Одним из главных символов Серебряно-Прудской земли на протяжении более ста лет является Знаменский храм, история которого началась в конце ХIХ века. В собственность графов Шереметевых Серебрянопрудье перешло в 1743 году после женитьбы П. Б. Шереметева на княгине В. А. Черкасской. И до 1917 года эти земли принадлежали представителям рода Шереметевых. Последним владельцем вотчины стал "истинный русский вельможа", "хранитель преданий минувшего", член Русского археологического, Императорского православного палестинского, Императорского географического обществ, действительный член Императорской Академии художеств Сергей Дмитриевич Шереметев. По его инициативе и с благословения епископа Тульского и Белёвского Питирима (Окнова) в конце ХIХ века было принято решение о строительстве в селе Серебряные Пруды церкви иконы Пресвятой Богородицы "Знамение" с двумя приделами: один - во имя князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, другой - святой великомученицы Екатерины.
Под строительство храма в 1901 году С. Д. Шереметев отдал четыре десятины земли, предназначавшиеся под строительство железнодорожной станции. Это было самое "удобное место ввиду простора и близости базарной площади и селений". В том же году С. Д. Шереметев с просьбой о создании проекта храма обратился к Н. В. Султанову, известному мастеру, теоретику и практику русского стиля, историку русской и мировой архитектуры, реставратору. Русский архитектор, предпочитавший русско-византийский стиль, пользовавшийся уважением императора Александра III, в своём "Курсе лекций по истории архитектуры" писал: "Для русских архитекторов византийский стиль имеет громадное значение, во-первых, потому, что он может служить превосходным подспорьем при проектировании православно-русских церквей, для тех художников, которые почему-либо не желают обращаться к нашему московскому зодчеству ХVII в, а во-вторых, потому, что он послужил основой нашей первоначальной архитектуры". К работе над проектом церкви для Серебряных Прудов архитектор Н. В. Султанов приступил осенью 1901 года, сразу по получении необходимых документов.
Говоря о своих пожеланиях и о своём видении будущего церковного здания, расчитанного примерно на тысячу прихожан, С. Д. Шереметев просил составить "рисунок в известном" русско-византийском стиле. Как заказчик, граф сразу счёл необходимым указать и на ограниченную стоимость всех работ - 20 000 рублей и "отчасти даровой кирпич". На начальном этапе разработки проекта обсуждался вопрос: Какая должна быть церковь: вся тёплая или вся холодная? Или главный храм холодный, а приделы с трапезной тёплые? Вопрос об организации отопления в храме с двумя приделами архитектор считал одним из важнейших при проектировании и составлении сметы строительства, подчёркивая, что "можно сделать вещь совершенно непригодную для местных условий". Также Н. В. Султанов обратил внимание Сергея Дмитриевича Шереметева и на тот факт, что выделенных денежных средств даже при "даровом кирпиче" не хватит на строительство храма вместимостью в 1500 человек. Архитектор по этому поводу написал: "Могу указать на то обстоятельство, что довольно скромная церковь в Новотомникове, с деревянным куполом, стоила около 40 000 рублей, а она всего на 600 человек". Он предложил "для Серебряных Прудов... храм проектировать человек на 500-600". И пояснил: "Ведь какую церковь не построй, она всегда будет мала в большие праздники и велика в обычное время". В итоге архитектор предложил живописную композицию, для восприятия которой большая роль отводилась сопоставлению разновеликих объёмов. Их внутренняя структура выявлялась сдержанным декором.
Следуя традициям древнерусской архитектуры до времён Ивана Грозного, Н. В. Султанов выделил каждый из трёх приделов в самостоятельный архитектурный объём и каждый увенчал луковичной главкой, сохранив симметрию. Центральный, главный объём с тремя алтарными апсидами больше боковых, расположившихся с южной и северной сторон. К тому же приделы имеют по одной алтарной апсиде. В первоначальный архитектурный замысел не вошла шатровая колокольня (её пристроили к храму позднее). Для постройки храма создали комитет, в состав которого вошли священник А. Вослинский, псаломщик М. Никольский, купцы и богатые крестьяне С. М. Лозгинов, И. А. Лабзин, Н. С. Локтев и др. Наблюдение за процессом строительства поручили управляющему Прудской вотчиной А. И. Шмидту, а после его увольнения - Ф. Э. Доллю. К производству работ приступили осенью 1904 года после расчистки и полной подготовки территории.
30 августа 1905 года по случаю закладки новой церкви состоялся молебен, а в течение осени заложили фундамент основания. Необходимый кирпич и бут сначала заготавливали хозяйственным способом. И только с 1906 года стали использовать продукцию Серебряно-Прудского и Дудинского кирпичных заводов графа Шереметева. В 1907 году приняли решение: строить параллельно с храмом и дом священника. Строительство храма шло не быстро и затянулось на 10 лет. Закладку храма осуществили в годы русско-японской войны 1904-1905 гг. и начавшегося эсеровского террора, затем грянула первая революция 1905-1907 гг. Церковь так и не была достроена по первоначальному замыслу. Поставили деревянную колокольню. Сказались и преждевременная смерть архитектора Султанова, и недостаток финансирования, и начавшаяся Первая мировая война. До революции успели создать только небольшие орнаменты. Освящение храма и первое богослужение состоялись в 1914 году. 19 декабря 1914 года в Знаменской церкви начал служить священник Александр Сахаров, одновременно преподавая Закон Божий в церковно-приходской школе.
После Октябрьского переворота храм в Серебряных Прудах действовал ещё 12 лет. Знаменский серебряно-прудский храм закрыли в 1929 году, колокольню разрушили. В доме священника разместили детский сад. Начиная с 1932 года в помещении церкви размещались библиотека, ясли, детский сад, народный дом, районный Дом культуры, склад колхоза им. Ленина.
Переломным в выстраивании отношений между Церковью и государством стал 1988 год - год празднования важнейшего события в истории России - 1000-летия Крещения Руси. Русской Православной Церкви постепенно начали возвращать церковные и монастырские строения. В 1995 году Знаменский храм передали православной общине Серебряных Прудов. Начались сложнейшие восстановительные и реставрационные работы. Не подлежащими реставрации оказались основные своды, их пришлось обрушить. Помощь в востановлении храма оказали администрация района, а также губернатор Московской области Б. В. Громов, посетивший Серебряные Пруды в 2002 году. Он выделил на реализацию районной Программы духовного возрождения три миллиона рублей. Неравнодушные люди, а также прихожане во главе со священником Иоанном Велигорским с 1999 по 2003 гг. проделали огоромную работу: выстроили своды, настелили полы, оштукатурили стены, подвели газ. 16 сентября 2002 года храм увенчали купола, и были установлены три креста. В 2004 году по проекту архитектора А. Н. Мальцева возвели колокольню. Первую Литургию в храме после долгих лет забвения отслужили в 2000 году в честь двухтысячелетия Рождества Христова. На это празднование приехал митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Он благословил настоятеля на дальнейшую реставрацию.
В 2008 году для росписи храмовых стен и написания целого ряда икон пригласили художников Тамару и Сергея Жиляевых, имевших большой опыт создания церковных фресок. За два с небольшим года художники смогли создать живописный образ храма Знамения и двух его приделов: левого - во имя святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба и правого - во имя священноисповедника Агафангела, митрополита Ярославского и Ростовского. Главной темой росписи левого придела стало Крещение Руси, темой правого придела - новомученики и исповедники Российские. 10 декабря - храмовый престольный праздник. Он совпадает с Днём освобождения городского округа Серебряные Пруды от немецко-фашистских захватчиков. Наверное, ещё и поэтому праздник иконы Богородицы "Знамение" стал одним из главных праздников Серебряно-Прудской земли.
Из журнала "Московские епархиальные ведомости". Выпуск №1, 2019 г.