ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Новгород-Северский. Церковь Николая Чудотворца.

Николаевская церковь


Новгород-Северский. Церковь Николая Чудотворца
Деревянная церковь. Действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Николая Чудотворца
Год постройки:1720.
Адрес:
Украина, Черниговская область, Новгород-Северский район, г. Новгород-Северский

Координаты: 52.013604, 33.258196



Сортировка:

Церковь Николая Чудотворца, , Новгород-Северский, Новгород-Северский район, Украина, Черниговская область
Наталия
24 марта 2010
Церковь Николая Чудотворца, Новгород-Северский, церковь Николая Чудотворца<br>, Новгород-Северский, Новгород-Северский район, Украина, Черниговская область
Новгород-Северский, церковь Николая Чудотворца
Скородумов Сергей
14 июня 2009
Церковь Николая Чудотворца, , Новгород-Северский, Новгород-Северский район, Украина, Черниговская область
Dmitro
9 мая 2009
Церковь Николая Чудотворца, , Новгород-Северский, Новгород-Северский район, Украина, Черниговская область
Dmitro
9 мая 2009
Церковь Николая Чудотворца, Общий вид. «Памятники архитектуры и градостроительства Украины», 2000 г. <br>, Новгород-Северский, Новгород-Северский район, Украина, Черниговская область
Общий вид. «Памятники архитектуры и градостроительства Украины», 2000 г. 
Елена Григорьева
1 июня 1965
Церковь Николая Чудотворца, Внутренний вид бани. Источник: Юрченко П.Г. «Деревянная архитектура Украины»<br>, Новгород-Северский, Новгород-Северский район, Украина, Черниговская область
Внутренний вид бани. Источник: Юрченко П.Г. «Деревянная архитектура Украины»
Елена Григорьева
1 июня 1965
Церковь Николая Чудотворца, Общий вид. Источник: «Монументальная деревянная архитектура Левобережной Украины», 1976 г.<br>, Новгород-Северский, Новгород-Северский район, Украина, Черниговская область
Общий вид. Источник: «Монументальная деревянная архитектура Левобережной Украины», 1976 г.
Елена Григорьева
01.06.1962 - 01.06.1964
Церковь Николая Чудотворца, Венцы сруба Николаевской церкви в Новгород-Северском. Фото А. Смык. Источник: Юрченко П.Г. «Деревянное зодчество Украины». – К.: 1949 г.<br>, Новгород-Северский, Новгород-Северский район, Украина, Черниговская область
Венцы сруба Николаевской церкви в Новгород-Северском. Фото А. Смык. Источник: Юрченко П.Г. «Деревянное зодчество Украины». – К.: 1949 г.
Елена Григорьева
1 июня 1949
Церковь Николая Чудотворца, Общий вид. Фото А. Колечиц, 1948 г.<br>, Новгород-Северский, Новгород-Северский район, Украина, Черниговская область
Общий вид. Фото А. Колечиц, 1948 г.
Елена Григорьева
1 июня 1948
Церковь Николая Чудотворца, Николаевская церковь, фото С.А. Таранушенко, 1916 г.<br>, Новгород-Северский, Новгород-Северский район, Украина, Черниговская область
Николаевская церковь, фото С.А. Таранушенко, 1916 г.
Елена Григорьева
1 июня 1916
Церковь Николая Чудотворца, Ригели. Фотография из личного архива С.А. Таранушенко, 1916 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского<br>, Новгород-Северский, Новгород-Северский район, Украина, Черниговская область
Ригели. Фотография из личного архива С.А. Таранушенко, 1916 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского
Елена Григорьева
1 июня 1916
Церковь Николая Чудотворца, Резные детали верхов. Фотография из личного архива С.А. Таранушенко, 1916 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского<br>, Новгород-Северский, Новгород-Северский район, Украина, Черниговская область
Резные детали верхов. Фотография из личного архива С.А. Таранушенко, 1916 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского
Елена Григорьева
1 июня 1916
Церковь Николая Чудотворца, Интерьер верхов. Фотография из личного архива С.А. Таранушенко, 1916 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского<br>, Новгород-Северский, Новгород-Северский район, Украина, Черниговская область
Интерьер верхов. Фотография из личного архива С.А. Таранушенко, 1916 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского
Елена Григорьева
1 июня 1916
Церковь Николая Чудотворца, Частная коллекция. Фото 1900-х годов<br>, Новгород-Северский, Новгород-Северский район, Украина, Черниговская область
Частная коллекция. Фото 1900-х годов
Михаил Мещанинов
10 июня 1906
Церковь Николая Чудотворца, Почтовая карточка нач. ХХ века.<br>, Новгород-Северский, Новгород-Северский район, Украина, Черниговская область
Почтовая карточка нач. ХХ века.
Алексей Кротов



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Богданов
 
Александр БогдановАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  5 июля 2012

НИКОЛАЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ, 1720 г.
Сооружение деревянное, ошалеванное, пятисрубное, крестовое в плане, одноверхое. Центральный сруб перекрыт восьмигранным верхом с двумя заломами, южный и северный срубы — восьмигранными шатрами, западный и восточный — плоским перекрытием на балках, украшенных резьбой.
Кровля на всех срубах, кроме центрального — скатная, с небольшими фронтончиками. Дверные проемы с трапециевидным верхом характерны для украинской архитектуры XVII—XVIII вв. Наличники окон, дверей и карнизов украшены резьбой.

В интерьере высотно раскрытое пространство центрального сруба подчеркнуто низкими перекрытиями боковых ветвей. Конструктивной особенностью завершения среднего сруба является переход от квадратного основания к восьмерику через плоские паруса, расположенные на разной высоте, поэтому восьмерик верха асимметричен. По памятнику проведены реставрационные работы: сделан новый цоколь, отремонтирована и покрыта гонтом крыша, частично заменены отдельные венцы срубов, восстановлен по прежним образцам резной декор и пр. Памятник принадлежит к лучшим сооружениям черниговской школы деревянной народной архитектуры XVIII в.

Используется Новгород-Северским филиалом Черниговского государственного архитектурно-исторического заповедника.   

Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 4, стр. 315, издательство "Будивэльнык", 1983-1986 год


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  29 марта 2016

На крутом холме у дороги, которая издавна вела от пристани на Десне на гору к Замку, еще в 1086 году был построен первый храм в честь Св. Николая, на том месте, где в дохристианские времена стоял языческий идол. В 1760 году на этом же месте была построена ныне существующая деревянная церковь в честь святого Николая.

Крестообразный однокупольный многоярусный храм. Его пирамидальный силуэт логично завершает очертание холма. Мягкие формы крытых гонтом крыш и заломов, вертикальное членение плоскостей - все это можно видеть в архитектуре данного памятника архитектуры. Бросается в глаза характерная для украинского зодчества деталь - скошенные углы дверных откосов. Ассиметричная конструкция центрального верха, обусловлена стремлением поставить достаточно высокий иконостас в такой небольшой церковки, является уникальной архитектурной чертой, не присущей ни одному другому деревянному храму в украинском зодчестве. Во время ремонта 1820 года церковь приобрела ампирные черты, благодаря пристроенным портикам, ризнице и боковым алтарям. Рядом с храмом была построена двухъярусная колокольня, не сохранившаяся до наших дней. Храм сохранил именно ему присущую первоначальную композицию основного объема, который завершается увенчаным крестом стройным куполом с заломами.

После закрытия храма здание долгое время пребывало в аварийном состоянии. В конце 1970-х годов церковь отреставрировали, а в 1980 году в помещении была размещена экспозиция новгород-северского музея. В 1992 году церковь была возвращена верующим.

Из материала книги-путеводителя: Андрущенко Г.В. Путеводитель по Черниговщине. Изд-во "Мистецство", г. Киев, 2011 г.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  5 июня 2020

Николаевская церковь (другие названия – церковь Николая Угодника, Никольская церковь) – редкая достопримечательность XVIII в. На месте Николаевской церкви в древнерусские времена стоял языческий идол. В 1086 г. здесь был построен каменный храм, который уничтожили монголо-татары.

Один из лучших деревянных храмов Черниговской области в стиле барокко, сохранившихся в первоначальном виде. Церковь посвящена Святому Николаю – покровителю путников. Имеет форму, характерную для старинных деревянных храмов Северной Украины: 5 срубов, 1 купол, многоярусная крыша. В XVIII в. при Николаевской церкви действовали школа и приют для калек и немощных.

В XIX в., пристроив портик и ризницу, храм реставрировали в стиле ампир. Но при этом он сохранил свои оригинальные черты. Также рядом была сооружена колокольня, которую разрушили в ХХ в. Церковь имеет три входа со срезанными дверными углами и плоские потолки, характерные для старинных деревянных зданий на севере Украины – как храмов, так и сельских домов.

В период Советского Союза в церкви располагался музей. Сейчас здесь проходят богослужения.

http://md-ukraine.com


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  28 марта 2022

Деревянный храм святителя Николая, по переписи 767 г.: «Заградский, в 65 саженях от крепости». Это в полугорье, вблизи Десны, на месте едва доступном. В 1820 г. при перестройке храма найден камень на котором написано, что храм св. Николая основан в 1086 г. Итак, это едва ли не второй приходский храм по времени, после соборнаго в новом городе Северском.

По переписи 767 г. в храме два престола; при нём школа с дьячком и 4 псаломщика казачьего звания, богадельня, где «сколеченные», церковный двор «стоящий по улице, что идёт з Новгородка к Стародубу, близ моста»; нива посевом на четверть, в урочище Ладейке, около круговой дороги, данная священнику на поминовение в 1737 г. Андреем Пророком. О другой земле церковной говорит акт: «1737 г. Тимофей по прозвиску Жиров отписую отцу Ивану Фоминичу, духовному отцу своему, яругу з леском, лежачую в урочище вершина крутой дебри, на поминовение души своей».

Иконостас храма устроен сотником Степаном Судиенком. В храме евангелие вилен. п. 1644 г., жития святых за март, апрель и май, с надписью «дадох книгу сию за отпущение грехов моих Димитрий Савич архимандрит Новгородский в лето 1700 фев. 25».

По акту 1723 г. известен «пресвитер Успенский Новгородский».

Этот храм не показывался уже ни на плане Румянцова, ни в переписи 767 г.

«Историко-статистическое описание Черниговской епархии». 1873 г.


Елена Григорьева
 

Деревянная церковь построена в 1764 г. во время ремонта 1820 г. достроены боковые алтари и притворы с крыльцами и портиками.

Церковь расположена на краю высокого плато, которое мысом вдается в придеснянскую долину. Она обозначает древний путь от пристани на р. Десне до центра города.

Памятник относится к сооружениям центрического типа. Она пятисрубная, крещатая в плане, однокупольная, без выделения центрального сруба. Центральная часть плана перекрыта восьмигранным двозаломным верхом асимметричной конструкции, а бабинец и алтарь – плоскими потолками по двух накрест положенных покрытых балках.

Северное и Южное рукава перекрыты отвесными восьмигранными заломами стожковой формы. Снаружи рукава Креста имеют двускатные крыши с маленькими дымничками на торцах. Все компартименты – одной высоты, поэтому во внешнем виде здания существенным является контраст между массивными стенами и изящными формами верха.

Церковь сложена из брусьев на кирпичном фундаменте. Снаружи стены вертикально пошалены с использованием нащельников. Крыша покрыта гонтом. Сохранились резные ригели, затяжки, дверные косяки пятиугольных очертаний и карнизы.

Церковь относится к выдающимся памятникам народной деревянной архитектуры Чернигово-Сиверщины.

В.В. Вечерский «Памятники архитектуры и градостроительства Украины». - К.: «Техника», 2000 г., перевод с украинского.


Елена Григорьева
 

На Черниговщине преобладали пятисрубные церкви с одной баней в центре. Особого внимания заслуживает церковь Николая в Новгород-Северском, построенная в XVIII в.

Она имеет пять срубов и одну высокую баню в центре. Большой интерес представляет собой интерьер церкви. Южный и северный срубы завершены восьмиугольными шатровыми покрытиями без восьмериков, а западный и восточный имеют обычный потолок из досок на балках, украшенных оригинальной резьбой, и по углам резные скобы. Палатки над южным и северным срубами снаружи закрыты крышами и обозначены небольшими фонарями. Тип Николаевской церкви в Новгород-Северском или церкви в Свирже свойствен Черниговщине и, в некоторой степени, Северной Полтавщине. Строения этого типа составляют отдельную группу и характеризуются очень высокой баней над средним срубом. В пятибанных же церквях, бани над боковыми срубами были сравнительно малы и представляли собой маленькие фонари (церкви в Коропе, Свирже, марте и т.д.

Срубы имеют разнообразные формы прямоугольников, шести-и восьмиугольников, но заметно различаются между собой пропорциями. Стены срубов по высоте равны половине общей высоты церкви вместе с банями, а в отдельных случаях даже превышают половину и этим они приближаются к каменным церквям тех времен. Впечатление от высоких стен по сравнению с общей высотой церкви усиливалось благодаря ракурсам. Плоскости стен имели соответственно трактованные архитектурные детали. В контрасте с глухим полем в стены внятного решения вступили шестиугольные двери с резными косяками, окна имели форму креста с прямоугольными или закругленными ветвями, круглые, развитые профилированные карнизы, украшенные резьбой, и тому подобное.

Источник: Юрченко П.Г. «Деревянная архитектура Украины». – К.: 1970 г.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  2 июня 2022

После осмотра Успенского собора, обойдя холм, спустимся к Десне (которая делает здесь поворот), чтобы осмотреть редкий образец деревянного строительства - Николаевскую церковь, построенную в 1760 г. на месте разрушенного домонгольского храма, сооруженного в 1086 г. По преданию, на этом холме когда-то стоял идол старославянского бога, возможно, покровителя стихий, потому что после принятия христианства здесь построили храм во имя Николая - покровителя мореплавателей, торговцев и строителей.

Когда поднимаешься на холм к церкви, она кажется распластанной своими боковыми помещениями, среди которых возвышается стройная баня капризных барочных форм с тремя заломами.

Войдя в храм, мы окажемся в помещении, что скорее напоминает дом, с плоской крышей, с резными балками. Здесь мало света, всё мерцает во тьме, а через фигурные арки-вырезы видно ярко освещенную среднюю баню. В связи с тем, что высокий иконостас примыкал к восточной стене, средняя баня имеет уникальное архитектурно - конструктивное решение, которое заключается в том, что переход от четверика к восьмерику находится не на одном уровне. Паруса восточной иконостасной стены расположены вдвое выше западных. Баня от этого имеет несимметричный вид. Иконостас, как бы создает «тягу», и тем самым деформирует пространство. Так же интерьеру центральной бани подчинены и фигурные арки-вырезы. Они не одинаковы. Так, арка-вырез из западного помещения, расположенная против иконостаса, имеет вполне симметричный вид, тогда как северная и южная размещены под прямым углом к иконостасу, будто деформированы притяжением иконостаса, ибо их вырезы несимметричны. Они упруго поднимаются от низко расположенных западных парусов до высоких восточных. Низкие арки-вырезы усиливают контрастом стремительный лет граней бани, а их изгибы в заломах делают энергичным движение, что преодолевает мертвую инертную материальную массу.

Источник: Логвин Г.Н. «По Украине». – К.: Мистецтво, 1968 г.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  22 ноября 2024

Деревянная Николаевская церковь (XVIII в.) в плане крестовая, все пять срубов одинаковых размеров (7,5х7,5 м). К алтарю с южной и северной стороны примыкают жертвенник и диаконник также одинаковых размеров (5х6 м). Сруб средокрестья перекрыт восьмигранным верхом с двумя заломами, а западная и восточная ветви креста (бабинец и алтарь) – потолками на балках, украшенных резьбой. В углах этих потолков сохранились небольшие плоские паруса и скобы-затяжки, что говорит в пользу того, что верхи здесь существовали, но по неизвестной причине когда-то были сняты. Южная и северная ветви перекрыты низкими восьмигранными шатрами, опирающимися прямо на паруса и стены без восьмериков. Кровля на всех четырех срубах скатная, с небольшими фронтончиками. Переход от квадратного центрального сруба к восьмерику верха с двумя заломами осуществлен с помощью плоских парусов, расположенных на разной высоте.

В интерьере западные паруса, примыкающие к низким северному и южному срубам, начинаются на высоте 2,5 м от пола, тогда как восточные, где находился иконостас, – на высоте 5,75 м. Поэтому восьмерик верха несимметричен, его западные диагональные плоскости начинаются на высоте 3,75 м от пола, несимметричны также и южная и северная арки-вырезы, они параболические, так как поднимаются от западных, низко находящихся парусов к высоко расположенным восточным. Арка-вырез западного сруба симметрична. Благодаря контрасту низеньких помещений боковых срубов центральному двухзаломный верх последнего поражает энергией и смелостью высотно раскрытого пространства. Фасады храма богато украшены резьбой на карнизах и фронтончиках окон. Особенностями архитектуры Николаевской церкви являются контраст массивных срубов и легкого венчания со стройным, мягких абрисов верхом, а также решение ее внутреннего пространства. Ритм его движения подчеркивают резные скобы-затяжки и окна в восьмериках. Церковь занимает выдающееся место среди произведений плотничьего искусства черниговской школы деревянной народной архитектуры XVIII в.

Логвин Г.Н. «Украина и Молдавия». – М.: «Искусство», 1982 г.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  22 ноября 2024

Достопримечательность одноверхая, крещатая в плане, без выделения центрального сруба. Анализируя разрез церкви Николая, мы использовали фото с обмерных чертежей художника-архитектора А. Кацаурова. Такой же крещатый план с четырехгранными рукавами имеют церкви Покрова 1784 г. в Петровке и Покрова 1783 г. в Царичанке, Юрия 1795 г. в Белошапках, Воскресенская 1796 г. в Носовке, Михаила 1822 г. в Журавино, а также Успенская в Жданове, дата построения которой нам неизвестна. Точной даты постройки памятника мы не знаем. Построена церковь не позднее начала 60-х г.г. XVIII в. Оба придела и присенки с крыльцами и портиками появились впоследствии, возможно, при ремонте в 1820 г. (Гумилевский Ф. «Историко-статистическое описание Черниговской епархии», т. VI.).

Церковь Николая стоит на краю высокого плато, что мысом выдается и по крутой лестнице спускается в придеснянскую долину. Мастер оценил красоту местности и построил церковь, которая органично вписалась в неё.
Центральная часть имеет в интерьере особенность, которой в других памятниках нам наблюдать не приходилось: четырехгранный сруб стен участке переходит в шестигранник в западной части на высоте, на которой завершаются срубы стен бабинца (на высоте, равной 1/2 длины плана участка). В юго-западной и северо-западной гранях сруба стен прорезано по одному окну. В восточной же части четырехгранный сруб стен центра переходит в восьмигранник значительно выше, чуть ли не на границе с заломом. Восточные углы сруба стен центра лишь верхними четырьмя брусьями переходят в восьмигранник. Этот переход обозначают два короткие резные ригели: первый представляет собой начало юго-восточной (или юго-восточной) грани; второй ригель заложено перед этой короткой гранью на пределе сруба стен и первого залома.

Первый залом, на вид стремительный, переводит объём сруба стен центрального участка в интерьере в раскидистый, ярко освещенный четырьмя окнами умеренной высоты восьмерик. Внизу и вверху восьмерика заложено по одному балке (нижний испещрен резьбой) в направлении восток-запад. Энергично засклеплений второй восьмерик резко сужает объем верха и переходит в совсем небольшой по объему, высокий (на вид), вытянутых пропорций, стройный и ярко освещенный фонарь, перекрыт плоским плафоном.

Окна в срубах стен всех участков заложены на высоте, равной половине длины плана бабинца; окна в юго-западной и северо-западной гранях сруба стен центрального участка – на высоте, равной длине плана участка, окна в восьмерике – над верхним венцом сруба стен на высоте, равной 1/2 длины восьмерика, или 1/4 ширины плана участка. На такой же высоте над верхним венцом восьмерика заложены окна в фонаре. Четверни срубов стен бабинца и алтаря перекрыты в интерьере плоским потолком, насланою по двух накрест положенных, помережаных резьбой балках. Четверики срубов стен южного и северного рукавов завершаются отвесными стожковой формы восьмигранными заломами. Сверху заломы перекрывает плоский потолок-плафон в виде вытянутого по линии Юг – Север восьмигранника. Снаружи женскую, алтарь, южный и северный рукава перекрыты двускатными крышами с маленькими димничками на торцах. Над бабинцем крыша несколько ниже и менее крутая.

Объем сруба стен центрального участка снаружи волнистой крышей первого залома переходит в восьмерик спокойных пропорций (высота его заметно меньше длины). Крыша над вторым заломом – также волнистого контура – переходит в кубический по пропорциям световой фонарь. Завершает участок грушевидная с отливом глава, маленький глухой фонарик и шарик с крестом.

Исходный размер для построения плана-ширина центрального участка. Центральная часть – четырехугольник; длина его – апофема равностороннего треугольника со стороной, равной полной ширине. Бабинец – квадрат, сторона его равна ширине центра. Алтарь-четырехгранник; ширина его равна ширине центра, а длина – апофеме равностороннего треугольника со стороной, равной ширине центра. Южный и Северный рукава – четырехугольники; их длина равна длине центра, а ширина – апофеме треугольника со стороной, равной длине центра.

Срубы стен алтаря, бабинца и южного и северного рукавов невысокие, их высота меньше длины плана и равна половине диагонали плана бабинца. Сруб стен центрального участка высокий, стройный; он вдвое выше сруба стен алтаря и Бабинца. Высота сруба стен центра равна диагонали плана участка. При составлении на земле восточной и западной граней залома использовался шаблон, у которого основа – длина стен сруба участка (вверху), верхняя грань равна 1/2 ширины плана участка, а высота – четверть полной длины плана участка; высота первого залома и сруба стен вместе равны диагонали плана бабинца. Длина восьмерика равна половине ширины плана участка, а высота восьмерика и первого залома вместе – 1/2 диагонали плана центра. Высота центрального участка до начала второго залома равна полной длине плана центра и алтаря, взятых вместе.

Грани второго залома засклеплены под углом в 65° (то есть для сборки сруба второго залома мастер использовал в качестве шаблона нижнюю часть треугольника, у которого высота равна основе). Заготавливая на земле сруб второго залома (восточную и западную грани), мастер использовал шаблон-трапецию, у которого основа – длина восьмерика (вверху), верхняя грань составляет 1/2 основания, высота – также 1/2 основания и равна высоте первого залома. У фонаря длина и высота равны половине длины восьмерика. Внутренняя высота центрального участка равна сумме диагонали и полной ширины плана участка.

Таранушенко С.А. «Монументальная деревянная архитектура Левобережной Украины». - К.: 1976 г., перевод с украинского, орфография сохранена.



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.