Жировичский монастырь - главный духовный центр белорусского православия, место пребывания величайшей святыни Беларуси – иконы Жировической Божьей Матери. Монастырь расположен в поселке Жировичи Гродненской области, в 10 км от старинного города Слонима. За неповторимую красоту природы многие называли эти места «слонимской Швейцарией». Из источников XVII - начала XVIII вв. известно, что на месте нынешнего монастыря был дремучий лес, «пуща имения Жировичского» простиралась к югу от современных Жировичей на расстояние не менее 25 км.
Своим возникновением монастырь обязан маленькому образу Богоматери, явленному на груше во владениях подскарбия Великого Княжества Литовского Александра Солтана в конце XV в. Александр Солтан упоминается в монастырском синодике как «перши фундатор за которого цуд сей показан в Жировицах». Икона была найдена в дремучем лесу на лесной груше, стоявшей под горой над ручьем, местными пастухами, которые отнесли ее своему господину Александру Солтану. Но тот не обратил особого внимания на икону и спрятал ее в ларец. На следующий день икона из ларца таинственным образом исчезла. Вскоре пастухи вновь нашли ее на том же дереве. Солтан понял, что его дом не место для хранения этой иконы и дал обет построить на этом месте церковь. Свидетелями ее древности можно считать Крест 1495 г. и Минею 1487 г., хранившиеся позже в монастыре. После сооружения церкви возникло поселение и образовался приход. Приход постепенно рос, и вокруг храма, где находилась икона, продолжали селиться люди.
Около 1520 г. случился сильный пожар, уничтоживший храм и все его строения, но икона уцелела и вскоре была обнаружена неподалеку на камне. Вокруг камня возвели деревянную ограду и начали строительство монастыря. В монастыре была школа для детей, библиотека, переписывались книги. Время возникновения Жировичского монастыря известный историк православной церкви митрополит Макарий относит к 1549 году. А первое документальное подтверждение его существования – купчая 1587 года, согласно которой правнук Солтана, Ярослав Иванович, продал своему брату Ивану часть Жировичского имения «...и с половиною монастыря церквы Жыровицкой, накладом церковным, также и с поддаными монастырскими...».
25 июля 1609 г. Жировичский монастырь по требованию Виленского трибунала принял унию и перешел под управление униатского митрополита Ипатия Потея. Первым игуменом монастыря стал Иосафат Кунцевич. В 1613 г. монастырь с церквями перешел в руки униатскому ордену базилиан, создавшим здесь духовно-политический центр. В этот период значение Жировичского монастыря в жизни униатской церкви было очень велико. В монастыре проходила пятая конгрегация под руководством митрополита Иосифа Рутского, а позднее и другие униатские соборы. В 1644 г. монастырь посетил король Владислав IV, который 21 июня 1652 г. даровал Жировичам магдебургское право. Это положило начало веренице королевских паломничеств к чудотворной иконе. Так, короли Речи Посполитой не единожды приезжали в Жировичи: Ян III Собесский – перед битвой под Веной (1683 г.), второй раз, вместе с королевичем Якубом – в 1688 г.; также здесь были Август II Сильный и Станислав Август Понятовский.
Не минули Жировичи и многочисленные войны. Так, в ходе русско-польской войны в 1655 г. 20-тысячное казацкое войско Богдана Хмельницкого сожгло монастырь. Многие насельники были убиты, монахи-базилиане спаслись бегством, некоторые из них были замучены. После этого, к концу XVII в. Жировичи были отстроены заново. Новые разрушения принесла Северная война. И снова, после ухода войск шведского короля Карла XII, монастырь быстро восстановили. Начала работать типография, предназначенная для печатания наряду с богослужебной литературой молитвенников на польском языке. Благодаря монастырю Жировичи превратились в крупный торговый центр.
С 1795 г. Жировичи в составе Российской империи. В 1810 г. Успенский собор монастыря стал кафедральным собором всей Брестской епархии. В ограду монастыря было перенесено находившееся раньше в Новогрудке епархиальное управление. Так Жировичский монастырь до 1828 г. стал резиденцией брестского униатского епископа.
14 июля 1839 г. митрополит Иосиф Семашко вместе с другими униатскими священниками подписал акт о ликвидации унии и передаче принадлежащих ей церквей Московской патриархии. С этого времени Жировичский монастырь стал центром православной Литовской епархии. К этому времени в монастырский комплекс входили: Свято-Успенский собор, Явленская и Крестовоздвиженская церкви, деревянная Георгиевская церковь, трехэтажный монастырь с семинарией, кельи, трапезная, часовня и многочисленные подсобные постройки. За оградой монастыря находился сад и пруды на небольшой речке Викне (левом притоке Щары), куда спускались монастырские сады.
До середины XIX в. здесь также хранилось «Жировичское Евангелие» - белорусский рукописный памятник XV в. Евангелие написано уставом на 404 листах. В нем на 376–377-м листах по-белорусски была сделана запись канцлера Великого Княжества Литовского Льва Сапеги (другое название рукописи – «Евангелие Сапеги»). Теперь «Жировичское Евангелие» хранится в Научной библиотеке Академии наук Литвы.
По распоряжению Синода в 1845 г. кафедра архиепископа, духовная семинария и архив были перенесены в Вильно. В Жировичах было создано Духовное училище, которое просуществовало до 1915 г.
В период Первой мировой войны наиболее ценное церковное имущество вместе с чудотворной иконой было эвакуировано в Россию. В монастырь вернулась лишь икона. Библиотека монастыря и Духовного училища, а также архив были разграблены .
После Рижского мирного договора 1921 г. Жировичи оказались в составе Польши. Монастырь продолжал существовать даже в советское время, хотя и был малонаселенным. В период Второй мировой войны насельникам Жировичского монастыря пришлось налаживать жизнь в нелегких условиях оккупации и подвигом своего служения укреплять веру народа в победу. После войны архиепископ Василий Минский (Ротмиров) добился, чтобы советские власти дали согласие на открытие в Жировичском монастыре пастырско-богословских курсов. Эти курсы в 1947 г. были преобразованы в Жировичскую духовную семинарию.
В 1960 г., во время хрущевский гонений на церковь, за стенами монастыря нашли пристанище монахини из закрытых монастырей Полоцка и Гродно. Лишь после того, как на белорусской земле вновь стали открываться монастыри, монахини покинули Жировичский монастырь [9, с. 81]. Однако в 1963 г. была закрыта и Жировичская духовная семинария.
21 апреля 1985 г. в Жировичском монастыре состоялся Епархиальный съезд клира и мирян Белорусской епархии. На нем была отмечена необходимость возрождения монастырей. После торжеств по случаю 1000-летия Крещения Руси, 6 июля 1988 г., эти пожелания были изложены правительству БССР. 23 июля 1989 г. была вновь открыта Жировичская духовная семинария. Так началось всестороннее возрождение Жировичского монастыря. 20 мая 2002 г. монастырь посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. На сегодняшний день при Жировичском монастыре находятся Минские духовные академия и семинария, живут около сорока монахов. Успешно развивается хозяйство монастыря, во владении которого находится около 350 га земли.
Архитектурный комплекс монастыря включает: Свято-Успенский собор (1671) и пристроенную к нему Свято-Никольскую церковь, Свято-Явленскую церковь (1796), Свято-Крестовоздвиженскую (1769) и Георгиевскую церкви, звонницу (1828), здания старой и новой семинарии (1956), жилой корпус, трапезную, гостиницу для паломников, госпиталь, ряд хозяйственные зданий, а также плодовый сад, огород и пруды.
http://piligrim.by/content/view/25/505/