16 мая 1934 г. в Прокуратуру Гороховецкого района из Комиссии по делам культов при Президиуме ВЦИК пришел запрос: «По препровожденной жалобе граждан с. Кожино расследуйте, кто, когда и на основании чего закрыл церковь с допущением поломки культового имущества. Результаты сообщите. Равно сообщите и о принятых Вами мерах в восстановлении революционной законности. Сообщите, в каком состоянии здание церкви на сегодняшний день».
2 июля начальник Управления НКМ Гороховецкого района пишет в Комиссию о проведенном расследовании: «Закрытие церкви проведено согласно выписки из протокола № 6 заседания Комиссии по рассмотрению религиозных вопросов при президиуме облисполкома ИПО от 26.04. - 32 г., утвержденной Президиумом облисполкома 28 мая 1932 г., решением которого договор с общиной был расторгнут за неуплату налоговой задолженности 1677 рублей. На основании этого все культовое имущество реализовано РайФО, часть сдано Госбанку и часть заготконторе металлолома, на что имеются акты. Выездом на место никаких хулиганских действий, как-то: публичное сжигание и растаскивание, не установлено. На основании изложенного видно, что в данном случае нарушения революционной законности представителями местной власти не допущено. А поэтому дальнейшее следствие прекращено, о чем и сообщается для Вашего сведения. Весь материал направлен Райпрокурору». Т.о. церковь действительно закрыта, имущество, которое не реализовано, действительно поломано, сожжений едва ли не было (собственно других вариантов «использования» немалой части богослужебного имущества не существовало). Именно так обычно и происходило закрытие церквей после постановления облисполкома об ее ликвидации. Но эта церковь не была ликвидирована, т.е. переведена для использования под светские нужды; расторжение договора с общиной означало только, что ведется поиск другой общины, которая в состоянии содержать здание церкви. В соответствии с законом, если верующие опротестовывали закрытие церкви облисполкомом, то ВЦИК проверял законность постановления и иногда даже отменял его.
Т.к. облисполком не ликвидировал церковь, но договор с общиной все же расторг, то ВЦИК 19 июля пишет в облисполком: «Во ВЦИК”е имеется жалоба верующих из с. Кожина Гороховецкого района на закрытие церкви. Вышлите все материалы по этому делу и сообщите, когда объявлено было верующим постановление облисполкома о расторжении договора и закрытии церкви, когда она закрыта. На каком расстоянии ближайшее здание церкви такого же религиозного течения?». Любопытно, что запрос Комиссии по делам культов при Президиуме ВЦИК был таким, словно облисполком именно ликвидировал церковь, а не расторг договор: до постановления облисполкома о ликвидации церкви никакой поломки имущества не должно допускаться, но Комиссия ни о каком «восстановлении революционной законности» уже почему-то не пишет!
4 августа облисполком пишет в Комиссию: «Постановлением Президиума облисполкома от 28.05. - 32 г. договор с общиной верующих на пользование церковью расторгнут за неуплату налогов. Постановление это было объявлено религиозной общине, но последняя от подачи жалобы по-видимому воздержалась, вследствие чего культовое здание было изъято из пользования указанной общины. В настоящее время Гороховецкий райисполком возбудил ходатайство о ликвидации церкви в с. Кожино как культового здания на том основании, что заявления от новых общин, желающих взять здание и имущество культа в свое пользование, не поступало. По рассмотрении этого вопроса Вам будет выслано постановление Президиума и весь материал по делу». Не может не вызывать удивления факт, когда райисполком ставит вопрос о ликвидации церкви после того, как церковь уже ликвидирована и имущество в ней уже реализовано либо уничтожено.
Облисполком, видимо, почувствовал, что ВЦИК не против закрытия и 9 сентября 1934 г. принимает постановление «О ликвидации церкви в с. Кожино Гороховецкого района», т.к. «церковь не функционирует с 1930 г., … постановлением Президиумом облисполкома от 28.05. - 32 г. договор с общиной верующих на пользование церковью за неуплату налогов в сумме 1677 рублей расторгнут, … другой общины, желающей взять в пользование здание церкви и имущество в нужный срок … не поступило, … в расстоянии 3 км в с. Фролово находится другая действующая церковь, в которой верующие с. Кожина удовлетворяют свои религиозные нужды. Церковь в с. Кожине как молитвенное здание ликвидировать и зачислить в Госфонд. Указать Гороховецкому райисполкому не допускать изъятия культового имущества из здания церкви без санкции Президиума облисполкома [хотя оно уже изъято. - Авт.] и обязать райисполком провести настоящее постановление с соблюдением ст. 36, 37 и 40 указанного постановления ВЦИК и СНК». 29 октября облисполком на запрос Комиссии от 13 октября о планах использования здания церкви по ее закрытии сообщает, что «по сообщению Гороховецкого райисполкома от 16.08. - 34 г. культовое здание церкви с. Кожина после ее ликвидации предположено использовать под школу, с затратой на переоборудование его для этой цели 10 т.р. В настоящее время нижний этаж церкви используется колхозом под складское помещение».
Комиссия по делам культов при Президиуме ВЦИК составила следующее заключение: «Церковь не функционирует с 1930 г.; РИК и облисполком вынесли постановление о расторжении договора и закрытии церкви. Ближайшая церковь - в с. Фролове в 3 км. Здание церкви предполагается использовать под школу. Нижний этаж используется под склад. Верующие писали о якобы допущенных безобразиях при ликвидации церкви. Нами поручалось прокурору выяснить на месте. Прокурор ответил, что жалоба не соответствует действительности». На основании этого заключения 10 апреля 1935 г. вышло постановление ВЦИК: «Постановление президиума облисполкома ИПО от 9.09. - 34 г. о ликвидации церкви в с. Кожино Гороховецкого района утвердить, церковь ликвидировать».
Так была закрыта церковь в с. Кожино. Поломка внутреннего убранства была произведена в 1934 г. на основании постановления облисполкома от 1932 г. о расторжении договора за неуплату налогов. По закону, постановление о расторжении договора не давало оснований для подобных действий - должно было быть постановление облисполкома о ликвидации храма, т.е. перед нами пример нарушения властями закона.
Уже в запоздалом постановлении облисполкома от 1934 г. о ликвидации храма указывается еще 1 причина закрытия - нефункционирование храма с 1930 г. Вызвано это было арестом 14 ноября 1930 г. священника Орлова Петра Андриановича, осужденного на 5 лет лишения свободы. Можно предположить, что именно из-за отсутствия священника перестались выплачиваться налоги. К сожалению, в основном только к концу 1930-х гг. верующие доросли до понимания всей ответственности перед своими храмами, когда они стали готовы оплачивать налоги за храм, даже если тот временно оставался без священника; в начале же 1930-х гг. нередко все платежи лежали исключительно на плечах священника. Также было немало случаев, когда активную роль в закрытии храма играл местный колхоз или сельсовет, желавшие заполучить его под какие-либо нужды (клуб, школу, склад и др.). На основании имеющихся документов можно предположить, что в Кожино этого не наблюдалось. Т.е. храм был закрыт только потому, что в райфинотдел перестали поступать налоги за него, что и вызвало ненужный к нему интерес со стороны властей. И, соответственно, если бы верующие продолжали платить налоги, то, возможно, власти храм так и не закрыли бы и в конце 1935 г. в него вернулся бы священник.
В конце Великой Отечественной войны начался недолгий период смягчения религиозной политики государства, во время которого верующим было возвращено немало церквей. В 1946, 1948 и 1949 гг. верующие с. Кожино 8 раз (по 2, 3 и 3 раза соответственно) обращались с просьбой об открытии храма, но безрезультатно. По предоставленным в 1962 г. Председателю Совета по делам РПЦ при Совете министров СССР Владимирским облисполкомом данным, в церкви размещался склад. (ГАРФ. Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 711. Ф. Р-6991. Оп. 2. Д. 330. Л. 148).
Ершов А.Л. О закрытии храма в с. Кожино Гороховецкого района // «Да будет время с нами вечно!» Сборник краеведческих работ по итогам VII Булыгинских литературно-краеведческих чтений. Вып. 7. / МБУК «Межпоселенческая библиотека» Гороховец. р-на Владим. обл. - Гороховец, 2012. С. 14-18.