Вологодское село Устье впервые упоминается в писцовых книгах в 1570 году в связи с проходившим там торгом. А в источниках ХVII века можно встретить двойное название: "...с. Устье, Петровская слобода то ж, принадлежит графу Воронцову". Село всегда было довольно зажиточным. Местные жители плели кружево, тачали обувь, строили суда, занимались охотой и рыбной ловлей. Застройка села, по меткому выражению А. Розанова, которое он дал в своём историческом очерке "Воскресенская церковь в селе Устье Кадниковского уезда Вологодской губернии", вышедшем в свет в 1903 году, была "щеголеватой", в селе имелись тротуары и фонари, что придавало Устью вид "не столько простого села, сколько небольшого уездного города". Неслучайно даже в 70-х годах ХVIII века, во исполнение Высочайшего указа, стали выбирать место для уездного города. Мол, планировалось устроить его именно в Устье.
В ХIХ - начале ХХ столетия в Устье проживало около 40 крупных торговцев-купцов. Так, купцы Ганичевы владели лесопильным, маслобойным и кирпичным заводами, а позднее их отпрыск купил пароход, курсировавший по маршруту Вологда-Сокол-Спас-Камень, тем самым открыв первую регулярную линию к знаменитому монастырю.
Краеведы отмечали, что особую величественность и красоту Устью всегда придавал архитектурный ансамбль Воскресенского погоста. Первым из храмов ансамбля был возведён Воскресенский. Его строили с 1763 по 1773 год. Ещё через десять лет к нему пристроили паперть с колокольней. Прошло почти сорок лет, и прихожане решили рядом с Воскресенской поставить ещё одну церковь. Строительство началось в 1820 году и заняло 16 лет. Известно, что план Никольского храма разработал священник Павел Иконников. Он представил готовый проект в марте 1818 года, а в первых числах апреля его уже утвердил преосвященный Онисифор, епископ Вологодский и Устюжский. Планировка храма была во многом заимствована у тёплого вологодского кафедрального собора. В начале 40-х годов ХIХ века храмовый комплекс обнесли каменной оградой. Её украшали зелёные глиняные вазы. С восточной стороны вместо ограды построили торговые ряды. С южной стороны находилась сторожка, а с севера - помещение, где держали церковную утварь.
Работы по возведению храма Святителя Николая Чудотворца начались с того, что заготовили строительные материалы, дрова для обжига кирпича и возвели кирпичные сараи. В 1819 году начали делать свой кирпич, а через год приступили к строительству. Сначала подрядчиком был ярославский крестьянин Спиридон Емельянович Орлов. За два года он выложил нижний этаж Никольского храма. Затем на четыре года работы приостановили - было необходимо обеспечить стройку новыми материалами - кирпичом, известью, железом, лесом. Второй этаж выкладывал уже другой подрядчик - крестьянин Глеб Масленников. К 1829 году второй этаж тоже был готов. Потом храм покрыли железом, главы обили жестью, после чего приступили к внутренней отделке. Надо было штукатурить стены, настилать пол, класть печи, вставлять оконные рамы. Следующим этапом стало украшение иконостаса, написание икон. Этим, между прочим, занимались титулярный советник Императорской академии художеств Н. И. Катинов и крепостной изограф К. М. Козлов. Имена мастеров, делавших иконостас, также известны - это Н. Милавин и А. Лошков. Стоимость всех работ зафиксирована в документах - строительство обошлось, в общей сложности, в 54 с небольшим тысячи рублей ассигнациями. Эти деньги были собраны не только прихожанами, но также жителями других губерний в ходе так называемых сборов на церковное строение. При этом нельзя забывать, что многие материалы для строительства были пожертвованы прихожанами.
Согласно сохранившимся описаниям, в верхнюю церковь вели две чугунные лестницы. Их рисунок составил губернский инженер-архитектор Владимир Шилькнехт. А отливали на петербургском чугунно-литейном заводе купца Николая Паля. К 1879 году они были готовы и укреплены на специальных рельсах. Двери Никольского храма обили войлоком и обтянули клеёнкой, а также устроили перед ними небольшое помещение для сохранения тепла. Пол нижнего храма изначально был кирпичным, но со временем его заменили на каменный, из так называемой путиловской плиты. Её приобретение обошлось в 1700 рублей, но оно того стоило: это древний известняк, одновременно прочный и лёгкий в обработке, влагостойкий и очень красивый. Его добывали в селе Путилово (Ленинградская область). Он был популярнейшим облицовочным материалом для отделки карнизов, лестниц, пилястр.
Лучше всего о колоколах Воскресенского погоста написано в брошюре Ю. А. Соколова "Устьянские церкви": "На колокольне находилось 11 колоколов, самый большой из них, установленный в 1898 г., вместе с "языком" весил 486 пудов 20 фунтов (пуд - 16,381 кг, фунт - 409,5 г). Он был отлит в память коронования императора Николая II Александровича и императрицы Александры Фёдоровны. Литая надпись на колоколе оповещала: "Сей колокол сооружен в лето от Рождества Христова 1898 года на средства прихожан и посторонних жертвователей ко храму Устьянской Воскресенской церкви Кадниковского уезда. Лит в заводе потомственных почетных граждан П. И. Оловянникова сыновей в Ярославле, весу 467 п. 20 ф.". Надпись на втором колоколе гласила: "Лит сей колокол в царствующем великом граде в Москве на заводе первой гильдии купца Степана Калинина, а весу во оном колоколе 109 пуд. Года в 1782, января 4 дня, Вологодского уезду церкви Воскресения Христова, что на Устье". Известно, что в Устье колокола привозили по реке - на барже.
После Октябрьской революции храм ещё какое-то время функционировал, но постепенно новые власти превратили его в склад. Южные башни, смотревшие на реку, были утрачены в 1930-е годы. Чудом уцелели лишь северо-западная и частично - северо-восточная башни. Постепенно весь архитектурный комплекс Воскресенского погоста стал разрушаться. Настоятель Никольского храма отец Димитрий с грустью рассказывает о том, как во время народных гуляний бывшую церковную территорию"нагулявшиеся" устьяне использовали как общественный туалет. К счастью, в 1980-е годы всё же нашлись люди, понимающие ценность этого архитектурного ансамбля. Здания тогда законсервировали - вплоть до начала двухтысячных. Отец Димитрий вспоминает, когда он только приехал сюда возрождать приходскую жизнь, здесь не было ровным счётом ничего, только грязь, мусор и разруха. И тогда он собрал прихожан - большей частью это были пожилые женщины - и попросил их молиться. "И молитва пошла, - рассказывает священник. - И постепенно, с Божией помощью, всё стало как-то образовываться. Расчистили территорию. Стали появляться благотворители. Один из них помог установить купол". Однажды к батюшке подошёл местный журналист, и попросил рассказать о каком-либо чуде, произошедшем в Никольском храме. Отец Димитрий задумался, а потом повёл его на улицу и показал купол. Вот, мол, оно, настоящее чудо: ничего ещё нет, денег нет, а купол уже есть!
А теперь в храме постоянно проходят богослужения. Приход Никольского храма невелик - постоянно посещают службу всего человек двадцать пять. С Божьей помощью удалось частично восстановить ограду. В 2006 году был сделан ещё один на пути сохранения и восстановления комплекса Воскресенского погоста. Постановлением правительства Вологодской области включило храм Николая Мирликийского в список объектов культурного наследия регионального значения и взяло его под государственную охрану.
Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №354, 2019