ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Ружаны. Церковь Петра и Павла.


Ружаны. Церковь Петра и Павла
Церковь. Действует.  
Престолы:Петра и Павла
Год постройки:1675.
Ссылки: Прочее 
Адрес:
РБ, Брестская область, Пружанский район, пгт. Ружаны

Координаты: 52.866427, 24.888817



Сортировка:

Церковь Петра и Павла, , Ружаны, Пружанский район, Беларусь, Брестская область
Иван Бай
20 июня 2018
Церковь Петра и Павла, , Ружаны, Пружанский район, Беларусь, Брестская область
Иван Бай
20 июня 2018
Церковь Петра и Павла, , Ружаны, Пружанский район, Беларусь, Брестская область
Кузич Николай
10 октября 2016
Церковь Петра и Павла, , Ружаны, Пружанский район, Беларусь, Брестская область
Кузич Николай
10 октября 2016
Церковь Петра и Павла, , Ружаны, Пружанский район, Беларусь, Брестская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
24 апреля 2008
Церковь Петра и Павла, , Ружаны, Пружанский район, Беларусь, Брестская область
Алексей Кротов
9 марта 2008
Церковь Петра и Павла, , Ружаны, Пружанский район, Беларусь, Брестская область
Алексей Кротов
9 марта 2008
Церковь Петра и Павла, , Ружаны, Пружанский район, Беларусь, Брестская область
_AD
23 августа 2003
Церковь Петра и Павла, , Ружаны, Пружанский район, Беларусь, Брестская область
Кузич Николай
10 октября 2016
Церковь Петра и Павла, , Ружаны, Пружанский район, Беларусь, Брестская область
Алексей Кротов
9 марта 2008
Церковь Петра и Павла, Мозаичное панно на фасаде храма<br>, Ружаны, Пружанский район, Беларусь, Брестская область
Мозаичное панно на фасаде храма
Кузич Николай
10 октября 2016
Церковь Петра и Павла, , Ружаны, Пружанский район, Беларусь, Брестская область
Кузич Николай
10 октября 2016
Церковь Петра и Павла, Мозаичное панно на фасаде храма<br>, Ружаны, Пружанский район, Беларусь, Брестская область
Мозаичное панно на фасаде храма
Кузич Николай
10 октября 2016
Церковь Петра и Павла, Фотоснимок из частной коллекции г-на Улаdzimeра Лiхадзедау<br>, Ружаны, Пружанский район, Беларусь, Брестская область
Фотоснимок из частной коллекции г-на Улаdzimeра Лiхадзедау
Алексей Кротов
1 мая 1916
Церковь Петра и Павла,  Монастырь Базилиан. церковь св. Петра и Павла.Фото с сайтаhttp://orda.of.by/.add/showimage.php?image=../.ga/r/ruzhany/church/sf/.big/ruzhany.jpg<br>, Ружаны, Пружанский район, Беларусь, Брестская область
Монастырь Базилиан. церковь св. Петра и Павла.Фото с сайтаhttp://orda.of.by/.add/showimage.php?image=../.ga/r/ruzhany/church/sf/.big/ruzhany.jpg
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1908
Церковь Петра и Павла, Фотоснимок с дореволюционной фотокарточки нач. ХХ века.<br>, Ружаны, Пружанский район, Беларусь, Брестская область
Фотоснимок с дореволюционной фотокарточки нач. ХХ века.
Алексей Кротов
??
Церковь Петра и Павла, Фотоснимок с фотографии, сделанной в 1915 году.<br>, Ружаны, Пружанский район, Беларусь, Брестская область
Фотоснимок с фотографии, сделанной в 1915 году.
Алексей Кротов
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Василий ШелёминАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  3 декабря 2008

Петропавловская церковь (в прошлом униатская) в комплексе с монастырской постройкой занимает целиком одну из сторон площади. Особого внимания заслуживает главный фасад. На нем мастер сосредоточил все внимание, собрал в единую и выразительную художественную композицию формы и детали архитектуры барокко. Такой прием, когда главный фасад контрастирует с остальными фасадами здания, не нов — он встречается в большинстве памятников костельной архитектуры. Распространен этот прием был и в строительстве униатских храмов, вобравших в себя многие качества как костелов, так и православных церквей. Главный фасад Петропавловской церкви представляется в виде своеобразного щита, прикрывающего объем здания. Форма щита близка к квадрату. Статичность композиции нарушена только в средней части, имеющей креповку слоистыми пилястрами и башенку с куполком. Башня прямоугольного сечения (соотношение сторон около 1:3), своей формой она удачно сочетается со щитом главного фасада, представляя его логичное завершение. Слоистые пилястры, развитые карнизы, обрамления дверей и окон храма — элементы, свойственные архитектуре барокко XVIII в. Обращает на себя внимание решение портала главного входа, объединенного с окном второго яруса. Получен крупномасштабный архитектурный фрагмент с лаконичным и вместе с тем не лишенным пластики построением. Такой прием решения портала входа в других культовых памятниках белорусского зодчества не наблюдается.

http://globus.tut.by/ruzhany/index.htm


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  26 апреля 2020

В сорока пяти километрах северо-восточнее Пружан, в окружении живописных холмов, расположен уютный городской поселок Ружаны. Исследователи считают, что это название произошло от основы «рог» (в значении «угол»), но не исключают связь названия с основой «рус» («росс»). Известно, что до 1552 года Ружаны принадлежали Тышкевичам. В 1598 году их приобрел канцлер Великого княжества Литовского Лев Сапега, с именем которого связаны слава и расцвет Ружан. При новых хозяевах в 1606 году Ружаны именуются местечком, расположенном на большом гостинце, ведущем из Слонима в Берестье и на Подлясье, которым «великие послы и торговые люди обвыкли ездить». Здесь дважды бывали короли, принимались послы и даже готовились ставленники на Московский великокняжеский престол. В громадных погребах величественного замка Сапегов хранилась государственная казна Великого княжества Литовского и арсенал.

Сегодняшний вид посёлка привлекает внимание людей своей ухоженностью и чистотой. Особенно красиво выглядят центральная улица Советская и находящийся на площади «17 сентября» сквер. Рядом со сквером находится Свято-Петро-Павловская церковь, которая является одной из жемчужин поселка.

Считается, что Ружанская церковь была основана в 1675 году, о чем свидетельствует табличка на фасаде храма: «Памятник архитектуры XVII в. Петро-Павловская церковь 1675 г. Охраняется государством». Эта же дата упоминается и во всех справочниках по истории архитектуры Белоруссии.

Строительство церкви имело свою историю. В 1639 году маршалком Казимиром Львом Сапегой была построена церковь с монастырем базилиан для «исполнения прихожанам духовных треб». В 1675 году княгиня Христина Масальская из Сапегов, которая в то время владела Ружанами, перестроила церковь по образцу униатской. В 1761 году церковь была уже каменная, перестроенная в итальянском стиле придворным архитектором дома Сапегов Яном Самуилом Беккером, на средства князя Александра Сапеги. Немного позже, в 1784-1788 гг. рядом с церковью тем же архитектором было возведено каменное здание базилианского монастыря. 8 декабря 1781 года с благословения униатского митрополита Иоасона Смагаржевского церковь была освящена протоархимандритом базилианского ордена Порфирием Важинским во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

Во внешнем виде храма за период его существования значительных изменений не произошло, за исключением деталей колокольни и фасада. В 1875 году над алтарной частью был возведен купол на небольшом барабане. Своим фасадом с высокой плоской четырехугольной колокольней церковь повернута на восток, а апсидой с алтарем, крестильней и ризницей - на запад. Это объясняется тем, что строительство церкви началось уже после того, как с восточной стороны площади в 1617 году был построен католический костел. Чтобы архитектурно оформить центр местечка Сапеги выбрали для униатского храма противоположную часть Торговой площади.

Первоначально церковь имела шесть алтарей. Перед первым, главным, иконостаса не было. В середине этого алтаря размещалась икона Спасителя, дающего ключи святому апостолу Петру. Второй алтарь был посвящен святому Антонию, третий - Богородице, четвертый - Рождеству Христову, пятый - святому Василию Великому, шестой - Иосафату Кунцевичу. Многое из внутреннего убранства церкви напоминало католический костел: это и образ святого Казимира, королевича польского, и изображение на деревянной доске папы Александра. В 1822 году на средства помещика Калатора был установлен орган на 12 голосов.

Снаружи церкви, на фронтоне, была небольшая мансарда с окном, наполовину закрытым металлической оградой. На башне возвышалась небольшая, обитая жестью, пирамида с железным крестом. На мансарде с двух сторон от башни стояли три деревянные статуи в рост человека - апостолов Петра и Павла и пророка Моисея. Мансарду украшали четыре деревянных резных цветника, а немного выше размещались четыре деревянных образа ангелов, которые держали кресты.

Такой униатский вид ружанская Петро-Павловская церковь имела до ликвидации унии в 1839 г. Базилианский монастырь, существовавший при церкви с 1788 года, был закрыт ранее, 20 февраля 1834 ода, особым указом императора Николая I «О ликвидации четырех Греко-униатских монастырей в Виленской, Гродненской и других губерниях» с распоряжением передать всю недвижимость белому духовенству. Последний владелец Ружан, князь Евстафий Сапега, принял участие в восстании 1830 года, за что Виленская ликвидационная комиссия конфисковала всю его собственность. С этой поры местечко Ружаны, церковь и монастырь переходят в государственную собственность.

После 1839 года началась православная история ружанской Петро- Павловской церкви. Переустройство церкви по православному образцу продолжалось несколько лет. С лета 1839 года начался ремонт храма, которым руководил первый православный настоятель - протоиерей Ипполит (в унии - Фердинанд) Гомолицкий, ректор Литовской Духовной Семинарии. Успеху его дела способствовал указ «О обеспечении причта ружанской православной церкви Слонимского повета (декабрь 1845 г.)». Согласно этому указу к ружанской православной церкви приписывалось 33 десятины земли с фольварком Молочки в «неприкосновенную церковную собственность». Кроме того, за ней оставалось 345 рублей серебром сумма, пожертвованная князем Сапегой для открытия приходского духовного училища и 3 400 рублей серебром выделялось на ремонт самого храма, каплицы на кладбище и монастырского дома.

В середине XIX века ружанская Петро-Павловская церковь выглядела так: над фасадом по-прежнему возвышался конус, который пирамидально заканчивался вверху железным крестом. Было установлено пять колоколов. Внутри церкви и в алтаре пол был мраморный. Престол был из сосны в 1,5 аршина. Антиминс был освящен Высокопреосвященным митрополитом Литовским и Виленским Иосифом (Семашко) в 1840 году. На горнем месте и над жертвенником находились две иконы первоверховных апостолов Петра и Павла. На левой стерне - образ святителя Николая с надписью: «Этот образ пожертвован офицерами и нижними чинами Конно-Пионерского дивизиона в 1855 году» В церкви были также богатая библиотека и архив по истории церкви и края.

Середина 1870-х годов отмечена в истории храма трагическим событием - грандиозным пожаром 1875 года. Настоятелем храма в то время был иерей Иларион Дядевич, которому довелось пережить и сам пожар, и тяжесть восстановления, и обновление внутреннего убранства церкви, после чего она и приобрела свой сегодняшний вид. Пожар вспыхнул 31 августа 1875 г. Комиссия из Гродненского губернского церковно-строительного присутствия в своих документах не назвала причин пожара, а только отметила, что он возник «по воле Божией». Разрушения были весьма значительны. Фактически, остались только стены и часть крыши с потолком над алтарем. Почти все иконы удалось вынести, однако многое было утрачено. Комиссия, детально ознакомившись с последствиями пожара, констатировала «необходимость накрыть церковь, установить купола, изготовить иконостас и провести все столярные работы. На это из государственных средств было выделено 2 000 рублей серебром, церковных средств 5 315 рублей серебром и пожертвований частных лиц 2 717 рублей серебром. Ремонтные работы в церкви велись до 1878 года, после чего она приобрела свой сегодняшний вид. Большая зигзагообразная трещина слева от входа над крайним окном и сегодня напоминает о события 1875 года.

Пока церковь отстраивалась, богослужение велось в Воскресенской церкви-часовне на кладбище. Наконец, 31 декабря 1878 года церковь была освящена Высокопреосвященнейшим архиепископом Литовским Макарием (Булгаковым). Над храмом стали возвышаться два купола - один над колокольней, второй - над алтарной частью. Внутри и снаружи церковь была оштукатурена и побелена. Потолок деревянный, оштукатуренный. Пол в алтаре и на солее - деревянный, остальной - каменный. Церковь накрыли жестяной крышей. На звоннице было три колокола.

В 1879 году на стене пристройки, примыкающей к церкви с южной стороны алтарной части была установлена мемориальная доска полусферической формы с текстом следующего содержания: «Вечная память дорогому брату Митрофану Ильичу Экскузовичу, прапорщику лейб-гвардии драгунского полка, погибшего в борьбе с турками за освобождение христиан Болгарии в битве под Горным Дубняком при Телеши 12 октября 1877 года в 9 часов утра. Жил 20 лет». Тело его было перевезено из Болгарии и похоронено в селе Суботца Александровского повета Херсонской губернии. Родственники погибшего по дороге в Херсонскую губернию по какой-то причине сделали остановку в Ружанах, где была отслужена панихида о убиенном. После этого пожертвовали недавно отстроенному после пожара храму немалые суммы на устройство зимней церкви с престолом во имя святителя Митрофана Воронежского, небесного покровителя прапорщика Митрофана Экскузовича. Около ста лет после того события в Петропавловской церкви было два алтаря и зимой богослужения проводились в отапливаемой части храма. Только в конце 1970-х годов иконостас из зимнего придела был демонтирован и перевезен в Чернавчицкую церковь Брестского района, которая ремонтировалась после пожара.

К Ружанскому приходу относилось тогда 11 деревень: Байки, Близная, Власовичи, Воля, Заполье, Калачи, Короли, Куляны, Манчики, Молочки и Поланск. Были в приходе и приписные церкви: кладбищенская Воскресенская в Ружанах, святого Александра Невского - в Близной и Свято-Георгиевская в Молочках. Было братство, а с 1872 г. - приходское опекунство. Имелось две церковно-приходских школы: в Ружанах (с 1893 г.) и в Близной (с 1885 г.)

Первая Мировая война принесла тяжелые испытания белорусскому народу. В августе 1915 года кайзеровские войска были уже в Ружанах. В церковных документах того времени можно прочитать: «...Церковных предметов в настоящий момент недостаточно. Предметы были эвакуированы вглубь России в связи с военными действиями... Оставшееся в церквях уничтожено захватчиками. Церковная ограда из камня наполовину разрушена. Причт не может заниматься хозяйством из-за недостатка средств». Часть церковных книг, церковный архив были уничтожены. Приписные к храму две кладбищенские церкви также были опустошены немцами.

С северной стороны церковной ограды под сенью тогда еще молодых деревьев были похоронены немецкие солдаты. Общим памятником погибшим немцам стал плоский гранитный камень с надписью старинным готическим шрифтом: «Храбрые не умирают». Время сровняло могилы с землей. Камень же этот позднее был поднят протоиереем Иоанном Навродским и вставлен в церковную ограду во время ее ремонта после освобождения от фашистской оккупации для того, чтобы советские власти не осквернили могил и тем самым не навредили храму. Это надгробный камень и сейчас можно видеть в стене недалеко от входа, с правой стороны.

В 1919 году Ружаны были заняты польскими войсками. Положение православного прихода, безусловно, не изменилось в лучшую сторону. Кладбищенская церковь с тех времен занята католиками. В церковном доме поляки разместили школу. И хотя приход в то время охватывал все те же 11 деревень, число прихожан сократилось наполовину. Когда в 1921 году Западная Белоруссия стала частью Польши, Ружаны вошли в состав Полесской епархии Варшавской митрополии. Отсутствие возможности вести православное воспитание молодежи, недостаток средств, контроль польских властей - вот основные проблемы прихода в то время. Возглавивший в 1937 году Ружанский приход священник Иоанн Навродский столкнулся со всеми этими проблемами и понес их на своих плечах. Вскоре польские власти разрешили православным ученикам ружанской школы изучать Закон Божий, который и стал преподавать отец Иоанн со своей матушкой Лидией Ивановной.

Настал 1941 год. Впереди было три тяжелейших года оккупации. В церкви делают лазарет-тюрьму. Вокруг храма, под охраной размещались пленные. В самой церкви находились раненые, а за царскими вратами, в алтаре была устроена операционная и на престоле делали операции. Отец Иоанн, рискуя жизнью, смог организовать постоянное горячее питание для пленных и раненых красноармейцев. Каждый день он и прихожанки с ведрами и бачками приходили в церковь и кормили их. В 1942 году немецкие оккупационные власти выселили отца Иоанна с семьей и диаконом из дома, где они жили. А в доме разместилась антипартизанская спецгруппа. Тогда же во дворе дома кем-то был убит комиссар города, и, чтобы не впутывать в карательные операции гражданских, священника пересилили в пустой заброшенный дом. Больше священники ружанской церкви в бывший монастырский церковный дом так и не возвращались, потому что после войны советская власть использовала его под свои нужды (долгое время в нем располагалась туристическая база).

После прихода советских войск в 1944 году и в последующие годы отец Иоанн постоянно вызывался на допросы в НКВД. После смерти отца Иоанна (02.09.1961) его родные и близкие узнали, что за героические действия по спасению раненых воинов в 1941 году, он был награжден орденом Красной Звезды. Этот факт долго скрывался и стал известен только после его смерти. На посту настоятеля отца Иоанна сменил священник Всеволод Олехнович. Ранее он служил на соседнем приходе, в деревне Ворониловичи, однако в годы хрущевских гонений на Церковь был властями лишен регистрации и два года работал учителем в деревенской школе. Только в 1961 г. он вернулся к пастырской деятельности и был назначен настоятелем Свято-Петро-Павловского храма в Ружанах, где и совершал служение до самой смерти в 1987 году.

На колокольне в медальоне до сегодняшнего времени находится образ Спаса Нерукотворного. В те же годы медальон был пустой, власти не допускали такого рода «агитации».

В 1987 году настоятелем прихода был назначен священник Алексий Ивашкевич. Прослужив неполных три года, он был вынужден покинуть приход, и три месяца в храме не совершались богослужения. Летом 1990 года настоятелем храма был назначен священник Николай Савчук, который занялся ремонтом храма. В 1990-х годах началось оживление приходской жизни. При церкви с 1992 года начала работать воскресная детская школа, активизировалась работа с молодежью, традиционными стали пешие паломничества в Жировичский Свято-Успенский монастырь в день явления Чудотворной Жировичской иконы Божией Матери 20 мая.

В 2002 г. крайне обострившиеся отношения части прихожан с настоятелем священником Николаем Савчуком привели к тому, что храм в течение полугода остается закрытым. Управляющий Брестской епархией Преосвященнейший Епископ Софроний (Ющук) принял ряд мер к умиротворению враждующих сторон, но они не дали результата. Позже был назначен другой настоятель - протоиерей Николай Коренчук, который перешел на сторону противников священника Николая Савчука. Владыка Софроний (Ющук) запретил протоиерея Николая Коренчука в служении. Преосвященнейший Епископ Иоанн (Хома), вступивший на Брестскую кафедру в 2002 г., сумел умиротворить положение в приходе. 5 декабря 2002 г. был назначен новый настоятель храма - священник Александр Николаевич Сень. Церковь была открыта и в ней были возобновлены богослужения. Большую помощь церковным властям в разрешении этого конфликта оказал Пружанский райисполком во главе с председателем А.И. Юркевичем. Чтобы помочь настоятелю и вразумить заблудших Преосвященнейший Епископ Иоанн был вынужден по несколько раз в году посещать Ружанский приход, совершать богослужения, крестные ходы, произнося назидательные проповеди.

В 2003 г. с благословения Преосвященнейшего Иоанна в храме был начат капитальный ремонт. На церковные купола были установлены новые кресты, сами купола были обшиты листами из нержавеющей стали, покрытыми нитритом титана (имитирующем позолоту). Крыша была покрыта металлочерепицей. Металл на кресты и купол храма пожертвовал секретарь Брестской епархии настоятель Свято-Николаевского братского храма города Бреста митрофорный протоиерей Петр Романович. Позже он передал в дар Ружанской церкви золоченую индитию на святой Престол.

http://pravoslavie.by/hram/g-p-ruzhany-hram-vo-imja-svv-app-petra-i-pavla-1675


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  27 января 2022

На западной стороне Торговой площади (ныне - Площадь 17 сентября) располагаются здания бывшего базилианского монастыря, о чём напоминает его кряжистый двухэтажный жилой корпус (1788) и Петропавловская церковь (1778), которая с упразднением униатства стала православной и в таком качестве продолжает своё служение на ниве духовной до сих пор. Композиция церкви близка к костёлу. Её венчает башня, как у многих костёлов в то врем возведённых, причём эта башенная вертикаль куда более декоративна и подчёркнуто легка и изящна. Маковки над алтарём, над главным фасадом, над башней обогащают силуэт этой постройки и говорят паломнику и туристу, что это православный храм. Церковь примечательна своим деревянным резным иконостасом и исполненной в конце ХIХ века фресковой композицией на тему Преображения Господня. Этот храм - один из старейших на Пружанщине.

Деревянная церковь во имя Святых Петра и Павла упоминается ещё в конце ХVI века (1568). Но история современного храма, как правило отсчитывается с 1770-х годов, так как в этот период он был заново отстроен. А вот монастырь ордена базилиан, при которых закладывалась эта церковь по инициативе маршалка Казимира Льва Сапеги, датируется 1639 годом. В 1675 году княгиня Христина Мосальская, которая тогда владела Ружанами, преобразовала это здание по образцу униатского. Следует сказать, что закладка каменного храма состоялась ещё в 1762 году, однако его возведение началось лишь через 10 лет и завершилось к 1778 году. В 1781 году с разрешения митрополита Ясона Смогоржевского протоархимандрит Порфирий Важинский освятил храм во имя апостолов Петра и Павла. Автором проекта барочного церковного здания считается Ян Самуэль Беккер, придворный архитектор Сапег. Средства на все выполненные работы выделил князь Александр Сапега. В 1834 году базилианский орден был упразднён, и через несколько лет храм передали православным верующим. В 1875 году над алтарным помещением возвели купол на небольшом барабане.

Из описи, которая была тогда составлена, мы узнаём, что деревянная потолочная часть была покрыта гипсом, а карнизы имели плоскую овальную форму. Над пространством главного зала взору наблюдателя открывалась роспись на тему "Преображение", а над алтарной частью - "Господь Саваоф", однако в некоторых местах роспись была повреждена влагой. В алтаре находилась чёрная табличка с надписью живописца Фусгорда, кисти которого, по всей видимости, и принадлежат росписи. Перекрытие основного церковного зала представляло из себя зеркальный свод. Роспись под названием "Преображение" была отреставрирована после пожара 1895 года и восстановлена только в нач. ХХ века. Слева и справа от апсиды, которая отделяется деревянным резным иконостасом, располагались медальоны с изображением апостолов. Внутри здания хранилась тогда особо ценная икона 1865 года, созданная на доске с орнаментом "Богоматерь Одигитрия" (1648 г.). По многим предположениям, она смогла защитить этот храм от сильного пожара, которым был уничтожен практически весь городок Ружаны. Церковь тогда тоже сильно пострадала: остались только стены и часть крыши. Но здание было быстро восстановлено.

Несмотря на страшный пожар, события Первой мировой войны и Великой Отечественной войны, Петропавловская церковь действовала, позже в ней располагались госпиталь-тюрьма, а в советское время - туристическая база. Сейчас внешний вид здания практически соответствует задумке зодчего Беккера. В архитектурном отношении особого внимания заслуживает фасад храма, который представляет своеобразный щит, прикрывающий весь продолговатый объём постройки. Форма щита близка к квадрату. Фасад украшают декоративные пилястры, треугольный фронтон над входным порталом, мозаичными панно (Пётр и Павел и Спас Нерукотворный), завершает композицию - плоская башня (возможно использовалась в качестве звонницы) с треугольным фронтоном и главкой. Следует заметить, что фасадная часть постройки с чётырёхугольной плоской башенкой ориентирована на восток, тогда как апсида с алтарной частью, крестильней и ризницей - на запад. Подобное расположение можно объяснить тем, что создание храма началось уже после появления на восточной части площади католического костёла. Для надлежащего архитектурного оформления центра этого местечка, Сапеги решили возвести униатскую святыню на противоположной стороне старинной Торговой площади.

Из книги-путеводителя: "От Беловежской Пущи до Полесских болот". Минск, УП "РИФТУР", 2013 и с сайта: planetabelarus.by/sights/tserkov-svyatykh-petra-i-pavla-v- ruzhanakh



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.