ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Ошевенское. Александро-Ошевенский монастырь.


Ошевенское. Александро-Ошевенский монастырь
Монастырь. Действует.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:1453.
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
Архангельская область, Каргопольский район, дер.Погост, Ошевенское

Координаты: 61.858267, 38.7811
Проезд: Зимой грейдер и со стороны Каргополя, и от Архангела. Архангел - так называют селение местные жители, на указателях - Шелоховская, со стороны Плесецка она влево после моста через р.Онегу, 27 км от села Конево Плесецкого района (соответственно, со стороны Каргополя - перед мостом через Онегу влево). ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Зимой грейдер и со стороны Каргополя, и от Архангела. Архангел - так называют селение местные жители, на указателях - Шелоховская, со стороны Плесецка она влево после моста через р.Онегу, 27 км от села Конево Плесецкого района (соответственно, со стороны Каргополя - перед мостом через Онегу влево). От Шелоховской (Архангела) до монастыря 17 км. Заправки: ближайшая в Каргополе, следующая (Роснефть) в Плесецке, по дороге больше заправок нет. От Плесецка до Архангельска будут заправки в Брин-Наволоке, на Холмогорской развилке (82й км М-8)





Сортировка:

Александро-Ошевенский монастырь, вид с запада<br>, Ошевенское, Каргопольский район, Архангельская область
вид с запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
1 октября 2011
Александро-Ошевенский монастырь, вид с юго-востока<br>, Ошевенское, Каргопольский район, Архангельская область
вид с юго-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
1 октября 2011
Александро-Ошевенский монастырь, Панорама с запада<br>, Ошевенское, Каргопольский район, Архангельская область
Панорама с запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
2 сентября 2021
Александро-Ошевенский монастырь, , Ошевенское, Каргопольский район, Архангельская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
2 сентября 2021
Александро-Ошевенский монастырь, Юго-западный угол<br>, Ошевенское, Каргопольский район, Архангельская область
Юго-западный угол
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)exploreman
25 сентября 2020
Александро-Ошевенский монастырь, Временный храм-палатка<br>, Ошевенское, Каргопольский район, Архангельская область
Временный храм-палатка
Александр Антонов
6 июля 2024
Александро-Ошевенский монастырь, , Ошевенское, Каргопольский район, Архангельская область
yozik
13 июля 2009
Александро-Ошевенский монастырь, Фото Людмилы Васильковой<br>, Ошевенское, Каргопольский район, Архангельская область
Фото Людмилы Васильковой
Дмитрий Васильков
21 июля 2007
Александро-Ошевенский монастырь, Вид с онежской дороги на Никольскую часовню и Александро-Ошевенский монастырь. Фото М.И. Мильчика, 1973. «Деревянная архитектура русского севера», Ленинград, Стройиздат, 1980<br>, Ошевенское, Каргопольский район, Архангельская область
Вид с онежской дороги на Никольскую часовню и Александро-Ошевенский монастырь. Фото М.И. Мильчика, 1973. «Деревянная архитектура русского севера», Ленинград, Стройиздат, 1980
artysta343
Александро-Ошевенский монастырь, Общий вид Ошевенского монастыря. Литография 1845 года из книги И.И. Пушкарева "Описание Олонецкой губернии".<br>, Ошевенское, Каргопольский район, Архангельская область
Общий вид Ошевенского монастыря. Литография 1845 года из книги И.И. Пушкарева "Описание Олонецкой губернии".
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Егор Малышев
1845
Александро-Ошевенский монастырь, Никольская церковь Ошевенского монастыря. Фрагмент иконы Александра Ошевенского. Вторая половина XVII века. Иллюстрация из книги М.И. Мильчика и Ю.С. Ушакова «Деревянная архитектура русского севера». Ленинград, Стройиздат, 1980<br>, Ошевенское, Каргопольский район, Архангельская область
Никольская церковь Ошевенского монастыря. Фрагмент иконы Александра Ошевенского. Вторая половина XVII века. Иллюстрация из книги М.И. Мильчика и Ю.С. Ушакова «Деревянная архитектура русского севера». Ленинград, Стройиздат, 1980
artysta343
Александро-Ошевенский монастырь, , Ошевенское, Каргопольский район, Архангельская область
Виктория Быкова
12 февраля 2022



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Екатерина Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  31 декабря 2010

Алексей (мирское имя преподобного), был пятый сын богатого земледельца Никифора Ошевена (родился 1427г.) Долгожданный ребенок родился по усердным молитвам супруги Никифора Фотинии. Сама Божия Матерь вместе с преподобным Кириллом Белозерским явилась ей и обещала рождение сына. Хотя Алексей был младшим сыном, родители чаяли видеть в нем наследника. В 18 лет с дозволения родителей он отправился помолиться в Кирилло-Белозерский монастырь и остался там. Игумену понравился юноша за смирение и вскоре предложил ему принять постриг. Но Алексей отказался, решив испытать себя: он шесть лет прислуживал братии послушником и лишь после принял иноческий постриг. К тому времени родители его переселились на новое место у реки Чурьюги, получившее название Ошевенской слободы.

Преподобный Александр уговорил игумена сходить к родителям принять последнее благословение и прощение, чтобы затем уйти на уединенное житие. Обрадованный отец предложил сыну поселиться на реке Чурьюге и обещал содействовать в устроении пустыни. Преподобному Александру понравилось место. Он водрузил на этом месте крест и дал обет пребывать здесь до конца жизни. После того вернулся в Кирилло-Белозерский монастырь и после посвящения в сан диакона, получил блогославление игумена на устроение обители. Новгородский архиепископ Иона посвятил Александра в сан пресвитера и поставил игуменом обители. Монастырь получил земли. 

Первый построенный храм был освящен во имя святителя Николая. С твердостью и мужеством начал преподобный трудиться в созданной обители. Старец, который приехал вместе с ним из Кирилло-Белозерского монастыря, не выдержал трудной пустынной жизни и уехал обратно. Но мало-помалу собралась братия. Преподобный ввел строгий устав, который требовал полного молчания в храме и на трапезе, когда читались жития; в келии иноки не должны были быть без дела, а во время исполнения послушания творить Иисусову молитву или читать псалмы. 27 лет преподобный трудился в основанной им обители и мирно скончался 20 апреля 1479 года (48 лет от роду), предрекая перед смертью, что монастырь претерпит много невзгод и неурядиц, которые в конце концов благополучно завершатся.

Ошевенская обитель имела громадное значение для местного края и воспитала шесть обителей. Из нее вышел Пахомий Кенский (бывш. Кенский монастырь), воспитавший прп. Антония Сийского (Антоний-Сийский монастырь); прп. Кирилл, основатель Сырьинской обители, и другие подвижники, основавшие давно уже не существующие обители. В первом составленном Житие преподобного упомянуто множество чудес, которые происходили при его жизни. В советское время монастырь был закрыт. Постройки использовались до 1970-х гг. под хозяйственные нужды (в монашеском корпусе была школа). После монастырь остался пустовать и неуклонно разрушался.

Ошевенск находится в 45 км от Каргополя и расположен на берегах небольших рек Чурьеги и Халуй. Раньше это была обширная волость Каргопольского уезда (12 деревень, две с половиной тысячи жителей). Сейчас это село с постоянным населением около 600 человек, состоящее из пяти деревень: Погост, Ширяиха, Низ, Гарь и Халуй. Александро-Ошевенский монастырь - один из самых интересных северных монастырей. По странному стечению обстоятельств, возрожден только в самом конце 2008 г. На начало 2009 г. - в монастыре старший иеромонах Киприан. Основным же катализатором и вдохновителем для возрождения монастыря стал некий Владимир Петрович, искренне желающий восстановить обитель.

На территории монастыря находятся: 1. Собор Успения Пресвятой Богородицы, 1707 г. - главный храм монастыря. Ранее это был большой двухэтажный храм с шестью приделами. На текущий момент это руины, которые предстоит как-то восстанавливать. В конце 1980-х гг. приехали реставраторы, разобрали на этом храме текущую крышу, но в результате уехали и оставили храм погибать без крыши вообще. По всей видимости, под спудом этого храма покоятся мощи основателя монастыря Александра Ошевенского. 2. Надвратная церковь Николая Чудотворца 1834 г. Церковь минимально восстановлена. В ней совершаются регулярные богослужения. 3. Каменная ограда с башенками. Часть ограды утрачена (будет восстанавливаться). Очень живописно смотрятся башенки. 4. Колодец, выкопанный самим Александом Ошевенским. Когда-то над колодцем была уникальная как бы часовенка. Но так как она полностью сгнила, то пока поставили современное обрамление. Когда будет возможность, восстановят исторический облик. 5. Монастырский корпус (там сейчас живут монахи) и Игуменский корпус (законсервирован). 

Также на территории была когда-то деревянная церковь, которую сломали большевики (тоже планируется ее восстановление). Также вокруг монастыря есть ряд интересных мест, связанных с именем Александра Ошевенского: два камня-следовика, святой источник, исчезающая река, святое озеро и т.д. 

С сайта http://www.myrusland.ru/places_168.htm


Anechka09  7 февраля 2015

Монастырь был основан в 1460-е годы преподобным Александром Ошевенским (1427-1479, в миру - Алексей, в юношеском возрасте он принял пострижение в Кирилло-Белозерском монастыре). О возникновении обители свидетельствует житие его основателя. По совету своего отца, переселившегося в каргопольские земли, преподобный Александр Ошевенский пришёл на реку Чурьюгу и здесь в сорока четырёх верстах от Каргополя устроил пустынь на месте дикого леса. Строительство вёл его отец — Никифор Ошевень. Уже при жизни преподобного был возведён первый монастырский храм — Никольский.

После кончины преподобного Александра обитель начала приходить в упадок. Монастырь опустел, в нём осталось только 5 пожилых монахов. Положение стало меняться к лучшему с 1488 года, когда в игумены монастыря был возведен сын местного священника Максим, управлявший обителью до 1531 года. При нём возросло число братии, увеличились монастырские земельные владения, была построена ещё одна церковь — в честь Успения Богородицы. В дальнейшем монастырь часто подвергался различным бедам: в середине XVI века обитель хотел «разорити» воевода И.М. Юрьев, родственник жены Ивана IV Анастасии. Инокам пришлось вести земельную тяжбу с крестьянами; не раз в XVI—XVIII веках горели церкви, роптали монахи.


Марина Зуйкова  4 июля 2020

Монастырь был основан в 1460-е годы преподобным Александром Ошевенским (1427-1479, в миру – Алексей, в юношеском возрасте он принял пострижение в Кирилло-Белозерском монастыре). О возникновении обители свидетельствует житие его основателя. По совету своего отца, переселившегося в каргопольские земли, преподобный Александр Ошевенский пришёл на реку Чурьюгу и здесь в сорока четырёх верстах от Каргополя устроил пустынь на месте дикого леса. Строительство вёл его отец — Никифор Ошевень.

Первый деревянный Никольский храм был возведен еще самим преподобным Александром. После кончины в 1479 г. преподобного Александра обитель начала приходить в упадок. Монастырь опустел, в нём осталось только 5 пожилых монахов. Положение стало меняться к лучшему с 1488 г., когда в игумены монастыря был возведен сын местного священника Максим, управлявший обителью до 1531 г. При нём возросло число братии, увеличились монастырские земельные владения, была построена ещё одна церковь — в честь Успения Богородицы. При митрополите Филиппе в 1578 г. была составлена служба преподобному Александру Ошевенскому, а царём Иоанном Грозным отведены в пользу обители земли вокруг нее на пять верст. В 1540 г. обе церкви сгорели по неизвестной причине, однако вскоре были восстановлены. На этот раз обе церкви простояли до 6 мая 1706 г., когда монастырь целиком сгорел от молнии.

После пожара 1706 г. в Александро–Ошевенском монастыре стали возводиться каменные постройки, часть из которых сохранилась до наших дней. Облик монастыря до пожара 1706 г. помогают восстановить иконы. В 17 в. иконы с изображением Ошевенского монастыря получили широкое распространение. Они разносили по всей Руси славу о святом и его обители. Именно тогда в Московском Успенском соборе был установлен особый праздник в честь преп. Александра Ошевенского (20 апреля/3 мая — память прп. Александра, Ошевенского Чудотворца). А в 1667 г. было установлено проведение крестного хода из Каргополя в Ошевенский монастырь, как заповедали прп. Александр и свт. Иоанн Златоуст, явившись одному крестьянину.

Монастырь часто подвергался различным бедам: в середине XVI века обитель хотел «разорити» воевода И.М. Юрьев, родственник жены Ивана IV Анастасии. Инокам пришлось вести земельную тяжбу с крестьянами; не раз в XVI—XVIII вв. горели церкви, роптали монахи.

В 1707 г. выстроено сохранившееся до сих пор здание белокаменного Успенского собора с приделом в честь Сретения Господня и высокой массивной колокольней. Здесь же, в храме, покоятся мощи преподобного Александра Ошевенского.

В 1834 г. возведён существующий ныне надвратный Никольский храм, в настоящее время в нем проходят службы. На территории монастыря сохранились также другие каменные строения XVIII-XIX вв., среди них – Святые ворота, корпуса, построенные в стиле провинциального ампира. Вокруг монастыря стоят невысокие стены с четырьмя башнями по углам.

Ошевенская обитель имела громадное значение для местного края и воспитала шесть обителей. Из стен обители вышло немало основателей северных монастырей: преподобный Пахомий Кенский (бывш. Кенский монастырь), воспитавший Антония Сийского (Троицкий Сийский монастырь); преподобный Кирилл, основатель Сырьинской обители, Никодим Кожеозерский, Нифонт Кожеозерский, неизвестные основатели Вознесенской, Макарьевской и Спасской пустынь, и другие подвижники, основавшие давно уже не существующие обители. Из этой же обители вышли и такие подвижники благочестия, как преподобные Иона Каргопольский, Евфросин Курженский и Макарий Высокоезерский. В духовной связи с преп. Александром находилась обитель св. Дамиана Юрьегорского.

К началу 20 в. в монастыре кроме Успенского собора были еще надвратная Никольская церковь и деревянная Покровская. В соборе с церковью внизу во имя Сретения в приделе преп. Александра под спудом почивали его мощи. Монастырь окружен каменной оградой, в нем были странноприимный дом и гостиница. Управлял обителью игумен. К 1907 г. братии было 8 человек. Монастырь имел тогда 30 коров и 10 лошадей, пахотные и сенокосные земли, лесные наделы, рыбный промысел и капитал 23 тысячи рублей.

С 1907 г. монастырь имел собственное подворье в Санкт-Петербурге с часовней в честь святого Пантелеимона. История подворья начинается с осени 1903 г., когда иеромонах Иоаким подал епархиальным властям просьбу о постройке на Пискаревке, вблизи проспекта Императора Петра Великого, на подаренном Г. И. Бычковым участке, деревянной подворской церкви. Поскольку участок был мал, то просьбу власти отвергли. Взамен церкви 28 ноября 1904 г. по проекту Н. Н. Еремеева была заложена деревянная часовня на 300 человек без права обращать ее в церковь.

Часовня была выстроена в стиле храмов русского Севера, по схеме “восьмерик на четверике”. 27 июля 1907 г. она была освящена. В 1909 г. часовня была расширена и стала своим видом походить на небольшой храм. Повторное освящение состоялось 20 июля 1909 году. У окрестных жителей часовня пользовалась большой любовью. Монахи покинули подворье в 1919 г. С декабря 1927 г. до своего закрытия в январе 1931 г.  часовня принадлежала иосифлянам. В 1930-е гг. ее здание использовалось под кладовую общежития сахарного склада и молочной фермы. До нашего времени оно не сохранилось, дата сноса часовни не установлена.

В Александро-Ошевенской обители в 1922 г. остались только последний настоятель о. Досифей и монах Димитрий. В том же году по инициативе коммуниста М.Попова в присутствии местных жителей, представителей волостного и уездного советов была вскрыта рака святого. Кощунники продемонстрировали народу пустую раку, чем якобы «обличили попов» в обмане. С этого момента монастырь считался закрытым. Постепенно он был превращён в развалины.

В конце 1960-х гг. был затронут вопрос о реставрации монастыря, которая не была осуществлена. Постройки использовались до 1970-х гг. под хозяйственные нужды (в монашеском корпусе была школа).

15 марта 2001 г. епископ Архангельский и Холмогорский Тихон благословил воссоздание монашеской общины Александро-Ошевенского монастыря и организацию восстановительных работ. Первым настоятелем современного периода стал иеромонах Феодосий. О. Феодосий успел сделать многое. Очистил монастырь от мусора, отремонтировал часовню, оживил деятельность прихода, открыл воскресную школу. Но в июне 2002 г. он покинул монастырь в связи с болезнью.

В монастыре стала возрождаться монашеская жизнь, усилиями настоятеля монастыря иеромонаха Киприана. Проведены работы по реконструкции крыши Свято-Никольского надвратного храма, где весной 2009 г. был установлен иконостас и ведутся службы. В братском корпусе были утеплены и благоустроены две келии. Отремонтирована колокольня Успенского собора, приобретены колокола.

http://oshevenskoe.ru/istoriya_monasyrya/


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  29 сентября 2024

«…Возвратимся в Каргополь и на автобусе отправимся теперь на северо-запад, в Ошевенское.

Снова долгое время мы будем ехать сушью, а когда наконец покажется река, то и село будет называться, отмечая примечательность пейзажа, - Река. У моста через реку Чурьюгу стоит каменный храм ХІХ века. Любопытно — это нередко на Севере, - что его кровля с пятиглавием и шатер колокольни выполнены из дерева. Дальше дорога идет некоторое время вдоль реки, затем лесом. Будет она прямая как стрела, и впереди, прямо по оси ее, далеко завиднеется белая монастырская колокольня.

Александро-Ошевенский монастырь - единственный из сохранившихся в каргопольской округе. Основан он иноком Александром Ошевнем в 1453 году. Александр был крестьянским сыном, уроженцем белозерских пределов - с Вещозера близ озера Воже.

В юношеском возрасте принял пострижение в Кирилло-Белозерском монастыре. По совету своего отца, переселившегося в каргопольские земли, пришел на реку Чурьюгу и здесь, в сорока четырех верстах от города, устроил пустынь на месте дикого леса. Уже в то время, в ХV веке, земли эти были отнюдь не ничейными, принадлежали они новгородской боярыне Настасье. Эта боярыня выдала Никифору, отцу Александра, грамоту на заселение слободы и на владение окрестными угодьями. По всей видимости, существование своего монастыря упрочивало положение предприимчивых богатых крестьян, какими были отец и родственники Александра. Но когда Александр постриг двух своих племянников, на него озлобились братья и отобрали своих детей. Житие дает портрет святого: он был среднего роста, лицом сух, борода небольшая, но густая, взор ясный и веселый, сам скромный и молчаливый; он страдал от тяжелой болезни и сравнительно рано умер.

Александровой обители не суждено было стать большим монастырем. Монастырь был деревянным (таким он изображен на палатном письме нескольких икон Александра Ошевенского XVII века; любопытно, что изображение деревянных строений на «палатном письме» преимущественно связывалось с образом этого святого), неоднократно истреблялся пожарами. Каменные строения относятся к XVIII-XIX векам.

Монастырь расположен на левом берегу Чурьюги на невысоком береговом всхолмлении в окружении просторного окоема ошевенских полей. В плане он представляет почти ровный квадрат, обнесенный не высокой каменной стеной, ныне местами разобранной, по углам четыре башенки - восьмерик на четверике с куполом и шпилем. Святые ворота с примыкающим к ним настоятельским корпусом построены в провинциальном ампирном стиле.

Самая старая постройка - Успенский собор 1707 года. Это невысокое, пожалуй, даже приземистое здание, разделенное на два этажа, с Успенской верхней церковью и Сретенской нижней. С запада к зданию примыкает монастырская колокольня. Собор, к сожалению, плохо сохранился и долгие годы находится в процессе реставрации. Сложен он из белого камня - материала, которым так умело владели каргопольские мастера. Следы их искусства видны и сейчас в украшении двух спаренных оконец четверика колокольни.

Необыкновенно хороша надкладезная часовенка - небольшой сруб над глубоким колодцем с чистой родниковой водой. Живописна замшелая кровля ее четырехскатного шатерчика с широкими полицами. Она тоже поздняя, но в ней, пожалуй, в единственной живет дух седой древности.

Монастырь стоит на отшибе, в некотором удалении от жилья. Как видим, в нем нет подлинных архитектурных шедевров, но весь ансамбль в целом достоин внимания как памятник прошлого каргопольской земли. Бродишь по его площади, поросшей травой, в тени старых деревьев - лиственниц, елей, берез - и ощущаешь себя исследователем незнакомого, забытого быта. Здесь все маленькое, камерное: садик со старыми яблонями, домики служб, обветшалые корпуса келий.

В проемы полуразрушенных стен открываются виды на просторную, людно заселенную ошевенскую округу, давняя история которой начиналась здесь, в монастыре «на реке на Чурьюге, иже зовется Ошевнев, близ моря дышущаго океана, во области града Карго- поля…»

Источник: Гунн Г.П. Каргополье - Онега. Серия «Дороги к прекрасному». - М.: Искусство, 1974, стр. 80-83

Каргополье - Онега (Дороги к прекрасному). Гунн Г.П. 1974 | Библиотека: книги по архитектуре и строительству | Totalarch



Комментарии и обсуждение


Александро-Ошевенский монастырь, 3 класса, общежительный, в 44 верстах от города Каргополя, при реке Чурьяге. Основан около 1443 года пр. Александром Ошевенским (см. 20 апреля), мощи которого и почивают здесь под спудом в приделе его имени. При монастыре странноприимный дом.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

18 января 2011, Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) Александр Богданов.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.