ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Новгород-Северский. Церковь Николая Чудотворца.

Николаевская церковь


Новгород-Северский. Церковь Николая Чудотворца
Деревянная церковь. Действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Николая Чудотворца
Год постройки:1720.
Адрес:
Украина, Черниговская область, Новгород-Северский район, г. Новгород-Северский

Координаты: 52.013604, 33.258196



Сортировка:

Церковь Николая Чудотворца, , Новгород-Северский, Новгород-Северский район, Украина, Черниговская область
Наталия
24 марта 2010
Церковь Николая Чудотворца, Новгород-Северский, церковь Николая Чудотворца<br>, Новгород-Северский, Новгород-Северский район, Украина, Черниговская область
Новгород-Северский, церковь Николая Чудотворца
Скородумов Сергей
14 июня 2009
Церковь Николая Чудотворца, , Новгород-Северский, Новгород-Северский район, Украина, Черниговская область
Dmitro
9 мая 2009
Церковь Николая Чудотворца, , Новгород-Северский, Новгород-Северский район, Украина, Черниговская область
Dmitro
9 мая 2009
Церковь Николая Чудотворца, Общий вид. «Памятники архитектуры и градостроительства Украины», 2000 г. <br>, Новгород-Северский, Новгород-Северский район, Украина, Черниговская область
Общий вид. «Памятники архитектуры и градостроительства Украины», 2000 г. 
Елена Григорьева
1 июня 1965
Церковь Николая Чудотворца, Внутренний вид бани. Источник: Юрченко П.Г. «Деревянная архитектура Украины»<br>, Новгород-Северский, Новгород-Северский район, Украина, Черниговская область
Внутренний вид бани. Источник: Юрченко П.Г. «Деревянная архитектура Украины»
Елена Григорьева
1 июня 1965
Церковь Николая Чудотворца, Общий вид. Источник: «Монументальная деревянная архитектура Левобережной Украины», 1976 г.<br>, Новгород-Северский, Новгород-Северский район, Украина, Черниговская область
Общий вид. Источник: «Монументальная деревянная архитектура Левобережной Украины», 1976 г.
Елена Григорьева
01.06.1962 - 01.06.1964
Церковь Николая Чудотворца, Венцы сруба Николаевской церкви в Новгород-Северском. Фото А. Смык. Источник: Юрченко П.Г. «Деревянное зодчество Украины». – К.: 1949 г.<br>, Новгород-Северский, Новгород-Северский район, Украина, Черниговская область
Венцы сруба Николаевской церкви в Новгород-Северском. Фото А. Смык. Источник: Юрченко П.Г. «Деревянное зодчество Украины». – К.: 1949 г.
Елена Григорьева
1 июня 1949
Церковь Николая Чудотворца, Общий вид. Фото А. Колечиц, 1948 г.<br>, Новгород-Северский, Новгород-Северский район, Украина, Черниговская область
Общий вид. Фото А. Колечиц, 1948 г.
Елена Григорьева
1 июня 1948
Церковь Николая Чудотворца, Николаевская церковь, фото С.А. Таранушенко, 1916 г.<br>, Новгород-Северский, Новгород-Северский район, Украина, Черниговская область
Николаевская церковь, фото С.А. Таранушенко, 1916 г.
Елена Григорьева
1 июня 1916
Церковь Николая Чудотворца, Ригели. Фотография из личного архива С.А. Таранушенко, 1916 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского<br>, Новгород-Северский, Новгород-Северский район, Украина, Черниговская область
Ригели. Фотография из личного архива С.А. Таранушенко, 1916 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского
Елена Григорьева
1 июня 1916
Церковь Николая Чудотворца, Резные детали верхов. Фотография из личного архива С.А. Таранушенко, 1916 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского<br>, Новгород-Северский, Новгород-Северский район, Украина, Черниговская область
Резные детали верхов. Фотография из личного архива С.А. Таранушенко, 1916 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского
Елена Григорьева
1 июня 1916
Церковь Николая Чудотворца, Интерьер верхов. Фотография из личного архива С.А. Таранушенко, 1916 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского<br>, Новгород-Северский, Новгород-Северский район, Украина, Черниговская область
Интерьер верхов. Фотография из личного архива С.А. Таранушенко, 1916 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского
Елена Григорьева
1 июня 1916
Церковь Николая Чудотворца, Частная коллекция. Фото 1900-х годов<br>, Новгород-Северский, Новгород-Северский район, Украина, Черниговская область
Частная коллекция. Фото 1900-х годов
Михаил Мещанинов
10 июня 1906
Церковь Николая Чудотворца, Почтовая карточка нач. ХХ века.<br>, Новгород-Северский, Новгород-Северский район, Украина, Черниговская область
Почтовая карточка нач. ХХ века.
Алексей Кротов



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Богданов
 
Александр БогдановАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  5 июля 2012

НИКОЛАЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ, 1720 г.
Сооружение деревянное, ошалеванное, пятисрубное, крестовое в плане, одноверхое. Центральный сруб перекрыт восьмигранным верхом с двумя заломами, южный и северный срубы — восьмигранными шатрами, западный и восточный — плоским перекрытием на балках, украшенных резьбой.
Кровля на всех срубах, кроме центрального — скатная, с небольшими фронтончиками. Дверные проемы с трапециевидным верхом характерны для украинской архитектуры XVII—XVIII вв. Наличники окон, дверей и карнизов украшены резьбой.

В интерьере высотно раскрытое пространство центрального сруба подчеркнуто низкими перекрытиями боковых ветвей. Конструктивной особенностью завершения среднего сруба является переход от квадратного основания к восьмерику через плоские паруса, расположенные на разной высоте, поэтому восьмерик верха асимметричен. По памятнику проведены реставрационные работы: сделан новый цоколь, отремонтирована и покрыта гонтом крыша, частично заменены отдельные венцы срубов, восстановлен по прежним образцам резной декор и пр. Памятник принадлежит к лучшим сооружениям черниговской школы деревянной народной архитектуры XVIII в.

Используется Новгород-Северским филиалом Черниговского государственного архитектурно-исторического заповедника.   

Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 4, стр. 315, издательство "Будивэльнык", 1983-1986 год


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  29 марта 2016

На крутом холме у дороги, которая издавна вела от пристани на Десне на гору к Замку, еще в 1086 году был построен первый храм в честь Св. Николая, на том месте, где в дохристианские времена стоял языческий идол. В 1760 году на этом же месте была построена ныне существующая деревянная церковь в честь святого Николая.

Крестообразный однокупольный многоярусный храм. Его пирамидальный силуэт логично завершает очертание холма. Мягкие формы крытых гонтом крыш и заломов, вертикальное членение плоскостей - все это можно видеть в архитектуре данного памятника архитектуры. Бросается в глаза характерная для украинского зодчества деталь - скошенные углы дверных откосов. Ассиметричная конструкция центрального верха, обусловлена стремлением поставить достаточно высокий иконостас в такой небольшой церковки, является уникальной архитектурной чертой, не присущей ни одному другому деревянному храму в украинском зодчестве. Во время ремонта 1820 года церковь приобрела ампирные черты, благодаря пристроенным портикам, ризнице и боковым алтарям. Рядом с храмом была построена двухъярусная колокольня, не сохранившаяся до наших дней. Храм сохранил именно ему присущую первоначальную композицию основного объема, который завершается увенчаным крестом стройным куполом с заломами.

После закрытия храма здание долгое время пребывало в аварийном состоянии. В конце 1970-х годов церковь отреставрировали, а в 1980 году в помещении была размещена экспозиция новгород-северского музея. В 1992 году церковь была возвращена верующим.

Из материала книги-путеводителя: Андрущенко Г.В. Путеводитель по Черниговщине. Изд-во "Мистецство", г. Киев, 2011 г.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  5 июня 2020

Николаевская церковь (другие названия – церковь Николая Угодника, Никольская церковь) – редкая достопримечательность XVIII в. На месте Николаевской церкви в древнерусские времена стоял языческий идол. В 1086 г. здесь был построен каменный храм, который уничтожили монголо-татары.

Один из лучших деревянных храмов Черниговской области в стиле барокко, сохранившихся в первоначальном виде. Церковь посвящена Святому Николаю – покровителю путников. Имеет форму, характерную для старинных деревянных храмов Северной Украины: 5 срубов, 1 купол, многоярусная крыша. В XVIII в. при Николаевской церкви действовали школа и приют для калек и немощных.

В XIX в., пристроив портик и ризницу, храм реставрировали в стиле ампир. Но при этом он сохранил свои оригинальные черты. Также рядом была сооружена колокольня, которую разрушили в ХХ в. Церковь имеет три входа со срезанными дверными углами и плоские потолки, характерные для старинных деревянных зданий на севере Украины – как храмов, так и сельских домов.

В период Советского Союза в церкви располагался музей. Сейчас здесь проходят богослужения.

http://md-ukraine.com


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  28 марта 2022

Деревянный храм святителя Николая, по переписи 767 г.: «Заградский, в 65 саженях от крепости». Это в полугорье, вблизи Десны, на месте едва доступном. В 1820 г. при перестройке храма найден камень на котором написано, что храм св. Николая основан в 1086 г. Итак, это едва ли не второй приходский храм по времени, после соборнаго в новом городе Северском.

По переписи 767 г. в храме два престола; при нём школа с дьячком и 4 псаломщика казачьего звания, богадельня, где «сколеченные», церковный двор «стоящий по улице, что идёт з Новгородка к Стародубу, близ моста»; нива посевом на четверть, в урочище Ладейке, около круговой дороги, данная священнику на поминовение в 1737 г. Андреем Пророком. О другой земле церковной говорит акт: «1737 г. Тимофей по прозвиску Жиров отписую отцу Ивану Фоминичу, духовному отцу своему, яругу з леском, лежачую в урочище вершина крутой дебри, на поминовение души своей».

Иконостас храма устроен сотником Степаном Судиенком. В храме евангелие вилен. п. 1644 г., жития святых за март, апрель и май, с надписью «дадох книгу сию за отпущение грехов моих Димитрий Савич архимандрит Новгородский в лето 1700 фев. 25».

По акту 1723 г. известен «пресвитер Успенский Новгородский».

Этот храм не показывался уже ни на плане Румянцова, ни в переписи 767 г.

«Историко-статистическое описание Черниговской епархии». 1873 г.


Елена Григорьева
 

Деревянная церковь построена в 1764 г. во время ремонта 1820 г. достроены боковые алтари и притворы с крыльцами и портиками.

Церковь расположена на краю высокого плато, которое мысом вдается в придеснянскую долину. Она обозначает древний путь от пристани на р. Десне до центра города.

Памятник относится к сооружениям центрического типа. Она пятисрубная, крещатая в плане, однокупольная, без выделения центрального сруба. Центральная часть плана перекрыта восьмигранным двозаломным верхом асимметричной конструкции, а бабинец и алтарь – плоскими потолками по двух накрест положенных покрытых балках.

Северное и Южное рукава перекрыты отвесными восьмигранными заломами стожковой формы. Снаружи рукава Креста имеют двускатные крыши с маленькими дымничками на торцах. Все компартименты – одной высоты, поэтому во внешнем виде здания существенным является контраст между массивными стенами и изящными формами верха.

Церковь сложена из брусьев на кирпичном фундаменте. Снаружи стены вертикально пошалены с использованием нащельников. Крыша покрыта гонтом. Сохранились резные ригели, затяжки, дверные косяки пятиугольных очертаний и карнизы.

Церковь относится к выдающимся памятникам народной деревянной архитектуры Чернигово-Сиверщины.

В.В. Вечерский «Памятники архитектуры и градостроительства Украины». - К.: «Техника», 2000 г., перевод с украинского.


Елена Григорьева
 

На Черниговщине преобладали пятисрубные церкви с одной баней в центре. Особого внимания заслуживает церковь Николая в Новгород-Северском, построенная в XVIII в.

Она имеет пять срубов и одну высокую баню в центре. Большой интерес представляет собой интерьер церкви. Южный и северный срубы завершены восьмиугольными шатровыми покрытиями без восьмериков, а западный и восточный имеют обычный потолок из досок на балках, украшенных оригинальной резьбой, и по углам резные скобы. Палатки над южным и северным срубами снаружи закрыты крышами и обозначены небольшими фонарями. Тип Николаевской церкви в Новгород-Северском или церкви в Свирже свойствен Черниговщине и, в некоторой степени, Северной Полтавщине. Строения этого типа составляют отдельную группу и характеризуются очень высокой баней над средним срубом. В пятибанных же церквях, бани над боковыми срубами были сравнительно малы и представляли собой маленькие фонари (церкви в Коропе, Свирже, марте и т.д.

Срубы имеют разнообразные формы прямоугольников, шести-и восьмиугольников, но заметно различаются между собой пропорциями. Стены срубов по высоте равны половине общей высоты церкви вместе с банями, а в отдельных случаях даже превышают половину и этим они приближаются к каменным церквям тех времен. Впечатление от высоких стен по сравнению с общей высотой церкви усиливалось благодаря ракурсам. Плоскости стен имели соответственно трактованные архитектурные детали. В контрасте с глухим полем в стены внятного решения вступили шестиугольные двери с резными косяками, окна имели форму креста с прямоугольными или закругленными ветвями, круглые, развитые профилированные карнизы, украшенные резьбой, и тому подобное.

Источник: Юрченко П.Г. «Деревянная архитектура Украины». – К.: 1970 г.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  2 июня 2022

После осмотра Успенского собора, обойдя холм, спустимся к Десне (которая делает здесь поворот), чтобы осмотреть редкий образец деревянного строительства - Николаевскую церковь, построенную в 1760 г. на месте разрушенного домонгольского храма, сооруженного в 1086 г. По преданию, на этом холме когда-то стоял идол старославянского бога, возможно, покровителя стихий, потому что после принятия христианства здесь построили храм во имя Николая - покровителя мореплавателей, торговцев и строителей.

Когда поднимаешься на холм к церкви, она кажется распластанной своими боковыми помещениями, среди которых возвышается стройная баня капризных барочных форм с тремя заломами.

Войдя в храм, мы окажемся в помещении, что скорее напоминает дом, с плоской крышей, с резными балками. Здесь мало света, всё мерцает во тьме, а через фигурные арки-вырезы видно ярко освещенную среднюю баню. В связи с тем, что высокий иконостас примыкал к восточной стене, средняя баня имеет уникальное архитектурно - конструктивное решение, которое заключается в том, что переход от четверика к восьмерику находится не на одном уровне. Паруса восточной иконостасной стены расположены вдвое выше западных. Баня от этого имеет несимметричный вид. Иконостас, как бы создает «тягу», и тем самым деформирует пространство. Так же интерьеру центральной бани подчинены и фигурные арки-вырезы. Они не одинаковы. Так, арка-вырез из западного помещения, расположенная против иконостаса, имеет вполне симметричный вид, тогда как северная и южная размещены под прямым углом к иконостасу, будто деформированы притяжением иконостаса, ибо их вырезы несимметричны. Они упруго поднимаются от низко расположенных западных парусов до высоких восточных. Низкие арки-вырезы усиливают контрастом стремительный лет граней бани, а их изгибы в заломах делают энергичным движение, что преодолевает мертвую инертную материальную массу.

Источник: Логвин Г.Н. «По Украине». – К.: Мистецтво, 1968 г.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  22 ноября 2024

Деревянная Николаевская церковь (XVIII в.) в плане крестовая, все пять срубов одинаковых размеров (7,5х7,5 м). К алтарю с южной и северной стороны примыкают жертвенник и диаконник также одинаковых размеров (5х6 м). Сруб средокрестья перекрыт восьмигранным верхом с двумя заломами, а западная и восточная ветви креста (бабинец и алтарь) – потолками на балках, украшенных резьбой. В углах этих потолков сохранились небольшие плоские паруса и скобы-затяжки, что говорит в пользу того, что верхи здесь существовали, но по неизвестной причине когда-то были сняты. Южная и северная ветви перекрыты низкими восьмигранными шатрами, опирающимися прямо на паруса и стены без восьмериков. Кровля на всех четырех срубах скатная, с небольшими фронтончиками. Переход от квадратного центрального сруба к восьмерику верха с двумя заломами осуществлен с помощью плоских парусов, расположенных на разной высоте.

В интерьере западные паруса, примыкающие к низким северному и южному срубам, начинаются на высоте 2,5 м от пола, тогда как восточные, где находился иконостас, – на высоте 5,75 м. Поэтому восьмерик верха несимметричен, его западные диагональные плоскости начинаются на высоте 3,75 м от пола, несимметричны также и южная и северная арки-вырезы, они параболические, так как поднимаются от западных, низко находящихся парусов к высоко расположенным восточным. Арка-вырез западного сруба симметрична. Благодаря контрасту низеньких помещений боковых срубов центральному двухзаломный верх последнего поражает энергией и смелостью высотно раскрытого пространства. Фасады храма богато украшены резьбой на карнизах и фронтончиках окон. Особенностями архитектуры Николаевской церкви являются контраст массивных срубов и легкого венчания со стройным, мягких абрисов верхом, а также решение ее внутреннего пространства. Ритм его движения подчеркивают резные скобы-затяжки и окна в восьмериках. Церковь занимает выдающееся место среди произведений плотничьего искусства черниговской школы деревянной народной архитектуры XVIII в.

Логвин Г.Н. «Украина и Молдавия». – М.: «Искусство», 1982 г.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  22 ноября 2024

Достопримечательность одноверхая, крещатая в плане, без выделения центрального сруба. Анализируя разрез церкви Николая, мы использовали фото с обмерных чертежей художника-архитектора А. Кацаурова. Такой же крещатый план с четырехгранными рукавами имеют церкви Покрова 1784 г. в Петровке и Покрова 1783 г. в Царичанке, Юрия 1795 г. в Белошапках, Воскресенская 1796 г. в Носовке, Михаила 1822 г. в Журавино, а также Успенская в Жданове, дата построения которой нам неизвестна. Точной даты постройки памятника мы не знаем. Построена церковь не позднее начала 60-х г.г. XVIII в. Оба придела и присенки с крыльцами и портиками появились впоследствии, возможно, при ремонте в 1820 г. (Гумилевский Ф. «Историко-статистическое описание Черниговской епархии», т. VI.).

Церковь Николая стоит на краю высокого плато, что мысом выдается и по крутой лестнице спускается в придеснянскую долину. Мастер оценил красоту местности и построил церковь, которая органично вписалась в неё.
Центральная часть имеет в интерьере особенность, которой в других памятниках нам наблюдать не приходилось: четырехгранный сруб стен участке переходит в шестигранник в западной части на высоте, на которой завершаются срубы стен бабинца (на высоте, равной 1/2 длины плана участка). В юго-западной и северо-западной гранях сруба стен прорезано по одному окну. В восточной же части четырехгранный сруб стен центра переходит в восьмигранник значительно выше, чуть ли не на границе с заломом. Восточные углы сруба стен центра лишь верхними четырьмя брусьями переходят в восьмигранник. Этот переход обозначают два короткие резные ригели: первый представляет собой начало юго-восточной (или юго-восточной) грани; второй ригель заложено перед этой короткой гранью на пределе сруба стен и первого залома.

Первый залом, на вид стремительный, переводит объём сруба стен центрального участка в интерьере в раскидистый, ярко освещенный четырьмя окнами умеренной высоты восьмерик. Внизу и вверху восьмерика заложено по одному балке (нижний испещрен резьбой) в направлении восток-запад. Энергично засклеплений второй восьмерик резко сужает объем верха и переходит в совсем небольшой по объему, высокий (на вид), вытянутых пропорций, стройный и ярко освещенный фонарь, перекрыт плоским плафоном.

Окна в срубах стен всех участков заложены на высоте, равной половине длины плана бабинца; окна в юго-западной и северо-западной гранях сруба стен центрального участка – на высоте, равной длине плана участка, окна в восьмерике – над верхним венцом сруба стен на высоте, равной 1/2 длины восьмерика, или 1/4 ширины плана участка. На такой же высоте над верхним венцом восьмерика заложены окна в фонаре. Четверни срубов стен бабинца и алтаря перекрыты в интерьере плоским потолком, насланою по двух накрест положенных, помережаных резьбой балках. Четверики срубов стен южного и северного рукавов завершаются отвесными стожковой формы восьмигранными заломами. Сверху заломы перекрывает плоский потолок-плафон в виде вытянутого по линии Юг – Север восьмигранника. Снаружи женскую, алтарь, южный и северный рукава перекрыты двускатными крышами с маленькими димничками на торцах. Над бабинцем крыша несколько ниже и менее крутая.

Объем сруба стен центрального участка снаружи волнистой крышей первого залома переходит в восьмерик спокойных пропорций (высота его заметно меньше длины). Крыша над вторым заломом – также волнистого контура – переходит в кубический по пропорциям световой фонарь. Завершает участок грушевидная с отливом глава, маленький глухой фонарик и шарик с крестом.

Исходный размер для построения плана-ширина центрального участка. Центральная часть – четырехугольник; длина его – апофема равностороннего треугольника со стороной, равной полной ширине. Бабинец – квадрат, сторона его равна ширине центра. Алтарь-четырехгранник; ширина его равна ширине центра, а длина – апофеме равностороннего треугольника со стороной, равной ширине центра. Южный и Северный рукава – четырехугольники; их длина равна длине центра, а ширина – апофеме треугольника со стороной, равной длине центра.

Срубы стен алтаря, бабинца и южного и северного рукавов невысокие, их высота меньше длины плана и равна половине диагонали плана бабинца. Сруб стен центрального участка высокий, стройный; он вдвое выше сруба стен алтаря и Бабинца. Высота сруба стен центра равна диагонали плана участка. При составлении на земле восточной и западной граней залома использовался шаблон, у которого основа – длина стен сруба участка (вверху), верхняя грань равна 1/2 ширины плана участка, а высота – четверть полной длины плана участка; высота первого залома и сруба стен вместе равны диагонали плана бабинца. Длина восьмерика равна половине ширины плана участка, а высота восьмерика и первого залома вместе – 1/2 диагонали плана центра. Высота центрального участка до начала второго залома равна полной длине плана центра и алтаря, взятых вместе.

Грани второго залома засклеплены под углом в 65° (то есть для сборки сруба второго залома мастер использовал в качестве шаблона нижнюю часть треугольника, у которого высота равна основе). Заготавливая на земле сруб второго залома (восточную и западную грани), мастер использовал шаблон-трапецию, у которого основа – длина восьмерика (вверху), верхняя грань составляет 1/2 основания, высота – также 1/2 основания и равна высоте первого залома. У фонаря длина и высота равны половине длины восьмерика. Внутренняя высота центрального участка равна сумме диагонали и полной ширины плана участка.

Таранушенко С.А. «Монументальная деревянная архитектура Левобережной Украины». - К.: 1976 г., перевод с украинского, орфография сохранена.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  19 января 2025

Необходимо обогнуть выступ горы и спуститься на нижнюю террасу большого холма, чтобы увидеть выдающееся произведение украинского деревянного зодчества - церковь св. Николая, построенную в 1760 г. (по другим данным - в 1720 г.) на месте древней каменной церкви 1086 г. Это место в городских документах именуется заградьем или предгородьем. Как повествуют легенды, в древности на этом холме находился древнеславянский идол; после принятия христианства здесь был построен храм Николая, покровителя мореплавателей и торговцев.

Спускаясь с холма от Успенского собора к Николаевскому храму, прежде всего увидим «зачарованную» Десну, образующую в этом месте плавный поворот. У крутых обрывистых берегов изгибается сверкающая голубая лента реки, а вдали четко вырисовывается трехъярусный барочный верх Николаевской церкви. Но постепенно дорога спускается к подножию холма, и постройку совсем скрывают высокие деревья. С западной стороны она виднеется в сильном ракурсе. Ее широкие боковые помещения как бы «распластываются» по холму, чтобы затем в косых линиях кровель плавно подняться к центральной восьмигранной бане - верху и динамично взлететь в причудливых линиях заломов.

В Николаевской церкви баня-верх имеет два залома и маковку с фонариком. Обшивка сруба вертикальными досками усиливает иллюзию движения ввысь масс, придает храму легкость и изящество. Тонкая и разнообразная по мотивам резьба карнизов, фронтончиков и наличников окон выглядит ажурной, подобно затейливой мережке на украинских холщовых рубахах. Храм поражает безукоризненной композицией масс, каким-то особым органическим слиянием с окружающей средой. Он является частицей пейзажа, неотъемлемой частью холма, из которого будто вырастает. В нем как бы воплощена жизненная энергия и сила земли, которая поднимается, тянется ввысь, играя в мягких, таких живых и пластичных линиях заломов и венчания верха.

В Николаевскую церковь ведут три оригинальные двери со срезанными углами. Подобная форма была излюбленной на Украине. Такие двери встречаются всюду - и в храмах, и в хатах, и коморах, и в мельницах, и в иконостасах. Боковые помещения церкви невысоки и очень масштабны по отношению к человеку. Их плоские потолки, подобно хатам, имеют «сволоки» - главные потолочные балки, покрытые затейливой резьбой. В боковых срубах мало света, все тонет в мягкой полумгле, они открываются в храм фигурными арками. Но зато центральное помещение освещается окнами, расположенными во всех трех ярусах восьмерика. Ввиду такого светового контраста центральная баня кажется особенно ярко освещенной. Выше уже отмечалась характерная особенность украинских деревянных храмов - высотное раскрытие внутреннего пространства.

Господствующим в интерьере Николаевской церкви является средний, высокий, открытый до самого зенита баня-верх. Восточная стена, к которой когда-то был приставлен иконостас (не сохранился), значительно выше, чем противоположная ей западная, а восточные и западные паруса, образующие переход к восьмерику, находятся в разных уровнях. Поэтому баня имеет несимметричную форму. Иконостас как бы создавал «тягу» и тем «деформировал» пространство. Любопытно, что вырез фигурной арки на западной стене сделан симметричным относительно центральной оси. В то же время вырезы боковых арок ввиду их расположения под прямым углом к восточной стене и как бы смещения ее «притяжением» не симметричны. Их рисунок обусловлен положением парусов на неодинаковой высоте на северной и южной стенах центральной бани. Начинаясь низко у западных парусов, вырезы затем поднимаются в направлении к востоку, к высоко поднятым восточным парусам. Стремительный взлет граней центрального восьмерика, его изгибы в заломах усиливают энергию движения, как бы преодолевшего мертвую инертную материальную массу боковых помещений.

Г.Н. Логвин. «Чернигов. Новгород-Северский. Глухов. Путивль». Очерк. М. «Искусство», 1965 г. 



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.