ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Ошевенское. Александро-Ошевенский монастырь.


Ошевенское. Александро-Ошевенский монастырь
Монастырь. Действует.  (все монастыри в каталоге →)
Престолы:Александра Ошевенского
Год основания:1453.
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
164132, Архангельская область, Каргопольский район, дер.Погост, М.О.Ошевенское

Координаты: 61.858267, 38.7811
Проезд: Зимой грейдер и со стороны Каргополя, и от Архангела. Архангел - так называют селение местные жители, на указателях же - Шелоховская, со стороны Плесецка она сразу влево после моста через р.Онегу, 27 км. от села Конево Плесецкого района (соответственно, со стороны Каргополя - перед мостом через Онег ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Зимой грейдер и со стороны Каргополя, и от Архангела. Архангел - так называют селение местные жители, на указателях же - Шелоховская, со стороны Плесецка она сразу влево после моста через р.Онегу, 27 км. от села Конево Плесецкого района (соответственно, со стороны Каргополя - перед мостом через Онегу влево). От Шелоховской (Архангела) до монастыря 17 км. Заправки: ближайшая в Каргополе, следующая (Роснефть) в Плесецке, по дороге больше заправок нет. От Плесецка до Архангельска будут еще заправки в Брин-Наволоке, на Холмогорской развилке (82й км. М-8). Люди в монастыре действительно приветливые, добрые, отче Киприане заботливый, терпеливый, дай Бог ему сил.





Сортировка:

Александро-Ошевенский монастырь, вид с запада<br>, Ошевенское, Каргопольский район, Архангельская область
вид с запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
1 октября 2011
Александро-Ошевенский монастырь, вид с юго-востока<br>, Ошевенское, Каргопольский район, Архангельская область
вид с юго-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
1 октября 2011
Александро-Ошевенский монастырь, Панорама с запада<br>, Ошевенское, Каргопольский район, Архангельская область
Панорама с запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
2 сентября 2021
Александро-Ошевенский монастырь, , Ошевенское, Каргопольский район, Архангельская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
2 сентября 2021
Александро-Ошевенский монастырь, Юго-западный угол<br>, Ошевенское, Каргопольский район, Архангельская область
Юго-западный угол
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)exploreman
25 сентября 2020
Александро-Ошевенский монастырь, , Ошевенское, Каргопольский район, Архангельская область
yozik
13 июля 2009
Александро-Ошевенский монастырь, Фото Людмилы Васильковой<br>, Ошевенское, Каргопольский район, Архангельская область
Фото Людмилы Васильковой
Дмитрий Васильков
21 июля 2007
Александро-Ошевенский монастырь, Никольская церковь Ошевенского монастыря. Фрагмент иконы Александра Ошевенского. Вторая половина XVII века. Иллюстрация из книги М.И. Мильчика и Ю.С. Ушакова «Деревянная архитектура русского севера». Ленинград, Стройиздат, 1980<br>, Ошевенское, Каргопольский район, Архангельская область
Никольская церковь Ошевенского монастыря. Фрагмент иконы Александра Ошевенского. Вторая половина XVII века. Иллюстрация из книги М.И. Мильчика и Ю.С. Ушакова «Деревянная архитектура русского севера». Ленинград, Стройиздат, 1980
artysta343
??
Александро-Ошевенский монастырь, Покровская церковь 1900 г. (разрушена)<br>, Ошевенское, Каргопольский район, Архангельская область
Покровская церковь 1900 г. (разрушена)
Владимир Каринский
10 июля 1986
Александро-Ошевенский монастырь, колодец (разрушен)<br>, Ошевенское, Каргопольский район, Архангельская область
колодец (разрушен)
Владимир Каринский
1 июля 1986
Александро-Ошевенский монастырь, Вид с онежской дороги на Никольскую часовню и Александро-Ошевенский монастырь. Фото М.И. Мильчика, 1973. «Деревянная архитектура русского севера», Ленинград, Стройиздат, 1980<br>, Ошевенское, Каргопольский район, Архангельская область
Вид с онежской дороги на Никольскую часовню и Александро-Ошевенский монастырь. Фото М.И. Мильчика, 1973. «Деревянная архитектура русского севера», Ленинград, Стройиздат, 1980
artysta343
??
Александро-Ошевенский монастырь, Общий вид Ошевенского монастыря. Литография 1845 года из книги И.И. Пушкарева "Описание Олонецкой губернии".<br>, Ошевенское, Каргопольский район, Архангельская область
Общий вид Ошевенского монастыря. Литография 1845 года из книги И.И. Пушкарева "Описание Олонецкой губернии".
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Егор Сельский
1 января 1845
Александро-Ошевенский монастырь, , Ошевенское, Каргопольский район, Архангельская область
Виктория Быкова
12 февраля 2022



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Екатерина Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  31 декабря 2010

Алексей (мирское имя преподобного), был пятый сын богатого земледельца Никифора Ошевена (родился 1427г.) Долгожданный ребенок родился по усердным молитвам супруги Никифора Фотинии. Сама Божия Матерь вместе с преподобным Кириллом Белозерским явилась ей и обещала рождение сына. Хотя Алексей был младшим сыном, родители чаяли видеть в нем наследника. В 18 лет с дозволения родителей он отправился помолиться в Кирилло-Белозерский монастырь и остался там. Игумену понравился юноша за смирение и вскоре предложил ему принять постриг. Но Алексей отказался, решив испытать себя: он шесть лет прислуживал братии послушником и лишь после принял иноческий постриг. К тому времени родители его переселились на новое место у реки Чурьюги, получившее название Ошевенской слободы. Преподобный Александр уговорил игумена сходить к родителям принять последнее благословение и прощение, чтобы затем уйти на уединенное житие. Обрадованный отец предложил сыну поселиться на реке Чурьюге и обещал содействовать в устроении пустыни. Преподобному Александру понравилось место. Он водрузил на этом месте крест и дал обет пребывать здесь до конца жизни. После того вернулся в Кирилло-Белозерский монастырь и после посвящения в сан диакона, получил блогославление игумена на устроение обители. Новгородский архиепископ Иона посвятил Александра в сан пресвитера и поставил игуменом обители. Монастырь получил земли. Первый построенный храм был освящен во имя святителя Николая. С твердостью и мужеством начал преподобный трудиться в созданной обители. Старец, который приехал вместе с ним из Кирилло-Белозерского монастыря, не выдержал трудной пустынной жизни и уехал обратно. Но мало-помалу собралась братия. Преподобный ввел строгий устав, который требовал полного молчания в храме и на трапезе, когда читались жития; в келии иноки не должны были быть без дела, а во время исполнения послушания творить Иисусову молитву или читать псалмы. 27 лет преподобный трудился в основанной им обители и мирно скончался 20 апреля 1479 года (48 лет от роду), предрекая перед смертью, что монастырь претерпит много невзгод и неурядиц, которые в конце концов благополучно завершатся.

Ошевенская обитель имела громадное значение для местного края и воспитала шесть обителей. Из нее вышел Пахомий Кенский (бывш. Кенский монастырь), воспитавший прп. Антония Сийского (Антоний-Сийский монастырь); прп. Кирилл, основатель Сырьинской обители, и другие подвижники, основавшие давно уже не существующие обители. В первом составленном Житие преподобного упомянуто множество чудес, которые происходили при его жизни. В советское время монастырь был закрыт. Постройки использовались до 70-х гг. под хозяйственные нужды (в монашеском корпусе была школа). После монастырь остался пустовать и неуклонно разрушался. Ошевенск находится в 45 км от Каргополя и расположен на берегах небольших рек Чурьеги и Халуй. Раньше это была обширная волость Каргопольского уезда (12 деревень, две с половиной тысячи жителей). Сейчас это село с постоянным населением около 600 человек, состоящее из пяти деревень: Погост, Ширяиха, Низ, Гарь и Халуй. Александро-Ошевенский монастырь - один из самых интересных северных монастырей. По странному стечению обстоятельств, возрожден только в самом конце 2008 г. На начало 2009 года - в монастыре старший иеромонах Киприан. Основным же катализатором и вдохновителем для возрождения монастыря стал некий Владимир Петрович, искренне желающий восстановить обитель.

На территории монастыря находятся: 1. Собор Успения Пресвятой Богородицы, 1707 г. - главный храм монастыря. Ранее это был большой двухэтажный храм с шестью (!) приделами. На текущий момент это руины, которые предстоит как-то восстанавливать (сейчас речь идет о том, чтобы их как-то хотя бы законсервировать). В конце 80-х приехали реставраторы, разобрали на этом храме текущую крышу, но в результате уехали и оставили храм погибать без крыши вообще. По всей видимости, под спудом этого храма покоятся мощи основателя монастыря Александра Ошевенского. Храм удивительный - если будете, обязательно зайдите внутрь. 2. Надвратная церковь Николая Чудотворца 1834 г. Церковь минимально восстановлена. В ней совершаются регулярные богослужения. 3. Каменная ограда с башенками. Часть ограды утрачена (будет восстанавливаться). Очень живописно смотрятся башенки. 4. Колодец, выкопанный самим Александом Ошевенским. Когда-то над колодцем была уникальная как бы часовенка. Но так как она полностью сгнила, то пока поставили современное обрамление. Когда будет возможность, восстановят исторический облик. 5. Монастырский корпус (там сейчас живут монахи) и Игуменский корпус (законсервирован). Также на территории была когда-то деревянная церковь, которую сломали большевики (тоже планируется ее восстановление). Посещение монастыря приветствуются, люди очень приветливые, расскажут историю, поводят по территории если попросить. Также вокруг монастыря есть ряд интересных мест, связанных с именем Александра Ошевенского: два камня-следовика, святой источник, исчезающая река, святое озеро и т.д. 

С сайта http://www.myrusland.ru/places_168.htm


Александр Богданов
 
Александр БогдановАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  18 января 2011

Александро-Ошевенский монастырь, 3 класса, общежительный, в 44 верстах от города Каргополя, при реке Чурьяге. Основан около 1443 года пр. Александром Ошевенским (см. 20 апреля), мощи которого и почивают здесь под спудом в приделе его имени. При монастыре странноприимный дом.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»


Anechka09  7 февраля 2015

Монастырь был основан в 1460-е годы преподобным Александром Ошевенским (1427-1479, в миру - Алексей, в юношеском возрасте он принял пострижение в Кирилло-Белозерском монастыре). О возникновении обители свидетельствует житие его основателя. По совету своего отца, переселившегося в каргопольские земли, преподобный Александр Ошевенский пришёл на реку Чурьюгу и здесь в сорока четырёх верстах от Каргополя устроил пустынь на месте дикого леса. Строительство вёл его отец — Никифор Ошевень. Уже при жизни преподобного был возведён первый монастырский храм — Никольский.

После кончины преподобного Александра обитель начала приходить в упадок. Монастырь опустел, в нём осталось только 5 пожилых монахов. Положение стало меняться к лучшему с 1488 года, когда в игумены монастыря был возведен сын местного священника Максим, управлявший обителью до 1531 года. При нём возросло число братии, увеличились монастырские земельные владения, была построена ещё одна церковь — в честь Успения Богородицы. В дальнейшем монастырь часто подвергался различным бедам: в середине XVI века обитель хотел «разорити» воевода И.М. Юрьев, родственник жены Ивана IV Анастасии. Инокам пришлось вести земельную тяжбу с крестьянами; не раз в XVI—XVIII веках горели церкви, роптали монахи.


Марина Зуйкова  4 июля 2020

Монастырь был основан в 1460-е годы преподобным Александром Ошевенским (1427-1479, в миру – Алексей, в юношеском возрасте он принял пострижение в Кирилло-Белозерском монастыре). О возникновении обители свидетельствует житие его основателя. По совету своего отца, переселившегося в каргопольские земли, преподобный Александр Ошевенский пришёл на реку Чурьюгу и здесь в сорока четырёх верстах от Каргополя устроил пустынь на месте дикого леса. Строительство вёл его отец — Никифор Ошевень.

Первый деревянный Никольский храм был возведен еще самим преподобным Александром. После кончины в 1479 г. преподобного Александра обитель начала приходить в упадок. Монастырь опустел, в нём осталось только 5 пожилых монахов. Положение стало меняться к лучшему с 1488 г., когда в игумены монастыря был возведен сын местного священника Максим, управлявший обителью до 1531 г. При нём возросло число братии, увеличились монастырские земельные владения, была построена ещё одна церковь — в честь Успения Богородицы. При митрополите Филиппе в 1578 г. была составлена служба преподобному Александру Ошевенскому, а Царём Иоанном Грозным отведены в пользу обители земли вокруг нее на пять верст. В 1540 г. обе церкви сгорели по неизвестной причине, однако вскоре были восстановлены. На этот раз обе церкви простояли до 6 мая 1706 г., когда монастырь целиком сгорел от молнии.

После пожара 1706 г. в Александро–Ошевенском монастыре стали возводиться каменные постройки, часть из которых сохранилась до наших дней. Облик монастыря до пожара 1706 г. помогают восстановить иконы. В 17 в. иконы с изображением Ошевенского монастыря получили широкое распространение. Они разносили по всей Руси славу о святом и его обители. Именно тогда в Московском Успенском соборе был установлен особый праздник в честь преп. Александра Ошевенского (20 апреля/3 мая — память прп. Александра, Ошевенского Чудотворца). А в 1667 г. было установлено проведение крестного хода из Каргополя в Ошевенский монастырь, как заповедали прп. Александр и свт. Иоанн Златоуст, явившись одному крестьянину.

Монастырь часто подвергался различным бедам: в середине XVI века обитель хотел «разорити» воевода И.М. Юрьев, родственник жены Ивана IV Анастасии. Инокам пришлось вести земельную тяжбу с крестьянами; не раз в XVI—XVIII вв. горели церкви, роптали монахи.

В 1707 г. выстроено сохранившееся до сих пор здание белокаменного Успенского собора с приделом в честь Сретения Господня и высокой массивной колокольней. Здесь же, в храме, покоятся мощи преподобного Александра Ошевенского.

В 1834 г. возведён существующий ныне надвратный Никольский храм, в настоящее время в нем проходят службы. На территории монастыря сохранились также другие каменные строения XVIII-XIX вв., среди них – Святые ворота, корпуса, построенные в стиле провинциального ампира. Вокруг монастыря стоят невысокие стены с четырьмя башнями по углам.

Ошевенская обитель имела громадное значение для местного края и воспитала шесть обителей. Из стен обители вышло немало основателей северных монастырей: преподобный Пахомий Кенский (бывш. Кенский монастырь), воспитавший Антония Сийского (Троицкий Сийский монастырь); преподобный Кирилл, основатель Сырьинской обители, Никодим Кожеозерский, Нифонт Кожеозерский, неизвестные основатели Вознесенской, Макарьевской и Спасской пустынь, и другие подвижники, основавшие давно уже не существующие обители. Из этой же обители вышли и такие подвижники благочестия, как преподобные Иона Каргопольский, Евфросин Курженский и Макарий Высокоезерский. В духовной связи с преп. Александром находилась обитель св. Дамиана Юрьегорского.

К началу 20 в. в монастыре кроме Успенского собора были еще надвратная Никольская церковь и деревянная Покровская. В соборе с церковью внизу во имя Сретения в приделе преп. Александра под спудом почивали его мощи. Монастырь окружен каменной оградой, в нем были странноприимный дом и гостиница. Управлял обителью игумен. К 1907 г. братии было 8 человек. Монастырь имел тогда 30 коров и 10 лошадей, пахотные и сенокосные земли, лесные наделы, рыбный промысел и капитал 23 тысячи рублей.

С 1907 г. монастырь имел собственное подворье в Санкт-Петербурге с часовней в честь святого Пантелеимона. История подворья начинается с осени 1903 г., когда иеромонах Иоаким подал епархиальным властям просьбу о постройке на Пискаревке, вблизи проспекта Императора Петра Великого, на подаренном Г. И. Бычковым участке, деревянной подворской церкви. Поскольку участок был мал, то просьбу власти отвергли. Взамен церкви 28 ноября 1904 г. по проекту Н. Н. Еремеева была заложена деревянная часовня на 300 человек без права обращать ее в церковь.

Часовня была выстроена в стиле храмов русского Севера, по схеме “восьмерик на четверике”. 27 июля 1907 г. она была освящена. В 1909 г. часовня была расширена и стала своим видом походить на небольшой храм. Повторное освящение состоялось 20 июля 1909 году. У окрестных жителей часовня пользовалась большой любовью. Монахи покинули подворье в 1919 г. С декабря 1927 г. до своего закрытия в январе 1931 г.  часовня принадлежала иосифлянам. В 1930-е гг. ее здание использовалось под кладовую общежития сахарного склада и молочной фермы. До нашего времени оно не сохранилось, дата сноса часовни не установлена.

В Александро-Ошевенской обители в 1922 г. остались только последний настоятель о. Досифей и монах Димитрий. В том же году по инициативе коммуниста М.Попова в присутствии местных жителей, представителей волостного и уездного советов была вскрыта рака святого. Кощунники продемонстрировали народу пустую раку, чем якобы «обличили попов» в обмане. С этого момента монастырь считался закрытым. Постепенно он был превращён в развалины.

В конце 1960-х гг. был затронут вопрос о реставрации монастыря, которая не была осуществлена. Постройки использовались до 1970-х гг. под хозяйственные нужды (в монашеском корпусе была школа).

15 марта 2001 г. епископ Архангельский и Холмогорский Тихон благословил воссоздание монашеской общины Александро-Ошевенского монастыря и организацию восстановительных работ. Первым настоятелем современного периода стал иеромонах Феодосий. О. Феодосий успел сделать многое. Очистил монастырь от мусора, отремонтировал часовню, оживил деятельность прихода, открыл воскресную школу. Но в июне 2002 г. он покинул монастырь в связи с болезнью. В монастыре стала возрождаться монашеская жизнь, усилиями настоятеля монастыря иеромонаха Киприана. Проведены работы по реконструкции крыши Свято-Никольского надвратного храма, где весной 2009 г. был установлен иконостас и ведутся службы. В братском корпусе были утеплены и благоустроены две келии. Отремонтирована колокольня Успенского собора, приобретены колокола.

http://oshevenskoe.ru/istoriya_monasyrya/



Комментарии и обсуждение


В 60 верстах от Белозерска в селе Вещеозерске (на берегу Вещозера) жил богатый благочестивый крестьянин Никифор Ошевень с женой своей Фотинией. Они славились и высокой христианской жизнью, и особенно милосердием к бедным. Было у них три сына и дочери. Однажды Фотинии во время молитв в храме явилась Пресвятая Богородица с прп. Кириллом Белозерским (который был тогда еще жив) и сказала ей, что у нее родится еще сын, через которого прославится имя Господне и многие получат спасение. Когда младенец этот родился (1427), его назвали Алексием. Рос он быстро. Был он всегда весел, ко всем приветлив и по примеру родителей любил помогать бедным, но был не по летам сдержан. Он так любил учиться, что готов был не отрываться от книг ни днем ни ночью, и учитель, удивляясь его успехам, говорил: «От Бога далось ему понимание грамоты, а не от моего преподавания!» Раз он молился в храме, говоря: «Господи Иисусе Христе! Не скрой от меня заповедей Твоих, но подай разум мне, ищущему Тебя во всем!» И было ему некое Божественное видение, и он услышал глас: «Встань без боязни! Получишь то, о чем просишь!» Когда Алексий пришел домой, лицо его светилось радостью, и родители поняли, что с ним случилось что-то особенное. После этого он начал поститься, а мать его, помня бывшее ей видение, не смела ему мешать. Ежедневно, во всякую погоду, посещал он церковь, находившуюся довольно далеко, пел и читал на клиросе. Желание посвятить себя Богу разгоралось в нем все сильнее. Когда ему было 18 лет, собрался он с другими односельчанами на богомолье в Кирилло-Белозерский монастырь на престольный праздник. Родители отпустили его с грустью: они чувствовали, что он идет туда неспроста. Отойдя от родительского дома, он отстал от своих спутников и долго смотрел на него со слезами. «Боже! — молился он. — Научи меня страху Твоему! Вот я оставил дом свой имени ради Твоего. Не затвори же от меня дверей Царствия Твоего!» Потом он догнал своих спутников и весело пошел с ними, не выдавая себя. В обители богомольцев прежде всего принял игумен. Сам не зная почему, он сразу же обратил особенное внимание на Алексия. Праздник прошел радостно и торжественно. Когда все стали собираться домой, Алексий попросил одного односельчанина передать родителям письмо, в котором писал, что по примеру многих бояр и простых людей он хочет поступить в обитель ради Бога. Письмо это так опечалило его родителей, что с трудом их дети успокоили их, говоря, что Алексий не задумал ничего дурного, а только не хочет зарывать в землю дарованный ему талант. Алексий же, оставшись в обители, умолил игумена разрешить ему служить братии, а игумен, видя, что он хорошо знает Священное Писание и святоотеческие книги, поручил его дальнейшее образование одному ученому дьяку. Учитель полюбил его как родного брата, а Алексий старался исполнять все то, что он узнавал из духовных книг. На следующий год пришел в монастырь на престольный праздник отец Алексия — Никифор Ошевень. Сын на коленях, со слезами просил его простить за то, что он так огорчил его. Но Никифору так понравилось все в монастыре, что он сам предложил ему оставаться здесь еще. На праздник собралось множество народа, прошел он, как и всегда, с великой славой. Было множество исцелений, и все вернулись домой с духовной радостью. Алексий проводил отца за 5 верст от монастыря, и они простились с любовью. В душе Никифора была такая радость, точно он получил какое-то счастье от Бога, и он шел домой так весело, точно забыл свою старость. Когда он пришел домой, то, слушая его рассказы про монастырь и про Алексия, Фотиния и вся семья возблагодарили Бога и весьма утешились и повеселели. Через 6 лет после этого Никифор переселился с семьей ближе к городу Каргополю, во владения боярина Иоанна Григорьевича, собрал людей и основал там Ошевневу слободу. Узнав об отъезде родителей, Алексий принял постриг с наречением ему имени Александр и усилил свои подвиги, но особенно велики были его терпение, кротость и послушание. Все его любили. Но однажды, услышав случайно среди братии похвалы себе, он так огорчился, что стал думать о том, чтобы оставить монастырь, и стал просить игумена отпустить его посетить родных. Игумен не сразу согласился, потому что Александр был еще очень молод — ему было только 25 лет, — но потом отпустил его. Александр прогостил у родителей неделю. Когда же он стал собираться обратно в монастырь, отец стал просить его не покидать их, а поселиться в лесу на другом берегу реки, где есть удобное для обители место, и если Богу будет угодно, то устроить там монастырь. На другой же день Александр со старшим братом пошел посмотреть это место. Брат отошел в сторону рубить дрова, а Александр поставил крест, стал молиться и сам не заметил, как задремал. И во сне услышал он голос: «Александр, угодник Мой, вот Я приготовил место тебе, куда ты пришел сам без зова. Сотвори себе пребывание. Живи здесь и спаси душу твою. И будет тебе покой во веки веков, и через тебя многие спасутся» Александр очнулся, около него никого не было. Душа его была наполнена великой радостью. И он дал обет, если игумен благословит, остаться до смерти на этом месте. Тут подошел брат, и они вернулись домой. Дома отец рассказал ему, что это место не простое: там видели таинственный свет, слышали пение незримого хора и звон колоколов... По возвращении в обитель Александр был рукоположен в сан иеродиакона и продолжал, в священном сане, свое смиренное служение на хлебне и поварне. Когда же игумен услышал от него бывших ему знамениях и о данном им обете, то не стал удерживать его, только послал с ним в помощь ему опытного старца. С собой прп. Александр взял иконы Божией Матери «Одигитрия» и святителя Николая. Отец его взял на себя постройку нового монастыря; сам же преподобный отправился в Новгород, где св. архиепископ Иона (память его 5 нояб.) рукоположил его в сан иеромонаха и назначил настоятелем новой обители. Владельцы же места сего обрадовались, что в их поместье будет монастырь, и дали ему землю и лес. Церковь была сооружена во имя святителя Николая, и преподобный стал расчищать место для полей от леса. Жизнь его была так сурова, что старец, пришедший с ним, не выдержал ее и вернулся в свой монастырь, и зиму преподобный провел один. Потом стала собираться к нему братия. Преподобный ввел строгий общежительный устав и часто поучал их покаянию и памяти смертной. «Вот средство к спасению, — говорил он, — прощение, молитва от чистого сердца, смирение ко всем, любовь к Богу нелицемерная, милостыня нищим, посещение странных и заключенных в темнице». Приходили к нему миряне, прося его молитв и советов. Родственники приносили ему все необходимое для жизни. А раз в год на обительский праздник, когда в обители бывал крестный ход, приходила и его мать, и преподобный выходил к ней за святые врата, чтобы обнять ее. После кончины его родителей постигли его огорчения: во-первых, враг рода человеческого чуть не восстановил его братьев против него из-за их сыновей, его двух племянников, которых преподобный постриг. Но преподобный успокоил братьев. Затем — из-за того, что многие из учеников его, не выдержав строгого устава, заведенного им, возвращались в мир. Среди них были эти два племянника. Всю ту ночь до утра провел он в молитве, прося Господа укрепить его на борьбу с лукавым. И вдруг услышал множество голосов: «Одолел ты нас Христовой благодатию, твоим терпением!» После этого огорчения прекратились. Когда же прп. Александр тяжко заболел, явился ему прп. Кирилл Белозерский в белых ризах. «Я, — рассказывал прп. Александр, — узнал его по образу писаному, ибо в живых не видел его, и стал просить его: „Отче Кирилле, избавь меня от болезни сей!" Святой осенил меня крестом и сказал: „Не скорби больше, брат, ибо я буду молить Бога и его Пречистую Матерь, чтобы ты исцелился. Но не забудь обета твоего, как ты обещался, не оставлять места сего и начинания. Я же буду помощником тебе, всегда молясь о месте сем!"» Придя в себя, прп. Александр почувствовал себя лучше и сейчас же пошел в церковь. Когда же настал его час смертный, он призвал к себе братию и наставил ее ко спасению, заповедав, как самое главное, послушание к игумену и любовь между собою. Заботу по обители поручил своему брату Леонтию, причем предсказал ему, что он будет в ней иноком, и предсказал все, что в ней будет. С каждым братом он простился отдельно, целуя его и испрашивая себе прощения. В последний час жизни он причастился Святых Христовых Тайн и скончался, говоря: «Владыко Господи, сподоби мя стать одесную Тебя, когда сядешь во славе Твоей судить живых и воздать каждому по делом его!» Скончался он 20 апреля 1479 г., во вторник Фоминой недели, 52 лет от роду. Был он среднего роста, имел небольшую бороду и русые волосы с проседью. У него было кроткое лицо и добрый взгляд. От святых мощей его стали сейчас же истекать обильные и дивные чудеса. Так, например, исцелился немой, которому разбойники вырезали язык. А с обителью его случилось все так, как он предсказывал: сильные люди стали обижать бедную и беззащитную сельскую обитель, у которой не было покровителей на земле, — они унесли ее книги и совершенно ее разорили. Тогда сельчане решили, что игуменом ее должен стать не чужой ей инок, а человек им всем известный и которому обитель была бы так же дорога, как и всем им. И выбор их пал на юного дьяка Матфея, сына их приходского священника. Матфей испугался и стал отговариваться своей молодостью. Тогда Леонтий, уже глубокий старец, бывший тогда старостой, вспомнил предсказание прп. Александра и сказал Матфею, что он пострижется, будет ему во всем помощником и они вместе спасут обитель. Матфей, услышав это, уступил и принял постриг с наречением имени Максим. Архиепископ Новгородский тоже не смутился его молодостью, рукоположил его и поставил игуменом. Игумен Максим правил обителью 40 лет и служил примером своей жизнью, трудолюбием и смирением как братии, так и всему селу. Житие прп. Александра погибло во время пожара. Но так как был жив еще брат его Леонтий и некоторые старики, помнившие его, то братия поручила одному иеромонаху по их рассказам восстановить его. Но когда он его писал, прп. Александр явился ему во сне, упрекнул его за то, что он берется за дело, которое превышает его разум, и ударил его хворостиной. Старец проснулся в лихорадке. Но через несколько дней преподобный опять ему явился, милостиво на него взглянул и исцелил его. Тогда братия поручила иеромонаху Феодосию написать вторично житие его. Ошевенская обитель имела громадное значение для местного края и воспитала шесть обителей. Из нее вышел прп. Пахомий Кенский (память его в субботу по Богоявлении), воспитавший прп. Антония Сийского (память его 7 дек.); прп. Кирилл, основатель Сырьинской обители, и другие подвижники, основавшие свои давно уже не существующие обители. С прп. Александром в нравственной связи находилась обитель св. Дамиана (в схиме Диодора) Юрьегорского (память его 27 нояб.). Когда в этой обители был голод, прп. Дамиану предстал светлый муж и сказал: «Не скорби, Дамиане, и укрепляй братию. В последнее время прославится имя Божие. А ныне вели ловить рыбу, тем пропитает вас Бог». Себя же он назвал: «Постриженник Кириллова монастыря, игумен Ошевенского. Имя же мое Александр». Улов рыбы был чудесный. До конца своего существования (1764) Юрьегорская обитель чтила своего небесного помощника. И до конца существования Ошевенского монастыря не оскудевали благодатные исцеления от святых мощей его первоначальника.

21 февраля 2011, медова.

В статье Екатерины сказано, что на территории монастыря большевиками разрушена деревянная церковь. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы находилась в центральной части территории монастыря. В ней располагалась школьная столовая. После ухода школы из монастыря она сохранялась примерно до 1990 года. Обрушилась, и ее руины были убраны жителями Ошевенска. Был расчищен фундамент, установлен Крест.

Патрекеева Елена

8 декабря 2014.