МОРДОВСКОЕ (НОВО-БОГОРОДСКОЕ). ЦЕРКОВЬ СПАСА НЕРУКОТВОРНОГО, нач. 19 в.
Расположена у дороги на краю села, на открытом месте, хорошо видна издали. Кирпичная побеленная церковь построена в 1805-06 гг. по благословению владимирского епископа Ксенофонта вместо двух прежних деревянных храмов. Была окружена оградой, включавшей часовню (не сохр.). Характерный для этих мест храм, который сочетает формы барокко и классицизма с архитектурной традицией 17 в., определившей его композицию.
Крупный трехсветный четверик увенчан поднятыми на четырехскатной кровле пятью луковичными главами со сравнительно тонкими восьмигранными шеями (центральная световая). К нему примыкают суженный и пониженный пятигранный алтарь и более широкая, квадратная в плане трапезная с трехъярусной колокольней по центру западного фасада. Над выпуклой кровлей последней на восьмеричке возвышается тонкий шпиль с основанием в виде фигурной вазы.
Основной мотив декора фасадов - парные барочные пилястры, членящие боковые стены четверика и трапезной на три прясла с арочными оконными проемами. Окна обрамлены наличниками с замками и треугольными сандриками. Необычность декору придают два ряда выступов (ромбовидных и круглых) под окнами третьего света, а также их сандрики, врезающиеся в плоский упрощенный антаблемент. Более строгое убранство отличает колокольню: разнообразные филенки в первом ярусе, пилястры и фронтоны - во втором и пучки полуколонн на углах - в третьем.
Своеобразно перекрытие четверика сомкнутым восьмилотковым сводом с тромпами в углах и световым отверстием главы в центре. Традиционные для местной архитектуры глубокие ниши в боковых стенах объединяют окна трех ярусов, забранные коваными решетками. Алтарь имеет коробовый свод с конхой и распалубками над окнами, трапезная - коробовые своды, опирающиеся на два столба в центре. У нижнего яруса колокольни также коробовый свод, лестница расположена в южной стене нижнего яруса.
Росписи исполнены в 3-й четв. 19 в. Клеевыми красками написан гризайльный орнамент, масляными - сюжетные сцены. Имеются утраты в апсиде, в нижней части стен четверика, в трапезной. Краски сильно загрязнены. Типичное произведение для провинциальной живописи своего времени, выполненное в академическом духе. Свод разделен по граням широкими гризайльными полосами, которые соединяются вверху с орнаментальной розеткой, а внизу - с широким рисованным карнизом. На каждом лотке была написана композиция (в значительной степени утр.). Подчеркивание конструкции свода росписью зрительно увеличивает его высоту.
На боковых стенах четверика живопись расположена в два яруса: вверху, между окнами, - в овальных рисованных рамах; ниже, на выступающих простенках, - в арочных обрамлениях. Под окнами в нишах изображены сцены на темы евангельских блаженств. На западной стене сохранился только верхний ярус росписи. В центре здесь написана большая композиция "Нагорная проповедь", заключенная в гризайльную раму и фланкированная с двух сторон рисованными колоннами и композициями в прямоугольных обрамленьях. Над ними изображен раскрепованный антаблемент.
Березин, Добронравов, 1898, с. 394-395. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М., Наука, 2000, с. 663-665