ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Жировичи. Жировичский Успенский мужской монастырь.


Жировичи. Жировичский Успенский мужской монастырь
Монастырь. Действует.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:не ранее 1470.
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
Республика Беларусь, д. Жировичи, Слонимский район, Гродненская область, ул. Советская, 57

Координаты: 53.01497, 25.34528
Проезд: Автомобилем по трассе М1 из Москвы по Минскому шоссе до поворота на г. Слоним, в Слониме поворот на Жировичи, далее по главной дороге до монастыря. Автобусом или дизель-поездом до г. Слонима, затем местным автобусом до д. Жировичи. Маршрутным такси из Минска или Гродно. ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Автомобилем по трассе М1 из Москвы по Минскому шоссе до поворота на г. Слоним, в Слониме поворот на Жировичи, далее по главной дороге до монастыря. Автобусом или дизель-поездом до г. Слонима, затем местным автобусом до д. Жировичи. Маршрутным такси из Минска или Гродно.





Сортировка:

Жировичский Успенский мужской монастырь, , Жировичи, Слонимский район, Беларусь, Гродненская область
Друпов АлексейАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
25 сентября 2010
Жировичский Успенский мужской монастырь, , Жировичи, Слонимский район, Беларусь, Гродненская область
Василий ШелёминАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
24 апреля 2008
Жировичский Успенский мужской монастырь, , Жировичи, Слонимский район, Беларусь, Гродненская область
Алексей Кротов
9 марта 2008
Жировичский Успенский мужской монастырь, , Жировичи, Слонимский район, Беларусь, Гродненская область
Алексей Кротов
26 октября 2024
Жировичский Успенский мужской монастырь, , Жировичи, Слонимский район, Беларусь, Гродненская область
Алексей Кротов
26 октября 2024
Жировичский Успенский мужской монастырь, , Жировичи, Слонимский район, Беларусь, Гродненская область
oldboy
16 мая 2024
Жировичский Успенский мужской монастырь, , Жировичи, Слонимский район, Беларусь, Гродненская область
Олег В
3 мая 2014
Жировичский Успенский мужской монастырь, , Жировичи, Слонимский район, Беларусь, Гродненская область
Алексей1975Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
2 марта 2014
Жировичский Успенский мужской монастырь, , Жировичи, Слонимский район, Беларусь, Гродненская область
Василий ШелёминАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
24 апреля 2008
Жировичский Успенский мужской монастырь, , Жировичи, Слонимский район, Беларусь, Гродненская область
lena
1 ноября 2006
Жировичский Успенский мужской монастырь, , Жировичи, Слонимский район, Беларусь, Гродненская область
Олег В
3 мая 2014
Жировичский Успенский мужской монастырь, , Жировичи, Слонимский район, Беларусь, Гродненская область
lena
1 ноября 2006
Жировичский Успенский мужской монастырь, , Жировичи, Слонимский район, Беларусь, Гродненская область
Алексей Кротов
26 октября 2024
Жировичский Успенский мужской монастырь, , Жировичи, Слонимский район, Беларусь, Гродненская область
Алексей Кротов
26 октября 2024
Жировичский Успенский мужской монастырь, , Жировичи, Слонимский район, Беларусь, Гродненская область
Алексей Кротов
26 октября 2024
Жировичский Успенский мужской монастырь, Минская духовная семинария<br>, Жировичи, Слонимский район, Беларусь, Гродненская область
Минская духовная семинария
Моисеенков
17 июля 2024
Жировичский Успенский мужской монастырь, Памятник Серафиму Жировичскому<br>, Жировичи, Слонимский район, Беларусь, Гродненская область
Памятник Серафиму Жировичскому
Моисеенков
17 июля 2024
Жировичский Успенский мужской монастырь, Территория<br>, Жировичи, Слонимский район, Беларусь, Гродненская область
Территория
Моисеенков
17 июля 2024
Жировичский Успенский мужской монастырь, Звонница<br>, Жировичи, Слонимский район, Беларусь, Гродненская область
Звонница
Моисеенков
17 июля 2024
Жировичский Успенский мужской монастырь, Вид на Жировичский Успенский монастырь. Фото 1870 года.<br>, Жировичи, Слонимский район, Беларусь, Гродненская область
Вид на Жировичский Успенский монастырь. Фото 1870 года.
Алексей Кротов
Жировичский Успенский мужской монастырь, начало 20 века<br>, Жировичи, Слонимский район, Беларусь, Гродненская область
начало 20 века
Николай М
Жировичский Успенский мужской монастырь, начало 20 века<br>, Жировичи, Слонимский район, Беларусь, Гродненская область
начало 20 века
Николай М
Жировичский Успенский мужской монастырь, начало 20 века<br>, Жировичи, Слонимский район, Беларусь, Гродненская область
начало 20 века
Николай М
Жировичский Успенский мужской монастырь, Фотоснимок с фотографии выпущенной в 1916 году.<br>, Жировичи, Слонимский район, Беларусь, Гродненская область
Фотоснимок с фотографии выпущенной в 1916 году.
Алексей Кротов
Жировичский Успенский мужской монастырь, http://нэб.рф/catalog/000199_000009_003683249/viewer/<br>, Жировичи, Слонимский район, Беларусь, Гродненская область
http://нэб.рф/catalog/000199_000009_003683249/viewer/
Андрей Агафонов
1898



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Стеша Красковец 28 июля 2009

Жировический Свято-Успенский мужской монастырь XV в. - главный духовный центр белорусского православия, место пребывания величайшей святыни - иконы Жировической Божьей Матери. Своим возникновением монастырь и обязан чудесному явлению иконы Пресвятой Богородицы. По одним преданиям в 1470, по другим - в 1480 году во владениях подскарбия Александра Солтана была обретена Чудотворная икона Божией Матери. Из ранних источников XVII - начала XVIII вв. известно, что на месте нынешнего монастыря был дремучий лес. Действительно, еще в середине XVI в. "пуща пана Солтана имения Жировичского" простиралась к югу от современных Жировичей на расстояние не менее 25 км.Икона была найдена в дремучем лесу на лесной груше, стоявшей под горой над ручьем, местными пастухами, которые отнесли ее своему господину Александру Солтану. Но тот не обратил особого внимания на икону и спрятал ее в ларец. На следующий день икона из ларца таинственным образом исчезла. Вскоре пастухи вновь нашли ее на том же дереве. Солтан понял, что его дом не место для хранения этой иконы и дал обет построить на этом месте церковь. После сооружения деревянного храма здесь возникло селение, и образовался приход. Первоначально чудотворная икона хранилась в деревянном храме, построенном на месте ее явления.

Около 1520 г. случился сильный пожар, истребивший и деревянный храм, и почти все строения. Уцелела лишь церковная школа. В огне пожара пропала и чудотворная икона. Предпринятые на пепелище поиски оказались тщетными. Через некоторое время ученики церковной школы, резвясь после уроков, забрались на гору, у подножия которой еще недавно стояла церковь, и увидели в небесном сиянии Божью Матерь, сидящую на огромном камне. В ее руках была та самая иконка. Дети не решились подойти к ней, а поспешили рассказать об увиденном родителям, которые вместе с местным священником отправились к тому месту. Уже издали они увидели на камне горящую свечу, а подойдя ближе, нашли на нем иконку Богоматери, нисколько не пострадавшую от пожара. Это - второе явление Жировичской чудотворной иконы Божьей Матери. После явления Богородицы на камне остались заметные следы ее ладони и пальцев правой руки. Камень тогда же обнесли изгородью, а иконка нашла на некоторое время приют в доме священника.

http://www.piligrim.by/content/view/25/74/


Александр Богданов
 
Александр БогдановАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 18 января 2011

Успенский Жировицкий монастырь, 2 класса, в 9 верстах от города Слонима, в местечке Жировицы. Основан во 2-й половине XVI века; с XVII века до 1839 года был в унии. В храме Успения находится празднуемая в монастыре 7 мая чудотворная Жировицкая икона Божией Матери. Эта святая икона чудесно явилась в 1191 году в Жировицах, в лесу на грушевом дереве, находившемся над источником (водой из которого и в настоящее время благоговейно запасаются богомольцы монастыря), пастухам литовского вельможи Александра Солтана, который на месте явления ее построил храм. Храм этот спустя 10 лет сгорел, но осталась невредимой и была обретена чудесным образом на камне большого размера (который поныне хранится в монастыре и от которого кусочки благоговейно берутся богомольцами). В настоящее время святая икона, с рельефно выдающимися на яшмовом камне ликом Богоматери с Богомладенцем на правой Ее руке, помещается в иконостасе Успенского храма на среброзлащенной доске, в середине большого образа, изображающего Пресвятую Троицу и некоторых святых. В одном из притворов Успенского храма покоится погребенный там Иоаким, епископ Пинский и Туровский (4 апреля 1719 года), память которого особо чтится ежегодными панихидами 4 апреля и 9 сентября. При монастыре школа.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 21 января 2015

Жировичский монастырь - главный духовный центр белорусского православия, место пребывания величайшей святыни Беларуси – иконы Жировической Божьей Матери. Монастырь расположен в поселке Жировичи Гродненской области, в 10 км от старинного города Слонима. За неповторимую красоту природы многие называли эти места «слонимской Швейцарией». Из источников XVII - начала XVIII вв. известно, что на месте нынешнего монастыря был дремучий лес, «пуща имения Жировичского» простиралась к югу от современных Жировичей на расстояние не менее 25 км.

Своим возникновением монастырь обязан маленькому образу Богоматери, явленному на груше во владениях подскарбия Великого Княжества Литовского Александра Солтана в конце XV в. Александр Солтан упоминается в монастырском синодике как «перши фундатор за которого цуд сей показан в Жировицах». Икона была найдена в дремучем лесу на лесной груше, стоявшей под горой над ручьем, местными пастухами, которые отнесли ее своему господину Александру Солтану. Но тот не обратил особого внимания на икону и спрятал ее в ларец. На следующий день икона из ларца таинственным образом исчезла. Вскоре пастухи вновь нашли ее на том же дереве. Солтан понял, что его дом не место для хранения этой иконы и дал обет построить на этом месте церковь. Свидетелями ее древности можно считать Крест 1495 г. и Минею 1487 г., хранившиеся позже в монастыре. После сооружения церкви возникло поселение и образовался приход. Приход постепенно рос, и вокруг храма, где находилась икона, продолжали селиться люди.

Около 1520 г. случился сильный пожар, уничтоживший храм и все его строения, но икона уцелела и вскоре была обнаружена неподалеку на камне. Вокруг камня возвели деревянную ограду и начали строительство монастыря. В монастыре была школа для детей, библиотека, переписывались книги. Время возникновения Жировичского монастыря известный историк православной церкви митрополит Макарий относит к 1549 году. А первое документальное подтверждение его существования – купчая 1587 года, согласно которой правнук Солтана, Ярослав Иванович, продал своему брату Ивану часть Жировичского имения «...и с половиною монастыря церквы Жыровицкой, накладом церковным, также и с поддаными монастырскими...».

25 июля 1609 г. Жировичский монастырь по требованию Виленского трибунала принял унию и перешел под управление униатского митрополита Ипатия Потея. Первым игуменом монастыря стал Иосафат Кунцевич. В 1613 г. монастырь с церквями перешел в руки униатскому ордену базилиан, создавшим здесь духовно-политический центр. В этот период значение Жировичского монастыря в жизни униатской церкви было очень велико. В монастыре проходила пятая конгрегация под руководством митрополита Иосифа Рутского, а позднее и другие униатские соборы. В 1644 г. монастырь посетил король Владислав IV, который 21 июня 1652 г. даровал Жировичам магдебургское право. Это положило начало веренице королевских паломничеств к чудотворной иконе. Так, короли Речи Посполитой не единожды приезжали в Жировичи: Ян III Собесский – перед битвой под Веной (1683 г.), второй раз, вместе с королевичем Якубом – в 1688 г.; также здесь были Август II Сильный и Станислав Август Понятовский.

Не минули Жировичи и многочисленные войны. Так, в ходе русско-польской войны в 1655 г. 20-тысячное казацкое войско Богдана Хмельницкого сожгло монастырь. Многие насельники были убиты, монахи-базилиане спаслись бегством, некоторые из них были замучены. После этого, к концу XVII в. Жировичи были отстроены заново. Новые разрушения принесла Северная война. И снова, после ухода войск шведского короля Карла XII, монастырь быстро восстановили. Начала работать типография, предназначенная для печатания наряду с богослужебной литературой молитвенников на польском языке. Благодаря монастырю Жировичи превратились в крупный торговый центр.

С 1795 г. Жировичи в составе Российской империи. В 1810 г. Успенский собор монастыря стал кафедральным собором всей Брестской епархии. В ограду монастыря было перенесено находившееся раньше в Новогрудке епархиальное управление. Так Жировичский монастырь до 1828 г. стал резиденцией брестского униатского епископа.

14 июля 1839 г. митрополит Иосиф Семашко вместе с другими униатскими священниками подписал акт о ликвидации унии и передаче принадлежащих ей церквей Московской патриархии. С этого времени Жировичский монастырь стал центром православной Литовской епархии. К этому времени в монастырский комплекс входили: Свято-Успенский собор, Явленская и Крестовоздвиженская церкви, деревянная Георгиевская церковь, трехэтажный монастырь с семинарией, кельи, трапезная, часовня и многочисленные подсобные постройки. За оградой монастыря находился сад и пруды на небольшой речке Викне (левом притоке Щары), куда спускались монастырские сады.

До середины XIX в. здесь также хранилось «Жировичское Евангелие» - белорусский рукописный памятник XV в. Евангелие написано уставом на 404 листах. В нем на 376–377-м листах по-белорусски была сделана запись канцлера Великого Княжества Литовского Льва Сапеги (другое название рукописи – «Евангелие Сапеги»). Теперь «Жировичское Евангелие» хранится в Научной библиотеке Академии наук Литвы.

По распоряжению Синода в 1845 г. кафедра архиепископа, духовная семинария и архив были перенесены в Вильно. В Жировичах было создано Духовное училище, которое просуществовало до 1915 г.

В период Первой мировой войны наиболее ценное церковное имущество вместе с чудотворной иконой было эвакуировано в Россию. В монастырь вернулась лишь икона. Библиотека монастыря и Духовного училища, а также архив были разграблены .

После Рижского мирного договора 1921 г. Жировичи оказались в составе Польши. Монастырь продолжал существовать даже в советское время, хотя и был малонаселенным. В период Второй мировой войны насельникам Жировичского монастыря пришлось налаживать жизнь в нелегких условиях оккупации и подвигом своего служения укреплять веру народа в победу. После войны архиепископ Василий Минский (Ротмиров) добился, чтобы советские власти дали согласие на открытие в Жировичском монастыре пастырско-богословских курсов. Эти курсы в 1947 г. были преобразованы в Жировичскую духовную семинарию.

В 1960 г., во время хрущевский гонений на церковь, за стенами монастыря нашли пристанище монахини из закрытых монастырей Полоцка и Гродно. Лишь после того, как на белорусской земле вновь стали открываться монастыри, монахини покинули Жировичский монастырь [9, с. 81]. Однако в 1963 г. была закрыта и Жировичская духовная семинария.

21 апреля 1985 г. в Жировичском монастыре состоялся Епархиальный съезд клира и мирян Белорусской епархии. На нем была отмечена необходимость возрождения монастырей. После торжеств по случаю 1000-летия Крещения Руси, 6 июля 1988 г., эти пожелания были изложены правительству БССР. 23 июля 1989 г. была вновь открыта Жировичская духовная семинария. Так началось всестороннее возрождение Жировичского монастыря. 20 мая 2002 г. монастырь посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. На сегодняшний день при Жировичском монастыре находятся Минские духовные академия и семинария, живут около сорока монахов. Успешно развивается хозяйство монастыря, во владении которого находится около 350 га земли.

Архитектурный комплекс монастыря включает: Свято-Успенский собор (1671) и пристроенную к нему Свято-Никольскую церковь, Свято-Явленскую церковь (1796), Свято-Крестовоздвиженскую (1769) и Георгиевскую церкви, звонницу (1828), здания старой и новой семинарии (1956), жилой корпус, трапезную, гостиницу для паломников, госпиталь, ряд хозяйственные зданий, а также плодовый сад, огород и пруды.

http://piligrim.by/content/view/25/505/


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов 8 августа 2020

В 2020 году Жировичский ставропигиальный мужской монастырь отмечает сразу две юбилейные даты. Это 500 лет своего основания и 550 лет обретения Жировичской иконы Божией Матери. Находясь на границе католического и православного мира, монастырь пережил два с половиной столетия униатского господства, притеснения польских властей, тяготы Великой Отечественной войны и лихолетья гонений безбожной власти. Но при этом никогда не закрывался. Пройдя через все испытания, Жировичский монастырь по-прежнему остаётся хранителем Православия на Белорусской земле. Самое раннее упоминание о Жировичском монастыре связано с пожаром 1520 года, в котором сгорела его первая церковь. Как говорится в книге польско-литовского историка и католического богослова, иезуита Войцеха Кояловича "Вещи различные в положении церковном, в Великом княжестве Литовском обретающиеся", "монастырь тот весь с храмом был уничтожен огнем".

Монастырь находился в имении видного государственного деятеля Великого княжества Литовского Александра Солтана. До современности дошло несколько богослужебных книг первого Жировичского храма: рукописная бумажная Псалтирь толковая блаженного Феодорита Кирского, переписанная по заказу Солтана во Владимире Волынском в 1471 году, и Минеи, которые сегодня хранятся в архивах Литвы и России. Вплоть до начала ХVII века православный Жировичский монастырь находился под покровительством семьи Солтанов. Затем в результате судебной махинации он был отнят у православных и около 1618 года передан униатским монахам-базилианам. Так на 200 лет монастырь оказался в собственности униатов. В это время уже были заключены Люблинская (1569 год, объединение Литвы и Польши) и Брестская (1596 год, принятие православным духовенством католического вероучения и переход в подчинение Папе Римскому) унии и шло активное ополячивание и окатоличивание население Белой Руси.

В 1795 году в результате третьего раздела Речи Посполитой Жировичи вошли в состав Российской империи. К 1820 годам в среде высшего униатского духовенства сформировалась группа священнослужителей во главе со священником Иосифом Семашко, которые осознали необходимость своего возвращения в Православную Церковь. Идею поддержали в России на государственном уровне. Центром её реализации стал Жировичский монастырь. В 1828 году базилианскую общину перевели из Жирович в соседний Бытенский монастырь (совр. деревня Бытень, Брестская область), а в Жировичах основали униатскую Литовскую духовную семинарию для подготовки кандидатов в священники. В 1839 году на Полоцком церковном соборе подавляющее большинство униатских священнослужителей воссоединились в Православием, а семинария стала православной.

В 1845 году епархиальная консистория и семинария переехали в Вильно, а в Жировичах при Успенском мужском монастыре до 1915 года продолжало действовать Жировичское духовное училище. В 1896-1906 годах его смотрителем был будущий местоблюститель Патриаршего престола и священномученик Пётр (Полянский). Благодаря ему училище стало одним из образцовых в системе российского духовного образования. Немецко-австрийская оккупация 1915-1918 годов нанесла монастырю значительный урон. Чудотоврная икона и другое ценное монастырское имущество было эвакуировано в Москву, в храм Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (храм Василия Блаженного). После образования независимой Польши в 1921 году, монастырь оказался в составе Гродненской епархии Польской Православной Церкви. Вскоре новый настоятель архимандрит Тихон (Шарапов) тайно вернул чудотворную икону в обитель. Обитель и её насельники пережили и немецкую оккупацию 1941-1944 годов. В это время на поприще возрождения церковной жизни в Восточной Беларуси снискал особое почитание верующих будущий преподобномученик Серафим (Шахмуть), архимандрит Жировичский.

В 1945 году в монастыре были открыты пастырско-богословские курсы, преобразованные в 1947 году в семинарию (закрыта в 1963 году в связи с хрущёвскими гонениями). За противодействие гонениям в Жировичский монастырь был отправлен на покой архиепископ Ермоген (Голубев), проживший здесь с 1965 по 1978 год. Владыка Еромоген стал духовным руководителем для многих паломников и местных жителей, он обновлял и развивал традицию старчества. В 1978 году владыка Филарет становится Митрополитом Минским и Белорусским и начинает смягчать богоборческую политику советской власти. Белоруссия тогда, должна была стать первой республикой в СССР, где советская власть победила религию. Расчёт был прост - монастырь можно легально закрыть, когда там умрёт последний монах. Поэтому в Жировичах существовал твёрдый запрет на прописку тех, кто избрал для себя монашеский путь. Без прописки в эти годы находиться на какой-либо территории Советского Союза дольше отведённого времени строго запрещалось. А прописку, если ты решил поступить в монастырь, тебе никто не даст. Сам не уедешь - получишь тюремный срок. И действительно, в это время в Жировичском монастыре оставалось всего несколько монахов и монахинь преклонного возраста. Эти монахини были переведены из закрытых в 1960-е годы Гродненского и Полоцкого женских монастырей по ходатайству тогдашнего наместника Жировичской обители архимандрита Антония (Мельникова).

В советское время в том корпусе, где сейчас учатся семинаристы, находился сельскохозяйственный техникум. И его студентам под страхом отчисления запрещалось даже входить на территорию монастыря. Используя своё влияние председателя ОВЦС, владыка Филарет стал способствовать прописке в Жировичах желающих принять монашество. В частности, он привозил в Минск и Жировичи иностранные делегации. Эти визиты импонировали советской власти. Поэтому митрополиту Филарету удавалось решать многие религиозные вопросы на уровне руководства Советского Союза, в частности вопрос прописки в Жировичах будущих иноков и инокинь. В итоге власть в районе пошла на беспрецедентный для того времени шаг - разрешила прописывать в Жировичах по три человека в год! Те женщины, кто мечтал о монашестве, но не попал в эти списки, сначала прописывали в Слониме или в какой-то близлежащей деревне. Работали в монастыре сторожами, уборщицами, поварами или санитарками в больнице. Но это было возможно лишь тем, кому было лет 30-35 и старше. Женщины помладше жили как паломницы, не афишируя этого. При "облавах", девушки прятались в лесу, на кладбище или чердаках хозяйственных построек. Некоторые из этих сестёр до сих пор живут в возрождённых Полоцком и Гродненском монастырях.

После празднования в 1988 году 1000-летия Крещения Руси гонения практически прекратились. В 1989 году в стенах обители возродилась Минская духовная семинария, а в 1996 году начала свою деятельность Минская духовная академия, переместившаяся в Минск в 2015 году. В 1990-х годах Жировичский Успенский монастырь посетил потомок того самого Александра Солтана, которому пастушки 550 лет назад принесли явленную в ветвях дикой груши икону Богородицы. По молитвам к Божией Матери происходят от Неё чудесные исцеления. В монастыре ведётся летопись с записями Её благодатной помощи. Люди благодарят Божию Матерь за исцеление от различных недугов, в том числе и онкологических заболеваний. Известно также огромное количество примеров помощи супружеским парам в разрешении от бесплодия. Одно из доказательств Покрова Божией Матери над Своей обителью - события Великой Отечественной войны. За всё время на территории монастыря не взорвалась ни одна бомба, хотя храмы с куполами и крестами были хорошо заметны с воздуха. Согласно народному преданию, когда советское командование в 1944 году отдало приказ уничтожить монастырь, поскольку он был стратегически важным объектом, никто из лётчиков не смог его найти. Они летали над местом, где на картах был отмечен монастырь, но не видели его. Монастырь обстреливали артиллеристы, предполагая, что на колокольнях находятся немецкие снайперы, но ни один выстрел не достиг своей цели, хотя вокруг монастыря были воронки от снарядов.

Чудотворная Жировичская икона Пресвятой Богородицы пребывает в Успенском соборе, в первом ряду иконостаса, справа от Царских врат, где она доступна для поклонения верующих. К юбилею в монастыре, благодаря государственной инвестиционной программе, сделан капитальный ремонт первого братского корпуса. Это самое древнее монастырское здание середины ХVIII века. Реконструировано здание колокольни. Проведён косметический ремонт в Успенском соборе с восстановлением утраченных резных позолоченных деталей в иконостасе. Россией в дар монастырю передана звонница из 12 колоколов, отлитых воронежскими мастерами. На большом колоколе (4,5 тонны) отлиты слова: "Попечением презиента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина, президента Республики Беларусь Александра Григорьевича Лукашенко".

"Журнал Московской Патриархии", май (5), 2020


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов 14 сентября 2025

Жировичи – агрогородок в Гродненской области, в 10 с небольшим километрах от районного центра Слонима. Гродненская область, к слову, традиционно также регион с сильным католическим влиянием. Главная святыня Православия в Жировичах – Успенский монастырь, в котором благоговейно хранится Жировицкая икона Божией Матери, весьма почитаемая верующими не только Белоруссии.

Историю свою Жировичский Успенский монастырь ведет с XV века. Предание рассказывает, как однажды на дикой груше, росшей в лесу, которым владел Александр Солтан – он занимал весьма важный по тем временам пост – был подскарбием (казначеем) Великого княжества Литовского и Русского, – пастухами был найден маленький образок Богоматери (20 мая 1490 г.). Пастухи отнесли образок своему господину, он же спрятал его в ларец. Через день Александр Солтан решил взглянуть на икону, но ее в ларце не оказалось. Образ вскоре отыскался на прежнем месте – на дикой груше. Пораженный этим, Солтан решил построить там церковь. А вскоре вокруг церкви в поначалу густых и непроходимых лесах начали селиться люди – так возникло местечко.

Жировицкая икона Божией Матери – самая маленькая из почитаемых Богородичных икон: это овал размером 5,6 х 4,4 см из яшмы с рельефным изображением Богородицы, держащей на руках Младенца. Образ относится к иконографическому типу «Умиление». С него за пять прошедших веков сделано было немало списков.

Случилось так, что около 1520 г. церковь (она была деревянной) сгорела во время пожара. Икону поначалу не могли найти и решили, что она погибла в огне. Однако образ уцелел. Как повествует предание, игравшие на улице ученики церковной школы увидели на месте сгоревшей церкви Богородицу, Которая сидела на большом валуне и держала икону в руках. Дети убежали, чтобы об увиденном рассказать взрослым. Взрослые пошли к валуну и еще издали заметили зажженную на нем свечу и удивительным образом уцелевшую икону. Этот валун стали почитать как святое место, огородили его, а затем на том месте была построена деревянная церковь Рождества Божией Матери.

Немного позже, около 1549 г., началось и строительство монастыря. Причем Жировичский монастырь стал своего рода культурным центром: здесь, как, впрочем, и в других обителях, переписывались церковные книги, была своя богатая библиотека, работала школа, в которой обучали детей грамоте. Монастырь в то время был собственностью рода Солтанов. Известно также, что в 1587 г. Ярослав Иванович, приходившийся Александру Солтану правнуком, уступил своему же брату Ивану часть Жировичского имения вместе с половиной монастыря и приписанными к нему крестьянами.

В 1596 г. в Бресте была заключена уния, большинство православных иерархов (за исключением двух владык) во главе с Киевским митрополитом Михаилом подчинились Папе, став, по сути, вероотступниками. Русское население восприняло унию враждебно, считая ее предательством своей веры. Начались брожения казаков, переросшие в открытое восстание Наливайко, чьи «загоны» проникали и глубоко в Белоруссию. Лидер православных Великого княжества Литовского и Русского воевода Константин Острожский так и не решился возглавить православное восстание и даже сдерживал активные действия православных, осуждая Наливайко и его хлопцев; правда, он старался убедить короля Сигизмунда III в ошибочности его курса. Восстание Наливайко потерпело поражение. А после смерти К. Острожского в 1608 г.  православные и вовсе остались без лидера. Сигизмунд III и его иезуитско-католическое окружение перешли в открытое наступление на Православие, что незамедлительно сказалось и на положении Жировичского монастыря. По требованию Виленского трибунала обитель в 1609 году приняла унию. Первым игуменом монастыря стал печально известный Иосафат Кунцевич – тот самый, который в 1623 году был убит восставшими витебчанами за чрезвычайные притеснения православных. Так история Жировичского монастыря оказалась связанной с именем одного из самых главных хулителей Православия в Белой Руси.

В 1613 г. монастырь стал духовно-политическим центром униатского ордена базилиан. Здесь проходили униатские соборы и конгрегации. А образ Божией Матери по-прежнему был главной святыней обители. Чтобы уберечь образ, к которому каждый молившийся перед ним прикладывался, от истирания и защитить от воздействия света, его в 1638 г. закрыли стеклом.

В 1644 г. Жировичский монастырь посетил король Владислав IV. Икона произвела на него столь сильное впечатление, что он даровал Жировичам статус города. А в 1652 г. Жировичам, хоть они и не были сколько-нибудь значительным по числу жителей населенным пунктом, было дано магдебургское право.

В 1655 г. 20-тысячное войско гетмана Богдана Хмельницкого, боровшегося против польско-литовской экспансии, заняло монастырь. Деревянные постройки были сожжены, а монахи-базилиане, которых казаки считали вероотступниками, разогнаны, а многие и убиты. И на то имелись свои причины: базилиане были в особой милости у королей Речи Посполитой, неоднократно посещавших Жировичи и сам монастырь, что – и это понятно – не могло встретить сочувствия и никоим образом быть одобрено православными казаками, боровшимися за освобождение Малой и Белой Руси от польского владычества. Но казаки ушли – и в монастырь вновь вернулись униатские монахи. Обитель была восстановлена, и сюда еще не раз приезжали польские короли. А со временем она стала и польским «просветительским» центром: в монастырской типографии стали печатать молитвенники и другую богослужебную литературу на польском языке.

В 1672 г. на месте деревянной церкви Рождества Божией Матери возвели каменный храм, который в память о чудесном явлении Жировицкой иконы в наше время называют Явленским. Образ Божией Матери Жировицкой долгое время находился в этом храме, а затем был перенесен во вновь построенный Успенский собор.

Воссоединение Жировичей с Россией состоялось в 1795 г., после второго раздела Речи Посполитой. Но в силу ряда причин Жировичский монастырь еще несколько десятилетий находился в руках униатов. В 1810 г. Успенский собор стал кафедральным собором Брестской униатской епархии, а в 1828 г. из Новогрудка в монастырь переехало и епархиальное управление.

14 июля 1839 г. митрополит Иосиф (Семашко) подписал акт о ликвидации унии и переходе храмов и приходов митрополии к Русской Православной Церкви. Возвращенный в лоно Православия Жировичский монастырь стал центром Литовской епархии. К тому времени обитель имела четыре храма: помимо главного Успенского, здесь были каменные Крестовоздвиженская и Явленская церкви, а также деревянная Георгиевская. Были также трехэтажный келейный корпус (в нем располагалась и духовная семинария), часовня, трапезная и множество иных, в том числе хозяйственных, построек.

В монастыре до середины XIX века хранилось и «Жировичское Евангелие» – старинная иллюстрированная славянская рукопись объемом в более чем 400 страниц. Примечательно, что на двух страницах в конце Евангелия – 376-й и 377-й – находится дарственная запись канцлера Великого княжества Литовского и Русского Льва Сапеги – поэтому рукопись называют еще и «Евангелием Сапеги».

Решением Синода в 1845 г. кафедра, духовная семинария, а с ними и архив были перенесены из Жирович в Вильно. Туда же попало и «Жировичское Евангелие», которое и сейчас все еще находится в Вильнюсе, в Библиотеке Академии наук Литвы. В Жировичском монастыре было открыто духовное училище. Училище это успешно действовало вплоть до 1915 г., но началась Первая мировая война, и в связи с угрозой немецкой оккупации и само училище, и наиболее ценное церковное имущество (в том числе и Жировицкий образ Божией Матери) были вывезены в Россию – подальше от фронта. Впоследствии в монастырь вернулась лишь икона.

В 1921 г., в результате заключенного Рижского мирного договора между Советской Россией и Польшей, Жировичи, как и вся Гродненская область, отошли к Польше. Жировичский монастырь пережил немало потрясений, как и практически все города, села и святыни и храмы Западной Белоруссии. Но прошли польская, а затем немецкая оккупации. И уже после войны архиепископ Василий (Ратмиров), без конца обивавший пороги различных советских и партийных учреждений, все же получил разрешение на открытие в Жировичском монастыре пастырско-богословских курсов, на основе которых в 1947 году начала свою учебную деятельность Жировичская духовная семинария. Новые испытания выпали монастырю при Н.С. Хрущеве. Были закрыты женские монастыри в Гродно и Полоцке, и монахиням не оставалось ничего иного, как перебраться в Жировичи.

В 1960 г. в Жировичи прибыли около 70 насельниц закрытых Гродненского и Полоцкого женских монастырей. Сестры привезли в Жировичи святыни — мироточивую икону Владимирской Божией Матери, список Красностокской иконы Божией Матери, иконы с частицами мощей великомученика и целителя Пантелеимона, преподобной Евфросинии игумении Полоцкой и других святых. Поначалу казалось, что их пребывание здесь будет недолгим, но монахини жили в Жировичах до самого начала Перестройки, когда отношение к Православию и религии в целом в СССР кардинально изменилось. В 1963 г. была закрыта духовная семинария. В 1989 году Жировичская духовная семинария была вновь открыта. Тогда же начал оживать и сам монастырь. С 1992 г. Жировичский монастырь имеет статус ставропигиального, является духовным центром Белорусского Экзархата и самой крупной мужской обителью в Республике Беларусь. Сегодня все строения и храмы Жировичского Успенского монастыря, академия и семинария возрождены и восстановлены.

Стоит отметить, что именно в Жировичах находятся наиболее известные в Республике Беларусь святые источники. Один из них – под алтарем Успенского собора (по преданию, именно в этом месте протекал ручей, бивший из-под корней дикой груши, на которой была обнаружена икона Богородицы). Успенский собор был построен неподалёку от того места, где стоял первый, сгоревший храм. В настоящее время место алтаря первой жировичской церкви отмечает небольшой деревянный крест. По замыслу архитекторов, алтарь нового храма разместился в точности над местом, где произошло чудесное явление иконы. Есть ещё источник в урочище Викня (в 2-х км от монастыря), источники, освященные во имя Иоанна Крестителя, Владимирской (с купелью) и Казанской икон Божией Матери. На данный момент открыты для посещения два источника: старый (в конце ул. Советских Пограничников) и новый (вблизи автодороги М-11).

Возле входа в монастырь установлен памятник преподобномученику Серафиму (в миру Роман Романович Шахмуть). Его жизнь была связана с Жировичским монастырем в годы нахождения в составе межвоенной Польши. Во время Великой Отечественной войны занимался восстановлением церковной жизни на оккупированной территории Белоруссии. После освобождения советскими войсками был обвинен в пособничестве немецким оккупантам, что категорически отрицал. Был приговорен к пяти годам лагерей, умер в 1946 г. Канонизирован Русской Православной церковью в лике священномученика. В основание памятника заложена капсула с землей, взятой с места гибели святого.

С сайта: https://pravoslavie.ru/56335.html/Иван Стрельцов.Жировичи – православная жемчужина Белой Руси.



Комментарии и обсуждение


Успенский собор был построен неподалеку от того места, где стоял первый, сгоревший храм. В настоящее время место алтаря первой Жировичской церкви отмечает небольшой деревянный крест. По замыслу архитекторов, алтарь нового храма разместился в точности над местом, где произошло чудесное явление иконы. При входе в коридор, ведущий в собор и семинарию, с левой стороны устроен спуск к колодцу, который находится в специально устроенной нише под алтарной частью храма. Этот колодец хранит исток родника, бившего из-под корней груши, на которой была обретена икона. Здесь же находился корень этого дерева. Сейчас доступ к этому роднику ограничен, т.к. с некоторых времен вода в нем стала оскудевать. Поэтому в монастыре эту воду бережно собирают и выносят в храм, где каждый может с благоговением испить ее; также она добавляется в воду, которая продается в монастырской лавке.

Источник: "Минские духовные Академия и Семинария" http://minds.by/monastery/gide/yavlenie_ikony.html

25 июня 2013, Т. .

Митрополит Минский и Слуцкий Филарет посетил святой источник Жировичского Свято-Успенского ставропигиального мужского монастыря. Патриарший Экзарх освятил отреставрированную часовню в честь святой равноапостольной княгини Ольги, новую сень и обновленную купель.

http://www.church.by/news/mitropolit-minskij-i-sluckij-filaret-osvjatil-chasovnju-v-chest-svjatoj-ravnoapostolnoj-knjagini-olgi-na-svjatom-istochnike-zhirovichskogo-svjato-uspenskogo-stavropigialnogo-muzhskogo-monastyrja



Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.