Достопримечательность одноверхая, крещатая в плане, без выделения центрального сруба. Анализируя разрез церкви Николая, мы использовали фото с обмерных чертежей художника-архитектора А. Кацаурова. Такой же крещатый план с четырехгранными рукавами имеют церкви Покрова 1784 г. в Петровке и Покрова 1783 г. в Царичанке, Юрия 1795 г. в Белошапках, Воскресенская 1796 г. в Носовке, Михаила 1822 г. в Журавино, а также Успенская в Жданове, дата построения которой нам неизвестна. Точной даты постройки памятника мы не знаем. Построена церковь не позднее начала 60-х г.г. XVIII в. Оба придела и присенки с крыльцами и портиками появились впоследствии, возможно, при ремонте в 1820 г. (Гумилевский Ф. «Историко-статистическое описание Черниговской епархии», т. VI.).
Церковь Николая стоит на краю высокого плато, что мысом выдается и по крутой лестнице спускается в придеснянскую долину. Мастер оценил красоту местности и построил церковь, которая органично вписалась в неё.
Центральная часть имеет в интерьере особенность, которой в других памятниках нам наблюдать не приходилось: четырехгранный сруб стен участке переходит в шестигранник в западной части на высоте, на которой завершаются срубы стен бабинца (на высоте, равной 1/2 длины плана участка). В юго-западной и северо-западной гранях сруба стен прорезано по одному окну. В восточной же части четырехгранный сруб стен центра переходит в восьмигранник значительно выше, чуть ли не на границе с заломом. Восточные углы сруба стен центра лишь верхними четырьмя брусьями переходят в восьмигранник. Этот переход обозначают два короткие резные ригели: первый представляет собой начало юго-восточной (или юго-восточной) грани; второй ригель заложено перед этой короткой гранью на пределе сруба стен и первого залома.
Первый залом, на вид стремительный, переводит объём сруба стен центрального участка в интерьере в раскидистый, ярко освещенный четырьмя окнами умеренной высоты восьмерик. Внизу и вверху восьмерика заложено по одному балке (нижний испещрен резьбой) в направлении восток-запад. Энергично засклеплений второй восьмерик резко сужает объем верха и переходит в совсем небольшой по объему, высокий (на вид), вытянутых пропорций, стройный и ярко освещенный фонарь, перекрыт плоским плафоном.
Окна в срубах стен всех участков заложены на высоте, равной половине длины плана бабинца; окна в юго-западной и северо-западной гранях сруба стен центрального участка – на высоте, равной длине плана участка, окна в восьмерике – над верхним венцом сруба стен на высоте, равной 1/2 длины восьмерика, или 1/4 ширины плана участка. На такой же высоте над верхним венцом восьмерика заложены окна в фонаре. Четверни срубов стен бабинца и алтаря перекрыты в интерьере плоским потолком, насланою по двух накрест положенных, помережаных резьбой балках. Четверики срубов стен южного и северного рукавов завершаются отвесными стожковой формы восьмигранными заломами. Сверху заломы перекрывает плоский потолок-плафон в виде вытянутого по линии Юг – Север восьмигранника. Снаружи женскую, алтарь, южный и северный рукава перекрыты двускатными крышами с маленькими димничками на торцах. Над бабинцем крыша несколько ниже и менее крутая.
Объем сруба стен центрального участка снаружи волнистой крышей первого залома переходит в восьмерик спокойных пропорций (высота его заметно меньше длины). Крыша над вторым заломом – также волнистого контура – переходит в кубический по пропорциям световой фонарь. Завершает участок грушевидная с отливом глава, маленький глухой фонарик и шарик с крестом.
Исходный размер для построения плана-ширина центрального участка. Центральная часть – четырехугольник; длина его – апофема равностороннего треугольника со стороной, равной полной ширине. Бабинец – квадрат, сторона его равна ширине центра. Алтарь-четырехгранник; ширина его равна ширине центра, а длина – апофеме равностороннего треугольника со стороной, равной ширине центра. Южный и Северный рукава – четырехугольники; их длина равна длине центра, а ширина – апофеме треугольника со стороной, равной длине центра.
Срубы стен алтаря, бабинца и южного и северного рукавов невысокие, их высота меньше длины плана и равна половине диагонали плана бабинца. Сруб стен центрального участка высокий, стройный; он вдвое выше сруба стен алтаря и Бабинца. Высота сруба стен центра равна диагонали плана участка. При составлении на земле восточной и западной граней залома использовался шаблон, у которого основа – длина стен сруба участка (вверху), верхняя грань равна 1/2 ширины плана участка, а высота – четверть полной длины плана участка; высота первого залома и сруба стен вместе равны диагонали плана бабинца. Длина восьмерика равна половине ширины плана участка, а высота восьмерика и первого залома вместе – 1/2 диагонали плана центра. Высота центрального участка до начала второго залома равна полной длине плана центра и алтаря, взятых вместе.
Грани второго залома засклеплены под углом в 65° (то есть для сборки сруба второго залома мастер использовал в качестве шаблона нижнюю часть треугольника, у которого высота равна основе). Заготавливая на земле сруб второго залома (восточную и западную грани), мастер использовал шаблон-трапецию, у которого основа – длина восьмерика (вверху), верхняя грань составляет 1/2 основания, высота – также 1/2 основания и равна высоте первого залома. У фонаря длина и высота равны половине длины восьмерика. Внутренняя высота центрального участка равна сумме диагонали и полной ширины плана участка.
Таранушенко С.А. «Монументальная деревянная архитектура Левобережной Украины». - К.: 1976 г., перевод с украинского, орфография сохранена.