Если проехать по автомобильной дороге, выходящей в южном направлении из города Шуя Ивановской области, то через 10 км, при выезде из лесного массива,откроется вид на село Сергеево. Здесь на небольшом возвышении стоят высокие монастырские стены, за которыми,если въехать через северные ворота, взору неожиданно открывается величественный и изящный Успенский собор – главный храм Воскресенско-Феодоровского мужского монастыря.
При виде собора у нового зрителя сразу возникает ряд вопросов. Откуда здесь, вдали от больших дорог и городов, в далекой Ивановской глубинке,появилось столь необычное по своей грандиозности и замечательной архитектуре сооружение? И как такому великолепному храму удалось сохраниться в удовлетворительном состоянии за годы Советской власти совсем неподалеку от города Шуи, где в 1930 г. была взорвана величественная Спасская церковь бригадой подрывников, которая через год взорвала храм Христа Спасителя в Москве? Мало того, и в самом Сергеево в сотне метров от собора чуть позже была взорвана двухэтажная трехпрестольная приходская Воскресенская церковь, не исключено, что той же самой командой взрывников. Попробуем сквозь тусклое стекло человеческого разума проникнуть в Промысел Божий, сохранивший для будущих поколений и монастырь, и его главную жемчужину – Успенский собор.
Воскресенско-Феодоровский мужской (а до 1929 года женский) монастырь относительно молод. Успенский собор был построен в 1905 году, а весь ансамбль завершен к 1923 году. Однако невидимые нити истории монастыря тянутся из более глубоких времен и чудным образом переплетаются с историей Серафимо-Дивеевской и Серафимо-Понетаевской женских обителей.Все три обители имеют в той или иной степени отношение к великому старцу – преподобному Серафиму Саровскому, а также к боярыне Александре Николаевне Шубиной.И хотя последняя мало кому менее известна, однако ей как подвижнице благочестия посвящена достаточно объемная книга, чего удостаивается далеко не каждый даже из прославленных Церковью святых жен и мужей.
А. Н. Шубина родилась 17-го августа 1816 года, в селе Вахтино, Ярославской губернии, Даниловского уезда, в семье помещиков– Николая Петровича Шубина и Анны Михайловны (урожденной Марковой). И Шубины, и Марковы относятся к двум старинным русским дворянским родам, причем в 1670 г. село Сергеево уже значилось во владении Марковых.
По всей видимости, Марковы были весьма благочестивы. Об этом говорит то, что стременной конюх Михаил Иванович Марков, живший в Сергеево в 1730 г., задумал построить храм в своем сельце. Получив на это разрешение от Синода и Суздальской епархии, он выстроил в 1740 г. большой двухэтажный каменный храм с тремя престолами во имя Воскресения словущего, Благовещения и преподобного Сергия Радонежского,с высокой трехэтажной колокольней.С тех пор село официально стало называться Воскресенское-Сергеево – по названию главного престола храма. Внук Михаила Ивановича Михаил Соломонович Марков построил в своем селе Малые Дорки (ныне Палехский р-н) Преображенскую церковь, перевез из этого села на Сергеевское кладбище деревянный храм Великомученика Георгия, а в 1834 г., уже проживая в Воскресенском-Сергеево, выстроил там зимнюю каменную церковь во имя архистратига Михаила. По-видимому, благочестивое стремление Марковых возводить в своих селах храмы Божии передалось и Александре Николаевне, так что в один прекрасный момент в ней созрело желание выстроить в с. Сергеево женский монастырь, что и стало главным делом ее жизни.
В семье Шубиных было два брата и три сестры, старшей из которых была Александра. Родители дали Александре прекрасное образование. С детства у нее проявился живописный талант, благодаря которому она впоследствии стала известной в свете как выдающаяся художница-любительница.
Когда девушке исполнилось 13 лет, умер ее отец, а в 17 лет ее мать, надломленная неожиданным срывом светской и военной карьеры своего старшего сына Михаила, сошла с ума,после чего Александра взяла на себя все заботы о больной материи младших братьях и сестрах.
Есть легенда о том, что Александра оказалась свидетелем трагического события,произошедшего в самый праздник Рождества Христова, – смерти двух дуэлянтов, один из которых был женихом ее сестры. Это событие якобы оказало столь сильное воздействие на Александру, что она едва не приняла на себя иноческий постриг, а впоследствии устроила в своей усадьбе женский монастырь.По этой или какой иной причине, но Шубина решила не вступать в брак и посвятить свою жизнь служению Богу и ближнему.
В селе Воскресенском-Сергееве, находилось имение старого больного дяди Шубиной Никанора Михайловича Маркова,который за неимением средств заложил его. Чтобы спасти дядю от разорения, Шубина обратилась за помощью к своей тетке по отцу Екатерине Петровне Дубенской (урожденной Шубиной), супруге генерала Н.В. Дубенского, которая завещала племяннице капитал в 100 тысяч рублей по своей кончине. Александра Николаевна убедила генеральшу выдать ей этот капитал немедленно на покупку имения. Выкупив имение, Шубина сделалась его владелицей, после чего она сама поселилась здесь и перевезла сюда свою больную мать, жившую в семье старшего сына. И свою мать, и своего дядю Александра Николаевна покоила до самой их кончины. Для них она устроила домовую церковь в честь родовой святыни Шубиных – особенно чтимой иконы Феодоровской Божией Матери, отделав специальное помещение в северо-восточном углу барского дома. Получив в наследство после смерти родителей весьма солидные средства, Александра Николаевна в короткое время привела имение в порядок и купила доходные дома в Петрограде и Кронштадте.
В то время ее духовником был отец Иоанн Кронштадтский. Глубоко верующая, деятельная Александра Николаевна много своего времени и значительные средства посвящала благотворительности,любила посещать монастыри и монашеские общины. Особое внимание Шубиной привлекали Саровская пустынь, Дивеевская, а позже и Понетаевская женские обители, связанные именем преподобного Серафима Саровского, которого она глубоко почитала задолго до его прославления. Когда братья и сёстры Александры Николаевны подросли, она получила возможность не только чаще посещать, но и более деятельно участвовать в делах этих монастырей.