ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Елизарово. Церковь Никиты мученика.


Елизарово. Церковь Никиты мученика
Церковь. Действует.  
Престолы:Никиты мученика, Николая Чудотворца, Сергия Радонежского, Онуфрия Великого
Год постройки:Между 1566 и 1567.
Адрес:
Ярославская область, Переславский район, с. Елизарово, ул. Центральная, д. 46

Координаты: 56.714572, 39.265904





Сортировка:

Церковь Никиты мученика, , Елизарово, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
2 мая 2023
Церковь Никиты мученика, , Елизарово, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
HARD 777 LINER (Flash rockin' man)
19 августа 2022
Церковь Никиты мученика, , Елизарово, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
HARD 777 LINER (Flash rockin' man)
19 августа 2022
Церковь Никиты мученика, , Елизарово, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Kirill_Zhukov
7 июня 2021
Церковь Никиты мученика, , Елизарово, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
KotelnikovR.
4 октября 2020
Церковь Никиты мученика, , Елизарово, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
HARD 777 LINER (Flash rockin' man)
9 сентября 2018
Церковь Никиты мученика, , Елизарово, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
HARD 777 LINER (Flash rockin' man)
9 сентября 2018
Церковь Никиты мученика, Никитский храм Басмановых в с.Елизарово. Общий вид с дороги на старый храм XVI века. Снято 28 сентября 2020 года в праздник Никиты Готского. <br>, Елизарово, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Никитский храм Басмановых в с.Елизарово. Общий вид с дороги на старый храм XVI века. Снято 28 сентября 2020 года в праздник Никиты Готского.
Пономарёва Марина
Церковь Никиты мученика, , Елизарово, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Юрий Моченов
27 октября 2022
Церковь Никиты мученика, Вид с верхнего яруса звонницы XVII века<br>, Елизарово, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Вид с верхнего яруса звонницы XVII века
Пономарёва Марина
1 января 2022
Церковь Никиты мученика, , Елизарово, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Hramsohran
17 октября 2021
Церковь Никиты мученика, Фрагмент (кокошники)<br>, Елизарово, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Фрагмент (кокошники)
Пономарёва Марина
28 сентября 2020
Церковь Никиты мученика, Звонница<br>, Елизарово, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Звонница
Пономарёва Марина
28 сентября 2020
Церковь Никиты мученика, , Елизарово, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
HARD 777 LINER (Flash rockin' man)
9 сентября 2018
Церковь Никиты мученика, , Елизарово, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
HARD 777 LINER (Flash rockin' man)
9 сентября 2018
Церковь Никиты мученика, , Елизарово, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
HARD 777 LINER (Flash rockin' man)
9 сентября 2018
Церковь Никиты мученика, Вид на храм с северо-запада<br>, Елизарово, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Вид на храм с северо-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел Лабутин
25 июля 2015
Церковь Никиты мученика, киот на южной стене южной алтарной апсиды<br>, Елизарово, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
киот на южной стене южной алтарной апсиды
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
7 января 2015
Церковь Никиты мученика, , Елизарово, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Пономарёва Марина
28 сентября 2023
Церковь Никиты мученика, , Елизарово, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
oldboy
2 мая 2023
Церковь Никиты мученика, Внутреннее убранство<br>, Елизарово, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Внутреннее убранство
Пономарёва Марина
28 сентября 2020
Церковь Никиты мученика, , Елизарово, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
yozik
6 июня 2010
Церковь Никиты мученика, , Елизарово, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Максюта
22 августа 2006
Церковь Никиты мученика, вид с юга<br>, Елизарово, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
вид с юга
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
7 января 2015
Церковь Никиты мученика, вид с северо-востока<br>, Елизарово, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
вид с северо-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
7 января 2015
Церковь Никиты мученика, , Елизарово, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
28 сентября 2014
Церковь Никиты мученика, , Елизарово, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
28 сентября 2014
Церковь Никиты мученика, Вил с юго-востока<br>, Елизарово, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Вил с юго-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел Лабутин
3 июля 2014
Церковь Никиты мученика, , Елизарово, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Сергей Колганов
19 сентября 2006
Церковь Никиты мученика, , Елизарово, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Андрей Агафонов
1 февраля 1989
Церковь Никиты мученика, Вид с юга<br>, Елизарово, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Вид с юга
Анатолий Огнев
9 июня 1969
Церковь Никиты мученика, Фотоснимок сделан с фотографии 1969 года<br>, Елизарово, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Фотоснимок сделан с фотографии 1969 года
Алексей Кротов
1 июня 1969
Церковь Никиты мученика, Фото с сайта http://andcvet.narod.ru<br>, Елизарово, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Фото с сайта http://andcvet.narod.ru
Андрей Агафонов



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Азарова ОльгаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  3 февраля 2012

Миниатюрный и редкий по своей красоте и изяществу шатровый храм, освященный во имя святого великомученика Никиты, находится в селе Елизарово на берегу реки Шахи, что впадает в Нерль Клязьминскую. Впервые село упоминается в 1389 году в духовной грамоте великого князя Дмитрия Донского [1]. В середине XVI века оно перешло во владение Алексея Даниловича Басманова – приближенного государя Иоанна IV Грозного - в качестве награды за его заслуги в различных войнах. В первую очередь, поводом послужила смелость боярина при взятии Казани в 1552 году, за которую ему пожаловали чин окольничего [2].

Именно с одним из эпизодов, принесших А.Д. Басманову милость государя, связано посвящение церкви. Память мученика Никиты Готского празднуется 28 (15 ст. ст.) сентября. В этот день отряду, который возглавлял Алексей Басманов, удалось занять одно из ключевых оборонных сооружений Казани – Арскую башню. Он удерживал ее два дня, до подхода подкрепления. От Алексея Даниловича село перешло к его сыну – Федору Алексеевичу, недолгое время считавшегося любимцем государя, а затем обвиненного в заговоре и сослали с семьей на Белоозеро, где он умер тюрьме одного из монастырей (по другой версии его казнили). После смерти Федора Алексеевича село еще несколько раз переходило от одного наследника к другому внутри семьи, пока в 1643 году не было отдано вотчинниками Троице-Сергиевому монастырю. В 1764 году в результате секуляризации село перешло в Ведомство государственных имуществ. В 1882 году неподалеку от старинной церкви выстроили «холодный» каменный храм во имя Святой Троицы. Богослужения в нем совершались только в летнее время [3].

Время возведения Никитской церкви долгое время оставалось спорным вопросом. Большинство исследователей осторожно датировали его серединой XVI века [2,4,5] или еще более обтекаемо - второй половиной XVI столетия [6]. Более точную датировку удалось сделать на основе анализа его архитектурных особенностей. Усилия реставраторов дали возможность прочитать храмозданную надпись на церковной стене. Надпись эта долгое время принималась за списки воинов, павших при взятии Казани, а на самом деле она содержит указание на время, в которое работали зодчие: 1566-1567 годы [7,11].

Церковь Никиты Мученика представляет собой очень небольшой храм. Вероятно, это самая старинная церковь в окрестностях Переславля-Залесского. По своим миниатюрным пропорциям и изысканной красоте он сопоставим только с надвратной церковью Казанской иконы Божией Матери в Троицком монастыре Мурома, построенной почти на столетие позже. Первый ярус его - бесстолпный четверик, на нем установлен высокий восьмерик, увенчанный небольшим нарядным шатром. С восточной стороны к четверику примыкают три апсиды (в одной из находится придел преподобного Онуфрия Великого, но главку разобрали во время реставрации, начавшейся около 2008 года).

Одно из наиболее примечательных украшений храма – это горка из трех рядов кокошников, закрывающих нижнюю часть восьмерика. Первый ряд их образуют закомары четверика, расположенные по три с каждой стороны. Полукружия больших кокошников чередуются с маленькими кокошничками на ребрах восьмерика, идущими строго друг над другом. Впервые так был украшен центральный столп собора Покрова на Рву на Красной площади (1555-1561 годы) [7]. Сходство Никитского храма с решением этого столпа Покровского собора сказывается и в конструктивных особенностях интерьера. И в том, и в другом случае высокие ниши с полукруглым завершением «прорезают» четверик на всю его высоту, а для освещения использованы машикули в верхней части восьмерика [7]. В свою очередь, храм Никиты Мученика тоже оказал сильное влияние на шатровое зодчество второй половины XVII века. Один из самых близких его аналогов – церковь Рождества Христова в Беседах (1599 год). Переход от его четверика к восьмерику тоже закрывают ряды больших и малых кокошников. Однако наиболее схож с елизаровской церковью был храм Усекновения главы Иоанна Предтечи на Девичьем поле. Его возвели в камне возле стен Новодевичьего монастыря в 1560-е годы, т.е. почти одновременно с церковью мученика Никиты. К сожалению, в 1812 году церковь на Девичьем поле была взорвана наполеоновскими солдатами [7,9].

Если положиться на достоверность литографии XVIII века, то конструкция и декор обоих храмов настолько идентичны, что можно предположить авторство одного зодчего, несомненно, принадлежавшего к столичной школе архитектуры. Основания восьмериков этих двух храмов закрыты рядами кокошников. Грани верхней части восьмерика прорезают узкие окна-машикули, восьмерик от шатра отделен широким, расширяющимся снизу вверх карнизом, напоминающим граненую чашу и подчеркнутым «зубчатым» фризом в основании.

Такой карниз был достаточно распространен в церковной архитектуре второй половины XVI века. Он отделяет от восьмерика шатер центрального столпа собора Покрова на Рву и церкви Рождества Христова в Беседах (1599 год); украшает столпы храма Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьяково (1550-е – 1560-е годы) и восьмерик церкви Спаса-Преображения в селе Остров (1560-е годы). Примечательно, что в последнем случае для украшения четверика использованы вытянутые глубокие ниши с полуциркульным завершением [13]. Только здесь они не разбивают гладь стены, как в интерьере столпа Покровского собора и четверика Никитской церкви (см. выше), а вписаны в закрестия нижнего яруса.

Еще раз сходную форму карниза, но без зубчатого нижнего пояса, мы видим на ярусе звона Распятского храма-колокольни 1570-х годов. Примечательно, что полностью этот мотив использован в декоре гораздо более позднего храма – уже упомянутой церкви Казанской иконы Божией Матери в Троицком монастыре Мурома (1648-1652 годы).

Принадлежность церкви Никиты Мученика и Усекновения главы Иоанна Предтечи на Девичьем поле к одной школе подтверждает еще ряд особенностей. Одна из основных - это очень характерная конструкция шатра и его убранство. В обоих случаях шатер имеет широкую полицу. Некоторые исследователи видели ее происхождение во влиянии деревянного зодчества [4]. Кроме храма Усекновения главы Иоанна Предтечи, похожую полицу шатра можно отметить, например, у Распятского храма-колокольни в Александровой слободе (1570-е годы)и Успенской трапезной церкви Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале (последняя четверть XVI века).

Особенно следует подчеркнуть сходство с шатром Успенской церкви. Его полица даже покрыта тесом, словно напоминающим о деревянных шатровых церквях. Попутно отметим, что суздальским зодчим весьма полюбилась широкая полица. Они будут использовать ее и в более позднее время, примером чему являются два шатра над вратами Ризоположенского монастыря в Суздале (1688 год) [12]. Кроме того, шатер Успенской церкви, как и шатер Никитского храма, имеет «звездчатый» рисунок, создающий изумительный по красоте эффект (каждая грань, словно слегка прогибается внутрь, и делится надвое дополнительным ребром по центру). Свое логическое завершение этот прием получил в архитектуре Мурома. Примером тому является знаменитый шатер из шестнадцати двойных граней церкви Косьмы и Дамиана (1560-е годы). Поздним декоративным отголоском такого шатра являются шатрики, украшающие крыльцо Благовещенского собора в Благовещенском монастыре Мурома (1664 год), въездные ворота храма Воскресения на Дебре в Костроме (1652 год) и крыльцо храма Святой Троицы в Никитниках (1628-1653 годы). Нельзя не упомянуть, что «звездчатый» шатер, как и другие, уже упомянутые приемы, ведет свое происхождение от собора Покрова на Рву (1555-1561 годы). В этой связи интересно использование этого мотива в декоративно-прикладном искусстве XV века. Примером этому является кадило со «звездчатым» шатровым завершением, выполненное в 1469 году мастером Иваном Фоминым и вложенное дмитровским князем Юрием Васильевичем в Николо-Песношский монастырь.

Итак, на основании большого количества родственных элементов в декоративном убранстве и композиции, можно объединить в одну группу четыре храма: Никиты Мученика в Елизарово, Усекновения главы Иоанна Предтечи на Девичьем поле, Рождества Христова в Беседах и Успения в Спасо-Евфимиевом монастыре. Полица церквей в Елизарово и на Девичьем поле украшена кокошниками изящного рисунка (по одной на каждую грань шатра). Грани всех трех шатров выделены при помощи двойного гурта [4]. Грани шатров Предтеченского и Никитского шрамов дополнительно подчеркнуты тонкими «стрелами» (этот мотив уже использовали мастера, возводившие собор Покрова на Рву, но там он украшал не шатры, а грани боковых столпов) [7]. Различия в деталях декора не очень значительны. Например, ряды кокошников в основании восьмерика Успенского храма уже не включают маленькие кокошнички, да рядов этих только два. «Звездчатая» форма шатра и стрелы на гранях в композиции храма на Девичьем поле заменены некой «пирамидкой кокошников» в нижней части грани [7]. Этот мотив можно наблюдать в убранстве некоторых шатровых храмов конца XVI столетия. Например, это церковь Богоявления в Кушалино (1590-е годы). «Пирамидку» на гранях шатра впервые использовали мастера,  строившие собор Покрова на Рву.

Таким образом, в архитектуре церкви Никиты Мученика явно прослеживается влияние московской архитектуры, особенно собора Покрова на Рву. Сам он тоже оказал сильное воздействие на зодчество конца XVI века. Особенно ярко это воздействие проявилось среди шатровых церквей Владимирской епархии (Суздаля, Александровой слободы, а позднее, и Мурома, если вспомнить облик церкви Казанской иконы Божией Матери в Троицком монастыре).

В заключение стоит сказать несколько слов о судьбе этого замечательного храма. Как это часто случалось, в XIX веке он из самых лучших побуждений был довольно основательно искалечен. В 1822 году к нему пристроили два придела: Сергия Радонежского и Николая Чудотворца, большую трапезную и высокую колокольню. Хуже всего было, то, что грубые фронтоны заменили собой нижние ряды кокошников на гранях восьмерика. Исчезли изящные кокошнички на полице. Все это совершенно исказило облик церкви и уничтожило ее утонченную красоту[1].

В 1920 году ее исследовал знаменитый архитектор и реставратор Петр Дмитриевич Барановский. Он собрал данные из обмеров, чертежей и фотографий, которые должны были послужить основой для будущей реставрации и восстановления ее облика [10]. К сожалению, этого не произошло. Собранные им материалы до сих пор не разобраны и хранятся в музее архитектуры им. А.В. Щусева. Для изучения не они доступны. В 1930 году храм закрыли, а чуть позже разместили в нем гараж. К 1975 году состояние церкви признали аварийным. В 1980-е годы все еще продолжались самые экстренные реставрационные работы, но они не решили всех проблем. Прежний нарядный облик церкви вернули только в последние годы. Новый этап восстановительных и исследовательских работ начался около 2006 года и продолжается до сих пор.

Библиография:

[1] Иванов К.И., Пуришев И.Б. Переславль-Залесский. Ярославль, 1986. С.: 144

[2] Сукина Л.Б. Никитская церковь в селе Елизарово – памятник «Казанского взятия» // Pro memoria. Сб. материалов научной конференции. Курск: Изд-во МГСУ «Союз», 2006. С.: 82-90. См. по адресу: http://drevn.narod.ru/sukina_nikitskaja_tserkov.htm

[3] Добронравов В., Березин В. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Владимир, 1895. Т.II. С.: 147-152

[4] Воронин Н.Н. Переславль-Залесский. М., 1948. С.: 24, 25

[5] ИРА. М., 1956. С.: 154

[6] Грабарь И.Э. История русского искусства. Спб., 1911. Т. 2. С.: 75, 76

[7] Баталов А.Л. Московское каменное зодчество конца XVI века. М., 1996. С.: 165-168, 387

[8] Ильин М.А. Русское шатровое зодчество. Памятники середины XVI века. М., 1980. С.: 113

[9] Кавельмахер В.В. Когда мог быть построен собор Смоленской Одигитрии Новодевичьего монастыря? // Новодевичий монастырь в русской культуре. Материалы научной конференции 1995 г. М., 1998. С.: 154–179

[10] Петр Барановский: Труды, воспоминания современников. М., 1996. С.: 113

[11] Мельник А.Г., Набилкин А.Г., Хохлов В.Н. Новые данные о Никитской шатровой церкви (1566-1567 гг.) с. Елизарова близ Переславля-Залесского // Плёсский сборник. Плёс, 1993. Вып.1. С.: 104-105

[12] Встречается этот элемент и в ярославской архитектуре конца XVII века. Наиболее характерный пример - широкая полица у шатра колокольни церкви святителя Николая в Меленках (1672 год, снесена в 1930-е годы). Подробнее см.: Азарова О.В. Колокольни ярославских храмов: Петропавловского на Волжском берегу и Николы в Меленках // Раздел "Утраченные сооружения" на сайте zvon.ru - http://zvon.ru/zvon5.view4.page7.html

[13] Баталов А.Л. Церковь Преображения Господня в селе Остров: Вопросы датировки и происхождения мастеров. С.: 366 // Древнерусское искусство: Художественная жизнь Пскова и искусство Поздневизантийской эпохи. М., 2008. С.: 353-382


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  4 февраля 2015

С половины XVI в. в селе Елизарове существует каменная церковь в честь св. вмч. Никиты; построена она вотчинником того села А. Басмановым. К сожалению, многочисленные перестройки, бывшие в течение ее многолетнего существования, значительно изменили первоначальную архитектуру церкви; только шатровый верх, сходный с верхом св. Петра митрополита в Переславле, свидетельствует о ее древности. С северной и южной стороны пристроены в нынешнем столетии греческие фронтоны, с западной - обширная теплая трапеза, а в связи с нею каменная колокольня; алтарь холодной церкви остался древний с тремя полукруглыми выступами.

Первоначально в церкви было только два престола: во имя св. вмч. Никиты и преп. Онуфрия Великого; с пристройкой же каменной трапезы прибавилось еще два: во имя св. Николая чудотв. и препод. Сергия Радонежского.

Как изменился внешний вид церкви, тоже самое произошло и с внутренними украшениями: в настоящее время в церкви не сохранилось ничего древнего; иконостасы, св. иконы, утварь - все это принадлежит уже новому времени.

Строитель церкви боярин Басманов завещал, чтобы при этой церкви были два священника и диакон, чтобы при богослужении поминали род Басмановых и его собственных людей, убитых под Казанью, и за это пожертвовал причту пустошь Вишку, заключающую в себе 308 десятин 586 саж…

Добронравов В. Г. «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии». Выпуск 2, г. Владимир. Типо-Литография В. Паркова, 1895 г.


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  2 августа 2024

Село Елизарово расположено в 3 километрах к востоку от железнодорожной станции Рязанцево Ярославской области при небольшой речке Шахе, притоке реки Нерли. Месторасположение села приходится на восточную часть Переславского района, на стыке его с Юрьев-Польским районом Владимирской области.

Елизарово на реке Шахе упоминается в 1389 г. в духовной грамоте великого князя Дмитрия Ивановича Донского, оно было «отказано» сыну его Василию как промысел Донского, а в 1423 г. великим князем Василием Дмитриевичем село было завещано великой княгине Софье Витовтовне. Тогда оно числилось в перечне сел Юрьевского уезда, а в последующее время перешло в состав сел Нерльского стана Переславского уезда. Из рук великокняжеской семьи Елизаровская вотчина перешла в собственность боярских фамилий и в XVI в. принадлежала известному главе опричнины Алексею Даниловичу Басманову.

В селе до нашего времени сохранилась шатровая Никитская церковь, дата основания которой не была известна из дошедших до нас письменных источников, но уже первые исследователи связывали построение этой церкви с победой русских войск под Казанью в 1552 г., так как этому событию посвящались многие знаменитые памятники XVI в., особенно шатровые. Из них можно назвать знаменитый храм Покрова на рву, или Василия Блаженного в Москве (1553-1561), Богоявленский собор Авраамиева монастыря в Ростове (1553), Успенскую церковь Брусенского монастыря в Коломне (1552) и др.

Так как владелец села боярин Алексей Басманов четыре раза участвовал в героическом штурме Казани в 1548, 1549, 1550 и 1552 гг., то первые краеведы и исследователи храма были уверены, что именно с этими событиями связано построение Никитской церкви в его вотчине.

Во многом этому мнению способствовала публикация в 1857 г. К. Н. Тихонравовым во «Владимирском сборнике» «дарственной» записи Алексея Басманова (список которой хранился в то время в церкви), посвященной передаче причту села Елизарова пустоши Вишки, где прямо говорится: «...и даль язъ Алексей ... ту пустошь Вишку на престол к Великому Христову мученику Никите ... в Елизарове селе по своих родителехъ и по себе и по своим детемъ и по моим людцемъ, которые на государских службах под Казанью при мне при Алексее побиты, а имена их написаны в большой церкви над жертвенником».

В 1895 г. в первом путеводителе по Елизаровской церкви В. Добронравова сообщается лишь о цели завещания пустоши Вишка: «Строитель церкви боярин Басманов завещал, чтобы при этой церкви были два священника и диакон, чтобы при богослужении поминали род Басмановых и его собственных людей, убитых под Казанью, и за это пожертвовал причту пустошь Вишку, заключающую в себе 308 дес[ятин] 586 сажен».

В 1928 г. М. И. Смирнов в статье «Прошлое Переславской деревни» не касался обстоятельств построения Никитской церкви. О дате построения Никитской церкви у него говорится лишь предположительно: «В половине ХVІ века он (А. Д. Басманов. Ред.) построил в Елизарове каменную церковь св. Никиты с приделом преподобного Онуфрия и приложил к этой церкви вкладом на содержание причта пустошь Вишку».

В 1959 г. К. И. Иванов в Путеводителе по Переславлю Залесскому более определенно высказался о дате построения церкви. «Это небольшой шатровый храм <...>, писал он, - выстроен А. Д. Басмановым в 1552 г., сразу же после казанского похода Ивана Грозного. Это ярко выраженный триумфальный памятник, призванный воспеть языком архитектурных форм победу русского оружия под Казанью». Далее К. И. Иванов добавляет: «Еще в начале столетия основание открытого изнутри шатра опоясывала надпись, в которой перечислялись имена убитых и наиболее отличившихся под Казанью воинов переславской дружины». Здесь, впрочем, допущена ошибка: надпись с именами воинов была не в шатре, а над жертвенником, а в шатре располагалась только храмоздательная надпись.

Между тем, когда в апреле 1976 г. под слоем масляной живописи в верхней части четверика архитектор И. Б. Пуришев обнаружил фрагмент басмановской «летописи», он был вполне уверен, что это надпись с именами героев взятия Казани. Отклик на эту находку последовал прежде всего в местной печати: в газете «Северный рабочий» от 25 апреля 1976 г. появилась статья В. Ширяева, где говорилось: «В селе находится давно известная науке шатровая церковь, построенная вскоре после взятия татар- ской твердыни в 1552 г. „Во многих отношениях удивительное сооружение", как пишут о нем специалисты. Мало того, внутри сооружения вплоть до нашего века сохранялась надпись, в которой перечислены погибшие в походе на Казань воины, содержится призыв помнить о них как о людях, отличившихся при штурме города под руководством Басманова».

В мае 1976 г. после окончания архитектурно-реставрационных работ на церкви началась расчистка храмовой летописи из-под нескольких слоев масляной записи. Расчистку проводила бригада ярославских реставраторов под руководством В. И. Васина. Мне довелось присутствовать на лесах во время всего процесса расчистки. Прочтение мною летописи Никитской церкви позволило отодвинуть дату построения ее на 12 лет вперед и связать ее с некоторыми иными событиями в жизни храмоздателя.

На восточной стене храма над иконостасом написано: «ЛЕТА 7074 (1566) ПРИ ДЕРЖАВЕ БЛАГОЧЕСТИВОГО И ХРИСТОЛЮБИВОГО ГОСУДАРЯ И ЦАРЯ И ВЕЛИКАГО КНЯЗЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА САМОДЕРЖЦА ГОСУДАРЯ ЦАРЯ ВЕЛИКИЯ РОССИИ» (далее на южной стене): «БОЖИЮ МИЛОСТИЮ И ПРЕСВЯТЫЯ БОГОРОДИЦЫ ПОМОЩИЮ СЕ АЗЪ БОЛЯРИНЪ АЛЕКСЕЙ ДАНИЛОВИЧЪ БАСМАНОВ ПОСТАВИЛ СИЮ ЦЕРКОВЬ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ХРИСТОВА НИКИТЫ И ПРИДЕЛ ПРЕПОДОБНОГО АНОФРИЯ В ПАМЕТЬ СВОИХ РОДИТЕЛЕЙ ПО СЕБЕ И ПО СВОИМ» (далее на западной стене): «ДЕТЕМ И ДАДЕ Ж СЕ ИМЕНИЕ С ЦЕРКВОЙ ДА ДЕРЕВНЯМИ ВПРОКЪ ВЕЧНЫХ РАДИ БЛАГЪ ПО СВОИХЪ РОДИТЕЛЕХ И ПО СЕБЕ И ПО СВОИХ ДЕТЕХ И ПО ТЕХ ЛЮДЦЕХЪ КОТОРЫХ ПРИ МНЕ ПОБИЛИ НА ГОСУДАРСКИХ СЛУЖБАХ» (далее на северной стене): «А ГРЕХЪ РАДИ МОИХ НЕ БЛАГОВОЛИТ БОГЪ ДЕТЕМ МОИМ ОТЧИНОЮ ВЛАДЕТИ И ТА ДЕРЕВНЯ И ЦЕРКОВЬ ТА СВОБОДНА НЕТ НИКОМУ ДО НЕЯ ДЕЛА ОКРОМЕ ЦЕРКВИ А СОВЕРШЕНА БЫСТЬ ЦЕРКОВЬ 75 ГОДА (1567. - Т. К.) ИЮНЯ 12 ДНЯ НА ПАМЕТЬ ПРЕПОДОБНОГО АНОФРЕЯ»."

Надпись выполнена вязью красной жженой охрой по тонкой штукатурной обмазке. Внимательное обозрение шатра и парусов позволило обнаружить в них еще некоторые украшения XVI в. На гранях шатра спиралевидный ячеистый охряной орнамент светло-желтого оттенка. На тромпах трехцветный травной орнамент. Остальное пространство в интерьере церкви, как видно, ничем не украшалось, а оставалось к моменту освящения под известковой побелкой.

Подобный живописный декор с отсутствием лицевых изображений сохранился только в одном памятнике ХVІ в., а именно в столпе Покровского собора в Москве, т. е. в храме Василия Блаженного (1553-1561), в котором последний его исследователь В. В. Филатов обнаружил элементы западной готической техники и декора.

Во внутреннем декоре Никитской церкви прослеживаются несомненные черты подражания убранству столичного собора. Но выполнен он значительно проще, наивнее, мастером, который, возможно, был знаком с необычным убранством собора Василия Блаженного и по-своему, более робко, его интерпретировал. Что касается архитектурного решения Никитской церкви, то оно несет на себе следы влияния Успенской церкви Брусенского монастыря в Коломне (1552) и имеет отдаленное сходство с более поздними шатровыми храмами XVI в.: Ильинской церковью в селе Прусы (1578) и Воскресенской церковью в селе Городня (1578), построенной боярами Шереметевыми.

Никитская церковь сложена из большемерного кирпича. Небольшой, с трехабсидным алтарем четверик церкви завершен стройным восьмериком с шатровым верхом и глухой круглой главой. Переход от четверика к восьмерику украшает двойной ряд кокошников. Причем нижний ряд больших и малых, поставленных «вперебежку» кокошников был раньше закрыт четырехскатной кровлей. Восьмерик украшают глубокие впадины в кладке. Такие же впадины покрывают и грани шатра, на которых образуют подобие жгутов. В стенах восьмерика расположены узкие щелевидные арочные окна с простым валиковым обрамлением, в широком с большим выносом карнизе крупные декоративные «сухарики», на главе декоративные арочные «нишки».

Внутри жертвенник отделен от центральной апсиды глухой стеной. В нем помещался отдельный придел преподобного Онуфрия Афонского, где устраивались субботние обедни специально в память Басмановых и их людей. В южной стене Онуфриевского придела сохранился отдельный вход в форме перспективного портала с килевидным верхом и декоративными «дыньками». Возможно, такие же порталы были в северной стене храма, а с западной стороны было крыльцо, формы которого остаются для нас неизвестными. Внутри храма обращают на себя внимание декоративные арки в восьмерике, в большинство из них вмонтированы «голосниковые» глиняные сосуды.

Чтобы лучше понять исторические обстоятельства сооружения Никитской церкви, необходимо припомнить, что Алексея Даниловича Басманова называют в числе инициаторов и организаторов опричнины. Современник Ивана Грозного немец Генрих Штаден, автор книги «Записки о России», пишет о нем и его сыне Федоре как о крупнейших боярах и виднейших опричниках.

С 1565 г. начинаются опричные казни. Царь Иван Грозный становится особенно подозрительным, в это время он все больше сближается с Алексеем Басмановым. В 1566 г. были казнены князь Семен Лобанов-Ростовский и боярин А. Б. Горбатый. В том же 1566 г. после отказа митрополита Афанасия от престола Иван Грозный избрал на митрополичью кафедру архиепископа Казанского Германа Полева. Герман вступается за полководца князя М. И. Воротынского и старается влиять на царя. Алексей Басманов убеждает Грозного, что Герман хочет взять над ним такую же власть, какую имели Алексей Адашев и Сильвестр. Иван Грозный изгоняет Германа из митрополичьего дворца. Герман скончался 6 ноября 1567 г. в Москве. Опричники отсекли ему челюсть.

К первой половине 1566 г. опричные репрессии немного поутихли. Весной 1566 г. возвращается из ссылки опальный князь-полководец М. И. Воротынский, в июне 1566 г. в Москве открывается церковный собор. В этот период временного затишья и первых угрызений совести за совершенные казни Алексей Басманов и строит в своей вотчине селе Елизарове церковь с престолом Великомученика Никиты и, повторяя жест самого царя, дарит причту пустошь Вишку, которую он хотел превратить в деревню, принадлежащую причту этой церкви,

Текст настенной летописи в основном повторял слова «дарственной грамоты», выданной елизаровскому причту. Характер декора в интерьере церкви подражал главному храму первопрестольной столицы. В тексте надписи не было упоминания о духовном владыке. Такую вольность Басманов мог допустить именно в 1566-1567 гг., когда, отстранив митрополита Германа, он являлся вторым человеком в государстве после царя.

В конце 1570 г. обвиненный в измене по новгородскому делу Алексей Данилович Басманов был убит собственным сыном, а в 1571 г. был казнен и его сын, бывший любимец царя Федор Алексеевич. После смерти Ф. А. Басманова село Елизарово наследовали его дети Петр и Иван Федоровичи. По раздельной 1588 г., село осталось за старшим Петром, позднее ввиду бездетности Петра стало собственностью дочери Ивана Федоровича Фетиньи Ивановны, вышедшей за князя Василия Яншеевича Сулешова.

В 1641 г. владельцы вложили эту вотчину в Троице-Сергиев монастырь. В селе в это время был каменный храм, деревянный двор боярский, мельница на реке Шахе. Звонница при Никитском храме также оставалась деревянной, как и теплая церковь, о которой нет упоминаний в источниках. Троице-Сергиев монастырь владел селом до 1764 г., когда были секуляризированы церковные земли.

Деревянная колокольня при Никитской церкви постепенно приходила в ветхость и ремонтировалась, так же как кресты, крыши и чешуйчатые главы церкви. Так, сохранилось «Дело о возобновлении в селе Елизарове ветхостей» от 14 февраля 1761 г., в котором старостой Трофимом Борисовым отмечалось: «В вышеписанном селе Елизарове на церкви великомученика Никиты с приделом преподобного Ануфрия кресты да деревянная колокольница от ветру покривилась, также на показанной церкви крышка от давнего построения обветшала...»

В 1785 г. было новое прошение старосты Андрея Афанасьева и дьякона Трофима Прокофьева: «При вышеозначенной церкви колокольни не имеется, колокола висят на столбах, на которую колокольню бревна и прочие материалы имеются в готовности». Деревянная колокольня простояла в селе до 1820-х гг., пока не была выстроена ныне существующая каменная колокольня.

В 1822 г. с западной стороны Никитского храма была пристроена обширная теплая трапеза. Углы прямоугольной в плане трапезной были слегка закруглены, потолок перекрыт тяжелым коробовым сводом, а на фасадах устроен двойной ряд окон. Окна «верхнего света» круглые (по четыре с каждой стороны), а нижние прямоугольные.

Для лучшей «светности» по распоряжению владимирского архиепископа Парфения в пряслах храма были пробиты три круглых окна и два прямоугольных. Древние узкие окна на фасадах и в апсидах были растесаны. Северный перспективный портал Ануфриевского придела был заложен и заменен окном.

Между 1822 и 1829 гг. была выстроена огромная четырехъярусная колокольня Никитского храма. Она почти в полтора раза по высоте и архитектурным массам превысила древний басмановский храм, исказив своими гипертрофированными масштабами его стройную пространственную композицию. Колокольня напоминала те многочисленные в Ярославской и Владимирской епархиях колокольни, которые строились здесь костромскими подрядчиками Воротиловыми. Одна из них была выстроена, на пример, для церкви Рождества Богородицы в Больших Солях.

В конце XIX в. в холодной Никитской церкви появились протечки в шатре. Несмотря на устроенный там плоский деревянный потолок, вода попадала внутрь храма. Возник вопрос о сносе и переустройстве холодной церкви. По всей вероятности, сохранить древнее сооружение помог известный археолог и любитель старины владимирский епархиальный архитектор Николай Андреевич Артлебен, известный своими литературными трудами по древнему зодчеству Владимиро-Суздальской земли. Артлебен предложил руководству причта отремонтировать древний храм, а рядом построить вместительный зимний храм с престолом Троицы. Строительство храма Пресвятой Троицы началось уже после смерти Артлебена в 1882 г.

Освящение храма происходило в 1889 г. Храм был выстроен из красного кирпича в «ложно-византийском» стиле, крестообразный в плане, с восьмигранным световым фонарем, увенчанным невысоким шатром. Ко времени окончания нового храма относятся и ремонтно-реставрационные работы на древнем храме, шатер которого «для крепости» был обмазан серым цементом, из-за чего впоследствии сильно пострадала его древняя кладка. Справа над западным входом в Троицкий храм сохранилась изготовленная из того же цемента плита с полуграмотной надписью: «Храм заложен в 1882 года июня 3 дня старостой и строителем Тимофеем Гуненковым и окончен в 1885 года».

Богослужение было прекращено в обоих храмах в 1930-е гг. В трапезной разместился совхозный склад запасных частей и мастерские по ремонту тракторов и машин. В конце 1950-х гг. памятник был взят на государственную охрану. В 1966 г. архитектором Ярославской реставрационной мастерской И. Б. Пуришевым было составлено «Описание технического состояния памятника», из которого явствует, что состояние его уже в то время было неудовлетворительным. Фундамент местами осел, полностью пропала кровля и стропила на полицах, на них повредилась кладка и росла дикая трава. Штукатурка шатра частично выветрилась вместе с кирпичной кладкой.

В 1976 г. в критическом состоянии оказалась восточная стена храма, на которой архитектором И. Б. Пуришевым были обнаружены следы надписи боярина Басманова (с именами воинов). Под его руководством в апреле 1976 г. бригадиром каменщиков Переславского участка Н. И. Котовым с помощью домкрата были укреплены арки алтарной преграды и доложены кирпичом полуразвалившиеся опорные столбы восточной стены. Н. И. Котов провел укрепление кладки в короткий срок, в результате чего надпись была спасена. В мае реставраторами В. Васиным, А. Корниловым и К. Грибановым была произведена расчистка надписи из-под слоя шелушащейся масляной записи, а также ее промывка и укрепление. Тогда же исполненная красной вязью храмозданная летопись боярина Басманова шириной 30 см с датой построения (1566-1567) была впервые прочтена и фотофиксирована с лесов автором этой статьи.

Источник: Казакевич Т.Е. О двух надписях в Никитской церкви села Елизарова. Труды отдела древнерусской литературы. Т. 60. - СПб, 2009. С. 556–563. http://www.rusarch.ru/kazakevich1.htm



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.