МАЛАЯ ЛАМНА. ЦЕРКОВЬ ВЛАДИМИРСКАЯ, 1-я треть 19 в.
Расположена на погосте, вне села, в окружении деревьев. Кирпичная оштукатуренная церковь построена в 1823 г. на месте старой деревянной, известной с 1628 г. Небольшой сельский храм в стиле раннего классицизма, отличающийся провинциальной упрощенностью форм.
Основной объем в виде приземистого двухъярусного четверика с более узким и низким пятигранным алтарем завершен пологой четырехгранной купольной кровлей с луковичной главой на тонкой восьмигранной шейке. К квадратной трапезной, равной по ширине четверику, с запада примыкает невысокая, несколько архаизированная колокольня (два четвериковых яруса с промежуточным полуярусом). Верхний ярус звона с крупными арками венчает на манер 17 в. восьмигранный шатер со слухами и главкой (сохр. лишь шея). Перед западным и боковым входами во 2-й пол. 19 в. устроены крыльца с фигурной кровлей бочкообразного профиля на двух массивных кирпичных опорах (укороченные колонны у западного крыльца и квадратные столбы с филенчатыми гранями - у боковых). Скромный декор фасадов состоит из лопаток на углах объемов, простых антаблементов с заметным выносом карниза и рамочных профилированных наличников с прямоугольными подоконными нишками. Края граней нижнего четверика колокольни рустованы (с выпуском угла), стены полуяруса прорезаны крупными проемами, парные пилястры фланкируют арки звона. Четверик перекрыт сомкнутым сводом, алтарь - коробовым с граненой конхой, трапезная - коробовым с лотком с запада и распалубками над окнами. Проход из трапезной в собственно храм смещен к северу от основной оси. Переход от звона колокольни к шатру осуществлен через тромпы; лестница к звону устроена в толще западной стены трапезной - в ее южной части, со входом снаружи.
Клеевая роспись выполнена во 2-й трети 19 в. Имеет значительные утраты. В кон. 19 в. поновлялась маслом в нижнем ярусе четверика, были добавлены композиции в алтаре и трапезной. Интересное произведение в академической манере с барочными реминисценциями. Для композиций характерны сильно поднятый горизонт, уходящие вглубь архитектурные или пейзажные фоны, динамичные развороты фигур. Преобладают светлые полупрозрачные тона; легкие чистые краски, сконцентрированные в средней части объемов, растушевываются к их границам. Изящно написаны гризайльные церковные атрибуты. Назидательный характер сюжетов традиционен для 2-й пол. 19 в. Отдельные композиции по своей иконографии тяготеют к 18 в. В своде помещена многофигурная композиция "Хвалебная песнь Новозаветной Троице". Основание свода здесь отделено гризайльным антаблементом. На боковых стенах живопись расположена в три яруса: в простенках верхних и нижних окон и между ними написаны евангельские сцены в узких рисованных рамах. Вверху на стенах изображена легкая гирлянда с пышными картушами над композициями. На западной стене крупные новозаветные композиции размещены в два яруса. Над аркой проема в трапезной написана легкая, декорированная гризайльным орнаментом, трехпролетная арка, обрамляющая композиции.
Сохранился каркас трехъярусного иконостаса 1-й пол. 19 в. в стиле классицизма. Центральная выступающая часть, третий ярус которой уменьшен по высоте и ширине, завершена фронтоном. Царские врата были фланкированы небольшими фронтонами нижнего яруса. Резной декор почти полностью утрачен.
Березин, Добронравов, 1898, с. 389-391. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М., Наука, 2000, с. 662-663