Начало Густынского монастыря было положено в 1600г. Основателем монастыря был иеросхимонах Иоасаф, который испросив благословение игумена Афанасия и взяв с собою двух иноков, иеромонаха Евфимия и монаха Геннадия, удалился в Заднепровскую сторону для отыскания места, удобного к основанию монастыря. Осмотрев разные местности по берегам реки Удая, Иоасаф остановил свой взор на острове Густынь, который представлял собой наилучшее место для монастырского иноческого жития. Иоасаф со своими учениками поселился на острове и вскоре на остров к Иоасафу начали собираться люди, селившиеся близ Иоасафа «ради монашеского жития и спасения». Благодаря усердию и посильным жертвам окрестных жителей, Иоасаф в 1614 году соорудил малую деревянную церковь в честь Пресвятой Живоначальной Троицы. Так как к этому времени около Иоасафа собралось достаточное количество братии, то братия пожелала иметь над собою настоятеля, которым и стал единодушно избранный старец Иоасаф.
Новосозданная обитель во многом нуждалась, но Иоасаф был уже стар и устройство монастыря было не по старческим силам настоятелю. Поэтому в помощь себе он избрал известного ему по уму и благочестию Исаию Копинского, игумена и настоятеля Антониевых, при Киево-Печерской Лавре, пещер, желая иметь его преемником по управлению Густынским монастырем. Исаия принял приглашение Иоасафа и с благословения архимандрита Лавры прибыл в Густынь. Обозрев и одобрив выбранное место для монастыря, Исаия испросил право на владение островом Густынью, находившимся в то время во владении князей Вишневецких. Князь охотно исполнил просьбу Исаии и Иоасафа и дал им в 1615 году грамоту на владение островом Густынью и другими местностями с находившимися в них пахотными землями, лесами, прудами и другими угодьями. По смерти князя Михаила Вишневецкого, последовавшей в 1615 году, грамота эта была подтверждена супругою его, княгиней Раиной (Ириной) Могилянской.
По получению грамоты, Исаия приступил к строительству монастыря. Он построил несколько новых зданий, а при трапезе соорудил теплую в честь Успения Богоматери церковь с приделом при ней в честь Рождества Богородицы. Исаия, заботясь о благоустройстве Густынского монастыря, в то же время созидал и устраивал два скита: Ладынский в 1616 году и Мгарский или Лубенский в 1619 году. Скиты эти принадлежали Густынскому монастырю и от него получали все необходимое для своего существования. С течением времени они отошли от ведения ими Густынского монастыря и были обращены в самостоятельные обители.
Случившиеся в 1625 и 1636 годах пожары истребили почти все здания в монастыре. Но благодаря помощи Божией, монастырь вскоре же после пожаров вновь восстанавливался.
В 1639 году обитель посетил Киевский митрополит Петр Могила. Им был назначен новый игумен Илия Торский. Митрополит осмотрел весь монастырь и поставил крест, назначив на этом месте строить новую великую и прекрасную церковь. В 1641 году эта церковь была заложена и через три года освящена во имя Святой Живоначальной Троицы. При игумене Авксентии случился третий пожар в 1671 году, истребивший Троицкую церковь, колокольню, келии и другие постройки. Уцелели лишь Успенская трапезная церковь и церковь во имя святых апостолов Петра и Павла, находившаяся в башне и построенная в промежуток времени с 1641 по 1671 год, и несколько келий. Вскоре приступили к возобновлению монастыря. В 1672 году была построена новая колокольня, одна башня, несколько келий.
В 1674 году приступили к построению большой Троицкой церкви. Эта церковь построена гетманом Иваном Самойловичем на собственные средства. Она каменная, пятиглавая, и существует до настоящего времени, служа памятником усердия благочестивого гетмана и образцом зодчества старинных малороссийских храмов. В 1675 году 23 мая, в день Сошествия Святого Духа, этот храм был освящен во имя Пресвятой Живоначальной Троицы архиепископом Черниговским Лазарем (Барановичем), который при этом освящении рукоположил в сан иеромонаха пребывавшего в Густынской обители и украшавшего Густынь трудами и подвигами иеродиакона Димитрия, впоследствии славного светильника Российской церкви и причисленного к лику святых, митрополита Ростовского.
Троицкая церковь стоит на телах невинных мучеников. Об этом факте Густынская летопись в общих чертах рассказа повествует следующее. В одном из нападений на Малороссию врагов ее, все жители Украины, спасаясь от преследований неприятелей, разбегались из своих домов и укрывались в лесах. Вблизи Густынской обители враги убили троих младенцев и тела их бросили в поле около монастыря. Трупы младенцев лежали три дня и три ночи, и ни зверь их не тронул, ни мороз не сковал их членов: они как были брошены, в таком виде и сохранились, и тела их были мягки, хотя стоял мороз и сыпал снег. Некоторые благочестивые христиане принесли тела этих невинных мучеников в монастырь, где предали их земле, хотя, впрочем, в неудачном месте. При постройке Троицкой церкви игумену явились во сне три младенца и, между прочим, сказали, что они перед Всевышним молятся за монастырь и за монастырскую братию. Игумен долго размышлял о видении. Наконец, он поведал об этом старцу-иноку. Тогда сей последний рассказал о случае трех убиенных младенцев и указал место их погребения в монастыре. Игумен приказал разрыть могилы младенцев и вынуть из земли их гробы. Когда гробы были открыты, тела мучеников оказались нетленными. Тогда они были перенесены для погребения в более достойное место и похоронены на том месте, где строилась церковь: над могилами невинных страдальцев воздвигли алтарь во имя Святой Троицы.
Следуя примеру князей Вишневецких, многие начальствующие и частные лица разных званий и сословий обогащали монастырь своими вкладами. Сверх того, Густынский монастырь имел право и возможность сам приобретать земли, леса и другие угодья. Ему принадлежали земли в трех уездах: Прилукском, Роменском и Путивльском, принадлежавшие тогда к Черниговской губернии. К концу XVIII столетия Густынский монастырь находился в полном процветании и благоустройстве, считался самым богатым из всех монастырей Малороссии и назвался в простонародье «второю Лаврою». Но это благоденствие Густынской обители продолжалось только до учреждения штатов для монастырей. Густынский монастырь был назначен к упразднению и в 1793 году закрыт.
Восстановлен Густынский монастырь и вновь получил самостоятельность в сороковых годах XIX столетия, благодаря заботам и хлопотам о том преосвященного Гедеона, архиепископа Полтавского, который обратился ко всей своей пастве с архипастырским воззванием о посильном для нее пожертвовании на благоустроение Густынской обители.
Полтавцы на воззвание своего архипастыря откликнулись жертвами, дошедшими в 1843 году до суммы в 6 686 рублей. Сам же преосвященный Гедеон, присутствовавший в то время в Святейшем Синоде, ходатайствовал перед Святейшим Синодом о восстановлении Густынского монастыря. Вследствие этого ходатайства преосвященнейшего Гедеона, указом Святейшего Синода от 16 декабря 1843 года, с высочайшего утверждения определено восстановить и снова открыть Густынский монастырь, с присвоением ему степени 3 класса и с назначением ему настоятелей в сане архимандритов.
Открытие Густынского монастыря последовало 15 мая 1844 года и совершено было торжественно в самый храмовый праздник, в день Святой Троицы. С того дня в монастыре началось и отправлялось ежедневно, по Уставу церкви богослужение.
Во время возрождения монастыря состояние его построек было следующее.
1. Главная или соборная церковь имела 2 придела: Святой Троицы и с правой стороны – в честь преп. Иоанна Кущника. Церковь каменная, пятиглавая, крестообразная, коринфского ордера. С наружной стороны украшена пилястрами и иконами в лепных крашеных рамах. Внутри церковь вся расписана по стенам священно-историческими изображениями в ликах притчей Господа. Имеет двухэтажные хоры. Иконостас четырехэтажный, древний, столярной работы, покрыт густою резьбою и весь позолочен. При входе в церковь изображены друг против друга князь Вишневецкий и гетман Самойлович как благотворители монастыря. На хорах находится портрет одного из Горленков. Под церковью склеп, в котором погребены тела фамилий Горленковых и Марковичей.
С левой стороны иконостаса местная икона Богоматери с Предвечным Младенцем на руках, именуемая Густынскою. В левой ручке Младенца находится закрытая книга Евангелия как источник духовного света и вечного спасения для человечества. Эта икона называется также Ярмарковою. Это наименование она получила от ярмарки, которая ежегодно бывает на монастырской площади 28 августа (по новому стилю). В это время икона выносится на ярмарку, обносится вокруг площади и оставляется в особой часовне. Здесь она пребывает во все продолжение ярмарки. Икона издревле признается чудотворною и пользуется особым почитанием приходящих в обитель богомольцев.
2. Трапезная одноглавая церковь с одним престолом. Раньше называлась Успенскою. Есть предание, что эта церковь была построена гетманом Иваном Мазепою. В 1845 году по случая погребения под нею в склепе бывшего генерал-губернатора Малороссийского генерала от кавалерии князя Николая Григорьевича Репнина, освящена в честь Воскресения Христова. Храм обновлен в прежнем виде, за исключением иконостаса, который заменен новым, устроенным на иждивение супруги покойного князя Варвары Алексеевны Репниной. Она же приняла на себя все издержки, требовавшиеся на обновление этого храма и достаточно снабдила его священными облачениями и сосудами. Под храмом устроена родовая усыпальница княжеской фамилии Репниных-Волконских.
3. Пятиглавая церковь с престолом в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Из-за скудности средств к ее возобновлению приступили лишь в 1854 году при настоятеле архимандрите Гермогене. В 1900 году при архимандрите Тихоне в ней был устроен еще один придел в честь свт. Димитрия Ростовского.
4. Церковь свт. Николая Чудотворца совершенно разрушена. Над нею была каменная колокольня, а под нею ворота, именуемые Никольскими. По преданию, она была выстроена, так же как и монастырская ограда, и Петро-Павловская церковь, на средства полковника Димитрия Горленко. В 1853 году попечением настоятеля архимандрита Варсонофия церковь перестраивается и над нею воздвигают огромную византийско-русского стиля колокольню с пирамидальным куполом, по чертежу и указаниям архитектора академика Ефимова.
5. Домовая церковь в честь вмч. Варвары устроена в ограде над воротами к ярмарковой площади, называющимися «Варваринскими». Она находится с настоятельским корпусом. Рядом с нею в виде колокольни возвышается небольшое здание, знаменующее, обычно треоконную башню. По преданию, эта церковь была построена на средства Варвары Марковичевой. Храм попечением настоятеля архимандрита Варсонофия полностью возобновлен, сооружен вновь прекрасный иконостас. Иконы писаны в Санкт-Петербурге художником Парченным в древневизанйтиском стиле. При церкви вновь построен настоятельский дом.
В 1845 году Густынский монастырь посетил, являясь членом археологической комиссии, Т.Г.Шевченко. Он сделал три акварели с видами монастыря. При архимандрите Тихоне в начале ХХ столетия было устроено монастырское подворье в г.Прилуках с Пантелеймоновскою церковью и школою, а также за городом, на 10 версте Роменской дороги странноприимница.
Мирная жизнь монастыря закончилась после большевистского переворота 1917 года. В марте 1924 года обитель была закрыта. После закрытия Густынского монастыря на его территории разместили детскую коммуну для беспризорников, которая просуществовала до начала сороковых годов ХХ столетья. Памятники архитектуры и церковного искусства приходили в упадок и разрушались. Этому способствовали помимо времени, молодые безбожники, грабившие склепы и храмы, уничтожавшие ценнейшие иконы и шедевры церковного искусства. Они заходили в храмы, срывали иконы с иконостаса, били их, а спустя некоторое время рубили их на дрова. Эту участь разделил и ценнейший иконостас, которым восторгался в 1654 году архимандрит Павел Алепский.
В начале 1930-х годов было подготовлено постановление об уничтожении монастыря. Но благодаря усилиям Николая Макаренко и других деятелей науки и культуры мы можем и сейчас наслаждаться красотой этой жемчужины украинского барокко. У Макаренко был сын Орест, который участвовал в исследованиях Густыни. В 1927 году он погиб на глазах своего отца. Его похоронили в родовом склепе князей Репниных под Воскресенской церковью.
В начале 1940-х годов на территории монастыря был размещен психоневрологический диспансер, просуществовавший до 1991 года. В начале 1943 года монахини закрытого Ладынского Покровского монастыря обратились в Прилукский старостат с прошением открыть Густынскую обитель. Разрешение на открытие монастыря последовало в июле 1943 года. Так мужской монастырь стал отныне женской обителью. Монастырь возглавила игумения Евстолия. Монастырь разместился в двухэтажном Варваринском корпусе. Богослужение совершалось в Воскресенской церкви. В 1958 году после смерти игумении Евстолии монастырь возглавила игумения Рафаила. Вскоре последовало очередное испытание. На праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла в 1959 году монастырь был закрыт.
После многих лет запустения, 17 декабря 1993 года, на праздник св.вмч. Варвары в Воскресенском храме был освящен престол и отслужена первая Божественная Литургия. Монастырь обрел четвертое возрождение.
http://brigantina.e-gloryon.com/?page=2751917135