.

http://www.kenozero.ru/o-parke/kulturnoe-nasledie/arkhitektura-kenozerya/kultovaya-arkhitektura/chasovnya-vo-imya-rozhdestva-bogoroditsy-1804-g/

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.