В 1999 году на месте явления образа святителя Николая на Великой реке соединенными усилиями многих радетелей вновь поднялись деревянные часовни над святым источником и купелью, вознеслась часовня-алтарь. Восстановление этого священного места - дело будущего и связано оно с возрождением всего Вятского края, да и, пожалуй, всей России.
В конце XVIII века при первом губернском архитекторе Ф. М. Рослякове начались значительные градостроительные преобразования. Талантливый зодчий определил перспективный замысел архитектурного комплекса, включив в него село, кладбище, храмовую площадь - Град и весь прилегающий ландшафт. Были намечены очертания Града: построены в камне Святые ворота, лавки и часть ограды. Спланирована берёзовая аллея-проспект, соединившая Град с местом явления образа на берегу реки Великой, где в 1800 году Ф. М. Росляков возвел первую каменную Николаевскую часовню над святым источником.
В первой трети XIX века зодчие петербургской школы Н. А. Андреевский и С. Е. Дудин придали замыслам Рослякова столичный градостроительный размах, классическую строгость, глубокий духовный смысл. Весь комплекс подвергся масштабной реконструкции. Над святым источником по проекту Н. А. Андреевского в 1828 году была построена новая каменная часовня-ротонда. По новому замыслу Великорецкий ансамбль в целом должен был стать архитектурным олицетворением духовного храма Вятской земли.
Особое внимание было уделено архитектуре Града. Его объемно- пространственное решение соответствовало каноническому построению христианской церкви, поэтому Великорецкий Град в символическом выражении имел все ее части: стены, притвор, помещения для молящихся, алтарь. Четкое выражение они получили как в очертании плана, так и в предназначении зданий и сооружений. По проекту С. Е. Дудина была построена каменная Николаевская церковь-алтарь (1839); закончено строительство четырех каменных домов для причта, торговых рядов у обширного гостиного двора с приютом для паломников - стен, оградивших Град-Храм от мира сего. Позже, старую колокольню заменила новая, вознесшаяся над притвором Града-Храма (1874).
Великорецкий ансамбль создавался усилиями многих замечательных строителей и талантливых архитекторов, среди которых: Горынцевы, И. Д. Дюссар де Невиль, А. Е. Тимофеев, И. Т. Соловкин, А. С. Андреев, В. М. Дружинин.
Нынешнее Великорецкое - это прекрасные развалины. Нарушено единство и целостность архитектурного образа. Многое утрачено... Но несокрушим духовный храм земли Вятской. Пробуждается от забвения всеобщее внимание к Великорецкому.
С сайта Государственная символика
Комментарии и обсуждение
Местом обретения Великорецкого образа Святителя Николая является село Великорецкое Юрьянского района Кировской области, а именно место «вскрай Великия реки, на прекрасной высокой горе, идеже искипе источник воды чистый, иже и доныне видим всеми и пиющим исцеления ради и здравия» («Повесть о стране Вятской»). Это место отмечено часовней над святым источником, где в день Великорецких торжеств совершается освящение воды.
http://www.velikoretsky-hod.ru/ustav-velikoreckogo-krestnogo-hoda; http://www.arthania.ru/content/velikoretskii-obraz; http://fotki.yandex.ru/users/anisimov-d/view/478832/?page=0