ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Белоярское. Церковь Флора и Лавра.


Белоярское. Церковь Флора и Лавра
Церковь. Действует.  
Престолы:Флора и Лавра, Иоанна Предтечи
Архитектурный стиль:Барокко
Год постройки:Между 1810 и 1833.
Ссылки: Официальный сайт  Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Россия, Курганская область, Щучанский район, с. Белоярское

Координаты: 55.326571, 62.362213



Сортировка:

Церковь Флора и Лавра, Вид с северо-востока<br>, Белоярское, Щучанский район, Курганская область
Вид с северо-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
29 июня 2022
Церковь Флора и Лавра, Вид с востока<br>, Белоярское, Щучанский район, Курганская область
Вид с востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
29 июня 2022
Церковь Флора и Лавра, , Белоярское, Щучанский район, Курганская область
Юлия Шлентова
3 ноября 2014
Церковь Флора и Лавра, , Белоярское, Щучанский район, Курганская область
Юлия Шлентова
3 ноября 2014
Церковь Флора и Лавра, , Белоярское, Щучанский район, Курганская область
Юлия Шлентова
3 ноября 2014
Церковь Флора и Лавра, , Белоярское, Щучанский район, Курганская область
Юлия Шлентова
1 ноября 2014
Церковь Флора и Лавра, Икона на апсиде<br>, Белоярское, Щучанский район, Курганская область
Икона на апсиде
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
18 мая 2017
Церковь Флора и Лавра, Главный иконостас<br>, Белоярское, Щучанский район, Курганская область
Главный иконостас
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
29 июня 2022
Церковь Флора и Лавра, Своды<br>, Белоярское, Щучанский район, Курганская область
Своды
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
29 июня 2022
Церковь Флора и Лавра, Северный придел<br>, Белоярское, Щучанский район, Курганская область
Северный придел
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
29 июня 2022
Церковь Флора и Лавра, , Белоярское, Щучанский район, Курганская область
Юлия Шлентова
3 ноября 2014
Церковь Флора и Лавра, , Белоярское, Щучанский район, Курганская область
olga1000
1 июня 2011
Церковь Флора и Лавра, я живу в селе Белоярском и очень рада, что наша церковь есть в вашем каталоге, остается добавиьть фото, чтобы все смогли увидеть этот Храм.<br>, Белоярское, Щучанский район, Курганская область
я живу в селе Белоярском и очень рада, что наша церковь есть в вашем каталоге, остается добавиьть фото, чтобы все смогли увидеть этот Храм.
elena
17 ноября 2008
Церковь Флора и Лавра, , Белоярское, Щучанский район, Курганская область
elena
4 февраля 2008
Церковь Флора и Лавра, Фото 1961 года (негатив из фондов Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А.В. Щусева)<br>, Белоярское, Щучанский район, Курганская область
Фото 1961 года (негатив из фондов Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А.В. Щусева)
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
1 января 1961
Церковь Флора и Лавра, , Белоярское, Щучанский район, Курганская область
Анатолий74
6 апреля 2014



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


В 1771г. в с. Белоярское была построена деревянная церковь (в настоящее время здесь расположена усадьба Завьялова Сергея Павловича). Но простояла она не долго – сгорела. На сходке, жителями села было принято решение о строительстве новой кирпичной церкви. Чтобы собрать необходимые средства, обратились к жителям окрестных сёл и деревень: Косулино, Куликово, Пивкино, Красноярка и Чесноки. Почтенные старцы съездили в с. Карачелку, где в то время велось строительство церкви. Со строителями договорились, что по завершению строительства они приедут в с Белоярское и построят там церковь. Вот почему эти церкви так похожи. В архиве Пермской епархии (куда якобы обращался Григорий Дмитриевич Чепелев) есть сведения о строительстве церкви в1771 году, но эта дата строительства деревянной церкви. Это произошло потому, что кирпичную церковь назвали как и деревянную – Флора – Лавровская, в память о Святых Флоре и Лавре, покровителях скота, точнее коневодства. Икона Св. Флора и Лавра, написанная в конце 15 века, хранится в Третьяковской галерее, в Москве. Написана она мастерами Новгородской школы. Эта школа одна из блестящих «страниц» в истории мировой живописи. Икона Св. Флора и Лавра – одна из многих новгородских икон, где эти христианские святые наивно использованы, так сказать, в практических нуждах – в качестве покровителей коневодства. Сияющий золотой фон. Наверху, в середине, торжественно – величавая фигура архангела Михаила, мощные тёмные крылья которого образуют широкую дугу. По бокам – Флор и Лавр, чуть ниже – два коня, которых архангел держит на поводу. Ещё ниже – коневоды и целый табун лошадей всех возрастов и мастей. В окраске коней мы видим контрастность: левый – вороной, а правый – белоснежный; у первого коня седло зелёное, а у второго – огненно – красное. Как стройно горделивы, как грациозно выгибают они свои ноги, как прелестны эти кони! Люди, кони в своём гармоничном сочетании говорят о единстве человека со всем окружающим его миром. Место для строительства выбрали удачное: в центре села, на возвышении. По воспоминаниям жителей села, к 1812 г. церковь была построена до окон. «Мой дед, - вспоминает Чепелева Алексанра Григорьевна, - помнил жителя нашего села Петра Воробьёва, который частенько «под хмельком» заходил в церковь, когда там работали «богомазы» (художники). Он был прозван в селе хвастуном за те байки о своих «подвигах», которые рассказывал всем, в том числе и «богомазам». Среди тех, кто расписывал церковь, был человек с юмором. Так среди страждующих, идущих на исцеление, (картина была написана на западной стене церкви) появился мужчина, очень похожий на Петра Воробьёва. Людская молва оставила нам и такое предание: черты лица Богоматери на одной из икон были очень схожи с чертами лица одной из женщин села, в которую якобы был влюблён художник. Колокола для церкви были вылиты на месте, т. е. в селе Белоярском. Самый большой колокол весил 120 пудов (1.920 кг.) И вот церковь – красавица, как корабль, засияла на солнце. Звон колоколов был прекрасным и мелодичным. Видимо были хорошие мастера по литью колоколов, да и серебра не пожалели. Сохранилось имя звоноря Ильи Окорокова, который виртуозно играл на колоколах. Однажды на Пасху приехал с целью проверки архиерий. Звонарь на колоколах сыграл ему «Барыню», а на второй день – «Казачка». Архиерий был очень тронут и одарил звоноря подарком. Удовлетворён был архиерий и церковным хором, который исполнял молитвы во время службы. «По всей Оренбургской епархии нет такого хора», - так оценил церковный хор архиерей. У церкви было два входа: с запада и юга, было и два алтаря: один Флора и Лавра, а другой – Ивана – крестителя. Возможно, поэтому в нашем селе престольным праздником было Крещение. В церкви было красиво и торжественно, как и во всех русских храмах. В дни христианских праздников было много народа. Не только церковь, но и ограда вокруг неё были заполнены людьми. Ограда вокруг церкви была обнесена железной решёткой, которая крепилась между столбами, сложенными из кирпича. На конце железных прутьев сияли украшения из разноцветного стекла, которые переливались в лучах солнца. В ограде церкви, с южной стороны, были похоронены предки попа Шмотина Николая, который возглавлял церковь до 1917 г. В годы гражданской войны он был на стороне «белых». Весной 1918 г. бедняки поделили землю, в том числе и церковную. В мае по всей железной дороге от Омска до Челябинска произошёл Чешский мятеж, который поддержали и богатые люди окрестных сёл. Шмотин стал одним из инициаторов отнятия земли у крестьян и наказания их поркой на площади у церкви. Одни говорят, что Н. Шмотин уехал с «белыми», переправившись через р. Миасс на своём красавце – коне. Другие утверждают, что он был расстрелян «красными». Сын его, Валентин Шмотин, в 50-е годы работал директором конезавода в г. Омске. После Николая Шмотина попом стал Ермолов Александр, он был арестован (возможно, после закрытия церкви). Сын его, Пётр, работал воспитателем в детском доме с. Белоярского. Закрыта церковь в 1933 г. Большинство населения с болью в сердце смотрело за спуском колоколов в 1935г. Руководили этим активисты во главе с Гаврилом Пушкарёвым. Долго не поддавались колокола активистам, но не смогли безмолвные отстоять себя и рухнули на землю. Небольшие были увезены сразу, а большой некоторое время так и лежал на земле, потом и он исчез. Церковь имела следующий штат: поп, дьякон, трапезник (сторож), который жил в сторожке, пристроенной к церкви; уборщица. Церковь построена посреди села на небольшой возвышенности и имеет трёхчастную схему плана с собственно храмом, трапезной, расширенной с севера приделом, и выступающей вперёд колокольней, к основанию которой примыкают два небольших помещения. Главный алтарь - пятигранный, придельный - полукруглой формой. Храмовый четверик завершён сводом с крестообразным пятиглавием. Свод отличается высокой стрелой подъёма и завершается низким восьмериком и святовой главкой над ним. Лотки свода по сторонам света прорезаны глубокими распалубками с выведенными в плоскость стен люкарнами, на которых установлены световые главки. Все главы одинаковые, лишь центральная отличается несколько большими размерами. Восьмигранные с узкими арочными проёмами в прямоугольных рамах, они имеют прихотливое завершение. Углы восьмеричков оформлены декоративными валютоподобными формами. Углы сооружения укреплены лопатками. Стороны четверика завершены фигурными фронтонами с окном по центру и профилированными обрамлением. Фасадные плоскости, с юга и севера одинаковые, с двумя ярусами окон по трём осям. Центральная ось подчёркнута входными проёмами и окном фигурного фронтона с главкой над ним. Оконные проёмы однотипны, с лучковыми завершениями, они заглублены в прямоугольные ниши и обрамлены профилированными наличниками с треугольными фронтами. Колокольня – четырёхгранная, с двумя ярусами звона, углы которых скошены и обработаны тремя вертикальными полочками. Завершением является сквозной, вытянутых пропорции восьмеричок, несущий сложно прорисованную главку. В интерьере храм перекрыт восьмилотковым, сомкнутым сводом с центральной световой главой. Окна по вертикалям объединены нишами, центральные из которых соединяются с распалубками. Трапезная, объединённая с приделом, перекрыта лотковым сводом. Сохранились кованые решетки окон и козырёк над южным входом в храмовую часть. Храм на бутовом ленточном фундаменте выложен из красного кирпича размером 28 х 14 х 7 см. и оштукатурен раствором с использованием цемента. Кровля храма железная по деревянной обрешётке. Общие габариты: ширина – 18 м. длина – 30,8 м. высота колокольни – 31, 5 м. Фотографии на сайте www.ural-help.narod.ru


Юлия Шлентова
 
Юлия Шлентова  4 ноября 2014

Церковь Флора и Лавра. село Белоярское, Курганская обл. Село основали три брата, беглые каторжники Согрины в 1682 г. (из дневника старожила Чепелева). Церковь построена в начале 19 в. В церковный приход входили окрёстные сёла: Пивкино, Красноярка, Чесноки, Косулино. До этого была в селе деревянная церковь, построенная в 1771 г., она сгорела во время пожара. Место для строительства новой, каменной выбрали на высоком месте в центре села. Для церкви были выделены 74 десятины земли, 14-19 десятин покоса по долине реки Миасс. В 1810 г. началось строительство, свои каменщики, свои иконописцы, даже колокола отливали в Белоярском, были они звонкие, мелодичные. Самый большой колокол был весом 120 пудов. В 1812 г. была построена она до окон. …Смотришь на церковь и поражаешься, какие умельцы были на Руси!
Журнал «Инфор» Ветер времени. №1 июнь 2008 г. Н.Статина

Источник: сайт "Православная церковь провинции" http://cerkov-provincii.narod.ru/areas/kur/schuchRN.html



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.