ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Густыня. Троицкий Густынский монастырь. Церковь Троицы Животворящей.


Густыня. Троицкий Густынский монастырь. Церковь Троицы Животворящей
Церковь. Действует.  
Престолы:Троицы Живоначальной, Иоанна Кущника
Год постройки:Между 1672 и 1676.
Адрес:

Координаты: 50.636471, 32.474728





Сортировка:

Троицкий Густынский монастырь. Церковь Троицы Животворящей, , Густыня, Прилуцкий район, Украина, Черниговская область
V.Petrovich
11 мая 2013
Троицкий Густынский монастырь. Церковь Троицы Животворящей, , Густыня, Прилуцкий район, Украина, Черниговская область
V.Petrovich
11 мая 2013
Троицкий Густынский монастырь. Церковь Троицы Животворящей, , Густыня, Прилуцкий район, Украина, Черниговская область
vertuniya
5 января 2013
Троицкий Густынский монастырь. Церковь Троицы Животворящей, Троицкий собор (1672-76) построен гетманом И. Самойловичем, является одним из самых совершенных образцов стиля барокко.<br>, Густыня, Прилуцкий район, Украина, Черниговская область
Троицкий собор (1672-76) построен гетманом И. Самойловичем, является одним из самых совершенных образцов стиля барокко.
Елена Васильева
14 августа 2011
Троицкий Густынский монастырь. Церковь Троицы Животворящей, , Густыня, Прилуцкий район, Украина, Черниговская область
Игорь Копица
20 июля 2011
Троицкий Густынский монастырь. Церковь Троицы Животворящей, , Густыня, Прилуцкий район, Украина, Черниговская область
Dmitro
19 апреля 2009
Троицкий Густынский монастырь. Церковь Троицы Животворящей, Церковь Святой Троицы<br>, Густыня, Прилуцкий район, Украина, Черниговская область
Церковь Святой Троицы
Inna
26 марта 2007
Троицкий Густынский монастырь. Церковь Троицы Животворящей, , Густыня, Прилуцкий район, Украина, Черниговская область
Dmitro
19 апреля 2009
Троицкий Густынский монастырь. Церковь Троицы Животворящей, Фотография П.Н. Желтовского, 1932 г.<br>, Густыня, Прилуцкий район, Украина, Черниговская область
Фотография П.Н. Желтовского, 1932 г.
Елена Григорьева
1 июня 1932
Троицкий Густынский монастырь. Церковь Троицы Животворящей, Верхний ярус иконостаса. Фотография П.Н. Желтовского, 1932 г.<br>, Густыня, Прилуцкий район, Украина, Черниговская область
Верхний ярус иконостаса. Фотография П.Н. Желтовского, 1932 г.
Елена Григорьева
1 июня 1932
Троицкий Густынский монастырь. Церковь Троицы Животворящей, Перспектива нижнего яруса иконостаса. Фотография П.Н. Желтовского, 1932 г.<br>, Густыня, Прилуцкий район, Украина, Черниговская область
Перспектива нижнего яруса иконостаса. Фотография П.Н. Желтовского, 1932 г.
Елена Григорьева
1 июня 1932
Троицкий Густынский монастырь. Церковь Троицы Животворящей, Царские врата. Фотография П.Н. Желтовского, 1932 г.<br>, Густыня, Прилуцкий район, Украина, Черниговская область
Царские врата. Фотография П.Н. Желтовского, 1932 г.
Елена Григорьева
1 июня 1932
Троицкий Густынский монастырь. Церковь Троицы Животворящей, Центр иконостаса. Фотография П. Желтовского, 1932 г.<br>, Густыня, Прилуцкий район, Украина, Черниговская область
Центр иконостаса. Фотография П. Желтовского, 1932 г.
Елена Григорьева
1 июня 1932
Троицкий Густынский монастырь. Церковь Троицы Животворящей, Центральная часть иконостаса. Фотография П.Н. Желтовского, 1932 г.<br>, Густыня, Прилуцкий район, Украина, Черниговская область
Центральная часть иконостаса. Фотография П.Н. Желтовского, 1932 г.
Елена Григорьева
1 июня 1932
Троицкий Густынский монастырь. Церковь Троицы Животворящей, Клирос. Фотография П.Н. Желтовского, 1932 г.<br>, Густыня, Прилуцкий район, Украина, Черниговская область
Клирос. Фотография П.Н. Желтовского, 1932 г.
Елена Григорьева
1 июня 1932
Троицкий Густынский монастырь. Церковь Троицы Животворящей, Стасидия. Фотография П.Н. Желтовского, 1932 г.<br>, Густыня, Прилуцкий район, Украина, Черниговская область
Стасидия. Фотография П.Н. Желтовского, 1932 г.
Елена Григорьева
1 июня 1932
Троицкий Густынский монастырь. Церковь Троицы Животворящей, Интерьер верхов. Фотография С.А. Таранушенко, 1926 г. <br>, Густыня, Прилуцкий район, Украина, Черниговская область
Интерьер верхов. Фотография С.А. Таранушенко, 1926 г.
Елена Григорьева
1 июня 1926
Троицкий Густынский монастырь. Церковь Троицы Животворящей, Интерьер верхов. Фотография С.А. Таранушенко, 1926 г.<br>, Густыня, Прилуцкий район, Украина, Черниговская область
Интерьер верхов. Фотография С.А. Таранушенко, 1926 г.
Елена Григорьева
1 июня 1926
Троицкий Густынский монастырь. Церковь Троицы Животворящей, Внутренний вид. Фотография С.А.  Таранушенко, 1926 г.<br>, Густыня, Прилуцкий район, Украина, Черниговская область
Внутренний вид. Фотография С.А. Таранушенко, 1926 г.
Елена Григорьева
1 июня 1926
Троицкий Густынский монастырь. Церковь Троицы Животворящей, Центр иконостаса. Фотография С. Таранушенко, 1926 г.<br>, Густыня, Прилуцкий район, Украина, Черниговская область
Центр иконостаса. Фотография С. Таранушенко, 1926 г.
Елена Григорьева
1 июня 1926
Троицкий Густынский монастырь. Церковь Троицы Животворящей, Фотография С.А. Таранушенко, 1926 г.<br>, Густыня, Прилуцкий район, Украина, Черниговская область
Фотография С.А. Таранушенко, 1926 г.
Елена Григорьева
1 июня 1926
Троицкий Густынский монастырь. Церковь Троицы Животворящей, Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства." т.2 М 1910.<br>, Густыня, Прилуцкий район, Украина, Черниговская область
Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства." т.2 М 1910.
Андрей Агафонов
1 января 1900
Троицкий Густынский монастырь. Церковь Троицы Животворящей, Фотография Н. Макаренко<br>, Густыня, Прилуцкий район, Украина, Черниговская область
Фотография Н. Макаренко
Елена Григорьева
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Богданов
 
Александр БогдановАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  5 июля 2012

Троицкий собор, 1672—1676 гг.

Сооружение в стиле украинского барокко, кирпичное крестовое в плане, пятибашенное (центральная и четыре граненые башни венчаются грушевидными куполами на граненых барабанах). Угловые камеры между башенными объемами прямоугольные в плане, их верхние ярусы пятигранные. Перекрытия — усеченные сомкнутые своды и купольные, над подвальными галереями — цилиндрические, над камерами — сомкнутые.
Форма барабанов диктуется габаритами четырех боковых башен, ширина которых значительно превышает вынос.

Переход от подпружных арок к центральному барабану осуществляется с помощью двухступенчатых тромпов. Переход от пятигранника башни к восьмигранникам барабанов боковых куполов осуществляется следующим образом: стена барабана, обращенная к центральной главе, стоит на подпружной арке, а для поддержания остальных граней устроены тромпы и трапециевидные своды.

Оконные проемы и ниши, расположенные в несколько ярусов, обрамлены наличниками. Ярусы подчеркнуты профилированными тягами, раскрепованными на колонках со своеобразными бутонообразными капителями. Наиболее богато был решен декор западной ветви над главным порталом.

В интерьере высотно раскрыто пространство пяти куполов. Композиция сооружения центрична, двухъярусные хоры сообщаются внутристеннымм лестницами. Арочные проемы хоров ограждены балюстрадой.

Памятник относится к числу лучших сооружений в стиле барокко на Украине XVII—XVIII вв.

Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 4, стр. 323, издательство "Будивэльнык", 1983-1986 год


Елена Григорьева
 

В рамках своего обозрения церковно-архитектурных богатств Малороссии Павел Алеппский описывает общий вид одной из лучших церквей края – Свято-Троицкого храма Густынского монастыря:

«Куполов на святой церкви пять: они стоят вместе, в виде креста, средний больше других. Кругом церкви идет навес с решеткой и тремя дверями, над которыми три купола, расположенные параллельно… Ея. Куполы из блестящей жести, и позлащенные кресты испускают светлые лучи.

Церковь имеет три внутренних двери, кроме трех дверей внешних. Когда войдешь в большую западную дверь, то церковь представляется в виде закругленного креста: нарфекс внутри его, алтарь насупротив, оба клироса, подобно алтарю, в нишах. По окружности церкви идут формы. Оба клироса четырехугольные с формами, отделенными от других; они стоят посредине и вокруг них два прохода.

Архиерейское место, весьма изящное, находится подле правого клироса, а также близ церковной двери в нарфексе есть другое архиерейское место, подобное первому. С края обоих клиросов есть еще два возвышенных места, а в хоросе восьмиугольный помост, покрытый красивым сукном. Место органа, где стоят певчие, очень высоко и красиво и обнесено решеткою.

Иконостас и тябла услаждают взоры и изумляют смотрящего. Доселе мы не видели им подобных и равных: ни один человек не в силах описать этот иконостас, его громадность, высоту и обилие его позолоты, вид и блеск. Он поднимается от земли до верхней части большого купола: святые иконы весьма больших размеров, являют крайний предел совершенства: они углублены в ниши, дабы лучше обнаруживалась красота и зеркальный блеск их позолоты. Над нами находится удивительно блестящая рама, в виде карниза, большого размера, так что к ней привешены на блоках лампады.

При благолепных иконах Господа и Владычицы есть весьма большие, высокие, толстые колонны с резьбой, которые внутри полы, но кажутся цельными, будучи спаяны с тонким искусством. Их обивают лозы: золотые ветви с листьями поднимаются вверх, гроздья, одни – красивые и блестящие, другие – незрелые, зеленые, свешиваются, как будто они неподдельное творение Божие; фон гладкий. Колоны возвышаются от земли на высоты роста. Под иконой Господа есть также изображение Его и Его учеников отчетливой работы: Он несет на раменах заблудшего от стада ягненка, а за Ним следует великое множество овец, перед коими пастух, входящий в дверь овечьего загона».

В ряду икон этого иконостаса он отличает особенно выдающиеся: «Успения Богородицы, благолепную, позолоченную и новую, Св. Николая Преславного, благолепную, большую, чудеснейшую, работы весьма искусного мастера, который писал эти образа, изумляющие зрителя жизненностью лиц, из цветом и очертанием, как будто это живопись Критских греков. Подле этой святой иконы стоит икона Антония и Феодосия, между коими изображено подобие здания Печерского монастыря, а под ними изображение Св. Девы среди леса в огненном сиянии. Над образом Господа образ Св. Девы, именуемой Платитера (пространнейшей): сын на лоне Ея: Он внутри круга, среди солнечных лучей из золота с выступающими краями, лучи деревянные, но ничем не отличаются от златокованых. Направо и налево от Владичицы ряд двенадцати пророков, кои прорекли о Ней. Над Нею изображение Распятия.

Наверху купола написан Господь в Троице, окруженный ангелами и святыми… Резьба царских врат удивительна, позолота роскошная; они сработаны со всевозможным искусством и ничем не отличаются от златокованных, как молния. Кругом их рамы изображены диаконы в стихарях с кадильницами и священники в фелонях. Высота этих дверей и других двух семь локтей. Алтарь, божественная трапеза и ризница весьма обширны и чисты. В алтаре, в церкви и куполе 20 больших окон с превосходными стеклами».

В таких чертах Павел Алеппский изображает лучшие и выдающиеся памятники тогдашнего религиозно-художественного творчества заднепровских Черкас. Несомненно, сельские и бедные храмы у них повторяли тот же тип только в меньших и судных формах.

П. Фомин «Церковные древности Харьковского края»


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  28 апреля 2024

Выдающимся произведением середины XVII века был иконостас Троицкой церкви Густынского монастыря (не сохранился), созданный при финансовой помощи русского царя Алексея и молдавского хозяина Василия. Как свидетельствует П. Алеппский, с этим произведением не могли равняться «ни величественный иконостас Софии, ни Печерский... до сих пор, – отмечает он, - мы не видели ничего лучше и красивее его позолоты и живописи» (Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским, вып. 2. м., 1897, стр. 87). Формирование иконостаса происходило на основе синтеза достижений живописи, архитектуры и декоративного искусства.

«История украинского искусства». – К.: «Наукова думка», 1967 г., т. 2, перевод с украинского.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  28 апреля 2024

Замечательным памятником группы пятикупольных храмов является Троицкий собор Густынского монастыря (1676 г.). Не будет преувеличением сказать, что этот памятник является одним из лучших произведений украинской архитектуры. Для изучения истории украинской архитектуры этот ансамбль особенно привлекателен. Все в нём значительно и интересно: и комплекс в целом, и каждое здание в отдельности, и история строительства этих зданий, и связанные с этим архитектурным комплексом выдающиеся имена, и события истории украинского народа.

Основание этого монастыря, так же как и ряда других монастырей Левобережья в XVI в., связано с именем Раины Вишневецкой. Постройки XVI – начала XVII в. не сохранились, ибо они были деревянными. Фундатором дошедших до нас каменных зданий Густынского монастыря был гетман Самойлович. «Летописец о первом зачатии и создании святые обители монастыря Густынского» (Чтения в Императорском обществе истории и древностей Российских, вып. 7-8, 1848) повествует о том, как «начата здати церковь малу… в року 1614… а року 1636… попущением божиим за грехи наши церковь оная божия со всею красою и лептою своею среди белого дня сгоре вся даже до основания… и иные все здания монастырские истощися и сгоре…».

В 1671 г. новая церковь опять сгорела «со всякими украшениями, сиреч з роботою зело прекрасного снецарского и малярского». В 1672 г. был заложен нынешний Троицкий собор. Этому памятнику присущи многие черты, о которых уже говорилось, поэтому следует остановиться только на тех, которые особенно характерны. В этом здании обобщено все то самобытное и оригинальное, что постепенно развивалось в украинском зодчестве. Крестообразные объемы здания, как и в ряде других случаев, по внешним углам закреплены пристройкой дополнительных объемов, которые скомпонованы с учетом общей пирамидальной композиции. С этой целью они разделены по горизонтали на две части: нижняя – прямоугольная, верхняя – граненая. Эта граненность присуща всем частям здания. В итоге получилась богатая игра плоскостей.

В решении композиционной задачи большую роль играет форма оконных проемов. Здесь применено восемь типов окон, от самых больших, в выступающих крестообразных объемах, до самых маленьких в верхнем ярусе угловых объемов. Для создания четкого ритма в необходимых случаях рядом с оконными проемами устроены глухие ниши. Оконные проемы и ниши обрамлены висячими полуколонками. Особенно богато обработана восточная абсида; другого подобного примера мы не знаем в украинской архитектуре.

Интерьер здания производит величественное впечатление благодаря устройству трех ярусов ниш в западной, южной и северной сторонах западного притвора. Мы видели, что принцип устройства внутренних ярусных ниш камер в крестообразном здании, по-видимому, впервые применен в нежинском Николаевском соборе. С помощью такого приема решалась прежде всего практическая задача. Это были удобные места для власть имущих, т.е. для казацкой старшины. Ярусное расположение ниш делает интерьер собора в какой-то мере напоминающим театральный зал. Купола украинских церквей и колоколен в основном имеют сферическую или грушевидную форму. В Густынском соборе применены грушевидные купола. Именно эти очертания куполов придают особое своеобразие украинским памятникам.

Все пять куполов Троицкого собора имеют неправильную форму и различные размеры. Например, диаметр по оси север – юг восточного барабана равен изнутри 5,64 м, а такой же диаметр западного барабана равен 4,59 м, т. е. разница больше одного метра. Южный и северный купола сплющены. Разница диаметров здесь также более одного метра (5,35 и 4,14 м). Объяснить такую значительную неправильность можно только тем, что стены делались слегка наклонными внутрь, как в деревянных зданиях. При сложности объемного решения на значительной высоте без точных измерительных приборов заданные параметры было выдержать трудно.

Переход подпружных арок к барабану в Густынском соборе осуществлен с помощью двухступенчатых парусов. Интересно устройство этих парусов в боковых куполах. Сторона, примыкающая к главному барабану, образует почти прямую линию, поэтому паруса устроены только с этой стороны.

Густынский ансамбль окружен стеной, образующей прямоугольник, близкий к квадрату. В каждой стороне были устроены въездные ворота. В северной стене находятся ворота с Варваринской надвратной церковью. В настоящее время это здание сильно перестроено, особенно южный фасад. Между тем оно привлекает внимание оригинальностью своих форм и пристроенной круглой башней. Северный фасад Варваринской церкви украшен нишами, характерными для Прилукско-Густынской и Батуринско-Максаковской группы памятников. Есть основания предполагать, что это здание было одновременно жилым, оборонным и культовым и является самым древним в ансамбле. Как мы видели, такого рода здание, но более позднее, было в Коропе.

С восточной стороны в монастырь ведут въездные ворота, на которых стоит пятикупольная Петропавловская церковь того же времени, что н Троицкая. Известен еще только один случай подобной композиции – это церковь на Экономических воротах Киево-Печерской лавры.

Цапенко М. «Архитектура левобережной Украины XVII–XVIII веков». – М.: 1967 г.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  28 апреля 2024

Деревянный собор построен в 1644-1646 г.г. он известен по описанию П. Алепского 1654 г.- пятидольное пятиверхое сооружение (НИА, с. 223). Каменный собор имел первоначально 9 вершин (НИА, с. 123).

Сирийский путешественник Павел Халебский посетил Густинский монастырь 16 (26) июля 1654 г. он записал:
«Что касается святой церкви, то её куполы из блестящей жести, и позлащенные кресты испускают светлые лучи. Купола, числом пять, расположены крестообразно, высоки; средний больше и выше остальных четырех. Церковь имеет три внутренних двери, кроме трех дверей внешних. Когда войдешь в большую западную дверь, то церковь представляется в виде закругленного креста: нарфекс внутри его, алтарь насупротив, оба клироса, подобно алтарю, в нишах. По окружности церкви идут формы.

Оба клироса четырехугольные с формами, отделенными от других; они стоят посредине и вокруг них два прохода. Архиерейское место, весьма изящное, находится подле правого клироса; а также близ церковной двери в нарфексе есть другое архиерейское место, подобное первому. С края обоих клиросов есть еще два возвышенных места, а в хоросе восьмиугольный помост, покрытый красным сукном. Место органа, где стоят певчие, очень высоко и красиво и обнесено решеткой.

Иконостас и тябла услаждают взоры и изумляют смотрящего. Доселе мы не видели им подобных и равных; ни один человек не в силах описать этот иконостас, его громадность, высоту, обилие его позолоты, вид и блеск. Он поднимается от земли до верхней части большого купола; святые иконы, весьма больших размеров, являют крайний предел совершенства; они углублены в ниши, дабы лучше обнаруживались красота и зеркальный блеск их позолоты. Над ними находится удивительно блестящая рама, в виде карниза, большого размера, так что к ней привешены на блоках лампады.

При благолепных иконах Господа и Владычицы есть весьма большие, высокие, толстые колонны с резьбой, которые внутри полы, но кажутся цельными, будучи спаяны с тонким искусством, не так, как колонны в св. Софии, которые сзади пусты. Их обвивают лозы: золотые ветви с листьями поднимаются вверх, гроздья, одни - красные и блестящие, другие - незрелые, зеленые, свешиваются, как будто они неподдельное творение Божие; фон гладкий.

Колонны возвышаются от земли на высоту роста. Под иконой Господа есть также изображение Его (да будет прославлено Его имя!) и Его учеников отчетливой работы: Он несет на раменах заблудшего от стада ягненка, а за Ним следует великое множество овец, пред коими пастух, входящий в дверь овечьего загона. Налево от этой иконы высокая южная дверь алтаря с изображением св. архидиакона Стефана больших размеров, во весь рост, в царском стихаре, с золотой кадильницей в правой руке.

Близ него в том же ряду икона св. Троицы: трапеза Авраама и Сарры; под нею икона Благовещения, подле которой икона Успения Богородицы, благолепная, позолоченная и новая. Эти три благолепные иконы находятся в правом ряду. Под ними изображены апостолы, кои, собравшись, смотрят, изумленные, в гроб Богоматери, который пуст; Ее саван виден на краю мраморной раки справа; они устремили на нее взоры и поднимают руки к небу (как бы говоря): «Она вознеслась». Под иконами этого ряда четырехугольные, позолоченные, блестящие столбы, между которыми изображены архиереи, патриархи и православные римские папы в их облачениях.

В левом ряду большая, прекрасная икона Владычицы, блещущей красотою. Под нею изображено Введение Ее во храм; тут девы с зажженными свечами. Подле этой иконы северная дверь с изображением св. Михаила и около нее в ряд икона св. Николая преславного, благолепная, большая, чудеснейшая, работы весьма искусного мастера, который писал эти образа, изумляющие зрителя жизненностью лиц, их цветом и очертанием, как будто это живопись критских греков. Подле этой святой иконы стоит икона Антония и Феодосия, между коими изображено подобие здания Печерского монастыря, а над ними изображение св. Девы среди леса в огненном сиянии. Под этим рядом икон четырехугольные золоченые столбы и изображения мучеников и диаконов. Колонны при больших иконах, числом десять, велики, резной работы, витые.

Над ними второй ряд икон и колонн: 12 апостолов, Владычица и Креститель. Начинается этот ряд сверху царских врат Нерукотворным Образом, над коими Великий Четверг (Тайная Вечеря), еще выше Господь, сидящий на троне в митре и драгоценном саккосе; вокруг Него ангелы, св. Дева, Креститель и апостолы справа и слева от Него: на правой стороне Петр с ключами, на левой — Павел с мечом. Число резных, позолоченных колонн, по сторонам этих икон, двенадцать, но они тоньше нижних. Над карнизом и над ними идут изображения пророков. Над образом Господа образ св. Девы, именуемый Платитера: (Так Павел называет, по всей вероятности, икону Божией Матери, получившую в России название «Знамения») Сын на лоне Ее; они внутри круга, среди солнечных лучей из золота с выступающими краями; лучи деревянные, но ничем не отличаются от златокованых. Направо и налево от Владычицы ряд двенадцати пророков, кои прорекли о Ней. Над Нею изображение распятия.

Наверху купола написан Господь в Троице, окруженный ангелами и святыми. Над карнизом больших местных икон находятся изображения главных господских праздников. Резьба царских врат удивительна, позолота роскошная; они сработаны со всевозможным искусством и ничем не отличаются от (злато) кованых, сияют и блещут прекрасной позолотой и ночью сверкают как молния. Кругом их рамы изображены диаконы в стихарях с кадильницами и священники в фелонях. Высота этих дверей и других двух – семь локтей.

Алтарь, божественная трапеза и ризница весьма обширны и чисты. Хранящиеся там облачения и утварь — царского великолепия. В алтаре, в церкви и куполе 20 больших окон с превосходными стеклами».

«Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским». Выпуск 2 («От Днестра до Москвы») // Чтения в обществе истории и древностей российских, 1897 г., кн. 4, с. 88–91.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.