Есть ещё места в России, где время словно остановилось. Места, в которых хочется задержаться подольше, послушать тишину, нашёптывающую легенды этих заповедных уголков. Одним из таких диковинных мест является село Угодичи, расположенное на берегу удивительно красивого озера Неро. История села началась задолго до того, как православие пришло на ростовские земли. Называлось оно, по некоторым данным, Угожь. Оно образовано от слова "угодья", что означает земля, пригодная для жизни: можно и дома ставить, и пашни плодородные возделывать. Угодичские окрестные леса всегда славились зверем, а в озере Неро водилось огромное количество рыбы. А ещё ростовские князья имели здесь свои "борти" - пасеки, а также соляные варницы. Позже, в ХI веке, в Угодичах стараниями сына Владимира Мономаха появилась Богоявленская церковь. Согласно преданию, место для неё указал сам преподобный Авраамий Ростовский - он известен, в частности, тем, что низверг тут, в селе, идола языческого бога Велеса.
Красота и благодать здешних мест неизменно влекли сюда князей. В Угодичах часто бывал Юрий Долгорукий и его сын Андрей Боголюбский. Не остался равнодушным к угодичским красотам и Иван Грозный. Посетив село, он оставил Богоявленскому храму щедрые дары. А потом Угодичи перешли в частную собственность - в начале ХVII века царь Василий Шуйский пожаловал их своему верному думному дьяку Томиле Юдину Луговскому. Томила Луговской получил Угодичи за так называемое московское сидение - действия по обороне Москвы во время осады города армией Речи Посполитой, это один из эпизодов Смутного времени. Будучи членом Сигизмундова посольства, вместе с митрополитом Филаретом (будущим Патриархом), он должен был подписать договор с поляками, но из-за возникших трений послы оказались в польском плену, в котором провели без малого десять лет. Буквально за пару дней до освобождения Томиле во сне явилась Молченская икона Божией Матери. Томила, вернувшись из плена, занялся благоустройством Богоявленской церкви. Вернее, перестройкой её в камне. Прихожане поддержали героя - сами и кирпич обжигали, и стены клали. Известно, что руководил строительством мастер из Москвы Вторушка Васильев, а для "иконного и стенного письма" пригласили вологодских изографов.
Наряду с Богоявленским, в прошлом существовал в Угодичах ещё один храм - деревянный, посвящённый Кирику и Иулите. Согласно актам, которые сохранились в Угодичах, его возвели при царе Михаиле Фёдоровиче, но без активного участия боярина Томилы. А освящал церковь Ростовский владыка Варлаам. Церковь до наших дней не сохранилась. К концу ХVII века у Угодичей появился новый владелец - сподвижник Петра I воевода Иван Алексеевич Мусин-Пушкин. Между прочим, царь не только пожаловал другу владения, но и посетил их в 1709 году. Видимо, под впечатлением от местных красот он издал указ, даровавший Ивану Алексеевичу графский титул, а в придачу "за ево службу и воинские походы" - целиком "ростовское озеро с втекающими из него реками и речками", а также со всей водившейся там рыбой, а позже подарил икону Владимирской Божией Матери из своей походной церкви. Храмовым строительством в Угодичах занималась супруга Мусина-Пушкина. Именно она решила, что деревянную церковь пора отстроить в камне. Что и было сделано.
Новый храм мог использоваться одновременно как летний и зимний. При этом летняя часть имела три престола - в честь Николая Чудотворца, Илии Пророка, а также Архистратига Михаила, зимняя - престолы во имя Александра Свирского и Смоленской иконы Божией Матери. Освящать храм пригласили святителя Дмитрия Ростовского - близкого друга Мусиных-Пушкиных. В 1740 году у сына И.А. Мусина-Пушкина Угодичи отобрали и передали в казну. Причиной послужила дружба владельца села с попавшим в опалу Артемием Волынским. Угодичи пробыли казённым селом недолго, уже при Екатерине II их пожаловали Екатерине Алексеевне Голицыной. Её брат и наследник Ф.А. Карр сделал всех угодичских крестьян вольными хлебопашцами. В ХIХ веке Угодичи представляли собой крупное село. Сохранилось описание этого населённого пункта в конце ХIХ столетия: "В расстоянии одной версты... пароходная пристань. Базары по воскресеньям. Жителей около 3500 человек. Земли, пригодной для обработки, у крестьян очень мало, почему они вовсе не занимаются хлебопашеством. Главные занятия - огородничество, рыболовство и колка льда. Продукты частью сбываются на месте, частью отправляются в столицу. Часть крестьян уходит на сторонние заработки". В селе имелось пожарное депо, трактир и питейный двор, а также двор постоялый, было и училище, и народная бесплатная библиотека.
26 октября 1897 года в Угодичах произошло знаменательное событие: открылась церковно-приходская школа. Примечательно, что её открытие совпало с освящением обновлённой Никольской церкви. В честь этих двух событий прихожане и будущие ученики (тридцать шесть человек) совершили крестный ход. В 1920-1921 годах в нашей стране начался голод. Причиной стала небывалая засуха, и, как результат, неурожай даже в самых хлеборобных областях. Тогда решено было создать Всероссийский комитет помощи голодающим "Помгол". Туда по инициативе самих священнослужителей и верующих сдавали церковные ценности, а на вырученные деньги покупали хлеб. Ради спасения сотен и тысячи жизней священники не жалели драгоценных риз, сосудов, венцов. Например, согласно официальным описям, только Богоявленская церковь таким образом пожертвовала пять пудов серебра. А вот большая часть самих икон пропала. Местные жители возмущались тем, что "угодичские древности были вывезены неизвестно куда. Многие иконы были сожжены в 1929-1931 годах". А точнее, их свозили в дровяной сарай у Никольской церкви, а потом использовали в качестве дров - топили печи в общественной столовой... Известно, что с западной стороны к Никольской церкви примыкала большая - 23,4 метра на 20,2 метра - трапезная палата. Её своды держались на четырёх квадратных столбах. Крыльцо трапезной было богато украшено прямоугольными профилированными нишками, венчающий карниз состоял из рядов консолей, горизонтальных тяг и килевидных нишек.
В 1963 году, незадолго до того, как разобрать трапезную, церковь сфотографировали - эти снимки обнаружили сравнительно недавно в архиве Ростовской реставрационной мастерской. Как это ни ужасно, к концу 1960-х годов Никольская церковь лишилась и трапезной, и большей части своих боковых приделов, а в стенах четверика появились варварские разломы-проломы. До середины 1970-х годов не прекращались попытки разобрать её на кирпич. В конце 1990-х годов в Никольском храме возобновились богослужения. Тогдашний настоятель, отец Роман, проводил службы, по сути, под открытым небом - у церкви даже крыши толком не было.
Постепенно приход возрождался, в 2000 году по селу проложили хорошую асфальтированную дорогу. Стали заезжать в храм как дачники из близлежащих деревень, так и простые богомольцы, путешествующие по Святым местам "Золотого Кольца России". Сейчас ремонт продолжается. Средств всегда не хватает, и большая часть работ выполняется силами нынешнего настоятеля Никольской церкви - отца Анатолия и прихожан. Иконостас собрали из пластиковых реек. Да так искусно, что не знающий человек и не догадается об этом! Святыни тоже собирали всем миром, с любовью. Наверное, поэтому они и творят чудеса. Как только начинаются "чёрные полосы" у жителей села, выносят иконы на крестный ход, и жизнь налаживается.
Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №151, 2015 г.