В этом году 19 января в свой престольный праздник Богоявленский храм Богородице-Рождественской Свято-Лукиановой пустыни отметит юбилей. Ныне действующий каменный с приделом во имя великомученика Феодора Стратилата, небесного покровителя царя-благодетеля Феодора Алексеевича, был построен в 1684 году при преемнике преподобного Корнилия Александровского настоятеле отце Евагрии. В этом храме сейчас покоятся мощи первого строителя пустыни преподобного Лукиана Александровского. Это второй храм, после собора Рождества Богородицы, построенный на территории монастыря. Именно здесь в Богоявленском храме сейчас совершаются монастырские богослужения.
Из сведений, сохранившихся о внутреннем убранстве храма, известно, что две главы храма были покрыты деревянной чешуей, крест белым железом, а крыша тесом. Внутри храма все было просто, чуждо вычурности, все располагало к молитве, стены не были расписаны вплоть до XX века. Иконы в иконостасах двух приделов – Богоявления Господня и великомученика Феодора Стратилата - были больших размеров, не покрытые ризами. Их украшали чеканные серебряные венцы позолоченные с каменьями, а также ожерельца из жемчуга. В четырехярусном иконостасе главного придела справа от царских врат помещались храмовая икона Богоявления Господня, слева от них - Иверская икона Божией Матери. Это был один из ранних списков с иконы, принесенной с Афона в Москву в царствование Алексея Михайловича. Так Вратарница Горы Афонской с конца XVII века охраняла Лукианову обитель. В трапезной части храма на первом столпе висел образ Рождества Пресвятой Богородицы, а вокруг образа, представлявшего собой средник, были написаны Господские и Богородичные праздники; они находились под серебряным золоченым окладом.
На колокольне было пятнадцать колоколов; один большой, один повседневный весом в 21 пуд 28 фунтов, семь малых и еще шесть малых. Помимо этих колоколов при Богоявленском храме, был еще колокол при соборе, затем у ворот и в келье настоятеля. Под храмом были сделаны «полатки» для хранения монастырского имущества и хозяйственных припасов. В храме Богоявления Господня в особом помещении находилась ризница обители, в которой хранились два древних Евангелия московской печати (одно 1677 года, а другое 1685 года), богато украшенные, два сребропозолоченных креста с частицами мощей - вклады почитателей Лукиановой обители, церковные сосуды - вклад Великой княгини Натальи Алексеевны. Здесь хранились и четыре грамоты царя Феодора Алексеевича 1677, 1678, 1680 и 1681 годов и другие монастырские документы.
После закрытия пустыни в 1920 году документы и многие иконы из Богородице-Рождественского собора и Богоявленского храма поступили в музей, а некоторые иконы и предметы монастырского имущества были разграблены. Нехрамовые строения монастыря были переданы племенному совхозу для охранения зданий от разрушения. В 1922 году, при изъятии из церквей и монастырей церковных ценностей, из Лукиановой пустыни было изъято 2 пуда 24 фунта (более сорока килограммов) серебра в виде окладов с икон (в частности, риза с Нерукотворного образа Спасителя из собора весом в девять с половиной килограммов), богослужебных сосудов, крестов, кадил, лампад и даже украшений со старинных Евангелий. Была снята и риза с чудотворной иконы. Верующие из города Александрова собрали серебряные монеты и лом из серебра и золота, равный весу оклада чудотворной иконы (около пяти килограммов), и, сдав его, выкупили ризу. Сама же икона была вывезена в музей «Александровская слобода».
В 1927 году прихожане Христорождественского собора города Александрова обратились с письмом в дирекцию музея с просьбой передать в действующий собор икону Рождества Пресвятой Богородицы, весьма дорогую «для всякого верующего человека, привыкшего чтить эту икону, как святыню своего сердца». Просьба не была удовлетворена. В настоящее время местопребывание явленной чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы остается неизвестным.
В 1924 году теплый храм Богоявления Господня был отдан под приемник для беспризорных детей. В 1925 году при снятии колоколов здесь была повреждена колокольня. Впоследствии церковные здания были переданы музеем дому заключения, переведенному из города Александрова в Лукианову пустынь.
После закрытия монастырская жизнь возродилась здесь спустя 70 лет в 1991 году.
Источник: статья Н. Никитиной «Три века Богоявленскому храму» в Вестнике краеведа: альманах. – Александров: Центральная городская библиотека, информационно-библиографический отдел, 2012. Вып. 7: Села. Усадьбы. Храмы. – Ч. 1. - 2016.
v7.pdf