Построенная в 1827 г. гельсингфорская Троицкая церковь с увеличением православного народонаселения в городе оказалась тесною, и православные стали чувствовать настоятельную нужду в построении новой, более обширной и более благолепной церкви, которая могла бы с подобающим достоинством занять место в главном городе Финляндии. Желание такого храма еще более было усилено тем, что вблизи православной церкви, в сороковых годах, была воздвигнута новая лютеранская церковь, громадность и величественность которой представляла совершенную противоположность скромному виду Троицкой православной церкви.
Дело о построении новой церкви возникло в конце пятидесятых годов XIX ст. по инициативе бывшего тогда финляндским генерал-губернатором графа Федора Федоровича Берга, которому и здешние католики, и лютеране обязаны существованием своих церквей. Граф испросил Высочайшее соизволение на сооружение нового православного храма во имя Успения Божией Матери. Проект здания, составленный академиком Горностаевым, был лично рассмотрен государем и утвержден 18 января 1860 г.
В виде первоначального пособия на построение храма граф испросил из сумм Святейшего Синода 15 000 руб.; кроме того, местным священником Н. Поповым было собрано на тот же предмет около 11 000 руб. Недостающая сумма была собираема от разных жертвователей в С.-Петербурге и Москве, напр. от гг. Утина, Цурикова и Четверикова.
Когда выбранная для храма местность была занята фундаментом и фундамент обложен гладко тесанным цоколем, тогда в присутствии великих князей Алексея Александровича и Николая Константиновича совершена была 1862 г. 15 августа торжественная закладка храма. За смертью Горностаева проект приводил в исполнение архитектор Варнек, а за работами наблюдал гельсингфорский купец Я. Л. Чернышев. Постройка храма продолжалась уже при другом генерал-губернаторе бароне Платоне Ивановиче Рокоссовском, а окончательная отделка последовала уже при нынешнем генерал-губернаторе графе Николае Владимировиче. Как Рокоссовский, так и Адлерберг продолжали испрашивать суммы, которых не доставало на постройку, так что из 210 000 руб., употребленных на постройку, почти половина была исходатайствована генерал-губернаторами.
13 октября 1868 г. храм был освящен преосвященным Павлом, епископом Выборгским, викарием петербургской митрополии, в сослужении двух архимандритов, двух протоиереев и четырех священников. Тут присутствовал генерал-губернатор и другие высшие власти. С Высочайшего соизволения в память освящения храма была вылита медаль. На одной ее стороне изображены: Государь Император, наверху всевидящее око, внизу – герб Финляндии, а вокруг евангельское изречение: «Воздатите кесарева кесареви и Божия Богови», на другой стороне изображен Успенский храм с надписью вокруг: «Благодарные православные Финляндии», а внизу: «утвержден 12 – 24 января 1860 г. и освящен 13 – 25 октября 1868 г.». Две таких золотых медали генерал-губернатор поднес Государю Императору и Государыне Императрице.
По освящении Успенского храма здесь стали служить по воскресным и праздничным дням, а в Троицкой церкви совершались службы будничные, а также заказные обедни. С определением же сюда в 1870 г. второго священника начали служить одновременно в обеих церквах; только в главнейшие праздники и по случаю особых торжеств совершается соборное служение в Успенском храме.
В 1872 г. последовало распоряжение епархиального начальства о том, чтобы Успенский храм считался собором, а Троицкая церковь сделана приписною. К собору же приписан был и Троицкий причт; здесь же стали вести и все церковные документы.
Собор занимает самый высокий пункт на скалистом мысу; цельная гранитная скала, на которой воздвигнут собор, имеет около 9 сажень высоты над уровнем моря. С севера и северо-запада скала круто опускается к морскому берегу, а по восточной и южной сторонам представляет отлогости и уступы. Вблизи собора находятся следующие здания: императорский дворец с площадкою военной гауптвахты, монетный двор и купеческие складочные магазины. Вся соборная местность обнесена чугунною решеткою и представляет две площади: верхнюю северную и нижнюю южную. К нижней площади подъем совершается по возвышающимся дорогам, а к верхней ведут две гранитные лестницы.
Здание собора – в русско-византийском стиле, снаружи украшено выступами, углублениями, карнизами, рельефами, колоннами и проч. Так как предположено не штукатурить собор, то снаружи здание обложено кирпичом наилучшего сорта, с чистою отделкою швов, и для всех украшений кирпич изготовлен по особым моделям.
Здание собора представляет совершенный квадрат, к которому с востока примыкают три алтарных полукружия, а с запада гранитное крыльцо с тремя спусками и с кирпичным сводом, опирающимся на двух гранитных колоннах. Длина и ширина здания составляют 11 саж. 1 арш. и 13 верш., а высота до главного купола 14 саж. Высота купола с его коническим верхом 8 саж. Высота же всего здания от основания до креста 23 саж. 2 арш. и 10 верш.
Кроме главного купола собор имеет еще 12 малых глухих четырехсторонних куполов. Крыша всех куполов выкрашена белой краской, главы покрыты золотом, кресты медные вызолоченные, ажурной работы. Окна собора узкие, длинные, с круглым верхом. Окна расположены двумя рядами и дают во внутренность собора много света. Впрочем, алтарь не изобилует притоком света, потому что в алтаре находятся только три узких окна и еще одно круглое окно в центре алтарного свода. В боковых отделениях алтаря имеется также по одному окну. Окна имеют двойные рамы и защищены железными прутьями.
Колокольня помещается на юг от собора, в 5 саженях от него и соединена с ним каменною галереею. Длина и ширина основания колокольни 7 арш. 12 верш., высота 13 саж. до креста. Она устроена в два яруса, из коих в нижнем помещен один большой колокол в 320 пудов 4 фунта весом, а в верхнем помещен один колокол в 159 пудов на середине и семь колоколов малых, от 25 пудов до 10 ½ фунтов – в просветах. Купол колокольни выкрашен белой краской, а глава его и крест имеют тот же вид, как и в здании собора.
В алтаре, кроме престола и жертвенника, сделанных из дубового дерева, помещается шкаф для священных сосудов, евангелий и венцов. В боковых отделениях помещается ризница. Антиминс, освященный епископом Павлом, подписан митрополитом Исидором. Стены собора оштукатуренные, росписаны разноцветными, акварельными фигурами, как то: крестами, розетками, плетенками, бордюрами. Двухъярусный, деревянный иконостас выкрашен белою, под лаком, краскою и имеет множество позолоченных украшений. Иконы писаны художником Шильцовым.
По штату причта при соборе положено: протоиерей, священник, диакон, два псаломщика и просфорня. Жалованья от финляндской казны предназначено протоиерею 750 руб. сер., священнику 600 руб. сер., диакону 400 руб., двум псаломщикам по 275 руб. и просфорне 75 руб. сер. Но так как штат Успенского собора до сего времени еще не утвержден, то причт удовлетворяется жалованием по прежнему штату Троицкой церкви. Впрочем, священник получает жалованье по новому штату из особых сумм, Высочайше предоставленных для того в распоряжение финляндского генерал-губернатора, равно и диакон пользуется из тех же сумм добавкою 100 руб. к получаемому им жалованью по старому штату. Помещается причт, кроме священника, в прежнем деревянном доме, принадлежащем Троицкой церкви. Священник же получает квартирное содержание из особых сумм.
Приход Успенского собора тот же, что и при Троицкой церкви. Его составляют местные православные граждане купеческого и мещанского сословия, более значительный процент приходского населения составляют отставные, преимущественно нижние воинские чины и семейства их. Кроме коренных и оседлых прихожан, в приходе есть временные обыватели, проживающие здесь по паспортам, преимущественно уроженцы Ярославской губернии, и занимающиеся торговлей, огородничеством и другими промыслами.
С целью поддержания православного русского элемента в гельсингфорском приходе, по совещанию местного священника с прихожанами в 1801 г. открыта была особая русско-приходская школа для детей обоего пола. Здесь дети учились чтению, письму, молитвам, священной истории и катехизису, также грамматике, арифметике и, по возможности, географии. Преподаванием занимались, кроме священника и диакона, наемный учитель и наемная учительница.
На содержание школы прихожанами установлены были ежегодные взносы, а один из прихожан купец Никифор Игнатьевич Табунов особо пожертвовал в пользу школы 3 000 руб. серебром. В продолжение 3 лет школа помещалась в церковном доме, в квартире бывшего гельсингфорского диакона Голубкова. Между тем, на устройство особого помещения для школы, по ходатайству генерал-губернатора барона Рокоссовского, Высочайше разрешено было отпустить из государственного казначейства, в единовременное пособие 8 000 руб. сер. Постройка училищного дома каменного, трехэтажного с разрешения местного начальства и по условию с прихожанами произведена, помянутым же купцом Табуновым, на принадлежащем ему месте среди города.
Нынешний генерал-губернатор граф Николай Владимирович Адлерберг исходатайствовал Высочайшее соизволение на учреждение в Гельсингфорсе русской мужской гимназии, с ежегодным отпуском из государственного казначейства по 19 000 руб. сер. Для более успешного благоустройства дел церковно-приходских в гельсингфорском приходе существует приходское попечительство, учрежденное на основании Высочайше утвержденных в 1804 г. положений и открытое, по благословению Высокопреосвященнейшего митрополита Исидора, в 1870 г.
«Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии». Издание С.-Петербургского Историко-статистического комитета. Выпуск 4, С.-Петербург. Печатано в типографии Департамента уделов, Литейный проспект д. 39, 1875 г.